СТАНИЦА ПРИШИБСКАЯ

В 1822 году при создании Кордонной Кавказской Казачьей Линии на территории Кабарды создаётся ряд военных укреплений, названных впоследствии «Кабардинской Линией». По левому берегу Терека закладываются укрепления: Заречное, Пришибское, Урухское, Урванское, Кызбурунское (Баксанское) и др., с подчинением их Управлению Кабардинской Линии в слободе Нальчик.
Начало строительства Кабардинской Линии связано с именем «проконсула Кавказа» -генерала А.П. Ермолова, который, находясь в Кабарде, приступил к осуществлению своей главной цели - обезопасить приграничные районы от «непокорных кабардинцев», построив ряд военных укреплений в самом сердце Кабарды. Главной задачей для этих укреплений была пограничная служба и охрана новой ветви Военно-Грузинской дороги, построенной в 1825 году и проходившей от станицы Екатериноградской по левому берегу Терека до Владикавказа, минуя Моздок.
Укрепление Пришибское было выстроено на месте казачьего поста Пришиб (на казачьем слове «пришиб» означает крутой поворот реки), располагавшегося в 15 верстах от паромной переправы через реку Малку, напротив станицы Екатериноградской, и известного с 1819 года. Пришибское укрепление становится первым военным укреплённым поселением на новом тракте Военно-Грузинской дороги, и здесь следовавшие в Грузию войска, почтовые кареты и экипажи делали остановку для отдыха.
Первое описание укрепления принадлежит П. Зубову, царскому военачальнику, посетившему Пришиб в 1824 году: «Укрепление состоит из четырехугольного земляного вала с глубоким рвом, обнесенным частоколом и пушками по фасаду». На Кабардинской Линии в это время несли службу солдаты регулярной армии и казаки с Дона и старых Гребенских станиц.
В таком виде укрепление застал и великий русский поэт А. С. Пушкин во время своей поездки на Кавказ в 1829 году. Следуя по тракту «...Военно-Грузинской дороги, 16 мая он прибыл в Екатериноград. 18 мая выехал с оказией из Екатеринограда и ночевал в укреплении Пришиб, 19 мая выехал из Пришиба в укрепление Урухское». В августе того же 1829 года Пушкин снова останавливался в Пришибе, возвращаясь в Петербург.
До 1837 года Пришиб в военных отчетах значится как «крепость» и постоянного населения не имеет.
Для усиления охраны Военно-Грузинской дороги в 1837 году, военное командование приступило к заселению данного пространства двумя малороссийскими полками. Связано это было с посещением в 1837 году Кавказа Государем Императором Николаем I.
По случаю Высочайшего посещения командир Кавказского корпуса приказал Второму Малороссийскому казачьему полку, занимавшему с 1833 года верховья реки Малки, представится Государю в укреплениях: Пришибском, Урухском, Ардонском и Архонском поэскадронно. После блистательного представления в вышеназванных укреплениях, второй Малороссийский полк был оставлен в них на постоянное место жительства. Для поселения были выбраны из обоих полков женатые казаки, а холостые переведены в 1-й полк, который тогда был переведен из Кубани во Владикавказ.
Для отвода земли станицам, а также для разбивки мест под станицы, из Тифлиса присылается офицер корпуса - топограф, прапорщик Горшков, который и произвел свои работы под наблюдением владикавказского коменданта полковника Широкова.
Место для станицы Пришибской было признано здоровым по климатическим условиям. В мае 1838 года представленный проект заселения Линии, состоящей из четырех станиц (Архонской, Ардонской, Урухской и Пришибской), был утвержден и направлен полковнику Стойкому для «немедленного приведения в исполнение». Из расселенного по станицам 2-го Малороссийского полка был сформирован 1-й Владикавказский казачий полк, и началось строительство самих станиц.
Что касается их планировки, то они мало чем отличались друг от друга: как правило, в центре, на площади, возводилась церковь, от нее расходились улицы, здесь же ближе к центру строились общественные здания. В станице Пришибской первая церковь (деревянная) была освящена 8 января 1850 года. И лишь в 1905 году была заложена постоянная кирпичная церковь, получившая имя Архистратига Михаила Архангела. Эта церковь, освещенная в 1907 году, и поныне стоит в северной части города Майского. Центральная улица станицы к северу от центра вела к кладбищу, первое захоронение на котором датировано 1825 годом.
По описанию полковника Стойкого, станица Пришибская построена на реке Тереке в 20 километрах от станицы Екатериноградской, и по плану прапорщика Горшкова, в 1844 году ей отмежевано было в надел 9033 десятин и 54 сажени земли. В 1842 году в станице проживало 74 казачьих семейства, из них 67 душ мужского пола и 109 женского. С годами численность жителей станицы возрастает, так в 1844 году здесь значилось: «9 штаб- и обер-офицеров, 29 урядников, 184 казака, 10 готовящихся к службе и 2 негодных к несению служебных обязанностей».
Для пополнения станицы царское правительство в 1848 году переселило сюда большую партию харьковских, черниговских, полтавских и воронежских крестьян, зачислив их в казачье сословие, и увеличив таким образом, численность населения более чем вдвое. Данные за 1878 год гласят: «число дворов казачьих - 202, число душ мужского пола - 558, женского - 569». В данное время также замечено появление и лиц невойскового сословия. Так, в этих же сведениях говорится, что «в станице имеются 2 двора, принадлежащих неказачьему сословию с проживающими в них 17-ю душами обоего пола».
В 1900 году станица Пришибская представляла уже крупный населенный пункт. В нем насчитывалось 248 дворов и проживало 1770 человек. В станице в это время имелись административные учреждения: станичное правление, одноклассное училище, церковно¬приходская школа, церковь, 2 мельницы. 4 торгово-промышленных заведения.
Быстрые темпы роста численности населения станицы Пришибской после 60-х годов XIX века привели к нехватке плодородных земель, отведенных станице еще в 1844 году. Это привело к тому, что в 80-х годах XIX века из казачьей среды станицы отделяются 45  казачьих семейств и основывают недалеко от станицы 4 хутора: Пришибо-Малкинский 19 хозяйств, Церковный - 8, Поповский - 6 и Сарский - 12 хозяйств. Хутора оставались в подчинении Пришибского станичного правления и вели индивидуальное хозяйство.
Огромное значение в жизни станицы имело проведение в 70-х годах XIX века вдоль западной её окраины железнодорожной линии, строительство которой было закончено в 1875 году. В трех километрах южнее Пришибской была построена небольшая железнодорожная станция Котляревская. По описанию станция представляла из себя: два двухэтажных дома (первые в Кабарде), пакгауз, водокачка и водонапорная башня. В 1888 году рядом со станцией казаками было построено несколько домов. Организованное таким образом поселение получило название поселка Пришибского. В пристанционном поселке к 1900 году насчитывалось 7 дворов при 41-ом жителе. В поселке находился ветеринарный врач 20-го участка, почтово-телеграфная контора, казенная и земская почтовые станции. В дальнейшем поселок стал заметно расти и к 1917 году в нем насчитывалось 50 жилых домов. В этом же 1917 году число дворов в самой станице Пришибской достигло уже 421, в которых проживало 3093 жителя.
В начале XX века в станице возникают первые кустарные предприятия: водяные мельницы, маслобойные, кожевенные, кирпично-черепичные заводы, лесопилка. В 1909 году на западной окраине станицы, за железнодорожным полотном, недалеко от реки Черек, немецкий заводчик Кондор на арендованной у казаков земле построил винокурню. Это кирпичное здание: основной его корпус, высотой в трехэтажный дом. Первую продукцию спирта-сырца завод дал в 1912 году. Продукция для реализации вывозилась по железной дороге в центральные губернии России, а также гужевым транспортом в Нальчикскую слободу.
