Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Кизляр » Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь


Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Свящ. И. Попов. Крестовоздвиженский мужской монастырь в городе Кизляре, Владикавказской епархии (Исторический очерк).
Оглавление
Часть 1. Предварительные сведения о Кизлярском крае.
Глава 1. Источники для описания монастыря.
§ 1. Правительственные распоряжения о представлении исторических сведений о церквах и монастырях.
§ 2. Епархиальные распоряжения о приведении в порядок монастырского архива.
§ 3. Местные заботы об архиве.
§ 4. Монастырский архив в настоящем (1902 г.) своем положении. Труды местных «летописцев».
§ 5. Архив Астраханской духовной консистории.
§ 6. Архив Кизлярского комендантства.
§ 7. Печатные сведения о монастыре.
Глава 2. Географическое положение Кизлярского края и монастыря в прошлое и настоящее время.
§ 8. Отдаленность и безвестность Кизлярского края.
§ 9. Название «Кизляр».
§ 10. Топография и климат Кизлярского края.
§ 11. Крепость и затем город Кизляр.
§ 12. Местоположение Кизлярского Крестовоздвиженского монастыря.
Глава 3. Краткая история Грузии и России.
§ 13. Грузия и Россия на сцене всемирной истории.
§ 14. Монашество в Грузии.
§ 15. Монашество в России и на Северном Кавказе.
§ 16. Краткая история христианства на Кавказе и церковного управления в Кизлярском крае.
Часть 2. Постепенное устройство монастыря.
Глава 1. Основание монастыря.
§ 17. Год основания монастыря.
§ 18. Название монастыря – «Кизлярский Крестовоздвиженский».
Глава 2. Заботы о монастыре архипастырей – Астраханских, Новочеркасских, Кавказских и Владикавказских.
§ 19. Илларион, епископ Астраханский и Ставропольский (1731-1755 гг.).
§ 20. Мефодий I, епископ Астраханский и Ставропольский (1758-1776 гг.).
§ 21. Антоний, архиепископ Астраханский и Ставропольский (1776-1786 гг.).
§ 22. Никифор, архиепископ Астраханский и Ставропольский (1786-1792 гг.).
§ 23. Гаий, епископ Моздокский и Можарский (1793-1799 гг.).
§ 24. Платон, архиепископ Астраханский и Кавказский (1794-1805 гг.).
§ 25. Авраам, архиепископ Астраханский и Кавказский (1821-1824 гг.).
§ 26. Павел, архиепископ Астраханский и Кавказский (1826-1829 гг.)  и Енотаевский (1829-1832 гг.).
§ 27. Афанасий, архиепископ Новочеркасский и Георгиевский (1849-1842 гг.).
§ 28 Иеремия, епископ Кавказский и Черноморский, 1843-1849 гг.
§ 29 Иоанникий I, епископ Кавказский и Черноморский, 1850-1858 гг.
§ 30 Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский, 1858-1861 гг.
§ 31 Феофилакт, епископ Кавказский и Черноморский, 1862-1871 гг.
§ 32 Герман, епископ Кавказский и Екатеринодарский, 1872-1885 гг.
§ 33. Владикавказские епископы: Иосиф (1875-1889 гг.), Петр (1889-1891 гг.), Иоанникий II (1891-1892 гг.), Феодосий (1892-1893 гг.) и Владимир (1893-1904 гг.).
Глава 3. Настоятели монастыря и временно управляющие им.
§ 34 Настоятельство в монастырях вообще и в кизлярском монастыре в частности.
§ 35  Архимандрит Даниил, 1736- +20 апр. 1760 гг.
§ 36  Архимандрит Иероним, 1760-1770, 1773-1774 гг.
§ 37 Строитель иеромонах Варсанофий, 1775-1777 гг.
§ 38  Архимандрит Порфирий, 1777-1789 гг.
§ 39 Строитель иеромонах Иосиф, 1771-1773, 1789-1790 гг.
§ 40 Строитель иеромонах Иоиль, 1790-1791 гг.
§ 41 Строитель иеромонах Мелхиседек, 1791 г.
§ 42 Строитель иеромонах Исидор, 1791-1795 гг.
§ 43 Временно управляющий монастырем священник Иоанн Сидоров, 1796-1797 гг.
§ 44 Строитель иеромонах Пантелеймон, 1797-1799 гг.
§ 45 Временно управляющие монастырем священник Иоанн Сидоров и протоиерей Стефан Петриев, 1800 г.
§ 46  Игумен Сергий, 1800-1808 гг., исполняющий должность строителя иеромонах Пафнутий, 1804 г.
§ 47 Управитель монастыря протоиерей Стефан Петриев, 1808 - + 14 дек. 1814 гг.
§ 48 Строитель иеромонах Антоний I, 1814-1816 гг.
§ 49 Управитель священник Георгий Мурадханов, 1815-1820 гг.
§ 50 Строитель иеромонах Серафим, 1820-1822 гг.
§ 51 Строитель иеромонах Аарон, 1822-1827 гг.
§ 52 Игумен Вениамин, 1827-1846 гг.
-------------------------------------------
Крестовоздвиженский мужской монастырь в городе Кизляре, Владикавказской епархии (исторический очерк).

Часть 1. Предварительные сведения о Кизлярском крае.

Глава 1. Источники для описания монастыря.

«Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне грешному».
Пушкин.

§ 1. Правительственные распоряжения о представлении исторических сведений о церквах и монастырях.

Летописцы, местные бытописатели, - на основании ли пережитых ими самими событий, или на основании архивных сведений составлявшие «повести лет древних» и им современных, - были почти во все века, во всякой стране. Различие их состоит только в том, что одни из них – и это преимущественно древние, «летописцы» в точном смысле слова – были добровольцами своего дела, считая его нравственным своим «долгом, завещанным от Бога»; другие – нуждались в правительственном или общественном поощрении; третьи писали «повести лет древних» чуть не принудительно, «по заказу».

В течение XVIII в., к которому относится основание Кизлярского монастыря, было три правительственных распоряжения о представлении исторических сведений о церквах и монастырях, именно в 1758, 1781и 1792 годах: то было время издания «штатов» для монастырей (1764, 1786 и 1795 гг.).

Любопытен на этот счет указ 1792 года, делающий честь «одной только Астраханской епархии», в состав которой входил тогда и наш Кизлярский край. «По случаю собираемых ныне, во исполнение именного  Ея Императорского Величества (Екатерины II) Высочайшего повеления, из монастырей и других мест летописцев и других, подобных тому, относящихся к российской истории сочинений, Святейшим Синодом усмотрено, что в древние времена многие из духовного звания, а сообливо из монашества, были трудолюбцы, упражнявшиеся в записках о случающихся достопамятностях, которые и к продолжению и поправлению российской истории послужить могут, а в нынешнее время сие полезнейшее упражнение совсем оставлено так, что оное оказалось в некотором сочинении по одной только Астраханской епархии» (Указ Св. Синода Преосвященному Никифору Архиепископу Астраханскому от 29 марта1792 г. Астраханские епархиальные ведомости, 1898 г.)

В XIX веке ведение летописей вменено в прямую обязанность духовенства.

§ 2. Епархиальные распоряжения о приведении в порядок монастырского архива.

Были и епархиальные распоряжения о приведении в порядок монастырского архива. В 1845 г., когда хозяйство Кизлярского монастыря пришло в упадок, Преосвященный Иеремия назначил особую Комиссию для заведывания монастырем. Для разбора «архива, в безпримерном безпорядке состоящего», Комиссия пригласила запрещенного священника Василия Ладожского. О. Ладожский начал было свою работу; но «как многие бумаги (оказались) изорваны, не разобраны по сортам дел», то о. Ладожский и сам оказался «неспособным к занятию архивом» и уже «казначеем иеромонахом Осией приведен к концу» (Монаст. арх. 1845 г., июль-сент.)

Тот же Преосвященный Иеремия своей рукой начертил «программу летописи или инструкцию, на что обратить внимание в церквах городов Кизляра, Моздока и Георгиевска».

§ 3. Местные заботы об архиве.

Но и после таких понудительных мер монастырский архив, приведенный в порядок одним, снова был оставляем в беспорядке другим. «Архив находится в таком безпорядке», писал в 1863 г. управляющий Кизлярским монастырем протоиерей Димитрий Гремячинский того же монастыря иеродиакону Нафанаилу, что без большого затруднения нельзя иметь сведений, часто нужных по текущим делам монастыря… Рекомендую Вам, о. Н., разобрать дела архива монастырского и учинить им опись в хронологическом порядке». Опись составлена толково и доведена до 1860 г.; немного не докончена; всего 463 номера. Вторая опись, составленная в 1867 г. при архимандрите Антонии, хуже первой. «Ведомость о положении архива Кизлярского Крестовоздвиженского монастыря за 1874 г. протоиерея Новобилетова дает нам более подробную картину положения архива: «помещение отделено от церкви стеной с дверью для входа, с деревянными потолками, полы деревянные, сухое, светлое, с печью, окна со ставнями; количество  дел: с 17..?по 1800 г. – 2, с 1800 – 1874 гг. – 238; всего 240; писем Высочайших особ не имеется; дела размещены в шкафах, на полках, в связках, - размещены по годам и предметам; алфавита нет. Имеются указы Св. Синода от 28 ноября 1749 г.».

Последняя разборка монастырского архива была произведена 1902 года, с 20 июля по 3 августа, составителем сих строк, специально для этой цели командированным Преосвященным Владимиром, Епископом Владикавказским и Моздокским.

§ 4. Монастырский архив в настоящем (1902 г.) своем положении. Труды местных «летописцев».

В настоящее время в 1902 г., монастырский архив находится в Крестовоздвиженской церкви, сзади хор, в особо устроенной «кладовой» или «ризничной палате», как называлась она раньше, - во втором ярусе колокольни; помещение хорошее, светлое, сухое; здесь размещены: на полках вдоль стен – библиотека,  в сундуках – мелкая церковная утварь, в шкапах – ризница, и на полах, по углам, в беспорядке были свалены бумаги архива.

Приведенный в порядок, архив в 1902 г. состоял из следующих бумаг: 46 связок тяжебных дел (более крупные из них и более интересные: «Дело о земле, бывшей под застроением лавок, принадлежавших жителям г. Кизляра 1829 – 1852 г., 433 листа»; «Дело о рыболовных водах 1815-1836 гг., 214 л.»; «Дело о рыболовных водах Кавказского архиерейского дома в Моздоке 1836 – 1842 гг., 109 л.», « Дело о построении монастыря на тракту с  моря Каспийского, на реку Куму, в степи, принадлежавшей Караногайцам 1848 – 1856 г. 15 л.»; 121 связка текущих дел, с 1800 г. (более всего за 60-е годы и менее всего за 90-е годы); 9 книг описей церковного и монастырского имущества (самая ранняя и самая лучшая по форме и изложению – за 1812 г., небрежно составленные за последние годы; 47 приходно-расходных книг с 1840 годов; 22 плана земель под монастырем и его угодьями (самый ранний 1790г., были планы 1736 и 1799 г. – теперь их нет); 17 планов построек с 1824 г. (был план 1738 г. и не стало его, были «писцовые книги» 1746 г. и куда-то «сплыли»).  Честь и хвала местным труженикам пера 40-х и 60-х годов: они не только заботливо относились к сохранению бумаг архива, но и сами, по мере сил своих, делали вклад в это священное хранилище мысли и слова своих предшественников!.. Особенно выделялся в этом отношении архимандрит Герман. Перечислим труды и других лиц в хронологическом порядке. «Писания» Протоиерея Димитрия Мурадханова: «Описание древностей в г. Кизляре 1846 г. (в архиве 1902 г. в наличности не имелось), описание церквей г. Кизляра 1846; «сказание о храме в Кизлярском  Крестовоздвиженском монастыре, первоначально устроенном» 1848 г. (середина и конец утеряны); «начало Кизлярских протоиереев» (неизвестного года и автора; судя по содержанию рукописи, можно отнести ее составление к 40-м годам и приписать тому же о. Мурадханову); «Настоятели Кизлярского монастыря» (кратко, неизвестного года). Писания игумена и затем архимандрита Германа: «замечания по экономии, составленные с опытов с 1835 по 1847 г.» (27 листов 1-я тетрадь), «по Кизлярскому монастырю» 1846-1862 г. (2-я тетрадь; обе – драгоценная летопись монастыря за эти годы); «настоятели Кизлярского  Крестовоздвиженского монастыря» (неизвестного года и автора; но судя по содержанию, изложению и почерку пера – несомненно, работа о. Германа; писание неполное с утерянными листами); «мысли, замечания и правила, относящиеся к углублению Терека, укреплению берегов, усовершенствованию быта жителей г. Кизляра и его благоустройству 1846 г. (в архиве 1902 г. в наличности не имелось); трактат о построении церкви св. великомученика Георгия» 1848 г.; «очерк о действиях Преосвященного Иеремии» 1848 г.; «краткий очерк Кизлярского Крестовоздвиженского монастыря» 1850 г., представленный Преосвященному Иоанникию и последним препровожденный на цензуру к ректору семинарии (и, вероятно, полностью не напечатанный: библиографические данные того времени не дают сведений); «проект об улучшении улиц в г. Кизляре» 1852 г. (в архиве 1902 г. в наличии не имелось); «о садоводстве Кизлярского монастыря» 1853 г.; «очерк Кизлярского монастыря» 1860 г. – для нового наместника (в архиве 1902 г. не имелось; не сей ли «очерк» напечатан в 92 № 1861 г. «СПб-ских Ведомостей»?).

О. Герман, как увидим ниже, был хороший «адвокат» по тяжебным делам монастыря, и потому его писательство изощрялось больше всего в этой области; в одной из бумаг своих он сам пишет о себе, хотя и в третьем лице: «о неусыпной заботливости его об обители свидетельствуют 15 дел об угодьях монастырских…, в коих написано собственно его пером более двух тысяч листов».

За последние годы имеется краткое описание монастыря одного только протоиерея Новобилетова, представленное им Преосвященному Петру при годовом отчете за 1899 г. и отпечатанное затем в Епархиальном листке при «Терских ведомостях». Кроме сего годового отчета в архиве 1902 г. имелось еще шесть годовых отчетов: за 186?, 1869, 1871, 1875, 1877 и 1881 г. 

В 1887 г. некий И. Н. Каргапольцев расспрашивал о «замечательностях» Кизлярского монастыря.

В общем монастырский архив дает достаточный материал для описания монастыря , своим внешним видом производит благоприятное впечатление; за все время своего существования он ни разу, кажется, серьезно не пострадал (от пожаров и т. п.); только рука недобросовестного сполиатора  неоднократно хозяйничала здесь… Недостает, пожалуй существенного: в 1836, 1851, 1854 и 1862 годах были официальные запросы монастырю, имеются ли древние рукописи и подлинные документы, по коим монастырь владеет землями; пришлось отвечать, что древних рукописей не имеется, и документы имеются в копиях из Астраханской духовной консистории. Даже точную хронологическую дату времени основания монастыря придется, может быть, восстановить, когда будут изданы дела «хранящиеся в архиве Св. Синода» за 1736 – 39 годы (изд. пока до 1732 г).

§ 5. Архив Астраханской духовной консистории.

С этим архивом составителю пришлось познакомиться в 1903 г., апреля 22-24 д. в г. Ставрополе-Кавказском. Внимательно просмотрена опись под заглавием: «общий реестр Астраханским делам, хранящимся в архиве Кавказской Духовной Консистории с 1708  по 1830 г.»; прочтены и некоторые «дела». В четвертое здание перешла «Кавказская» (ныне Ставропольская)  Консистория, да вероятно, чуть не в десяти зданиях бывала Астраханская Консистория; следы этих переходов отразились и на состоянии архива; в описи то и дело встречаются пометки: «дело №,  найденное после…», «дело №, дело сие положительно сгнило»; об этом же свидетельствует и внешность некоторых наличных «дел». В 1845, 1873 и 1874 годах, опись эта была сверяема  с действительностью, причем многих дел не оказалось в наличности. В настоящее время  (1903 г.) часть одной части архива Астраханской Духовной Консистории  хранится в Ставропольской дух. Консистории в хорошем помещении; связки разложены в два ряда на семи полках. «Астраханский архив», так будем его называть,  дал некоторые сведения о настоятелях Кизлярского монастыря и одно очень интересное и нужное «дело о выдаче архимандриту Даниилу ризницы» 1739 года .

Другая большая часть архива Астраханской Духовной Консистории использована в капитальном труде протиерея Иоанна Савинского» «Историческая записка об Астаханской епархии за 300 лет ее существования (1602 – 1902 г.)». Астрахань, 1903 г. стр. 390.

§ 6. Архив Кизлярского комендантства.

С 26 июня 1900 г. по 25 ноября 1902 г., хотя и урывками, изучал составитель сей громадный архив, хранящийся при Областном Правлении в г. Владикавказе. 504 связки или «столбы» имеют более 250 000 листов, из которых 3-173 листа, по своему содержанию, имеют ближайшее отношение к духовному ведомству и дают богатый материал не только по истории Кизлярского монастыря, но и вообще по истории быта духовенства, раскола на Тереке в XVIII веке, Осетинской комиссии и проч., и потому эти листы, с весьма благосклонного и участливого разрешения Его Превосходительства помощника Начальника области Г.-М. С. И. Писарева, для удобства пользования, выделена в особую связку, за что составитель от себя лично и за своих будущих «товарищей по историческому перу» приносит глубочайшую благодарность. По военному ведомству этот архив, можно сказать, почти использован: в 40-х годах в нем работал г. Хицунов, в 60-х Иванов, в 70-х Бирюлькин для генерала-историка Попко, в последнее время г. Готуа и др.; рука «церковника»,  в лице составителя, коснулась этих бумаг впервые… Много «мытарств» претерпел и сей  архив, начиная от сырых подвалов, испепеляющих пожаров и кончая недобросовестной рукой сполиатора… Бумаг за самые дорогие для истории монастыря годы 1736, 1737 г. совсем нет; одна пометка в бумагах 1739 г. говорит кратко и в то же время многосодержательно: « в 1736 г. был в Кизляре пожар и сгорели приходо-расходные книги с 1726 по 1732 г.; не в число ли этих  безвозвратно погибших бумаг попали и те не обретающиеся в архиве бумаги 1736 г.? Сведения о монастыре этот архив дает, начиная с 1744 года и более всего о настоятелях монастыря, о братии его и всех временных жильцах и обитателях монастыря.

§ 7. Печатные сведения о монастыре.

Не смотря на самые тщательные экскурсии  в область библиографии, печатных сведений о монастыре почти, чтобы не сказать совсем, не нашлось. Имеются всего два-три кратких очерка, а именно:
Вольфрама «Краткий очерк Кизлярского Крестовоздвиженского монастыря» (сведения доведены до 1864 г.,  в «Сборнике статистических сведений о Ставропольской губернии», вып. 1, 1868 г., 25-30 стр.);
протоиерея Новобилетова – вышеуказанная статья (в конце § 4);
несколько строк в статье Епископа Нестора «Управление Платона, Архиепископа Астраханского и Кавказского паствой с 1800-1805 г.», Кавказские епархиальные ведомости 1879 г. № 3;
понемногу сведений о монастыре в трудах священника (ныне протоиерея) И. Савинского «Грузины, армяне, католики и лютеране в Астраханской епархии… в XVIII веке», Астрахань, 1898 -1902 г. и в вышеупомянутой «Исторической записке»;
У Зверинского «Материалы для историко-топографического изследования о православных монастырях в Российской Империи», т. 2, Спб, 1892 г.
Отрывочные сведения попадались в «Астраханских Епархиальных ведомостях», в «Духовном Вестнике Грузинского Экзархата», в «Ставропольских Губернских  Ведомостях», в «Терских ведомостях».
О епископах Астраханской епархии имеются две специальные брошюры: «Ключаревская летопись», Астрахань, 1887 г. (труд ключаря Астраханского собора протоиерея К. Васильева, † 1837г.) и труд священника (ныне протоиерея) Благонравова: «Архиереи Астраханской епархии», Астрахань, 1902 г.

Общие затем сведения дают труды:
академика Буткова «Материалы для новой истории Кавказа», три части, 1869 г.;
Попко: «Терские казаки со стародавних времен», СПб, 1880 г.;
Епископа Кириона «Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата  за XIX столетие», Тифлис, 1901 г.;
Доброклонского «Руководство по истории русской церкви», вып. 4, М. 1893 г.;
Трачевский «Русская история», 1895 г.;
Хаханов «Очерки истории грузинской словесности», вып. 3, 1895-1901 г.

Итак,
«пыль веков от хартий отряхнув »
«Не начать ли, братцы, мне
Моего повествованья
По заветной старине
Складом важного сказанья ».
Пора.

Текст воспроизведен по изданию: Владикавказские епархиальные ведомости Г. 10 1904, №5

Отредактировано львович (2021-08-19 13:37:15)

0

2

http://s5.uploads.ru/t/3lyFi.jpg
http://s3.uploads.ru/t/7fMXn.jpg
http://s9.uploads.ru/t/j8HTV.jpg
http://sd.uploads.ru/t/TtX38.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Mahbf.jpg
http://s7.uploads.ru/t/nVLyT.jpg
http://s3.uploads.ru/t/XxB4y.jpg
http://s7.uploads.ru/t/itMva.jpg
http://s3.uploads.ru/t/RY2LV.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г. 10 1904, №6

0

3

http://s3.uploads.ru/t/SPX39.jpg
http://s8.uploads.ru/t/Jscjn.jpg
http://sh.uploads.ru/t/XgvST.jpg
http://s7.uploads.ru/t/Pk32l.jpg
http://s9.uploads.ru/t/B8kKa.jpg
http://s5.uploads.ru/t/LeZJ2.jpg
http://sh.uploads.ru/t/PMZLN.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г. 10 1904, №16

0

4

http://s5.uploads.ru/t/Y9nNM.jpg
http://sg.uploads.ru/t/XfjGE.jpg
http://sg.uploads.ru/t/brS9w.jpg
http://sh.uploads.ru/t/x7JVR.jpg
http://s5.uploads.ru/t/W4wPv.jpg
http://s3.uploads.ru/t/cNiwO.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г.10  1904, №10

0

5

http://sd.uploads.ru/t/toMa8.jpg
http://sh.uploads.ru/t/hHBp9.jpg
http://s9.uploads.ru/t/4crvp.jpg
http://sg.uploads.ru/t/hY42u.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г.10 1904, №12

0

6

http://s9.uploads.ru/t/rzkUP.jpg
http://s5.uploads.ru/t/3HYod.jpg
http://s3.uploads.ru/t/qzT2C.jpg
http://s3.uploads.ru/t/1mCJK.jpg
http://s9.uploads.ru/t/aqKFC.jpg
http://s8.uploads.ru/t/5ydMk.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г.10 1904, №15

0

7

http://s5.uploads.ru/t/U9jsn.jpg
http://s7.uploads.ru/t/n7YeW.jpg
http://s5.uploads.ru/t/r8XxF.jpg
http://sd.uploads.ru/t/XeT5u.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г.10 1904, №20

0

8

http://sd.uploads.ru/t/WixBG.jpg
http://s9.uploads.ru/t/rOWk2.jpg
http://sd.uploads.ru/t/JhUCz.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г.11 1905, №3

0

9

http://s3.uploads.ru/t/XpcNy.jpg
http://sd.uploads.ru/t/H5OLz.jpg
http://s7.uploads.ru/t/c8pi2.jpg
http://s3.uploads.ru/t/6EOQq.jpg
http://s8.uploads.ru/t/MBSJQ.jpg
http://s9.uploads.ru/t/qGUbw.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г.11 1905, №9

0

10

http://sg.uploads.ru/t/WE8DX.jpg
http://s5.uploads.ru/t/cD8eH.jpg
http://s8.uploads.ru/t/EqLyp.jpg
http://s8.uploads.ru/t/gV0uU.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г.12 1906, №5

0

11

http://s8.uploads.ru/t/5aGQE.jpg
http://s8.uploads.ru/t/gDmZp.jpg
http://s9.uploads.ru/t/H8zL3.jpg
http://s3.uploads.ru/t/dCniz.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г.13  1907, №11

0

12

http://sg.uploads.ru/t/0noqJ.jpg
http://sd.uploads.ru/t/KyCI4.jpg
http://s5.uploads.ru/t/z8IZk.jpg
http://s7.uploads.ru/t/Lf3MZ.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г.13 1907, №12

0

13

http://s7.uploads.ru/t/LFN3B.jpg
http://s5.uploads.ru/t/VD8va.jpg
http://sg.uploads.ru/t/XULu1.jpg
http://s9.uploads.ru/t/XSOl2.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г.13 1907, №13

0

14

http://sg.uploads.ru/t/j81Ea.jpg
http://s5.uploads.ru/t/38bsI.jpg
http://sg.uploads.ru/t/MEmpl.jpg
http://sg.uploads.ru/t/6ptoq.jpg
http://sh.uploads.ru/t/U5Zrn.jpg
http://s3.uploads.ru/t/YSBlQ.jpg
http://s8.uploads.ru/t/ieS5q.jpg
http://sg.uploads.ru/t/1Hjm6.jpg
Владикавказские епархиальные ведомости Г.13 1907, №16.

0

15

boer написал(а):

В 1908 г. последовал указ Святейшего Синода о преобразовании монастыря в женский. Первой настоятельницей женского монастыря становится игуменья Нина. Под ее руководством монастырь возродился. Уже в 1911 г. в нем проживало 5 мантийных монахинь, 70 послушниц, из них 14 рясофорных. В Петровск-Порте было построено подворье.

Кизляр

Монахиня Георгиевского женского монастыря Нина*) назначена временно заведующей Кизлярским женским монастырем 12 мая 1908 г.
Владикавказские епархиальные ведомости 1908 г., №22.

*) Послушница Ставропольского Иоанно-Мариинского женского монастыря Евдокия Кондратова принимала участие в РТВ 1877-78 гг. в качестве сестры милосердия, а затем монахиня  казначея Нина (Евдокия Кондратова) стояла у истоков основания Георгиевского женского монастыря на Куре осенью 1879 г.
священики станицы

Отредактировано львович (2019-07-08 16:58:50)

0

16

ВЕВ № 11 1900 г. С. 194-196

Настоятель  Кизлярского  мужского   монастыря   Архимандрит  Филофей.
(Некролог)

4-го  мая  в  11  часов  15  минут  ночи  братия  Кизлярского  монастыря  лишилась  своего   уважаемого   о.   Настоятеля   Архимандрита Филофея.

О.  Филофей,  в  миру  Игнатий  Сташевский,   уроженец   Киевской губернии  Бердичевского  уезда,  получил  образование  в  Киевской  Духовной  Семинарии  и  по  окончании  в  ней  курса  с  званием   студента,  был  пострижен  в  1876  г.  в  Киево-Печерской   Лавре  в  монашество,  где  около  трех  лет  проходил  послушание   учителя.   Во иеромонаха  рукоположен  Филофеем,  Митрополитом   Киевским   в 1879  году.  В  бытность  свою  в  Лавре  он  был  корректором Лаврской  типографии,  а  в  1879  году  был  назначен  Настоятелем  Катерлезской  Георгиевской  Киновии.  В  1890  г.  он  был  возведен  в сан  Игумена,  а  в  1897  г.  определен  Настоятелем  Кизлярского Крестовоздвиженского  монастыря,  с  возведением  в  сан   Архимандрита.

По  свидетельству  самого  близкого  его  друга  и  сослуживца,  иеромонаха  Евтихия,  покойный  с  малолетства   отличался  воздержанием в  пище,  которая  состояла  для   него   из   просфоры,   употребляемой им  по  литургии,  и  легкого  супа.  Молился  он  до  кровавых   мозолей  на  коленях  и  все,  что  имел,  раздавал  на   воспитание  и  обучение  бедных  учеников.  Особенно  он заботился  об  устроении  школ; так,  на  свои  личные  средства  он  выстроил  училище   в   Петровском  саду  и  дом-школу.  В  частной  жизни  и  в  отношениях  к людям  покойный  о.  Архимандрит  отличался   терпением,   смирением,  незлобием  и  всепрощением.  Богослужение  при  нем  всегда  было  строго-уставное,  так  как  покойный  о.  Настоятель  всегда  требовал  полного  исполнения  устава.  Перед  смертью  он   пожелал  постричься  в  схиму,  что  и  исполнил  за  два  дня  до  смерти.

Добрые  отношения  о.  Архимандрита   к   братии  и  мирянам  с очевидностью  засвидетельствованы  у  гроба   усопшего.   В   11 1/2  часов  ночи,  когда  раздался  удар  в  большой  колокол,  возвещающий о  смерти  о.  Настоятеля,  в  его  квартиру,  кроме  местного  духовенства  и  братии,  собралось  много  граждан,  причем  некоторые   почитатели  о.  Филофея  еще  с   вечера  и  до  часа   смерти   не   отходили от  него.

По  окончании  установленного   отирания  и  облачения   в  мантию, тело  о.  Настоятеля  было  вынесено  в зал,  где  были  отслужены иеромонахом   Галактионом   и  священником   о.   Василием   Мокроусовым  панихиды,  и  священно-служители   составили   расписание  чтений евангелия,  которое  беспрерывно  производилось  до  заупокойной  литургии.  На  другой  день  смерти  была  отслужена  панихида Епархиальным Наблюдателем  о.  Иосифом   Ореховым,   который  и  совершил   вынос  тела  усопшего  в  собор.  Погребение  состоялось  7-го  мая  после  заупокойной  литургии,  которую  совершал   приѣхавшій   временно управляющий  обителью  Иеромонах  Ермолай  с  Иеромонахом   Галактионом  и  диаконом  Иаковом  Зайцевым.  Погребение  совершал протоиерей  о.  Петр  Глазков  со  всеми  наличными  священнослужителями,  находившимися  в  г.  Кизляре.  Умилительное  пение  непорочных, антифонов  и  стихир,  положенных  на  монашеском  погребении,  невольно  вызывало  слезы  на   глазах   присутствовавших.   Надгробное слово  произнеся,  священник  Живоносноисточнической  церкви  о.  Василий  Мокроусов,  который  кратко,  но  с  чувством  очертил  пред слушателями  христианско-аскетический  образ   усопшего   о.  Архимандрита.  На  крышку  гроба  были  возложены  венки:  один  с  надписью: «Незабвенному  пастырю  и  другу  от   членов   Отделения   Владикавказского  Епархиального  Училищного  Совета»,  а  другой   с   надписью «Труженику  молитв  от  тружеников  земли».   В  день   погребения соборная  монастырская  церковь  была  совершенно  полна   молящимися и  не  вмещала и  четверти  бывшего  народа.  Вся  интеллигенция  и  власти, гражданские  и  военные,  присутствовали  на  погребении  уважаемого  о. Архимандрита  Филофея;  многие  из  народа  рыдали.   Тело  высокочтимого  о.  Архимандрита  предано  земле  в  склепе  за  алтарем  церкви Св.  Великомученика  и  Победоносца  Георгия.

Мир  праху  твоему,  высокочтимый  и  любвеобильный  труженик молитв!

Диакон  Иаков  Зайцев.

0

17

gelene написал(а):

ЦИАГ (Тбилиси):
ф.9 оп.1 д.953  О спорной земле Кизлярского Крестовоздвиженского монастыря с грузинами д. Сосопло, перешедшими в последствии в казачье ведомство, 1860 г.

Отредактировано gelene (Вчера 11:10:21)

0

18

Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь

§ 51. Строитель иеромонах Аарон (1822-1827).

Уроженец г. Кизляра, казачьего сословия, семнадцатый настоятель Кизлярского монастыря,  строитель иеромонах Аарон назначен на эту должность по резолюции Астраханского архиепископа Авраама в ноябре 1822 г. Тогда же сей архипастырь прекратил переписку о закрытии монастыря. Новому строителю пришлось заняться постройками одному, без помощников, с пустой монастырской кассой. Братии вместе с настоятелем было всего пять человек: вдовцы священник и дьякон, и один послушник. Настоятель по необходимости должен был начать с развалин церкви, оставленных его предшественником. За свой счет иеромонах Аарон построил в 1824 г. в Астрахани деревянный осмерик (1), перевез его в Кизляр и поставил на место; оштукатурил внутренние стены церкви, поновил иконостас. Большего-же, не касаясь других экономических дел, даже оштукатурить церковь снаружи, - ничего не в силах был сделать иеромонах Аарон за свое четырехлетнее настоятельство в Кизлярском монастыре. Угодья монастыря были в запустении. Рыболовные воды, после долгих лет суда, насильственно были отняты Волжским казачьим полком. Монастырская касса как была, так и осталась без денег (Монаст. арх.). В последние годы своего пребывания в Кизляре, именно в 1825-1826 г. иеромонах Аарон был «Директором Комитета Кизлярского Библейского сотоварищества». В 1826 г. Библейское общество прислало ему воззвания и книги священного писания (Коменд. Арх.). В первых числах марта 1828 г. иеромонах Аарон был переведен в Астрахань экономом Архиерейского дома и строителем Покровского (2) монастыря (Монаст. арх.).
  (1) Восьмерик - бревенчатый восьмигранный сруб. В деревянном зодчестве восьмерик - конструктивное решение перехода от кубического объема сооружения к куполу. (Толковый строительно-архитектурный словарь. 2012)
(2)  Покровский монастырь был основан в 1708 году митрополитом Астраханским и Терским Сампсоном.

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Кизляр » Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно