Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » казаки-некрасовцы » история


история

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Некрасовцы, липоване, игнат-казаки, потомки донских казаков, участников Булавинского восстания 1707—09, которые после его поражения ушли во главе с И. Ф. Некрасовым на Кубань (где Некрасов возглавил своеобразную казачью «республику»), а в 1740 эмигрировали в Турцию. Расселились в Добрудже и Малой Азии, около озера Маньес. Получили свободу от податей и повинностей, самоуправление (казачий круг) с обязательством участвовать в войнах против России. Позже в состав Некрасовцы влилось значительное количество старообрядцев, бежавших из России. Большинство Некрасовцы стали старообрядцами поповского согласия. В 1864 Некрасовцы отказались выступать против России и были лишены привилегий. В 19 в. началось их возвращение на родину, усилившееся после Октябрьского переворота. В 1962 в СССР прибыла значительная группа потомков Некрасовцы, они поселились в Ставропольском крае, Ростовской и Волгоградской области. Некрасовцы на чужбине сохранили язык, одежду, обычаи, фольклор своих предков

Со второй половины XVII в. на Кубани появляются русские поселенцы. Их появление здесь было связано с церковным расколом в России и религиозными войнами 1687-1689 гг., закончившимися поражением донских старообрядцев. В апреле 1688 г. более тысячи казаков под предводительством Л. Манацкого бежали в район Большой Кабарды на р. Куму, а осенью 1692 г. часть из них переходит на Кубань. С разрешения крымского хана они поселились в междуречье Кубани и Лабы, потом перебрались в Копыл.

После поражения на Дону Булавинского восстания несколько сот казаков с семьями увел в конце августа 1708 г. на Правобережную Кубань Игнат Некрасов. Затем они перешли в Закубанье к адыгам. Приняв участие в русско-турецкой войне 1710-1711 гг. на стороне татар, казаки-некрасовцы переселились на правый берег Кубани и на Таманском полуострове основали несколько городков. Некрасовские казаки стали верными подданными крымского хана и защитниками его трона.

0

2

отрывок из главы "Соседи черноморцев, военная служба, походы и волнения казаков."
Из книги: "История кубанского казачьего войска" (1910 г.)

Знакомство с внутренней жизнью черноморцев без военной обстановки было бы не полно. Черноморцы шли из-за Буга на Кубань "гряныцю держаты". В жалованной войску грамоте так категорически и указано: "войску Черноморскому предлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских". Казаки, следовательно, заранее были осведомлены о том положении, какое они должны были занять в новом крае. Для них, поэтому в высшей степени было важно, кто окажется у них соседями и как эти соседи отнесутся к ним, как к пришельцам.

Пограничными соседями черноморцев оказались русские и черкесы. Русскими были так называемые некрасовские казаки, водворившиеся на Кавказе далеко раньше, чем возникла у бывших запорожцев даже мысль о переселении на Кубань.

Некрасовцами или игнат-казаками назывались на Кавказе беглые казаки-раскольники с Дона. C появлением раскола на Дону начались усиленные гонения на раскольников со стороны русского правительства. Особенно упорно преследовал раскольников Петр Великий. Казаки раскольники силою исторических обстоятельств вынуждены были, поэтому, бежать с Дона на Кавказ. Борьба русского правительства с этими беглецами запечатлена была казнями двух видных представителей раскола - донского казака Костюка и атамана Манацкого. Это были предводители партий раскольников-казаков, бежавших с Дона на Кавказ. Третьим крупным предводителем раскольников был Игнат Некрасов, по имени которого были названы и сами беглецы.

Некрасовцы вышли с Дона при Петре Великом, много позже после того, как сложили свои головы Костюк и Манацкой, и образовали на Кавказе самую устойчивую группу вольного казачества, искавшаго вне родины условий для осуществления религиозной свободы и учреждений в духе исконных казачьих идеалов.

После подавления Булавинского бунта, говорит историк Донского войска Ригельман, "Игнашка Некрасов прибежал в свою Есауловскую станицу и, взявши жену и детей, ушел со всеми товарищами на Кубань, и там, с сообщниками и со всею их шайкою, в подданство Крымскому хану отдался". Сам по себе Булавинский бунт представлял яркое проявление народной силы и мощи, а Булавин был одним из крупных борцов за казачьи идеалы. Булавинское восстание вызвано было запрещением центрального правительства принимать в казачество беглых помещичьих людей. Казаки не могли помириться с этим запретом, и во главе народного движения стал Булавин, сложивший свою голову за казачью свободу и автономные права. Некрасов был правой рукой Булавина в этой борьбе с правительственными войсками. Булавин сразу же поставил его полковником и поручал потом командование тысячными отрядами. Когда разбитый всюду Булавинъ в отчаянии застрелился, его место занял Некрасов. Пробравшись в верховые станицы, Некрасов собрал новую толпу вольницы и пришел с ней на Волгу. Здесь он ограбил города Саратов и Царицын, а оказавшую ему упорное сопротивление Камышенку разорил до тла. Так как со смертью Булавина казаки мало по малу стали приносить повинную, то Некрасов нашел невозможной дальнейшую борьбу с правительственными войсками. Желая избежать плена и казни, он пробрался в 1708 году со своими сообщниками на Кубань. Сюда же после к нему прибыли и два других булавинских предводителя: Гаврюшка Чернец и Ивашка Драной.

На Кубани некрасовцы заняли место в центре бывшего царства Босфорского. По указанию Крымского хана, они осели тремя городками - Блудиловским, Голубинским и Чирянским, на Таманском полуострове между Копылом и Темрюком. Городки эти, названные так по именам тех станиц, из которых прибыла на Кубань главная масса. беглецов, были укреплены земляными валами и увезенными с Дона шестью медными и одной чугонной пушками. Впоследствии община некрасовских казаков возросла численно и окрепла экономически. Надо полагать, что некрасовцы застали уже на Кубани часть казаков-раскольников, ушедших с Дона и что с ними слились как аграханские казаки-раскольники, так и казаки-раскольники, поселившиеся в устьях р. Лабы. По крайней мере, позже те и другие выходцы исчезли с прежних мест поселения, Но главный приток в некрасовской общине давали новые беглецы с Дона, селивишиеся слободами между тремя назваными станицами. Некрасовцы, выражаясь язвительным языком Ригельмана, "приумножили себя казаками, такими же ворами, каковы были сами". В переводе на более деликатный язык это означает, что к некрасовцам льнула казачья вольница, не желавшая мириться с порядками на родине или бежавшая из под кнута и ссылки. Всякие люди конечно сюда попадали; но основную окраску некрасовскому казачьему войску придавало религиозное отщепенство, возведенное в подвиг и дышавшее непримиримым фанатизмом.

Крымский хан и татары сумели использовать эти качества "игнат-казаков". В лице их они нашли стойких и озлобленных противников русских войск и тех казаков, которые были на стороне православия противъ раскола. Вражда 6еглецов, зародившаяся на Дону, перенесена была на Кубань, и здесь не только не угасла, но безпрерывно тлела, как искра, могущая во всякое время разгораться в огромный пожар. Некрасовцы превратились не только в подданных татар, но и в их союзников. Приверженность их к ханам была так велика, что последние употребляли часть некрасовцев против внутренних смут и для подавления волнений среди татар. При набегах же и войнах с русскими некрасовцы становились в ряды врагов России и несли месть и опустошения в места прежней своей родины. Татары, давши некрасовцам убежище, предоставили им полную свободу в делах веры и внутренних распорядков. У казаков осталось свое управление, свои выборные власти. Завися от ханской администрации, в своей внутренней жизни казаки руководились вековыми обычаями и исторически сложившимися установлениями. Во главе казачьей общины стоял выборный войсковой атаман и "казачий круг" или сход полноправных представителей общины. Эти высшие органы управления были одинаково присущи и всему некрасовскому войску и тем мелким единицам, на которые оно делилось. Пока жив был caм Некрасов, он был и войсковым атаманом в силу уже того высокого авторитета, которым он пользовался у казаков, татар и черкесов. После войсковыми атаманами избирались, несомненно, самые видные в войске по деятельности лица.

Вместе с самоуправлением некрасовцы пользовались самой широкой религюзной свободой, живя среди мусульман. Татары не посягали ни на их веру, ни даже на народные обычаи; некрасовцы совершенно свободно строили церкви, молельни и отправляли в них по своим обрядам богослужение. Мало того, они устраивали скиты и монастыри, и татары не только не препятствовали им, но и относились с должным уважением к этим религиозным учреждениям. Вера отцов, "старая вера" находилась у татар под защитой властей, как неприкосновенная народная святыня.

Далее татары предоставили в распоряжение некрасовских казаков достаточное количество земли и разного рода угодий. Надо полагать, что выбор места поселений и окружающих эти поселения угодий произведен самими казаками, а крымский хан и его агенты только выразили согласие на то. Раскольники поселились, в самом деле, в местности богатой рыбными ловлями и удобной для охоты за зверем и болотной птицей.

В ту пору прикубанские камыши и плавни изобиловали дикими свиньями, козами, оленями, фазанами, гусями, утками и т. п. живностью, а казаки были искони рыболовами и звероловами. Так как татары были по преимуществу скотоводами и самое скотоводство велось с помощью перекочевок, то весьма возможно, что выбор места поселения казаками-раскольниками ни мало не нарушал интересов кочующих татар, нуждавшихся более в степях, чем в водных и болотных угодьях. Некрасовцы же не вели широкого скотоводства, хотя и разводили превосходных лошадей. Главные отрасли хозяйственных занятий всегда составляли у них рыболовство и охота.

Наконец, и в воззрениях на собственность, на международные отношешя и на способы ведения войны и военных действий, казаки и татары совершенно сходились по сушественным пунктам. Угон скота, добыча ясыря, разорение жилищ противника, жестокая расправа с ним производились точно также некрасовскими казаками, какъ и татарами. Те и другие были не временными союзниками на военном поле, а объединенными представителями одной и той же системы отношений, чуждых гуманности и уважения к человеческой личности. Союзники шли за добычей, что бы взять в плен возможно больше населения и угнать побольше скота. Население обращалось потом в рабов и предмет ценной торговли, а скот поступал в хозяйственный оборот.

И так, следовательно, четыре связывавших некрасовцев с татарами звена лежали в основе взаимоотношений: широкое самоуправление, полная религиозная свобода, постановка в благоприятныя условия хозяйства казаков и общность воззрений по главнейшим вопросам, имущественного и международного права.

Вот те общие условия, под влиянием которых сложилась своеобразная казачья община некрасовцев на Кубани. История этой общины имеет прямое отношение к Кубанскому краю и некоторое отношение к истории Черноморского войска, занявшего те самые места, на которых раньше жили некрасовцы. Находясь в постоянном союзе с горцами, турками и татарами, некрасовцы участвовали последовательно во всех войнах Pocсии с турками и зависящими от них татарами и горцами. В 1708 году они осели на Кубани, а в 1711 году, во время неудачного похода Петра Великаго на Прут, они опустошали вместе с татарами русския селения в Саратовской и Пензенской провинщях. Петр Великий приказал наказат некрасовцев и их союзников за набег. Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину приказано было двинуть на Кубань отряд из русских регулярных войск, яицких казаков и калмыков. Около того времени, когда был заключен мир с турками на Пруте, отряд этотъ разорил целый ряд неприятельских поселений, расположенных по правому берегу Кубани, и в том числе некрасовские селения. Это была первая кара, постигшая некрасовцев на новом их местожительстве.

Два года спустя сам Некрасов, его сподвижники Сенька Кобыльский и Сенька Ворыч с казаками, участвовали в опустошительномъ набеге крымского хана Батыр-Гирея на Харьковскую губернию; а в 1715 году Некрасов организовал целый отряд шпионов, посланных на Донщину и в украинские города. Около 40 человек некрасовцев, под предводительствомъ беглого монастырского крестьянина Сокина, проникли в верховья Хопра и в Шацкую провинцию Тамбовской губернии. Под видом нищих и монашествующей братии они высматривали расположение русских войск и подговаривали население к побегу на Кубань. Но скоро действия этих шпинов были обнаружены и многие из них поплатились головами за свою дерзкую попытку.

Еще два года спустя, в 1717 некрасовцы в составе отряда кубанских горцев под предводительством султана Бахты-Гирея громили селения по Волге, Медведице и Хопру. Сам Некрасов со своими казаками не щадили никого и жестоко вымещал свою злобу против гонителей раскола на мирном населении. Только соединенными силами войскового атамана Фролова и Воронежского губернатора Колычева были разбиты татарские войска и вместе с ними потерпели поражение и свирепые некрасовцы.

Въ 1727 году в числе колодников были подговорщики к побегу донских казаков на Кубань к Некрасову. По показаниям беглого солдата Сераго, к побегу к Некрасову на Кубань готовились целые городки и станицы. Верховые городки склонны были бежать все, под влиянием общего недовольства порядками - введением переписи, паспортов и пр. В 1733 году некрасовец Иван Мельниковъ строил с шестью товарищами мосты по тракту от Азова на Ачуев. В 1736 г. Крымский хан посылал в Кабарду татар и некрасовцев "для взятия языка". В 1737 году некрасовцы вместе с татарами и черкесами разорили и сожгли Кумшацкий городок на Дону. И т. д., и т. д.

В последующее время некрасовцы не упускали ни одного случая в набегах горцев и татар на русские владения. Выше, при описании борьбы русских войск и казаков с кавказскими народностями, отмечены уже эти случаи и участие некрасовцев в войнах Турции с Россией. в 1737, 1769, 1774, 1787, 1791 г.г. Одним словом, некраcoвские казаки были врагами русских вплот до самого переселения черноморцев на Кубань и в качестве таковых встретили своих новых соседей.

Но долг платежем красен. Въ отместку некрасовцам, донцы и русские войска, совместно с калмыками, в походах за Кубань неоднократно нападали на некрасовцев и опустошали их жилища. В 1736 г., по показанию некрасовца Наума Гусека, донские казаки с калмыками сожгли три некрасовских станицы, взяли в плен несколько некрасовцев с женами и детьми и еще больше потопили их в реке. В следующем 1737 г. казаки и калмыки, громя татар и черкесов, сожгли некрасовский городок Хан-тюбе, убили нескольких некрасовцев и угнали скот их. Конечно, под влиянием этих возмездий взаимная вражда между некрасовцами и донцами росла. Некрасовцы еще с большею свирепостью относились вообще к русским.

Были, однако, моменты в истории некрасовцев, когда и русское правительство, и сами некрасовцы склонны были к мировой: русское правительство неоднократно приглашало некрасовцевъ вернуться на родину, и некрасовцы со своей стороны просили русское правительство о том же. Соглашению мешали различные условия, выставленные для переселения обеими сторонами, а иногда и условия прикрепления некрасовцев за Кубанью. Во время войны русских с турками Императрица Анна Ивановна согласна была простить некрасовцев и предоставить им для жительства. прежние места на Дону; но некрасовцы не могли воспользоваться этим, так как их удерживали закубанцы, стращавшие казаков московской виселицей. В 1762 году Императрица Екатерина II разрешила переселиться в Россию бежавшим из нея раскольникам и в том числе некрасовцам. Некрасовцы не пошли на этот вызов, так как русское правительство ничего не упомянуло о тех правах, какие предоставлялись возвратившимся на родину беглецам. В 1769 г. генерал де-Медем обратился к некрасовцам с письменным предложением переселиться на Терек, но некрасовцы даже не дали ответа на это письмо. В 1772 г. сами некрасовцы просили позволения русских властей возвратиться на Дон; но Государственный Совет, которому поручено было Екатериной II высказаться по этому поводу, не нашел возможным отдать Некрасовцам прежие земли и предлагал им занять свободные земли по Волге. Некрасовцы не согласились на такое переселение. В 1775 г. некрасовцы, при посредстве графа Румянцева, снова стали проситься на Дон, Государственный же Совет находил возможным переселять некрасовцев мелкими партиями, которые должны были селиться в разных местах России, по указаниям властей. Некрасовцы не приняли этих условий. В 1778 году некрасовцев пытался возвратить в Россию Суворов.

По сведеньям знаменитого полководца, некрасовцы в то время расположились куренями в двустах шагов от морского берега в устьях Кубани на мысу, между горами в лесу. Они имели здесь в своем распоряжении сто лодок, четыре думбаса, вытянутые на сушу для предохранения от крейсирующей русской эскадры. На этих судах некрасовцы намеревались отправиться, при благоприятной погоде, в Анатолию. Суворов сам лично переговаривался с некоторыми некрасовцами через Кубань, а для приглашения их на родину послал двух донских казаков. Некрасовцы не приняли предложений Суворова и казаков задержали у себя. Так как. некрасовцы, очевидно, не доверяли русским властям, то Суворов считал необходимым издать Высочайший манифест о прощении беглецов.

Некрасовцы не шли обратно в Poccию, боясь главным образом бесправия. Два обстоятельства - лишение в России казачьего самоуправления и гонение на раскол, удерживали беглецов от возвращения. на родину. Злоба же на русских росла и развивалась на почве обоюдных военных набегов и реквизиций.

Некрасовцы, занимавшие раньше Таманский полуостров, перешли на левый берег реки Кубани. В царствование Анны Ивановны они были так стеснены, что Крымский хан, под властью которого они находились, пытался переселить их в Крым к Балаклаве. Попытка не удалась и некрасовцы снова осели на Кубани. С Таманского полуострова на левый берег р. Кубани некрасовцы передвинулись в 1777 году во время занятия Таманскаго края русскими войсками. В 1778 г. сам Крымский хан с татарами выгнал их с Фанагории. В 1780 г. некрасовцы вошли в соглашение с турками и приняли турецкое подданство. Около этого времени часть некрасовцев выселилась с Кавказа в Болгарию - в Добруджу на Дунай. До 100 семей их, однако, остались на левой стороне Кубани, живя в горахъ вместе с черкесами.

С этими оставшимися на Кавказе некрасовцами вошли в соприкосновение черноморцы, переселившись на Кубань. Черноморцев некрасовцы приняли враждебно и относились к ним предательски. Зимой 1792 г. казак куреня Дядьковского Петр Малый, занимаясь рыболовством, переправился, по приглашению некрасовцев на левую сторону Кубани. Некрасовцы, перевозившие через Кубань Малаго в своей лодке, поступили с ним вероломно. Когда Малый, заметивши опасность, пытался бежать на правый берег Кубани, они схватили его, слегка ранили кинжалом, отняли ружье, сняли одежду и связав ременным поясом, увезли в горы и продали в рабство черкесскому мурзе за 4 коровы с телятами, одного вола, ружье и 6 штук баранов. Впоследствии Малый убежал из плена, а один из пленившихъ его некрасовцев Мазан, пойманный близъ Кубани, сознался на допросе в убийстве и потоплении русских и в продаже 11 человек черкесам в неволю.Сам Малый видел у черкесов в плену 7 человек солдат из русских легкоконных полков.

В 1793 году Головатый донес Суворову, что на казачий пикет под командой войскового полковника Чернышева, стоявший у Темрюкского гирла, ночью 9 апреля напали 20 человек, перехавшие с противоположной стороны Кубани на лодках. Чернышев, быстро соединив два пикета в одну команду, вступил в перестрелку с нападавшими. Из черноморцев ранен был старшина Чернолес и слегка три казака. На другой день утром найдены были в камышах 4 умерших от ран человека, "которые по одеянию и другим признакам", оказались некрасовцами.

Иногда черноморцы, принимая некрасовцев по одежде за своих, сами попадали к ним в плен. В 1795 г. казак куреня Медведовского Роман Руденченко, принявши, в туманную погоду на берегу Бугазского лимана, двух некрасовцев за своих казаков, был ограблен ими и уведен в горы. Здесь, в разных местахъ, Руденченко видел до 60 человек разного звания русских людей, плененных черкесами и некрасовцами. Сам Руденченко был продан в Анапе турецкому чиновнику, откуда и бежал в Черноморию.

Этими единичными случаями столкновений и исчерпываются отношения черноморцев к своим русским cocедям. В конце XVIII и начале XIX столетий некрасовцы частью перешли к своим единоверцам на Дунай и выселились в Анатолию, а частью, в единичных случаях, как бы растворились в черкесской массе, слившись с ней. Следовательно, русские соседи черноморцев - некрасовцы не имели сколько-нибудь заметного влияния на военный быт и служебное положение черноморских казаков и тем более на целое войско. История некрасовцев представляет лишь эпизодический отдел местной Кубанской истории, который, поэтому, не мог быть обойдён молчанием.

0

3

Одно из селений некрасовцев несколько лет назад было обнаружено черными копателями в окрестностях г. Кропоткина в местности именуемой здесь "Тубики". В пойменном лесу неподалеку от туберкулезного диспансера, между старицей Кубани и современным руслом, остатки не мене 100 землянок расположенных рядами и группами. Я иногда хожу туда на рыбалку. Когда не знал что тут происходит, удивлялся, почему весь лес в этом месте перекопан лопатами? Никогда такого не видел. Сначала думал: рыбаки "комиссаров" копают. Так здесь называют крупного земляного червя на которого ловят рыбу в Кубани. Но потом знающий человек все в подробностях рассказал. И его сведения в точности совпали с изложенными выше рассказом. Находимые копателями между землянок русские монеты датируются от 1730 г до 1780 г. Часто попадаются крымско-татарские. Найдено несколько десятков староверческих нательных крестов. Даже найдена специальная цепь на которую приковывали пленников. Очень тяжелая, с ответвлениями. Копатели говорят, что часто попадаются человеческие кости и угли от сгоревшего дерева. Находили несколько шпор и подковы с армейских сапог того времени, обломки сабель. Очень похоже, что обитателей селения застали врасплох царские кавалеристы. Сначала устроили бойню, а потом сожгли землянки. Видимо, люди метались по селению пытаясь спастись, теряли монеты, украшения. Копатели рассказывают, что монет здесь было найдено очень много. Что нетипично для мирно оставленного хутора. С трупов снимали одежду, но не трогали староверческие кресты. Они никонианам не нужны. Примечательно, что селение было расположено на месте древнего сарматского поселения. Среди находок относящихся к 18 веку копатели находят сарматские стрелы, ножи, украшения. Есть здесь и несколько небольших кургана.
          Безусловно, все это не представляет исторической ценности. Но сам по себе факт интересный.

0

4

0

5

0

6

0

7

0

8

0

9

0

10

0

11

0

12

http://static.video.yandex.ru/lite/kirill-cheba/o7j0ye3vdw.3111/

0

13

Судьба семьи, в судьбе страны.
Сторона ль моя, сторонушка!
Сторона ль моя чужая.
Я не сам- то зашел
На тебя, сторонушка.
Я не сам зашел, все заехал,
Занесла ж то меня,                     
раздоброго молодца,
Все неволя…

Эту старинную казачью песню я слышал в самом раннем возрасте. Её постоянно напевал мой дедушка: и когда работал, и когда убаюкивал нас, своих внуков.
       И вот я стал взрослее, мне интересно все, что связано с моей родословной. Попросил дедушку рассказать, почему он поёт такую грустную песню.
        И вот однажды, в самый обычный зимний вечер, дедушка принес свой семейный альбом. Я поудобнее усаживаюсь в кресло и готовлюсь воспроизвести в моем воображении картины прошлого, слушая дорогого мне человека.   
      - Как порой бывают жестоки и несправедливы человеческие судьбы,- начал свой рассказ мой дедушка Щепелеев Сельвестр Лифорович.
      - Около трех веков провели казаки – некрасовцы на чужбине. Начало их скитаний – эпоха Петра 1, конец – хрущевская оттепель. Спасая казаков от истребления, атаман Игнат Некрасов увел их с Дона на Кубань. Умирая, он дал завет: « Царизму не покоряться, до царя в Россию не возвертаться».
        Теснимые царскими войсками, уходили казаки все дальше – в Крым, на Дунай, пока совсем не оказались за морем, в Турции, на берегу озера Майнос.
        В 1864 году началась русско-турецкая война, но некрасовцы не стали воевать  против своего отечества. И за это попали в немилость турецких властей. Вот тогда нищета стала навсегда их уделом.
        Твои прадед Лифор Потапович, прабабушка Агафья Ивановна родились и большую часть своей жизни прожили в Турции. Семья была многодетная. У меня десять братьев и сестер. Самый старший Полуэкт, затем Катя, Василий, Тимоня, Мария, Хима, Ирина, Мотя, Надя и самый младший- Родька. Я был шестым ребенком. Родился в августе 1950 года селе Коджагель. Это было одно из самых крупных поселений некрасовцев.
        Казаки не пускали в селение турок и чужих людей. Они жили изолированно, замкнуто. Село представляло собой несколько улиц. Они были вытянуты вдоль берега озера Моньес, застроены одноэтажными домиками. Дома некрасовцам строили турки.
       Местные власти запрещали нам говорить на русском языке. В 1928 году турецкое правительство закрывает русскую школу. В то время старославянскому языку учили тайно. За это казаки наказывались местными властями. Учились в турецких школах и только на  турецком языке. Я закончил в Турции 4 класса церковно – приходской школы.
      Жизнь была тяжелой. Основным источником существования семьи было рыболовство. Сезон начинался 15 августа, на Успение. Возвращались мужчины в апреле к Пасхе. Поэтому отец отсутствовал по восемь – девять месяцев. Рыбу ловили в Мраморном, Черном, Эгейском, Средиземном морях и в озёрах Турции.   
       Возращения отца домой было для всех праздником. Рыбу продавали, а на вырученные деньги покупали необходимые товары в быту.
       Помимо рыбной ловли занимались земледелием. Пахали землю сохой, а зерно разбрасывали вручную. Убирали пшеницу при помощи косы. Эта работа была очень тяжелой. Держали кур, уток, гусей, индюков. Выращивали арбузы, дыни, картофель, бобы.
      Мама, Агафья Ивановна, вела хозяйство осмотрительно, с молитвой. В поклонах перед ликом святых, просила не оставлять без урожая.
     Жизнь каждого члена общины была связана  с жизнью храма. Некрасовские казаки – очень верующие люди.
     Главой семьи Щепелеевых был отец. Жизнь всех казаков в Турции определялась  «Заветами Игната».
Некрасовцы являлись полноценными турецкими подданными. « У какого царя живем, тому и служим, верой и правдой казацкой, по чести, безо лжи и измены»,- говорили казаки.
    Мой старший брат Полуэкт был призван на службу в турецкую армию.
    В 1950 году притеснения русского населения в Турции усилились. Возникла угроза уничтожения некрасовской культуры. Было решено переселиться в Россию. В 1962 году наша семья вместе с другими некрасовцами покинула Турцию на теплоходе «Грузия». Маршрут лежал через Новороссийск. Я помню тот сентябрьский день 1962 года, когда мы поднялись на борт теплохода. Всего было 999 человек. А когда теплоход причалил к пристани « Новороссийск», капитан объявил пограничникам: «На борту родился 1000 пассажир».
Казаки спускались с трапа с тюками в руках. Женщины в расшитых одеждах несли свертки. Атаман Василий Порфирьевич Саничев поцеловал родную землю. Этот момент запечатлен на снимке, который хранится в музее поселка Новокумский.
    От Новороссийска поездом добрались до Прикумска (Буденновска). Здесь родился 1001-ый потомок некрасовцев – Щепелеев Кондрат Полуэктович, твой дядя.
   Местом постоянного жительства казаков стал поселок Новокумский. Началось обустройство на новом месте.
   За полгода количество домов здесь увеличилось на 150. Первыми новоселами как самая многодетная семья из казаков – некрасовцев били мои родители – Лифор Потапович и Агафья Ивановна Щепелеевы.
    Мне было 12 лет, когда мы вернулись из Турции. Так как я плохо говорил по-русски, меня приняли в 1 класс, а на второй год я пошел учиться уже в 4 класс.
    Отец устроился работать на виноградники. Мама занималась воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства.
    Шли годы. Дети выросли, отучились, обзавелись семьями. Многих уже нет в живых. Нелегкий труд, суровые условия жизни сказались на их здоровье.
    Я закончил 8 классов, работал слесарем. Затем служба в армии. В 1979 году закончил с отличием Григорополисский сельскохозяйственный техникум. Но всю жизнь проработал трактористом, потом по состоянию здоровья ушел рабочим по охране.
    Ты видишь, внучек, какая большая у тебя семья. Твой прадедушка и прабабушка воспитали 11 детей, 24 внука и 7 правнуков.
    Я рассматриваю фотографии, на которых вижу своих родных во время службы в церкви, на праздниках. Меня поражают их костюмы, музыкальный фольклор.
    Мои прадедушка и прабабушка исполняли казацкие песни, рассказывали своим детям былины. Агафья Ивановна  научила дочерей готовить традиционные блюда, некоторые из них сейчас являются ритуальными. Отдельные рецепты так понравились односельчанам, русским, что они ими украшают праздничные столы.
     Женские костюмы сегодня сохранились как праздничная одежда, в которой они посещают молитвенные собрания, участвуют в праздниках. Эти яркие костюмы женщины шьют сами и себе, и своим детям.
    Мы с дедушкой закрываем альбом. У меня легко на душе, потому что я стал ближе к истории народа России, понял, какова судьба моей семьи в судьбе страны. Я горжусь тем, что являюсь частицей большого рода Щепелеевых. Я буду продолжать традиции моей семьи, которые смогли пронести и сохранить  через века казаки некрасовцы.
Работа Щепелеева Кирилла
ученика  8 класса Б
МКОУ СОШ №4
Левокумского района
Ставропольского края

0


Вы здесь » Гребенские казаки » казаки-некрасовцы » история


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно