О КАЗАКАХ-НЕКРАСОВЦАХ.
«Казаки, названные Некрасовцы по Игна­тию Некрасову, российские урожденцы, жи­ли над рекой Кубань. Но когда покойная Рос­сийская царица Екатерина начала нас к своей вере принуждать, то наш полководец Игнат Некрасов не согласился на то. Она издала приказ разгромить нас. Но наши старшины сказали: вот вам, россияне, владейте нашим имением! Пусть вам Бог отмщает, что вы нас силою грабите. Мы пошли прямо в азиат­скую сторону к черкесам и поселились на Хатибии: черкесы закона не знают, а милости нам более оказали, нежели Россия, называю­щаяся христианская!
Потом Россия начала и там нас раззорять: тогда мы опять вынужде­ны были переселиться в Турцию, Анатолию возле Самсона, в округ Шаршанба называе­мый, за султана Магомета, и он нас принял с великою честию и даровал нам права и сво­боды и нашему духовенству полное право по нашей религии. Но когда мы там поселились, ветер там сильно тлетворный свирепствовал, наши старшие все вымерли и редко кто остался в живых: мы последние вынуждены были переселиться на Дунавец к Дунаю. Рос­сия в 1809 году нас раззорила — и так мы всю жизнь свою горько провождаем.
Но только мы надеемся на Бога. Хотя был Петр великий гонитель и Павел Петрович, но не было таковых мучителей, яко пророк во­пиет: «Изскочи яко лев из Вассана на всю вселенную» и кольми паче на нашу правосла­вную христианскую веру: сей мучитель подо­бен антихристу — первый наскочил в 1834 году. Саратовской губернии Иргизские мона­стыри все вконец раззорил. Которые муже­ственно за Церковь стояли он приказал своей армии лошадьми их давить и многие на миру смерть получили а бедных иноков старых лет, которые по девяносто лет жили, только Богу молились, всех сослал в закавказские провинции.
Потом бросился на дремучие леса, на Керженцы и там были скиты лет по триста и ни­кто их не трогал а безбожный Николай все раззорил и разогнал всех без известия.
А потом бросился в Стародубские пределы Черниговской, Могилевской губернии, там все монастыри были возле Гомли в имениях князя Чарторижскаго. Окаянный Николай не боялся суда Божьего и не устрашился ча­се, смертного, все раззорил: наконец выслал на разорение генерала Алябьева и он всю святыню ограбил что было собрано лет в во­семьдесят а иноков всех разогнал; прочие в Турцию к нам пришли.
Много Николай крови нашей казацкой про­лил, твердых людей которые закон держали разослал по Сибири и крепостям, разлучил навеки от жен и детей. В Стародубщине, в селении Добрянка, был купец Полянской про­зываемой, у коего покойный царь Александр на квартире становился. Николай когда про­езжал также у него на квартире становился. Старику было от роду лет восемдесят: при­ехал к нему Николай на квартиру и сказал ему грозно: «Я приехал к тебе о вере погово­рить: или веру принять или в Сибирь со­слать!» Старик к свету и жизнь свою окон­чил.Николай поутру сказал: «Так ему и на­до было!»
Московского первого вставщика и купца Федора Васильевича Жигарева в десятом ча­су дня схватили, в темную коляску и посади­ли в Петропавловскую крепость, и там сидел он семь лет и жизнь свою окончил.
Геронтий, Белокриницкаго монастыря Ар­химандрит и ученик его Дионисий ездили в Москву для покупки: и он, Николай, прика­зал из взять и посадить в Петропавловскую крепость и там они сем лет сидели, а потом приказал взять их оттуда, Архимандрита Ге-ронтия посадить в Санкт-Петербургскую крепость а ученика его Дионисия отвезти в Костромскую губернию Спасскую пустыню, в Никольский монастырь, от Костромы сто сорок верст; до сих пор сидят.
А в Киевской губернии, в Богославском уезде взяли епископа Конона и посадили его Владимирской губернии в Суздальской кре­пости Спасо-Ефремовском монастыре; уже шестой год сидит без всякой причины.
А еще Бессарабской области Кишиневской губернии из города Измайлова взял и он там высидел четыре года, и начальство взяло от купца Беляева, и посадил его в Петропавлов­ской крепости, с него двадцать тысяч рублей серебром; а причина вот какая: его приятель Гончаров ему партикулярное письмо при­слал из-за границы, только написан один по­клон. А когда российские войска вступили в 1854 году в турецкие пределы в город Туль-чу, тогда там было наших двое: архиепископ Аркадий и епископ Олимпий и священник Феодор, и он приказал генералу Ушакову тот час их взять и в темную коляску посадить и отправить во Владимирскую губернию, в Су­здальскую крепость, в Спасо-Ефимьевский монастырь, уже восьмой год сидят; Олимпий уже там помер, архиепископ и священник еще живы.
Смотри Европа — что Россия делает, своих подданных своей крови заставила страдать по азиатским сторонам: но нам хотя и горько проживать в Азии, однако ж мы имеем свои селения, имеем своих жен и детей; хотя и горько нам, что удалены мы сто пятьдесят лет от своего Отечества: но не такое имеем горе, как бедные поляки, что не имеют своего при­станища, растеклись по всему шару земно­му.
Умилосердуйся Европа и взмилуйся на нас Некрасовцев и спроси Россию, чтобы она по­казала причину что мы ей противного сдела­ли? Пусть подаст объяснение. Несколько бы­ло царей на свете идолопоклоннических, Ди­оклетианы и Траяны и Максимилияны и Юлианы-Отступкики и Константины-Копронимы, но не было таких, как Николай Рос­сийской. Теперь ты нас, Николай, великую честь заслужил: люди и ныне живут, а тебя поминают и мертвого тебя проклинают. И ко­гда Николай на престол на царство садился, и тогда его престол кровию гвардейскою об­лился, и господ повешал: ныне их вся все­ленная узнала, и за мучеников их почитает, и память им творят, и Бога молят, а Николая помнят и душу его вечно проклинают.
Сочинил Некрасовец Казак в Турции жительствующий 1 декабря 1861 года».
Работа Кельсиевых в Турции в общем про­должалась недолго. Жили они в очень тяже­лых материальных условиях, буквально бед­ствовали, и младший брат Иван скоро умер. Василий же вернулся в Европу, и таким об­разом их небольшая община прекратила свое существование.
В декабре 1866 года в Варшаве был рас­стрелян за участие в польском восстании ка­зак войска Донского, из дворян, некто Митрофан Подхалюзин. Нет оснований утверж­дать, что он находился в связи с заграничны­ми революционными русскими группами. Скорее всего он принадлежал к той части русского офицерства в Польше, которым бы­ла не по сердцу роль усмирителей и карате­лей. Представители этого офицерства неод­нократно выступали тогда в журнале «Ко­локол» с заявлениями протеста и негодова­ния против правительственной политики. В эти же годы, продолжалась политика пресле­дования старообрядцев, почти повсеместного, в особенности же в Уральском казачьем Вой­ске. Достаточно было одной бороды, чтобы заподозрить человека в принадлежности к старообрядчеству. Само собой разумеется, я говорю здесь не о стариках, проживавших в станицах, а о тех казаках, которые шли от­бывать службу. Воинский устав того времени запрещал ношение бород на службе, и за это не преследовали только на кавказской ли­нейной службе. Привожу любопытное сооб­щение с Дона: «В 1857 году Наказной Атаман Войска Донского испрашивал разрешения Военного Министра, чтобы ему было предо­ставлено, по сношению с кавказским началь­ником, НЕСОГЛАСИВШИХСЯ БРИТЬ БО­РОДУ НА СЛУЖБЕ — переводить с их се­мействами в Кавказское линейное Войско, где бороды дозволяются, и о таковых доно­сить Военному Министерству. Переводимым ни от казны ни от Войска пособия не давать, а только предоставить двухгодичную льго­ту, как переселенцу. По Всеподданнейшему о сем докладу, Его Величество, в третий день августа 1857 года изволил вполне одобрить предположение генерал-адъютанта Хомуто-ва. и повелел исполнить».
Ранее мы упомянули о гонениях на Урале. Посмотрим, что же делалось там, согласно со­общениям с мест, посылаемым в журнал. В № 1 «Общего Веча» от 15 июля 1862 года чи­таем следующее:
«Уральское дело» — «В начале 1859 года, когда Сергиевский и Бударинский скиты приняли Единоверие и когда Синоду было до­ложено, будто этого хочет и все Уральское Казачье Войско, Синод велел обратить осо­бенное внимание на старообрядческих попов, учителей и уставщиков. Обер-прокурор, по соглашению с членами Синода, полагая не­обходимейшей мерой для разрушения всех замыслов означенных ВРЕДНЫХ людей не­медленное удаление их БЕЗ ОГЛАСКИ из Края, обращался к Военному Министру с просьбой об испрошении Высочайшего раз­решения на то, чтобы по особому личному к генерал-адъютанту Катенину и генерал-ма­йору Столыпину доверию Его Величества, впредь до особого повеления и в виде особого исключения, даровано было им ПРАВО — людей, препятствующих им в уничтожении раскола, несмотря на чин и звание, хотя бы то были люди Войскового сословия — НЕ­МЕДЛЕННО ВЫСЫЛАТЬ: Столыпину из Войска в Оренбург, а Катенину — из Орен­бурга в отдаленные губернии, по своему усмотрению. На это Император Александр наложил резолюцию собственноручно: «Со­гласен, но единственно по делам о расколе».
Мы слышали, что это зверское повеление Государя исполнялось, но, к сожалению, не знаем подробностей, которые очень хорошо было бы напечатать для общего сведения. Де­ло в том, что казаки просили свободы Старо­обрядчеству. Вместо этого им дали Единове­рие, причем Наследник, для возбуждения их усердия, послал им какой-то старинный об­раз. КАЗАКИ НЕ ПОДДАЛИСЬ. Единове­рия не приняли, и теперь дело дошло до того, что Столыпин уехал в Петербург, а на Урал послан Иосиф Железнов — что-то он сдела­ет?
МУДРЕНО ТОЛЬКО, ЧТОБЫ КАЗАКИ СДАЛИСЬ: ЭТО НЕ МУЖИКИ, КОТОРЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИВЫКЛО ПОМЫ­КАТЬ КАК УГОДНО».
Очевидно, характер и объем гонений на старообрядцев в этот период зависели не столько от общей установки и решения Священного Синода, сколько от добросовестности местных властей, т. е. Наказных атаманов и их помощ­ников. Из приведенного выше документа яв­ствует, что Священный Синод вынес решение только после того, как «Синоду было доложено, буд­то этого хочет и все Уральское Казачье Вой­ско». Очевидно, начальство перестаралось. В областях же, стоявших под начальством бо­лее разумных и веротерпимых начальников, дело обстояло иначе. Так в области, которой управлял прославленный герой, генерал-лей­тенант Яков Петрович Бакланов, преследо­ваний не было. Сохранился любопытный до­кумент того времени, подписанный самим Баклановым, который я приведу здесь це­ликом:
«УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННОГО НАЧАЛЬНИКА АВГУСТОВСКОГО ОТДЕЛА Октября 17 дня 1863. № 4228/63. г. С у в а л к и. Свидетельство Сим удостоверяю с приложением казенной печати, что поселенным в Августовской гу­бернии и того же уезда старообрядцам разре­шено мной восстановить, перестроивать и по­правлять разрушенные молитвенные домы их во всех деревнях.
Вследствие сего предписывается всем воен­ным и гражданским начальствам не чинить им в том препятствий.
Военный начальник, Генерал-лейтенант Бакланов И. д. Помощника, Штабс-капитан Жеванов».
А в примечании я нашел указание на то, что документ этот был подписан именно из­вестным нам героем Яковом Петровичем Ба­клановым, бывшим в то время генерал-гу­бернатором Августовской губернии.
Н. Воробьев. Пебл Бич, Калифорния.
(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 67. Ноябрь-декабрь 1966 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av. de la Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 13-16).