III. Станица Старопавловская.
Эта станица имеет только одно кладбище, на котором похоронены офицеры-станичники: есаул Коновалов, отставной хорунжий Пегушин, хорунжие Алексей Андреевич Хламов и вахмистр Петр Осипович Хламов.
Прочих сведений, требуемых приказом по войску, не имеется.
[Доклад начальника войскового штаба Терского казачьего войска генерал-майора Чернозубова Его Превосходительству Наказному Атаману Терского казачьего войска 18 апреля 1912 г. Владикавказ].
ЦГА РСО-А ф.203, оп.1, д.18, л. 1-13об.]
Доклад полностью опубликован в Терском сборнике, М.: Миракль, 2017. - Вып. 2.
Станица Старопавловская
Сообщений 1 страница 30 из 30
Поделиться12018-09-29 07:01:47
Поделиться32020-12-28 09:39:17
Церковь-Николая Чудотворца. Новая церковь в станице Старо- Павловской была построена из кирпича на пожертвования казаков в 1905 1907 годах, 19 декабря 1908 года церковь освятили и назвали Николаевской в честь Николая Чудотворца (по церковному календарю). Строил церковь Михаил Илларионович Губин.
Это был великолепный памятник архитектуры тех лет. На его возведение потребовалось около 500 тысяч рублей, а на отделку 70 тысяч (для сравнения корову тогда можно было купить за 5 рублей). Огромный главный свод рама украшала роспись в виде голубого звездного неба. Ограда, как и сама церковь, была построена из кирпича. В хорошую погоду станичную церковь было видно за 12 км, а звон колоколов был слышен в ст. Солдатской.
Священником в церкви служил Сквозняков (или Сквозников имя и отчество пока установить не удалось). У него было четыре сына: Николай (он помогал ему в церкви), Борис, Евгений и Михаил. Один из них, по политическим соображениям отрекся от отца.
Церковь простояла всего 3 десятка лет. В 1938 году ее закрыли и начали рушить. Губину Михаилу Илларионовичу, строителю церкви, приказали самому снять кресты « Ты строил ты и снимай» - говорили коммунисты. Был, большой скандал и Михаилу Илларионовичу пришлось уехать из станицы.
Затем началась. Вторая Мировая война, священник переехал в поселок Комсомолец, где стал работать кузнецом. По поводу своего рода занятий, он говорил, что этим будет помогать фронту. Через некоторое время священник Сквозняков переехал в г. Нальчик, где вновь служил в церкви благочинным Нальчикского округа. Умер и похоронен в городе Нальчике.
Ломали церковь ярые атеисты: Белогуров, Артуганов, Коновалова Анна с помощниками.
Строительный материал, из которого была построена церковь, был использован при строительстве школы в селе Псыхурей КБР. Из истории ст.Старо-Павловской Плыгунов М.Ф. 1994-1996 годы
Отредактировано Ильич (2020-12-28 09:40:01)
Поделиться42020-12-28 09:54:26
На этой фотографии, двух этажное здание церковно-приходской школы, которое при разрушении Николаевской церкви было оставлено. В этом здании после ВОВ в 1947 году 27 апреля, был организован Аполлонский Детский дом, для детей, чьи родители погибли на фронтах войны. Позднее 25 августа 1966 года на
базе Детского дома была организована вспомогательная школа-интернат, которая работает в настоящее время.
Возле Николаевской церкви в 1910 году было начато строительсво церковно-приходской школы. Занятия начались в ней в1912 году. Сюда были переведены учащиеся, которые занимались ранее в бывшем дому Зимина, переделанного под школу. Это старое здание, после перевода учащихся в новую двухэтажную церковно-приходскую школу (ныне в этом здании находится школа интернат)- было снесено, а на месте его стали строить новое кирпичное здание школы, типичное по тому времени.
В 1914 году строительство этой школы было закончено. Она получила название начальной школы. Заведовал ей Вознесенский Георгий Петрович. Учителями в этой школе были: Глаголев Николай Николаевич и Черкасов Сергей Антонович. Ещё до революции 1917 года в двухклассном училище обучали детей с первого по пятый класс включительно, в церковно-приходской школе с первого по третий класс, затем дети обучались в высшем начальном училище, которое размещалось в здании музея. С церковно- приходской школы дети шли в четвёртый класс, а из 2-х классного училища в шестой класс.
Летом 1917 года эта школа была преобразована (после настоятельных ходатайств) в Высшее начальное училище. Заведующим этим училищем был назначен уроженец нашей станицы, работающий учителем в Марьинском высшем начальном училище – Дроздов Алексей Андреевич отец работавшей в то время в школе завучем по воспитательной работе и преподавателем русского и литературы Солнышкиной /Дроздовой/ Клавдии Алексеевны.
Дроздов А.А. одновременно был назначен и инспектором училища.
После победы Великой Октябрьской революции 1917 года , в первые годы Советской власти, был изъят из преподавания « закон божий» , школа отделилась от церкви, церковь от государства, в школу пришли массы детей сельских крестьян. Заметные изменения школа ощутила на местах, только после разгрома белоказачьих банд на Северном Кавказе, после окончательно установления Советской власти – март 1920 года.
До революции после окончания училищ и школ в станице, более состоятельные родители отправляли своих детей учиться в города: Нальчик, Георгиевск,
Владикавказ, Пятигорск, Ставрополь и даже в Москву. Сведения из истории ст.Старо-Павловской Плыгунов М.Ф. 1994-1996 годы
Поделиться52020-12-28 10:17:29
Май 1912 год. Резиденция атамана ст.Старо-Павловской и дуб ,который был посажен примерно в 1826 году. А в редактируемой электронной версии истории ст. Старо-Павловской - указано, что дуб был посажен Колтун Лукой в 1827 году.
" Все сходы казаков станицы проходили возле церкви, а чаще под дубом. По преданию стариков дуб был посажен в 1827 году. Имеется три версии об этом дубе, передаваемые по-разному от прадедов.
Одна версия говорит о том, что дуб был посажен по случаю приезда в станицу из Владикавказа атамана отдела. При посадке этого дуба присутствовали все знатные казаки станицы во главе с войсковым старшиной подполковником Пегушиным и Есаулом Коноваловым. Посадку дуба произвел некий Лука Колтун, работник богатого казака Серебрякова.
Перед своей смертью Лука попросил спилить ему на крест один из отростков, что и было сделано. И сейчас этот отпиленный отросток виден.
В честь посадки дуба есаул Коновалов преподнес Колтуну бутылку вотки. /Эту версию рассказал Губин Андрей Илларионович по рассказу своей бабушки/.
Вторая версия говорит о том, что этот дуб был вырыт где-то под станицей Солдатской в лесу казаком Серебряковым Аверьяном и его работником Колтуном, привезен в станицу и посажен возле дома казака Серебрякова. Позже в свое подворье Серебряков продал обществу. Возле дуба 1893 году было построено станичное правление – большой дом из толстых чинаровых брусьев.
/Эта версия была рассказана Серебряковым
Филиппом Федоровичем - старожилом станицы/
Третья версия, рассказанная Мартыненко (Осипенко) Дарьей Власовной, говорит о том, что выбранное под поселение станицы место /при переселение ее с Куры на Малку/ было покрыто лесом и большим кустарником. Что бы строить дома, нужно было выкорчевывать деревья и вырубать кустарник. При вырубке был оставлен красивый молодой дубок. Как раз он пришелся к южной стороне площади.
Но все-таки, большинство старожилов утверждают, что дуб был посажен Колтуном Лукой в 1827 году. Сейчас этот красавец-дуб своей кроной перекрывает поперек всю улицу Советскую возле хозяйственного двора вспомогательной школы, радуя глаз гостей и жителей станицы." Сведения из истории ст.Старо-Павловской Плыгунов М.Ф. 1994-1996 годы.
Поделиться72020-12-28 12:19:53
Памятник погибшим при освобождении ст.Старо-Павловской 7 января 1943 года. Фото после реконструкции 2015 года.
Жители станицы говорят, что станицу освобождала какая-то дивизия азербайджанцев, а также военные моряки на погонах которых стояло « 2 БМУ», что означает Бакинское мореходное училище. Первыми в станице появились разведчики в ночь с 6 по 7 января, а 7 – го входили уже регулярные части. При освобождении станицы погибли: капитан, 4 сержанта и семь матросов из разведки среди них Борщевский Семен Элевич из Ташкента и Шарапов Геннадий Сергеевич из Ярославля курсант ВБМУ город Баку.
Отредактировано Ильич (2020-12-28 19:13:56)
Поделиться92020-12-28 19:12:44
Памятник погибшим воинам при освобождении ст.Старо-Павловской и ст.Марьинской 7.01.1943 года
Здесь захоронены погибшие в бою 7.01.1943 года за пределами ст.Старо-Павловской напротив с.Псыхурей КБР и в бою на окраине ст. Марьинской.
В ночь с 6 по 7- е января 1943 года, в результате начатого в первых числах января, мощного наступления Красной армии из района Орджоникидзе (ныне
Владикавказ), Наша станица была освобождена соединениями 9- й армии под командованием генерал – майора К.А.Коротеева.
Эти же войска 11 января освободили Георгиевск, а 12 января – Минеральные воды.
На нашем направлении: Прохладная, Солдатская, Старо-Павловская, Марьинская, Незлобная, действовали войска 11 – го гвардейского корпуса под командованием генерал-майора Ивана Лукича Хижняка. Все эти соединения входили в Северную группу войск Закавказского фронта под командованием генерал-лейтенанта И.И.Масленникова. В эту группу входили 44, 58, 9, 37 армии,4-й Кубанский и 5-й Донской гвардейские кавалерийские корпуса, последние под командованием генерал-лейтенанта Н.Я.Кириченко.
В Северной группе войск были национальные формирования: 414-я и 276-я стрелковые дивизии Грузии, 223-я, 77-я и 416-я стрелковые дивизии Азербайджана , 89-я стрелковая дивизия Армении.
Из истории ст.Старо-Павловской Плыгунов М.Ф. 1994-1996 годы
Жители станицы говорят, что станицу освобождала какая-то дивизия азербайджанцев, а также военные моряки на погонах которых стояло « 2 БМУ», что означает Бакинское мореходное училище. Первыми в станице появились разведчики в ночь с 6 по 7 января, а 7 – го входили уже регулярные части.
Отредактировано Ильич (2020-12-28 19:48:06)
Поделиться102020-12-28 19:56:44
Статья из газеты "Голос времени" Кировский район "В администрацию Старо-Павловского сельсовета пришла в канун Дня Победы (58 лет со дня Победы,2003 г.) 75-летию Анна Андреевна Ильина (в девичестве Пелихова) и рассказала о том, что ей известно место на станичном кладбище, где зимой 1943 года были захоронены бойцы Советской Армии, освобождавшие от фашиста Старо - Павловскую и Марьинскую. Последние годы за этой братской могилой ухаживает ее семья, а до этого добрых‚ полвека, смотрела за ней Афанасия Алексеевна Илларионова (Губина) Сейчас ей уже 91 год, но ее память сохранила до мельчайших подробности все, что происходило тои далекой военной зимой.
К нашему удивлению, Афанасия Алексеевна оказалось живой, бойкой, подвижной женщиной. Она охотно согласилась показать братскую могилу. На запущенном старом кладбище место захоронения наших воинов было чистым и ухоженным. На нем стоял не6опьшой сваренный из железных прутков памятник с крестом.
А вот здесь куст должен быть желтых роз, - говорит Афанасия Алексеевна, - я его весной в тот же год принесла из дома и посадила, чтоб примета была. Здесь везде сирень, а желтое далеко видно. Бригадир наш Совершеннов из фронтовиков (имени его не помню) ко мне приходил: Поведи,- говорит….баба Фаня, на это место, покажи, где памятник поставить. Сколько людей полегло, а им даже креста нету.
..И учительница наша Серафима Павловна Дьякова хлопотала…- Потом Михаил Андреевич Говорухин этот памятник тут установил. На Пасху они водили меня сюда солдатиков проведать, цветы сажали... Нет их никого уже в живых - то. И муж мой, Семен Федорович, тоже под Каховкой погиб. Может и за его могилой кто-то смотрит, а может, и нет во вовсе…
Просили бабу Фаню вспомнить еще раз, как все это было- Наш дом стоял недалеко от кладбища. И вдруг вижу, подъезжают… одна за другой четыре машины крытые и стали из них трупы в могилу сбрасывать…
Я в чем была - бегом туда: не наших ли солдатиков побили?! Перед боем они в станице ночевали и у нас - полная хата. С сынишкой моим, Колей, они забавлялись (у меня уже трое детей тогда было), рассказывали про свои семьи, про то, как соскучились по дому родному. Молоденькие все. Форма на них новенькая, видать, после училища, не обстрелянные еще.
А потом, вижу, рыжая лошадь подошла и на бедарке лежат три офицера одной шинелью накрытые, тоже убитые - в эту могилу они уже не поместились, их похоронили в другой, в десяти шагах. И после войны на ней большой памятник поставили. . А вторая, вот она, так и осталась безымянной до сего дня.
Бабушка Фаня - мать четверых детей, имеющая 10 внуков и 19 правнуков,собралась на проводы в армию одною из них, Николая Шаталова. Служить идет. У них в семье все служили, сестра ее Софья - с фронта вся израненная пришла, брат Андрей - на костылях. И внукам досталось- Слава Панченко в Чечне погиб. Не баловала жизнь Афанасию Алексеевну, ее трудовой стаж в колхозе с раннего детства начался. И по сей день она вся в трудах и заботах ,сама и готовит и стирает, хотя дети рядом, и помогать стараются, да только не привыкла она к иждивенчеству. А на День Победы пойдет она опять на кладбище проведать и помянуть "своих солдатушек." 2003 год.
Валентина ЧЕРНЫШЕВА."
Поделиться112021-01-04 21:54:52
RU Ветераны ВОВ ст. Старопавловской и х. Крупско-Ульяновского 210 просмотров
•22 апр. 2020 г. Александр Тимашков
https://www.youtube.com/watch?v=0kdRLq-c19w
Поделиться122021-01-04 22:00:42
Книга Памяти жителей станицы Старо-Павловской, не вернувшихся с ВОЙНЫ 1941-1945 гг.
703 просмотра •25 июн. 2015 г. Александр Тимашков https://www.youtube.com/watch?v=Xtea7HBy4Xo
Поделиться132021-02-13 08:28:24
Фотография места захоронения Волгских(Донских) казаков на бывшей территории церкви Николая Чудотворца, на территории Вспомогательной школы.
Захоронено было примерно --не более 10 казаков.. Помню, как в начале 1960 годов, со своими одногодками ходили на пасху и собирал на этих могилах яйца,конфеты и печенье Могилы были расположены таким образом -памятники и кресты стояли с северной стороны. Могилы были расположены в ряд с востока на запад, т.е. по направлению улиц станицы. Могилы снесли ночью в 1966 году, когда Старо-Павловский детский дом закрыли, а открыли Вспомогательную школу..Как рассказывала бывшая работницы детского дома и вспомогательной школы Гринько(Балышева) Анна Михайловна-вечером могилы были,утром пришли на работу, а могил уже нет. На фотографии при помощи фотошоп установил старинные кресты, которые сфотографировал на кладбище ст.Старо-Павловской.
Поделиться152021-02-13 15:16:04
Поселенные итоги переписи 1926 года по Северо-Кавказскому краю. ст.Старо-Павловская и х.Крупско-Ульяновский .ПРЕДИСЛОВИЕ. Публикуемые по округу поселенные итоги населения составлены на основании окончательных итогов переписи 1926 года. Итоги содержат данные о числе хозяйств, общем количестве населения, казачестве и народности. Последние три признака развернуты по полу. Данные о народности нуждаются в двоякого рода замечаниях.Во-первых, в городских поселениях национальный состав населения устанавливался на основании соответствующей отметки на личном листке; в отдельных поселениях сельских местностей, в виду того, что программа разработки предусматривала подсчет национального состава населения по личным листкам только в пределах административных районов, он устанавливался по соответствующей отметке списка домохозяев и, следовательно, по существу характеризовал не национальный состав населения, в национальный состав домохозяев. В основании подобного подсчета лежало то положение, что в общем национальное строение сельской семьи достаточно однообразно и национальная принадлежность домохозяев как бы определяет собой национальный состав всех членов хозяйства. В результате такого допущения мы имеем, конечно, расхождение между численным составом одной и той же национальности по личным листкам и по списку домохозяев. Во-вторых, выделение национального состава в городских поселениях произведено на основании определенного количественного ценза (100 человек), в сельских местностях по принципу преобладания.
Самое определение национальности било установлено на основании плененного происхождения. По этому вопросу перепись 1926 года дает следующее пояснение: здесь отмечается, к какой народности причисляет себя опрашиваемый.Хотя и приведенной цитате как - будто бы подчеркивается субъективный характер определения народности, однако, дополнительные инструкционные указания, данные ЦСУ СССР, в конкретном развертывании опроса приводили к установлению происхождения. Дополнительная инструкция гласила: при обозначении народности по возможности избегать наименование, "русский"‚ стремясь дополнительными вопросами определить, точно ли является опрашиваемый ‚ "великороссом", "малороссом"(украинцем) или "белоруссом". Генетический характер определения народности о переписи 1926 года необходимо особо подчеркнуть потому, что при сравнении итогов некоторых национальностей по переписи 1926 и 1920 г.г., в особенности украинцев, читатель может быть поставлен в большое затруднение.
Регистрация казачьего населения произведена была на личных листках,путем дополнительного ответа на вопрос на 4-ой народности. Эту отметку дополнительная инструкция по переписи формулировала так: "после ответа на вопрос 4 - ой народности, делать в скобках отметку „казак“, "не казак", по определению самого опрашиваемого. Отметку необходимо производить как в городах, так и в сельских местностях о лицах всех возрастов обоего пола. Таким образом, определение принадлежности к казачеству было построено по аналогии определения народности и предоставлялось самому опрашиваемому. Регистрация признака казачества была ограничена личным листком и проведена сплошь по всему краю без всяких исключении, как бы незначительно не было представлено казачество в известном населенном пункте или в известной народности.
В порядке предварительного контроля материала вносились следующие ИЗМЕНЕНИЯ: при отсутствии записей о принадлежности к казачеству у детей, последняя определялась по обозначению записи у отца, при обратном положении, т. е. при наличии обозначения у отца-" не казак", все дети, не имевшие обозначения о принадлежности к казачеству, относились к - НЕ КАЗАКАМ.
Разработка переписи населения 1926 г. была сосредоточена в Отделе Переписи КСУ и велась под непосредственным руководством заведующих отделениями: Д. К. Жак, А. Я, Михайловой и . П. Серебянского‚ Инструкторами групп были: В. И. Аристова. А. Н. Дьяконова, В. А. Иваненко, И, И. Коновалов, В. В. Костенко, Н. И. Краснопеева, Е. И. Медведева, М. И. Реннова, А. А. Руновский, Н.А. Скворцова, А. П. Черницна, Е. П. Шуть, М. И. Щербакова.
Общее руководство по разработке принадлежало Заведующему Отделом А. Н. Гозулову. Им же составлены замечания к настоящей публикации.
Зав. С.К. Крайстатуправлением Н.И. Воробьев. Итоги переписи по Терскому округу по Георгиевскому району за 1926 год.
P\S Итоги переписи за 1926 г. по Старо-Павловскому сельскому совету- поселок Крупско-Ульяновский 44 хозяйства,99 мужчин и 95 женщин = 194 в том числе казаков 94 и казачек 93, 42 хозяйства, казаков великороссов 96 и казачек 92.
Станица Старо-Павловская--631 хозяйство,1278 мужчин и 1381 женщин = 2659 человек, в том числе казаков 1151 и казачек 1269, 566 хозяйств, казаков великороссов 1133 и казачек 1244: Украинцев --57 хозяйств,128 мужчин и 126 женщин = 256 человек.
Отредактировано Ильич (2021-02-13 15:18:52)
Поделиться162021-02-13 15:29:14
Источник: http://stavkomarchiv.ru/userfiles/file/АТУС/часть третья.pdf
Источники и литература:
90. ГАСК Ф.79 Оп.1 Д. 825
152. ГАСК Ф.101 Оп.1 Д.3888
427. Прозрителев Г.Н. Первые русские поселения на Северном Кавказе и в нынешней Ставропольской губернии// Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. – Вып. 5. – Ставрополь, 1913.
457. Хронологический указатель достопримечательных событий и важнейших постановлений правительства в Ставропольской губернии и вообще на Северном Кавказе// Сборник стат. сведений о Ставропольской губернии. – Ставрополь: Ставроп. губ. стат. ком. – 1869. Вып.2
http://www.stavkomarchiv.ru/userfiles/file/АТУС/источники и литература.pdf
Поделиться172022-05-01 06:22:49
Предстоящее освящение церкви. 26 января Его Преосвященство имеет отбыть для освящения церкви в ст. Старопавловской, которое последует 27 января. Освящение предполагается совершить торжественно. Преосвященный распорядился взять с собою всю свою свиту и миссионера (А.Т. Сквозников - О.Л.), каковой будет вести собеседования. Храм устроен исключительно на средства станичников. В нем дивный мраморный иконостас и престол тоже мраморный.
ВЕВ 1909 № 2 с. 53
31 декабря 1908 г. выражена благодарность вдове полковника Анастасии Ив. Золотаревой за пожертвование ею 50 рублей на сооружение мраморного престола в Старопавловском храме и вдове купца Ольге Ал. Белоусовой за пожертвование ею 25 рублей на тот же предмет.
ВЕВ 1909 № 3 с. 63
Постройкой храма заведовал комитет - станичников. Во главе комитета стоял Сотник Адр. Гавр. Зимин - редкий по уму, опыту и сердцу христианин. Он положил в дело храмоздательства все свое знание, опыт, щедрость и, без сомнения, потомки оценят деятельность его более, чем современники.
ВЕВ 1909 № 5 стр. 140
Прихожанам церкви ст. Старопавловской Сотнику Адриану Зимину и его супруге Александре Николаевне выражается благодарность за пожертвования ими в местный храм серебровызлощенного сосуда с прибором весом в 321 и 3/4 золот.
ВЕВ 1909 № 6 стр. 177
Освящение храма. 26 января Преосвященный Агапит со свитою совершил поездку в ст. Старопавловскую, где им 27 числа, в присутствии громадного стечения молящихся и в сослужении 12 иереев совершено было освящение нового обширного каменного храма в честь святителя Николая чудотворца. Служба отличалась необычайной торжественностью и продолжительностью, произведя глубокое впечатление на молящихся. При произнесении Владыкой проповеди некоторые от умиления прослезились.
ВЕВ 1909 № 3 с. 86
О.Е. Т. Впечатления от освящения Старопавловского храма.
К концу лета прошлого 1908 г. в нашей Луковской станице разнесся слух о сооружении в ст. Старопавловской великолепного по архитектуре и по внутреннему украшению нового храма; причем, особенно много говорили о красоте мраморного иконостаса и художественной в нем живописи. И вот, когда в конце января текущего года в нашей станице было объявлено приглашение Старопавловцев пожаловать к 27 января разделить их духовное торжество—освящение их храма, я решил воспользоваться, чтобы лично посмотреть их новый храм, и, таким образом, проверить слухи о великолепии их храма на месте, а также послушать и помолиться за Архиерейской службой.
Приехал я в Старопавловку 26 января часов в 12 дня и первым делом поторопился сходить в новый храм. По наружности он в Византийском стиле, пятиглавый, с колокольней; особенно красив боковой его фасад. При входе в храм был поражен обилием света в нем, отсутствием колонн, полным благолепием. В особенности мое внимание приковал поистине художественно исполненный мраморный иконостас с ониксовыми колоннами. Так все в нем художественно, так умело и со вкусом подобраны цвета колонн и мозаичных орнаментов; так художественно-мастерски исполнена живопись художником Мищенко*), что я забыл, что нахожусь в деревенском храме! Как все в нем умело и со вкусом расположено: стены храма не загромождены сплошь иконами, а скорее украшены со вкусом св. иконами хорошей живописи, в киотах. Храм расписан, алтарь в нем просторный, светлый, а что в нем особенного, так это—престол из белого мрамора с колоннами серого мрамора, а на лицевой стороне — крест из Бразильского оникса с золотым сиянием. Престол настолько хорошо исполнен, что просто глаз от него не оторвешь. Видимо, кто-то умело руководил и заправлял украшением храма: ибо все сделано со вкусом и ничто в храме резко не бьет в глаза. Храм рассчитан на 1000 чел., но, конечно, в нем поместиться может больше. Есть в нем хоры с западной стороны и отделаны, можно сказать, изящно и служат украшением храма. Словом, храм настолько благолепен, красив, светел, открыт и уютен, что положительно превзошел всякие мои ожидания, судя по тому, как о нем говорили.
Совершал всенощное бдение под 27-е января, чин освящения храма и божественную литургию сам Владыка, Преосвященный Агапит, и с ним сослужило 12 священников и 6 диаконов. Скажу несколько слов об Архиерейском богослужении. Поистине такому благолепному храму соответственно благолепное служение Владыки: его мощная фигура, чистый мощный голос, выразительно—раздельные возгласы, произнесенные им сильные отеческие речи на современную тему против неверия, безверия, против колеблющихся в православной вере, при пении двух прекрасных хоров (местного и Марьинского), повторяю, все это особенно молитвенно настраивало молящихся и хотя всенощное бдение продолжалось 5—6 часов, но усталости не чувствовалось. Особенно же торжественно Владыкой совершено было 27 янв. самое освящение храма и божественная литургия. Я сам был свидетелем, что молящиеся, видя это благолепие храма, видя и слыша такую благолепную Архиерейскую службу при сонме сослуживщих, от умиления плакали.. Присутствовали на богослужении и кабардинцы соседних аулов и на них благолепная архиерейская служба так воздействовала, что некоторые тут же говорили: „ей Богу, хороша вера русских!“ Другой кабардинец говорил: „ей Богу, хочу русскую веру!“ Паломничество к освящению Старопавловского храма оказалось небывалое: из соседних станиц, сел и хуторов прибыло свыше 3000 чел. и весь этот люд был угощен хлебом—солью от Старопавловцев, а Владыке, его свите, духовенству и интеллигенции быль сервирован обед на 108 персон в здании станичного училища.
ВЕВ 1909 № 5 с. 146-148
*) Художник ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии художеств Иван Иванович Мищенко.
ВЕВ 1917 № 5 с. 149
Свящ. Д. Кузнецов. По поводу статьи «Духовное торжество в ст. Старопавловской» (автор указанной статьи неизвестен – О.Л.)
Здесь не упомянуто имени приходского священника о. П. Кондратова, состоявшего членом означенного комитета и вложившего всю душу свою в дело постройки храма. Мне, по прежней моей службе, хорошо известно, что самый вопрос о постройке нового храма разрешен был в благоприятном смысле Старопавловским обществом благодаря постоянному, так сказать, подталкиванию свящ. Кондратова: по его совету общество заняло 20 тысяч руб. из Войскового капитала на постройку храма; по его инициативе храм украшен редким мраморным иконостасом; иконы иконостаса написаны художником Мищенко с Васнецовских икон; стены храма расписаны; наконец, им же подысканы некоторые благодетели, пожертвовавшие достаточную сумму, на которую, опять-таки по мысли о. Кондратова, устроен мрамором обложенный престол. Из сказанного видно, что приходской священник при постройке храма в Старопавловке не только не был в стороне от дела, каковое впечатление производит статья „Духовное торжество в ст. Старопавловской, но он принимал живейшее участие в этом дел, от начала до конца его и, без сомнения, скажу словами автора трактуемой мною статьи, ,,потомки оценят деятельность его (о. Кондратова) более, чем современники".*)
*) Аналогичное с письмом свящ. Д. Кузнецова, бывшего благочинного того округа, в составе которого входит с. Старопавловское, получено таковое же от сотника А. Зимина, в котором он, в интересах восстановления справедливости, просит также от его лица удостоверить о большом участии и значении в деле постройки Старопавловского храма священника о. П. Кондратова.
ВЕВ 1909 № 7 с. 233
Отредактировано львович (2022-05-16 21:01:18)
Поделиться182022-11-06 12:07:57
Владикавказским Епархиальным Начальством выражена благодарность казакам станицы Старопавловской Иовину Бугаеву, Стефану Мальцеву, Николаю Пелихову, Прохору Безлюднову, Максиму Шаповалову, Ювину Полякову, Василию Селезневу и Михаилу 3асорину, пожертвовавшим хоругви в местный храм 31 авг. 1910 г.
ВЕВ 1910 № 18 с. 567
Поделиться192022-12-17 15:50:06
8-го сентября 1913 г. совершено освящение нового двухэтажного кирпичного школьного здания церковно-приходской школы, постройка которого обошлась 12650 руб., в числе которых 1 тыс. руб. отпущена была из средств Владикавказского Епархиального Училищного Совета, 1 тыс. руб. из Войсковых Каз. сумм Терского Областного Правления, а остальные деньги - из средств станичного общества.
Здание как по фасаду очень красивое, так и по удобствам вполне отвечает своему назначению. В нем три классных комнаты, комната для библиотеки, рекреационный зал для детей, 2 квартиры для 2-х учителей, кухня, кладовая и раздевалка для детей.
Здание спроектировал военный инженер, генерал-майор Герасимов.
Идея постройки как храма с мраморным иконостасом, так и церковно-приходской школы принадлежит о. Петру Кондратову, служившему приходским священником почти 10 лет. Много трудов, забот и огорчений вложил он в это строительство, позаботившись и о внутренней школьной обстановке и о бюджете школы на будущее. Он изыскал средства на школьное оборудование 750 р., бюджет школы по утвержденной станичной смете за время его заведывания увеличился от 120 р. до 582 р.
Источник: Д. Толстов. Церковно-школьное торжество в станице Старопавловской // Владикавказские епархиальные ведомости 1913 № 16 с. 584-586
Поделиться202023-01-14 09:54:05
На этом фото - сверху церковно-приходская школа и церковь Николая Чудотворца в ст. Старо-Павловской, фото примерно 1913 года. Снизу фото 2022 года, бывшее здание церковно-приходской школы в данное время принадлежит вспомогательной школе, а церковь Николая Чудотворца после 1938 года была полностью разрушена.
Поделиться212023-02-20 14:13:16
Преподано архипастырское благословение казачкам ст. Старопавловской, женам мобилизованных, за сооружение в местный храм копии Чудотворной иконы Божией Матери Моздокской в 150 р. и старосте сей церкви казаку Никифору Старикову за приобретение шелкового бархата полного священнического облачения и 2 детских стихарей на 105 р.
ВЕВ 1917 № 5 с. 150.
Поделиться222023-03-03 08:04:52
22-го мая 1884 г. Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (в миру Александр Косьмич Осецкий) посетил церкви станиц Солдатской, Старопавловской, Марьинской, Новопавловской и Георгиевской.
В Старопавловской станице церковь неприглядна; по закону Божию ученики училища отвечали большей честью неудовлетворительно.
Источник: Обозрение Преосвященнейшим Германом, Епископом Кавказским, церквей Терской области и частью Ставропольской губернии и Кубанской области, в апреле и мае 1884 г. // КЕВ 1884 № 16 с. 594 — 613
Поделиться232024-06-18 08:59:08
31 мая 1877. Пожар в ст. Павловской. Истреблены 21 дом со всеми постройками, зерновыми запасами. Убытки на сумму 12 550 р.
Ведомость о происшествиях // Терские ведомости 1877 № 35 (27 авг.)
Поделиться282024-11-22 14:11:10
Церковь-Николая Чудотворца. Новая церковь в станице Старо- Павловской была построена из кирпича на пожертвования казаков в 1905 1907 годах, 19 декабря 1908 года церковь освятили и назвали Николаевской в честь Николая Чудотворца (по церковному календарю). Строил церковь Михаил Илларионович Губин.
Это был великолепный памятник архитектуры тех лет. На его возведение потребовалось около 500 тысяч рублей, а на отделку 70 тысяч (для сравнения корову тогда можно было купить за 5 рублей). Огромный главный свод рама украшала роспись в виде голубого звездного неба. Ограда, как и сама церковь, была построена из кирпича. В хорошую погоду станичную церковь было видно за 12 км, а звон колоколов был слышен в ст. Солдатской.
Священником в церкви служил Сквозняков (или Сквозников имя и отчество пока установить не удалось). У него было четыре сына: Николай (он помогал ему в церкви), Борис, Евгений и Михаил. Один из них, по политическим соображениям отрекся от отца.
Церковь простояла всего 3 десятка лет. В 1938 году ее закрыли и начали рушить. Губину Михаилу Илларионовичу, строителю церкви, приказали самому снять кресты « Ты строил ты и снимай» - говорили коммунисты. Был, большой скандал и Михаилу Илларионовичу пришлось уехать из станицы.
Затем началась. Вторая Мировая война, священник переехал в поселок Комсомолец, где стал работать кузнецом. По поводу своего рода занятий, он говорил, что этим будет помогать фронту. Через некоторое время священник Сквозняков переехал в г. Нальчик, где вновь служил в церкви благочинным Нальчикского округа. Умер и похоронен в городе Нальчике.
Ломали церковь ярые атеисты: Белогуров, Артуганов, Коновалова Анна с помощниками.
Строительный материал, из которого была построена церковь, был использован при строительстве школы в селе Псыхурей КБР. Из истории ст.Старо-Павловской Плыгунов М.Ф. 1994-1996 годы
Губин Михаил Илларионович род. в 1906 г. и никак не мог быть строителем церкви, которая была освящена в 1909. См. Род Губиных
Священником в станице 1903-1913 гг. был о. Пётр Кондратов, приложивший немало инициатив и трудов в деле созидания храма. До него в течение 11 лет свящ. в ст. был о. Василий Грушевский.
Сквозниковых во Владикавказской епархии было трое. Ни один из них не служил в ст. Старопавловской.
Строительный комитет возглавлял сотник Терского казачьего войска А.Г. Зимин.
Мои данные основаны на материалах Владикавказских епархиальных ведомостей. См. Станица Старопавловская
Тов. Плыгунов М. Ф., рукопись которого "История станицы Старопавловской" хранится в станичном музее, скорее всего, пользовался изустными источниками, а память человеческая неточна.
Поделиться292024-11-22 19:07:45
"Мои данные основаны на материалах Владикавказских епархиальных ведомостей. См. Станица Старопавловская
Тов. Плыгунов М. Ф., рукопись которого "История станицы Старопавловской" хранится в станичном музее, скорее всего, пользовался изустными источниками, а память человеческая неточна.""
Просмотрел "Историю станицы" Плыгунова М.Ф. где указаны сведения о Николаевской церкви и не нашел ссылок на архивные документы, хотя в описании исторических событий в "Истории станицы" на каждой странице указаны ссылки на архивы г.Ставрополя и г.Владикавказ. Смотрите рисунок,подчеркнул красной линией.
Возможно наш бывший директор школы ст.Старопавловской Плыгунов М.Ф. по образованию историк - при описании Николаевской церкви использовал только сведения полученные из уст станичников.
Поделиться302024-11-22 19:21:12
"Губин Михаил Илларионович род. в 1906 г. и никак не мог быть строителем церкви, которая была освящена в 1909"
В ст.Старо-Павловской много Волгских (Донских) казаков однофамильцев (и наверное все родственники) , которые были переселены в 1777 году с Царицынской линии в крепость Святого Павла на р. Кура и возможно Губин Михаил Илларионович, который родился в 1906 г. является однофамильцем Губину Михаилу Илларионовичу ,который принимал участие в строительстве Николаевской церкви в ст.Старо-Павловской . Допустить такую ошибку в описании истории станицы М.Ф. Плыгунов - не мог.