Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Кизляр » Кизляр


Кизляр

Сообщений 1 страница 30 из 32

1

Кизля́р (авар. Гъизляр, чеч. Бухне, осет. Хъызлар) — город в России, административный центр Кизлярского района Республики Дагестан[1].
На западе граничит с Чечнёй.
Основан в 1735 году как русская крепость на Тереке.

По мнению большинства исследователей название городу дано по старинному наименованию протоки р. Терека, нынешней р. Таловки. Происходит от тюркского «кызыл яр» («красный обрыв»). Другой перевод названия Кизляр, с тюркского — «девушки»[2], объясняется распространённым преданием, по своему интерпретирующим происхождение названия города.

Начиная с древних времён низовья р. Терек являлись важным участком на Прикаспийском торговом пути, соединявшим Восток со странами восточной Европы, что вполне могло способствовать появлению здесь поселения, доказательством чему являются остатки Некрасовского городища, основание которого датировано 2-3 вв н. э.
О поселении в этих местах также свидетельствует историческая монография «Дербенд-намэ», автор которой, описывая войны арабов с хазарами в VII веке, упоминает: «крепость Сурхаб, которая в настоящее время ((когда жил автор, приблизительно 17-18 вв.) и как он полагал) известна как Кызылйар»
Хотя официальной датой основания современного г. Кизляр считается 1735 год, когда было начато строительство Кизлярской крепости, постоянное поселение здесь существовало 150—200 лет до этого.
Началу Кизляра положило основание здесь в XVI веке поселения, которое образовали выходцы из Средней Азии, купцы по роду деятельности, по происхождению таджики. Своё поселение они именовали Абсияхкент, (что в переводе с фарси означает аб — вода, сиях — чёрный, кент — поселение, город), тогда как кумыки, жившие по соседству, именовали его Карасув-кент (с тюркского кара — чёрный, су — вода, кент — поселение) или Кызлар-кала. Среди множества наименований название «Кизляр» было окончательно закреплено за поселением указом Петра I после его посещения в 1722 году во время Персидского Похода.
Кроме поселения выходцев из Средней Азии в этом месте во второй половине XVI века был основан, согласно царскому указу, «Кизлярский караул» или «Кизлярский перевоз» являвшийся своего рода заставой, таможенным постом, охранявшим переправу через Терек и контролировавшим проходивший здесь торговый путь соединявший страны востока с Русью. Караул был представлен отрядом стрельцов, из расположенного неподалёку Терского городка.
При таких обстоятельствах место, служившее в основном перевалочным пунктом для торговых караванов и иностранных посольств, стало постепенно заселяться людьми разных национальностей.
Согласно «Тарихи Кизляркалы» возле поселения выходцев из Средней Азии: «подселились сначала армяне из Карабага. Позднее пришли и русские». Наиболее близкие к Кизляру населённые пункты были в основном казачьими поселениями.
В 1725 году поселение Кизляр было уничтожено наводнением. Новое поселение было основано на небольшом расстоянии от прежнего.
В 1735 генерал-аншеф В. Я. Левашов основал крепость Кизляр (Кизлярская крепость), которая вместе с располагавшимся рядом поселением получила статус города. Из крепости Святого Креста на Сулаке, срытой по требованию Надир-шаха сюда были переведены казаки, северокавказцы, издавна находившиеся на службе России (чеченцы-аккинцы, кабардинцы и др.), а также армяне и грузины. Все они стали именоваться Терско-Кизлярским казачьим войском. Русскоязычные казаки проживали в особом квартале — Кизлярской станице, нерусские жили в других кварталах. В общем город состоял из 8 кварталов, отделённых друг от друга земляным валом, помимо Кизлярской станицы, населённой в основном казаками, здесь были: армянская слободка или Арментир, Грузинская слободка или Курце-аул, квартал разноплеменных северокавказцев, принявших христианство — христианская деревня или Кристи-аул, Окочирская слободка или Окочир-аул — квартал, населённый чеченцами, преимущественно аккинцами, служившими царю; Черкесская слободка или Черкес-аул, населённый кабардинцами; Казанте-аул квартал населённый казанскими татарами, и Тезик-аул (Таджикская деревня), который занимал восточную часть Мусульманской слободки города.
В течение XVIII века Кизляр интенсивно заселяется разноплеменными людьми. Правительство активно привлекает население, стремясь закрепить позиции России в регионе. Здесь селятся христиане: армяне, грузины, крещённые кабардинцы и осетины, а также мусульмане: кумыки, ногайцы, чеченцы.
К началу XIX века город играет важную роль на юге России, являясь по сути политическим и экономическим центром Северного Кавказа. К тому времени Кизляр становится довольно большим городом. В первой четверти XIX века в нём проживало около 15 тысяч человек (без войск и пришлых). После Киева и Астрахани он считался самым крупным городом на юге России. Так в 1811 году он был в пять раз больше Симферополя, в три раза больше Новочеркасска и Таганрога, чуть больше Одессы, Полтавы и Харькова. На Кавказе крупнее Кизляра был Тифлис, насчитывавший в 1825 году 30 тыс. населения, и приближался к нему по количеству населения Дербент, в котором тогда проживало 11 060 человек.
В XVIII — первой половине XIX века Кизляр становится крупнейшим на Северном Кавказе торговым центром между Россией и народами Северного Кавказа, а также важнейшим перевалочным пунктом в торговле России со странами Востока. По объёму торговли он занимал первое место на Кавказе и во внешней торговле России со странами Востока.
Правительство активно поощряло развитие в крае таких отраслей как виноградарство и виноделие, а также шелководство. Виноградарство и виноделие достигли небывалого развития и стали главной отраслью экономики края. С 1885 года впервые в России налажено производство коньяка.
Традиционной отраслью хозяйства являлось рыболовство.
В 1805 году открыта первая в России школа виноделия. С 1822 года центр Кизлярского уезда в составе Кавказской области. В 1831 году, во время Кавказской войны, город подвергся набегу войск Кази-Муллы. С 1860 года — центр Кизлярского округа Терской области. Во второй половине XIX века из-за возникновения новых городов и смещения важных торговых путей Кизляр утратил свое значение как важный город на Северном Кавказе. Наблюдается упадок торговли и экономики. Вместе с этим вплоть до 20-х годов XX века демографическая ситуация ухудшается: большой уровень смертности, отсутствие притока населения из других регионов и постоянный отток собственного населения из-за чего население Кизляра к началу XX века по сравнению с серединой XIX века уменьшилось вдвое. В 1922 году город включён в состав Дагестанской АССР, c 1937 года в составе Орджоникидзевского (Ставропольского) края, с 1944 года — Грозненской области, в 1957 году — вновь передан Дагестану. Начиная с 50-х годов стала интенсивно осваиваться и заселяться территория справа от реки Терек, бывшая до этого почти незаселённой, ныне составляющая по территории половину города: построен частный сектор и современный микрорайон «Черёмушки».

В окрестностях — «Некрасовское городище» II—III вв. н. э.
Городище «Трёхстенного городка» XVI в(между станицами Александрийская и Крайновка).

0

2

Известные люди посетившие Кизляр

Пётр Великий, царь, 1722г
И. А. Гильденштедт, член Российской академии наук, 1770—1773.
С. Г. Гмелин, учёный, 70-е годы XVIII в.
П. С. Паласс, учёный, 70-е годы XVIII в.
П. П. Фальк, учёный, 70-е годы XVIII в.
Е. И. Пугачёв, предводитель народного восстания, 1771—1772.
А. В. Суворов, полководец, 1779.
М. М. Иванов, художник-пейзажист, 80-е годы XVIII в.
Ф. С. Ефремов, известный путешественник, 1798-99 гг.
А. С. Грибоедов, дипломат, писатель, 1-я четверть XIX в.
А. А. Бестужев-Марлинский, писатель-декабрист ,1829 гг.
П. А. Катенин, поэт, 1836-37гг.
М. Ю. Лермонтов, поэт, 1837.
Н. И. Пирогов, хирург, 1837.
Л. Н. Толстой, писатель, 1851-53 гг.
А. Дюма-отец, писатель, 1858 г.

0

3

Крестовоздвиженский женский монастырь (Кизляр)

Крестовоздвиженский монастырь (Воздвижения Креста Господня) в Кизляре - женский православный монастырь в город Кизляр. Основан предположительно в 1736 году архимандритом Даниилом, как мужской монастырь. Единственный монастырь расположенный на территории Владикавказской и Махачкалинской епархии .

В 1735 году, по условию Гянджинского договора между Россией и Ираном, была упразднена крепость Святого Креста на Аграханском заливе. Гарнизон и административные учреждения этой крепости переведены в новооснованный генерал-аншефом В.Я. Левашевым город Кизляр.
Кизляр имел важное военное, стратегическое положение. Так же город являлся передним краем распространения православия на Кавказе. Учитывая это, архиепископ Манглийский Иоанн, ходатайствовал об открытие при Крестовоздвиженской церкви монастыря.
Первым настоятелем монастыря становится архимандрит Даниил, происходивший из рода грузинских князей. Им же в обитель была привезена грузинская икона "Знамение".
Монастырь подвергался нескольким разорениям со стороны горцев. В 1744 г. монастырь сгорел во время сильного пожара. Расцвет монастыря приходится на конец XVIII начало XIX века. В монастыре игуменом Антонием был наведен порядок. Разведены многочисленные виноградники, приносившие доход монастырю. Кроме того монастырь владел 2500 тыс. десятин пахотной землей, 4 лавками, которые сдавались в наем и дачей.
К середине XIX века монастырь пришел в упадок. Причиной послужило разорения монастыря и Кизляра 1 ноября 1831 г чеченцами, под предводительством Кази-Мулы, а также взятие монастырских земель в казачьи владения.
Вновь жизнь в обители начала возрождаться только в 80-е годы XIX века. К этому времени в монастыре было 13 монахов и 15 послушников. В 1904 г. в монастыре строится второй храм Великомученика Георгия Победоносца. Но убийство в 1906 г. настоятеля иеромонаха Геласия, вновь привело все хозяйство в упадок.
В 1908 г. последовал указ Святейшего Синода о преобразовании монастыря в женский. Первой настоятельницей женского монастыря становится игуменья Нина. Под ее руководством монастырь возродился. Уже в 1911 г. в нем проживало 5 мантийных монахинь, 70 послушниц, из них 14 рясофорных. В Петровск-Порте было построено подворье.

Советский период
В 1918 г. новым революционным правительством в обители был устроен грабеж. Были изъяты церковные ценности. Несколько сестер за оказание сопротивления были убиты. С занятием города Добровольческой армией, было проведено следствие, и преступники были наказаны. С восстановлением Советской власти настоятельница монастыря игуменья Антонина с несколькими монахинями ушла в горы и основала там новый монастырь. Но наказание преступников было расценено, как расправа над революционерами. На основании этого был объявлен розыск монахинь. Новая обитель была обнаружена спецслужбами и все монахини во главе с игуменьей Антониной расстреляны.
Монастырь был закрыт. В его храмах в разные годы размешались ревком, склад, магазин. В настоящее время большая часть строений не сохранилась, в одном из бывших зданий монастыря размещен туберкулезный диспансер.

5 мая 2007 года прошло освящение возрожденного Крестовоздвиженского монастыря. Под монастырь была передана часовня на старом русском кладбище Кизляра. Возрождать монастырь было поручено игуменье Михаиле (Сафоновой). Которая вместе с двумя монахинями прибыла в Кизляр из Свято-Казанского женского монастыря города Ярославля. В настоящий момент в монастыре уже живет 9 монахинь. Строятся келейный и игуменский корпуса. Отреставрирована часовня, к ней пристроенная алтарная часть. Существует проект строительства собственного монастырского храма.

Настоятели
архимандрит Даниил (1736 - ?)
игумен Антоний (?-?)
протоиерей Димитрий (Гремяченский) (?-?)
архимандрит Алексий (? - 1887)
протоиерей ? (Нобилетов) (1887-1897)
архимандрит Филофий (Сташевский) (1897 - 1900)
иеромонах Геласий (1901 - 1906)
игуменья Нина (1908 - 1913)
игуменья Антонина (1913 - 1918)
игуменья Михаила (Сафонова)(2007)

0

4

1808 год. О причислении жительствующих в Кизляре татар к Кизлярскому Терскому казачьему войску.
Источник РГВИА. Фонд 13. Опись 3/111. Свиток № 183. Дело № 30.

0

5

… история Кизляра нашла свое письменное отражение уже вскоре после возведения русскими Кизлярской крепости. Так, инженер по своей основной специальности и историк, генерал-майор русской армии А. И. Ригельман (1720–1789), посетивший Кизляр по делам службы в 1757 г., будучи еще подпоручиком, создал труд под названием «Изъяснение о Кизлярской крепости» … Он содержит весьма интересные исторические сведения, но, к сожалению, остается до сих пор не опубликованным.

0

6

В конце 1664 г., по данным А. Ибрагимова, Симеон Полоцкий побывал в терских казачьих городках, а также в Старом Кизляре (Абсияхкенте). Проводил в течение месяца просветительскую работу среди местных жителей — призывал их полнее приобщаться к русской культуре и с этой целью открыть школу по изучению русского языка.  Вскоре после его отъезда школа была здесь создана. Как замечает кизлярский краевед Д. С. Васильев, факт этот «не только примечательный, но и просто чрезвычайный: ведь это была самая первая известная нам русская школа на Кавказе» (Васильев. Очерки, с. 73).
Однако данные о пребывании Симеона Полоцкого в просветительских целях на Северном Кавказе  пока не встречались в иных источниках.
Зафиксировано имя первого учителя в Старом Кизляре. Русского учителя звали Захарий Бабский, из гребенских казаков; преемником его в упоминаемой школе был Иван Евсеев (Васильев. Загадка, с. 52; он же. Очерки, с. 73).
Источник: Тарихи Кызларкала А.Ибрагимова.

0

7

Станица Кизлярская. Около 1832 г. Количество домов – 114. В них проживало 296 мужчин и 221 женщин.

0

8

«В 1736 году был достроен Кизляр, на левом берегу старого Терека, и около него поселены остатки прежнего Терского войска, образовав бывшую Кизлярскую станицу, расформированную в 1870 году,  и жители которой частью остались в Кизляре, с тезиками, частью переселены к станицам: Копай и Сосаплы, по-нынешнему -  Александрийская и Александроневская станицы».
Ткачев Г. А. Гребенские, терские и кизлярские казаки : книга для чтения в станичных и полковых школах, библиотеках и командах. - Владикавказ, 1911.

0

9

http://se.uploads.ru/t/P5Jd7.jpg http://s8.uploads.ru/t/cOIHZ.jpg

из журнала Модный свет 1889, № 1 (1 янв.) - 48 (23 дек.) с указ. - 1889

Отредактировано Инна (2016-11-25 14:45:27)

0

10

В обновленной базе данных Елены Герасименко на генеалогическом сайте VGD.RU появились следующие фамилии связанные с Кизлярской:

Борисов Федор посемейный список 1848 г.
Пицхалова Елизавета посемейный список 1848 г.
Шапашников Василий посемейный список 1848 г.

0

11

Начиная с 40-х годов XIX столетия в станицах стали открываться небольшие фармацевтические аптеки. Первое известное документальное упоминание о них на Терском левобережье относится только к 1846 г., когда в станице Курдюковской Кизлярского полка были ассигнованы 1 руб. 50коп. (все денежные суммы приведены серебром) «на покупку двух стеклянных банок для помещения пиявок в аптеке». А также в станицах Кизлярской, Каргалинской, Старогладовской и Сосоплинской были выделены из местных бюджетов «на заведение оспопрививательного инструмента по 50 коп.»
Статьи по истории Терско-гребенского казачества

0

12

Кизляр, уездн. город (с причисленной к нему Кизлярской станицей) при реке Старый Терек и Таловке, 1500 домов, 5093 м.п./4083 ж.п. Православный монастырь, православных церквей -2, армянских - 3, мечетей - 8, винокуренных заводов - 16.

[Список населенных мест по сведениям 1874 г. издан Кавказским статистическим комитетом при главном управлении наместника кавказского, составлен гл. редактором Комитета Н.Зейдлицем. Терская обл., Кизлярский отдел]

0

13

[Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год П.Г. Буткова. Санкт-Петербург, 1869 г.] 

Гл. 35. Стр. 155

Грузины и Армяне суть те, которые по доброй воле служили Россиянам в Гиляни в числе 700 человек. Быв оттуда переведены 1730 года в Дербент, а 1733 года в крепость Святого креста, они купно с поселившимися у крепости Святого креста  для торговли, состояли теперь в 450 семьях. Военных отпускали на свободу; но 1736 года, по прошению начальника их генерал-майора Лазаря Христофорова, с товарищами 112 человеками паки приняты они в российскую службу, поселены при Кизляре, с получением земли под пашню, жалованья против астраханских гарнизонных полков и денежного пособия на поселение. Из них в 1739 году, по приглашению фельдмаршала графа Миниха, несколько вступило в грузинские гусарские три роты, составленные из князей и дворян выехавших из отечества с царем Вахтангом. В 1747 и 1749 г. все кизлярской грузинской команды  Грузины и Армяне от службы отставлены, с тем однако, чтоб оставались на жительстве при Кизляре.
Тезики или таджики, т. е. персидские купцы, поколение древних Персов, поселились при Кизляре и имели тогда 60 дворов (3).

(3) Первобытные или природные жители Персии носят имя татов или татжиков. Они суть смесь магометанской веры Арабов, Гебров, Евреев.

В 1798 г. считалось душ в Кизляре:
Армян 1373 м.  1406 ж.
Охочен 456 м. 477 ж.
Тезиков 301 м. 353 ж.
Грузин 396 м. 409 ж.
Казанских татар 58 м. 70 ж.
Ясырей у всех сих иностранцев 57 м. – ж.
Русских купцов  и мещан 72 м. 36 ж.

В 1792 г.:
Армян 1225 м.
Охочен 572 м.
Тезиков 371 м.
Грузин 452 м.
Казанских Татар 51 м.
Русских купцов и мещан 72 м.
Греков и католиков 10 м.
Черкесских узденей и холопов 17 м.
Русских разночинцев и Малороссиян 150
Российский монастырь  1
Российских церквей 4
Армянских церквей 2
Мечетей 6

0

14

«Книга чертежей и рисунков (Планы городов). 1839 года». Данная книга была выпущена как приложение к Полному собранию законов Российской империи и на сегодняшний день (по нашей информации) в полном объёме первого издания сохранилась только в частных коллекциях. Планы и схемы практически всех городов сделаны с 1800-1835 год. Особенно интересно это издание исследователям перестроенных «звёздчатых» крепостей.
http://libterra.ru/?p=539

http://libterra.ru/wp-content/uploads/2018/12/pg01.jpg
План Кавказской области городу Кизляру
На подлинном написано собственною Его Императорского Величества рукою: Быть по сему. Александр.  Июля 17 дня 1822(?) года. В Царском селе.
Масштаб в  Англ. дюйме 250 сажен.

Изъяснение

1. Каменная Церковь Казанской Божией Матери.
2. Церковь живоносного источника Пресвятой Богородицы.
3. Мужской монастырь Воздвижения Честного Креста.
4. Церковь живоначальной Троицы.
5. Церковь С-ля Николая.
6. Церкви Армянские.
7. Комендантский дом.
8. Солдатские казармы.
9. Дом, занимаемый карантинной конторой.
10. Дом Инженерной команды.
11. Пороховые погреба.
12. Гауптвахта.
13. Цейхгауз.
14. Соляной магазин.
15.   Торговые лавки.
16. Полковой лазарет.
17. Подошвенный и машинный заводы.
18. Виноградные сады.
19. Кладбище российское и грузинское.
20. Кладбище Тезитских (тезикских.- О.Л.) и Окоченских  татар.
21. Вал и ров к ограничению города.

Отредактировано львович (2019-06-10 08:15:18)

+1

15

Сравнивая план г. Кизляра, утвержденный Александром I ("Быть по сему", 1822 г.) Кизляр , с современной картой Кизляра, легко видеть, что на месте казачьей церкви во имя Троицы Живоначальной, на берегу Терека, теперь расположена современная Джума-мечеть г. Кизляра. 10 апр. 2015 г. она полностью сгорела, но была восстановлена летом 2016 г.
Свято место пусто не бывает. У православных есть поверие, что Ангел Хранитель храма пребывает до скончания века у места, где был престол и совершалась Божественная литургия. Дай Бог, чтобы Ангел Хранитель не отступил от нас за наши грехи. А с теми, кто считает, что это ерунда, говорить нечего...

0

16

Кизляр. 1846 г.
В ночь с 18 на 19 июля, Терек напором вод прорвал часть гати, или укрепленного берега, и к утру вода затопила большую часть города, лежащего на сажень и ниже поверхности реки. По улицам и дворам плавали на лодках, спасая имущество и скот. Более всего пострадали жители станицы Бороздинки. Такого наводнения в Кизляре жители давно не помнят.
Кавказ 1846 № 31

0

17

https://pravoslavie.ru/sas/image/103261/326194.p.jpg
28 сентября 2019 г. Крестный ход в Кизляре в честь 284 -й годовщины основания города.
https://pravoslavie.ru/124243.html

0

18

http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/422/t250313.jpg
Карта Кизляра (год издания неизвестен).

0

19

http://stavkomarchiv.ru/userfiles/file/АТУС/часть третья.pdf
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/422/t260899.jpg
http://www.stavkomarchiv.ru/userfiles/file/АТУС/источники и литература.pdf
97. ГАСК Ф. 79 Оп. 1 Д. 1508
210. ГАСК, Ф.128 Оп.2 Д.1342
370. Гурский А.Г. Исторический календарь Северного Кавказа // Сборник сведений о Северном Кавказе. Ставрополь, 1906. Том 1.
457. Хронологический указатель достопримечательных событий и важнейших постановлений правительства в Ставропольской губернии и вообще на Северном Кавказе// Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Ставрополь: Ставроп. губ. стат. ком. - 1869.
470. Кавказский календарь на 1897 год. Тифлис, 1896.
483. Ставропольские губернские ведомости. – 1879 г., 3 февраля, №5.

0

20

Кавказские епархиальные ведомости (КЕВ) №7, 1880 г. С. 232-239; №8 1880 г. С. 259-268; № 12 1880 г. С. 403-407; № 13 1880 С.423-

Материалы для истории Кавказской епархии. Автор Г.М. (Г.М. - редактор  КЕВ  Григорий Петрович  Михайловский – О.Л.)
Фрагменты публикации.

"Со времени основания Терского городка… Кавказский край по церковным делам относился к Астраханской епархии и первый астраханский архиепископ Феодосий, вступивший в управление Астраханской епархией по повелению царя Бориса Годунова в 1602 г.,  именовался Астраханским и Терским. За ним следуют 10 Астраханских Преосвященных, носивших тот же титул до 1723 г.; из них некоторые удостаиваются сана митрополита. Замечательнейшим из них был Иосиф, получивший сан митрополита по содействию бывших в 1667 году в  Москве восточных патриархов. Он окончил жизнь 11 мая 1671 года мученической смертью от злодейских рук  сообщников Стеньки Разина, которых он обличал в бесчеловечии и отступничестве. В 1723 году, еще при жизни Петра Великого, посвященный во епископа Астраханского  Лаврентий именовался уже не Астраханским и Терским, а Астраханским и Ставропольским, каковое название дано после основания крепости Св. Креста в прикаспийской стране, носившей некогда название Ставропольской. За Лаврентием следовал епископ Варлаам (1727-1731), а потом епископ Илларион (1731-1751).
… При Илларионе, по случаю перевода гарнизона из крепости Св. Креста в Кизляр, перенесена была туда же и ветхая деревянная церковь во имя Воздвижения Св. Креста и поставлена в 1738 году в Кизлярском монастыре, основанным по повелению Императрицы Анны Иоанновны. К тому же времени относится и построение Кизлярского собора.

… в станицах Терского войска на место ветхих молитвенных домов  были устроены церкви, которые в 1741 году снабжены были антиминсами и церковной утварью и освящены командированным из Астрахани протопопом Андреем Григорьевым.

Приемником Преосвященного Иллариона стал с 1751 года по повелению  Императрицы Елизаветы Петровны  Мефодий, отличавшийся святой жизнью и признаваемый даже кочующими народами. При нем деревянная Крестовоздвиженска церковь в Кизлярском монастыре, по ветхости, была в 1763 году разобрана, а на месте ее заложена каменная с двумя приделами на собственные средства Преосвященного, освященная им же в 1764 году. Мефодий первым из Астраханских  Преосвященных обозрел ставропольскую паству, посетив Кизляр, Моздок и несколько станиц. Это посещение закончилось печально. Близ Червленной станицы, принимая целебные процедуры горячих минеральных источников, он обварился и умер 29 мая 1776 г.

0

21

"Неизданными остались работы Ригельмана: "Изъяснение о Кизлярской крепости, составленное в 1757 году"...
Ригельман Александр Иванович. Краткая библиографическая справка
https://runivers.ru/personals/author53813/
Интересно, где хранится рукопись этой работы? Можно ли её оцифровать? Найдется ли терский историк, который расшифрует эту рукопись и опубликует её?

0

22

Кизляр - гнездо малярии, вымирающий и разрушающийся город. Грузины здесь все вымерли, русские вымирают, лучше переносят злокачественный климат все от тех же разливов Терека армяне. Монастырь имеет жалкий вид поместья, приходящего в упадок. При въезде в ворота Владыку встретили монахи  крестным ходом. Болезненные, желтые лица, лихорадочно блестящие глаза ясно говорили, что это насельники Кизлярской обители, места «тени и сени смертной».
Источник: Протоиерей Н. Колпиков. Обозрение епархии Преосвященнейшим епископом Владимиром с 11 по 27 апр. 1901. ВЕВ 1901 № 15 с. 292.

0

23

Кизляр – город избыточествующий армянами. Старообрядцев там нет; но я возымел намерение побывать в этом городе, чтобы посмотреть православный мужской монастырь. Из Кизляра отец игумен проводил нас до Каргалинской станицы, где старообрядцы опять пришли к нам на беседу и своими вопросами и откровенностью очень нас утешили.
Источник: Архимандрит Павел Прусский (Леднев). Путешествие мое по Кавказской епархии в 1876 и 1877 годах // Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. Том 2

0

24

Г. Кизляр отчислен от Ставропольской губернии и присоединен к Терской области по высочайшему повелению 9 декабря 1867 г.
Кизляр преимущественно населен армянами, имеющими там огромные виноградные сады, грузинами и русскими. Кроме того, там обитает множество персиян, тезиков, татар, тавлинцев, кумык, чеченцев и ногайцев. Последние занимают особую слободку, носящую название «татарской», в которой, между прочим, имеют постоянное пребывание  разные плуты и мошенники….
О преступлениях, совершаемых в г. Кизляре // Терские ведомости 1870 № 24 (11 июня).

0

25

Кизляр — город в Терской области, на левом берегу Терека. В первый раз упоминается  1616 г., в отписке терского воеводы Хохлова. Население его увеличилось в 1715 году, когда сюда выселилось несколько семейств армян, грузин и персиян. В 1725 г. Кизляр был выжжен; в 1730 г. здесь устроено укрепление против набегов горцев, в 1755 — пограничная таможня.
Энциклопед. словарь Андреевского 15 т. стр. 48.

Принято считать, что первое упоминание о Кизляре в русской истории относится к 1614—1617 годам и содержится в «отписке» (донесении) терского воеводы Василия Хохлова в «Актах исторических собранных и изданных Археографической комиссией». Однако никакого такого первого упоминания о Кизляре, как населенном пункте, в указанном документе нет. Это ошибочное мнение вошло в обиход с легкой руки автора статьи, опубликованной сначала в сборнике «Кавказ» за 1846 год, а затем повторенной в «Кавказском календаре на 1848 год».  В указанных «Актах» действительно упоминается Кизляр и Василий Хохлов, но не в том значений, в каком употребил их автор. Василий Хохлов никогда терским воеводой не был, а являлся «терским стрелецким головой», то есть начальником терского стрелецкого войска. Что касается слова «Кизляр», то в «Актах» оно упоминается дважды, но в обоих случаях не как название поселения, а как наименование реки. Так тогда назывался самый северный рукав Терека (нынешняя Таловка), впадавший в Кизлярский залив, от которого последний и получил свое наименование.

Река Кизляр (в источниках «Кизлар») упоминалась чаще всего в связи с тем, что при выходе ее из Терека существовал в XVII веке так называемый «Кизлярский перевоз», именуемый также «Кизлярским караулом». Кизлярский перевоз был одним из пунктов, через который осуществлялись сношения Терского города со странами Востока и Кавказа, в том числе и с северокавказскими народами. Перевоз этот считался «государевым». При нем находился постоянный караул из терских стрельцов, который охранял перевоз от набегов «всяких иноземцев и воровских людей», также для взимания «государевой перевозной и таможенной пошлины». Но был ли при этом перевозе-карауле населенный пункт, об этом в упомянутых документах прямо не говорится. Следовательно, утверждение автора вышеуказанной статьи, что якобы первое упоминание о Кизляре относится к 1614—1617 годам, не может служить доказательством существования Кизляра в указанное время.

Вместе с этим, имеются основания считать, что по меньшей мере во второй четверти XVII века Кизляр уже был. Это подтверждается многими как письменными, так и другими данными.
Источник: Васильев Д. С. Очерки истории низовьев Терека (досоветский период). Махачкала. Даг. кн. из-во, 1986. 248 с. (Кизляр. краевед. музей им. П. И. Багратиона), с. 66-67

Отредактировано львович (2023-08-25 16:40:37)

0

26

М.С. К истории наводнений в Кизляре // Терские ведомости 1900 № 59 (19 мая)

0

27

Корреспонденция Тер. Вед.:
Земляк. Из гор. Кизляра // Терские ведомости 1882 № 51 (18 дек.)

Земляк. Природа и люди в Кизлярском округе // Терские ведомости 1883
№ 18 (30 апр.)
№ 19 (7 мая)
№ 24 (11 июня)

Земляк. Из истории возникновения г. Кизляра // Терские ведомости 1891 № 12 (10 февр.)

Отредактировано львович (2023-12-03 06:35:52)

0

28

К – я. Воскресенье в Кизляре // ТВ 1893 № 96 (15 авг.)

0

29

Ясинский*. Город Кизляр и его прелести // ТВ 1881 № 16 (18 апр.)
*) Иерони́м Иерони́мович Яси́нский (18 [30] апреля 1850, Харьков — 31 декабря 1931, Ленинград) — русский писатель, журналист, поэт, литературный критик и переводчик, драматург, издатель, мемуарист.

0

30

Старинная кизлярская крепость,  основанная при Петре Великом*, была срыта до основания в 1885-1886 гг. с целью засыпки болота, образовавшегося во рву вокруг крепости площадью 30 тыс. кв. сажень. Огромные земляные валы крепости в 10 сажень в основании и 2 сажень высоты были срыты на протяжении 800 сажень. Один кусок вала протяженностью от 6 до 8 сажень был оставлен на видном месте  против бульвара на базарной площади в качестве исторического памятника кизлярской старины. Дело сохранения памяти не доведено до конца. Остаток вала  подвергся  несанкционированному разрушению…
Д.К. Из гор. Кизляра (От 7 мая) // Терские ведомости 1889 № 39 (14 мая)
Примечание. *) Загадка автора заметки. Крепость Кизлярская основана в 1735 г. Петра Великого уже не было. Хотя именно Петру В. приписывают утверждение наименования поселения Кизляр, среди множества существовавших.

Отредактировано львович (2024-02-06 07:45:42)

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Кизляр » Кизляр


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно