Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » культура сунженских казаков » Традиции и обычаи сунженских казаков


Традиции и обычаи сунженских казаков

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Родины.
(ст. Слепцовская)

Женщины, находящиеся в последнем периоде беременности.ю исполняют все лежащие на них работы, как дома, так равно и в поле; во время полевых работ часто случается, что женщины рожают детей на пашне; если же женщина дома чувствует потуги, то первым делом посылают за бабкою "повитухою", которая начинает ухаживать за роженицей, помогать ей: Она водит ее по комнате, поправляя живот руками, иногда заставляет больную сидеть на корточках, или на одном колене помощница бабки; при таком сидении женщина находится в наклонном положении, держась обеими руками за веревку, привязанную другим концом к кольцу, вбитому в потолок. Как тольк младенец родится, так сейчас же начинают топить печь и греть воду, купают младенца, обернутого в пеленки, а потом купают и парят мать в большой кадушке (перерез) и для согревания воды и пара кладут в кадушку разожженные камни. Часто из такой купальни женщину вынимают в бессознательном состоянии и тогда для приведения в сознание, ее обрызгивают холодною водою, отчего больная простуживается.

По приведении женщины в сознание для подкрепления дают ей водки и заставляют принять пищи, после чего начинают собирать женщин "на родинки"; их угощают изобильно водкою, на радости, что родины прошли благополучно, в особенности если родится мальчик, которому делают предпочтение перед девочкой. На другой день бабка с ребенком идет к священнику в дом за молитвой, и священник дает имя новорожденному, потом приглашают кума и куму и несут в церковь крестить. Из церкви несет младенца кума и кладет его около родильницы на шубе, чтобы был счастливым: потом гости принимают угощение, после котораго непременно подают кашу и две пустых тарелки; перед едою каши выпивают по рюмке водки и кладут на обе тарелки деньги; из тарелок одна предназначается младенцу, а другая бабке-повитухе: кума на тарелку младенца кладет несколько аршин ситцу на рубашку "ризки".

На крестинах женщины уговариваются между собою, когда приходить "к младенцк на зубок", и в назначенных день, каждая женщина, присутствовавшая на крестинах, идет на "зубок к младенцу", неся с собою разные пироги, бутылку водки и вина, которыми угощают друг друга и родильницу; обязанность хозяев приготовить чай. В 40-й день родильница отправляется в церковь в младенцем за очистительною молитвою, и тут священник мальчика вносит в алтарь, а девочку прикладывает к иконам царских дверей. На другой день родильница с ребенком едут к куме, неся сладкий пирог и водки, угощает куму, а та, приготовленную к этому дню рубашку надевает на младенца и подпоясывает. Этот обряд должно, по мнению народа, непременно исполнить, - в противном случае ребенок на всю жизнь останется "пузатым и с болью живота", подпоясать же кроме кумы в первый раз никто не имеет права.

Несколько страничек из жизни казаков ст. Слепцовской, Сунженского отдела, Терской области. - Учителя Слепцовского училища, П. Семенова

http://s019.radikal.ru/i614/1406/14/52cc3372808c.jpg

Теги: сунженские казаки, традиции сунженских казаков, ст. Слепцовская

0

2

Пасха на Сунже!!!

А вот и торжественно-чудный звон: то Пасха прилетела на кровлю храма, а вот она уже и в каждом доме посреди детей. Дети молятся, кланяются, весело смеются, яйца крашеные в дальнюю дорогу ей готовят. Всюду воздух наполнен радостными восклицаниями: «Христос Воскресе!». Народ наполняет улицы, окружает раскрашенные качели, шумит вокруг кабака. Как все пестро и щегольски наряжены! Вот идет по улице бравый казак: голову его украшает папаха из черного барашка с ярко-голубым верхом, стан его плотно охвачен длинным чекменем 9черкеска), газыри с новенькими затычками из красного гаруса; из под чекменя выглядывает на груди новый атласный бешмет, на пряжке (кожаный пояс) висит кинжал в серебрянной оправе: ноги мастерски обуты в цветные чувяки с ноговицами и в этой обуви форма ног рельефно вырисовывается; в уже серьга, на руках много колец. Полноту и своеобразность костюма дополняет дорогой поясок с кисточкой из мишурного золота, переброшенный через плечо назад. А вот идет разодетая девушка: в рукава на ней надета черная альпаковая полька, узкая вверху и с большой окружностью внизу; распахнувшиеся полы верхнего платья позволяют видеть на ней русский сарафан в измененном виде; высокая грудь ее старательсо увешана богатыми нитями разноцветных монист, длинные ленты вплетены в косу, везде бахрома, от рук пахнет помадой.... Вот на углу улицы шумная толпа игривых парней вдруг обнажила головы и девушки скромно притихли, - это крестный ход идет. Каждый домохозяин радушно приглашает батюшку в дом отслужить благодарственный молебен... Всюду веселье, пляска и хороводные песни...

Станица Слепцовская, Владикавказского округа, Терской области. - П. Семенов

0


Вы здесь » Гребенские казаки » культура сунженских казаков » Традиции и обычаи сунженских казаков


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно