Родины.
(ст. Слепцовская)
Женщины, находящиеся в последнем периоде беременности.ю исполняют все лежащие на них работы, как дома, так равно и в поле; во время полевых работ часто случается, что женщины рожают детей на пашне; если же женщина дома чувствует потуги, то первым делом посылают за бабкою "повитухою", которая начинает ухаживать за роженицей, помогать ей: Она водит ее по комнате, поправляя живот руками, иногда заставляет больную сидеть на корточках, или на одном колене помощница бабки; при таком сидении женщина находится в наклонном положении, держась обеими руками за веревку, привязанную другим концом к кольцу, вбитому в потолок. Как тольк младенец родится, так сейчас же начинают топить печь и греть воду, купают младенца, обернутого в пеленки, а потом купают и парят мать в большой кадушке (перерез) и для согревания воды и пара кладут в кадушку разожженные камни. Часто из такой купальни женщину вынимают в бессознательном состоянии и тогда для приведения в сознание, ее обрызгивают холодною водою, отчего больная простуживается.
По приведении женщины в сознание для подкрепления дают ей водки и заставляют принять пищи, после чего начинают собирать женщин "на родинки"; их угощают изобильно водкою, на радости, что родины прошли благополучно, в особенности если родится мальчик, которому делают предпочтение перед девочкой. На другой день бабка с ребенком идет к священнику в дом за молитвой, и священник дает имя новорожденному, потом приглашают кума и куму и несут в церковь крестить. Из церкви несет младенца кума и кладет его около родильницы на шубе, чтобы был счастливым: потом гости принимают угощение, после котораго непременно подают кашу и две пустых тарелки; перед едою каши выпивают по рюмке водки и кладут на обе тарелки деньги; из тарелок одна предназначается младенцу, а другая бабке-повитухе: кума на тарелку младенца кладет несколько аршин ситцу на рубашку "ризки".
На крестинах женщины уговариваются между собою, когда приходить "к младенцк на зубок", и в назначенных день, каждая женщина, присутствовавшая на крестинах, идет на "зубок к младенцу", неся с собою разные пироги, бутылку водки и вина, которыми угощают друг друга и родильницу; обязанность хозяев приготовить чай. В 40-й день родильница отправляется в церковь в младенцем за очистительною молитвою, и тут священник мальчика вносит в алтарь, а девочку прикладывает к иконам царских дверей. На другой день родильница с ребенком едут к куме, неся сладкий пирог и водки, угощает куму, а та, приготовленную к этому дню рубашку надевает на младенца и подпоясывает. Этот обряд должно, по мнению народа, непременно исполнить, - в противном случае ребенок на всю жизнь останется "пузатым и с болью живота", подпоясать же кроме кумы в первый раз никто не имеет права.
Несколько страничек из жизни казаков ст. Слепцовской, Сунженского отдела, Терской области. - Учителя Слепцовского училища, П. Семенова
Теги: сунженские казаки, традиции сунженских казаков, ст. Слепцовская