НОВГОРОДЦЫ - жители Господина Великого Новго­рода — государства, сущест­вовавшего до 1479 г.
     В начале нашего столе­тия русский академик Оз­нобишин, в противовес теории о происхождении Каза­ков от «беглых холопов», выдвинул новую сомнитель­ную версию. По его мнению, нашими родоначальниками следует считать Новгородцев, ушедших на Дон после двух раз­громов их республики в. князем Иваном III и царем Ива­ном Грозным.
     Подтверждений этому нет ни в летописях, ни в актах, а хронология событий прямо противоречит версии русского академика: завоева­ние Новгорода произошло в 1479 г., значит, на два поко­ления раньше, чем Казаки начали возвращаться на Дон (сороковые годы XVI ст.). Так же и карательная экспедиция 1570 года, когда Грозный Зверствовал в Новгороде, предпринята была тогда, когда на Нижнем До­ну уже выросло новое поко­ление -Казаков.
      К тому же, Москва казнила и преследовала в Новгороде исключительно духовенство и торговые верхи, т. е. слой мало способный к военной деятельности и если бы хотя часть их ре­шила бежать в наши степи, то с их приходом на Дону должен был бы зародиться предприимчивый торговый дух, а в нашей речи оста­лись бы следы «окающего» новгородского диалекта. Од­нако ни купеческого смысла, ни такой речи среди Каза­ков не обнаруживается.
     В доказательство своей версии академик Ознобишин приводит сходство новгородского и казачьего респуб­ликанского строя, стиль цер­квей, будто бы новгородский у Верховых Казаков, и хра­нившееся в Тверском (Терском?-О.Л.) музее новгородское знамя с «мед­ведем в кресле». Но казачьи демократические установле­ния полностью самобытны с единственной в мире терминологией; здесь нет веча, нет посадников, нет выборных князей, нет преобладания какого либо класса, всего того, что существовало у Н. Что касается церковного стиля, то Казаки во время своего рассеяния познакомились со многими об­разцами северного церковного зодчества, им мог быть по вкусу и новгородский, но наряду с ним на Дону встречается и стиль византийский, и стиль византийского барроко. А знамя у Казаков служило подтверждением заключенного Договора. В походах оно указывало за чьи интересы бьются воины-наемники, Например, Запо­рожцы хранили среди своих «клейнодов» знамя с черным орлом, полученное от Германского императора Рудольфа, но это не значит, что они были выходцами из Германии.
     Имеется много данных утверждать, что Донские Казаки, рассеянные после 1595 г. по всему северу, в XV в. уже находились и на слу­жбе у Великого Новгорода. Часть из них, вероятно тоже после возвратилась на Дон, но многие остались на чужбине. Почти все сибирские «землепроходцы» выросли в студеном климате новго­родских «пятин», особенно на Северной Двине. Были там Казаки и в XVI в. Толь­ко в одном небольшом сбор­нике актов, изданном недав­но (Материалы по истории крестьян в России XI—XVII в. Ленинград, 1958), Казаки упоминаются дважды: под годом 1548 - «увечный Казак Олеш­ка» в Софиевском Новго­родском доме и под годом 1592 - «Казак Иванко» в вот­чине Новгородского митро­полита. В актах Соловецко­го монастыря Казаков мож­но встретить тоже нередко.
     Версия о происхождении Донских Казаков от новгородцев - результат ве­сьма поверхностного знаком­ства с древней историей ка­зачьей земли и ревностного стремления вывести наш род из общероссийских истоков.
Казачий словарь-справочник