Из статьи Головлёва А. А. «Николай Карлович Зейдлиц на Кавказе». Самара, 2009 г.
«Столовая гора (по-ингушски «Мят-Лоам», по-осетински «Мат-Хох») во время её посещения Н.К. Зейдлицем ещё не утратила у ингушей и осетин сакрального значения. В языческий период многочисленные представители обоих народов участвовали на Столовой горе в совместных молениях и праздниках – подлинно народных деяниях, исчезнувших в позднейшее время с принятием мусульманства или христианства.
Немного раньше Н.К. Зейдлица, в июне 1873 г., Столовую гору посетил А.Б. Базоркин (1875), непосредственно наблюдавший массовые языческие торжества с участием облачённого в белое одеяние жреца («цай-саг») возле древних часовен Мятцели, Мятер-дяла и Суссон-дяла. Сведения об этом напрочь забытом в Ингушетии языческом празднестве приводит неизвестный автор (Ф., 1885). Приведём уникальное свидетельство из его повествования: «На верху овального склона описанного хребта, вблизи того места, где он принимает почти ровную поверхность, с незапамятных времен стоят две старинные каменные четвероугольные часовни, в расстоянии одна от другой около полутора версты. Обе они имеют с западной стороны открытые двери, а при входе внутрь, на восток, одно узкое окно; у боковых стен укреплены деревянные полки, на коих в беспорядке разбросаны металлические и роговые наконечники стрел, турьи (каменного барана), оленьи и другие рога, железные и медные кольца, стеклянные стаканчики, бусы и проч. Старики-горцы рассказывают, что часовни эти, по словам их дедов, были построены в честь Божией Матери их предками-христианами, ставшими впоследствии мусульманами, которые, хотя вслед затем и истребили бывшие тут св. иконы и прочие священные предметы, но некоторые из них не переставали тайно их посещать для молитвы и, спустя потом долгое время, установили даже торжественные праздники, которые и поныне совершаются ежегодно, в последнее воскресенье июня месяца, джераховцами, кистинами и галгаевцами… В этот день большая часть горского населения, мужчины, женщины и вся молодёжь, пешком и верхом, перед восходом солнца, собирается у часовни. Старший в семье должен иметь на шесте флаг, а наследственный жрец из известной семьи, одетый в новое, белое облачение, идёт впереди всех с большим белым флагом и колокольчиком на верху шеста. По приходе к часовне жрец отбирает от всех флаги, и вместе со своим кладёт их в часовню, куда входит только он один, а пришлецы-богомольцы располагаются вокруг неё. После обычных молений и жертвоприношений, собравшийся народ нередко целые сутки проводит в пиршестве, состоящем, главным образом, в еде различной, здесь же изжаренной и сваренной дичи, которая для этого дня добывается в горах охотниками, затем в такой же еде домашних животных, а также в обильном питье не благовонного, но здорового чёрного натурального горского пива и в наслаждении танцами, стрельбой и джигитовке» (с.3)».