.Станичная церковь, начало 20 века. Вдали - Машук
станица Горячеводская
Сообщений 1 страница 13 из 13
Поделиться32016-03-17 12:48:05
Дня доброго, Моя фамилия Коркодола.
Нашел её в исповедальных росписях ст.Горячеводской,
Станица Горячеводская. Исповедальные росписи за 1858г.
Струков, Иванов, Симонов, Чуреков, Усков, Смирнов, Пасиголович, Шкурат, Тамашев, Чурсков, Козка, Сычинов, Цасибаль, Деревянка, Чавин, Шапкин, Сребренный, Чугнин, Дьячков, Голубев, Рыжкин, Воронин, Ходусь, Шкурат, Гресс, Зотов, Шулиха, Коблов, Ермолов, Агаковсков, Ляпин, Яковлев, Чуденцов, Чмирь, Суходолов, Безбородов, Паршин, Мокаров, Логинов, Красков, Дорошенко, Шуваев, Токарев, Кривошеев, Колибаба,Москоленко, Мологоров, Шапкин, Слепцов, Новак, Струков, Уткин, Дейнекин, Бокалдин, Пряхин, Чавин , Женеперин, Величко, Колечко, Беляков, Литвинов, Дудка, Клопот, Негледенко, Карпенков, Потапов, Кривоносов, Лейман, Чуксев, Чекмарев, Есауленков, Кудрявцев, Бороденков, Лисичкин, Артемов, Минский, Булгаров, Кузнецов, Колмычкин, Хуторсков, Егоров, Зубарев, Барышников, Шлыков, Ковалев, Понасенков, Ващенко, Анна Максимова Яковинова 43, Их дети: иван19, Петр 9; Литвинов, Астапов, Куцевдов, Кошевой, Лапушка, Пологутин, вдова Васса Ильина Добровольская 51, Трофим 31, жена Ульяна Иванова 31, дочь их Софья 6, племянник ее Николай Яковлев19, деверь ее Пантелеймон Васильев57, жена его Феодора Григорьева 39, Никита 18, Яков 12, Наталья 13, Иван 9, Иларион 5; Богданова вдова59, зять ее Калинник Иоакимовь Яковинов 32, жена его Евдокия Стеонова 24, Иван 6, Екатерина 4, Василий 1; Бойков, Астапов, Чехова, Фролов, Петров, Яковлев, Чапкин, Пушкарев, Ильенко, Постоенко, Журавлев, Сигида, Долбилин, Бороденков, Смуров, Горбачев, Климов, Савостьянов, Чуксеев, Скворцов, Москоленков, фельдшер Носков, Давидов, Одиноченков, Шпаченко, Гордиенко, Игнатова, Семенко, Крыхнов, Клеменко, Болдырев, Маймуров, Карнаухов, Перепелица, Поморка, Сытенко, Ткачь, Могильник, Даниленко, Краснобрыжий, Гриценков, Мотиенков, Литвинов, Бершацкий, Дешпат, Костенко, Лысик, Гренистый, Морихода, Гавенко, Опрышко, Таран, Каплун, Жидовка, Ересько, Полуночный, Переваров, Власенко, Чалый, Василенко, Бабошка, Год, Нестеренко, Слободырь, Лещенко, Коинец, Давибаран, Тесля, Польский, Овчаренко, Удавыдченко, Иванченко,[u] Коркодола,[/u] Похомов, Скиба, Понасенко, Синица, Шендрик, Кот, Журавель, Овчаренков, Трипилец, Устименко, Тещенко, Гаврилка, Логовая, Калтун, Линник, Шуйский, Голенко, Легенький, Лямзин, Духанин, Матюх, Кошель, Коваль, Беляк, Крутев, Беззуб, Киан, Самойленко, Филипенко, Прокопенков, Томашенко, Приймак, Шатух, Толстая, Непокидышев, Коска, Иванов, Титов, Лозошпак, Беляк, Черечичь, Бокаев, Мелешко, Кутепов, Деркачь, Лукашева, Курило, Очкась, Войненко, Трегуб, Филь, Тонкоштанов, Кусайло, Любчичь, Шевченко, Струц, Котенко, Бондаренко, Стиценко, Сафонова, Гунька, Фисенков, Мингалев, Саенко, Виловонь, Лепенков, Чижов, Шпак, Пчелинцев, Подолкин, Тарасов, Усачев, Гальцев.
Дворовые люди: Иванов, Киселев, Стадинченко, Лечин, Семенова, Архипов, Манин.
Раскольники: Табунщиков, Титов, Шальнев, Усачев, Мусатова, Малофеев, Лысенков, Чилиов, Носкова, Титов.
Итого: Духовенства 9, Военных 1839, Дворовых 30, Раскольников 45, Всего: 1923.
Подскажите как узнать судьбу человека под этой фамилией, откуда он был его имя отчество?!
Поделиться52018-06-27 07:53:10
24 января 1880 г. разрешено церковному причту и старосте ст. Горячеводской Терской обл. приобрести новый потир и дискос и серебряное кадило с отдачей в обмен старого сосуда с прибором и двух старых кадил на сумму, жертвуемую полковником Фирсовым и казачкой Зиновией Черенковой.
СЕВ № 4, 1880 г.
Поделиться62018-09-29 07:10:01
VI. Станица Горячеводская.
На станичном кладбище похоронены участники многих походов: полковник Филипп Степанович Фирсов, войсковые старшины – Михаил Иванович Чуксеев, Егор Петрович Фисенков, Аникей Семенович Попов и Федор Тимофеевич Ситников, майоры – Степан Иванович Фирсов, Иван Чуксеев, Лучкин и Михаил Иванович Попов, есаулы – Николай Иванович Чуксеев, убитый в Чечне в 1852 году, Сергий Михайлович Чуксеев, Иван Петрович Фисенков, Иван Гаврилович Даркин, Павел Алексеевич Кузнецов и Александр Матвеевич Патрикеев, сотники – Николай Аникеевич Попов и Петр Данилович Фисенков, хорунжии – Иван Михайлович Попов, Варфоломей Иванович Соколов и Василий Герасимович Федоров. Состояние их могил не описано.
В местной церкви хранится серебряный вызолоченный ковш, Высочайше пожалованный Императрицей Екатериной II Волгскому войску.
[Доклад начальника войскового штаба Терского казачьего войска генерал-майора Чернозубова Его Превосходительству Наказному Атаману Терского казачьего войска 18 апреля 1912 г. Владикавказ].
ЦГА РСО-А ф.203, оп.1, д.18, л. 1-13об.]
Доклад полностью опубликован в Терском сборнике, М.: Миракль, 2017. - Вып. 2.
Поделиться72021-02-19 17:16:02
Подлинные приказы Военного Министра по казачьим и иррегулярным войскам за 1906г. (РГВИА ф.330, оп.50, д.450 л.373)
Список лицам, коим Высочайше разрешено принять и носить иностранные ордена и медали:
ст. Горячеводской ТКВ:
77. Ур. Ивану Краснову – Бух.мал.золот.;
78. Ур. Степану Ромащенко - Бух.мал.золот.;
79. Ур. Петру Зотову - Бух.мал.золот.;
93. Ур. Корнею Кулибаеву - Бух.сер.мед.;
94. Ур. Игнату Потапову - Бух.сер.мед.;
95. Ур. Акиму Крылову - Бух.сер.мед.;
96. Ур. Александру Сулейкину - Бух.сер.мед.;
Поделиться82021-10-20 17:24:59
Памятные доски с именами казаков-героев ТКВ.
В 1913 году по случаю празднования 300-летия царской династии Романовых у станичных церквей во всех станицах Пятигорского отдела были установлены памятные доски для увековечения памяти казаков, заслуживших Георгиевский крест или погибших на полях сражений. Списки имён, которые туда заносились, были определены решением станичных обществ.
В коридоре на третьем этаже Пятигорского краеведческого музея выставлены такие доски из станиц Горячеводской, Марьинской и Подгорной. Надо особо отметить, что станица Горячеводская была образована переселившимися от города Георгиевска к Пятигорску казаками станицы Чурековской (сегодня - ст-ца Георгиевская). На доске даже указан один казак с такой фамилией – Ефрем Федорович Чуреков.
Подобные доски сегодня можно увидеть в храме Рождества Пресвятой Богородицы станицы Лысогорской и на стене при входе в храм Архистратига Божия Михаила станицы Александрийской. В начале ХХ века они тоже относились к Пятигорскому округу ТКВ.
Сохранились ли и где находятся памятные доски казаков станиц Незлобной и Урухской, пока не известно.
https://forum.vgd.ru/post/2696/84017/p2 … #pp2457930
Нижние чины ст. Горячеводской, награжденные за мужество и храбрость ЗОВО св. Георгия.
При покорении Западного Кавказа в 1863 г.:
Ур. Филипп Иванов Ситников 4ст. (4ст. №27919)
В Русско-Турецкую войну 1877-1878 гг.:
Вах. Анисим Львов Краснов 4ст. (4ст. №33870)
Ур. Василий Егоров Зотов 4ст. (4ст. №49449)
Ур. Александр Степанов Погонин 4ст. (4ст. №81513)
Ур. Иосиф Иванов Кривоносов 4ст. (4ст. №56727)
Ур. Петр Иванов Фисенко 4ст. (4ст. №43322)
Ур. Василий Спиридонов Лысенко 4ст. (4ст. №81216)
Ур. Иван Владимиров Могильный 4ст. (4ст. №36868)
Ур. Иван Герасимов Крыхнов 4ст. (4ст. №33555)
Ур. Николай Михайлов Чуксеев 4ст. (4ст. №44761)
Пр. Гавриил Савельев Ходус 4ст. (4ст. №74801 - не за РТВ)
Пр. Мирон Родионов Марикода 4ст. (4ст. №49496)
Пр. Федор Евдокимов Жидовко 4ст. (4ст. №33146)
Бомб. Иван Петров Есауленко 4ст. (4ст. №59259)
Каз. Ефрем Федоров Чуреков 4ст. (4ст. №58995)
В Русско-Японскую войну 1904-1905 гг.:
Вах. Тимофей Иванов Федоров 4ст. (4ст. №130855)
Ур. Павел Ильин Кривоносов 4ст. (4ст. №181796)
Ур. Федор Фокин Шальнов 4ст. (4ст. №162075)
Ур. Андрей Филиппов Лукаш 4ст. (4ст. №130884)
Ур. Никит Васильев Василенко 4ст. (4ст. №130855)
Поделиться92022-04-25 13:10:38
Памяти убіенныхъ казаковъ ст. Горячеводской.(Жертвы революціи).
Шестого января сего года нашу станицу посѣтилъ Его Превосходительство Начальникъ Области и Наказный Атаманъ генералъ-маіоръ Колюбакинъ въ сопровожденіи Атамана Пятигорскаго Отдѣла полковника Абрѣзова и другихъ военныхъ лицъ. Начальникъ области прибылъ въ станицу къ началу божественной литургіи, по окончаніи которой принялъ участіе въ крестномъ ходѣ на рѣку, гдѣ было совершено освяшеніе воды.
Литургію въ этотъ день и освященіе воды совершалъ священникъ Іоаннъ Парадіевъ. По распоряженію Его Превосходительства въ этотъ же день былъ устроенъ въ нашей станицѣ парадъ войскамъ, тогда какъ ранѣе онъ устраивался въ г. Пятигорскѣ. По погруженіи св. креста въ третій разъ раздался пушечный салютъ. Принявъ парадъ Начальникъ Области посѣтилъ станичное правленіе, гдѣ съ большимъ радушіемъ принялъ хлѣбъ-соль отъ почетныхъ стариковъ станицы, высказавъ при семъ нѣсколько задушевныхъ словъ собравшимся казакамъ, благодаря-ихъ за ихъ вѣрность и преданность своему законному начальству, проявленныя, особенно въ послѣдніе тревожные дни, кагда зараза революціи распространилась повсемѣстно. Проповѣдники революціи появлялись и въ нашей станицѣ, стараясь всячески склонить на свою сторону и нашихъ станичниковъ, но ихъ проповѣдническія старанія не имѣли ровно никакого успѣха, ибо наши станичники еще ранѣе воспитали въ себѣ взглядъ на дѣятельность нашихъ доморощенныхъ революціонеровъ, какъ ни безцѣльную, неблагоразумную, безправную и даже очень вредную. Правда за такой взглядъ на революціонеровъ-ораторовъ нашимъ станичникамъ сильно пришлось поплатиться. Во-первыхъ, насъ съ нашими пастырями и правителями въ мѣстныхъ газетахъ всячески поносили, называя людьми невѣжественными и даже дикарями, а правителей съ пастырями держащими станичниковъ въ темнотѣ и направляющими ихъ же на ораторовъ новаго ученія. Это одно. А во вторыхъ, когда наши казаки по указанію своего начальства отправились въ городъ Пятигорскъ за получкой свободнаго оружія изъ мѣстнаго баталіона, то среди бѣлаго дня подверглись страшному избіенію оружіемъ со стороны горожанъ и солдатъ Ахульгинскаго баталіона. Во время избіенія два казака были убиты на мѣстѣ, а пятнадцать ранено, нѣкоторые очень сильно. Картина избіенія казаковъ была очень ужасна. Умирающихъ и молящихъ о помощи добивали камнями, поленьями, шашками и желѣзными шворнями. Вотъ чего давали нашимъ казакамъ горожане въ предсмертной агоніи, вмѣсто просимой у нихъ воды.
Сердце содрогается и обливается кровью, языкъ немѣетъ при мысли о семъ страшномъ и ужасномъ злодѣяніи! И кто-же?! Свои же русскіе люди, православные христіане, братья по Христу, такъ звѣрски убивали ни въ чемъ неповинныхъ казаковъ. Видя все это теперь мы ясно и отлично сознаемъ, кто затемняетъ и натравляетъ народъ. Не ученіе нашихъ пастырей и правителей погубило нашихъ братьевъ—казаковъ, а злое ученіе нашихъ доморощенныхъ революціонеровъ, которые, говоря о любви, равенствѣ и братствѣ, на самомъ же дѣлѣ натравляютъ народъ напрасно убивать своихъ же кровныхъ братьевъ.
Напрасно насъ казаковъ винятъ въ томъ, что мы не знаемъ никакой къ людямъ жалости, безпощадно избивая всѣхъ и каждаго. Напрасно насъ называютъ дикой ордой. Теперь наглядно всѣмъ видно, кто не знаетъ никакой жалости къ людямъ и настоящая дикая орда. Ни одинъ изъ казаковъ, будучи въ городѣ. Пятигорскѣ не тронули даже пальцемъ ни одного горожанина или же солдата, а казаковъ двоихъ убили и нѣсколько сильно поранили. Правда горожане и солдаты со своими ораторами скоро сознали свою непоправимую вину и много извинялись предъ станицей, устроивъ подписку и сборъ денегъ въ пользу семей погибшихъ воиновъ и прибывъ въ станицу на погребеніе ихъ въ большомъ количествѣ во главѣ хора военной музыки. По приблизительному подсчету всѣхъ прибывшихъ изъ г. Пятигорска было около пяти тысячъ человѣкъ, чего наши станичники и не запомнятъ въ исторіи своей станицы. Но что значит ь это торжество въ сравненіи съ тѣми человѣческими жертвами потерянными въ г. Пятигорскѣ? Кто можетъ вернуть родителямъ убитыхъ ихъ дѣтей, женамъ мужей и дѣтямъ ихъ добрыхъ но убитыхъ отцовъ? Кровь казаковъ безвинно пролитая взыщется съ убійцъ и ихъ дѣтей.
Вышеописанное кровавое событіе происходило 22-го декабря 1905 г.
Побесѣдовавши съ казаками въ станичномъ правленіи, Его Превосходительство. Начальникъ Области и Наказный Атаманъ пожелалъ отслужить панихиду по убіеннымъ 22-го декабря въ гор. Пятигорскѣ воинамъ. Въ назначенный часъ на могилу прибылъ причтъ, а затѣмъ пожаловалъ и Начальникъ Области со свитой. Начальникъ Области привезъ ст собой роскошный вѣнокъ, который собственноручно возложилъ на могилу убіенныхъ воиновъ отъ своего имени. Послѣ панихиды, успокоивъ въ теплыхъ словахъ родныхъ безвременно погибшихъ воиновъ и ласково распростившись съ собрашимися на кіадбищѣ, Его Превосходительство отбылъ въ г. Пятигорскъ, обѣщаясь еще побывать у насъ и осмотрѣть наши школы.
Пріѣздъ г. Начальника Области въ нашу станицу, да еще въ такое тревожное время сильно обрадовалъ нашихъ станичниковъ и приподнялъ ихъ патріотическій и воинственный духъ, который такъ ревностно старались ослабить наши революціонеры.
Священникъ I. Парадіевъ.
ВЕВ 1906 № 4 стр. 144-146
Поделиться102023-02-05 12:00:33
Преподано архипастырское благословение с грамотой генералу станицы Горячеводской Николаю Ивановичу Фролову за пожертвование 100 р. на приобретение церковной утвари для местной церкви, и без грамоты казачкам ст. Горячеводской за сооружение в свою приходскую церковь иконы св. Великомученника Георгия в 150 р. и женам казаков 2 полка ст. Горячеводской за сооружение иконы Божией Матери в 125 р. в молитвенное воспоминание о настоящей войне.
ВЕВ 1915 № 22 с. 1194.
Поделиться112023-05-23 12:29:42
ИЗ ИСТОРИИ СТАНИЦЫ ГОРЯЧЕВОДСКОЙ (1825 – 1900ГГ.) Глинская И.В. (филиал СевКавГТУ в г. Пятигорск)
Станица Горячеводская была основана 25 августа 1825 года. Основное население станицы составляли казаки, выходцы с Волги и Украины. Это были служилые люди, переселявшиеся на новое место жительства вместе со своими семьями. Переселенцы с Волги были русские, а с Украины – малороссы; так они и поселялись отдельно друг от друга и разделялись на “русских” и на “хохлов”. Их территории поселения разделяла маленькая речушка, вытекающая из родников и до сих пор текущая по центру поселка Горячеводского маленькими ручейками. Переселенцы с Волги везли с собою на новое местожительство, как всю свою домашность, так и свои дубовые хаты, хотя в окрестностях, на месте нового поселения, недостатка в лесоматериалах не было. …Жизнь в казачьих станицах, а в частности, в станице Горячеводской в то время была беспокойной. Нередко горцы делали набеги, а в ответ и казаки не оставались в долгу. Здесь крепко держался закон кровной мести. Не отомстить, за кровь – кровью, за смерть – смертью, за обиду – еще более тяжкой обидой – считалось позором. Следовательно, надо было заботиться о защите своей станицы. В этих целях, станица Горячеводская была окружена большим глубоким рвом с въездными воротами, которые охранялись специально выделенными нарядами отбывочных казаков, во главе с урядником. В центре станицы была сооружена крепость. На большой центральной площади, где находилась небольшая деревянная церковь, также привезенная с Волги, из станицы Дубовской (установили ее и освятили ее в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда и отличался в станице Горячеводской престольный день, с этого времени и ведется счет основания станицы), была построена вокруг церкви каменная ограда с бойницами для стрельбы. При нападении врага в церкви били набат, жители по этому сигналу сбегались к церкви с оружием в руках, а старики и дети укрывались в церкви. Отстреливались через бойницы в стенах, а женщины тут же в ограде кипятили смолу и воду. Таким образом, для защиты кроме оружия пускали в дело камни, кипяток, смолу. Казаки занимались охотой, т.к. в лесах водилось много дичи и пушного зверя, рыболовством, т.к. реки изобиловали рыбой, тогда реки Подкумок и Юца были многоводными. Все это являлось большим подспорьем в жизни, но в основном казаки занимались сельским хозяйством. Но, выезжая в степь на полевые работы, всегда держали оружие за плечами, т.к. абреки устраивали там засады, грабили и забирали в плен мужчин и женщин.
Через реку Подкумок для сообщения с городом Пятигорском был деревянный мост только для пешеходов, которые зачастую сносили бурные воды Подкумка.
Ресторанов в станице было два – один в доме, где теперь поселковая библиотека, а второй – по улице Лысенковской в доме Ивана Кутепова. Атаман станицы являлся полновластным хозяином станицы. Правлению станицы подчинялись все хутора, расположенные на офицерских собственных землях,
или на выкупных участках, как, например: Попова, Перебайло, Зимина, Кандаурова, Друлева и др. В настоящее время – это объединенные хутора: Водопадские, Юцкие, Этокские.
Население станицы Горячеводской, не включая хуторов, до революции составляло до 10 000 тысяч человек, казачьего населения было до 80%, а иногородних – до 20%. Однако, необходимо отметить, что казаки и иногородние, жили в станице не на равных правах и условиях, а именно, казаки (только мужское население) получали на правах бесплатного пользования земельные наделы в поле – на совершеннолетних мужчин – 5 десятин земли, на несовершеннолетних – 2,5 десятины. Женщинам земля отводилась только в случае сиротства или вдовства. Кроме того, казакам отводились земли под дворы, сады, огороды по 600 квадратных саженей на каждый вид участка.
Казаки не платили никаких налогов, если не считать обложения в доход станичных сумм по решению схода гласных на неспособных к службе или труду
казаков. Дети казаков в министерских школах обучались бесплатно и получали бесплатно учебники, тетради, ручки, карандаши, чернила, перья и т.д. Все казачье население пользовалось бесплатно медицинской и ветеринарной помощью. Иногородние же земель не получали, а пользовались землей на арендных началах, арендуя ее у казаков, или за деньги, или за какую либо часть урожая по договоренности. За обучение детей в школе иногородние платили по 3 рубля за учебный год за каждого ребенка.
Необходимо отметить и другую сторону жизни казака. Если крестьянин, призванный в армию, полностью обеспечивался всеми видами обмундирования и снаряжения, то казак до революции, готовясь на службу, должен был за свой счет стравить для себя все необходимое, начиная от иголки и кончая лошадью и шашкой. Винтовку с патронами казак получал в полку. Грамотность среди казачьего населения станицы была на самом низком уровне.
Большинство жителей не умело написать даже своей фамилии, ставили крестик или печатный штампик с фамилией данного лица, или прикладывали оттиск большого пальца правой руки. Отсюда и получило свое выражение:
“Был и руку приложил”.
К 1901 году в станице было всего три одноклассных школы. Одна школа с трех годичным сроком обучения, в которой учились только мальчики, была, так называемая Министерская школа. Заведующий этой школы был казак Максим Матвеевич Баранцов, а вторым учителем был Михаил Николаевич Букановский. Школа была деревянная и состояла из двух комнат. Здесь же находилась маленькая комнатушка, в которой жил со своей семьей школьный сторож Акакий Черечеча, который прославился тем, что, будучи Кашеваром, в казачьем полку во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. он однажды
перед боем, когда готовилась схватка с турками, боясь додумался вывалить котел горячей каши в ковровые сумы, навьючил их на спину лошади, сам вскочил в седло и погнал лошадь, но каша прижгла бока лошади и она как взбесившаяся понеслась во весь дух прямо к туркам. С большим усилием Черечеча изменил направление лошади и бешенным аллюром пронесся по фронту между русскими и турецкими войсками. Ни русские, ни турки не поняли этой джигитовки. Турки его не обстреляли, а русское командование представило “храброго” кашевара к награде медалью “За храбрость”.
Вторая мальчиковая школа была церковно-приходская. Здесь преподавал дьякон Лосев и священник Христорождественский, а затем священник Георгиевский. Школа эта помещалась в церковной ограде в маленьком помещении. На месте этого здания впоследствии была выстроена читальня, где
попы проводили свои “беседы”. В настоящее время на этом месте построен кинотеатр. С постройкой читальни, церковно-приходскую школу перевели в отдельное здание у реки Юца, где теперь находится здание школы №20. Здесь учительствовал учитель из духовной семинарии Александр Васильевич Васильев, впоследствии ставший попом. Третья школа была для девочек также с трех летним сроком обучения. Здесь учительствовала Епихина. В настоящее время в этом доме расположена детская библиотека.
До 1900 года по медицине обслуживал станицу один фельдшер Синтюрин, излюбленным методом его лечения были кровяные банки. Многие казаки и иногородние обращались к частным врачам, к “знахарям” и бабкам. Все эти походы к бабкам и “знахарям” часто заканчивались смертью, но тогда рассуждали так: “Значит так Богу угодно”. Положение женщин в казачьей семье было бесчеловечным, рабским, унижающим. В архивах правления станицы Горячеводской было обнаружены дела до 1890 года: Казак станицы
Бершадский по прозвищу “Белы царь” завел себе любовницу и начал избивать садистски свою жену, чтобы избавиться от нее и привести в дом любовницу. Во время укладки пшеницы он сбросил жену с высокой скирды, лишив, наконец, ее жизни. Любовница отказалась житьс убийцей, и тогда Бершацкий застрелил и любовницу. Пожилой плотник взял себе в жены 18летнию Кошелеву Ульяну, поклявшись никогда ее не упрекать за ребенка, родившегося не от него. Но постепенно забыл клятву и начал избивать ребенка, а когда Ульяна заступилась за малыша, то плотник убил Ульяну ударом полена по голове. А вот характерное наказание мужьям убийцам – они должны в течении определенного срока замаливать свои грехи на камнях перед иконами.
Мужья казаки, особенно богачи, особый гнев проявляли к женам, рожавших девочек. Мало того, что на дочерей не выделялась земля, на и отцы считали их чужими работницами: “Расти до 16 лет, справляй приданное и отдай замуж. Вот и выходит кому-то работницу выкормишь”. По данным статистики за 1904 год
женщин в составе казачьего населения числилось, почти на одну треть меньше, чем мужчин. Так слагалась история станицы Горячеводской, которая в 1968 году была преобразована в поселок городского типа, и в административном отношении вошел в город Пятигорск.
Литература
1. Из истории станицы Горячеводской. По материалам Горячеводского филиала историко-архивной секции
Пятигорского Краеведческого общества. C.12, 28, 51-55.
2. К 150-летию поселка Горячеводский. По материалам Краеведческого общества на КМВ. 1975г.
С.9,22,28,32,39-40,44-47,80-83.
3. Из прошлого станицы. Воспоминания В.И. Чурекова, секретаря первого Совета станицы Горячеводской.
С. 4,8,10-16,19-20,22.
Поделиться122024-12-09 22:53:37
Слышала, что есть где то посемейные списки казаков на начало века этой станицы, никто не встречал?
Поделиться132024-12-10 02:58:55
Mary
В соседней теме Zolin приводит ссылку на 1827 год, со страницы 1154: https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive … p-2-d-7148