ВЕВ №5 1909 год страницы 139-141.. Духовное торжество въ ст. Старопавловской.
27 января вь ст. Старопавловской было рѣдкое духовное торжество — освященіе новосозданнаго храма. До сего времени жителямъ станицы Старо-павловской приходилось терпѣть много неудобствъ при совершеніи своихъ религіозныхъ потребностей. Храмъ ихъ быль маленькій деревянный, который едва вмѣщали часть желающихъ помолиться. Мѣста въ храмѣ приходилось занимать, что называется, сь бою: большинство молящихся во время богослуженія стояло подъ открытымъ небомъ; чтопредставлялось не всегда удобнымъ. А посему какъ только явилась возможность создать новый—пространный храмъ, казаки съ великимъ тщаніемъ взялись за сіе святое дѣло: они напрягли всѣ свои матеріальныя силы, превозмогли всѣ кажущіяся препятствія при постройкѣ храма. Не помѣшали имъ ни недороды хлѣба послѣднихъ лѣтъ, ни усиленное распространеніе. сектантства (штундо-баптизма). въ сѣти котораго не мало уловлено казаковъ—одностаничниковъ. Богъ помогъ задуманное дѣло довести до конца: постройка и украшеніе храма закончились. И величественный храмъ теперь высится къ небу, и, какъ путеводная звѣзда, ласково приковываетъ къ себѣ взоръ и манитъ на молитву.
Новый Старопавловскій храмъ, по красотѣ своей внѣшней и особенно внутренней, можетъ быть украшеніемъ не только скромной казачьей станицы, но и любого города. Иконостасъ въ храмѣ сдѣланъ изъ мрамора;—мраморомъ-же обложенъ и дубовый престолъ. Постройкою храма завѣдывалъ комитетъ—станичниковъ. Во главѣ комитета стоялъ Сотникъ Адр. Гавр. Зиминъ—рѣдкій по уму, опыту и сердцу христіанинъ. Онъ положилъ въ дѣло храмоздательства все свое знаніе, опытъ, щедрость и, безъ сомнѣнія, потомки оцѣнятъ дѣятельность его болѣе, чіімъ современники.
На торжество освященія храма выразилъ согласіе прибыть самъ Владыка Агапитъ,—тѣмъ болѣе, что это первый храмъ, который предстояло освятить нашему Владыкѣ въ новой епархіи. Вѣсть о пріѣздѣ въ ст. Старопавповскую Его Преосвященства скоро разнеслась по станицѣ, а равно проникла и въ окружающія Старопавловку селенія и станицы еще сь 8-го января. Всякій православный горѣлъ желаніемъ посмотрѣть на новаго Епископа и помолиться въ его присутствіи, за его богослуженіемъ, ибо стоустая молва уже давно говорила, что служеніе новаго Архипастыря отличается величественностію, умиленіемъ, продолжительностію, чинностію—Кіевскою. Къ тому-же за весьма рѣдкимъ исключеніемъ, никто изъ жителей станицы и селеній не имѣетъ представленія объ особенностяхъ архіерейскаго богослуженія, которое, какъ извѣстно,
болѣе рельефно представляетъ красоту православнаго ритуала, его осмысленность и необыкновенное благотворное дѣйствіе на душу человѣка!
Вѣдь не даромъ и исторія убѣждаетъ насъ въ томъ, когда передаетъ намъ разсказъ, какъ предки наши Славяне—послы Св. Князя Владиміра, бывши въ Царьградѣ, были поражены красотою богослуженія Православной Греціи и, придя къ Великому Князю, говорили: «мы не знаемъ, гдѣ стояли, —на небѣ или на землѣ, когда видѣли молящихся Грековъ въ ихъ храмѣ». Ожидали торжества и готовились къ нему всѣ: и не только православные, но и сектанты, не только русскіе,но и кабардинцы.
И воть день тотъ приблизился.
Еще съ утра 26 января видны были толпы паломниковъ, идущихъ по направленію къ ст. Старопавловской. Зимній день, сравнительно морозный и не ясный. Маленькій снѣжокъ въ воздухѣ—ни мало не удерживалъ и не мѣшалъ паломникамъ идти на духовное торжество... Закутанные въ шали, башлыки, а иногда просто прикрытые рядномъ, и пѣшіе, и конные, еле переступая въ сугробинахъ свѣже-нанесеннаго снѣга, нога въ ногу, торопливо шли путники, поспѣвая ко встрѣчѣ Владыки передъ всенощнымъ бдѣніемъ... Звонъ, оповѣщавшій о началѣ торжества, въ „неликій кампанъ" начался съ 4 часовъ—и окружающая храмъ станичная площадь слала наполняться народомъ. Да и самый храмъ былъ настолько полонъ молящимися, что нельзя было и протолкаться въ него, какъ развѣ только со стороны алтаря—восточною дверью. Владыка, прибывъ съ вокзала, по дорогѣ осчастливилъ своимъ посѣщеніемъ (до всенощной) Предсѣдателя строительнаго комитета А. Г. Зимина.
Въ половинѣ 7-го вечера начался трезвонь «во вся» и Владыка прибылъ ко храму, сопровождаемый А. Г. Зиминымъ и всей своей свитой. Встрѣчен - ный во храмѣ Настоятелемъ, облачившись, при пѣніи «Отъ востокъ Солнца»... въ мантію, съ посохомъ въ рукѣ, Владыка взошелъ на
амвонъ и. благословивъ народъ, прослѣдовалъ въ алтарную часть храма, а о. Протодіаконъ возгласилъ: „Возстаните"... и всенощная началась. Послѣ чтенія паремій, молящимся была предложена, съ благословенія Владыки, бесѣда о почитаніи св. храма епархіальнымъ миссіонеромъ А. Т. Сквознико- вымъ. На литію въпритворъ изволилъ выдти самъ Владыка въ сопровожденіи 3-хъ Протоіереевъ, 9 іереевъ, о. Протодіакона и 3 діаконовъ.
Чтеніе о. Протодіакономъ такихъ умилительныхъ прошеній, какъ «Спаси Боже»... и Владыкою—молитвы: „Услыши ны, Боже“ и „Владыко многомилостиве 11... и царящій полумракъ, на которомъ лежала какъ бы сѣнь, завѣса —ожидаемаго,—все это говорило сердцу вѣрующаго, что не теперь, а «во утріе»‘—будетъ то, что съ нетерпѣніемъ всѣми ожидается, и что устроенный храмъ пока еще просто зданіе, хотя и пріятное для глазъ и любезное сердцу,но еще не домъ Божій. Послѣ благословенія хлѣбовъ Владыка вошелъ въ алтарь, гдѣ, стоя по правую сторону готоваго къ освяще - нію Престола, изволилъ вычитывать положенныя уставомъ молитвы. Послѣ пѣнія 1-й каѳизмы, предложена была молящимся, съ благословенія Владыки, бесѣда о. Ключарей ь Каѳедральнаго Собора Священникомъ Путилинымъ— „о великомъ значеніи храма Божія, какъ мѣста поклоненія твари Творцу11".
Отредактировано Ильич (2025-01-21 15:52:35)