Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » общий форум » Христианство в горах Кавказа


Христианство в горах Кавказа

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Из статьи Головлёва А. А. «Николай Карлович  Зейдлиц на Кавказе». Самара, 2009 г.

«Столовая гора (по-ингушски «Мят-Лоам», по-осетински «Мат-Хох») во время её посещения Н.К. Зейдлицем ещё не утратила у ингушей и осетин сакрального значения. В языческий период многочисленные представители обоих народов участвовали на Столовой горе в совместных молениях и праздниках – подлинно народных деяниях, исчезнувших в позднейшее время с принятием мусульманства или христианства.
Немного раньше Н.К. Зейдлица, в июне 1873 г., Столовую гору посетил А.Б. Базоркин (1875), непосредственно наблюдавший массовые языческие торжества с участием облачённого в белое одеяние жреца («цай-саг») возле древних часовен Мятцели, Мятер-дяла и Суссон-дяла. Сведения об этом напрочь забытом в Ингушетии языческом празднестве приводит неизвестный автор (Ф., 1885). Приведём уникальное свидетельство из его повествования: «На верху овального склона описанного хребта, вблизи того места, где он принимает почти ровную поверхность, с незапамятных времен стоят две старинные каменные четвероугольные часовни, в расстоянии одна от другой около полутора версты. Обе они имеют с западной стороны открытые двери, а при входе внутрь, на восток, одно узкое окно; у боковых стен укреплены деревянные полки, на коих в беспорядке разбросаны металлические и роговые наконечники стрел, турьи (каменного барана), оленьи и другие рога, железные и медные кольца, стеклянные стаканчики, бусы и проч. Старики-горцы рассказывают, что часовни эти, по словам их дедов, были построены в честь Божией Матери их предками-христианами, ставшими впоследствии мусульманами, которые, хотя вслед затем и истребили бывшие тут св. иконы и прочие священные предметы, но некоторые из них не переставали тайно их посещать для молитвы и, спустя потом долгое время, установили даже торжественные праздники, которые и поныне совершаются ежегодно, в последнее воскресенье июня месяца, джераховцами, кистинами и галгаевцами… В этот день большая часть горского населения, мужчины, женщины и вся молодёжь, пешком и верхом, перед восходом солнца, собирается у часовни. Старший в семье должен иметь на шесте флаг, а наследственный жрец из известной семьи, одетый в новое, белое облачение, идёт впереди всех с большим белым флагом и колокольчиком на верху шеста. По приходе к часовне жрец отбирает от всех флаги, и вместе со своим кладёт их в часовню, куда входит только он один, а пришлецы-богомольцы располагаются вокруг неё. После обычных молений и жертвоприношений, собравшийся народ нередко целые сутки проводит в пиршестве, состоящем, главным образом, в еде различной, здесь же изжаренной и сваренной дичи, которая для этого дня добывается в горах охотниками, затем в такой же еде домашних животных, а также в обильном питье не благовонного, но здорового чёрного натурального горского пива и в наслаждении танцами, стрельбой и джигитовке» (с.3)».

0

2

https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/422/t798340.jpg
Фото Прокошина С.В., февраль 2007 г.
Наскальный лик Христа в Архызе на боковом срезе хребта Мицешта (Карачаево-Черкесская республика) обнаружен впервые в конце 1990-х, одно из самых высокогорных изображений Христа, написан яичной темперой, размеры 140х80 см.

0

3

Некоторые памятники христианства на Северном Кавказе.

Галашевское ущелье. Место Алгус-Али. Крест каменный, формы кавалерского Георгиевского знака, глубоко осевший в землю. Близ этого места основана станица 2-го Владикавказского полка — Промежуточная (1860 г.)

Галашевское ущелье. Место Мижич. Несколько прямых памятников с крестами, фигурно отделанных рельефными кругами. В 1860 г. основана станицы Фельдмаршальская. Наименование этой станице дано в память отдыха на этом месте фельдмаршала князя Барятинского во время осмотра им покоренных мест. Настоящая станица Фельдмаршальская основана в 1863 г. на реке Солтанке.

Урочище Алкун. На высоком месте была насыпь, считавшаяся таинственной и сохраняющая какие-то сокровища. Основана (1860) станица Алкунская 2-го Владикавказского полка. Насыпь была разрыта, в ней найдены серебряный крест, множество железных стрел, цепи древнего устройства.

Три памятника близ станицы Галашевской, из которых средний в виде креста и два боковых в виде надгробных чеченских памятников. О них рассказывали старые подвижники боевых походов и старики чеченцы следующее. Крест посередине означает распятие Иисуса Христа, а боковые столбы двух разбойников, распятых с Ним. Чеченская легенда: была одна красавица, в которую влюбились два брата и которых она полюбила тоже. Чтобы решить вопрос, красавица выдала задание братьям косить траву из двух разных пунктов. Кто первый из них дойдет до неё, тому она и отдаст свою руку. Братья выполнили задание одновременно. Она распростерла к ним руки,  и все они умерли одновременно. Посредине красавица с распростертыми рукам, по бокам двое братьев.

Минаретское ущелье (Джулат, Татартуп, Эльхотово). Христианские памятники этой местности, по данным Шора Бекмурзина Ногмова, относятся к эпохе греческого императора Юстиниана (падишах Юстук). При нём народы Северного Кавказа обращены в греческую веру и процветали в миролюбивой жизни под влиянием искусств и просвещения. В этой местности были греческие города. Один из них, Григориполис, располагался то ли в Минаретском ущелье, то ли на южном склоне Кабардинских гор. На последнем месте в 1830-х годах располагался редут Григориполисский, прикрывавший участок лесистой дороги между укреплениями Константиновским и Елизаветинским.

Источник: П. Ницик. По поводу местных преданий (Письмо в редакцию) // Терские ведомости 1882 № 4 (23 янв.)

0


Вы здесь » Гребенские казаки » общий форум » Христианство в горах Кавказа


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно