Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Старо-Павловская станица » Станица Старопавловская


Станица Старопавловская

Сообщений 31 страница 35 из 35

31

   ВЕВ №5 1909 год  страницы 139-141..  Духовное торжество въ ст. Старопавловской.
27 января вь ст. Старопавловской было рѣдкое духовное торжество — освященіе новосозданнаго храма. До сего времени жителямъ станицы Старо-павловской приходилось терпѣть много неудобствъ при совершеніи своихъ религіозныхъ потребностей. Храмъ ихъ быль маленькій деревянный, который едва вмѣщали часть желающихъ помолиться. Мѣста въ храмѣ приходилось занимать, что называется, сь бою: большинство молящихся во время богослуженія стояло подъ открытымъ небомъ; чтопредставлялось не всегда удобнымъ. А посему какъ только явилась возможность создать новый—пространный храмъ, казаки съ великимъ тщаніемъ взялись за сіе святое дѣло: они напрягли всѣ свои матеріальныя силы, превозмогли всѣ кажущіяся препятствія при постройкѣ храма. Не помѣшали имъ ни недороды хлѣба послѣднихъ лѣтъ, ни усиленное распространеніе. сектантства (штундо-баптизма). въ сѣти котораго не мало уловлено казаковъ—одностаничниковъ. Богъ помогъ задуманное дѣло довести до конца: постройка и украшеніе храма закончились. И величественный храмъ теперь высится къ небу, и, какъ путеводная звѣзда, ласково приковываетъ къ себѣ взоръ и манитъ на молитву.
Новый Старопавловскій храмъ, по красотѣ своей внѣшней и особенно внутренней, можетъ быть украшеніемъ не только скромной казачьей станицы, но и любого города. Иконостасъ въ храмѣ сдѣланъ изъ мрамора;—мраморомъ-же обложенъ и дубовый престолъ. Постройкою храма завѣдывалъ комитетъ—станичниковъ. Во главѣ комитета стоялъ Сотникъ Адр. Гавр. Зиминъ—рѣдкій по уму, опыту и сердцу христіанинъ. Онъ положилъ въ дѣло храмоздательства все свое знаніе, опытъ, щедрость и, безъ сомнѣнія, потомки оцѣнятъ дѣятельность его болѣе, чіімъ современники.
На торжество освященія храма выразилъ согласіе прибыть самъ Владыка Агапитъ,—тѣмъ болѣе, что это первый храмъ, который предстояло освятить нашему Владыкѣ въ новой епархіи. Вѣсть о пріѣздѣ въ ст. Старопавповскую Его Преосвященства скоро разнеслась по станицѣ, а равно проникла и въ окружающія Старопавловку селенія и станицы еще сь 8-го января. Всякій православный горѣлъ желаніемъ посмотрѣть на новаго Епископа и помолиться въ его присутствіи, за его богослуженіемъ, ибо стоустая молва уже давно говорила, что служеніе новаго Архипастыря отличается величественностію, умиленіемъ, продолжительностію, чинностію—Кіевскою. Къ тому-же за весьма рѣдкимъ исключеніемъ, никто изъ жителей станицы и селеній не имѣетъ представленія объ особенностяхъ архіерейскаго богослуженія, которое, какъ извѣстно,
болѣе рельефно представляетъ красоту православнаго ритуала, его осмысленность и необыкновенное благотворное дѣйствіе на душу человѣка!
Вѣдь не даромъ и исторія убѣждаетъ насъ въ томъ, когда передаетъ намъ разсказъ, какъ предки наши Славяне—послы Св. Князя Владиміра, бывши въ Царьградѣ, были поражены красотою богослуженія Православной Греціи и, придя къ Великому Князю, говорили: «мы не знаемъ, гдѣ стояли, —на небѣ или на землѣ, когда видѣли молящихся Грековъ въ ихъ храмѣ». Ожидали торжества и готовились къ нему всѣ: и не только православные, но и сектанты, не только русскіе,но и кабардинцы.
  И воть день тотъ приблизился.
  Еще съ утра 26 января видны были толпы паломниковъ, идущихъ по направленію къ ст. Старопавловской. Зимній день, сравнительно морозный и не ясный. Маленькій снѣжокъ въ воздухѣ—ни мало не удерживалъ и не мѣшалъ паломникамъ идти на духовное торжество... Закутанные въ шали, башлыки, а иногда просто прикрытые рядномъ, и пѣшіе, и конные, еле переступая въ сугробинахъ свѣже-нанесеннаго снѣга, нога въ ногу, торопливо шли путники, поспѣвая ко встрѣчѣ Владыки передъ всенощнымъ бдѣніемъ... Звонъ, оповѣщавшій о началѣ торжества, въ „неликій кампанъ" начался съ 4 часовъ—и окружающая храмъ станичная площадь слала наполняться народомъ. Да и самый храмъ былъ настолько полонъ молящимися, что нельзя было и протолкаться въ него, какъ развѣ только со стороны алтаря—восточною дверью. Владыка, прибывъ съ вокзала, по дорогѣ осчастливилъ своимъ посѣщеніемъ (до всенощной) Предсѣдателя строительнаго комитета А. Г. Зимина.
Въ половинѣ 7-го вечера начался трезвонь «во вся» и Владыка прибылъ ко храму, сопровождаемый А. Г. Зиминымъ и всей своей свитой. Встрѣчен - ный во храмѣ Настоятелемъ, облачившись, при пѣніи «Отъ востокъ Солнца»... въ мантію, съ посохомъ въ рукѣ, Владыка взошелъ на
амвонъ и. благословивъ народъ, прослѣдовалъ въ алтарную часть храма, а о. Протодіаконъ возгласилъ: „Возстаните"... и всенощная началась. Послѣ чтенія паремій, молящимся была предложена, съ благословенія Владыки, бесѣда о почитаніи св. храма епархіальнымъ миссіонеромъ А. Т. Сквознико- вымъ. На литію въпритворъ изволилъ выдти самъ Владыка въ сопровожденіи 3-хъ Протоіереевъ, 9 іереевъ, о. Протодіакона и 3 діаконовъ.
Чтеніе о. Протодіакономъ такихъ умилительныхъ прошеній, какъ «Спаси Боже»... и Владыкою—молитвы: „Услыши ны, Боже“ и „Владыко многомилостиве 11... и царящій полумракъ, на которомъ лежала какъ бы сѣнь, завѣса —ожидаемаго,—все это говорило сердцу вѣрующаго, что не теперь, а «во утріе»‘—будетъ то, что съ нетерпѣніемъ всѣми ожидается, и что устроенный храмъ пока еще просто зданіе, хотя и пріятное для глазъ и любезное сердцу,но еще не домъ Божій. Послѣ благословенія хлѣбовъ Владыка вошелъ въ алтарь, гдѣ, стоя по правую сторону готоваго къ освяще - нію Престола, изволилъ вычитывать положенныя уставомъ молитвы. Послѣ пѣнія 1-й каѳизмы, предложена была молящимся, съ благословенія Владыки, бесѣда о. Ключарей ь Каѳедральнаго Собора Священникомъ Путилинымъ— „о великомъ значеніи храма Божія, какъ мѣста поклоненія твари Творцу11".

Отредактировано Ильич (2025-01-21 15:52:35)

0

32

­
[align=left][align=left]Страницы 142 -144 По окончаніи 3-й каѳизьмы и пѣнія: „Хвалите имя Господне11, Архипастырь и пастыри на срединѣ храма пропѣли величанія Св. Николаю Мѵрликійскому, во имя котораго и устроенъ храмъ. И пѣли акаѳистъ Святому. Причемъ, самъ Владыка вычитывалъ два первые икоса и кондака, а остальные—протоіереи и старшіе—іереи по одному; послѣдній же икосъ и кондакъ, а равно и повторный первый икосъ читалъ самъ Владыка. Благоговѣйное чтеніе Владыкою акафиста въ тонъ пѣвцамъ, тщательное соблюденіе логическихъ удареній, отсутствіе тѣни торопливости, а равно и самое содержаніе акафиста Святителю, носящее изящныя формы художественнаго славянскаго слова, и духъ „помазанія11—самаго творца акафиста, производило разительное дѣйствіе на сердце молящагося. Вѣдь извѣстно, что когда читаешь самъ, то часть сосредоточенности мысли затрачивается на самый процессъ чтенія; но иное получается, когда намъ читаетъ прекрасно другой. Здѣсь весь отдаешься тому, что воспринимаетъ слухъ. Такъ и въ данномъ случаѣ, при чтеніи Владыкой акафиста, слова, какъ громъ, падали на сердце, заставляя его то трепетать отъ сознанія своей ничтожности предъ, величіемъ Творца и Его достойныхъ слугъ—друзей, просіявшихъ праведною жизнію, то побуждая радоваться отъ вѣры въ безконечное милосердіе Божіе, при ходатайствѣ святыхъ; ибо Онъ «хочетъ, чтобы всѣ люди спаслись*... (I Тим. 2, 4). А Евангельская притча о добромъ пастырѣ, глашающемъ своихъ овецъ по имени, какъ нельзя лучше увѣряла трепетную душу молящихся въ томъ. что. при изволеніи Божіемъ и усердіи о спасеніи своемъ самого человѣка, она <пажиіпь обрящетъ» (Іоан. 10, 9). Преосвященный Владыка самъ лично помазывалъ освященнымъ елеемъ всѣхъ молящихся—до конца утрени. Предъ пѣніемъ „Благочестивѣйшаго1', Владыка изволилъ обратиться къ молящимся съ отеческимъ словомъ назиданія. „Возлюбленные братіе, сестры и чада о Господѣ! Устройствомъ, сего благолѣпнаго храма вы показали свою любовь ко Господу,—свое желаніе „восхитить Царство Небесное11. Но, бр., не убаюкивайте себя мыслію, что дла спасенія довольно одной, хотя-бы и не малой, добродѣтели.
Царство небесное берется силою и его восхищаютъ только употребляющіе усиліе (Мѳ. 11, 12). Путь ко спасенію дологъ. Онъ простирается до самой гробовой доски. Нужно всѣмъ переходить отъ добродѣтели къ добродѣтели, отъ совершенства къ совершенству,—приближаясь къ Тому Единому совершенству, Которое именуется Богъ (Мѳ. 5, 48). При нашемъ желаніи спасенія, Милосердый Господь укрѣпитъ и вѣру нашу и пособитъ намъ въ добродѣланіи; „ибо безъ Него мы не можемъ дѣлать ничего11 (Тоан. 15, 5), укажетъ намъ и путь ко спасенію. Кругомъ насъ, напримѣръ, столько горя, несчастій, слезъ/ И какое, значить, возлюбленные бр. и сестры о Господѣ, множество случаевъ, представляетъ намъ Милосердый Господь, дабы мы могли оказать милость ближнимъ нашимъ и чрезъ это сами спаслись. (Мѳ. 5, 7). Вотъ, напр., около насъ больной человѣкъ, нашъ сосѣдь.Долгъ нашъ посѣтить его,помочь ему и хотя добрымъ совѣтомъ, словомъ облегчить его страданія. Такъ-бы должно быть! Но такъ-ли на самомъ дѣлѣ бываеть? „Богъ съ нимъ“—чаще безсердечно говоримъ мы! Или вотъ: предъ нами несчастныя сироты, оставшіяся послѣ смерти своихъ родителей безъ опоры, безъ пріюта, безъ крова! Некому за ними присмотрѣть, некому ихъ приласкать или похлопотать объ устроеніи ихъ жизни. Кажется ничья, а наша обязаннос-ть приласкать ихъ и вывести въ люди. А такъ-ли мы поступаемъ? Вмѣсто помощи изъ устъ нашихъ исходитъ въ отношеніи къ нимъ совершенно безучастное, холодное слово: „Богъ съ ними“! Или еще: встрѣчаемъ мы нищаго, убогаго, питающагося именемъ Христовымъ. Видимъ его крайне бѣдственное положеніе, видимъ протянутую къ намъ за помощію его руку. И защемитъ, иногда, сердце наше и содрогнется оно при видѣ страдальца, потянетъ его (сердце) къ добру, но и тутъ мы нерѣдко пересиливаемъ благіе порывы сердца своего и, обративъ взоръ свой въ иную отъ нищаго сторону, говоримъ ему: „Богъ—дастъ!“ А мало ли бываетъ несчастій отъ пожаровъ, отъ неурожая, отъ землетрясеній или иного чего, когда необходима со стороны нашей скорая, посильная помощь; но мы не помогаемъ, а чаще говоримъ: „братъ мой, иди отъ меня съ миромъ, питайся и грѣйся въ иномъ мѣстѣ, какъ знаешь, у меня своя семья и для нее только припасено, а тебѣ „Богъ дастъ"! (Срав. Іак. 2, 16). Такъ всегда ко Господу и отсылаемъ мы всѣхъ. Богъ дѣйствительно Самъ подаетъ всѣмъ все и, конечно, пропитаетъ бѣдныхъ и всякую слезу отретъ, но мы то, братіе, отказывая ближнему въ милосердіи и отсылая его къ Богу, вѣру, свою въ Бога показываемъ больше словомъ, а не дѣломъ милосердія, какъ бы слѣдовало. Милосердный Господь посылаетъ намъ возможность творить милость, а мы, грѣшные, уклоняемся отъ дѣлъ милосердія!
Нужно сознаться, братіе, что доселѣ мы жили не такъ, какъ Богъ велитъ, любимъ мы больше себя самихъ, а до ближнихъ нашихъ намъ часто нѣтъ никакого дѣла. Такое поведеніе наше противно слову Божію. Возлюбити ближняго своего яко самъ себе’ (Лук. 10, 27), заповѣдуетъ намъ Господь. Только милостивымъ обѣщаетъ Онъ помилованіе на судѣ Своемъ (Мѳ. 5, 7). Не любяй брата пребываетъ въ смерти; всякъ ненавидяй брата человѣкоубійца есть, говоритъ Апостолъ (1 Іоан. 3.14—15). Неужели, братіе, еще нужны намъ громы небесные, чтобы перекреститься, какъ говоритъ присловіе?И ни мы, не понимаемъ, не сознаемъ, что несчастіе, которое испытываетъ нашъ брать, сію минуту, чрезъ мгновеніе, по волѣ Правосуднаго .Бога, можетъ обрушиться и на насъ! Милосердный ['осподъ звалъ насъ къ Себѣ раньше ласкою, посылалъ намъ довольство во всемъ, даровалъ честь и славу. А мы при счастіи и покоѣ, осуетились, забылись и ожесточились! Теперь же Господь посылаетъ праведный гнѣвъ Свой на насъ, наказываетъ насъ, но наказываетъ для нашего вразумленія и привлеченія къ Себѣ. Примѣры: пока страна наша была крѣпка вѣрою, преданностію Православію и Самодержавію, сильна она была; къ ней прислушивались, ея трепетали, не видѣла она бѣдъ и горя, а когда поколебались у насъ устои Православія и Самодержавія, то и постигло насъ такое лихолѣтіе, какого -не видѣли отцы и дѣды наши. Или, не читали ли вы, братіе, какъ за границей, на островѣ Сициліи отъ землетресенія въ одинъ мигъ разрушилось нѣсколько городовъ. Отъ большихъ зданій остались лишь камни и мусорь. Погибло до 200 тысячъ человѣкъ. Осталось до 100 тысячъ калѣкъ. Всякаго добра погибло члолѣе чѣмъ на два милліарда. Почему все это произошло? Передаютъ, занѣсколько часовъ до землетрясенія, по улицамъ г. Мессины шелъ крестный ходъ; вѣрующіе католики молились, а толпа безшабашныхъ молодыхъ людей, выбѣжавъ изъ увеселительныхъ домовъ, опрокинула изображеніе Господа Іисуса и начала глумиться надъ Именемъ Христовымъ и нагло кощунствовать надъ всѣмъ тѣмъ, что вѣрующими почитается за святыню. Безумцы сами призывали землетрясеніе, со всѣми его послѣдствіями; если Іисусъ Христосъ есть Богъ, кощунственно кричали они, пускай поразитъ онъ насъ трясеніемъ земли! Доказательство Божества Христова не умедлило явиться: часовъ черезъ 6 изъ цвѣтущей страны сдѣлалась пустыня, полная плача, стенанія и слезъ. Такъ Господь караетъ хульниковъ! Богъ поруганъ не бываетъ! Страшно, братіе, впасть въ карающія руки Бога живаго! Да послужить Сицилійское несчастіе намъ, братіе. урокомъ. Не станемъ думать, братіе, что мы угоднѣе Богу, чѣмъ Сицилійцы; нѣтъ, и мы окаянные грѣшники, давно достойные кары небесной, но Господь еще ждетъ нашего обращенія и исправленія. Вотъ, бр. и с., Господь помогъ вамъ въ трудные годы построить домъ Божій. Ходите-же сюда съ горькою своею слезой и крѣпкимъ упованіемъ на Бога. Молитесь здѣсь какъ любили молиться ваши отцы—и Св. Угодники Божіи. И Милосердый Господь даруетъ Вамъ по желанію сердца вашего. Передавайте любовь вашу ко Св. Храму и дѣламъ вѣры и благочестія дѣтямъ вашимъ, потомкамъ вашимъ. Не ожесточайте только,
[/align][/align]

Отредактировано Ильич (2025-01-21 10:12:54)

0

33

Страницы 145-146 .
братіе, сердецъ вашихъ. Не противьтеся истинѣ, содержащейся въ святой вѣрѣ нашей Православной. И Милосердый Господь благословитъ васъ— всякимъ успѣхомъ въ дѣлахъ вашихъ для вашей-же пользы и временной и вѣчной, Ему-же Слава во вѣки! Аминь“. Слово Владыки было выслушано съ особымъ вниманіемъ и оно произвело на слушателей сильное впечатлѣніе. И не потому, что его говорилъ тотъ, „иже бѣ архіерей лѣту тому" (Іоан. 18, 13). Нѣтъ! иныя достоинства слова приковывали къ себѣ вниманіе слушателя, которое поглощало слушателей широтою гемы и обиліемъ нравоученія. Вся рѣчь Владыки, въ коей искусство импровизаціоннаго слова и его произношенія сочетались съ глубокими мыслями и сердечностію, были художественнымъ отображеніемъ 13-й главы Евангелія Луки. Владыка, рисуя бѣдствія общечеловѣческія, приводитъ слушателей къ сознанію, что гибель и горе, сегодня бывшіе тамъ, завтра, по волѣ Творца, могутъ быть здѣсь. Если только мы не покаемся,—то тоже погибнемъ. Видно было, что рѣчь Владыки изливалась изъ души, какъ вопль, какъ истинное, правдивое, Богомъ освященное, слово человѣческое, призывающее насъ къ совершенству, къ вѣрѣ въ Бога, къ дѣламъ широкой благотворительности, къ безропотному перенесенію скорбей и печалей, и—радости только лишь о Господѣ. По окончаніи перваго часа Преосвященнѣйшій Владыка, благословивъ народъ, изволилъ указать молящимся на поздній часъ (было 12з/4 ночи), до коего шла молитва и на ея глубокое значеніе. «Молитва вечерняя», говорилъ Владыка, «или полунощная»—великое цѣло. Еще порфироносный Пророкъ позналъ ея многоцѣнность. Еще онъ, вставая въ полночь отъ царственнаго ложа, «слезами омочалъ постелю свою»..... Вотъ и теперь, по милости Божіей, по монастырямъ, напр., Кіевскимъ, совершаются тоже ночныя моленія: изліяніе душъ вѣрующихъ ко Господу.Не подумайте, братья и сестры о Господѣ,что въ монастыряхъ молятся одни монахи. Нѣтъ.Предъ великими праздниками, особенно Св. Пасхою, да и вообще въ апрѣлѣ и маѣ мѣсяцахъ приходитъ въ Кіевъ масса (молящихся)—богомольцевъ, которые соревнуютъ монахамъ въ молитвѣ и бдѣніи.Придетъ иной сюда, выплачетъ здѣсь все свое горе, скинетъ съ себя свое бремя, всю скорбь, утѣшится, ободрится духомъ и съ миромъ возвращается домой ко своимъ обычнымъ занятіямъ.Молитва, молитва полунощная, какъ она цѣнна предъ Богомъ! Вотъ неразумная природа (въ массѣ) умолкаетъ—какъ бы, забываетъ славить своею жизнедѣятельностію Творца, который установилъ законы всѣмъ и всему, а одинъ только вѣнецъ творенія—человѣкъ бодрствуетъ, молится Создателю своему «о мирѣ всего міра», о Царѣ своемъ, о Св. Церкви. Какъ это угодно Богу! Пропоемъ же теперь всею Церковію и мы: «Молитву за Царя», Тропарь Св. Николаю—и «на расходъ»: «Подъ Твою милость», что и послѣдовало. По исполненіи сего, Владыка, при торжественномъ трезвонѣ, отбылъ на ночлегъ. Разошлись и вѣрующіе, насладившись вечернимъ духовнымъ торжеством ь, въ чаяніи испить новаго духовнаго пива съ наступленіемъ всерадостнаго дня 27 января. Душа, насладившись бесѣдою съ Богомъ, дала полный покой и тѣлу, покой, который неизвѣстенъ тѣмъ, кои всуе мятутся. Всю ночь по станицѣ двигались обозы съ паломниками, а съ появленіемъ зари, за долго до благовѣста, площадь и улицы были полны народа. Особенно поусердствовали явиться на торжество—жители Куркужинскихъ хуторовъ, кои раньше составляли одинъ приходъ со ст. Старопавловской. Они, за рѣдкимъ исключеніемъ, были всѣ на лицо.
(Окончаніе будетъ).[/align]

Отредактировано Ильич (2025-01-21 10:25:04)

0

34

ВЕВ №6 1909 год  страницы 197-201  Духовное торжество въ ст. Старопавловской. Окончание статьи.
https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1358/t797166.png
https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1358/t253282.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1358/t647612.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1358/t632466.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1358/t318671.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1358/t988688.jpg

Отредактировано Ильич (2025-01-21 18:18:07)

0

35

Рапорты о угоне горцами скота, показания каз. Греб.КП Сехина Е. 1818г. (РГВИА ф.13454 оп.1, д.182 л.13)

Ведомость Вол.КП ст. Павловской выбежавшим в ночь под 21 число ноября месяца прошлого 1817 года из станицы в степь лошадям и неизвестно каким ворам взятыми.

1. у Отст.каз. Андрея Чирскова
2. у Пят. Семена Доспеева
3. у Пят. Казмы Григорьева
4. у Каз. Василия Седикова
5. у Ур. Михаила Кузихина
6. у Ур. Данилы Хламова
7. у Каз. Ивана Хламова
8. у Каз. Захара Шашлова
у малорос. Андрея Иванова (прожив. у Отст.Ес. Золотарева)

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Старо-Павловская станица » Станица Старопавловская


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно