КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДОСОВЕТСКОГО ГРОЗНОГО
© 2017 Головлёв Алексей Алексеевич
доктор географических наук, доцент, профессор
Самарский государственный экономический университет
E-mail: ecology@mail.ru
Ключевые слова: город Грозный, культовые (религиозные) сооружения, православный собор, православные церкви, староверческая церковь, православный женский монастырь, православные часовни, баптистский молельный дом, синагоги, польский костел, армянская церковь, татарская мечеть, персидская мечеть, кладбища.
В 2018 г. городу Грозному исполнится 200 лет. Однако вопрос о культовых (религиозных) сооружениях, в разное время находившихся на территории современного города, прежде почти не исследовался. В данной связи в статье приводятся результаты многолетнего поиска сведений о культовых сооружениях разных конфессий, построенных в Грозном в царский период и уничтоженных в ранний советский период.
Произведенные нами в 1990-1991 гг. опросы свидетельствовали о том, что даже люди, родившиеся в городе Грозном в середине 30-х гг. XX в., не могли представить свой родной город как город церквей и других религиозных объектов. Подобное обстоятельство имело единственное объяснение: еще до появления этих людей на свет, в Грозном развернулась активная борьба советской власти с религией (в первую очередь, с православной). Поэтому культовые сооружения (церкви, синагоги, мечети), построенные в городе в царский период, и в которых некоторое время при советской власти продолжались богослужения, затем были закрыты и в большинстве своем уничтожены до основания.
Между тем, по воспоминаниям многих русских старожилов, родившихся в Грозном в конце XIX - начале XX вв., и старожилов-чеченцев, родившихся в окрестных аулах и приезжавших в детском и юношеском возрасте на базары в Грозный вместе со своими родителями, в городе располагалось немало церквей. Старожилы помнили, как на праздники и в будние дни в разных частях города раздавался колокольный звон. Е.Д. Калугина (Лежебокова), родившаяся в Грозном в 1898 г., поведала нам о похоронах царского офицера Сергея Петровича Беллика - сына бывшего городского головы, генерал-майора П.Г. Беллика. В 1915 г. С.П. Беллик погиб на Великой войне и гроб с его телом доставили в Грозный. Когда гроб в черном катафалке везли по городу, то по всему пути следования звонили колокола в церквах, а на дорогу жители бросали цветы.
Рассказы старожилов вызвали интерес к практически не изученной теме о нахождении в Грозном культовых объектов различных конфессий. В результате многолетнего поиска нами установлено, что в досоветское и раннее советское время в Грозном функционировали следующие религиозные объекты: православный собор, православные церкви, православный женский монастырь, православные часовни, староверческая церковь, баптистский молельный дом, синагоги, костел (римско-католическая церковь), армянская церковь, татарская мечеть, персидская мечеть, кладбища. Указанные культовые объекты обслуживали религиозные потребности жителей Грозного, принадлежавших к основным национальным группам населения. Первой Всеобщей переписью населения Российской империи (1) в Грозном в 1897 г. было учтено 15 564 чел., о национальной принадлежности которых свидетельствовали следующие данные о родных языках: великорусский [русский] - 10 349, еврейский - 1 686, малорусский [украинский] - 970, польский - 407, армянский - 352, татарский - 272, персидский [иранский] - 267. В Грозном было зарегистрировано также 502 носителя чеченского языка (в том числе 123 носителя чеченского языка отбывали наказание в окружной тюрьме и горожанами не являлись). В Грозном жили только состоятельные чеченцы (семьи купцов, промышленников, царских офицеров и чиновников), но собственной мечети в городе они не имели.
Кратко охарактеризуем выявленные культовые объекты Грозного в порядке убывания количества приверженцев вышеуказанных конфессий.
В царское время православные объекты Грозного относились к 8-му благочинническому округу Владикавказской епархии. Важнейшие культовые объекты - Косьмо-Дамиановский собор, Михаило-Архангельская церковь и Покровская церковь (2).
Косьмо-Дамиановский собор (Военный собор) располагался в центре Грозного, на Ермоловской площади, и выходил на ул. Александровскую (пр. им. С. Орджоникидзе). По А.А. Ваксману (3), собор был построен солдатами в 1839 г., а уничтожен в 1929 г. Первое упоминание о соборе мы обнаруживаем в работе К. Самойлова (4), который называет его прекрасной по архитектуре каменной церковью. При Косьмо-Дамиановском соборе находилась Грозненская церковно-приходская школа. В соборной школе обучалось 36 детей. Заведовал этой школой священник А. Кардашевский, штатным учителем был дьякон собора Н. Никитин, а попечителем - инженер-технолог И.В. Ярцев (5).
Михаило-Архангельская церковь (в народе называлась Красной церковью) – ныне действующая православная церковь, расположенная в правобережной части Грозного. Местонахождение - Тушиновка, угол ул. Дворянской (пр. им. В.И. Ленина) и пер. Лорис-Меликовского (пер. Интернационального). Красная церковь основана в 1891 г. По словам старожилов, сначала была деревянной. По Е.Д. Калугиной, в предсоветские годы старостой этой церкви являлся городской подрядчик Михаил Поликарпович Амельянов. Единственная церковь в Грозном в советское и постсоветское время. На рубеже XX-XXI вв. церковь подверглась разрушению во время военных действий, однако затем была восстановлена.
Покровская церковь (церковь во имя Покрова Матери Божьей) находилась в левобережной части Грозного, на Четверговой площади, и выходила на ул. Александровскую (Первомайскую). По воспоминанию Е.Д. Калугиной, церковь была большой, и строили ее очень долго (вероятно, лет 40). По устному сообщению доктора сельскохозяйственных наук, профессора, вице-президента Всесоюзного общества почвоведов С.В. Зонна, ко времени свержения царя Покровская церковь оставалась недостроенной, хотя в ней и проводились службы. Из-за соседства с Казанской слободкой Покровскую церковь иногда называли "Казанским собором". По И.Л. Леонтьеву, Покровскую церковь разрушили до основания приблизительно в 1921-1922 гг. Четверговую площадь и место, где находилась Покровская церковь, впоследствии застроили домами.
Дагестанская церковь (церковь 82-го пехотного Дагестанского полка, Солдатская церковь, Военная церковь) - ныне не существующая православная церковь, находившаяся на территории Красномолотовского сквера. По воспоминанию А.Н. Чичеровой, родившейся в Грозном в 1911 г., церковь располагалась в этом сквере там, где в позднейшее время показывали кино. А.Н. Чичерова с 13-14 лет ходила в эту церковь и помнила, что она была выстроена из желтого кирпича. Дагестанскую церковь хорошо помнил и профессор С.В. Зонн, который в детстве, в период учебы в Грозненском реальном училище, служил в этой церкви помощником псаломщика. В ограде Дагестанской церкви был похоронен родной дядя С.В. Зонна - городской врач Н.И. Зонн, умерший во время борьбы с эпидемией холеры в Грозном.
Белликовская церковь находилась к западу-юго-западу от юртового надела станицы Грозненской, на Белликовском хуторе (который в царское время причислялся к аулу Новые Алды). В настоящее время место, где находилась Белликовская церковь, расположено в пределах городской территории. Е.Д. Калугина видела Белликовскую церковь в детстве и юности, когда бывала со своим отцом на хуторе, на котором жили мирошники (отец делал им печку).
Солдатская церковь (с колокольней) располагалась в Лагерном месте 82-го пехотного Дагестанского полка. По воспоминанию Е.Д. Калугиной, это лагерное место находилось по-над Сунжей, в окрестностях ул. 8-го марта в Грозном. Вместе с другими детьми Е.Д. Калугина ходила в лагерь Дагестанского полка: солдаты угощали их вкусным борщом, а дети приносили солдатам молоко. Лагерь открывался в мае, когда приезжали солдаты и разбивали палатки. Для проживания офицеров в лагере были построены кирпичные домики.
Храм в честь Святителя и Чудотворца Николая (церковь Святителя Николая Угодника, казачья церковь, станичная церковь) - церковь в станице Грозненской, располагавшаяся между ул. Шоссейной (Комсомольской) и ул. Бульварной (пр. им. С. Орджоникидзе) на том месте, где в советское время в Грозном была построена средняя школа № 3. Казачья церковь была красивой, пятиглавой, с колокольней. Выходила на Церковную станичную площадь. Освящение места закладки казачьего храма совершил в 1899 г. настоятель Грозненского Косьмо-Дамиановского собора протоиерей Павел Бартенев (6). По словам казаков-старожилов, храм был снесен до основания вначале 30-х гг. XX в.
Староверческая церковь располагалась в правобережной части Грозного, на Тушиновке, где проживали староверы. Небольшая деревянная церковь староверов была разорена еще при царе. Поэтому староверы ездили к своим единоверцам в Ермоловскую станицу - важный центр раскола в Терской области.
Православный женский монастырь в досоветское и раннее советское время располагался в правобережье Сунжи на восточной окраине Грозного. По Е.Д. Калугиной, монастырь был построен из кирпича и находился недалеко от братского кладбища горожан, погибших в гражданскую войну (в советское время вокруг братского кладбища создали Комсомольский парк). Монастырь был обнесен кирпичным забором. Рядом с монастырем располагались сады (их вырубили в 1929 г.) и проходил Веденский тракт, на котором стоял конный казачий пост. В монастыре имелась кирпичная церковь, и был дом, в котором постоянно жили монашки. Монастырь охранял сторож. По свидетельству И.Л. Леонтьева, родившегося в Грозном в 1915 г., женский монастырь уничтожили в 1924 г., а по сообщению А.Н. Чичеровой - примерно в 1925-1926 гг.
Часовня - давно не существующая православная часовня, находившаяся в Городском саду Грозного, на том месте, где в советское время был создан Пионерский сквер. По легенде, во время Кавказской войны в крепость Грозную ворвались чеченцы. Они разгромили и сожгли церковь, в которой чудом уцелел только образ Божьей Матери. Нетронутый огнем образ очень чтился в народе, поэтому для него на месте сгоревшей церкви построили часовню. Перед иконой Божьей Матери каждый год торжественно служился молебен (7).
Часовня (кладбищенская) - давно не существующая православная часовня. По сообщению А.Н. Чичеровой, располагалась на Городском кладбище приблизительно в том месте, где в позднее советское время находилась автобусная остановка "Деловая". Другие старожилы также сообщали о том, что кладбищенская часовня находилась на ул. Деловой, рядом с общежитием (на том месте, где сначала был построен общественный туалет, а затем сделали клумбу).
Баптистский молельный дом - по воспоминанию И.Л. Леонтьева, находился на ул. М. Горького в том месте, где в позднее советское время были возведены многоэтажные дома на пр. Ленина. Баптистский молельный дом закрыли в связи со сломом и перенесли в другое здание, расположенное на углу улиц Интернациональной и Х. Нурадилова.
Городское кладбище - не существующее теперь кладбище, служившее в царское и раннее советское время главным местом захоронения грозненцев разных конфессий. На центральном городском кладбище хоронили как простых жителей, так и самых известных гражданских и военных деятелей досоветского времени. Поэтому городское кладбище представляло собой важный историко-мемориальный памятник, своего рода летопись Грозного, запечатленную в надгробиях похороненных людей. Кладбище размещалось к северо-западу от завода "Молот" ("Красный молот"), на нем хоронили мусульман, иудеев и военных (8). По А.Н. Чичеровой, за "Молотом" находилось еврейское кладбище, около 9-й Горбольницы - солдатское кладбище, и было еще татарское кладбище. По И.Л. Леонтьеву, кладбище закрыли в 1933 г. Многие старожилы помнили, что оно существовало в 1950-1951 гг. Уничтожение кладбища началось в 1953-1954 гг. Территорию городского кладбища застроили жилыми домами.
Казачье кладбище (Станичное кладбище) - ныне не существующее православное кладбище станицы Грозненской. По И.Л. Леонтьеву, место, где находилось Казачье кладбище, располагается за Грознефтяной, по ул. Широкой (Маяковского), невдалеке от холодильника и Техснаба (металлический склад). Через Казачье кладбище в 20-е гг. XX в. была проложена линия железной дороги на Старые Промысла. Как отмечают грозненские старожилы, кресты и земляные холмики на Казачьем кладбище были еще видны в довоенный советский период (слева от железнодорожного пути, ведущего на Старые Промысла).
Баптистское кладбище - ныне не существующее кладбище, находившееся на восточной окраине Грозного (к северу от Разбегайловки, по правую сторону от трамвайного пути, если следовать от Трамвайного парка в микрорайоны, невдалеке от автозаправки). Кладбище было не огороженным и заросшим. На могилах стояли прямые кресты. Кладбище уничтожили примерно в 1924-1925 гг., а на его месте в позднейшее время построили многоэтажные дома.
Синагога (европейских евреев) - располагалась на правом берегу Сунжи, между персидской мечетью и баней Митниковой. Когда была закрыта, не известно. В позднее советское время здание бывшей синагоги европейских евреев занимало Чечено-Ингушское республиканское музыкальное училище.
Синагога (горских евреев) располагалась на правом берегу Сунжи, на Московской улице в Еврейской слободке. Когда была построена, не известно. По И.Л. Леонтьеву, синагогу горских евреев закрыли примерно в 1928 г.
Польский костел (Костел Сердца Иисуса, римско-католическая церковь) был заложен в 1862 г. на берегу Сунжи, при дороге, возле госпиталя и крепости Грозной. Строительство каменного костела обошлось в 4 500 руб. Освящение костела состоялось через 2 года (9). Известно, что в предсоветские годы капелланом римско-католической церкви являлся Франц Викентьевич Бояржинский. В доме костела работал врач С.М. Швецов, лечивший накожные и венерические заболевания (10). По сообщению И.Л. Леонтьева, польский костел закрыли примерно в 1928 г. и разместили в нем корпус для умалишенных. Во время Великой Отечественной войны костел передали под Госархив. Здание бывшего костела было полностью уничтожено в 90-е гг. XX в. во время боев за Грозный.
Армянская церковь - теперь не существующая грозненская церковь. Если воспользоваться урбанонимами позднего советского времени, то можно сказать, что армянская церковь занимала пространство, расположенное между пр. Революции, сквером им. М.Ю. Лермонтова, учебно-лабораторным корпусом Грозненского нефтяного института и зданием Грозненской средней школы № 1. По Р.З. Багдасаряну (11), армянская церковь была возведена в начале 70-х гг. XIX в., а снесена в начале 30-х гг. XX в. При церкви находилась армянская школа.
Татарская мечеть - ныне не существующая мечеть, располагавшаяся в северной части Грозного, на Казанской слободке, компактно населявшейся татарами-мишарями. По сообщению А.Н. Чичеровой, татарская мечеть находилась на углу ул. Покровской (Татарской) и 1-й Куринской (им. П. Лумумбы). Мечеть и татарское кладбище хорошо помнил начальник Чечено-Ингушской республиканской станции защиты растений, заслуженный агроном РСФСР Максут Ахмедович Урманчиев. Судя по всему, еще одна татарская мечеть имелась на Старых Промыслах (среди рабочих-нефтяников были казанские татары).
Персидская мечеть - ныне не существующая мечеть, располагавшаяся на правом берегу Сунжи около Романовского (Старого Ленинского) моста, невдалеке от синагоги европейских евреев и собственного дома Ф.В. Бояржинского. Согласно А.А. Ваксману (12), персидская мечеть была построена в 1908 г. муллой Али Гусейновым. По воспоминанию И.Л. Леонтьева, мечеть разрушили до основания примерно в 1933 г.
-------------------
1 Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. Т. LXVIII. Терская область / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб. : Изд-во Центр. стат. комитета МВД, 1905. 236 с.
2 Владикавказская епархия. Распределение церквей епархии по благочиниям // Терский календарь на 1915 год / Изд. Терского областного стат. комитета под ред. секретаря комитета С.П. Гортинского. Вып. 24. Ч. II. Владикавказ : Электропечатня тип. Терского областного правления, 1915. С. 113-115.
3 Ваксман А.А. Записки краеведа. Грозный : Чечено-Ингушск. кн. изд-во, 1984. 96 с.
4 Самойлов К. Заметка о Чечне // Пантеон. 1855. Т. XXIII. Кн. 9. С. 43-86.
5 Никитин Н. Церковно-приходская школа при Грозненском соборе // Владикавказские епархиальные ведомости. 1899. № 18-19. С. 331-333.
6 Никитин Н. Освящение места для закладки храма в ст. Грозненской // Владикавказские епархиальные ведомости. 1899. № 8. С. 170-172.
7 Весь Грозный и его окрестности: Нефтяные промысла, курорт Горячеводск, курорт Серноводск / под ред. Дм. Приволжского. Владикавказ : Изд. Д.А. Бабкова и А.И. Максимова, 1914. 180 с.
8 Пономарева И.З., Севостьянов М.П. Памяти вечной достойны. Грозный : Чечено-Ингушск. кн. изд-во, 1987. 120 с.
9 Костел сердца Иисуса (в крепости Грозной на Кавказе) // Иллюстрированная газета. 1867. № 37. С. 180.
10 Весь Грозный и его окрестности ...
11 Багдасарян Р.З. Об армянской церкви в Грозном // Историко-филологический журнал. 1985. № 1. С. 231-234.
12 Ваксман А.А. Записки краеведа ...