Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » казаки - историки, писатели, поэты, скульпторы, ра » Губенко, Олег Вячеславович – казак, воин, писатель, директор «ТОЛКС»


Губенко, Олег Вячеславович – казак, воин, писатель, директор «ТОЛКС»

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

И один в поле воин…//Губенко О.В. Записки ермоловца.
Фрагмент.

За время нашего нахождения в Чечне нам посчастливилось побывать в храме станицы Ассиновской, остатки казачьего населения которой изо всех сил держалось за свои родовые земли. Мы знали о том, что за пять лет, прошедших с 1991 года, когда рухнула страна и, фактически, вся система власти в ней, русское население станицы из большинства превратилось в меньшинство, и к 1996 году уже составляло не более четверти от общего количества жителей. Это ещё хорошо, если за имущество брошенные Москвой на произвол судьбы люди получали хоть какие-то мизерные деньги. Слишком много было случаев, когда людей просто убивали для того, чтобы в этот дом вселилась озлоблённая на весь мир, и на русских в особенности, чеченская семья из разбитых в пух и прах Самашек или Бамута...
  Организовывает поездку мой предшественник на должности командира взвода Владимир Зуев; отпрашиваемся у комбата.
  Нас собралось немного, человек двадцать тех, кто захотел помолиться в Ассиновском храме, и, собрав "гуманитарку", мы на "броне" выдвигаемся по направлению к станице.
  Дорога не длинная, не больше десяти километров от места расположения нашего батальона, и вскоре мы, проскочив мост через речку Асса, оказываемся на широкой станичной улице.
  Жители идут куда-то по своим делам, кто-то гонит скот, кто-то сидит возле дворов на лавочках или же на корточках. На фоне казачьих куреней чеченские лица...
  И мы понимаем, что из станицы безвозвратно уходит русская душа, которую несправедливо вытесняет совершенно иное, не присущее станичному миру, сообщество.
  На лицах наших казаков унылость и озлобление, руки крепко сжимают оружие, но мы ещё не понимаем, что скоро станем свидетелями чуда и очутимся на последнем рубеже православного мира, на островке, окружённом объятым бурей океаном, готовым этот клочок суши размыть и уничтожить.
  И действительно, зайдя на церковный двор, мы оказались в полярно ином мире, нежели тот, который видели ещё минуту назад. Храм гордо стоял посреди стихии бушующих за его стенами страстей, и, глядя на него, осознаю, что этот клочок земли, нас принявший, окружил нас невидимой стеной, оградив от всего, оставшегося извне.
  Подходим под благословение батюшки...
  Нас обступают женщины, и мы в их полных надежды и искренней радости глазах выглядим вестниками иной, далёкой от них Вселенной, которую они, не смотря ни на что, продолжают любить. Разговариваем с ними, стараемся приободрить. Они, в свою очередь, говорят о своих бедах, и повествование их, в большинстве случаев, звучит тихо и печально, лишённое каких-либо эмоций.
  Выгружаем "гуманитарку" - мешок муки, тушёнку, кое-что из мелочёвки.
  - Вы уж тут сами как-нибудь разберётесь, кому что...
  Одна из женщин в ответ вздыхает:
  - Да кому что раздавать? Всё русское в станице только в храме и собирается. Одно у нас пристанище...
  Заходим в храм, ставим свечки...
  По нашей просьбе батюшка начинает служить молебен, и мы окончательно отгораживаемся стеной древнего, устоявшегося подвигом праведников благочестия от всего ничтожного и низменного, оставшегося вне нашего нынешнего духовного пространства.
  Священник читает Евангелие, и Зуев, опустив голову, опускается на колени. Казаки, переглянувшись, следуют его примеру, и, положив автоматы на пол перед собой, отбивают земные поклоны.
  Делают это даже те бойцы, кто в своей жизни стоит довольно далеко от глубинного понимания православной жизни, но молитва в каждой душе зажигает огонёк надежды.
  Взирающие на нас лики Спасителя, Богородицы и святых, свет лампады, мерцание свечей, тихий голос батюшки окончательно втягивают нас в безразмерное пространство абсолютного Добра, отрывая от зла суетного мира...
  Подходим под благословение, целуем крест - молебен окончен.
  Мы прощаемся на церковном дворе со станичным священником, пожилыми казачками, и они глядят на нас, как на родных, с надеждой и мольбою:
  - Не бросайте нас... Храни вас Господь... Бога о вас молить будем, сердешные...
  Всё...
  Мы прощаемся не с ними, а сами с собой, полные гнева и отчаяния, понимая всю свою беспомощность, а они чувствовали наше смятение, но были выше всех человеческих страстей, уже прошедшие со смирением и любовью к Богу каждая свой отрезок Крестного пути...
  В любом эпизоде человеческой жизни есть определённая доля мистики, и искренняя молитва за нас людей нам не известных подтверждает то, что не всё в этом мире можно объяснить с точки зрения логики...
  Рассказывая о духовной помощи нам, ступившим на воинский путь, хочу с огромной ответственностью сделать утверждение и о незримом присутствии в человеческой судьбе не только живых людей, но и тех, кого давно уже в этом мире нет.
  Думаю, меня в какой- то степени поймут даже материалисты, не верящие в бессмертие души. Ведь для многих из нас святыней является память о жизни наших дедов и прадедов, пришедшейся на страшный двадцатый век. Мы с детства брали с них пример, на случаях из их боевых биографий строилось наше воспитание. Они оберегали нас от плохих поступков, поскольку в нашем юном сознании были олицетворением всех чистых человеческих качеств без капли изъяна, и нам было иногда просто стыдно сделать что-либо плохое. Ведь тот, кто был до меня, никогда, как я думал и верил, сделать такое не мог бы.
  У кавказских народов существует живая связь между живыми и давно умершими представителями рода, составляющими одно целое. Нередко случалось встречать горцев, даже не принадлежавших к княжеским родам, но хорошо ориентирующихся в своей родословной до восьмого, а то и ещё до более далёкого колена.
  Они сохраняют себя своей памятью, и память делает их частью огромной, уходящей корнями в землю, родовой системы, которая помогает им не только выжить, но и добиваться каких-либо ощутимых достижений в жизни.
  Система эта космична, но и, в то же время, чрезвычайно проста. Поминая предков, каждый человек разворачивает их взор к себе, и они, предстоя перед Всевышним, поминают о нас.
  Если это не происходит, мы оказываемся один на один с океаном личных и глобальных проблем, формируя безликую массу "Иванов", не помнящих (и не поминающих) родства...

… не раз остававшийся в живых вопреки всякой логике, я верю, что за меня, недостойного, крепко молились и те, кто живы, и те, кто когда-то давно погибли и умерли.
  Война являет собой совершенно алогичное проявление человеческого мира, и подойти к ней с точки зрения закономерной объяснимости не представляется возможным. Слишком много событий, произошедших в дни службы в Чечне не объяснимы, если посмотреть на них человеку, не лишённому здравого смысла, начиная исходить из того, что и сама война совершенно противоестественна для любого не лишённого морального фундамента рассудка.
  Логика бессильна там, где тяга к жизни толкает человека на смерть, и мы, прошедшие через это, и, вспоминая об этом, ловим в воспоминаниях прелесть тех страшных в своей понятной только нам красоте мгновений боя, в котором мы, вопреки всему, остались живы.
  И ловим себя, в который раз, на мысли, требующей объяснения тому, отчего кто-то из нас не вышел живым из атаки, а кто-то, бежавший рядом, остался невредимым...
  Я склоняю свою голову перед вами, ныне живущими - боевыми товарищами, любимыми и дорогими родственниками, неведомыми и незнакомыми людьми, помогавшими мне в бою или же своими руками, или же своей живой молитвой, взывая к Тому, Кто дарует нам вечную жизнь.
  И это ещё не все, кто стоит вместе с нами в едином строю...
  Подняв голову к ночному небу и посмотрев на звёзды, ты увидишь устремлённые на тебя глаза многих тысяч твоих предков, давно представших перед Господом, и по молитвам которых ты, не забывший о них, о Боге, и о Родине, обретаешь верных помощников и защитников на воинском пути, по которому они когда-то достойно прошли.
  И реально начинаешь осознавать, что и один в поле воин, когда понимаешь, что ты не один...
   Я склоняю свою голову перед вами, и молю Бога о спасении ваших душ в том мире, где вы пребываете, как и вы просили Господа спасти меня в мире этом...

0

2

Фондом ТОЛКС под редакцией его директора Губенко О.В., готовится к печати Терский сборник вып. 12 (предположительно, год издания 2024). Изюминкой этого выпуска будет впервые публикуемая рукопись Хутиева Г.С. с воспоминаниями о гражданской войне на Тереке. Рукопись выкуплена. В настоящее время, силами сотрудников фонда, производится ее расшифровка и подготовка к печати. Ознакомительные фрагменты рукописи публикуются в телеграмм-канале фонда t.me/tolks1909 .

0

3

Дорогие друзья! Терское общество любителей казачьей старины обращается ко всем, кто знает, что мы сообща уже не раз решали важные задачи – сохранение жизни и здоровья военнослужащих Российской Армии, мирных жителей прифронтовой территории, получивших ранение. Когда мы вместе с вами формировали первый гуманитарный груз, то главным в нём были аппараты Илизарова. И первая же поездка показала, что этого очень востребовано. Аппараты Илизарова нужны всегда, везде, в любом количестве. Наши постоянные точки – Республиканский травматологический центр в Донецке и госпиталь Министерства обороны России в Луганске. Плюс к этому мы шефствуем над санчастью одного из батальонов ВВ ДНР, и наполняем ее необходимыми медикаментами. 11 апреля мы объявили сбор средств для закупки необходимого подшефным медицинским учреждениям. Планка сбора – 450 тыс. рублей, из них 73750 рублей мы уже собрали. От каждого из нас в этой жизни зависит многое, и мы уже не раз общим делом показывали то, что умеем сообща решать большие задачи. Задача помощи раненым наиважнейшая… Деньги можно перечислить на карту Сбербанка 4279 6000 1027 7310 (Олег Вячеславович Г.) с обязательной припиской назначения платежа - «Медицина». Просим вас о репосте этого обращения. Слово поддержки - это такая же важная помочь, как и финансовая. Работаем!

0

4

Дорогие друзья! Терское общество любителей казачьей старины обращается ко всем, кто дорожит памятью о казачьей старине, и в этот раз посыл наш направлен в первую очередь к потомкам тех, кто дорожили казачьей волей, кто ходили в походы на турок и поляков под предводительством Богдана Хмельницкого и Ивана Сирко. Мы дорожим исторической памятью… Но и помним о том, что Запорожская Сечь – это не только ратные подвиги, это не только письмо турецкому султану, но и опыт молитвенной жизни старых запорожцев, доживающих свой век в монастырях. В память об их великой духовной силе, о связи запорожцев со святым Афоном и с учителями Иисусовой молитвы, для Терского общества любителей казачьей старины с великим смирением, с постом и молитвой написали большую икону (80 см на 100 см) с ликами последнего запорожского атамана святого праведного Петра Калнышевского и святого преподобного Паисия Величковского– учителя «умного делания». Они при жизни были знакомы, и вели духовную переписку… В этой иконе будет частица мощей праведного Петра Калнышевского, который провел в заточении в Соловецком монастыре 25 лет – с 1776 по 1801 год, и после освобождения остался там послушником. Умер он в 1803 году в возрасте 112 лет… 11 апреля мы объявили сбор средств в помощь монастырю, где эту икону писали. Это Иверский женский монастырь в Орске Оренбургской области, то место, где жители столкнулись недавно с бедой паводка, и кому монахини одними из первых оказывали необходимую помощь. Планка сбора – 100 тыс. рублей, из них 23000 рублей мы собрали за первые 3 дня. Братья казаки и сестры казачки, все те, кто не равнодушен к вопросу сохранения исторической памяти, вспомним о людях великого подвига и ратного, и духовного. Сохраним память о предках, значит не дадим казачьему миру потеряться в потёмках будущего. Деньги можно перечислить на карту Сбербанка 4279 6000 1027 7310 (Олег Вячеславович Г.) с обязательной припиской назначения платежа - «Икона». Просим вас о репосте этого обращения. Слово поддержки - это такая же важная помочь, как и финансовая. Доброе дело в дни Великого Поста имеет большую силу…

0

5

"С удовлетворением и без лишней скромности хочу засвидетельствовать то, что именно Терское общество любителей казачьей старины на протяжении последних восьми лет работало над вопросом признания всеми терскими казаками даты 17 апреля, как общеказачьей даты поминовения пострадавших в годы большевистского террора. Долгое время существовала альтернативная – «реестровая» дата 27 марта, и в этом году хоть и незначительно, но всплывали в Интернете картинки с обозначением этой даты, и тем не менее процесс концентрации всех на дате 17 апреля считаю успешно завершенным.
21 апр. 2024. О.В. Губенко, директор фонда ТОЛКС

0

6

Дорогие друзья!
Предлагаю вашему вниманию информацию о состоянии сбора гуманитарной помощи на сегодняшний день.
11 апреля мы объявили сбор для приобретения оборудования и лекарств для медицинских учреждений на территории ДНР-ЛНР. Напоминаю, что мы уже на постоянной основе оказываем посильную помощь Госпиталю Министерства обороны России в Луганске, Республиканскому травматологическому центру в Донецке, и санчасти одного из батальонов внутренних войск ДНР.
Что у нас за это время получилось, и что не получилось…
В первом видео присланный в наш адрес груз, в котором один большой аппарат Илизарова, два малых аппарата Илизарова, и аппарат остеосинтеза на общую сумму 200 тыс. рублей. Во втором видео отгруженный нашим поставщиком груз, в котором один большой аппарат Илизарова за 65 тыс. рублей, который мы оплатили, и аппарат остеосинтеза, который поставщик передает нам бесплатно, как собственный вклад в общее дело. Итак, один аппарат остеосинтеза, один большой аппарат, и один малый аппарат Илизарова будут переданы нами Донецкой травматологии, такой же груз адресован Луганскому госпиталю. Остается санчасть, которая просит помочь им лекарствами. И, если вы помните, мы хотели включить в нашу акцию приобретение аппарата вакуумной терапии, но оказалось, что это не простая задача. Есть пути решения её, но на это потребуется время, поэтому с этим прибором мы пока повременим.
За неполный месяц сделали свой взнос 76 жертвователей, общая сумма сбора составила 268250 рублей, что и позволило нам закупить вышеприведенный перечень. Мы благодарны всем, кто поддержал нас в этом деле! В нашей команде:
1. Аверьянов Алексей Николаевич - 1000
2. Азарова Ирина Николаевна - 1000
3. Андросович Федор Николаевич – 500
4. Б. Ирина Павловна – 1500
5. Бочаров Андрей Викторович – 2000
6. Брызгалова Ирина Генриховна - 6000
7. Бугера Юрий Васильевич – 1500
8. Буторин Геннадий Валерьевич – 1000
9. Бухтияров Александр Михайлович – 1000
10. В. Татьяна Васильевна – 1000
11. Гагин Александр Александрович – 10000
12. Глухов Олег Васильевич – 3500
13. Голдин Петр Федорович - 1000
14. Горелов Михаил Валентинович – 1000
15. Гребенькова Наталья Александровна – 3000
16. Громов Герман Владимирович – 3000
17. Губенко Вера Алексеевна - 3000
18. Гурьянов Владимир Михайлович – 9000
19. Демидов Дмитрий Павлович - 3000
20. Е. Александр Васильевич – 500
21. Ершова Татьяна Михайловна – 2000
22. Захаров Анатолий Яковлевич – 2000
23. Зубов Леонид Игоревич - 3000
24. Зубов Юрий Витальевич – 2000
25. Зуев Андрей Владимирович - 40000
26. иерей Кирилл Чемодуров – 3000
27. Иорданов Георгий Яковлевич - 1000
28. К. Галина Александровна – 5000
29. Казакова Виктория Валерьевна – 1000
30. Карпов Александр Геннадьевич – 1500
31. Клевцов Александр Викторович - 1000
32. Колиева Оксана Ильинична – 1000
33. Котов Артём Александрович - 3000
34. Лазарев Олег Львович – 5000
35. Лаптинов Максим Владимирович – 1000
36. Литус Марина Сергеевна - 1000
37. Лукьяненко Виктор Владимирович – 3000
38. Лысенко Юлия Михайловна - 1000
39. Макарьев Григорий Алексеевич – 1500
40. Матеркин Михаил Владимирович – 1000
41. Медяник Анджела Григорьевна – 2000
42. Минераловодское городское казачье общество - 10000
43. Мысников Сергей Андреевич - 1000
44. Неваленная Елена Владимировна – 3000
45. Неваленный Андрей Владимирович – 10000
46. Неваленный Иван Владимирович - 1000
47. Неизвестная – 3000
48. Немченко Сергей Гариевич - 1000
49. Олейников Юрий Павлович – 5000
50. Орлов Олег Григорьевич – 1000
51. Особый курень МГКО – 1250
52. П. Лариса Николаевна – 500
53. Павелко Андрей Юрьевич – 1000
54. Полумискова Екатерина Петровна – 2000
55. Попов Дмитрий Дмитриевич - 5000
56. Попов Феохарий Валерианович - 1000
57. Прокофьев Сергей Николаевич – 2000
58. Радунь Алексей Владимирович – 8000
59. Ромащенко Михаил Геннадьевич - 1000
60. С. Галина Фёдоровна – 1000
61. С. Татьяна Николаевна – 2000
62. Савченко Павел Никитич – 5000
63. Сергиенко Вячеслав Станиславович - 15000
64. Синицын Александр Владимирович – 2000
65. Соловьев Владимир Иванович – 1000
66. Степашкин Виктор Николаевич – 10000
67. Сушкова Ольга Николаевна – 2500
68. Талантов Сергей Вадимович – 5000
69. Тихомирова Марина Викторовна – 2000
70. Федяев Александр Владимирович - 10000
71. Филатова Татьяна Анатольевна – 1000
72. Фоменко Роман Сергеевич - 2000
73. Хорунженко Юрий Николаевич – 2500
74. ЧОП «Альфа-групп» - 5000
75. Щеткин Евгений Михайлович - 10000
76. Яковлев Руслан Сергеевич – 1000
Дело осталось за малым, нам предстоит собрать еще 150 тыс. рублей для приобретения медикаментов, необходимых батальонной санчасти.
Большая часть пути пройдена!
Мы надеемся на то, что мы сможем с вашей помощью достойно пройти остаток этого пути.
Нашу помощь ждут! В нашей помощи нуждаются…
Деньги можно перечислить на карту Сбербанка 4279 6000 1027 7310 (Олег Вячеславович Г.) с обязательной припиской назначения платежа - «Медицина».
Будем благодарны, если сможете сделать репост этого обращения. Слово поддержки - это такая же важная помощь, как и финансовая.
Мы смогли уже не раз сделать это раньше, и я верю, что у нас и сейчас получится справиться с этой задачей…
8 мая 2024. Директор фонда ТОЛКС Губенко О.В.

0

7

Сунженские казаки Котельниковы
Станицы Слепцовской, Михайловской, Нестеровской…
На Сунже Котельниковы появились в 1846 году в числе 85 семей донских казаков, переселенных из разных станиц на Кавказскую линию.
Котельников Иван, казак станицы Слепцовской, награжден Георгиевским крестом в разгар Кавказской войны – в 1851 году.
Котельников Николай Иванович в списке награжденных Георгием 4-й степени за подвиги в войне с Турцией 1877-78 гг.
В списке пропавших без вести 26 января 1945 года сунженский казак Котельников Александр Дмитриевич.
Уроженец станицы Слепцовской настоятель Покровской церкви города Дербента протоиерей Николай Михайлович Котельников был убит террористами 23 июня 2024 года.
Вечная память…
Губенко О.В., директор фонда ТОЛКС

0

8

львович написал(а):

Фондом ТОЛКС под редакцией его директора Губенко О.В., готовится к печати Терский сборник вып. 12 (предположительно, год издания 2024). Изюминкой этого выпуска будет впервые публикуемая рукопись Хутиева Г.С. с воспоминаниями о гражданской войне на Тереке. Рукопись выкуплена. В настоящее время, силами сотрудников фонда, производится ее расшифровка и подготовка к печати.

Ниже приводится содержание 12-го тома Терского сборника, 600 с. Цена по подписке 650 р. Остатки тиража будут продаваться по 800 р. Издание книги планируется в конце сентября 2024. Все желающие осуществить предзаказ, пишите лично Олегу Вячеславовичу Губенко,
tolks2015@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ
О.В. Губенко. От редактора …………………………………………………
Ф.С. Киреев. Терская Вандея глазами начальника войскового штаба ……………
С.Н. Савенко. На грани человеческого естества… ……………..……………
Ю.С. Пыльцын. Терское казачество в 1920 году ……………………………
Г.С. ХУТИЕВ. ВОСПОМИНАНИЯ.
Воспоминания о готовящихся и осуществленных десантах
на Черном море во время Мировой войны …….……………………………………….
На Тереке в 1917 и 1918 гг. Борьба казаков с красными 
Краткий обзор положения в Терской области до революции …………………...
Время от начала революции до признания советской власти …………………..
1918 год. Борьба до вооруженного восстания ……………………………………..
Под советской властью ………….……………………………………………………...
Вооруженная борьба терских казаков с большевиками
в первой половине 1918 года …………………………………………………………....
Силы и средства у казаков ……………………………………………………………..
Силы и средства у советской власти ……………………………………………….
Подготовка казаков к борьбе …………………………………………………………
Вооруженное восстание казаков Пятигорского отдела
района Георгиевска (Александрийское восстание)………………………………..
Выступление казаков в районе Моздока (Моздокское восстание)  …………..
Вооруженное выступление станицы Прохладной
против советской власти ……………………………………………………………. 
На территории восставших терских казаков
Моздокский Казачье-Крестьянский съезд.
Казачье-Крестьянский совет ………………………………………………………….
Терский Казачье-Крестьянский совет ………………………………………………
На Тереке в 1918 году. Борьба терских казаков с большевиками
Прохладненский фронт …………………………………………………………………..
Крушение Прохладненского фронта ………………………………………………….
Государственское направление ………………………………………………………..
Курский фронт ……………………………………………………………………………
Вознесенское направление ………………………………………………………………
Кизлярский фронт ………………………………………………………………………..
Грозненский фронт ……………………………………………………………………….
Борьба казаков с большевиками на Грозненском фронте ……………………….
Борьба во Владикавказском районе ………………………………..………………….
Борьба казаков района станицы Сунженской ……………………………………..
Владикавказский фронт …………………………………………………………………
Сунженская линия. Слепцовский и Самашкинский фронты ……………………
Борьба в районе Пятигорска. Боргустанский фронт ……………………………
Агония борьбы казаков ………………………………………………………………….
Терцы за пределами своей территории
в ожидании новой борьбы с красными насильниками.
Терский отряд генерала Колесникова в Дагестане ……………………………….
Отход терских казаков на Кубань в Добровольческую армию ………………….
Отход в Грузию по пути на Кубань …………………………………………………..
Отход казаков Пятигорского района на Кубань в
Добровольческую армию …………………………………………………………………
Терцы на Кубани …………………………………………………………………………..
Терцы у себя под советской властью …………………………………………………
На Тереке в 1919-1920 годах ……………………………………………………………….
Несколько дней в Северо-Кавказских горских войсках ………………………..
Работа терцев в печальные дни катастрофы Вооруженных сил
Юга России в 1920 г. ………………………………………………………………………….
Десант на Кубань ……………………………………………………………………………...
Заднепровская операция …………………………………………………………………….
Операция против конницы Буденного ………………………………………………….
Потери 1-го Терского полка в период с 27.05.1920 г. по 20.10.1920 г. ……………
ПРИЛОЖЕНИЯ 
Кисловодская чрезвычайка …………………………………………………………….
О событиях Гражданской войны в письмах и рукописях участников
Письмо ген.-майора Л.Ф. Бичерахова
ген.-майору Б.П. Лазареву …………………………………………………………………
Доклад командира 2-й Терской конной бригады
1-й Терской дивизии В.И. Старицкого о восстании на Кубани
в период с 7 июня 1920 года по 1 октября того же года …………………………
Открытое письмо ген.-лейтенанта М.А. Фостикова
ген.-майору В.И. Старицкому …………………………………………………………..
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК …………………………………………

0

9

Мы пытаемся разгадать загадки истории многовековой давности, но есть загадки из недалёкого прошлого, которые не менее сложные.
До 1917 года у Терского войска гимна не было. В эмиграции в казачьей прессе писали, что терские казаки своим гимном считают древнюю песню "Ой, да не из тучушки".
"Между серыми камнями" - усеченный вариант стихотворения Николая Александровича Караулова - стал гимном в начале 90-х годов. Кто может подсказать, чья это была инициатива?
О.В. Губенко, директор фонда ТОЛКС.

0

10

7-8 дек. 2024 г. в г. Минеральные воды под эгидой Фонда «Терское общество любителей казачьей старины» состоялась 3-я научно-практическая конференция «Казачий мир в условиях социальных и политических трансформаций XVI-XXI вв.», посвященной памяти профессора СКФУ Татьяны Александровны Невской.

Андрей Дюкарев для «Новой газеты Кубани» взял интервью у двух её участников:

Ю.Ю. Клычников, доктор исторических наук, профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» (г. Пятигорск), специалист по истории Северного Кавказа;

О.В. Губенко, директор Фонда «Терское общество любителей казачьей старины».

В этих интервью просматриваются оценки так называемого возрождения и концептуальные подходы к дальнейшему развития современного казачества. В чем-то они противоположны.

О возрождении.

ЮК: Мы помним, что происходило в 1990-е годы — крушение нашей государственности, политическая турбулентность, социальные и экономические проблемы, культурно-нравственный кризис. И в этих обстоятельствах казачество, казачий образ жизни были для многих моделью выживания, попыткой выстоять в захлестнувшем нашу страну хаосе с помощью исторического опыта казачьей самоорганизации. И казачество в итоге достойно проявило себя в этой экстремальной ситуации, способствовало становлению новой российской государственности. А затем накал борьбы, связанный с вопросом выживания, пошел на спад. Невозможно постоянно предпринимать некие сверхусилия, тем более что ситуация в обществе отчасти стабилизировалась. Жизнь казачества сделалась более размеренной, и это нормально и закономерно.

ОГ.: Казачьего возрождения не произошло… Все те цели и задачи, которые определялись тогдашним казачьим миром, не реализованы на сегодняшний день, ни один из пунктов. Единственное что можно отметить на сегодняшний день, — идет трансформация всех тех идей в иное русло…

О дальнейших путях:

ЮК: Казачество — живой организм, оно живет, подстраивается к вызовам времени. Поэтому ждать от сегодняшних казаков, что они будут калькировать поведение и опыт своих предков, наверное, неправильно. Мир меняется, и казачество меняется вместе с этим миром. Поэтому, по-видимому, речь должна идти не столько о возрождении казачества, сколько о современной жизни казачества, его адаптации к новым историческим обстоятельствам.

ОГ: … мы пытаемся в практических плоскостях решить вопросы, связанные с восстановлением и возрождением тех или иных форм казачьей жизни и хозяйствования.
... Мы взяли казаков, живущих на земле, которые создают своими руками этот пронизанный архаикой, традиционный свой микромир.
… Мы показываем не просто на словах, на картинках, каких-то наглядных материалах, как жили казаки раньше. Мы это пропагандируем, мы это двигаем, и мы видим результат.
В выстраивании сегодняшней повестки дня мы должны идти в общей связке: научный мир, казачий мир и государственная муниципальная власть. Слышать друг друга, не жить сказками, корректировать свою деятельность с учетом всех факторов. Должен быть социальной заказ от самих казачьих сил и грамотная консультация со стороны научного мира. Вот тогда государственная власть будет действовать в рамках тех формул истинного возрождения. И я думаю, только в этом случае будет успех.

Вспоминается статья М. Кутузова: Казачество: новая парадигма развития (1998).
"Очевидно, такая парадигма должна определяться перспективами участия казачества в формировании политической нации в России. Это возможно лишь в том случае, если собственные интересы казачества будут выражены как составляющая интересов нации — и эта составляющая будет выработана через компромисс казаков и не казаков внутри одной страны. Необходимость такого действия очевидна— поскольку у существующей казачьей политики перспектив нет, а накопленная энергия будет искать выход.
Для осуществления этой парадигмы необходима новая казачья элита — прежде всего казаки, состоявшиеся в бизнесе, политике, науке, культуре. Новая элита — это люди практические, для которых здравый смысл и национальный интерес совместимы по вектору. Следует понимать, что такая элита должна формироваться не по признаку принадлежности к тем или иным казачьим формированиям, общественным организациям и прочему. Речь должна идти о понимании будущего казачества, о его перспективе в российской политике , о его социокультурной функции, а не государственной надобности. Возрождение сословия в демократической федерации невозможно по принципу, так что любые попытки создания «государственной службы казачества» — суть попытки бесперспективные. Но с другой стороны — ценность самоидентификации, личностного и общественного самоутверждения, воссоздания казачьей ментальности (по Е.В. Островскому) — все это дает шанс казачеству определить себя в близкой перспективе.
… развитие казачества как составляющей российской политической нации должно определиться как ставка новой элиты: элита должна подписаться под ним своими именами. Очевидно, такие люди должны найтись — и с их появлением можно говорить о реальности нового политического курса государства в отношении казачества".

Более 25 лет прошло, а концепция так и не наполнена ясной конкретикой. Казачий мир, по-прежнему,  блуждает в потёмках.

0

11

«Делай, что должно, и будь что будет!»
Эту формулу высказал в годы седой древности Марк Аврелий, и вторили ему на протяжении сотен лет воины, правители и философы.
Эта фраза была девизом и смыслом жизни для многих, пытаемся следовать этому правилу и мы.
Без Терека Терского казачьего войска не станет. Оно превратится по факту в Ставропольско-Подкумское.
Наша сила и вдохновение, радость и скорбь там, где несется поток Терека Горыныча, объединяя точки исторической памяти в одно целое.
Одной из знаковых для нас точек является станица Наурская, место особенное, являющееся общеказачьим достоянием.
Мы должны быть там…
24 июня, в день 251-й годовщины исторической обороны казачками этой станицы, состоится Божественная литургия и молитвенное обращение к апостолам Варфаломею и Варнаве, чья память в день этот совершается.
Во время оное они вышли из утреннего тумана, верхом на конях, и вдохновили обороняющихся на неравный бой, ставший блестящей победой.
Храм Рождества Христова станицы Наурской в 9-00 24 июня ждёт всех желающих соборно помолиться.
Не ждите письменного указания, приказа или распоряжения.
Слушайте своё сердце.
И если оно открыто для молитвы и памяти о героических предках, по возможности отложите свои попечения, соберитесь с мыслями и чувствами, и движимые верой езжайте туда, где будут распахнуты двери храма, где будут ждать нас священники, казаки и казачки.
И святые апостолы Варфаломей и Варнава, которые уже однажды помогли отстоять славную Наурскую станицу…
О.В.Губенко

0

12

https://upforme.ru/uploads/0009/30/38/422/t608362.jpg
https://upforme.ru/uploads/0009/30/38/422/t683479.jpg
https://upforme.ru/uploads/0009/30/38/422/t659386.jpg
https://upforme.ru/uploads/0009/30/38/422/t93130.jpg
Храм Рождества Христова в ст. Наурской. 24 июня 2025. Фото О.В. Губенко.

Отредактировано львович (2025-06-27 06:07:49)

0

13

Всякий ручеек ищет путь к большой реке. И всякая большая река состоит из сотен ручейков, соединяющихся воедино.
Так и наш ручеек, пробившись родником сквозь камни, устремился к руслу большой, древней и полноводной реки, питающей человеческие души верой Истины...
О проблемах казачьего мира говорится часто и густо.
Мы пытаемся найти выход в своей казачьей жизни, мыкаясь в темноте, выискивая двери и смыслы, сетуя на неудачи.
А может быть всё намного проще, и темноты вовсе нет?
И надо просто открыть глаза…
В день 251-й годовщины обороны казачками станицы Наурской в храме Рождества Христова собралось немного тех, кто приняли решение соединиться в общей молитве – чуть более пятидесяти человек, но это малое стадо Христово показало путь к пониманию сути казачьей традиции славить доблестных казачек в тот день, когда церковь славит апостолов Варфоломея и Варнаву.
И никак иначе.
Это неразрывно. Как и неразрывны были силы небесные и земные в Наурской обороне в 1774 году. И в этом понимании и есть ключ к смыслу казачьей традиции. Без этого ключа всё, что мы не предпринимали бы, даже с искренними намерениями, будет выглядеть красивым телом, лишенным души.
В полноте праздника прошла большая, размеренная служба, в которой были казаки и казачки, причастившиеся Святых Христовых Таин.
Собрала нас вместе и добрая трапеза, предложенная по окончании службы отцом Павлом.
Было прикосновение и к дыханию Терека Горыныча.
Никакого изъяна, ничего лишнего.
Праздник подарил нам душевное тепло, которое держится устойчиво до сих пор…
25.06.2025. О.В. Губенко
https://t.me/tolks1909/1859

0

14

Фонд "Терское общество любителей казачьей старины" планирует выпустить собрание сочинений Фёдора Ивановича Елисеева в пяти томах в 2025-2028 гг. Планируемый тираж 1000 экз. (будет зависеть от количества предварительных заявок. Предварительные заявки принимаются на e-mail: tolks2015@mail.ru). Цена на книги будет минимальна: не делается ценовая надбавка (проект не коммерческий!), коллектив работает без гонораров Христа ради, полиграфия качественная , но не дорогая. "Елисеевский" совет состоит из 8 авторитетных участников: Громов Владимир Прокофьевич, Фадюхин Андрей Владимирович, Матвеев Олег Владимирович, Киреев Феликс Сергеевич, Пыльцын Юрий Сергеевич,  Христосова Елена Владимировна, Вертяев Дмитрий Сергеевич, Губенко Олег Вячеславович. Работа по формированию 1-го тома начата. Принимается волонтёрская помощь по набору текста.
Более подробно см. https://t.me/tolks1909/1990

0

15

Меня иногда спрашивают, почему я говорю в большей степени о казаках-белогвардейцах, и практически ничего о красных казаках.
Это моя позиция.
Однако же я стараюсь относиться объективно к процессам истории, и к личностям, этот процесс наполняющим, и в независимости от их политического выбора в далёком прошлом пытаюсь в некоторых из них разглядеть черты, присущие великим.
Одним из таких великих личностей казачьей истории является Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Михайлович Карбышев, которому сегодня исполняется 145 лет со дня рождения.
В нашем музее есть его портрет, и на каждой экскурсии я с гордостью и с трепетом в отношении его подвига рассказываю о нем. Ниже предлагаю вашему вниманию рассказ о его воинской деятельности до 1917 года.
Он был героем всегда...
✍Дмитрий Михайлович Карбышев родился 14 (26) октября 1880 г. в Омске. Его отец был военным чиновником, потомственным дворянином, происходившим из сибирских казаков, участвовал в Крымской войне. Мать принадлежала к богатому купечеству.
У Дмитрия, самого младшего в семье, были две сестры и три брата. За участие в революционном движении в 1887 г. брата Владимира отчислили из Казанского университета, подвергли тюремному заключению и ссылке. В доме Карбышевых произвели обыск, над семьей установили негласный надзор полиции.
В 1891 г. Дмитрий, с детства любивший играть в войну и строить крепости, поступил в Сибирский кадетский корпус, здание которого находилось в нескольких кварталах от родительского дома. Карбышев, как неблагонадежный, оказался единственным кадетом, которому не предоставлялось право жить в корпусе и учиться за казенный счет. Он пишет в автобиографии (1938 г.): «…В виде исключения один учился на свой счет, хотя мать овдовела и не имела средств к жизни». Дмитрий, обладавший превосходной памятью, отличными способностями и трудолюбием, сразу попал в число лучших учеников. Он окончил кадетский корпус по первому разряду. Юношу наградили похвальным листом и памятным подарком – красочно оформленной книгой-альбомом «Япония и японцы». Кто тогда мог предположить, что в недалеком будущем Карбышеву придется встретиться с японцами на поле боя.
В 1898 г. Дмитрий поступил в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге, которое размещалось в бывшем императорском дворце Павла I – Михайловском (Инженерном) замке. Кроме теоретических и общеобразовательных предметов в училище преподавались фортификация, подрывное и минное дело, военные сообщения, средства связи. Летом 1900 г. Карбышев окончил училище по первому разряду. При выпуске он получил чин подпоручика и назначение начальником кабельного отделения телеграфной роты в Восточно-Сибирский саперный батальон, дислоцированный под Владивостоком. В 1903 г. Дмитрия Михайловича произвели в поручики.
🖋Война с Японией застала Карбышева на Дальнем Востоке. Вместе с батальоном он отправился в Маньчжурию и в составе 1-го Сибирского армейского корпуса участвовал в боях под Ляояном, на реке Шахэ, у Сандепу, под Мукденом: строил укрепленные позиции, наводил мосты, обеспечивал связь. За отличие в июне 1904 г. он получил свою первую награду – орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В послужном списке Карбышева, ныне хранящимся в Российском государственном военно-историческом архиве, описан этот боевой эпизод: «4 июня 1904 г. Командирован для связи с Порт-Артуром, где, будучи отрезан неприятелем, собрал казачьи посты, отступил и присоединился к батальону» (Карбышев вывел из окружения 60 военнослужащих). За участие в русско-японской войне Карбышев был награжден еще четырьмя орденами: Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом (4 ноября 1904 г.), Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом (2 января 1905 г.), Св. Станислава 2-й степени с мечами (20 февраля 1905 г.), орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».
💬При этом кавалер пяти боевых орденов едва не попал под военный трибунал. Карбышев так напишет об этом в автобиографии: «В 1906 г. я ушел с военной службы в запас. Причина – нежелание служить в царской армии. Поводом послужило предъявленное мне обвинение в агитации среди солдат, за что я привлекался к суду общества офицеров». Из-за неудачных попыток устроиться на гражданскую службу около года Дмитрий Михайлович работал частным образом простым чертежником во Владивостоке (по воспоминаниям одного из товарищей, Карбышев отличался «исключительным умением выполнять чертежи»). Затем вернулся в армию, командовал ротой во вновь сформированном Владивостокском крепостном саперном батальоне.
🖋В 1908 г. штабс-капитан Карбышев поступает в Николаевскую инженерную академию в Санкт-Петербурге, сдав в течение 25 дней 23 экзамена, среди которых – алгебра, тригонометрия, дифференциальное исчисление, военные сообщения, долговременная и полевая фортификация, минное искусство, статика сооружений, атака и оборона крепостей. Средняя оценка по всем дисциплинам составила у него 10,92 балла (из 12 возможных) – второй результат среди 30 поступивших.
🖋В 1911 г. состоялся выпуск из академии. На экзамене по фортификации Карбышев представил дипломный проект крепости и форта, который председатель экзаменационной комиссии профессор К. И. Величко (автор проекта крепости Порт-Артур) признал лучшим и присудил Дмитрию Михайловичу премию имени генерал-лейтенанта Р. И. Кондратенко (276 рублей). Средний балл Карбышева по главным для военного инженера предметам составил 11,54, по вспомогательным – 11,63. Это был лучший результат на курсе.
По окончании академии Дмитрию Михайловичу присвоили звание военного инженера и произвели в следующий офицерский чин – капитана. Как лучший выпускник он получил право выбора места дальнейшей службы отдал предпочтение Севастопольской крепости. Но в том же году приказом по Военно-инженерному ведомству Карбышева перевели в распоряжение начальника инженеров Варшавского военного округа. Новым местом его службы был определен город Брест-Литовск, где велась реконструкция одноименной крепости, растянувшаяся на десять лет. Младшему производителю работ хозяйственного комитета при Брест-Литовском крепостном инженерном управлении капитану Карбышеву поручили реконструкцию форта № 7. Он поселился у самого форта, чтобы не терять время на поездки. Для удобства передвижения купил себе велосипед.
🖋В августе 1914 г. началась Первая мировая война. А в ноябре Карбышева по его личной просьбе направили на Юго-Западный фронт, где он оказался под начальством своего бывшего учителя по Николаевской академии генерала Величко.
С декабря Дмитрий Михайлович находится на полях сражений. В 1915 г. в ходе кровопролитных боевых действий в Карпатах он «участвовал в боях 16, 17 и 18 января по обороне позиций на Бескидских перевалах и в боях у с. Пухло с частями 72-й и 69-й пехотных дивизий и 22-го армейского корпуса». Карбышев участвовал в осаде австрийской крепости Перемышль. 6 марта 1915 г. во время одной из вылазок неприятеля он во главе свободной роты саперов атаковал австрийцев и помог отбросить их обратно в крепость. В сражении Дмитрий Михайлович был ранен: пуля попала в ногу ниже колена, слегка повредив сухожилия, но не задев кости. После ранения он находился на излечении в полевом подвижном лазарете Одесской Касперовской общины Красного Креста № 2, а 13 июня 1915 г., согласно высочайшему приказу о военных чинах, исполняющий должность штаб-офицера для поручений инженерного управления 11-й армии капитан Карбышев был награжден орденом Св. Анны 2-й степени с мечами.
🖋В мае 1915 г. он вернулся в строй и был командирован генералом Величко в район боевых действий в Раву-Русскую. Всю осень 1915 г. и весну 1916 г. Дмитрий Михайлович провел на строительстве Киевского тылового оборонительного рубежа. Весной 1916 г. за боевое отличие его произвели в подполковники.
После вступления в войну Румынии (август 1916 г.) 8-ю армию, в которой находился Карбышев, перебросили на новый театр военных действий – на Румынский фронт, в Карпаты. Здесь он встретил известие о Февральской революции в России. Весной 1917 г. Дмитрий Михайлович принял присягу на верность Временному правительству. К сентябрю 1917 г. Карбышев занимал должность штаб-офицера, выполнявшего поручения инженерного управления 11-й армии.
☝В армии императорской России Карбышев прослужил 19 лет. За это время он прошел путь от юнкера до подполковника, старшего производителя работ управления начальника инженеров 8-й армии.
Ю.С. Рябцев, к.и.н., Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА)

0

16

https://upforme.ru/uploads/0009/30/38/422/t633831.jpg
https://t.me/tolks1909/2158
Его помнят, как героя, во Франции.
Его должны помнить и мы.
Немцы называли его "воздушный казак Вердена", потому что он был одним из великих летчиков-асов Первой мировой войны.
Родился Виктор Георгиевич Федоров в городе Верный 11 ноября 1885 года в семье надворного советника и сибирской казачки. Из-за политических убеждений в 1908 году эмигрировал во Францию. В 1914 году вступил добровольцем в Иностранный легион, был ранен. В 1916 году закончил авиашколу, и под Верденом за 16 дней в 9-ти воздушных боях сбил 8 немецких аэропланов. За время войны побед было немало, как и ран, но неудачей обернулся последний его вылет, совершенный за 4 дня до своего дня рождения и окончания войны. Самолёт был сбит немцами, и Федоров попал в плен. Вернулся во Францию нескоро, разбитым болезнью. Умер в 1922 году, похоронен на кладбище города Сен-Клу.

0


Вы здесь » Гребенские казаки » казаки - историки, писатели, поэты, скульпторы, ра » Губенко, Олег Вячеславович – казак, воин, писатель, директор «ТОЛКС»


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно