Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » Вероисповедание в гребенских станицах


Вероисповедание в гребенских станицах

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Вероисповедание в гребенских станицах

До 40-х годов XIX века гребенские казаки были исключительно старообрядцами. В 1847–48 гг. в их станицы переселили православных крестьян из Харьковской и Черниговской губерний Слободской Украины, а по окончании Большой Кавказской войны – небольшую группу казанских татар-мусульман.
Расселяемые в кубанских и терских станицах украинские крестьяне были в большинстве своем потомками слободских казаков и казаков Запорожской Сечи. Слободское казачество левобережья Днепра (Харьковская, Полтавская и Черниговская губернии) до его упразднения 28 июля 1765 года выставляло в Русскую армию легкоконные полки – Ахтырский, Сумской, Гадячьский, Острогожский, Харьковский и Изюмский.
Но гребенцы-староверы встретили новопоселенцев негостеприимно. В станице Червленой они даже отдали в ущерб себе часть пахотной земли и сенокосов, чтобы переселенцы строились отдельно. Когда в станицу завезли строевой лес для постройки переселенцам храма, казаки обратились с протестом к командиру Гребенского полка барону Розену. «Ну, если к завтрашнему утру, — ответил тот, — лес будет перевезен к Николаевскому мосту, и на площади не останется ни одного бревна, я согласен». На утро площадь уже подметали — червленцы за одну ночь вывезли весь лес. Переселенцы поселились в слободе Николаевской (впоследствии станица).
«С поселением на Терек бывших государственных крестьян-малороссов из Харьковской губернии, и их переименованием в казаки, — писал в 1915 году Ф.С. Гребенец («Ново-Гладковская станица в ее прошлом и настоящем»), — без того существовавшая нетерпимость гребенских казаков-старообрядцев к православию усугубилась… Переселенцам вначале было очень плохо: их до того подавляло влияние и разные притеснения коренных станичников, что они образовали отдельные выселки у каждой гребенской станицы, построив там свои хаты и церкви…
Казаки Ново-Гладковской станицы отвели им место в низине, у болота близ Терека. Место было настолько низкое, что в дождливые годы в избах стояла вода, печи размокали, а во дворах и по улицам не было ни проходу, ни проезду. Целых 20 лет держали ново-гладковцы переселенцев на этой топи и лишь после нескольких неудачных попыток, им удалось выселиться на более возвышенное и сухое место в 3-х верстах от станицы… Им не позволяли брать воду из колодца «погаными» ведрами — приходилось ждать прихода казака-старовера или просить его ведро, чтобы зачерпнуть воды. Не разрешали хоронить умерших на гребенском кладбище, и многое другое. А сколько их погибло и попало в плен к чеченцам на первых порах поселения! Ведь они не были готовы к такой жизни, не знали повадок горцев…
Переселенцев сразу не зачислили в полковые списки, а поручили охрану станиц и переправ через реку Терек, обучая в это время искусству владения оружием и верховой езде…
Со временем отношения несколько сгладились, поскольку казакам-мужчинам пришлось вместе испытывать все тяготы и лишения военных походов, боевых стычек, связанных с охраной и защитой кордонной линии. Несмотря на общую службу, казаки-старообрядцы все равно продолжали относиться к своим одностаничникам-православным недружелюбно, недоверчиво…"
К началу XX века казаки из бывших переселенцев в поселенных станицах уже имели свои храмы (в Ново-Гладковской — Архистратига Михаила, в Старо-Гладковской – Святой Троицы, в Щедринской – Николая Чудотворца; в Курдюковской и Червленой православных церквей не было).
Что касается казанских татар, живших в станицах Ново-Гладковской и Щедринской, то история их переселения следующая. После пленения Шамиля в 1859 году, одна из его просьб к князю Барятинскому была в том, чтобы в отношении всех сдавшихся с ним воинов не было репрессий. Между тем на стороне Шамиля воевали и перебежчики из Русской армии, в том числе татары. Находясь у Шамиля, многие татары завели семьи, и после капитуляции пожелали остаться на Кавказе. Они были прощены и поселены в гребенских станицах, где жили отдельными слободами, имели мечети. В конце 90-х годов XIX века в Ново-Гладковской их было 140 человек (из них 77 мужчин). Отношения христиан и мусульман в станице были самые дружеские — гребенцы даже были больше расположены к казакам-татарам, нежели к переселенцам-христианам.
Гребенцы были последователями старой веры и обрядов, с которыми пришли на Кавказ — жили в Гребнях, после переселились на левый берег. Терека. После церковного раскола власть постоянно понуждала их к переходу в православие. Когда Петр I в 1722 году посетил Терки, местное духовенство обвиняло казаков Гребенского войска за участие «в расколе». Царь ответил: «Если Гребенское войско покорствует церкви и служит мне, Государю, верно и без измены, то все остальное – и двуперстное сложение, и хождение по солнцу, и борода, и платье – дело маломочное, и не в этом заключается сила раскола… Скорее надо удивляться, как это малолюдное войско сумело удержать у себя православие среди сильнейших его магометанских народов…» По преданию, сам царь «жаловал свое верное Гребенское войско крестом и бородою».
Через 10 лет в Кизляре было учреждено особое духовное правление под председательством архимандрита Федора (Иванова), ему и были подчинены гребенцы. Управление возобновило нападки на казаков — «раскольников», на что 18 мая 1738 года гребенцы подали жалобу епископу Астраханскому и Ставропольскому Иллариону.
Епископ своим указом потребовал от гребенцов соблюдения воинского устава, предписав пристроить ко всем имеющимся в станицах молельным домам алтари, а священникам совершать литургии, и пригрозил: «Попы за означенную Святой Церкви противность, по жестоком наказании, имеют быть расстрижены и отосланы в каторжную работу».
Казаки выразили готовность исполнять все обряды и построить алтари, но просили разрешения креститься двумя перстами, что и было им разрешено. Но, к сожалению, Синод посчитал уступку астраханского епископа излишней и распорядился настоять, чтобы гребенцы крестились тремя перстами. Пришлось владыке Иллариону отправлять к гребенцам «искусного» священника, чтобы путем уговоров склонить к отказу от двоеперстия. Вероятно, порученец с задачей не справился. Более того, казаки даже прекратили строительство уже почти готовых церквей. Пришлось властям опять действовать жестко. 8 января 1741 года всех священников гребенских станиц вызвали в Кизляр под видом обучения правильного совершения богослужения. Здесь они были взяты в заложники — пока казаки не закончат строительство церквей. Лишь благодаря позиции Войскового атамана Иван Петров, человека очень уважаемого, и старшин казаки не взялись за оружие. Было решено все же достроить церкви. Затем атаман обратился к астраханскому владыке — «дабы повелено было милостивым архипастырем отпустить из Кизлярской крепости наших попов в казачьи городки, понеже мы имеем в том великую нужду и живем без попов, аки скоты без пастыря». Священников отпустили. На освящении храмов казаки крестились двумя перстами, на что владыка Илларион внимания не обращал.
Очередная распря пришла, откуда не ждали — от самих же гребенских священников. В 1744 году они завалили епархию обвинениями войскового атамана в покровительстве расколу. Между тем весной 1745 года у границ России стояли войска персидского Шах-Надира, и любое волнение среди казаков могло привести к тяжелым последствиям. Комендант Кизляра князь Оболенский просил владыку Иллариона «вовсе не насылать консисторских указов, чтобы тем наиболыие не привести казаков в развращение и в дальние замыслы». Но было уже поздно.
Казаки изгнали священников, пошедших против интересов войска, и стали на должности своих уставщиков выдвигать разного рода самозванцев. Последним епархиальным служащим в Старо-Гладковской станице был дьякон Иван Иванович Тамазин, но и он принял сан старообрядческого уставщика. Его сын Филипп Иванович тоже был более 50 лет уставщиком и умер в начале 1850 года (он был лучшим знатоком казачьей старины, но, как часто бывает, не нашлось человека, кто бы записал для потомков его рассказы).
В итоге гребенцы вышли из-под контроля господствующей церкви. «Раскол отразился только на некоторых чертах их домашнего быта, — писал В.А. Потто («Два века Терского казачества»), — замкнув Гребенское войско в узкий круг мировоззрения, привил к ним много суеверных понятий, разобщил их от остального русского общества; но он не стал на путь их движения вперед, не создал рутины, не заглушил нравственного чувства гражданского долга».
Коренные гребенцы были старообрядцы поповского и беглопоповского толка Белокриницкой митрополии (т.е. приемлющие священство; при временном отсутствии у старооборядцев епископов был этап, когда священников у них не стало, и предки поповцев стали принимать специальным чином «беглых» священников, рукоположенных православной церковью). Одной из попыток ослабления старообрядчества стало «Окружное послание» 1863 года, выражавшее полное согласие с православной церковью, провозглашавшее анафему революции, врагам. Отечества и религии. «Окружники» (признавшие послание) положили начало единоверческой церкви. Но в 1868 году старообрядческий Собор в Белой Кринице отверг одно из центральных положений «Послания» – молитву за царя, постановив молящихся за власть отлучить от церкви. К середине XIX века среди гребенцов-староверов появились и так называемые «субботники» — переходившие в иудаизм. Это отметил еще в 1834 году в описании ст. Червленой штабс-капитан Каламберг: «Жители сей станицы все без исключения старообрядцы, в числе коих есть 11 семейств еврейского вероисповедания…» 25 января 1836 года в «Ведомости о состоянии в Гребенском казачьем полку разного рода людях» командир полка граф Стенбок-Фермон пишет: «Во вверенном мне полку числятся… евреи в числе 10 душ мужского пола и 8 душ женского». Конечно, это были русские казаки, проживавшие в станицах со дня их основания, среди них офицеры и урядники. Из «жидовствующих» указаны семьи отставного сотника Василия Ермолаева, урядника Никифора Ермолаева, казака Трофима Шавырева…
Явление это было отмечено и в других полках Кавказской линии (Хоперском, Кавказском, Волгском). Командующий Кавказской линии и Черноморией генерал-лейтенант Граббе писал наказному атаману Кавказского линейного казачьего войска генерал-майору Николаеву:
«Как в деле сем весьма много зависит от ослабления в умах раскольников фанатического убеждения в справедливости иудейской веры, то вменить в обязанности полковому начальству под личным наблюдением. Вашего Превосходительства при всяком удобном случае делать субботникам внушения, в виде упреков в тяжком их заблуждении; при чем должно всемерно отчуждать православных от всяких сношений с ними в общественном быту и именовать их и заставить их самих именоваться не иначе как людьми жидовской секты. Внушить им понятие о том презрении, которое справедливо тяготеет над их единоверцами жидами во всех странах света, и о невыгодах, предстоящих им в новом звании через жидовство, ибо секта их преграждает им путь к производству в чины и к отличиям…"
Архиепископ Афанасий в письме от 7 ноября 1838 года тоже изложил командующему свой взгляд на проблему. Он считал, что основное внимание надо уделять детям «субботников» — «определять их в гражданские или военные училища, в которых законоучителям поставить в непременную обязанность иметь особое попечение о внушении детям чистоты и святости христианской веры…»
В рапорте наказного атамана по итогам расследования, откуда среди казаков распространился иудаизм, говорилось, что его принесли выходцы из Новороссийского края, попавшие туда при первоначальном заселении (особенно из Польши).
Судя по документам, жесткие меры в отношении казаков-субботников не предпринимались. Служили они на общих основаниях с одностаничниками, их не лишали звания, льгот, земельного надела; все противодействие свелось к попыткам переубеждения.
У гребенских старообрядцев при каждой станице имелись скиты, где проживали за счет подаяний отшельники. Как правило, находились они на месте т.н. «старых станиц», где оставались заброшенные постройки. Вот что пишет Ф.С. Гребенец, побывавший в Ново-Гладковском скиту в конце 80-х годов XIX века:
«В гребенских станицах встречаются особые усадьбы, обнесенные высоким и глухим забором или плетнем, из-за которого виднеется густая зелень плодовых деревьев. В тени этих деревьев стоят необычайно маленькие избушки. После продолжительного блуждания вокруг забора нам удается найти маленькую, незаметную калиточку, в которую можно пройти, только изогнувшись в три погибели. Но калитка эта крепко заперта на запор изнутри…
Все эти избушки по своей постройке имеют совершенно однообразный и оригинальный вид, который нигде в Терской области не встречается, кроме гребенских станиц. В них сразу виден характерный тип великорусской избы – сравнительно высокий сруб, составленный из круглых дубовых или сосновых бревен, с острой крышей, крытой тесом или соломою; по краям крыши, косякам и прочим углам виднеется резьба по тесу и разные фигуры. Каждая мелочь дышала желанием удержать старину во что бы то ни стало… В скитах вовсе нет молодых женщин… В каждой избушке скитницы живут по одной, по две – не более, и живут совершенно самостоятельно, и никому не подчиняясь… Из двух живущих в ските, обыкновенно, старший считается владельцем, который, умирая, передает его сожителю… Кроме движимого имущества, вроде платья и обуви, скитники могут иметь фруктовые и виноградные сады, и быть даже владельцами «пая» в мирских виноградниках…
В скитах нет иерархической подчиненности и не только нет общего имущества, но даже каждые один или два скита отделяются от прочих забором.
Староверы считают своей обязанностью щедро помогать скитам на том основании, что скитники и скитницы молятся о них Богу за их мирские грехи…
Гребенские скиты отличаются от древних раскольнических. Прежние скиты основывались гонимыми старообрядцами, главным образом, с той целью, чтобы укрыться от «мирской неправды»; для этого скитальцы прятались в глухие трущобы, болота и дремучие леса. Основой была идея веры, которую требовалось спасти. Здесь же поступают в скит, преимущественно, из личных невзгод: от бедности и неудач в жизни, от физического убожества, по интересам семьи и только весьма немногие идут из-за тех побуждений, которыми руководствовались древние скитники…"
Мне не удалось найти описание обрядов венчания, крещения, отпевания, похорон в гребенской общине. Вероятно, они происходили, как у всех старообрядцев. Но обряд поминания усопших конца XIX века описан П.Т. Кулебякиным («Гребенцы», 1888 г.):
«Не малую долю разорения казачьему хозяйству приносили поминки умерших. Каждый казак заботился о поминках даже больше, чем о свадьбе. Умер человек – его начинали поминать: 1 помин шел сразу после похорон и назывался «горячим столом»; второй помин – на 3-й день после смерти. 3-й на 9-й день, 4-й – на 20-й день, 5-й – на 40-й день, 6-й – в полгода, 7-й – на год, 8-й – память дня рождения покойного. Во все эти дни созывались уставщики и человек 40 и более родственников и посторонних стариков и старух… Кончив поминки и помолившись Богу, садились снова за так называемый «присест». В это время многие уходили по домам, но уставщики и другие, более свободные люди, любящие покутить за чужой счет, оставались. Присест этот заканчивался иногда полным опьянением присутствующих и разными перебранками и пересудами. Всех покойников после смерти поминали 2 раза в год: в день смерти и в день рождения… Поминки очень тяготили казаков, и многие были бы не прочь заменить их чем-нибудь полегче, но уставщики за поминки крепко держались…"
В старообрядчестве существует немало запретов, которые должен исполнять верующий. Нельзя есть и пить из одной посуды с иноверцами, сквернословить, богохульствовать, играть в карты, пить спиртное, чай, курить табак и т.д. Происхождение табака, например, старообрядцы объясняют по-своему — от блудной девки. Произошло это тогда, когда народ был строгий и суровый. Одна девка согрешила, ее убили и закопали у дороги, далеко от селения. Прошло много времени, и на могиле выросла какая-то особенная трава с широкими листьями. Однажды рядом проходил путник. Черт надоумил его сорвать листик с этой травки, свернуть его, поджечь и попробовать. Понравилось, и решил он выкопать траву с корнем. Дорылся до могилы и увидел, что корень как раз выходил из с…я блудницы.
Вино употреблялось на протяжении всей жизни казака и при исполнении всех соблюдавшихся обрядов. С точки зрения старовера, это не считалось пьянством (за исключением тех, кто этим явно злоупотреблял — но таких были единицы). Зато употребление водки не приветствовалось. Казак считал для себя унизительным переступить порог кабака (питейные заведения появились в станицах в конце XIX века). В Червленой был один кабак (хозяин — ногаец), и посетители его были, как правило, люди приезжие. Казаки не ходили туда, в том числе, из-за брезгливости к «поганой» посуде.
«Удивляюсь, как крепко удерживаются обычаи в станичной среде, — писал о земляках Ф.С. Гребенец. — Казак-старовер, поступив на службу, в течение 5–8 лет окружен православными, пьет и ест без разбора из «поганых» чаш, ест свинину, курит табак и т.д. Но стоит ему вернуться домой, и он вновь нетерпимый старовер… Женщина остается наиболее упорным ядром завета отцов. Это и понятно, если взять во внимание, что женщины большей частью находятся в станице, тогда как казак успевает подчас побывать в Польше, Персии, Тифлисе, Санкт-Петербурге. Живут староверы своей особенною жизнью, делят между собою горе и радости, взаимно помогают друг другу в хозяйстве, считают себя верными хранителями древнерусских обычаев и порядков, верными сынами древнехристианской церкви, и глубоко убеждены в своей непогрешимости. Это придает им нравственную силу, выносливость и гордость».
А.Петров

0

2

В целом взаимоотношения светских и духовных властей со старообрядцами Терского левобережья имели свои особенности. Генеральная линия на искоренение раскола (в правление Анны Иоанновны, Николая I и др.) почти не ощущалась казаками-старожилами. Государственные деятели в центре и на местах "закрывали" глаза на казачье старообрядчество, либо вынужденно его поддерживали. Яркие примеры этого дают 30-е гг. ХIХ века. В это время в центре страны разрушались старообрядческие центры и старообрядчество фактически ставилось под запрет, линейным же казакам высочайшим указом 1836 года разрешалось совершать богослужение по своим обрядам.

Религиозная обстановка на Тереке обострялась прежде всего в связи с деятельностью православных священнослужителей. Однако, в возникавших конфликтах светская власть неизменно становилась на сторону казаков-старообрядцев. Казачье старообрядчество не содержало "хулы" на государство и церковь, а двоеперстие не мешало присягать российскому престолу и верно нести службу. Именно военная функция казачества считалась главной, и ради ее сохранения правительство шло на уступки, зачастую пересматривая собственные решения.
Тем не менее удельный вес старообрядцев в общей массе казачьего населения неуклонно сокращался. Это было вызвано военными действиями и переселенческой политикой царизма.

При заселении передовых рубежей (на правобережье Терека), где велики были потери от столкновений с горцами, первыми в списки заносились неправославные (например, большинство казаков станицы Умахан-Юртовской составляли старообрядцы). На этот процесс оказывали влияние и меры, предпринимаемые православной церковью по борьбе с расколом.

Распространение православия являлось составной частью государственной политики по отношению ко всем казачьим группам (38, с.80).
Согласно Л.И.Футорянскому, в начале ХХ века раскольники в Терском войске составляли 15,6% всех казаков (39, с.123). В 1900 г. в станице Наурской на 6374 православных приходилось 229 "раскольников"-беспоповцев, которые все таинства совершали в собственной часовне (40, с.184). В Ищерской старообрядцы австрийского толка составляли менее трети всех жителей (41, с.53-54). Даже в гребенских станицах, например, в Новогладковской, старообрядцами оставалась лишь половина жителей станицы (все "австрийцы") (42, л.8 об.; 43, л.6 об.; 44, л.9).
Но по-прежнему оплотом старообрядчества оставались гребенские и часть низовых станиц. По данным 1888 года в Кизлярском отделе из 20915 раскольников преобладали приемлющие "австрийское" духовенство (45, с.56). В 1915 году в Кизлярском отделе насчитывалось 25,2 тысячи старообрядцев и раскольников, что составляло 73,4% всех таковых, живущих на Кавказе (46, с.15).

Позиции старообрядчества на Тереке в ХХ веке были столь сильны, что многие старообрядческие церкви существовали и в годы Советской власти. Как вспоминает бывшая заведующая фондами Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея И.З.Пономарева, когда в начале 60-х гг. была закрыта старообрядческая церковь в станице Калиновской, в музей удалось перевезти "полный грузовик икон ХVII-ХVIII вв., религиозных и светских книг ХVIII в., предметы культа" (47, с.79). В ходе т.н. первой чеченской войны практически все коллекции музея были уничтожены.

К началу ХХ века наиболее сильные позиции в казачьих станицах сохраняли "австрийцы" и беглопоповцы. В Червленной часть старообрядцев-беглопоповцев именовалась никуданцами. Толк нигде неизвестный. Возможно, они назывались так потому, что не входили в существующие согласия. Никуданцы посещали свой молитвенный дом, службу у них отправлял выборный уставщик. Два раза в год представители никуданцев отправлялись в Москву и привозили священника, "от ереси преходящего", за общественный счет в станицу, где он совершал необходимые требы. Когда священника не было, все требы, за исключением венчания, полного обряда погребения и крещения, исполняли местные уставщики, которых избирали из пожилых, нравственных людей, знакомых с религиозной литературой (48, № 26). А в Новогладковской 10-12 семей называли себя "неокружниками", молились в собственном молитвенном доме, но постепенно сливались со старообрядцами других толков (49, с.105). Таким образом в рассматриваемый период старообрядцы на Тереке придерживались разных толков и не преодолели разногласий.

Наши информаторы сообщали, что зачастую и в семьях не было религиозного единства (мать относилась к австрийскому толку, дочь - к никуданскому, один брат был православным, другой - "австрийцем", невеста "единоверка", жених - "австриец" и т.п.). Это сильно осложняло взаимоотношения в семьях, о чем писали и дореволюционные авторы. Однако, противостояние внутри старообрядческой среды не было абсолютным и роковым. Так, беглопоповцы переходили к австрийцам из-за близости обрядов, родства, свойства, недовольства преходящими священниками и пр. (48, № 26).

Переход в православие облегчал развод, т.к. браки старообрядцев церковь считала недействительными. При выходе замуж, женщины чаще всего изменяли конфессию, поскольку в православных семьях быт был менее суровым. Были и случаи перехода в православие мужчин, которые брали себе новых жен. Подобные акции резко осуждались. Казаки говорили: "Отступнику спасения нет" (50, с.358). В каждом жилище на видном месте висели картины страшного суда, которые должны были остановить "перебежчиков" в иную конфессию.

Наиболее напряженные отношения (враждебные, как писали некоторые дореволюционные авторы - 41, с.47) сохранялись у старообрядцев с православными, как правило, более поздними переселенцами. Это нашло свое отражение в планировке станиц. Население по религиозному признаку группировалось в отдельных слободах, где каждая группа имела свое культовое здание. Так было в станице Новогладковской, где "старожители"-старообрядцы составляли в конце 70-х гг. ХIХ века 52% населения, "хохлы"-православные - 38% и казанские татары-мусульмане - 9% (23, с.242). Примечательно, что и казаки бывшего Семейного войска при переселении на Терек старались "держаться" единоверцев. Старообрядцы жили в станице Каргалинской, в то время как православные - в Бороздинской и Дубовской. И после смерти представители разных конфессий хоронились на разных кладбищах (для православных, старообрядцев, мусульман).
Иноверное окружение способствовало консервации культурно-бытовых особенностей старообрядцев Терека, новшества входили в обиход с большим трудом. Старожилы не выращивали картофель и некоторые другие сельскохозяйственные культуры, предпочитали традиционную одежду, убранство жилищ и пр. Лишь в конце ХIХ века старообрядцы стали принимать православных у себя, но предоставляли им особую посуду. Ходили и к ним в гости, после чего очищались молитвой у уставщиков. Наиболее приверженными старообрядчеству оставались женщины.

Терские старообрядцы считали себя хранителями древнерусских обычаев и порядков, верными сынами древнехристианской церкви. Это, по мнению дореволюционных исследователей, придавало им нравственную силу и гордость (23, с.252). Убеждение в собственной исключительности, противопоставление "истинно верующих" (себя) "мирским" в еде, питье, молитве и пр. было характерно для старообрядцев всех толков.

В целом и в начале ХХ века казаки-старообрядцы вели достаточно замкнутый образ жизни, пытались отгородиться от "мира Антихриста", "мирских", редко роднились с православными, не брили бород. По словам современника, в обычаях терских старообрядцев сохранялось "много особенностей, данных им расколом. Отвращение от трубки, поклонение иконам старой живописи, благоговение к книгам до никоновского издания и равнодушие к обрядам православной церкви" (см.: 2, с. 75-76). В то же время современников не переставало поражать соединение несоединимого: в одной комнате на стенах висели старинные медные складни и оружие, определенная замкнутость быта сочеталась с постоянным "якшанием" с иноверцами (51, с. 111).

Казалось бы, христианская идеология и военизированное сословие также несоединимы. Однако казачество нашло в христианстве такие стороны, которые не просто помогали ему в единении, но и в сохранении образа жизни. Как известно, русская религиозная традиция всегда чтила воинов-заступников, людей самоотверженных, готовых отдать жизнь за других. Религиозная традиция приписывает Христу такие слова: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Евангелие от Иоанна 15; 13). Этот идеал стал одним из основополагающих у казачьих социоров. Представления о загробном мире, вера в то, что отдавшие жизнь за веру, царя и Отечество окажутся в раю, придавали казакам особое бесстрашие. По словам современников, казак не боится смерти и в любой момент готов умереть, взяв конец бороды в рот, и таким образом причастившись (52, с.103). Войсковое начальство также отмечало, что казаки "на явную смерть идут без размышления" (53, л.21).

Весь жизненный уклад казаков был пронизан христианством. Сельское общество в целом и каждый казак в отдельности существовали в литургическом ритме, с чередованием будней-праздников, постов-мясоедов.
Христианство освещало важнейшие вехи на жизненном пути казаков: рождение, свадьбу, смерть, которые сопровождались крещением, венчанием, отпеванием. Как в других регионах страны, эти таинства считались наиглавнейшими.
Внутреннее пространство жилищ обязательно включало красный угол, где помещались образа (т.н. Деисус - иконы Спасителя, Пресвятой Девы и Иоанна Крестителя), пелена, лестовки, лампадки, свечи, пасхальные яйца. По своей семантике эта часть дома, что характерно для общерусской традиции, приравнивалась к алтарю храма и как бы повторяла его. Христианские символы (кресты) помещались на многих предметах (двери, окна, лавки, печь и пр.). Молитвы сопровождали прием пищи, выход на работу, службу, посещение знакомых и родственников. Забота о спасении души способствовала развитию "скитничества".

Для местного старообрядчества был характерен особый тип соединения христианства с традиционными языческими представлениями. Нагляднее всего это проявилось в календарной обрядности казаков (подробнее см.: 5, с.50-63).В частности, не имеющим прямых аналогов в русской этнографии, является бытовавший у гребенцов Троицкий обряд "пускания кораблей" по Тереку.

Троицкий "корабль" строили специально. В станице Курдюковской он представлял собой трехметровую лодку, окрашенную в красный цвет (каюк), в Червленной - маленькую модель корабля с мачтами и снастями. В Гребенской - это было четырехугольное сооружение, "как стол". На корабль помещали кукол в казачьих костюмах (казачка и казачку, иногда только казака); для них накрывали на корабле стол с питьем и едой - жареным воробьем (или куском курицы), яичницей; иногда ставили и вино в маленькой бутылочке. Корабль украшали лентами, лоскутами и с песнями несли по станице к воде - к озерам, но чаще к Тереку. Шествие сопровождалось песней "Как по морю было, по морюшку" о червон - корабличке, который непогода заносила во иную землю, где царит - королюет девушка Маринушка (Марина Кайдаровна).

После того как "корабль" спускали на воду, в него начинали стрелять, стараясь попасть в кукол или венок, чтобы потопить его. Дети выхватывали из воды остатки "корабля", ленты, лоскуты и делили между собой. В таком виде обряд сохранился только на Тереке, в общерусской Троице ничего подобного нет, хотя отдельные элементы имеют параллели в других обрядах.
Песни, сопровождавшие обряд "пускания кораблей", исполняли и на свадьбах. Например, в станице Старогладковской пели "Селезень, мой селезень" (селезень невеселый: утица подстрелена; молодец невеселый: девица просватана за другого).

Рассматривая обряд "пускания кораблей" в совокупности его элементов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в нем содержатся рудименты обряда жертвоприношений - воде или предкам, т. к. путь к последним лежал по воде. Об этом свидетельствуют "стол" на "корабле" (воробей - курица, яичница, вино как поминальная еда), куклы казака и казачки как замена живых людей. Во-вторых, этот обряд имел форму ритуального отправления на "тот свет" через потопление, о чем свидетельствуют древние формы похоронного славянского обряда в ладье, а также ленты и лоскуты на корабле как замена полотенца - символа пути в загробный мир. И в-третьих, обряд пускания кораблей имел несомненную связь со свадебным обрядом, на которую указывают характер сопровождающих его песен (мотив увоза девицы на корабле), их свадебные функции, а также древность обычая совершения браков у воды.

Таким образом, "пускание кораблей" в конце ХIX - начале ХХ в. представляло собой сочетание разнохарактерных, разновременных, разноконфессиональных по своему происхождению обрядов. То же самое можно сказать о Святках, Масленице, Пасхе и других широко отмечаемых праздниках.

Подробное рассмотрение истории старообрядчества на Тереке позволяет сделать следующие выводы.
Старообрядчество казаков Терека имело "дораскольнический" характер. Оно явилось не результатом раскола, а результатом сохранения верований раннего христианства.

Старообрядчество объективно выступило формой религиозной оппозиции официальной церкви, хотя сами казаки, понимая невыгодность своего политического положения, всячески старались не доводить дело до открытого конфликта, внешне демонстрировали уступчивость, умело использовали силу государственной власти, которая шла на уступки и даже защищала их от нападок православного духовенства. Старообрядчество на Тереке, имевшее иные истоки (оно не возникло из противостояния и непримиримости), само по себе не содержало антикрепостнического, антигосударственного, антицерковного заряда. Оно, в отличие от организованных старообрядческих толков, сформировалось, так сказать, естественным путем.

Тенденция к обособлению, изоляции от внешнего мира, характерная для разных толков старообрядчества, проявлялась и на Тереке. Дореволюционные авторы писали о том, что раскол замкнул гребенское общество, разобщил его с русским народом (12, с.166). Оно опиралось, прежде всего, на систему патриархальных семейно-бытовых норм.

Как и в других регионах, старообрядцы Терека были более грамотны, чем окружающее их православное население. Обучение детей по старопечатным книгам преследовало главным образом религиозные цели и осуществлялось в семьях, у грамотных станичников (таких негласных домашних учителей в 70-е гг. ХIХ в. в Новогладковской насчитывалось 4 - см.: 23, с.268), в скитах, а в начале ХХ века в старообрядческих церковно-приходских школах. Наибольшей популярностью пользовалась апокрифическая литература, сочинения одного из великих Отцов Церкви Иоанна Златоуста, а также Часовник, Апостол, Псалтирь и др. По сей день терские старообрядцы сохраняют религиозные книги ХVIII века, доставшиеся им от отцов и дедов.

Старообрядчество казаков Терека запечатлело ярко выраженные пласты восточнославянского язычества, которое оказалось тесно переплетено, включено в христианскую обрядность.
Местная религиозная система имела ряд особенностей, и ее можно рассматривать как один из вариантов народного христианства.
В отличие от других регионов, старообрядчество на Тереке не дало толчок развитию новых экономических отношений. Консерватизм, запрещение на всякую "новину" (одежду, продукты питания и пр.), в том числе и в производственной деятельности, составляли характерную черту местной конфессиональной системы.

Старообрядчество на Тереке оказало огромное влияние на самосознание старожильческого казачества. Хорошо известно, что в сознании людей ХVII-ХIХ вв. понятие "русский" было равнозначно понятию "православный" (4, с.96, 113-114). На Тереке же такими равнозначными понятиями выступали "старовер" (истинно православный) и "гребенец". Отрицание официального православия приводило и к отрицанию принадлежности к русским. В этом (в том числе) и заключался один из парадоксов, наблюдаемых современниками. Люди, говорящие по-русски и считающие себя истинными христианами, тем не менее, к русским себя не причисляли.

Старообрядчество способствовало сохранению гребенской субэтнической группы, о чем в своих "доношениях" сообщали и сами казаки. Остальные казачьи группы, позднее появившиеся на Тереке и в значительной степени "оправославленные", тем самым были лишены одного из важнейших этноразделительных признаков и не выступали столь единым монолитом, как казаки-гребенцы. Они легче адаптировались к православным переселенцам, через православие их самосознание постепенно переводилось в "русское русло", теряло свою этноконфронтационность.
Старообрядчество на Тереке испытало определенное влияние со стороны различных толков "классического раскольничества", старавшегося придать ему дух оппозиционности государственной власти и церкви, эсхатологичность. В отдельные периоды это удавалось. Однако большей частью религиозная обстановка на Тереке обострялась не в связи с действиями старообрядцев, а в связи с определенной линией, которую проводили светская или (чаще всего) духовная власти. При этом, как уже отмечалось, светская власть шла на попятную, учитывая сложную обстановку на Северном Кавказе.

Казачье старообрядчество невозможно отнести к основным течениям (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы и пр.). На Тереке при отсутствии духовенства сложились особые формы религиозной деятельности, осуществлявшиеся под руководством наиболее уважаемых и нравственных казаков, передающих свои познания сыновьям. То есть здесь фактически долгое время господствовало беспоповство. Появление на Тереке миссионеров из старообрядческих центров привело к их признанию в качестве учителей, наставников. Таким образом местное старообрядчество стало развиваться по пути беглопоповства. Однако поимка и выдворение беглых расколоучителей вызывали возрождение прежней традиции. Руководство религиозной жизнью казачьих социоров вновь переходило к местным уставщикам из числа казаков. Возникновение старообрядческой белокриницкой (австрийской) иерархии привело к принятию этого толка частью казаков и переход их на позиции поповства. Деятельность русской православной церкви (в том числе и по распространению единоверчества), расколоучителей разных толков, сектантов привели к усложнению религиозной жизни на Тереке. Однако основная масса казаков-гребенцов сохранила приверженность местному варианту старообрядчества. Для представителей разных толков и течений обрядово-религиозная сторона жизни оставалась практически одной и той же, только в одних случаях ею руководили выборные уставщики-казаки, в других - православные попы (при единоверии), в третьих - священники, направленные на Терек белокриницкими иерархами и т.п.

Особенностями религиозного сознания казаков в ХIХ веке можно считать представления о своем назначении - быть защитниками веры, Отечества. Их религиозность тесно переплеталась с воинским долгом, выступала фактором консолидации (казаки - братья не только по оружию, но и по вере).

Проанализированные выше особенности позволяют, на наш взгляд, говорить о казачьем старообрядчестве, понимая под ним естественно сложившуюся на основе христианских и языческих представлений религиозно-обрядовую систему, получившую распространение в местах проживания "старых" групп казачества (прежде всего на Тереке и Дону).

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.                      Великая Н.Н. Особенности старообрядчества у гребенских казаков. // Православие, традиционная культура, просвещение (К 2000-летию христианства). - Краснодар, 2000.
2. Гриценко Н.П. Из истории старообрядчества на Тереке в ХVIII - ХIХ вв. // Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Т.ХI. - Грозный, 1977.
3. Сопов А.В. Религиозность казачества: мифы, факты, проблемы. // Проблемы изучения и развития казачьей культуры. - Майкоп, 2000.
4. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.
5. Белецкая Е.М., Великая Н.Н., Виноградов В.Б. Календарная обрядность терских казаков. // ЭО, 1996. № 2.
6. Ржевуский А. Терцы. - Владикавказ, 1888.
7. Гедеон Митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. - Москва-Пятигорск, 1992.
8. Карташев А.В. Очерки по истории русской православной церкви. Т. II. - Париж, 1959 (репринт. изд. - М., 1991).
9. Кабардино-русские отношения в ХVI-ХVIII вв. Т.1. - М.: АН СССР, 1957.
10. Никольский Н.М. История русской церкви. - Минск: Беларусь, 1990.
11. Казачий словарь-справочник. Т. II. - Сан Ансельмо. Калифорния. США, 1968.
12. Попко И.Д. Терские казаки с стародавних времен. Вып.1. Гребенское войско. - СПб., 1880.
13. Юдин П. Л. Из-за старой веры. // ЗТОЛКС. - Владикавказ, 1915. № 13.
14. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. - М., 1961.
15. Юдин П. Гребенские заточники в гор. Красном Яру. // ТВ, 1911. № 208.
16. Из документов Астраханской Духовной консистории. // КЕВ. - Ставрополь, 1875. № 10.
17. Михайловский Г. Исторические сведения о расколе среди терских (гребенских) казаков во второй половине ХVIII столетия. // КЕВ. - Ставрополь, 1877. № 3.
18. Юдин П.Л. Состав казачьих войск на Кавказе в 1767 году. // ЗТОЛКС. - Владикавказ, 1914. № 4.
19. Прот. Попов И. Мои занятия в архивах. // СОЛКС. - Владикавказ, 1912. № 1.
20. Великая Н.Н. Взаимоотношения светских и духовных властей со старообрядцами Терского левобережья в ХVIII-ХIХ веках. // Вопросы северокавказской истории. Вып.6. Ч.1. - Армавир, 2001.
21. Решетов. Старообрядческий скит в станице Калиновской. // СМОМПК. Вып. 16. - Тифлис, 1893.
22. Малявкин Г. Станица Червленная. // ЭО, 1891. № 1.
23. Статистические монографии по исследованию Терского казачьего войска. - Владикавказ, 1881.
24. Равинский И.В. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний. - СПб., 1809.
25. Козлов С.А. "Дневные записки во время путешествия по России 1782 года" о русском казачестве на Северном Кавказе. // Рефераты докладов и сообщений VI Всероссийского научно-практического совещания по изучению и изданию писцовых книг и других историко-географических источников. - СПб., 1993.
26. ГАСК. Ф. 79. Оп.1. Д. 587.
27. ГАСК. Ф. 79. Оп.1. Д.1508.
28. Раздольский С.А. Русская православная церковь в Кавказской войне. // Кавказская война: уроки истории и современность. Материалы научной конференции. - Краснодар, 1995.
29. Ткачев Г.А. Станица Червленная. Исторический очерк. // СОЛКС. - Владикавказ, 1912. № 7-12.
30. Генко А.Н. Арабская карта Чечни эпохи Шамиля. // Записки Института Востоковедения АН СССР. Т.II. - Л., 1933.
31. Дударев С.Л. Эпизод у Прочноокопа: еще раз о беглых и пленных русских солдатах и казаках у горцев в ХIХ в. // Прочноокопский историко-культурный многоугольник. Материалы конференции. - Армавир, 1994.
32. ГАЧР. Ф. 115. Оп.1. Д. 4.
33. ГАЧР. Ф. 62. Оп.1. Д. 2.
34. Великая Н.Н. Религиозное движение в терских станицах в 60-х гг. Х1Х века (по материалам госархива Чеченской республики). // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Материалы научно-практической конференции. - Белореченск, 1998.
35. Русское православие. Вехи истории. - М., 1989.
36. Хорошхин М. Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания. - СПб., 1881.
37. Караулов М.А. Говор гребенских казаков. // СМОМПК. Вып. 37. - Тифлис, 1907.
38. Виноградов В.Б. Некоторые аспекты распространения православия на Северном Кавказе в ХУШ веке. // Кубанское казачество: три века исторического пути. Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар, 1996.
39. Футорянский Л.И. Численность, национальный и религиозный состав казачества России в 1897-1917 гг. // Проблемы истории казачества. - Волгоград, 1995.
40. Востриков П.А. Станица Наурская. // СМОМПК. Вып.33. - Тифлис, 1904.
41. Бутова, Лысенко. Станица Ищерская. // СМОМПК. Вып. 16. - Тифлис, 1893.
42. ГАЧР. Ф.60. Оп.1. Д.1.
43. ГАЧР. Ф.60. Оп.1. Д.3.
44. ГАЧР. Ф.60. Оп.1. Д.39.
45. Максимов Е. Терское казачье войско. // ТС. Вып.1. - Владикавказ, 1890.
46. Кульчик Ю.Г., Конькова З.Б. Нижне-терское и гребенское казачество на территории Дагестана. - М., 1995.
47. Пономарева И.З. О сборе этнографических материалов среди терского и сунженского казачества Чечено-Ингушским республиканским краеведческим музеем в 50-70 гг. // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы Второй международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции. - Армавир, 2000.
48. Малявкин Г. Казачьи верования и суеверия. // ТВ, 1891.
49. Гребенец Ф.С. Новогладковская станица в ее прошлом и настоящем. // СМОМПК. Вып.44. - Тифлис, 1915.
50. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина ХVI - начало ХХ в.). Историко-этнографические очерки. - М.: МГУ, 1974.
51. Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. - Владикавказ, 1912.
52. Ткачев Г.А. Гребенские, терские и кизлярские казаки. - Владикавказ, 1911.
53. РВИА. Ф.644. Оп.1. Д.117.

0

3

Противостояние гребенцов и епископа Иеремии закончилось тем, что в 1845 году все православное духовенство линейных казачьих станиц было отделено от Кавказской епархии и подчинено обер-священнику Кавказского отдельного корпуса Лаврентию Михайловскому, который находился в Тифлисе. Эта мера усилила позиции старообрядчества на Тереке. По данным, собранным в терских станицах в 1846 году, «нераскольников» в Курдюковской не было вообще, в Новогладковской - 2, Старогладковской - 7, Червленной - 12, Щедринской - 16 человек (21, лл. 60-81).

В первой половине ХIХ века положение православного духовенства продолжало оставаться достаточно сложным. В старообрядческие станицы, хотя и назначались священнослужители, но они не имели здесь средств к существованию. Спасало их лишь наличие «поземельного довольствия» (22, л.41).

В пореформенный период старообрядцы не испытывали серьезных притеснений, поповщина была признана безвредным, чисто религиозным течением (23, с.148). А именно казаки-поповцы составляли у гребенцов к тому времени большинство. Они относились к белокриницкой («австрийской») церкви, возникшей в 1846 г. Поскольку переход православного духовенства в старообрядчество происходил крайне редко (известен случай уклонения «в раскольнические заблуждения» дьякона Георгия из станицы Щедринской, за что он был «запрещен от священнослужения» - 24, л.22 об.), все меньше приверженцев становилось у беглопоповцев. Деятельность русской православной церкви, расколоучителей разных толков, сектантов привела к усложнению религиозной жизни на Тереке. Однако основная масса казаков-гребенцов сохранила приверженность местному варианту старообрядчества (о его особенностях см.: 25, с.125-163). Для представителей разных толков и течений обрядово-религиозная сторона жизни оставалась практически одной и той же, только в одних случаях ею руководили выборные уставщики-казаки, в других - священники, направленные на Терек белокриницкими иерархами, в третьих - православные попы (при единоверии) и т.п.

Единоверие возникло в России в 1800 году. Согласно утвержденным правилам, священники единоверческих церквей ставились православным епархиальным архиереем и подчинялись ему. Однако служба должна была отправляться по старообрядческим канонам и книгам. Специально оговаривалось, чтобы не было «хулы ни с единой стороны» (см.: 26, с.182). Единоверие, представлявшее собой попытку поставить под контроль официального православного духовенства старообрядческие общины, соединить православие и старообрядчество, приживалось крайне плохо. Некоторые его успехи на Тереке относятся к последней трети ХIХ века. Важную роль в распространении единоверия у гребенцов сыграл приезжий поп Назарий (Пузин), в честь которого построенная в станице Червленной церковь, именовалась назаровской. Однако, как отмечали современники, единоверцы считали себя теми же старообрядцами, но только «с настоящим попом, а не с самоставленником» (27, с.3).

В пореформенный период на Тереке развернулось церковное строительство, открывались церковно-приходские школы. Этому способствовал и приток православного населения из центральных районов России. Православные церкви финансово поддерживались государством, получали суммы и от Терского войска (28, л.1; 29, л.4). Статистические данные за 1889 год свидетельствуют о том, что в гребенских станицах действовали: 2 старообрядческие и 1 единоверческая церкви в Червленной, по 1 старообрядческой церкви в Курдюковской, Щедринской, Новогладковской, Старогладковской. В трех последних населенных пунктах появились и новые православные храмы (30, с.18-26).

С 1885 года православное духовенство Терека перешло в подчинение Владикавказской епархии. В целом, постоянные переподчинения (с конца ХVIII до конца ХIХ в. они происходили 7 раз и Терское левобережье входило, иногда по несколько раз, в Астраханскую, Моздокско-Маджарскую викарную, Донскую, Кавказскую, Владикавказскую епархии), смена архипастырей не могли не нанести ущерб распространению православия на Тереке.

В пореформенный период изменились формы идеологической работы православного духовенства, стало меньше администрирования. Для бесед со старообрядческими «начетчиками» в терские станицы командировались священники из других регионов для ведения духовно-назидательных бесед. В наставлениях им рекомендовалось выступать принародно в духе «евангельского мира и той любви, которая долготерпит и превозносится, не безчинствует и все переносит» (31, лл.5-5 об.).

Епископ Владикавказский и Моздокский Агапит в начале ХХ века предписывал местному духовенству отправлять службу «уставно и истово, дабы богослужение производило впечатление искренней и сознательной молитвы», использовать в церквах общенародное пение, распространять листки и брошюры с разъяснением церковных служб, проводить внебогослужебные собеседования, разъяснять содержание Евангелия, священных книг, житий святых, устраивать миссионерские съезды по округам для обмена опытом и знаниями, курсы, заниматься приходской благотворительностью и др. (31, лл. 3-3 об.).

Усилившаяся проповедническая деятельность православных священников давала свои результаты. По данным Начальника Терской области за 1900 год, число «раскольников» в области уменьшилось на 0,9% за счет обращения их в православие (32, с.15). Сами старообрядцы объясняли это тем, что некоторые казаки и казачки пытались подобным образом решать свои семейные проблемы. Переход в православие облегчал развод, т.к. браки старообрядцев церковь считала недействительными. При выходе замуж, женщины чаще всего изменяли конфессию, поскольку в православных семьях быт был менее суровым. Отмечались и случаи перехода в православие мужчин, которые брали себе новых жен. Подобные акции резко осуждались. Казаки говорили: «Отступнику спасения нет» (33, с.358). В каждом жилище на видном месте висели картины страшного суда, которые должны были остановить «перебежчиков» в иную конфессию.

В пореформенный период удельный вес старообрядцев в общей массе населения Терека неуклонно сокращался. Это было связано и с предшествующими военными действиями, и с переселенческой политикой царизма. Проведение церковной реформы активизировало деятельность официальной церкви, в том числе и по борьбе с расколом. Даже в гребенских станицах, например, в Новогладковской, старообрядцами оставалась лишь половина жителей станицы (все «австрийцы») (34, л.8 об.). Здесь также проживали «хохлы»-православные (38%) и казанские татары-мусульмане (9%) (35, с.242).

Наиболее напряженные отношения (враждебные, как писали некоторые дореволюционные авторы) складывались у старообрядцев с православными, как правило, более поздними переселенцами. Лишь в конце ХIХ века старообрядцы стали принимать православных у себя, но предоставляли им особую посуду. Ходили и к ним в гости, после чего очищались молитвой у уставщиков. Гребенцы по-прежнему считали себя хранителями древнерусских обычаев и порядков, верными сынами древнехристианской церкви (35, с.252).

В начале ХХ века оплотом старообрядчества на Тереке по-прежнему были гребенские и часть низовых станиц. Крупнейшим центром старообрядчества оставалась Червленная, казаки которой длительное время не допускали поселения в станице православных.

В 1915 году в Кизлярском отделе насчитывалось 25200 старообрядцев и раскольников, что составляло 73,4% всех таковых, живущих на Кавказе (36, с.15). Позиции старообрядчества на Тереке и в ХХ веке были столь сильны, что многие старообрядческие церкви существовали и в годы Советской власти.

В заключение отметим, что взаимоотношения старожилов Терека с православной церковью в дореволюционный период были достаточно сложными и неоднозначными. Старообрядчество гребенцов объективно выступило формой религиозной оппозиции официальной церкви, хотя сами казаки, понимая невыгодность своего пограничного положения, всячески старались не доводить дело до открытого конфликта, внешне демонстрировали уступчивость, умело использовали силу государственной власти, которая в отдельные периоды защищала их от нападок духовенства.

Православной церкви так и не удалось «подобрать ключ» к местным старообрядцам. Попытки в ХVIII в. силой, административными методами заставить казаков отказаться от «раскола» встретили их единодушное сопротивление, что заставило духовные власти отступить. Тем не менее генеральная линия на распространение православия у всех казачьих групп сохранялась (37, с.80), и гребенцы не стали исключением.

Пока шли военные действия православная церковь вынужденно закрывала глаза на то, что происходило в регионе. Среднее Притеречье, где проживали гребенцы, выпадало из церковной статистики. Религиозная обстановка на Тереке обострялась, главным образом, в связи с активностью отдельных представителей православного духовенства.

В пореформенный период позиции русской православной церкви на Тереке упрочились, открылись новые храмы, церковно-приходские школы, методы работы стали более разнообразными и эффективными. Деятельность духовенства облегчалась появлением в гребенских станицах больших групп православного населения. Однако основная масса гребенцов до конца дореволюционного периода сохранила приверженность старообрядчеству.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Матвеев О.В. Слово о Кубанском казачестве, Шептун С. Из истории православной церкви на Кубани. - Краснодар, 1995.

2. Протоиерей Типелев В. Русская православная церковь и казачество на Дону // Первая общероссийская научно-практическая конференция «Казачество как фактор исторического развития России». - СПб., 1999.

3. Гедеон Митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. - Москва-Пятигорск, 1992.

4. Кабардино-русские отношения в ХVI-ХVIII вв. Сб. док. - Т.1. - М., 1957.

5. Юдин П.Л. Терцы и их восточные соседи // ЗТОЛКС. - Владикавказ, 1914. - № 8.

6. Попко И.Д. Терские казаки с стародавних времен. Вып.1. Гребенское войско. - СПб., 1880.

7. Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801). - Т.1. - Владикавказ, 1812.

8. Юдин П. Л. Из-за старой веры // ЗТОЛКС. - Владикавказ, 1915.- № 13.

9. Прот. Попов И. Мои занятия в архивах // СОЛКС. - Владикавказ, 1912. - № 1.

10. Русские. Сер. «Народы и культуры». - М., 1997.

11. Токарев С.А. О религии как социальном явлении (мысли этнографа) // СЭ, 1979. - № 3.

12. Голованова С.А. Региональные группы казачества Юга России: опыт системного анализа. - Армавир, 2001.

13. Михайловский Г. Исторические сведения о расколе среди терских (гребенских) казаков во второй половине ХVIII столетия // КЕВ. - Ставрополь, 1877. - № 3.

14. Из документов Астраханской Духовной консистории // КЕВ. - Ставрополь, 1875. - № 10.

15. Равинский И.В. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний. - СПб., 1809.

16. Мельников П. Исторические очерки поповщины. Ч. 1. - М., 1864.

17. ГАСК. Ф. 101. Оп.1. Д. 692.

18. ГАСК. Ф. 79. Оп.1. Д.1508.

19. Раздольский С.А. Русская православная церковь в Кавказской войне // Кавказская война: уроки истории и современность. Материалы научной конференции. - Краснодар, 1995.

20. Ткачев Г.А. Станица Червленная. Исторический очерк // СОЛКС. - Владикавказ, 1912. - № 7-12.

21. РГВИА. Ф.1058. Оп.1. Д.319.

22. РГВИА. Ф. 1058. Оп.1. Д. 240.

23. Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В.Кельсиевым. Вып. 2. - Лондон, 1861.

24. ГАЧР. Ф. 62. Оп.1. Д. 2.

25. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в ХVIII-ХIХ вв. - Ростов-на-Дону, 2001.

26. Карташев А.В. Очерки по истории русской православной церкви. Т.2. - Париж, 1959 (репринт. изд. - М., 1991.

27. Караулов М.А. Говор гребенских казаков // СМОМПК. Вып. 37. - Тифлис, 1907.

28. ГАЧР. Ф. 63. Оп.1. Д. 7.

29. ГАЧР. Ф. 62. Оп.1. Д. 24.

30. Статистические таблицы населенных мест Терской области. Т.1. Вып. 2. - Владикавказ, 1890.

31. ГАЧР. Ф. 62. Оп.1. Д. 1.

32. Отчет Начальника Терской области и Наказного атамана Терского казачьего войска о состоянии области и войска за 1900 г. - Владикавказ, 1901.

33. Заседателева Л.Б. Терские казаки. - М., 1974.

34. ГАЧР. Ф.60. Оп.1. Д.1.

35. Статистические монографии по исследованию Терского казачьего войска. - Владикавказ, 1881.

36. Кульчик Ю.Г., Конькова З.Б. Нижне-терское и гребенское казачество на территории Дагестана. - М., 1995.

37. Виноградов В.Б. Некоторые аспекты распространения православия на Северном Кавказе в ХVIII веке // Кубанское казачество: три века исторического пути. Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар, 1996.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ:

ГАСК - Государственный архив Ставропольского края

ГАЧР - Государственный архив Чеченской республики

ЗТОЛКС - Записки Терского общества любителей казачьей старины
КЕВ - Кавказские епархиальные ведомости

РГВИА - Российский государственный военно-исторический архив

СМОМПК - Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа

СОЛКС - Сборник общества любителей казачьей старины

СЭ - Советская этнография

0


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » Вероисповедание в гребенских станицах


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно