[М.А. Караулов. Говор гребенских казаков. Санкт-Петербург, 1902.]
ИЗБА гребенского казака обыкновенно рубится из толстых бревен и строится по общему плану: одним своим боком она обращена к улице, на которую выходят дворовые ворота, главный же фасад выходит на двор. Входящий со двора прежде всего вступает на «крылечик» (или «схоццы»), крытую площадку со ступеньками в сторону двора. Дверь с крылечика ведет в «сени», откуда другая дверь, обращенная в сторону улицы, ведет в «избу» - чистую половину жилого строения, служащую для приема гостей. Из избы два окна глядят на улицу и два на двор. В углу между стенами, обращенными на улицу и на двор, помещается «образница» или «кивот с иконами». Весь противолежащий угол занят огромной печью (см. это слово), а рядом с ней дверь из сеней. Между дверью и окошком теперь обыкновенно стоит шкаф с посудой, а в прежнее время это место называлось «коником» и здесь к стене были приделаны полки для посуды. Эти полки, точно также как и часть скамьи, прилегавшая к ним, мылись всегда чистой тряпкой и из чистого ведра. Вдоль обеих светлых стен под окнами идут широкие лавки, соединяющиеся под образами; на одну из них кладут покойника «окала оброз», но никак не у «коника, так как покойник всегда считался гребенцами самой скверной «поганью», так что его даже не обмывают, если не успели вымыть до смерти, а только слегка обтирают ему негодной тряпкой лицо, руки и грудь, потом эту тряпку кладут в травянку, из которой брали при обтирании воду, забивают ее глиной и кидают в Терек, а всю избу моют чисто-начисто «да трех дёнъ, как покойник са двара, штобы ему не была тягости». Окна с небОльшими «подушками» (подоконниками), снаружи закрываются одностворчатыми «окОнчинами» (ставнями), вместо стекол в старину вставлялись небольшие рамки обтянутые «кутырём», да и окна тогда были не такие: шириной были четверти полторы-две, выстой около трех, окончины не привешивались, а свободно ходили в прорезях, сделанных в средине стены около окна, и в эти прорези задвигались, когда окно отворялось. Двери теперь «на петлях», а прежде всегда были «на пятках», то есть вращались на небольших цилиндрических брусках, вставляемых в «гнезда», выдолбленных в пороге и притолоке. Потолок избы настилается досками, опирающимися своими концами на верхний «венец» сруба, а срединой на «матицу» - огромную балку, идущую непременно вдоль избы. У задней стены под самым потолком висит «вешел», а на нем болтаются тряпки и принадлежности одежды. Пространство над потолком, под крышей назыв. «полатью» или «подволкой» и лазят туда по особой лесенке, вырубленной из одной пластины и находящейся в «чулане», особо отгороженной части сеней.
СЕНИ - обычное помещение семьи казака. По стенам идут кровати, стоят сундуки и лари для зерна и муки, чтобы не бегать постоянно в амбар. На двор из сеней выходит одно, много два окна, и потому они темнее избы. За сенями идет обыкновенно «избушка» (см. ниже) с особым ходом со двора, без прямого сообщения с сенями, затем чихирна, амбар, сусек, курень (курятник), телячий котух, свинюшник, кутан (овчарня) и сараи с помещениями для коров, коней и т. д.
ИЗБУШКОЙ у казаков называется низенький холодный срубец, где кипятится и сберегается молочный скоп. Вся черная домашняя работа происходит в избушке: здесь готовится обед, ужин; здесь происходит стирка белья, здесь же собирается в теплое время года вся семья на завтрак, обед и ужин. Избушка представляет из себя соединение чисто великорусских элементов домашнего уклада с местными кавказскими, иногда даже с преобладанием последних, так как русская печь имеется далеко не в каждой, между тем как нет избушки без «горны» (см. это слово), обедать садятся не на скамьях, а или на треногих круглых азиатских стульях, или, чаще всего, просто на низких чурбаках, причем стол на котором ставится пища, также низкий азиатский, на небольших брусках вместо ножек и не выше четверти от земли. (Замечу кстати, что в избе ничего подобного нет). В избушке же находятся различные хозяйственные принадлежности, имеющие хоть некоторое отношение к еде: в углу стоит «кочерга», «сковородник», «ухват»; на стенных полках расставлены «кринки», «духовнички», «корчаги»; тут же рядом висит на колышке «ложешник», с торчащими из четырехугольного отверстия ручками ложек, а внизу у стены стоят «квашня», деревянная доёнка с одной ручкой, поломойная «шайка», «котел» (чугун). Большой полушаровидный «молошный котёл» покоится на одной из горнушек. Одной из отличительных особенностей избушки является также отсутствие потолка, которым служит самая крыша, почему избушка и бывает всегда ниже «избы». Поперечные балки – «связы» - служат опорой для «стропил», вершины которых скреплены между собой «урлюком», длинным, но не очень толстым бревном, идущим вдоль всей избушки. По бокам стропил, параллельно урлюку, прибиваются «поворы», на которые кладутся снопы камыша или «чоблуки» (тонкие жерди), если избушка крыта соломой. Точно также кроются и другие хозяйственные строения.
ГОРНА - очаг. Кроме русской печи, занимающей четверть «избушки», и рядом с ней устраивается «горна» на манер туземного очага: это род большого камина, занимающего без малого четверть избушки, с громадной прямой трубой, служащей вместе с тем и окном; под этой трубой делаются две-три «горнушки» (печурки), в которых и раскладывается огонь. В печи обыкновенно лишь пекут, а варят и жарят на горне.
ПЕЧЬ кладется, и в старину клалась, из сырцовых кирпичей, и притом не прямо на полу, а на невысоком (четверти в три) помосте, пространство под которым называется «подпечиком» и служит для помещения ухватов, сковородников и т. п. Передняя часть печи, или предпечье, называется «шесток», за ним идет «усье» (устье) и затем собственно «печь». Место над печью назыв. «нАпечь». Труба помещается над шестком, а часть напечи по обе стороны трубы назыв. «пыльником». В старину печи были без труб, или вернее, печная труба доходила только до потолка, так что дым окутывал потолок и выходил из избы через небольшие оконца, сделанные в стенах под самым потолком специально для этой цели.