Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » МОЛИТВЫ » Христианская вера процветала на Кавказских горах…


Христианская вера процветала на Кавказских горах…

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Христианская вера процветала на Кавказских горах…
Пантелеимон, епископ Майкопский и Адыгейский
Шевченко Н., Гузь А. – сотрудники пресс-службы
Майкопско-Адыгейской епархии РПЦ

Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви расположена в
центральной части Северного Кавказа, который с древних времен является колыбелью
христианства. Первые семена христианского вероучения  были занесены сюда еще в  I в.
благодаря апостольской деятельности Андрея Первозванного и Симона Канонита.
По церковному преданию святой  апостол Андрей Первозванный в 40 г. от
Рождества Христова проповедовал христианство  среди горских народов: алан, абазгов,
касогов, казар и зикхов

Здесь же проповедовал и апостол Симон Канонит, могила которого, согласно .
церковного предания, находиться в г. Никополе (недалеко от г. Сухуми), расположенном
между Абхазией и Джигетией

В начале  I в. н. э. они проповедовали в Мингрелии и на .
территории Кубани у причерноморских зихов и босфоритян. Более того, согласно
легендам, большинство нартов были христиане. Всего с проповедью  на Кавказе побывали
пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Иуда Фаддей, прозванный
Левием, Варфоломей и апостол от семидесяти Фаддей

В первые века н. э. адыгские племена имели тесные торговые связи с Боспором,
Византией, Иберией, Албанией. Через Северный Кавказ проходила трасса «Великого
шелкового пути». В эпоху императора Юстиниана (525-527 гг.) позиции Византии на
Северном Кавказе еще более усилились. Бывшее Боспорское царство стало провинцией
Римской империи. Именно к этому времени относится начало обращения адыгов в
христианство и появление на Кавказе греческих миссионеров. Воспоминания о Юс-
тиниане надолго сохранились в адыгском фольклоре: «Греческий император
Юстиниан, - говорит адыгский просветитель Ш. Ногмов, - по сказанию старцев -
Юстин или Юстук, был союзником адыгского народа и даже называл себя адыгейским
витязем. С помощью предков адыгов он одолел врагов империи. После того Юстиниан

обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в
христианство. Адыги приняли его без сопротивления, что и послужило сближению
двух этих народов. Имя Юстиниана было в таком уважении между адыгами, что для
подтверждения своих слов люди клялись юстиниановым столом или троном»
9
.
Византия прилагала большие усилия для распространения христианства на Северо
- Западном Кавказе. Уже в первой половине VI в. адыги и абхазы имели свои
епископские кафедры.
В 861 г. г. Таматарху (Тамань) посетили славянские просветители братья Кирилл
и Мефодий. В это время Таматарху был вполне византийским городом, имевшим свою
епископскую кафедру. Силуэт города определял кафедральный собор, окруженный
церквями и монастырями. Побывали Кирилл и Мефодий и на земле адыгов.
Приморские адыги (зихи) издавна считались христианами. В память об их
крещении была воздвигнута базилика в нынешней ст. Ново - Михайловской. До
путешествия Кирилла и Мефодия (VIII - IX вв.) епископ Таматархи пытался
распространить христианство и среди закубанских адыгов (касогов). Но православной к
этому времени стала лишь племенная знать. Именно от священников и епископов ведут
свое начало многие дворянские роды Черкесии.
Христианские священники - шогени («шеуджен») и епископы («шехник»),
упоминаемые во многих адыгских сказаниях, принимали меры к распространению
христианства греческого обряда. Предание сохранило даже название места, где жил
первый епископ, пришедший из Греции. Оно находится недалеко от Нальчика и
называется «Лесистый курган». До нас дошли строки, прославлявшие священника,
обитавшего на «Лесистом кургане»:
Шехник наш защитник и воспитатель,
Шехник наш свет.
Он парит в воздухе, как земная птица,
Поднимается под облака
И видит творящих беззаконие.
Ребро его - не простая кость,
Но кость слоновая.
Воспитатель рассуждал о законе Божием…
И ангелы беседовали с мудрым старцем,
И благородный золотой крест сияет на его груди.
В те времена, как говорят сами черкесы, народ отличался набожностью, твердой
верой, и никто не клялся именем творца, считая это грехом. По свидетельствам писателей,
лиц, посетивших земли адыгов, они называли себя христианами, крестили детей по
достижению ими 18 лет. По тогдашнему обычаю в церковь ходили лишь 60-летние
старцы. Остальные же молодые и пожилые люди становились у входа. Это было связано с
тем, что черкесы жили грабежом и считали недопустимым входить в храм, пока не
оставят грабеж.
Ш. Ногмов так  оценивает значение обращения адыгов в христианство: «Под
влиянием союза с Юстинианом, черкесское духовенство, проникшее в Кавказские горы,
внесло к нам миролюбивые занятия искусствами и просвещение. Христианская вера
процветала на Кавказских горах, будучи поддерживаема греческим духовенством,
заменявшим убывших епископов и священников новыми. От них произошли многие
дворянские роды».
Итак, согласно письменным и археологическим источником уже с   IV в. после
легализации христианства в Римской империи, оно значительно усиливает свои позиции в
черноморских греческих колониях и вслед за этим начинает более успешно проникать в
среду горных народов Северного Кавказа.
Сюда был сослан святитель Иоанн Златоуст, который в 407 г. в г. Команы недалеко
от Сухуми обрел свою блаженную кончину. Территория, занятая адыгами, в духовном
отношении подчинялась 4 епархиям, епископы которых назначались Византией. В Зихии
эти епархиальные центры находились в Фанагории,  Метрахе (Таматархия), Зихополисе и
Никополисе. В документах Цареградского собора 519 г. стоит подпись епископа
Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского собора  встречается имя
Зихийского епископа Дамиана
10
Большое влияние  на процесс христианизации Северного .
Кавказа в этот период начинает  оказывать Грузия, которой  удалось в церковном
отношении подчинить адыгов. VI Вселенский Собор подчинил Грузинскому
Патриаршему Престолу Осетию и Черкесию. В уставе императора Льва Мудрого (849-911
гг.) говорится о существовании Тмутараканской и Никопской архиепископий и
упоминается Аланская митрополия.
Вскоре греческое влияние на Северном Кавказе сменяется влиянием Русской
Православной Церкви, просветительская деятельность которой началась  сразу после
крещения Руси. В это время греческие колонии у Керченского пролива объединились в
союз, именуемый  Таматархией (Тмутараканью),  с центром на Таманском полуострове. К
концу X в. греки уступают свое влияние в этом регионе русским. Князь Мстислав в 1022 г.
сооружает здесь храм во имя Пресвятой Богородицы, в память о победе над косожским
князем. Вместе с основанием Тмутараканского русского княжества на Северном Кавказе
возникла первая русская епархия, просуществовавшая около ста лет..

0

2

Сюда в 1008 г.
назначается первый русский епископ Николай. Преподобный Никон, будущий игумен
Киево-Печерской обители, в Тмутаракани основывает  монастырь, в котором  провел 10
лет своей жизни. Среди кавказских народов христианство было более всего
распространено у аланов. Аланская митрополия занимала 61 место в составе
Константинопольского Патриархата вслед за русским митрополитом. Известно, что
Максим Исповедник находился в заточении в аланской крепости Схимамр, нынешней
Хумар. Приход в  XIII в. монголов потряс аланскую державу и привел к упразднению
Аланской митрополии. В то же время на Северном Кавказе возрастает роль Зихийско  -
Матрахской епархии, возведенной в ранг митрополии. В  XIII в. на Северном Кавказе
появляются генуэзцы, исповедавшие католичество. В 1346 г. здесь организуется
Зихийская католическая епархия и назначается епископ  - францисканец Иоанн. Однако
успехи католиков среди местного населения были незначительны. Говоря об этом
периоде, Шильтбергер  писал: «Земля черкесов населена  христианами, исповедующими
греческую веру»
11
Еще в 1396 г. митрополит Зихийско  - Матрахский Иосиф имел свою .
резиденцию в Матрахе (Тамани). С приходом на Кавказ турков в XV в. среди кавказских
народов огнем и мечом насаждается мусульманство. С укреплением русского государства
в Москву неоднократно являются послы адыгов с просьбой о помощи. Они высказывают
желание восстановить в своем народе христианство, но трагические события смутного
времени в Российском государстве  помешали  оказать помощь горским народам.
В 1602 г. основывается Астраханская епархия, долгое время распространявшая свою
юрисдикцию на приходы Северного Кавказа. Первый Астраханский епископ Феодосий
имел титул «Астраханский и Терский» по имени двух главных городов епархии. С
середины XVII в. Терки является главным центром православия на Северном Кавказе. В
1664 г. здесь было уже два храма и  монастырь. По указу Петра  I в 1723 г. в титул
Астраханских преосвященных вносится наименование «Ставропольский». В 1745 г. в
Кизляре создается осетинская духовная комиссия, положившая начало миссионерской
деятельности среди кавказских народов. В 1703 г. была  организована Моздокско  -
Маджарская викарная епархия и одновременно упразднена осетинская духовная
комиссия. Выбор Святейшего Синода пал на архимандрита Гайя (Бараташвили - Токаова),
который был посвящен в сан епископа. В 1799 г. эта епархия была упразднена по причине
малочисленности церквей, как сказано в докладе Святейшего Синода. К этому времени
Моздокская епархия состояла из 75 церквей и 73 молитвенных домов, в ее штате было 160
священников. С  1792 г. черноморские казаки переселяются Кубань. Их духовное
окормление поручается епископу Феодосийскому и Мариупольскому Иову (1794 г.). В
1799 г. Кубань посетил новый епископ Феодосийский  Христофор. А в 1824 г. состоялось
открытие духовное училища в Ставрополе.
В 1829 г. была образована Донская епархия. Первый епископ Афанасий получил
титул «Новочеркасского и Георгиевского». Все православные приходы Северного
Кавказа стали входить в подчинение Донской епархии.
4 апреля 1842 г. учреждается новая епархия, именуемая Кавказской и
Черноморской, кафедральным городом которой определяется Ставрополь. Первым
епископом Кавказским стал епископ Иеремия (Соловьев, 1843-1849 гг.), отличавшийся
глубокой богословской образованностью и подвижнической жизнью. Для развития
богословского образования  20 июля 1846 г. была учреждена Ставропольская Духовная
семинария.
За неполные 7 лет, в течение которых епископ Иеремия стоял во главе
Ставропольской епархии, она достигла большого развития, и все последующие
дореволюционные архипастыри Кавказские шли по пути, проторенному епископом
Иеремией. С 1863 г. происходит изменение  титула Кавказского епископа на «Кавказский
и Екатеринодарский». К началу  XX в. Кавказская епархия насчитывала 425 церквей, из
которых 113 находились в Ставропольской  губернии, 220  - в Кубанской области, 77  - в
Терской области, 15 - в Черноморском округе.
В 1885 г. Кавказская епархия разделяется на Ставропольскую, Владикавказскую и
Сухумскую епархии. Первым епископом Ставропольским и Екатеринодарским стал
епископ Владимир (Петров, 1886-1889 гг.). В это время происходит бурный рост числа
приходов, монастырей и духовных училищ епархии. Учитывая трудности в управлении
обширной епархией, Святейший Синод в 1907 г. открыл  Ейское викариатство,
назначив туда епископа Иоанна (Левицкого). В 1911 г. открывается Александровское
викариатство с назначением епископа Михаила (Космодемьянского).
В 1919 г. уже во время гражданской войны в г. Ставрополе проходит церковный
собор, одним из решений которого было образование Екатеринодарской епархии. В
период революционных потрясений и в годы советской власти Православная Церковь на
Северном Кавказе находится в тяжелом положении

0


Вы здесь » Гребенские казаки » МОЛИТВЫ » Христианская вера процветала на Кавказских горах…


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно