<...Об одном же из истинных рабов Божиих нашего времени я расскажу вам сегодня. Это чтец Павел Кадышев, один из тех, кто похищен из Грозненского храма.[Храм Архистратига Михаила] В Грозном был когда-то ведущий в стране нефтяной институт. Павел Кадышев, был проректором этого института по науке и преподавателем сопромата. Ему было около 50 лет, когда он оставил научную работу и ушел алтарником в храм Архистратига Михаила. Из этого храма он уже никуда не отлучался, до тех пор, пока насильно не был уведен на мучения и исповедничество.
Когда начались военные действия, многие покинули Грозный, но чтец Павел никуда не уехал. Он был твердо убежден, что призван Богом оставаться здесь, при храме, который вскоре был почти полностью разрушен. Только в крестильном помещении еще совершались богослужения. Сын Павла Кадышева, все его родные и близкие, конечно же, переживали за него, но не могли понять, почему он не уходит из столь опасного места. Сын еще во время прежней войны нашел средства, послал за ним машину в Грозный, все было готово, чтобы его оттуда вывезти, но он опять отказался, сказав, что останется при храме Архистратига.
Есть такое поверие в Церкви: даже если храм разрушен до основания и осквернен, Ангел Хранитель храма пребывает до скончания века у места, где был престол и совершалась Божественная литургия. Хотя сейчас некоторые считают это предание устаревшим. Когда-то в Сретенском монастыре мы столкнулись с подобным случаем. Вы знаете, что у нас есть маленький предел во имя святого Иоанна Предтечи. В нем жил один человек, священник. И когда мы ему сказали, что нельзя жить на месте престола, он нам ответил: «Но престол давно упразднен, здесь ничего нет». Мы сказали: «Здесь есть Ангел Хранитель. Он будет стоять здесь до второго пришествия». На что священник отвечал: «Да бросьте вы ерунду говорить». И тогда мы поняли, что не сможем найти с ним общего языка...
А Павел Кадышев, который не был священником, а просто алтарником, почитал и храм и место, где совершалась Божественная литургия, он чувствовал веление Божие быть здесь. Он не просто физически находился в храме, он молился, помогал многим людям, которые не могли уехать в Россию.
То, что мы не знаем ничего ни про отца Захарию, ни про Павла Кадышева, ни про послушника Иакова, говорит о том, что они или приняли мученический венец, или, с помощью посланных от Господа Ангелов Хранителей в тяжком заточении, под пытками, не отрекаются от Христа, остаются православными христианами. Несмотря на страшное и по-человечески незавидное их положение, для Бога они восходят от силы в силу в самом великом и в самом приближающем к Христу подвиге – мученичестве.
Дай Бог, чтобы Ангел Хранитель в тяжелые минуты нашей жизни не отступил от нас за наши грехи, укрепил в вере Христовой, в надежде и любви ко Господу и верности Православной Церкви...>
[Из проповеди архимандрита Тихона (Шевкунова), произнесенной в Сретенском монастыре, 8/21 ноября 1999 г.]
http://www.pravoslavie.ru/put/1803.htm