О.В. Матвеев (г. Краснодар)
ИЗ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Т.Т. РОГОЖИНА // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы одиннадцатой международной кубанско-терской научно-практической конференции. Армавир, 2018
В изучении традиционной культуры терского казачества важное значение имели дореволюционные статистико-этнографические описания, подготовленные станичными учителями по специальной программе Кавказского учебного округа. Эта программа, разработанная и опубликованная в 1881 г. в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК), предоставила местным школьным педагогам необходимый исследовательский инструментарий для сбора фольклорно-этнографических сведений, поддерживала «духовную деятельность начальных учителей», «тружеников, обязанных иногда многие годы оставаться в
среде сельских обществ» [1]. В результате мы имеем замечательные образцы этнографического краеведения терских станиц, связанные с именами дореволюционных собирателей Е.Н. Бутовой, П.А. Вострикова, В.В. Кикота, В.Н. Пятирублева и др. Достойное место в этом ряду вполне мог бы занять забытый сегодня учитель и краевед станицы Червленой Т.Т. Рогожин.
Фамилия Рогожиных в Червленой относится к числу старожильческих. Будущий учитель появился на свет 25 февраля 1860 г. в семье сотника Терского казачьего войска Трофима Евтеевича Рогожина. В 1880 г. Тарас Рогожин окончил Закавказскую учительскую семинарию, был назначен учителем в училище ст. Горячеводской, затем в слободу Воздвиженскую, а 26 августа 1882 г. перемещен в ст. Петропавловскую. 11 августа 1884 г. Тарас Трофимович добился назначения учителем в родную станицу [2].
С преобразованием в 1893 г. одноклассного училища в двухклассное Т.Т. Рогожин становится его заведующим. За заслуги в деле народного просвещения он был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на Александровской ленте, 18 марта 1893 г. произведен в чин коллежского регистратора. Попечитель Кавказского учебного округа в начале 1894 г. объявил благодарность «заведываюшему училищем Т.Т. Рогожину «за заботы по преобразованию Червленого одноклассного училища в двухклассное и за принятые им меры к материальному обеспечению сего училища» [3].
Помимо собственно преподавания и руководства училищем Т.Т. Рогожин наблюдает, записывает фольклорно-этнографический материал. В своей работе о верованиях ст. Червленой он писал, что много расспрашивал старожилов станиц Червленой, Щедринской, Новогладковской, Старогладковской, Курдюковской и Каргалинской. Итоги своих краеведческих разысканий он послал в Управление Кавказского учебного округа.
В 1889 г. увидел свет VIII выпуск СМОМПК, где были опубликованы описания хозяйственных промыслов Кубанской и Терской областей, выполненные станичными учителями. Очерк по станице Червленой написал Тарас Трофимович. Он привел статистические сведения о численном, национальном и конфессиональном составе населения Червленой: «5125 чел. (2467 м., 2658 ж.): русских – 2445 м. и 2630 ж.; армян – 3 м. и 2 ж.; евреев – 19 м. и 26 ж. Станица занимает около двух квадратных верст; населена Гребенскими казаками старообрядческого толка; основана в 1711 году» [4]. Т.Т. Рогожин рассказал о качестве почвы, урожайности зерновых и овощей. Песчаная почва, трудности с орошением сказывались на том, что урожай хлеба «скудно вознаграждает здесь земледельца, и большая часть населения питается покупным хлебом, в особенности белым».
В числе причин неразвитости скотоводства автор называет «хищничество туземного населения», а также частый падеж скота. «В последнем, – отмечал Т.Т. Рогожин, – сами жители значительно виноваты: для водопоя скота на краю станицы устроен пруд, наполняемый в летнее время водой из Терека, но они этой воды никогда не спускают и не обновляют, отчего вода в пруде зеленая, вонючая. К тому же в этот пруд зимою сваливается всякий навоз, который весною заражает воду; наконец, больной скот не отделяется от здорового; "павшая" животина не зарывается, а выбрасывается на окраину станицы после снятия с неё кожи» [5].
Поэтому жители станицы переключили своё внимание на занятия виноделием, которое – «один из самых главных источников благосостояния местных жителей, более 330 десят. земли, поросшей когда-то лесом, терном и покрытый болотами, солончаками, червлёнцы обработали под виноградники». Тем не менее вина в станице Червленой были неважными: «они от легкого действия летних жаров принимают неприятный запах, вкус уксуса, покрываются обильною плесенью и делаются негодными к употреблению» [6].
Большинство станичников были не в состоянии приобрести винодельческое оборудование, поэтому перед сбором винограда брали бочки напрокат у местных евреев по 2 руб. за штуку. Другие, считая это невыгодным, сдавали после снятия урожая виноград на винные заводы «в таком огромном количестве, что заводчики, по общему между собою соглашению, при отсутствии конкурентов устанавливают такую низкую цену, которая нисколько не может вознаградить и одних трудов казака» [7].
Т.Т. Рогожин уделил значительное внимание технологии изготовления и хранения вина. О погребах и подвалах червлёнцы «мало кто имеет понятие», вместо них устраивали плетеные сараи. Но эти сараи мало годятся для хранения вина: «в осеннее и зимнее время они очень сыры, и находящиеся в них бочки с вином покрываются плесенью, обручи же сгнивают, лопаются, и, иногда, так внезапно, что вдруг губят все вино. В летнее время в сараях бывает такая сухость, что много вина испаряется: ввиду этого сараи для сохранения вина иногда устраиваются в местах болотистых, вообще сырых, в соседстве с гниющим навозом. Печально, что в зимнее время в них сберегают помимо вина уксус и разные съестные припасы, как-то: квашеную капусту, огурцы, арбузы и другие овощи, а подчас загоняют туда и телят, не сознавая, что все это наносит большой вред вину».
В статье приведены также краткие статистические сведения о рыболовстве червлёнских казаков на Тереке. Сам Тарас Трофимович, судя по его послужному списку, был православным, однако испытывал глубокий интерес к старообрядческой культуре, представители которой в Червлёной преобладали. На вопросы учителя о времени перехода гребенских казаков в старообрядчество многие старики отвечали ему, что «они истинные православные христиане и исполняют свои церковные требы по старым, не исправленным патриархом Никоном книгам и обрядам, почему и называются староверами и старообрядцами» [8]. Рогожин много расспрашивал своих и соседних станичников, записывал тексты, связанные с верой и верованиями. Свои записи он послал в редакцию СМОМПК.
В 1893 г. в XVI выпуске СМОМПК статья Т.Т. Рогожина «Нечто из верований, поверий и обычаев жителей станицы Червленой, Кизлярского отдела, Терской области» была напечатана. Народную религиозность Тарас Трофимович характеризовал прежде всего через зафиксированные им христианские легенды. Одна из них повествует об Иисусе Христе, который в виде нищего странника испытывал добродетель трёх братьев. Один брат в своей молитве попросил успехов в коневодстве, чтобы предоставлять лошадей неимущим путникам. Второй просил счастья в разведении овец, чтобы изготовлять шубы и отдавать их в холодное время неимущим странникам. Третий же попросил благочестивую жену. Господь наделил всех троих по молитве, а затем стал являться к ним по очереди в виде нищего. У жены первого он попросил коня, чтобы добраться до ближайшего селения, но она ему отказала. У жены второго Христос попросил шубу, чтобы укрыться от холода, но и здесь получил отрицательный ответ. И только жена третьего брата дала ему свежее белье своего мужа, накормила и посадила на печку погреться. Принявшись
за стирку белья, оставшегося после странника, женщина обнаружила в нём вместо струпьев золотые червонцы.
Немало Т.Т. Рогожин записал текстов, связанных с объяснением, почему нельзя поминать чёрта. В одной из легенд жена священника, «браня свою дочь за неповиновение, послала её к чёрту, после этого девушка скрылась неизвестно куда, только в следующие затем три лета в степи был слышен сильный и протяжный голос "Ой, ой, ой, мама!" [9]. Кроме того, девушка стала являться ногайскому пастуху в обнаженном виде и просила у того нашейный крестик. И только после того как догадались, что дочь была проклята своей матерью и, по совету священника, вручили ногайцу крестик, девушка перестала приходить.
Одна женщина рассказала Т.Т. Рогожину такой случай: ругая своего двухлетнего ребенка, она в сердцах произнесла: «Да где же подевались все черти-то, под мельницей что ли сидят, а то бы взяли тебя от меня». Внезапно откуда-то налетел огромный петух и стал клевать её ребенка, отогнать петуха она не могла, пока не догадалась, что это не петух, а черт. Тогда мать стала творить молитву, «петух отлетел и скрылся» [10].
Червлёнцы полагали, что по правую сторону у человека всегда находится его Ангел-хранитель, по левую – дьявол, искушающий человека. «Вследствие этого, – отмечал Т.Т. Рогожин, – считается великим грехом плевать направо». Собиратель перечислил наиболее почитаемые иконы, которые помещены в доме и которыми благословляют родители детей, отметил особенности размещения и украшения, привел связанные с иконами народные представления. Так, считалось непростительным грехом «забыть или оставить икону в горящем доме».
Рогожин перечислил, к кому из святых необходимо в каких случаях обращаться: о даровании способностей к грамоте – к святым бессребреникам Косьме и Дамиану, от беспричинной ненависти к жене – к иконам мучеников Гирия, Самона и Авива, от пьянства – к мученику Нифонту и преподобному Моисею, от бесплодия – к преподобным Роману и Ипатию, от зубной боли – к священномученику Антипу, чтобы не умереть без покаяния, молились преподобному Паисию. «Во время трудных родов, особенно первенца, – сообщал станичный краевед, – молятся пред иконами Пресвятой Богородицы Феодоровской и великомученицы Екатерины о скорейшем освобождении и разрешении от родов, зажигают пред этими иконами венчальные свечи, заказывают молебны (всенощные), обещаются поставить фунтовые свечи и, если это не помогает, то просят священника отворить царские двери» [11].
Т.Т. Рогожин приводит поверия старообрядцев Червленой, связанные с ладаном, святой водой и шейным крестом. Описаны в работе и некоторые демонологические представления, посвященные домовому и Лобасте – нагой женщине, которая «большого роста, весьма полная и обрюзгшая до безобразия и отвращения, с громадными, приблизительно в аршин, отвислыми грудями, закинутыми иногда чрез плечи на спину, и с косами, достигающими до земли». Она часто «захватывает людей, проходящих мимо её жилища, затаскивает в болото и щекочет сосками своих грудей, щекочет иногда до смерти» [12]. Исследователь картины мира гребенского казачества
А.Ф. Григорьев пришёл к выводу, что персонаж Лобасты пришёл в казачью демонологию из тюркских мифологических представлений, что указывает как на ареальные контакты, так и на древность подобных верований [13].
Интересны верования о магической силе змеи, которую червлёнские казаки пропускали через хвостовик ствола ружья, «чтобы ружье было тяжело на рану, и дичь, легко раненая, оставалась на месте» [14].
В целом сочинение Т.Т. Рогожина о вере и верованиях казаков станицы Червлёной отличает православный взгляд на народные религиозные представления. В отличие от многих своих коллег, станичных учителей, собиравших сведения по той же программе, он не рассматривал бытующие в казачьей староверческой среде знания о нечистой силе как язычество или «невежественное суеверие» [15]. Работа червлёнского учителя приводит к мысли, что вера в реальность мистических сил зла составляет органическую часть христианства, и народная демонология
у него не противоречит православному народному сознанию.
1 августа 1897 г. Т.Т. Рогожин был назначен помощником воспитателя в пансион Ставропольской гимназии, затем – заведующим имуществом гимназии и пансиона, 6 марта 1898 г. произведен в чин губернского секретаря, 8 декабря – коллежского секретаря, 8 мая 1900 г. – титулярного советника, 1 апреля 1903 г. – коллежского асессора. «За усердную службу» его наградили 1 января 1905 г. орденом Св. Станислава 3 ст., 12 июня 1907 г. пожаловали чин надворного советника [16]. Т.Т. Рогожин был женат на дочери казака Марфе Ивановой (родилась 6 июля 1872 г.), имел сыновей: Александра (род. 28 марта 1892 г.) и Михаила (род. 15 ноября 1893 г.), дочь Ксению (род. 1 февраля 1898 г.) [17].
Свою земную жизнь Тарас Трофимович Рогожин завершил 25 ноября 1917 г. в Ставрополе [17].
Фольклорно-этнографическое наследие Т.Т. Рогожина отличает любительство, эпизодичность, описательность. Однако отдадим должное учителю и краеведу, который попытался осмыслить народную религиозность в духе взаимосвязанной картины мира, зафиксировал для последующих поколений исследователей уникальные тексты, позволяющие проводить сопоставительный анализ и прослеживать динамику традиционной культуры терского казачества.
Примечания:
1. От Управления Кавказского учебного округа // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Тифлис, 1881. Вып. I. С. I.
2. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 73. Оп. 2. Д. 336. Л. 4об.–5об. Выражаю глубокую признательность ставропольскому историку Т.А. Колосовской за помощь в разыскании послужного списка Т.Т. Рогожина.
3. Циркуляр по Управлению кавказским учебным округом. Тифлис, 1894. № 1. С. 154.
4. Рогожин Тарас, учитель. Червленская станица // СМОМПК. Тифлис, 1889. Вып. VIII. С. 69.
5. Там же. С. 70.
6. Там же. С. 71.
7. Там же. С. 75.
8. Рогожин Т. Нечто из верований, поверий и обычаев жителей ст. Червленой, Кизлярского отдела, Терской области (Составил заведывающий Червленским станичным училищем Т. Рогожин) // СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. XVI. Отд. I. С. 57.
9. Там же. С. 60.
10. Там же. С. 60–61.
11. Там же. С. 66.
12. Там же. С. 63–64.
13. Белецкая Е.М., Великая Н.Н., Григорьев А.Ф. Очерки духовной культуры гребенского казачества в дореволюционный период. Ставрополь, 2012. С. 130.
14. Рогожин Т. Нечто из верований, поверий и обычаев жителей ст. Червленой, Кизлярского отдела, Терской области. С. 67.
15. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. С. 531–533.
16. ГАСК. Ф. 73. Оп. 2. Д. 336. Л. 5об.–9.
17. Там же. Л. 5.
18. Там же. Л. 1об.–2.