отрывки из статьи "ОБЪ ИРРИГАЦІИ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ" - Петерсон сб. сведений о Кавказе т.7   1880 г.

Каналъ князя Эристова.
Каналъ князя Эристова, по мѣстному прозванію «Неволъка» , въ настоящемъ (1877) году можетъ праздновать 25-тилѣтіе своего существованія, такъ какъ онъ проведенъ, по иниціативѣ князя Г . Р. Эристова, отъ станицы Павловской на р. Малкѣ до дачъ гор. Моздока—въ 1852 году. Проведенъ онъ безъ всякаго пособія техниковъ и при содѣйствін принудительнаго дароваго труда казаковъ.

Ежели вѣрить преданію, уклонъ и направленіе канала опредѣлялъ опытный урядникъ, полежавъ на спинѣ на различныхъ точкахъ и посмотрѣвъ черезъ голову назадъ и черезъ ноги впередъ, не подымая при этомъ по возможности головы.

Такимъ образомь, каналъ былъ направденъ по мѣстности, идущей по грани настоящаго расположенія Павловской станицы, къ станицѣ Солдатской и далѣе в степь въ надѣлы станицъ: Прохладной, Приближной, Черноярской, Новоосетинской, Екатериноградской, Павлодольской, Луковской и города Моздока.

Павловскій цыганъ-кузнецъ вызвался сдѣлать громадный плугъ, для вырытія канавы, столь глубокой, какъ того требовала сама подходящая изъ рѣки вода. Начало же канала, вырытое въ полугорѣ и защищенное отъ прилежащей къ лѣвому берегу его низины небольшимъ валикомъ, было выкопано въ ручную — и плугъ кузнеца началъ дѣйствовать только уже на высотѣ станицы, гдѣ вода весьма близко подошла къ поверхности. Но дѣйствовать ему пришлось не долго. По сказанію стариковъ, вода, выйдя на поверхносгь, такъ скоро побѣжала въ попутный оврагъ, что далеко оставила за собою плугъ, влекомый 24-мя наименѣе рысистыми животными изъ всѣхъ служащихъ для передвиженія. Вода побѣжала весело, и оставалось только радоваться такому успѣху, тѣмъ болѣе,  что направленіе канала и мѣстность, которую предстояло оросить водѣ его, являлись дѣйствительно удачно выбранными, дѣйствительно въ водѣ нуждающеюся мѣстностью. Успѣхъ казался полнымъ, и притомъ достигнутымъ средствами и способами, болѣе нежеля скромными. Вода не только пошла по заданному направленію, но еще взяла на себя трудъ выкопать для себя русло, отказываясь отъ всякаго содѣйствій и помощи.

На высотѣ Павловской станицы можно видѣть остатки садовыхъ работъ, на правомъ берегу канала — очевидно не доведенныя даже до половины, и такого вида, что окончаніе ихъ не потребовало бы болѣе 2—3 мѣсяцевъ времени. Эти работы были брошены, ибо весело журчавшій на поверхности ручей весьма быстро ушелъ на 3 сажени въ землю, оставя на поверхности какъ бы разорванные края узкой щели не шире Л 1/2 саж.
Какъ бы то ни было, но уже въ 1867 году архитекторъ Грозмани устроилъ деревянный водосливъ, на главномъ водопадѣ канала, весь яръ, отъ моста на земской дороги до Соленобродскаго поста, гдѣ вода осталась на поверхности, потребовалъ бы для своей засыпки около 120 т. куб. саж. земли. Такая громадная масса земли унесена водою канала и сложена въ попутныхъ балкахъ, по сторонамъ, гдѣ эта вода долгое время разливалась, покуда изъ этихъ наносовъ не образовала себѣ возвышенныхъ береговъ, черезъ которые въ настоящее время переливается уже въ количествѣ незначительномъ. Съ тѣхъ поръ это сооружеяіе, принося самую скромную пользу земледелію, поддерживая существованіе нѣсколькихъ хуторовъ и мельницъ, сдѣлалось предметомъ нескончаемыхъ жалобъ для мѣстнаго населенія и заботы начальству объ исправленіи, или хотя бы объ уменьшеніи причиняемаго имъ вреда. Но дальнѣйшая принудителъная постройка его не пріостановилась.
Въ 1867 году каналъ былъ продолженъ еще на 90 верстъ ниже надѣловъ города Моздока, до крайнихъ границъ надѣловъ Калиновской станицы и до Наурской станицы. Въ теченіи очень малаго промежутка времени— едва ли не нѣсколько дней—по этому продолженію шла вода. Техническая помощь и тутъ была незначительная. - Направленіе канала опредѣлено простымъ крестовиднымъ эккеромъ однимъ изъ казаковъ-землемѣровъ Червленской станицы. Какъ?— это составляетъ, конечно, его тайну.
Работа была распредѣлена по станицам  Стодеревской, Галюгаевской, Ищерской, Наурской и Калиновской, причемъ въ послѣдней каждый пай состоялъ изъ 5° канавы, шириною по дну окодо 2-хъ футовъ, и глубиною отъ 1 до 11/а Фут.
Только въ 1870 году Строительное отдѣленіе Областнаго Правленія поручило саперному офицеру Прохорову произвести нивеллировку этого канала, изъ которой сдѣлалось очевиднымъ, что каналъ въ его современномъ видѣ—ни существовать, ни дѣйствовать не можетъ.

Параллельно продолженію Невольки, ниже города Моздока, шли и продолжались жалобы станицъ Павловской, Прохладной и Екатериноградской, на разные убытки, причиняемые имъ водою или яромъ канала. Болѣе всѣхъ и несправедливѣе всѣхъ жаловались жители станицы Павловской.
Дѣло въ томъ, что у нихъ яръ канала, обошувъ станицу съ сѣверо-запада, съ сѣвера и частію съ сѣверо-востока, отрѣзалъ имъ сообщеніе какъ съ городомъ Пятигорскомъ,  такъ особливо съ землями, лежащими по лѣвую его сторону. Приходилось на свои средства и своими способами строить и ремонтировать весьма существенные мосты черезъ яръ, глубиною до 7 саженъ. Понятно, что эти нешуточные мосты требовали такихъ соображеній при своей постройкѣ, которыя далеко оставляла за собою компетентность станичныхъ кузнецовъ и плотниковъ.

Въ концѣ концовъ, катастрофа не замедлила, и въ одинъ прекрасный вечеръ стадо, возвращаясь съ пастбища по самому рискованному мосту черезъ каналъ, обрушило послѣдній, причемъ погибло окодо 200 головъ различнаго скота, принадлежавшаго жителямъ станицы. Но такой единичный сдучай нѳ представляетъ еще большого бѣдствія. Гораздо хуже, что теперь постоянно въ этомъ ярѣ гибнутъ люди и скотъ, особливо по ночамъ. Почти отвѣсные берега канала имѣютъ по ту и другую сторону трещины, невидимыя за густой растительностью, но такой глубины, что въ нихъ проваливаются и попадаютъ станичные ребятишки, а взросдые и скотина часто ломаютъ здѣсь себѣ ноги. Въ темную ночь изъ станицы и не думай выходить, если не желаешь проночевать на манеръ св. Даніила во рву львиномъ,—что и сдучалось со многими неоднократно. Въ бытность мою на работахъ какъ разъ четверо ребятишекъ, слишкомъ близко подошедшихъ къ краю омута, вдругъ и при общѳмъ крикѣ полѳтѣли вмѣстѣ съ почвой внизъ. Къ счастію, паденіе было до того быстрое, неожиданно  и притомъ мягко, что, опустившсь саженъ на 5, они какъ стояли, такъ и остались стоять на своей глыбѣ, но испугались до потери всякаго сознанія, такъ что пришлось повозиться достаточно долго, покуда удалось выручить ихъ изъ такого сквернаго положенія. По счастію, дѣло на этотъ разъ обошлось безъ смертоубійства, но было-бы далеко не то, если- бы дѣтки успѣли замѣтить паденіе и пожелали-бы спастись сами.
Этот мостъ существовалъ не болѣе 2-хъ лѣтъ, хотя быгь построенъ изъ дубоваго лѣса. 

Вообще до 1874 года изъ вѣдомостей станицы видно, что у нихъ погибло въ каналѣ 14 лошадей, 78 коровъ, 41 волъ, 39 телятъ, 31 овца, 66 свиней, а всего 269 штукъ всякаго скота, а также убилось и утонуло 8 человѣкъ людей, кромѣ которыхъ въ теченіи 1875 года утонули въ омутѣ еще одинъ старикъ и одинъ ребенокь.
Прибавьте, что со времени разрушенія моста, соединявшаго станицу съ надѣлами, надо дѣлать 4 версты крюку, для объѣзда канала, или черезъ мостъ по земской почтовой дорогѣ, или черезъ мостъ у поста Соленобродскаго, и что каналъ отнялъ у нихъ 67 дест. удобнѣйшей земли—и вамъ станутъ понятны чувства, питаемыя жителями Павловской станицы къ устроенному каналу, въ которомь они искренно видятъ для себя наказаніе Божіе .

Принося болѣе вреда, нежели пользы, будучи насильственно навязанъ населенію, Эристов канал крайне непопуляренъ, отчего не приноситъ и того ничтожнѣйшего дохода (137 руб. въ мѣсяцъ иди 1 р. 37 коп. сер. въ мѣсяцъ сь версты), котораго недостаточно для его поддержанія даже въ его печальномъ положеніи. Капитальный ремонтъ головной его части не можетъ стоить менѣе 20— 30 тысячъ рубдей, между тѣмъ, когда просили у населенія на это дѣло 6 т. и предложили  уплатить ихъ въ теченіи З-хъ лѣтъ, то населеніе оказало тому самое дружное сопротивленіе."