Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » терцы в гражданской войне » Терское казачье войско в первой половине 1919 года


Терское казачье войско в первой половине 1919 года

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Терское казачье войско в первой половине 1919 года
Деятельность Войскового круга и Войскового правительства

К 100-летию начала Братоубийственной войны
Часть 1

После того как территория Северного Кавказа была очищена от частей XI и XII Красных армий, и воцарилось сравнительно мерная жизнь, Терскому Казачьему Войску предстояло созвать Войсковой Круг, избрать Войскового Атамана, образовать Войсковое Правительство, создать администрацию и восстановить порядок на местах. Однако к этому времени стараниями Особого совещания при главнокомандующем ВСЮР без согласия казаков были изъяты города Минераловодской группы, находившиеся ранее в прямом подчинении Терского казачьего войска. На изъятой у Терского войска территории была образована Минераловодская губерния.
«Губернаторство внесло путаницу в установившуюся систему управления, - запишет впоследствии полковник Д. С. Писаренко, - спутало границы власти атамана и губернатора, никому никакой пользы не принесло и принести не могло, а казаков огорчило, раскрыв истинные цели командования и подтвердив убеждение во враждебности к казачеству Особого совещания. Выкройка была прямым ущемлением казачьей автономии, насильственным отнятием у казачьей власти городов, включенных в границы войска не по произволу, а в силу утвержденной Временным Всероссийским правительством конституции».
К концу января из ставки главнокомандующего Вооруженными силами Юга России в Пятигорск прибыл П. Д. Губарев, с разрешением созвать Войсковой Круг. Тут же по станицам и отделам начались выборы депутатов и подготовка наказов для предстоящего Круга.
7 марта 1919 года в 11 часов утра в театре «Колизей» П. Д. Губарев в присутствии главноначальствующего и командующего войсками Терско-Дагестанского края генерал-лейтенанта В. П. Ляхова, начальника штаба Кавказской Добровольческой армии генерала Я. Д. Юзефовича, помощника главноначальствующего Терско-Дагестанского края графа Ф. А. Уварова и представителя Кубанского краевого правительства хорунжего Л. В. Зверева, открывает работу Войсковой Круг Терского казачьего войска.
В президиум были избраны: председателем Войскового Круга П. Д. Губарев; товарищами председателя: от Пятигорского отдела – Н. В. Лисичкин, от Моздокского отдела – С. И. Портянко, от Сунженского отдела – М. И. Захаренко, от Кизлярского отдела – А. Г. Блазнов.
Секретарями Круга были избраны: от Пятигорского отдела – С. А. Черкасов, от Моздокского отдела – А. Н. Привалов, от Сунженского отдела – М. В. Кнюхач и от Кизлярского отдела – Ф. Т. Синюхаев.
Сразу же после избрания президиума зачитывается приветственная телеграмма главнокомандующего ВСЮР генерал-лейтенанта А. И. Деникина:
«Серьезное положение на северном фронте не позволяет мне оставить центр управления армиями в день вашей радости, в день воссоздания славного Терского войска. Я от всей души желаю терцам счастливой доли. Всем имеющимся в моем распоряжении обещаю помочь в грозное время.
Когда враг далеко еще не побежден и огромными полчищами напирает с севера, бесконечные споры и разговоры нас губят.
Искренно прошу Круг, выберите себе атамана, заслуживающего ваше доверие, дайте ему полную власть, велите ему стоять за Терскую область, но не забывайте России. Велите ему работать в полном единении с командованием армиями и жить в дружбе с соседями горцами, и да благословит Господь ваши начинания, ваш мирный труд и ваше славное оружие, грозное для врагов русской земли».
Телеграмма главнокомандующего произвела на делегатов Круга благоприятное впечатление. В ответной телеграмме посланной генералу Деникину участники Круга заверяли главнокомандующего в своем искреннем желании продолжить борьбу до полного освобождения России от тирании большевиков: «Войсковой круг Терского казачьего войска, выражая сожаление о вашем отсутствии на своем торжестве, шлет вам искреннюю благодарность за все ваши пожелания и, возлагая надежды на вас, витязя Земли Русской, спасающего родину от окончательной гибели, выражает полную готовность войска всеми силами идти на помощь доблестной Добровольческой армии в ее трудном пути к воссозданию Единой, Неделимой, Великой России».
С одобрением была воспринята участниками Круга и речь представителя Добровольческой армии, главноначальствующего и главнокомандующего войсками Терско-Дагестанского края генерал-лейтенанта В. П. Ляхова.
Также участниками Войскового Круга были заслушаны приветственные речи начальника штаба Кавказской Добровольческой армии генерала Я. Д. Юзефовича; представителя Кубанского правительства и Войскового атамана Кубанского казачьего войска хорунжего Зверева; председателя Казачье-Крестьянского правительства Н. Ф. Рощупкина; от съезда беженцев Закавказья и Закаспия Г. Горталова. Были оглашены приветственные телеграммы от Грозненского и Владикавказского городских самоуправлений, и от командира 1-го Терского полка.
На вечернем заседании Председатель круга П. Д. Губарев огласил повестку дня:
1. Выбор комиссии для полномочий депутатов.
2. Наименование настоящего Круга.
3. Выработка повестки заседания круга.
По первому вопросу повестки в комиссию по проверке депутатских полномочий избраны: от Пятигорского округа – П. И. Чирской; от Моздокского отдела - депутат Сердюков; от Сунженского отдела – депутат Емельницкий; от Кизлярского отдела – депутат Д. Тумазов.
По второму вопросу повестки о наименовании Круга выступили депутаты: Труфанов, Емельницкий, Чернобаев, Скиба, полковник Менялов. На голосовние выставили два предлжения: 1) назвать Кругом Терского казачьего войска 8-го созыва или Кругом Возрождения; 2) Кругом Терского казачьего войска 1-го созыва 1919 года. Депутаты проголосовали за второе предложение.
Фракция Моздокского отдела в лице депутата С. И. Портянко предложила программу работы Круга. После ряда прений и обсуждений Войсковой круг следующую программу работ Круга:
«1) Обсуждение текущего политического момента и отношения к выдвинутым этим моментом вопросам.
2) Соединение войск Кубанского с Терским и со Ставропольской губернией.
3) Юго-Восточный союз и участие Терского войска на конференции в Екатеринодаре.
4) Отчет о деятельности Моздокского революционного совета Казачье-крестьянского правительства и Временного правительства.
5) Власть и управление в Терском войске, в отделах и в станицах.
6) Выборы Войскового Атамана.
7) Место ставки Атамана и Правительства.
8) Содержание войсковых частей и назначение командного состава в частях и штабах войска.
9) Об оказании помощи инвалидам, вдовам и сиротам погибших в войне внешней и в войне с большевиками.
10) Об офицерах, казаках и иногородних, служивших в частях Красной армии; об уклоняющихся от борьбы с большевиками.
11) Военная добыча и возмещение убытков населения, причиненных гражданской войной.
12) Об уплате по реквизиционным квитанциям.
13) Восстановление разоренных станиц.
14) Об иногородних, проживающих на территории Терского войска.
15) Финансовый вопрос.
16) Вопросы экономические и в частности сельскохозяйственные.
17) Восстановление войскового хозяйства.
18) Народное просвещение и его восстановление.
19) Медицинская и ветеринарная помощь.
20) Об освобождении некоторой категории казаков от мобилизации.
21) Аграрный вопрос.
22) О приобретении артиллерийского завода в Грозном.
23) Об увековечении памяти героев гражданской войны.
24) О взаимоотношениях с горцами».
10 марта Войсковой Круг приступает к заслушиванию отчета о действиях Казачье-Крестьянского Правительства и действиях отряда генерала Колесникова. С докладами выступили: генерал-майор И. Н. Колесников, полковники Н. А. Букановский и К. К. Агоев. Заслушаны отчеты членов Казачье-Крестьянского совета и правительства Терской республики за июнь-ноябрь 1918 года и сняты с них полномочия.
Заслушав доклад председателя следственной комиссии по выявлению виновных в утрате Войсковых регалий, Войсковой Круг вынес следующее постановление: «следственной комиссии сдать все материалы будущей войсковой власти и поручить продолжить ведение расследования».
Основной задачей созванного Войскового круга являлась организация войска и войскового управления, и на этом было сосредоточено главное внимание. С первых дней работы круга «возник вопрос, будет ли войско восстановлено согласно конституции 28 марта 1917 года, или по времени она подлежит изменениям». Для детального изучения и подготовки данного вопроса была образована специальная комиссия в составе депутатов Г. Ф. Фальчикова, Г. А. Ткачева, Д. С. Писаренко, С. И. Портянко, Н. В. Лисичкина, М. Чирскова, П. А. Орлушина, В. Ф. Белогорцева, С. А. Соколова, Д. Н. Томашевского, И. М. Козлова, А. Н. Пацука, К. Я. Хоркина и Комиссарова.
Остальные вопросы также были розданы на детальное рассмотрение в выделенные Кругом 11комиссий:
1. По вопросам Конституции в Войске и о местопребывании Войскового Атамана и Правительства в составе 14 человек;
2. Военную комиссию в составе 8 человек;
3. Хозяйственную комиссию в составе 8 человек;
4. По расследованию и определению убытков, причиненных иногородцами казакам в количестве 8 человек;
5. Финансово-экономическую комиссию в составе 12 человек;
6. Продовольственную в составе 8 человек;
7. Просветительскую в составе 8 человек;
8. Медико-ветеринарную в составе 4 депутатов-врачей;
9. Комиссию об увековечении памяти героев борьбы и награждение их – в составе 8 человек;
10. Земельную комиссию в составе 8 человек
11. Комиссию о взаимоотношении с горцами, о грабежах и разбоях в составе 12 человек.
Вслед за организацией работ Круг заслушал доклад есаула Д. С. Писаренко «О положении на фронтах борьбы и о всех вопросах политического момента». После детального обсуждения доклада была принята следующая резолюция:
«Всесокрушающий поток анархии в России все еще продолжается и посылает угрозу за угрозой окраинам. Борьба с ним затягивается и напряжение растет. Полчища врага огромной силой навалились на наших братьев донцов и силятся, поглотив их, обрушиться на Кубань и родной Терек и на все, что с нами. И хотя с появлением на Дону героической Добровольческой армии, доблестных кубанцев и наших сынов и братьев терцев, объединяемых одной идеей и единым командованием в совместных усилиях против врага, и укрепляется надежда на успех, тем не менее, враг еще далеко не сломлен. Нужна неослабная помощь Дону всеми силами, чтобы победа на Дону явила победу над врагом по всей России, ибо без такой победы немыслим мирный труд, спокойная жизнь и даже самое существование.
Однако ж, отсутствие единства и общегосударственной власти, а наряду с тем наличие признаков продолжающейся вражды между элементами населения края не позволяют оказать нужную помощь фронту в наиболее полной мере и, кроме того, диктуют необходимость устроения государственной власти и порядка на войсковой территории собственными нашими силами с сохранением за органами войсковой власти права участия в организации общекраевой и общегосударственной власти.
Вместе с тем, мысля Терек неразрывно связанным с общей матерью-Россией, терское казачество, устраивая свою жизнь своими усилиями и высказав свое отношение к образу государственного и краевого устройства в резолюции, принятой по вопросу об объединении с Донским и Кубанским войсками и Ставропольской губернией, видит залог мира и порядка в Терском крае только при полном единении со всеми народами, его населяющими, и в свободе каждого из них устроить свою жизнь согласно собственным желаниям.
Принимая во внимание всю сложность обстановки, Войсковой круг признает необходимым:
1) Неослабно и с полным сознанием правды начатого дела борьбы и с верой в его торжество, продолжать борьбу за освобождение от большевиков и анархии и за воссоздание Единой и Великой России до завершения поставленной цели.
2) Всеми силами слиться под единым командованием Вооруженными силами Юга России.
3) Принимая меры к созданию прочного тыла путем объединения в единый политически и экономически организм Войска Терского, Донского, Кубанского и Ставропольского края и всех одинаково с ними мыслящих государственных образований и считая такое объединение первым этапом в поставленной цели восстановления России, Терское войско, не предрешая будущей формы государства, что есть право Всероссийского будущего Учредительного собрания, и кладя в основу государственного устройства принцип широкого народоправства и автономии казачьих войск, — признает за соседями внутри области — местными и национальными группами право на устройство своей жизни своими силами, с уверенностью, что стремление к объединению с ними и невмешательство в их внутреннюю жизнь только и могут дать мир, порядок и добрососедские отношения в Терском крае.
4) Терское казачество рассчитывает упрочить вынесенные из испытаний революции устои народовластия созданием такого войскового самоуправления, при котором источником высшей войсковой власти и выразителем воли Терского войска будет Войсковой круг, а носителем высшей исполнительной власти — Войсковой Атаман, глава войска, составляющий Войсковое правительство и ведающий при его посредстве всеми отраслями управления и хозяйства на основе вырабатываемых Кругом войсковых законов, положений и конституции».
Также была принята Кругом и резолюция по объединению с Доном, Кубанью и Ставропольским краем: «Признавая, что для дела спасения и возрождения родины помимо Добровольческой армии, противостоящей напору надвигающегося врага, необходимо объединение всех освобождаемых и очищаемых от большевиков областей, объединение, стремящееся воссоединить всех в единую мощную Россию, освобожденные народы которой в едином Всероссийском Учредительном собрании могли бы свободно выявить свою волю, — настоятельно необходимо устройство крепкого и прочного тыла, каковым может быть только органически спаянное и тяготеющее к единому государственному целому население, взаимно объединенное и скрепленное в единый политико-экономический живой организм, способный питать своими соками мощную армию. В достижение сего Терский войсковой круг признает необходимым принять неотложные меры к немедленному объединению Терского войска с Кубанским и Донским, со Ставропольским краем и другими государственными образованиями, как первый этап к достижению выше поставленной цели и, полагая, что вслед за сим будут приняты меры к такому же объединению и живущего в Терском крае русского и согласно с ним мыслящего туземного населения, постановил: предварительные сношения с соответствующими краевыми установлениями и правительствами по означенному вопросу и выработку условий поручить Войсковому правительству».
Для поездки на конференцию в Екатеринодар по вопросу об объединении с Кубанским и Донским войсками и со Ставропольской губернией была избрана делегация и выработан им наказ.
Избрана была делегация представителей Войскового Круга и на съезд чеченского народа в город Грозный. В состав делегации вошли: от Сунженского отдела – Т. П. Горлов, от Пятигорского – Е. В. Хмара, от Моздокского – полковник Д. В. Хабаев, от Кизлярского – С. Томазов. При этом было подчеркнуто, что «посылаются они исключительно с информационными целями».
Принимая эти резолюции, депутаты Войскового Круга выразили свое отношение к сложившемуся политическому кризису разразившемуся в России и набиравшему обороты гражданскому противостоянию в стране, а также заверили командование Добровольческой армии в готовности продолжить совместную борьбу против большевиков и их союзников.
К третьему дню работы Круга с докладом от имени комиссии по выработке основных положений Конституции выступает Ткачев Г. А., который представил делегатам для обсуждения проект новой редакции основного закона Терского казачьего войска. На вечернем заседании 12 марта основные положения Войсковой конституции были приняты в следующей редакции: «Заслушав сообщение о происходящих в Войске Терском чрезвычайных событиях и предложение о необходимости ввиду этого поспешить с избранием Войскового Атамана и формированием войсковой власти, и принимая во внимание, что работы Круга по разработке полной войсковой конституции отнимут много времени, тем более, что по большинству вопросов программы Войскового круга нет подготовленных материалов, Войсковой круг постановил:
§ 1. Войсковой Атаман Войска Терского избирается Большим войсковым кругом сроком на три года и ответствен только перед Большим войсковым кругом.
§ 2. Войсковое правительство вместе с Председателем формируется Войсковым Атаманом из казаков и ответственно перед ним. Войсковым же Атаманом назначаются и перед ним ответственны все чины гражданского и военного ведомства.
§ 3. Войсковому Атаману и ответственному перед ним Правительству в порядке исполнительном предоставляется вся полнота военно-административной власти в пределах Войска Терского.
Примечание 1-е: Территорией Войска Терского признаются отделы Пятигорский, Моздокский, Кизлярский и Сунженский в границах, существовавших до издания Положения об управлении Терским войском, утвержденного Всероссийскм Временным правительством 28 марта 1917 года со всеми находящимися в их пределах землями и населенными пунктами. Примечание 2-е: Судебная власть осуществляется независимыми судами, действующими на основаниях в законе определенных. Судебные решения и приговоры выносятся именем закона.
§ 4. В вопросах военных Войсковому Атаману предоставляется вся исполнительная и распорядительная власть; ему же предоставляется право формирования частей и соответственных органов управления.
§ 5. Для разработки и подготовки основных положений по управлению в войске, как в гражданском, так и в военном отношениях, а также для выработки решений по нерассмотренным вопросам программы Круга из состава Большого войскового круга выделяется Малый круг в составе восьми депутатов от каждого отдела.
§ 6. Полномочия Малого круга продолжаются до возобновления работ Большого войскового круга.
§ 7. Малый круг должен носить характер комиссии законодательных предположений по подготовке решений для Большого войскового круга.
§ 8. По вопросам законодательного характера, требующим срочных, не терпящих отлагательства решений (займы, налоги и прочее), Войсковому Атаману и Войсковому правительству предоставляется обращаться к Малому кругу, которому в этих случаях предоставляется право утверждения представленных решений.
§ 9. Большой войсковой круг должен быть вновь созван, как только законодательные предположения Малого круга получат соответствующую подготовку по всем вопросам, стоящим на повестке Большого войскового круга.
§ 10. Войсковому Атаману, Правительству и Малому кругу по вопросам общевойсковым руководствоваться соответствующими статьями утвержденного Всероссийского Временного правительства 28 марта 1917 года Положения об управлении Терским войском.
§ 11. Главы 2, 3, 4 и 5 этого Положения, содержащие положения о станичном и хуторском самоуправлении и о станичном Круге, отменяются.
§ 12. В делах станичного управления Войсковое правительство, управления отделов и атаманы отделов, станичные сборы и станичные атаманы руководствуются Положением 1891 года впредь до выработки полной войсковой конституции. Правом участия в выборах гласных станичного схода пользуются все, достигшие 25-летнего возраста.
§ 13. Временно войсковые штаты, оклады служащим, чинам Правительства утверждаются Войсковым Атаманом впредь до утверждения Большим войсковым кругом войсковой сметы.
§ 14. Необходимые меры по изысканию войсковых доходов и финансовый план по изысканию средств на содержание войска впредь до созыва Большого войскового круга в срочном порядке проводится в жизнь Войсковым Атаманом и Войсковым правительством по утверждении Малым кругом.
После решения неотложных вопросов программы, которые Войсковой круг найдет возможным решить теперь же, занятия Войскового круга временно прервать, предоставив право президиуму Малого круга созвать Большой войсковой круг, как только будут разработаны и подготовлены все материалы по всем вопросам повестки настоящего Круга, а в экстренном случае — Войсковому Атаману».
Еще на заседании 11 марта депутаты: Ткачев Г. А. и Фальчиков Г. Ф. выступили за немедленный выбор Войскового атамана. Депутаты настаивали на необходимости немедленного распространения власти Войскового атамана для отстаивания интересов войска перед набиравшим силу главноначальствующим Дерско-Дагестанским краем и Особым совещанием. Депутаты были прекрасно проинформированы о том какая борьба велась на Дону и Кубани с Особым совещанием, за распределение властных полномочий в этих областях. Войсковой круг принял во внимание доводы ораторов и не стал дожидаться разработки полной конституции, а, приняв лишь основные положения, приступил к выборам Войскового атамана.
Накануне выборов атамана на вечернем заседании 12 марта председатель Круга Губарев П. Д. сообщает, что выработан текст присяги для Войскового атамана. Полковник Белогорцев В. Ф. оглашает текст присяги: «Именем Всемогущего Бога перед Святым Его Евангелием и животворящим Крестом и перед славными боевыми знаменами Терского войска обещаюсь и клянусь верно и нелицеприятно служить избравшему меня своим Войсковым Атаманом терскому казачеству, ради славы и процветания его не щадить своего живота до последней капли крови. Все, что от меня будет зависеть в деле исполнения законов, направлять ко благу родного Терека и поступать по их смыслу, духу и цели, памятуя, что нет счастья народа без закона, правды и свободы. Боже Милосердный и Истинный. Рука Твоя благая да укажет мне путь правый, ведущий к пользе государственной и к величию Терского войска, во главе которого я поставлен волею Войскового круга. Помоги мне в великом служении моем. Аминь».
Делегаты Круга единогласно одобряют озвученный текст присяги.

Использованные источники и литература:
1. ГАРФ, ф. Р-115, оп. 1, д. 2.
2. ГАРФ, ф. 3696, оп. 1, д. 1.
3. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 2.
4. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 3.
5. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 4.
6. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 5.
7. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 7.
8. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 18.
9. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 19.
10. ГАРФ, ф. Р-5881, оп. 2, д. 248.
11. Деникин А. И. Очерки русской смуты. Книга 3. ТТ. 4, 5.. Вооруженные силы юга России. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
12. Кострюков А. А. Ставропольский Собор 1919 года и начало независимой церковной структуры на юге России. /Уральский исторический вестник. № 4 (21). – Екатеринбург, 2008.
13. Писаренко Д. С. Терское казачество: Три года революции и борьбы. 1917-1920. Материалы и воспоминания./вст. ст. и коммент. Ф. С. Киреев. – М.: Кучково поле; Военная книга, 2016.
14. Платонов О. И. Под властью зверя. – М., 2005.
15. Стрелянов (Калабухов) П. Н. Гвардейский Дивизион. //Галушкин Н. В., Стрелянов (Калабухов) П. Н. Собственный Е. И. В. Конвой. Гвардейский Дивизион. /Под ред. П. Н. Стрелянова (Калабухова). – М., 2008.
16. Терский казак. Ежемесячная информация Терской канцелярии. – Белград. № 35, февраль, 1939.
Кандидат исторических наук Эдуард Бурда

0

2

Терское казачье войско в первой половине 1919 года
Деятельность Войскового круга и Войскового правительства

К 100-летию начала Братоубийственной войны
Часть 2
Так как Круг считал неотложнейшим делом выборы Войскового Атамана, то решено было произвести их 14 марта. В результате предварительных переговоров на отдельских совещаниях депутатов Круга были выдвинуты две кандидатуры: генерал-майора Г. А. Вдовенко, казака станицы Государственной и полковника А. Г. Блазнова, казака станицы Ермоловской. «Однако, на заседании Войскового Круга 14 марта полковник А. Г. Блазнов решительно отказался от баллотировки, почему на голосование была поставлена единственная кандидатура генерал-майора Г. А. Вдовенко». Баллотировка шарами дала такой результат: за Вдовенко подано 192 избирательных и 22 неизбирательных, при участии в голосовании 214 депутатов. Результат, голосования показал, что подавляющее большинство депутатов Круга высказалось за избрание Войсковым Атаманом генерал-майора Г. А. Вдовенко.
«Сам же Г. А. Вдовенко на этом заседании не присутствовал, почему Круг командировал к нему особую делегацию для извещения о состоявшемся избрании. Одновременно Войсковой Круг поручил старейшему депутату Томазову приветствовать нового Атамана по прибытии его на Круг. Вскоре в зал заседания прибыл Атаман, встреченный дружными приветствиями. Избранник Войска поднялся на трибуну, где заслушал приветственное слово депутата Томазова, в котором выражались горячие пожелания успеха и удачи в предстоящей трудной работе на Атаманском посту. После этого Войсковой Атаман обратился к Кругу с речью, в которой заверил, что отдаст все свои силы на служение родному Войску. Затем, по предложению депутата П. А. Орлушина Войсковой Круг единогласно постановил произвести своего Атамана в генерал-лейтенанты».
16 марта состоялось торжественное шествие депутатов Круга во главе с Войсковым Атаманом в Пятигорский собор, где отслужен был благодарственный молебен. После принятия присяги атаманом и парада, Войсковой Круг вручает избраннику грамоту о производстве в генералы. Атаман вступает в должность и формирует войсковое правительство.
Одновременно с избранием атамана Войсковой Круг по фракциям шло избрание членов Малого круга.
16 марта на вечернем заседании в Малый Круг были избраны от Пятигорской фракции: полковники: С. А. Соколов В. А. Звягин и Ф. Л. Меняков, есаул Д. С. Писаренко, подъесаул И. С. Базалий, сотник И. И. Позигун, урядник М. И. Гужев, депутат Матюшенко. Кандидатами в члены Малого Круга избраны: Н. В. Лисичкин, С. А. Черкасов, И. Ф. Чеботарев, Г. И. Башта, Труфанов.
От Моздокской фракции в состав Малого Круга вошли: агроном Д. И. Еланский, инженер А. Н. Привалов, землемер Собеев, инженер Раздорский, депутат И. Ф. Бычков, полковники: С. Я. Скобельцын, С. И. Портянко, Цимлянский.
От Сунженской фракции в состав Малого Круга вошли: полковник В. Ф. Белогорцев, подъесаул А. С. Похмельный, депутаты: Емельницкий, М. В. Кнюхач, П. С. Куликов, Р. И. Бездетко, Кайдаш, Болотов. Кандидатами в члены от фракции избраны: полковник Д. Н. Томашевский и Петров.
От Кизлярской фракции в Малый Круг вошли: Г. Ф. Фальчиков, инженер П. А. Орлушин, Г. А. Ткачев, Л. И. Баскаков, Е. И. Суханкин, А. В. Отченашенко, С. Томазов и Солнышкин. Кандидатами в члены: депутаты В. И. Старицкий, И. Н. Зозуля, Д. Томазов, А. Н. Карепин, П. С. Гришин, А. Л. Чернобаев, Шаповалов, Осташкин.
Тут же был поднят вопрос об участии президиума Большого Круга в работах Малого Круга. После непродолжительных обсуждений депутаты Войскового круга единогласно приняли решение выделить из состава президиума Большого Круга для руководства работами Малого Круга председателя П. Д. Губарева, а также товарищей председателя и секретарей.
Первым шагом вновь избранного Войскового атамана Г. А. Вдовенко стало формирование Войскового правительства. «Для обсуждения кандидатур атаман собрал старост отдельских фракций и президиум Круга и с ними наметил список кандидатов в члены правительства. В председатели было намечено два отсутствовавших лица: В. И. Абрамов, бывший член карауловского правительства и долголетний директор учительской семинарии войска, и Ф. Т. Синюхаев – директор войсковой гимназии в Слепцовской. Запрошенные о согласии телеграммой, они упорно отказывались занять предложенный пост, но в конце концов Абрамов согласился и приехал в Пятигорск».
На вечернем заседании Войскового Круга 16 марта генерал Г. А. Вдовенко огласил список членов Войскового правительства. В сформированное правительство Терского казачьего войска вошли следующие лица:
по отделу внутренних дел полковник А. Г. Блазнов;
по отделу военному и начальник Войскового штаба Генерального штаба полковник Г. С. Хутиев;
по отделу сельского хозяйства, агрономии, земледелия и землеустройства и ветеринарии агроном В. А. Вертепов;
по отделу строительно-гидротехническому инженер гидротехник А. И. Говеет;
по отделу горных богатств и нефтеразработок горный инженер Ф. Е. Гаврилов;
по отделу торговли и промышленности инженер П. А. Орлушин;
по отделу финансов и хозяйства есаул Д. С. Писаренко;
по отделу просвещения учитель Д. С. Ткачев;
по отделу медико-санитарии врач доктор Г. И. Гладилин.
Председателем правительства стал В. И. Абрамов, секретарем С. Л. Давыдов. В качестве юрисконсульта Войскового правительства был приглашен адвокат Андриевский.
Войсковой Круг постановил «считать временной резиденцией атамана и правительства город Пятигорск», в котором к этому времени уже располагались государственные учреждения и штаб главноначальствующего и главнокомандующего войсками Терско-Дагестанского края.
По завершению формирования правительства Войсковой атаман назначил атаманов отделов: полковника Ф. Л. Менякова - Пятигорского, полковника С. И. Портянко - Моздокского, полковника Д. А. Мигузова – Кизлярского и полковника Н. Ф. Рощупкина - Сунженского, которые немедленно и приступили к организации управлений отделов.
Положение в Терском казачьем войске на момент проведения Войскового круга было катастрофическим. Два года революционных экспериментов, год господства чуждой казачеству идеологии и братоубийственной войны не прошли даром. Экономика войска была практически уничтожена, часть территории потеряна. О том, что предстояло сделать Войсковому атаману и правительству, и в каком состоянии находилось в целом Войско, рассказал в своих воспоминаниях Д. С. Писаренко: «Территория войска, сохранявшаяся в неприкосновенности веками, частью захвачена ингушами и разными революционными выселенцами, частью изуродована выкройкой градоначальств и губернаторства; выхвачены города, и войско, и прежде страдавшее от чересполосицы, приведено еще в большую географическую лоскутность. Перепутаны сферы и границы властей, напластавшихся друг на друга без нужды и всякого смысла. Образовалась сложная сеть национальных, групповых и административно-политических границ. Неразбериха полицейско-административных отношений и спор из-за подведомственности. Разрушенные железнодорожная, телеграфная и телефонная связи разрезаны национальными и другими образованиями, оказавшимися бессильными восстановить и оберегать их. Школы пустуют, учителя разбрелись, управление сетью ведомства просвещения не существует. Медико-лечебная сеть без общего руководства распалась на составные части, лишенные снабжения и персонала, а тифы всех сортов косят нещадно на все стороны. Только зачавшаяся в крае промышленность разрушена и заброшена — фабрики, заводы и мастерские стоят, всякие разработки прекращены, инвентарь и даже оборудование расхищены. Торговля и финансовая организация, как равно учреждения, заведения, банки, базары расстроены и материально расхищены. Ряд станиц выселен ингушами, и жители разбрелись по другим станицам и городам. Многие станицы сожжены ингушами и большевиками, многие поголовно ограблены, поля опустошены, инвентарь, лошади и скот расхищены, и хаотическое истощение народного хозяйства продолжалось под нескончаемыми реквизициями, обращениями в военную добычу, самочинными поборами бесчисленных партий. Продовольственные запасы истощены, часть населения без крова и пристанища. Всюду слезы, беда и крайняя нужда в экстренной помощи. Везде беспомощные сироты, вдовы, инвалиды; по всем станицам бессилие за свой счет снарядить казаков в бесконечные пополнения действующих частей и нужда в помощи по содержанию самооборонческих организаций против ожидавшегося с часу на час нападения со стороны гор, где группировались силы враждебных горцев и укрывшихся среди них красноармейцев. Нужда везде, куда ни глянь, вопиющая, и нужна экстренная помощь, а средств у войска никаких не осталось. Войсковой капитал, переведенный карауловским правительством в процентные бумаги, еще не имевшие установленной ценности и находившиеся в неизвестности, пока не мог дать ничего в пустую казну войска, вынужденного занять 100 тысяч рублей на расходы по созыву Круга и по его содержанию у главноначальствующего, а войсковое хозяйство и в частности главный источник войсковых доходов нефтеносные богатства не разрабатывались из-за разрушений, расстройства и расхищения инвентаря, земли не эксплуатировались, войсковые леса и прочие угодья нуждались в денежной затрате раньше, чем начать приносить какой-либо доход, и так далее».
Через пару дней Войсковому атаману на утверждение были представлены штаты для всех ведомств и войсковых учреждений. Таким образом, закончилась организация войскового управления, и началось восстановление хозяйственно-экономической, социальной и военной составляющей жизни и деятельности Терского казачьего войска.
Одновременно с выборами Войскового атамана, Правительства и Малого Круга Войсковой Круг принял ряд постановлений, касавшихся наиболее важных вопросов для нормального функционирования Терского казачьего войска.
Так, по докладу депутата П. А. Орлушина о приобретении толуолового и тротилового заводов принимается резолюция, в которой предлагается: «Войсковому Правительству Терского войска назначить на заводы свою администрацию, принять имеющийся остаток строительного и сырьевого материала, поддерживать производство продуктов в пределах потребности рынка и отпуск продуктов производить с ведомства правительства».
Так же была принята резолюция по вопросу о политехникуме, техническом училище и учительской семинарии в городе Владикавказе. В этой резолюции в частности было сказано: «1. Ввиду недостатка в крае специальных учебных заведений Войсковой Круг находит необходимым существование политехникумов во Владикавказе и поручает правительству оказать возможное содействие этому учебному заведению. 2. Занятий в учительской семинарии в настоящих условиях не начитать, поручить правительству принять все меры к тому, чтобы с сентября месяца возможно было начать занятия».
После выступления депутата Е. И. Суханкина по вопросу об укреплении берегов Терека принимается следующая резолюция: «Поручить правительству принять меры к тому, чтобы при наступлении весенних полевых работ были приняты срочные меры по обводнению низовых притеречных станиц, так как без искусственного орошения невозможно ведение сельского хозяйства».
На заседании 14 марта ставится вопрос о «Восстановлении разоренных станиц и возмещении убытков этим станицам». Председатель Круга расчленяет вопрос о восстановлении разрушенных станиц на 3 части: 1. восстановление станиц Сунженской линии; 2. восстановление станицы Грозненской за счет города Грозного; 3. об оказании помощи разоренным станицам, освобождении от мобилизации казаков из наиболее разоренных станиц.
По первой части данного вопроса большинством голосов принимается резолюция полковника Н. Ф. Росщупкина следующего содержания: «Считая вопрос о восстановлении станиц Сунженской, Воронцово-Дашковской, Фельдмаршальской, Тарской и Тарских хуторов – жизненно необходимым как в интересах пострадавших станиц, так и в интересах войска. Войсковой Круг постановил: предложить теперь же принять меры к восстановлению этих станиц в пределах своих юртовских наделов».
Также Круг поручает Войсковому правительству образовать комиссию по определению убытков разоренных ингушами станиц.
Вносится предложение «поручить Войсковому правительству принять в срочном порядке меры к вознаграждению станиц, пострадавших от нашествия большевиков и принять меры к привлечению города Грозного, как виновной стороны, к участию в возмещении убытков станицы Грозненской и ее восстановлению».
На очереди вопрос об оказании помощи населению разоренных станиц. Депутат Г. Ф. Фальчиков выносит резолюцию: «Считаю, что наступающие весенние работы и состояние края требуют срочных работ. Войсковой Круг поручает правительству срочно принять в этом отношении меры как по снабжению населения семенами, купоросом, серой и сельхоз орудиями, так и по организации запашек для Войска и разоренным станицам».
В ходе заслушанных докладов и прений Войсковой Круг принимает постановление дать поручение атаману и правительству вселить станицы Сунженскую, Аки-Юртовскую, Фельдмаршальскую, Тарскую, Кахановскую и Ильинскую, изгнанные ингушами, а до того наделить их землей из наделов тех станиц, где они временно нашли приют. Изыскать средства для помощи по восстановлению этих станиц.
Принимается резолюция полковника В. Ф. Белогорцева: «Ввиду необходимости дать возможность казакам-беженцам станиц Сунженской, Аки-Юртовской, Тарской и Тарского хутора и станиц Фельдмаршальской, Кахановской и Ильинской немедленно приступить к обработке полей в настоящее весеннее время, чтобы избежать предстоящего для них голода и ввиду невозможности произвести в настоящее время, благодаря создавшейся политической обстановке, водворение казаков-беженцев в свои родные станицы. Войсковой Круг постановил:
1) Не трогать казаков-беженцев, которые уже устроились во Владикавказе и станицах и не хотели бы куда-либо переезжать.
2) Относительно прочих казаков-беженцев Войсковым правительством немедленно принять все меры к временному наделению их землею и расселению Сунженских станиц в станицах Архонской, Ардонской, Змейской, Николаевской, Александровской и в города Владикавказа, а Кахановскую и Ильинскую разместить в Кизлярском отделе».
Что же касается освобождения от мобилизации казаков-беженцев то по этому вопросу была принята следующая резолюция: «Казаков тех станиц, которые должны вселяться в свои прежние станицы на время переселения, если таковое состоится, уволить в краткосрочный отпуск; в случае же, если переселение не состоится, то казакам этих станиц дать льготы, одинаковые со всеми, то есть уволить по приговорам станиц только наиболее пострадавших. Войсковому атаману и атаманам отделов предложить провести эти меры в срочном порядке».
После окончания вечернего заседания 16 марта 1919 года Войсковой Круг прекратил свою работу, и депутаты разъехались по станицам. К работе приступило Войсковое правительство и Малый Круг.
Чтобы воплотить в жизнь решения Войскового Круга требовалось создание всевозможных комитетов, комиссий, канцелярий, отделов и отделений. Писание проектов и докладов привлекло к работе целую армию чиновников, писарей и машинисток, что в свою очередь привело к росту канцелярий с департаментами, отделами, отделениями, столами, секретарями, юрисконсультами и тому подобными заведениями. Терское Войсковое правительство взвалившее на себя более широкий круг дел все больше и больше стало скатываться к бюрократизму и погружаться в пучину бумажной волокиты. «И в правительство неотвратимым потоком потекли проекты, планы, сметы и доклады, рассмотрение которых заставило проводить дни и ночи на непрерывных заседаниях, отрываясь от которых оно спешило на заседания бесчисленных конференций и съездов и на каждодневные заседания Малого круга». Всякий более или менее значимый вопрос, независимо от срочности должен был пройти длинный путь бумажного воплощения.
Однако бюрократическая раздутость штатов способствовала и воплощению более широкого спектра деятельности, по сравнению с тем, что планировалось изначально. И как вспоминал полковник Д. С. Писаренко: «Задачи смягчения нужд обернулись в планы реконструкции и расширения, появились вопросы продовольствия, торговли и промышленности, к которым ни областное правление, ни карауловское правительство никакого касательства в нашем крае не имели, да такие вопросы и не возникали; тучей выдвинулись проекты развития народного и войскового хозяйства, просвещения, медико-санитарной, ветеринарной и агрономической помощи; воскресли извечные вопросы укрепления берегов Терека, обводнения, пескоукрепления, облесения и разных мелиоративных сооружений; развитие и расширение горных разработок, нефтеносных земель, лесных и речных богатств, рыбных и соляных промыслов, землеустройства, кредита и местных финансов и так далее и тому подобное».
Деятельность Малого Круга вообще стала дестабилизирующей для управления Терским войском. Малый Круг, по сути, связал Войсковое правительство «по рукам и ногам необходимостью обращаться к нему за утверждением решений и тем превратился в кокой-то надправительственный орган власти».
Тормозило работу Войскового правительства и скудность войсковой казны. Чтобы в скором времени как-то пополнить казну, 20 марта 1919 года был издан приказ о воспрещении вывоза нефти и нефтепродуктов без разрешения Войскового правительства.
Для изыскания дополнительных средств Войсковой круг 16 марта разрешил Войсковому атаману и правительству занять на нужды Терского казачьего войска 20 миллионов рублей. Для испрошения денег на Дон и к командованию ВСЮР был делегирован член Войскового правительства Д. С. Писаренко. Главное командование в категорической форме отказало Войсковому правительству в помощи, при этом, намекнув, что «сперва надо прекратить споры и встать на путь безусловного подчинения органам власти Особого совещания, а затем уже просить помощи». Это было воспринято Войсковым правительствам, как своего рода шантаж и давление на войско с целью не допустить его сближение с Доном и Кубанью.
Помощь Терскому Войсковому правительству была оказана Всевеликим Войском Донским. Был заключен договор займа в 80 миллионов, в счет которого в течение марта месяца Терскому казачьему войску было отпущено 20 миллионов рублей. Остальные суммы поступали хоть и с задержками в течении года суммами по пять-десять миллионов.
Первая же сумма в пять миллионов рублей от командования Вооруженными силами Юга России была получена лишь в июне 1919 года. «Впоследствии, уже с осени, - писал Д. С. Писаренко, - денежная помощь наладилась и от донской экспедиции, и от главного командования, и у нас образовался даже некоторый резерв денежных сумм».
Отсутствие денежных средств было не единственной проблемой вновь образованного Терского Войскового правительства. С первых же дней своего существования стало понятно, что основные функции государственной власти на Тереке оказались в руках представителей командования Добровольческой армии и Особого совещания. Образование градоначальств и губернаторства на землях принадлежащих Терскому войску, нарушило войсковую автономию и сильно урезало полномочия, как Войскового атамана, так и правительства. Добиться упразднения этих органов власти стало главной задачей правительства. К тому же, как писал Д. С. Писаренко: «соприкоснувшись с вопросами финансовым, землепользования, народного просвещения, военных поставок, упорядочения торговли и особенно продовольствия, натолкнулись на невозможность проведения в жизнь даже самых скромных временных мероприятий, не вызвав протеста или противодействия со стороны представителей власти командования и Особого совещания».
Столкновение Войскового правительства с главноначальствующим Терско-Дагестанским краем генерал-лейтенантом В. П. Ляховым и споры из-за властвования побуждали представителей одной и другой стороны чуть ли не каждый день обращаться к главнокомандующему ВСЮР за разрешением их. Как запишет впоследствии генерал А. И. Деникин: «При таких условиях началось соправление двух властей – казачьей и Добровольческой, обосновавшихся в Пятигорске. Недоговоренность взаимоотношений, ряд спорных вопросов, восходивших еще к периоду дореволюционному, происки кубанских самостийников, чрезвычайно чуткое, прямо болезненное отношение новых терских властей к своему престижу, чтобы он не был ничем умален «против старших братьев – Дона и Кубани», - все это не могло не породить трений. К тому же генерал Ляхов был человек властный, крутой, с характерным тяжелым и обращением резким, обламывавший, а не сглаживавший острые углы взаимных отношений». Член Терского Войскового правительства свидетельствует в своих воспоминаниях: «генерал Ляхов и слышать не желал об урегулировании ненормальных отношений с Войсковым атаманом и правительством, бестактно отстраняя их предложения и грубо игнорируя права войска. Он усвоил взгляд на войско как на какую-то затею сегодняшнего дня людей, добивающихся изображать правителей. А к ним явно относился с пренебрежением и злобой, углубляя с каждым днем развернувшуюся пропасть между его властью и войсковой. Даже в таком вопросе, как учреждение при себе управления по гражданским делам края, он не посчитался с наличием в крае и Терского войска, интересы которого переплелись с интересами соседей, и не пригласил представителей его к сотрудничеству».
Как видно из приведенных отрывков, представитель командования Добровольческой армии на территории Терской области генерал-лейтенант В. П. Ляхов не желал сотрудничества с Терским Войсковым правительством игнорируя его как таковое и всецело старался сконцентрировать власть в своих руках. Прямое игнорирование интересов Войскового правительства главноначальствующим Терско-Дагестанским краем вынудило войсковую власть к сближению с Доном и Кубанью.
Следует при этом отметить, что Особое совещание, действовавшее на подконтрольной территории занятой Добровольческой армией, Донское, Кубанское и Терское казачьи войска считали себя государственными образованиями, независимыми друг от друга, и потому не признававшими над собой главенство кого-либо. Однако, на практике железные дороги, почта, телеграф и телефон, финансовые и кредитные учреждения и прочее находились в ведении одновременно и войсковых правительств и Особого совещания. Именно разграничение прав в этих областях и создавало постоянные трения между Главным командованием ВСЮР и в его лице Особым совещанием и казачьими автономиями. При этом все прекрасно понимали необходимость разграничения и выделения в особую группу общих форм государственного управления и создания единого правящего центра. В этих целях неоднократно собирались войсковые атаманы Дона, Кубани и Терека у главнокомандующего для переговоров, в результате которых была создана Южно-Русская конференция, которая также не смогла прийти к единству, и погрязла в бесконечных спорах и нескончаемом торге за привилегии.
В результате двухмесячного управления главноначальствующий Терско-Дагестанским краем генерал Ляхов в своем отчете от 13 апреля 1919 года за № 1276 свидетельствовал: «Приходится отметить постоянные неофициальные сношения (моего) управления с новой образовавшейся в крае властью в лице Войскового правительства Терского казачьего войска. Непрерывно возникающие трения на почве резких выступлений указанного правительства по предметам, явно не подлежащим его компетенции, как, например, распоряжения в пределах Минераловодского района, в области государственных финансов, передвижения грузов, закрытия границ Терской области, попытки захватить учреждения бывшего правительственного продовольственного аппарата, постоянно заставляют Управление относиться с особой бдительностью к распоряжениям Войскового правительства – причем до последнего времени удавалось полуофициальным путем и переговорами с Войсковым атаманом и его правительством улаживать все недоразумения. При этом Войсковым правительством отменены все изданные им распоряжения, несогласные с общей конституцией власти, установленной Добровольческой армией.
Управление, однако, отмечает, что трения увеличиваются и могут быть весьма серьезными, в особенности в области земельного вопроса, который, по-видимому, предполагается казачеством к разрешению в благоприятном только для казаков смысле».

Использованные источники и литература:
1. ГАРФ, ф. Р-115, оп. 1, д. 2.
2. ГАРФ, ф. 3696, оп. 1, д. 1.
3. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 2.
4. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 3.
5. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 4.
6. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 5.
7. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 7.
8. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 18.
9. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 19.
10. ГАРФ, ф. Р-5881, оп. 2, д. 248.
11. Деникин А. И. Очерки русской смуты. Книга 3. ТТ. 4, 5.. Вооруженные силы юга России. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
12. Кострюков А. А. Ставропольский Собор 1919 года и начало независимой церковной структуры на юге России. /Уральский исторический вестник. № 4 (21). – Екатеринбург, 2008.
13. Писаренко Д. С. Терское казачество: Три года революции и борьбы. 1917-1920. Материалы и воспоминания./вст. ст. и коммент. Ф. С. Киреев. – М.: Кучково поле; Военная книга, 2016.
14. Платонов О. И. Под властью зверя. – М., 2005.
15. Стрелянов (Калабухов) П. Н. Гвардейский Дивизион. //Галушкин Н. В., Стрелянов (Калабухов) П. Н. Собственный Е. И. В. Конвой. Гвардейский Дивизион. /Под ред. П. Н. Стрелянова (Калабухова). – М., 2008.
16. Терский казак. Ежемесячная информация Терской канцелярии. – Белград. № 35, февраль, 1939.

Кандидат исторических наук Эдуард Бурда

0

3

Терское казачье войско в первой половине 1919 года
Деятельность Войскового круга и Войскового правительства

К 100-летию начала Братоубийственной войны
Часть 3

29 апреля генерал-лейтенант В. П. Ляхов был смещен со своего поста и на его место назначен генерал И. Г. Эрдели, но трения с Терским Войсковым правительством продолжались. Особенно они возросли, когда в мае Терское войско обрело экономическую независимость от Добровольческой армии, благодаря займу в 80 миллионов предоставленному войску Донским правительством.
При генерале Ляхове проекта управления Терско-Дагестанским краем не было и его основы еще только вырабатывались. В окончательном виде он был получен уже генералом И. Г. Эрдели.
На препровожденный в копии этот проект войсковое правительство ответило 13 (26) мая представлением при письме председателя правительства следующего своего постановления:
«Область Войска Терского должна быть исключена из состава Терско-Дагестанского края с непосредственным подчинением Войскового Атамана Терского войска главнокомандующему Вооруженными силами Юга России генералу Деникину на равных основаниях с атаманами Донским и Кубанским. Поэтому проект закона об управлении Терско-Дагестанским краем к управлению территории Терского войска не должен относиться. Это и должно лечь в основу переработки означенного закона во всей совокупности, о чем и представить главноначальствующему Терско-Дагестанского края».
Получив это постановление, генерал Эрдели попросил ознакомить его в частном порядке с пожеланиями войскового правительства в области главнейших изменений конституции края. На это войсковое правительство предложило ему следующую частную записку:
«1. Терское войско есть неотделимая часть единой, великой и свободной России, с широкой местной автономией на исконных казачьих началах. Форма государственного правления не предрешается.
Примечание 1-е: Территорией Войска Терского признаются отделы Пятигорский, Моздокский, Кизлярский и Сунженский в границах, существовавших до издания Положения об управлении войска, утвержденного Всеросийским Временным правительством 28 марта 1917 года, со всеми находящимися в их пределах землями и населенными пунктами, не исключая и городов.
Примечание 2-е: Судебная власть осуществляется независимыми судами, действующими на основаниях в законе определенных. Судебные решения и приговоры выносятся именем закона (протокол Круга 1919 года № 9).
2. Вопрос о Грозненском градоначальстве. Терское войско Грозненского градоначальства не желает и не видит в нем необходимости. Левой стороной по реке Сунже, городом Грозным, нефтяными промыслами, заводским районом и станицей Грозненской должен управлять атаман отдела. Грозненские нефтяные промыслы сохранились в период 1917–1918 годов и должны охраняться впредь самими казаками; никто лучше самих казаков за этим общеказачьим достоянием не присмотрит; в самое трудно время, в разгар анархии 1917 и 1918 годов их охранял и сохранил 2-й Кизляро-Гребенский полк, и пожар, уничтоживший Алдынские промыслы, не коснулся тогда промыслов старых. Факт налицо. То же самое и относительно Алдынских промыслов, их лучше всего могут охранить сами чеченцы. Учреждение Грозненского градоначальства, со включением туда нефтяных промыслов на казачьей земле, создает у казачьих масс впечатление, что казачье добро, промыслы, власть хочет оттянуть у войска. Грозненское градоначальство может быть учреждено на правой не казачьей стороне (по Сунже) города Грозного, если оно вообще нужно.
3. Минераловодская губерния. Такой губернии не должно быть на территории Терского войска. В отношении административном, полицейском необходимо весь Минераловодский район подчинить атаману отдела. Это важно особенно в настоящий тревожный политический момент потому, что с городом Пятигорском и другими крупными пунктами в этом районе политически связаны казачьи станицы, а население Пятигорска в известной его части не устоялось, находится в брожении, почему и требуется зоркая и твердая власть атамана отдела, опирающаяся на реальные силы. Все говорит за то, что в Минераловодском районе необходимо сохранить административное управление в руках атамана отдела для единства управления и вводить теперь в такой политический момент другое — не время.
4. Урегулирование нефтяного дела. Все горное дело и в частности нефтяное, развитое и могущее развиться на территории Терского войска, как со стороны горнотехнического надзора, так и с хозяйственной должно находиться исключительно в ведении горного отдела Терского войскового правительства. Войско признает, что удовлетворение нефтяными продуктами военных нужд должно производиться в первую очередь, но в распределении коммерческой нефти войско должно принимать первенствующее участие потому, что при товарообмене продуктами только в обмен на нефть и можно получить необходимые для жизни продукты.
5. Не претендуя на все государственные на войсковой территории доходы, войско полагает, однако, что необходимая на покрытие государственных расходов доля должна идти в войсковую казну потому, что по содержанию многих войсковых учреждений и заведений, а также гражданских и военных надобностей раньше несла расходы казна, а теперь все это несет войско.
6. Войсковой Атаман находится в непосредственном подчинении по делам общегосударственного характера общегосударственной власти на тех же основаниях, как равноправные с ним Атаманы войск Донского и Кубанского. В период военных операций в пределах Терской области распоряжения командующего войсками края касательно дел оперативных Войсковым Атаманом принимаются как приказания общегосударственной власти.
Во внутреннюю жизнь войска, регулируемую Войсковым кругом, Войсковым Атаманом и Войсковым правительством, ничьего вмешательства быть не должно впредь до нового Учредительного собрания. Войсковой Атаман является прямым начальником всех воинских частей Терского казачьего войска, вне зависимости от места их нахождения, и ему принадлежит право, как лично, так и через посредство командируемых им лиц, инспектировать эти части. Все назначения на командные должности в частях Терского войска делаются Войсковым Атаманом, и освободившиеся вакансии замещаются представленными им кандидатами, с утверждения их главнокомандующим Вооруженными силами Юга России.
7. Общее Положение об общественном управлении войска и войсковая конституция вырабатываются в настоящее время в специальной комиссии Малого круга. Экземпляр временного Положения об общественном самоуправлении войска, утвержденного Временым правительством 28 марта 1917 года, Вашему Высокопревосходительству передан; это-то временное Положение и перерабатывается в комиссии Малого круга, как сказано выше. Дополнительно смотрите еще временную конституцию войска в протоколе № 9 вечернего заседания Войскового круга первого созыва 1919 года от 27 февраля.
8. В настоящий момент войско верит Кругу и Атаману; войско чутко прислушивается и зорко присматривается ко всему, что творится вокруг него; крайние выступления (как левые, так и правые) в войске сейчас не встречают сочувствия и нежелательны очень; возврата к старому дореволюционному управлению войско не примет; необдуманные распоряжения раздражают широкие круги войска и могут повести к весьма нежелательным и гибельным в настоящий момент трениям и выступлениям. Крайние течения в войске невелики, но могут быть усилены, если не учитывать этого настроения войска, если же войско потеряет равновесие и выступит, то это выступление будет единодушным потому, что в нем нет течений, раскалывающих его на борющиеся партии и враждующие лагери. Отсюда понятно, как вредна необдуманная политика в отношении войска: потеря им спокойной устойчивости — гибель для войска и для общего дела в настоящий момент. Это ясно.
9. Никто из тех, кого судьба поставила теперь у кормила правления войском, кто сейчас несет тяжелый крест общественной работы, никто из них не держится за власть и не будет держаться ни одной минуты, если бы была уверенность, что родное войско не потеряет своей исконной физиономии и не пойдет по ложному пути, то общественные работники спокойно ушли бы и предоставили бы свое место другим.
10. Если сейчас войско и претендует на некоторую долю государственной власти в местном значении, то на это надо смотреть как на явление вполне понятное, временное и, быть может, проходящее (до нового Учредительного собрания); это — следствие революционной неустойчивости момента, это лозунг дня, когда отсутствуют конституционные гарантии. C такой позицией войска сейчас надо серьезно считаться. Если же этого не учитывать и не считаться с этими взглядами широких казачьих демократических и общественных слоев войска, то возможно серьезное коренное расхождение во взглядах и пагубный для обеих сторон (войска и нынешней власти) разрыв на почве взаимного непонимания. Дело в том, что процесс революционного строительства еще продолжается. Этого нельзя забывать».
Частная записка, поданная Войсковым правительством главноначальствующему в Терско-Дагестанском крае не возымела никаких действий со стороны последнего. Главнокомандующий ВСЮР и Особое совещание не желали считаться с мнением Войскового правительства. И как написал впоследствии в своих воспоминаниях генерал А. И. Деникин: «Территория Терской области управлялась, поэтому, до конца двумя властями: генерал Эрдели правил на основании положения о Терско-Дагестанском крае, атаман Вдовенко – применительно к Терской конституции – со всеми отрицательными последствиями такой сепаратной деятельности».
Политические разногласия и недоразумения между представителями двух властей, как правило, заканчивались принятием компромиссного решения. Трения между двумя центрами власти на протяжении всего 1919 года создавала главным образом небольшая, но влиятельная часть радикальной терской интеллигенции в Войсковом правительстве и Малом Круге.
За короткий промежуток времени Терское Войсковое правительство провело ряд переговоров по объединению с Национальными советами Осетии, Кабарды, караногайцами и иногородними. Кабардинцы и осетины не удовлетворенные той организацией, которую провело в Терско-Дагестанском крае командование Вооруженными силами Юга России, выказывали стремление к объединению с Терским казачьим войском, с которым они были связаны добрососедскими и экономическими связями. Терское Войсковое правительство в свою очередь предпринимало шаги по объединению, а если бы и удалось, то и слиянию с Осетией и Кабардой. Однако слияние с Терским войском сулило улучшение лишь в материальном положении, в политическом же – требовало отказа от мечты о самостоятельной национально-культурной автономии, то есть в некотором роде «обезличивания». Для переговоров в Пятигорск прибыли делегации от национальных советов осетин во главе с И. В. Баевым и полковником Н. А. Бигаевым, и кабардинцев во главе с доктором И. М. Шаковым. Несколько недель шли переговоры между делегациями и Войсковым правительством. В ходе переговоров была выработана такая схема объединения:
- во главе объединенной области становится войсковой атаман, как высший исполнительный орган и представитель края, избираемый на съезде казаков, осетин, кабардинцев и других групп, имеющих примкнуть к объединению позже;
- национальные группы на своих съездах для представления перед ним национальных интересов избирают по одному помощнику атамана;
- в состав Круга и войскового правительства входят от каждой группы в известном числе представители ее;
- внутренние дела каждой группы составляют ее автономию и общими делами были признаны только дела краевого управления. Подобная схема объединения в конец запутывала и без того сложную машину управления краем. Все это прекрасно понимали, и потому не спешили воплотить его в жизнь.
Успешно шли переговоры с караногайским народом. Караногайцы входившие приставством в Кизлярский отдел Терской области сами изъявили желание войти в Терское казачество. В ставке Терекли-Мектеб 16 июня 1919 года на собрании караногайского народа было решено вступить в Терское казачье войско всем народом с землями и капиталом. Вопрос о принятии в казаки был исследован правительством Терского казачьего войска и вынесен на обсуждение Войскового Круга второго созыва.
Не лучше обстояли дела и по объединению с Доном и Кубанью. Созванная по инициативе Донского Войскового Круга конференция по заключению Юго-Восточного союза открылась 25 июня (8 июля) 1919 года в Ростове-на-Дону. Считалось, что цель Юго-Восточного союза – сохранить до образования сильной государственной власти то, что казаки имеют на данный момент. В Союз входят Дон, Кубань и Терек, но его двери не закрываются для других государственных образований. Со стороны верховной белой власти конференция получила полное одобрение.
Главное командование ВСЮР, Особое совещание, Российская общественность и печать с единодушным и резким осуждением отнеслись к этому факту. Был например и путь протеста через специально созванное заседание «Национального центра» и «Совета государственного объединения России», которые выработали следующий конспект:
«а) Исторические заслуги казачества в деле собирания мощи России весьма велики;
б) В настоящей гражданской войне и борьбе с большевизмом казачество занимает первое место, как в деле защиты своего края, так и для восстановления единства и былой мощи России;
в) Эти великие заслуги казачества, а также особенности его быта и исторически сложившихся сословных преимуществ, дают ему право на самостоятельное устройство своей внутренней жизни и отводят ему почетное место при разрешении вопросов об окончательном устройстве Русского государства;
г) Идея организации Юго-Восточного союза, как государственного объединения, которое должно быть противопоставлено охваченной большевизмом России, имела в свое время известное значение;
д) Ныне, когда восстанавливается единство России, при чем представителем ее является в Сибири Верховный правитель России – Колчак, а на Юге – Добровольческая армия, сплотившая все антибольшевистские силы и ныне победоносно двигающаяся к Москве, возобновление вопроса о создании Южно-русского союза не только не оправдывается современной обстановкой, и политически вредно, так как препятствует воссозданию единой государственности;
е) Стремиться ныне к созданию новых государственных образований значит бессознательно содействовать намерениям Германии и ставить себе целью расчленение России».
Несмотря на энергичные протесты со стороны Главного командования и «общественности», казачья Конференция собралась в городе Ростове-на-Дону в следующем составе:
От Дона: председатель Круга В. А. Харламов, члены Круга И. П. Буданов, В. Шапкин и В. Т. Васильев, войсковой контролер А. П. Епифанов и члены Донского правительства: по делам внутренних дел К. П. Каклюгин и по делам народного просвещения В. Н. Светозаров;
От Кубани: председатель Краевой Рады Н. С. Рябовол, члены Краевой и Законодательной Рады Ю. А. Коробьин и Д. А. Филимонов, заместитель председателя Законодательной Рады Султан-Шахим-Гирей и кубанский войсковой контролер и член Краевой и Законодательной Рады И. Л. Макаренко;
От Терека: представители Малого Круга Ф. Т. Синюхаев и В. И. Баскаков; представитель Терского правительства Н. К. Федюшкин и войсковой контролер Ф. И Овчаренко. От городов Терской области: исполняющий обязанности председателя Союза Городов Северного Кавказа Ю. А. Черкесов и М. И. Долгополов.
Первое торжественное заседание Конференции состоялось 26 июня (9 июля) 1919 года. На этом заседании терский делегат генерал-лейтенант В. И. Баскаков сделал доклад о статусе Терека на тот момент и об общем положении области после освобождения от частей Красной армии: «Терек считает себя автономным гособразованием в составе будущей свободной демократической России. Пока что Терское Правительство распоряжается территорией 4 округов, но стремится к контролю над территорией всего Терского Казачьего Войска. Терское Правительство будет постепенно трансформировано в краевое правительство, а не только казачье. Это внутреннее дело Терека. Также внутреннее дело Терека соглашение с ногайцами, кабардинцами и осетинами. С первыми заключен договор о соединении. Кабардинцы и осетины имеют своих представителей при терском атамане, вопрос в оформлении и соглашении о соединении».
Но с самой запоминающейся большой программной речью выступил, глава Кубанской делегации Н. С. Рябовол. В своем выступлении председатель Краевой Рады обрушился с резкой критикой в адрес командования Добровольческой армии и Особого Совещания. В 2 часа ночи следующего 27 июня (10 июля) 1919 года при возвращении в Палас-отель Н. С. Рябовол был убит двумя выстрелами из револьвера. Как показало следствие, убийство было произведено «одной из вольных контрразведок». Виновные так и не были найдены и наказаны. После убийства главы Кубанской делегации конференция с перерывами продолжалась еще несколько месяцев, но дальше бесконечных разговоров и споров не продвинулась.
Гражданская война, разделившая Россию линиями фронтов, стала причиной нарушения связей между главой Русской Церкви патриархом Тихоном и епархиями, оказавшимися на территориях, занятых белыми армиями. Такая ситуация создавала массу проблем на местах, ибо количество вопросов, связанных с церковной жизнью и требовавших санкции высшей церковной власти, с каждым днем увеличивалось. Это стало причиной созыва на территории подконтрольной Вооруженным Силам Юра России Юго-Восточного Церковного Собора, который прошел с 1 по 6 июня 1919 года в городе Ставрополе. В Соборе приняли участие следующие архиереи:
1. Архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич);
2. Архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский);
3. Архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе);
4. Архиепископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский);
5. Епископ Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов);
6. Епископ Приазовский и Таганрогский Арсений (Смоленец);
7. Епископ Кубанский и Екатеринодарский Иоанн (Левицкий);
8. Епископ Аксайский Гермоген (Максимов);
9. Епископ Александровский Михаил (Космодамианский);
10. Епископ Сухумский Сергий (Петров);
11. Епископ Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур).
Председателем Собора был избран архиепископ Митрофан (Симашкевич), почетным председателем – архиепископ Агафодор (Преображенский). Товарищами председателя стали архиепископ Димитрий (Абашидзе), протопресвитер Г. Шавельский и князь Г. Н. Трубецкой. В Соборе также приняло участие 22 священика, 1 монах и 20 мирян. Сам Собор решено было именовать «Юго-Восточным русским Собором».
Одним из главных дел Собора стала организация Временного Высшего Церковного управления на юго-востоке России. В соответствии с Положением о Временном Высшем Церковном управлении на Юго-Востоке России, утвержденном 4 июня 1919 года, ему передавалась церковная власть на занятых Добровольческой армией территориях. Такое положение предусматривалось сохранять до установления нормальной связи с патриархом.
В соответствии с принятым положением, Временное Высшее Церковное управление состояло из трех епископов, включая председателя, двух священников и двух мирян. Председателем Временного Высшего Церковного управления стал архиепископ Митрофан (Симашкевич), товарищем председателя – архиепископ Димитрий (Абашидзе), членами – епископ Арсений (Смоленец), протопресвитер Г. Шавельский, протоиерей А. Рождественский, В. В. Мусин-Пушкин и П. В. Верховский. Кандидатами в члены Временного Высшего Церковного управления были выбраны епископ Гавриил (Чепур), епископ Макарий (Павлов) и епископ Михаил (Космодамианский).
Как Ставропольский Собор, так и созданное им Временное Высшее Церковное управление старались занять сдержанную политическую позицию. «Выступая против большевистской диктатуры, церковное руководство юга России дистанцировалось от монархии и старалось стоять на демократических принципах. Чтобы не нарушить хрупкого мира между представителями разных партий, представленных в белых войсках, Собор и ВВЦУ старались уйти от осуждения даже явно преступных политических организаций».
Временное Высшее Церковное управление юго-востока России, действовало на территории России до ноября 1920 года. Впоследствии ВВЦУ перенесло свою деятельность в эмиграцию и стало основой для Русской Православной Церкви за границей. Таким образом, Ставропольский Собор в некотором смысле положил начало РПЦЗ, в течение 80 лет находившейся вне общения с Московским Патриархатом.
На самой территории Терской области, освобожденной от частей Красной армии, постепенно налаживалась работа транспорта, открывались парализованные предприятия, оживала торговля. Несмотря на катастрофическую нехватку финансов и постоянные трения с главноначальствующим Терско-Дагестанским краем Терское Войсковое правительство сумело к открытию второго Войскового Круга добиться определенных успехов:
- была восстановлена общественное самоуправление и администрация;
- упорядочена высылка и снаряжение команд пополнения строевых частей;
- открылись школы и восстановлен учительский персонал;
- восстановлены школьные и общественные здания во многих пунктах;
- налажены средние учебные заведения и специальные школы;
- организован во Владикавказе Политехникум;
- открылись войсковые больницы и лепрозорий;
- был организован бактериологический кабинет и Пастеровский институт;
- широко проведена борьба с распространением тифа и с эпидемией на скот и достигнут в этом отношении большой результат;
- почти в три раза расширена сеть врачебных пунктов и приемных покоев в станицах;
- пополнены станичные аптеки и медицинский персонал;
- упорядочены лечебницы Михайловских минеральных вод и грязелечебницы;
- были временно наделены землей изгнанные ингушами из своих станиц казаки и иногородние крестьяне;
- оказана помощь посевным зерном и пропитанием всем нуждавшимся, восстановлены агрономические пункты и показательные поля;
- начаты мелиоративные работы;
- проведены берегоукрепительные работы по течению Терека;
- восстановлены мосты через Терек и другие реки;
- проведена успешная борьба с саранчой.
И вся эта работа проделана за неполные четыре месяца с момента образования Войскового правительства.
Не менее острыми для Терского Войскового правительства и Войскового Штаба были вопросы связанные с формированием и пополнением Терский частей разбросанных по разным фронтам. Так командование Добровольческой армии, очистив терское войско от частей Красной армии, сформировало для дальнейшей борьбы из казаков присяг 1918-1893 годов, то есть из 26 присяг, 16 конных полков и 16 пластунских батальонов. Столь колоссальная мобилизация оказалась непосильной ношей для Терского войска. Сказывалась нехватка квалифицированных офицерских кадров. Казаки выступали на фронт не имея даже самого необходимого. Остро чувствовалось нехватка строевых лошадей для конных полков и элементарного вооружения. Да и объявленная мобилизация не везде шла гладко. Так, 31 марта 1919 года атаман Сунженского отдела полковник Н. Ф. Рощупкин указывал, что, несмотря на то, что мобилизация по Войску была объявлена давно, «в полках и батальонах вверенного мне отдела офицеров мало».
Одной из главных причин столь острой нехватки офицерских кадров были колоссальные потери понесенные Терским войском во время восстания в 1918 году. Другой причиной было то, что многие Терские офицеры служили в различных воинских и тыловых частях, не принадлежащих Терскому казачьему войску. Некоторые старшие офицеры из Терского войска служили на командных должностях в воинских частях Кубанского казачьего войска. Как пример тому может служить полковник Матвей Андреевич Медведев, который был назначен начальником Штаба 3-й Кубанской пластунской бригады.
Командовали Терские офицеры и горскими национальными формированиями: полковник А. Г. Борисов командовал 3-м Чеченским конным полком, полковник В. Г. Карин одно время являлся командиром Каранагайского конного дивизиона, а полковник Д. В. Хабаев был командиром 4-го Осетинского конного полка.
Служили терские казаки и в авиации. Так, например, авиатор, войсковой старшина, герой Первой мировой войны Федор Трофимович Зверев в 1919 году был командиром 4-го Донского самолетного отряда, а в 1920 году служил в 6-м авиационном отряде в Крыму.
Кадровый же вопрос, связанный с нехваткой подготовленных боевых младших офицеров, оставался главным для Штаба Терского казачьего войска на протяжении всей Гражданской войны. Для подготовки офицерских кадров Военным отделом Войскового правительства Терского казачьего войска были командированы в Екатеринодар и Новочеркасск казачьи военные училища 38 казаков с законченным средним образованием. В двух вышеназванных училищах для терцев было открыто 50 вакансий, но нужда в людях на фронте была настолько сильна, что освобождение от мобилизации было дано только 38-ми казакам. Так же 1 декабря 1919 года в город Екатеринодар в школу прапорщиков было командировано 22 человека.
Большую заботу Терское войсковое Правительство проявляло и подготовке квалифицированных кадров для пополнения своих воинских частей. Так, в Терском казачьем войске был сформирован учебно-пулеметный батальон в составе двух учебных и двух пулеметных сотен. Срок обучения – два месяца. 14-го сентября 1919 года был произведен 1-й выпуск учебно-пулеметного батальона Терского войска. Произведенная проверка знаний и степени подготовки казаков «обнаружила солидные познания казаков – каждый по своей специальности». За два месяца обучения учебно-пулеметным батальоном было выпущено: 49 инструкторов пулеметного дела, 125 пулеметчиков и 143 казака, окончивших учебную команду пехоты.
Однако и это число было недостаточным для удовлетворения требований строевых частей. «К сожалению, - говорилось в отчете войска – боевая обстановка, в которой находятся наши строевые части, а так же отсутствие людей в распоряжении атаманов отделов, не дали возможности довести батальон этот до штатного состава, но занятия с казаками ведутся и в недалеком будущем состоится второй выпуск урядников пехоты и пулеметчиков в строевые части войска». Нехватка людского состава требовало от Войскового правительства приступить к досрочному обучению казаков присяги 1921 года. и на начало 1920 года в войске был «несколько обученный запас» казаков.
Помимо подготовки пулеметчиков Войсковое Правительство занялось подготовкой и казаков-артиллеристов. Так, в учебно-запасной батарее велось обучение казаков артиллерийскому делу. В конце 1919 года там обучалось 450 казака и 23 офицера. Предполагалось в той же запасной батарее открыть специальные курсы для офицеров. Но задумка эта так и осталась на уровне теории. В начале ноября 1919 года из учебной команды Кавказского инженерного батальона было выпущено 15 телеграфистов, 21 телефонист, 24 подрывника и 26 саперов. Все выпускники поступали в Терскую инженерную сотню.
Сразу же после избрания Войскового атамана Терского казачьего войска были сформированы Атаманская конная сотня и Атаманская пешая сотня, ряд конных и пеших запасных сотен и сотни самообороны в станицах.
14 августа 1919 года уже после Войскового Круга второго созыва в Пятигорске был сформирован двухсотенный Терский Гвардейский Атаманский дивизион. По штату в дивизионе числилось 8 офицеров, 7 подхорунжих, 2 вахмистра, 8 старших урядников, 8 младших урядников, 16 приказных, 256 казаков и 7 трубачей. Командиром этого элитного подразделения 1 августа был назначен полковник Б. Д. Макухо. Позднее 30 сентября 1919 года приказом по дивизиону за № 15 в его состав вошла пулеметная команда с тремя пулеметами.
К нестроевым частям Терского казачьего войска относились Войсковой певческий хор и оркестр, о существовании которого позаботилось Войсковое правительство. Штаты войскового певческого хора составляли: 1 регент, 1 вахмистр, 12 нестроевых и 27 казаков, в оркестре помимо собственно музыкантов было еще 44 казака составлявшие собой Войсковой музыкальный хор. Основной задачей хора и оркестра было давать концерты в пользу сражающихся на фронте. Хор быстро завоевал симпатии казаков. Войсковой певческий хор служил так же и средством подъема боевого духа: «В станицах хор своими песнями напоминает казакам забытую боевую славу Терского войска и воскрешает старые заветы его. Это великое воспитательно-облагораживающее значение хора должно иметь огромное влияние на души подрастающего поколения, которое особенно развинтилось в дни большевизма в войске».
Но не только кадровый вопрос остро стоял перед Войсковым правительством и Штабом во время мобилизации, куда плачевнее было положение материальной части. Так в отчете деятельности Войскового Штаба говорилось: «Казаки выступили на фронт, не имея самого необходимого из обмундирования и, что еще печальнее – без необходимого холодного оружия, так как в войске не сохранились не мастерские, ни другие предприятия, откуда можно было получить все необходимое». И все эти вопросы решались Войсковым правительством и Войсковым Штабом.

Использованные источники и литература:
1. ГАРФ, ф. Р-115, оп. 1, д. 2.
2. ГАРФ, ф. 3696, оп. 1, д. 1.
3. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 2.
4. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 3.
5. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 4.
6. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 5.
7. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 7.
8. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 18.
9. ГАРФ, ф. Р-5351, оп. 1, д. 19.
10. ГАРФ, ф. Р-5881, оп. 2, д. 248.
11. Деникин А. И. Очерки русской смуты. Книга 3. ТТ. 4, 5.. Вооруженные силы юга России. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
12. Кострюков А. А. Ставропольский Собор 1919 года и начало независимой церковной структуры на юге России. /Уральский исторический вестник. № 4 (21). – Екатеринбург, 2008.
13. Писаренко Д. С. Терское казачество: Три года революции и борьбы. 1917-1920. Материалы и воспоминания./вст. ст. и коммент. Ф. С. Киреев. – М.: Кучково поле; Военная книга, 2016.
14. Платонов О. И. Под властью зверя. – М., 2005.
15. Стрелянов (Калабухов) П. Н. Гвардейский Дивизион. //Галушкин Н. В., Стрелянов (Калабухов) П. Н. Собственный Е. И. В. Конвой. Гвардейский Дивизион. /Под ред. П. Н. Стрелянова (Калабухова). – М., 2008.
16. Терский казак. Ежемесячная информация Терской канцелярии. – Белград. № 35, февраль, 1939.

Кандидат исторических наук Эдуард Бурда

0


Вы здесь » Гребенские казаки » терцы в гражданской войне » Терское казачье войско в первой половине 1919 года


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно