«…у нас существует старинное казачье предание о том, что были казаки прокляты на 300 лет патриархом Гермогеном за то, что убили Прокопия Ляпунова».
[Из речи М.А. Караулова в Государственной Думе в 1912 г.]
Главы из произведения Владимира Сёмина «Неудержимый лев Прокопий Ляпунов»
http://russia4d.ru/magazine/06-2015/neu … punov.html
ВВЕДЕНИЕ
Трагическая гибель в Угличе в мае 1591 года малолетнего царевича Дмитрия. Установление крепостного права. Кончина Фёдора Ивановича, последнего царя из рода Рюриковичей. Восшествие на престол Бориса Годунова.
Голодные годы начала XVII века. Появление в 1603 году самозванца под именем чудом спасенного царевича Дмитрия. Его триумфальное шествие по России, коронация в Москве и последующее убийство.
Приход под Москву, в Тушино, другого самозванца — Лжедмитрия II. Свержение царя Василия Шуйского и установление власти «семибоярщины». Вторжение польско-литовских интервентов и оккупация Москвы. Присяга польскому королевичу Владиславу. Потеря независимости русского государства.
Все эти события Смутного времени наложили суровую печать на каждого русского человека, вне зависимости от его социального происхождения. Одним из самых выдающихся деятелей первого десятилетия XVII века был рязанский дворянин Прокопий Петрович Ляпунов. Бурная военно-политическая карьера Ляпунова началась в 1606 году, когда он принял активное участие в восстании атамана Ивана Болотникова.
Всенародная известность пришла к Ляпунову после организации в Рязани, в 1611 году, Первого земского ополчения, созданного им для освобождения Москвы и России от польско-литовских интервентов. Ляпунов считал «своим правом и обязательством вмешаться в общегосударственное дело». Засилье в Москве «латинской католической веры» подвигнуло рязанского воеводу Прокопия Ляпунова призвать народ «к крестовому походу в защиту православия и русских».
В июле 1611 года, когда после боевых действий Первого ополчения польско-литовские оккупанты были заблокированы в Китай-городе и Кремле, враги России составили заговор против Ляпунова, в результате которого он был зверски зарублен казацкими атаманами. Плоды победы 1612 года пожинали Дмитрий Трубецкой, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Имя Прокопия Ляпунова, первым возвысившего свой голос в защиту православной России, всячески замалчивалось государственной пропагандой. Ляпунов явно не вписывался в идеологические рамки. Власть имущим был не по душе борец с продажным боярством, разработчик первой русской конституции — Приговора всей земли от 30 июня 1611 года. В Приговоре делалась попытка справедливого наделения землей мелкого служилого дворянства, ограничивалась власть боярства. За старослужащими атаманами и казаками признавалось право выбора: пойти на государственную службу, вписаться в реестр и сделаться помещиками, или же остаться вольнонаемными людьми, получая хлеб и деньги от государства за свои услуги.
Исключительные заслуги Ляпунова перед Отечеством отмечал патриарх Гермоген: «Воевода и властитель Рязанские земли Прокопий Ляпунов не дал в расхищение и в вечное падение царствующего града Москвы». Русский патриот Ляпунов до последней капли крови защищал православную веру и отстаивал независимость России.
Славная, героическая жизнь Прокопия Петровича Ляпунова закончилась трагически в июле 1611 года. Несмотря на различные оценки деятельности народного вождя, нельзя умалить выдающегося значения Ляпунова, не только в Смутное время, но и для всей русской истории.
Глава IX. ПОДДЕЛЬНАЯ ГРАМОТА
После успешных переговоров и предварительной подготовки Гонсевский приступил к реализации намеченной акции. Для этого он велел приказным людям подделать подпись Ляпунова и подготовить от его имени подложную «грамоту», в которой Ляпунов приказывал всем городским воеводам уничтожать казаков: «…где поймают казака, того бить и топить без пощады, казнить пойманных воров на месте. А когда, даст Бог, государство Московское успокоится и выберем себе прирожденного государя, тогда мы весь этот злой народ истребим».
К моменту составления подложной грамоты вокруг Прокопия Ляпунова сложилась очень неблагоприятная обстановка. Ляпунов решил навести порядок в деле снабжения провиантом войск Первого ополчения, чтобы оно «скудости ради не разошлось по домам» из-за бесчинств казаков атамана Заруцкого.
Провиант приходилось собирать с большим трудом в оскудевших за время Гражданской войны разоренных городах и волостях, а добытое постоянно похищали разбойные казаки и с награбленным добром жили в своих таборах припеваючи. Как с горечью отмечал летописец, «казацкого же чина воинство, впадшее блуду и мятеж, и питию… на путях грабяще и мучаще немилостиво». Прокопий Ляпунов неоднократно указывал Заруцкому на недопустимость такого своеволия, ссылался на статьи Приговора от 30 июня 1611 года и требовал обуздать зарвавшихся станичников, но казаки не прекращали грабить и убивать мирное население.
Однажды возле Николо-Угрешского монастыря воевода Матвей Плещеев поймал двадцать восемь казаков на разбое и приказал их утопить в реке. Подоспевшие товарищи вынули разбойников из воды, привели в свои таборы и грозились убить Ляпунова за то, что якобы тот приказал воеводе Плещееву расправиться с казаками. В этот раз гроза миновала, и Ляпунов уцелел, но казаки только на время отложили расправу.
Глава X. ГИБЕЛЬНЫЙ «КРУГ»
Я всю жизнь служил Христу и России .Прокопий Ляпунов
У древних стен Свято-Данилова монастыря, где стояли казачьи таборы атамана Заруцкого, 22 июля 1611 года разыгралось одно из самых драматических событий Смутного времени. Здесь по умыслу Ивана Заруцкого собрали незаконный казацкий круг и потребовали туда явиться Ляпунову.
Для ликвидации Прокопия Ляпунова заговорщики привлекли двух исполнителей. Один из них влиятельный казачий атаман Сидор Заварзин, другой — его кровный побратим. В одной из стычек этот казак был захвачен поляками в плен и был ими ловко обработан и подготовлен для исполнения гнусного заговора Гонсевского-Заруцкого. Сидор Заварзин договорился с поляками об условиях освобождения своего побратима из плена. Пленный казак вернулся в таборы не с пустыми руками, а с фальшивой грамотой, которую подсунули ему поляки. Содержимое «грамоты» стало известно атаману Заварзину, который возил её по таборам и «возмущал казаков на Ляпунова».
Другой атаман, Сергей Карамышев, поехал в лагерь земского ополчения и потребовал явки Ляпунова на казачий «круг». Ляпунов с гневом выгнал атамана и в свою очередь потребовал прислать поручителей от казаков. В земский лагерь явились боярские дети Сильвестр Толстой и Юрий Потемкин. Они дали клятву, что ни один волос не упадет с головы Ляпунова. Некоторые дворяне отговаривали Ляпунова от явки на незаконное сборище «казачьего круга», беспокоясь за его жизнь, а другие, наоборот, подталкивали, играя на самолюбии и гордости триумвира.
Ляпунов понимал, что сегодня проверяется на прочность хрупкое единство Первого ополчения. Он чувствовал, что казаки затеяли что-то неладное, чувствовал, но доверился посланцам Заруцкого, заманившим его в смертельную ловушку. Сам Заруцкий на круг не явился, отводя от себя подозрения в подготовке расправы над Ляпуновым.
Появление Ляпунова на «казачьем круге» вызвало взрыв негодования казаков. Ляпунову показали грамоту, якобы перехваченную у гонца. Посыпались угрозы и обвинения в «измене казакам». Угрозы не смутили Ляпунова. Он клятвенно отверг все обвинения: «Писано не мною, а врагами России».
За Ляпунова вступился сотник Иван Ржевский и обнажил свою саблю со словами: «Не дам самосуда. Я враг Ляпунова, но он друг Веры, друг Правды земли русской. Бог взыщет с вас невинную кровь!». Палач Прокопия Ляпунова атаман Сергей Карамышев зарубил саблей и Ляпунова, и Ржевского, который с горечью сказал убийцам: «За посмех, де, Прокофья убили. Прокофьевой вины нет!».
После гибели Ляпунова была разграблена и изрублена в щепки приказная изба, «побиты многие дворяне, а иные спаслись бегством». Никто из убийц Ляпунова не понёс наказания. Отчаяние и уныние охватили всю честную Россию. Как отмечал историк Карамзин, «…не стало животворца государственного. Враги Отечества оборвали деяния Ляпунова на благо Родины». Эхо трагического события разнеслось по городам и весям разоренного Московского государства. Города пересылались друг с другом и скорбели о безвинно убиенном вожде: «А под Москвою промышленника и поборателя по Христовой вере, который стоял за православную христианскую веру и за Дом Пречистой Богородицы против польских и литовских людей Прокофея Петровича Ляпунова казаки убили, преступя крестное целование».
Ему не довелось увидеть светлого торжества своего великого дела, освобождения Москвы от захватчиков, но освобожденную русскую столицу увидели его сыновья, которые верно служили России, следуя боевому девизу Прокопия Ляпунова: «Без страха и сомнения».
Девять представителей рязанского рода Ляпуновых погибли в Смутное время, в том числе, воевода Прокопий Петрович Ляпунов.
Глава XI. ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ ПРОКОПИЯ ЛЯПУНОВА
Несколько дней тела Ляпунова и Ржевского лежали в поле без погребения. Только на четвертый день, когда казаки ушли, монахи перенесли бренные останки народного вождя Прокопия Петровича Ляпунова и сотника Ивана Никитича Ржевского и захоронили их у стен Благовещенской церкви Ильинского монастыря, что на Сосенках.
В 1613 году старший сын Прокопия Ляпунова Владимир дал сторублевый вклад на помин души своего отца и перезахоронил его прах вместе с Иваном Ржевским в Троице-Сергиевом монастыре. На могильном камне монахами была сделана надпись: «Прокофей Ляпунов, да Иван Ржевский, убиты 119 г. (1611 года) июля в 22 день». В сороковых годах XVII века в ходе строительных работ в Троице-Сергиевой Лавре могила народного вождя и героя Смутного времени Прокопия Петровича Ляпунова оказалась потерянной.