Для станицы и пристанционного поселка большим событием был ознаменован 1913 год, когда было закончено строительство железной дороги Котляревская - Нальчик. Станция Котляревская превратилась в железнодорожный узел, возросли товарооборот и перевозки пассажиров. Все это способствовало дальнейшему социально-экономическому развитию как пристанционного поселка, так и станицы Пришибской.
Нелишне будет вспомнить и боевое прошлое казаков станицы Пришибской. В 1839 году приказом по Кавказскому Линейному Казачьему Войску от 10 июля 2-й Малороссийский казачий полк переименован во Владикавказский. В составе данного полка станичники принимали участие в Кавказской войне, о чем свидетельствуют архивные материалы. Так, согласно послужному списку казаки - Иван Шинкоренко, Ефим Лутай, Логвен Парфенов, Мирон Воробьев, Андрей Дибров, Григорий Самойленко, Андрей Хаустов, а также урядники - Егор Качинов, Федор Филимоненко, Василий Жерлицын, Демьян Чумак и Емельян Вертёлка, были награждены: светлобронзовой медалью в память Турецкой кампании 1853-1856 годов, серебряной за покорение Чечни и Дагестана в 1857, 1858 и 1859 годах, а также крестами «За службу на Кавказе».
Следующей военной кампанией для пришибцев стала Русско-Турецкая война 1877-1878 г.г. За участие в ней Георгиевские награды получили Казьма Гетман, Иван Кармалика, Тимофей Скорик, Алексей Шульга, Игнат Дьяконенко, Алексей Чумак и Григорий Белоконь.
В 1882 году Владикавказский и Сунженский казачьи полки были объединены в один Сунженско-Владикавказский; в составе данного полка пришибцы приняли участие в Русско-Японской войне 1904-1905 годов. В боях на сопках Маньчжурии отличились и получили Георгиевские кресты 4-й степени: урядники Захар Скориков, Яков Плиско, казаки Павел Лутай и Никита Козей, а урядник Яков Кошуба кресты 4-й и 3-й степеней.
Первая Мировая война, последняя война Российской Империи, также не обошла стороной станичников. Пришибцы покрыли себя неувядаемой славой как на Турецком фронте, так и на Западном. За почти четыре года войны к различным степеням самой почетной воинской награды – Георгиевского креста – были представлены следующие станичники: подхорунжий Василий Кожуховский, вахмистры Никита Козей, Яков Плиско и Яков Кошуба, урядники - Аким Чередник и Василий Сиднев, Павел Токарев (три Георгиевских креста!), Степан Лыков, приказные Федор Чумак, Андрей Мишанин, Василий Бездетко, казаки - Василий Чечель, Андрей Милородов, Егор Скорик, Петр Стороженко и др.
Если к началу войны из среды станичников был только один служивый офицер – есаул Александр Плющ (командир 4-й сотни 1-го Кизляро-Гребенского полка), то к 1917 году к нему прибавились - хорунжий Яков Кошуба, прапорщики Михаил Божок, Василий Самойленко и другие молодые офицеры.   
…После революции и гражданской войны казаки станицы Пришибской не избежали трагической участи, постигшей все Казачество. Обрушившийся на казаков с приходом «народной власти» неприкрытый геноцид, который большевики прозвали – «расказачиванием», нанес сильнейший удар по культуре,  обычаям, образу жизни, традициям нашего  самобытного  народа.  Руководство  коммунистической  партии целенаправленно стремилось искоренить казачество, вытравить каленым железом из памяти народной подвиги прославленных предков.
История же станицы Пришибской как самостоятельной административной единицы продолжалась до 1965 года, когда Указом Президиума Верховного Совета КБАССР произошло объединение её с поселком Майским (бывшем пристанционным поселком Пришибским). Майский стал городом районного подчинения, а станица Пришибская его северной окраиной. Таким образом, появление города Майского является неотъемлемой частью истории самой станицы.