Христианская вера процветала на Кавказских горах…
Пантелеимон, епископ Майкопский и Адыгейский
Шевченко Н., Гузь А. – сотрудники пресс-службы
Майкопско-Адыгейской епархии РПЦ
Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви расположена в
центральной части Северного Кавказа, который с древних времен является колыбелью
христианства. Первые семена христианского вероучения были занесены сюда еще в I в.
благодаря апостольской деятельности Андрея Первозванного и Симона Канонита.
По церковному преданию святой апостол Андрей Первозванный в 40 г. от
Рождества Христова проповедовал христианство среди горских народов: алан, абазгов,
касогов, казар и зикхов
Здесь же проповедовал и апостол Симон Канонит, могила которого, согласно .
церковного предания, находиться в г. Никополе (недалеко от г. Сухуми), расположенном
между Абхазией и Джигетией
В начале I в. н. э. они проповедовали в Мингрелии и на .
территории Кубани у причерноморских зихов и босфоритян. Более того, согласно
легендам, большинство нартов были христиане. Всего с проповедью на Кавказе побывали
пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Иуда Фаддей, прозванный
Левием, Варфоломей и апостол от семидесяти Фаддей
В первые века н. э. адыгские племена имели тесные торговые связи с Боспором,
Византией, Иберией, Албанией. Через Северный Кавказ проходила трасса «Великого
шелкового пути». В эпоху императора Юстиниана (525-527 гг.) позиции Византии на
Северном Кавказе еще более усилились. Бывшее Боспорское царство стало провинцией
Римской империи. Именно к этому времени относится начало обращения адыгов в
христианство и появление на Кавказе греческих миссионеров. Воспоминания о Юс-
тиниане надолго сохранились в адыгском фольклоре: «Греческий император
Юстиниан, - говорит адыгский просветитель Ш. Ногмов, - по сказанию старцев -
Юстин или Юстук, был союзником адыгского народа и даже называл себя адыгейским
витязем. С помощью предков адыгов он одолел врагов империи. После того Юстиниан
обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в
христианство. Адыги приняли его без сопротивления, что и послужило сближению
двух этих народов. Имя Юстиниана было в таком уважении между адыгами, что для
подтверждения своих слов люди клялись юстиниановым столом или троном»
9
.
Византия прилагала большие усилия для распространения христианства на Северо
- Западном Кавказе. Уже в первой половине VI в. адыги и абхазы имели свои
епископские кафедры.
В 861 г. г. Таматарху (Тамань) посетили славянские просветители братья Кирилл
и Мефодий. В это время Таматарху был вполне византийским городом, имевшим свою
епископскую кафедру. Силуэт города определял кафедральный собор, окруженный
церквями и монастырями. Побывали Кирилл и Мефодий и на земле адыгов.
Приморские адыги (зихи) издавна считались христианами. В память об их
крещении была воздвигнута базилика в нынешней ст. Ново - Михайловской. До
путешествия Кирилла и Мефодия (VIII - IX вв.) епископ Таматархи пытался
распространить христианство и среди закубанских адыгов (касогов). Но православной к
этому времени стала лишь племенная знать. Именно от священников и епископов ведут
свое начало многие дворянские роды Черкесии.
Христианские священники - шогени («шеуджен») и епископы («шехник»),
упоминаемые во многих адыгских сказаниях, принимали меры к распространению
христианства греческого обряда. Предание сохранило даже название места, где жил
первый епископ, пришедший из Греции. Оно находится недалеко от Нальчика и
называется «Лесистый курган». До нас дошли строки, прославлявшие священника,
обитавшего на «Лесистом кургане»:
Шехник наш защитник и воспитатель,
Шехник наш свет.
Он парит в воздухе, как земная птица,
Поднимается под облака
И видит творящих беззаконие.
Ребро его - не простая кость,
Но кость слоновая.
Воспитатель рассуждал о законе Божием…
И ангелы беседовали с мудрым старцем,
И благородный золотой крест сияет на его груди.
В те времена, как говорят сами черкесы, народ отличался набожностью, твердой
верой, и никто не клялся именем творца, считая это грехом. По свидетельствам писателей,
лиц, посетивших земли адыгов, они называли себя христианами, крестили детей по
достижению ими 18 лет. По тогдашнему обычаю в церковь ходили лишь 60-летние
старцы. Остальные же молодые и пожилые люди становились у входа. Это было связано с
тем, что черкесы жили грабежом и считали недопустимым входить в храм, пока не
оставят грабеж.
Ш. Ногмов так оценивает значение обращения адыгов в христианство: «Под
влиянием союза с Юстинианом, черкесское духовенство, проникшее в Кавказские горы,
внесло к нам миролюбивые занятия искусствами и просвещение. Христианская вера
процветала на Кавказских горах, будучи поддерживаема греческим духовенством,
заменявшим убывших епископов и священников новыми. От них произошли многие
дворянские роды».
Итак, согласно письменным и археологическим источником уже с IV в. после
легализации христианства в Римской империи, оно значительно усиливает свои позиции в
черноморских греческих колониях и вслед за этим начинает более успешно проникать в
среду горных народов Северного Кавказа.
Сюда был сослан святитель Иоанн Златоуст, который в 407 г. в г. Команы недалеко
от Сухуми обрел свою блаженную кончину. Территория, занятая адыгами, в духовном
отношении подчинялась 4 епархиям, епископы которых назначались Византией. В Зихии
эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе (Таматархия), Зихополисе и
Никополисе. В документах Цареградского собора 519 г. стоит подпись епископа
Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского собора встречается имя
Зихийского епископа Дамиана
10
Большое влияние на процесс христианизации Северного .
Кавказа в этот период начинает оказывать Грузия, которой удалось в церковном
отношении подчинить адыгов. VI Вселенский Собор подчинил Грузинскому
Патриаршему Престолу Осетию и Черкесию. В уставе императора Льва Мудрого (849-911
гг.) говорится о существовании Тмутараканской и Никопской архиепископий и
упоминается Аланская митрополия.
Вскоре греческое влияние на Северном Кавказе сменяется влиянием Русской
Православной Церкви, просветительская деятельность которой началась сразу после
крещения Руси. В это время греческие колонии у Керченского пролива объединились в
союз, именуемый Таматархией (Тмутараканью), с центром на Таманском полуострове. К
концу X в. греки уступают свое влияние в этом регионе русским. Князь Мстислав в 1022 г.
сооружает здесь храм во имя Пресвятой Богородицы, в память о победе над косожским
князем. Вместе с основанием Тмутараканского русского княжества на Северном Кавказе
возникла первая русская епархия, просуществовавшая около ста лет..