ВВЕДЕНИЕ
Обвинения России в нарушении прав человека в Чечне, выдвигаемые в течение ряда лет со стороны международных и правозащитных организаций, а также со стороны видных общественных деятелей до сих пор обходили молчанием нарушение прав человека со стороны официальных властей Чечни и патронируемых ими вооруженных бандформирований. В связи с этим возникала иллюзия неадекватности российской политики в Чечне, непропорциональности применения силы.
Действительно, российское руководство в течение ряда лет стремилась действовать с оглядкой на общественное мнение в России и за рубежом, закрывая глаза на ширящееся беззаконие и геноцид русского населения на территории Чечни, а в дальнейшем – постоянно прерывая силовые действия против бандформирований с целью достижения мирных договоренностей. Эта политика, основанная не на знании реальных фактов, а на следовании недальновидным рекомендациям сторонников абстрактного гуманизма потерпела полный провал и привела к неоправданным жертвам как среди мирного населения, так и среди военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих восстановление законности и соблюдения прав человека в Чечне.
Сбор и анализ информации о реальном положении дел в Чечне до последнего времени был серьезно затруднен как непримиримой позицией чеченского руководства, которое отвергало любые попытки правоохранительных органов России организовать восстановление законности в Чеченской Республике, так и обстановкой страха, порожденной непрекращающимся насилием и бессудными расправами, творимыми в Республике в течение ряда лет.
В настоящее время, когда российское общество, убедившееся в агрессивной сущности режима, установленного в Чечне Дудаевым и Масхадовым, поддерживает действия российского правительства и российских войск, когда мирное население Чечни получило уверенность в том, что разгул бандитизма больше не повторится, возникают условия для сбора необходимой информации, получения свидетельских показаний и объективной оценки режима Дудаева-Масхадова.
Настоящий материал, подготовленный экспертами Совета по внешней политике, представляет собой первую попытку анализа ситуации в Чечне с точки зрения соблюдения прав человека и интересов российской государственности.
ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ
Кавказская война
Затяжная конфликтная ситуация на Северном Кавказе в XVIII-XIX вв. связана со столкновением вызревшей русской государственности и запоздало подошедшими к стадии становления протогосударств горскими сообществами. История, не терпящая пустоты, вынуждала Россию заполнить государственно неоформленное пространство и обеспечить политическое и экономическое смыкание с Закавказьем.
Еще в 1718 и 1722 гг. Петр I направлял в Чечню военные силы для защиты русских границ от набегов. Первая военная экспедиция в глубь Чечни состоялась в 1758 году. Но вплоть до начала XIX века Россия пыталась гибкими методами склонить чеченцев и другие горские народы к мирному решению конфликтов, возникавших вокруг торговых путей и осваиваемых земель.
Экономической основой Кавказской войны стала гипертрофированная набеговая система, возмещающая внутреннюю нищету горских сообществ внешней экспансией и превратившаяся в своеобразный экономический уклад. Скудные плоды производительной деятельности горских сообществ породили “отхожий промысел”, использовавший в качестве обоснования межплеменную рознь, а в качестве консолидирующей социальной технологии — примитивную “военную демократию”. Известно заявление горцев русскому генералу Румянцеву: “Набеги и грабеж — наши занятия, как ваши хлебопашество и торговля”. Впрочем, набеги осуществлялись не только ради грабежа, но и ради охоты на людей, которых продавали в рабство или возвращали в обмен на выкуп.
Набеговая система удовлетворяла запросам общества, переходящего от родоплеменных отношений к государственным. Это требовало дополнительных ресурсов развития. Изыскание таких ресурсов велось не за счет внутреннего прогресса, а за счет войны. Набеговая экспансия усиливала власть и увеличивала богатство горской знати, а также сглаживала внутренние противоречия в горских сообществах, удовлетворяя минимальные материальные запросы общин. Лишь постепенно набеги стали оправдываться не экономической необходимостью и традициями, а утверждением исламских догматов.
Со второй половины XVIII века набеги чеченцев были переориентированы в большей степени на север, где на русской границе велась интенсивная экономическая жизнь. Чем быстрее увеличивалось население равнинной Чечни, тем интенсивнее становились набеги. Один из современников Кавказской войны писал: “Пока чеченцы были бедны, пока народонаселение, разбросанное по редким хуторам на равнине, не составляло сплошных масс, они были покойны и нетревожны; но когда стали возникать богатые деревни, когда на тучных лугах стали ходить многочисленные стада, мирные дотоле соседи превратились в неукротимых хищников... народонаселение в Чечне быстро возрастало, благосостояние жителей увеличивалось ежедневно, дух воинственный достигал своего полного развития”.
Характерно, что предводитель горцев Шамиль был ограблен своими соратниками как в одном из своих первых военных походов, так и в последнем своем отступлении к месту последующего пленения. Шамиль впоследствии писал: “Я управлял народом скверным, разбойниками, которые тогда только сделают что-нибудь доброе, когда увидят, что над их головами висит шашка, уже срубившая несколько голов”.
До XVIII века у вайнахских племен не сложилось какой-либо доминирующей религии. Значительным влиянием пользовались христианство, ислам, язычество. Основу культовой жизни составляли древние обычаи. С развитием набеговой системы демократические принципы язычества и христианское осуждение жестокости стали мешать горцам. Поэтому особую популярность получил Коран, позволявший действовать по принципу “око за око, зуб за зуб”, а также объявить газават.
Чеченцы, достаточно поздно приняв ислам, чаще всего ценили свои родовые законы выше суда по шариату. Если шариат отрицает всякое воровство, то у чеченцев воровство у соседей считалось удалью. По родовым обычным законам (адатам) наказывалось лишь воровство у своих. Всплеск религиозного фанатизма во время Кавказской войны был непродолжительным и не оставил в самосознании чеченцев глубокого следа. Но во время войны ислам играл роль консолидирующей идеологии.
До принятия ислама чеченцы считались миролюбивее своих соседей. С усилением роли ислама, с появлением духовного рабства, выразившегося в идеологии мюридизма, агрессивные установки в отношении сопредельных народов и племен стали доминировать. Низы кавказских общин принимали шариат и объявляли газават, поскольку постепенно осознавали материальные выгоды новой технологии разбоя. “Священная война” давала большую добычу, чем набеговая система. Кроме того, революционная замена окостеневшей ханско-бекской системы на имамско-наибскую многим давала возможность “выбиваться в люди”.
На первом этапе Кавказской войны горские общества, не имея еще единой политико-идеологической установки, беспрестанно враждовали между собой и были не в состоянии выставить против карательных экспедиций русского генерала Ермолова дисциплинированного войска, мобилизованного единым мировоззрением. Зачастую сами чеченцы участвовали в преследовании русскими войсками разбойников, совершавших набеги, а часть чеченских тейпов до такой степени противилась принятию норм шариата, что уходила к русским целыми селениями.
Тем не менее, русские власти, не имевшие большого опыта взаимодействия с горскими народами, не знавшие их психологии, не смогли оперативно выработать успешную стратегию против набеговой системы. Об этом говорит тот факт, что военные поражения, наносимые мюридам, долгое время не играли роли в стратегической перспективе, не пресекали процесса перерастания набегов в крупномасштабную войну. Подготовленная мощной идеологической обработкой социальная среда горских сообществ после каждого поражения быстро консолидировалась вокруг лидера. Так, полностью разгромленный под Ахульго Шамиль смог создать новую армию, перебравшись в Урус-Мартан, где от дагестанских общин чеченским тейпам состоялась “передача технологии” в области создания элементов военно-теократического государства и ведения боевых действий.
Политика блокады, введенная Ермоловым, резко ускорила формирование тех идеологических установок, которые необходимы были протекавшим в “свободных обществах” Кавказа социальным процессам. Столкновение с Россией обосновывало новый образ жизни. Борьба за свободу совершать грабительские набеги быстро заменялась идеологической установкой войны за веру (в том числе и против единоплеменников). Коран стал обоснованием превосходства над “неверными”, позволил сформировать “образ врага”.
Мусульманское духовенство, почувствовав свою силу в подогревании новых социальных процессов, быстро осваивало социально-религиозную демагогию. Фанатизм опирался на явно присутствовавший экономический интерес, который получал свое выражение в специально отобранных идеологических формулах ислама. Один из лидеров воинствующего исламизма периода Кавказской войны Магомет Ярагский писал: “Для мусульманина исполнение шариата без газавата не есть спасение. Кто исполняет шариат, тот должен вооружиться во что бы то ни стало, бросить семейство, дом, землю и не щадить самой жизни. Кто последует моему совету, того бог в будущей жизни с излишком вознаградит”. “Истребите русских, освободите мусульман, братьев наших. Если вы будете убиты в сражении, рай вам награда; если кто убьет русского, тому рай награда”.
Поверхностное восприятие ислама не обязывало никакой духовной практикой, но наоборот — возбуждало страсти, мстительность и жестокость. Религия была лишь прикрытием, чтобы горский общинник превратился в бандита. В Чечне, не имевшей глубоких исламских традиций воспринимались в основном “прагматические” военные установки, а в остальном продолжало действовать адатное (обычное) право, включая кровную месть.
В своих воспоминаниях Шамиль, превратившийся из восточного тирана в историка, писал, что войны с европейцами многому научили приверженцев “священной войны”: “Ознакомившись посредством горького опыта с действием усовершенствованного оружия, мусульмане поспешили припомнить правило Корана, воспрещающее войну против неверных в том случае, если они сильнее правоверных”.
До той поры, пока урок не был преподан, утверждалась идеология мюридизма, в примитивной форме вычленившая из ислама бесхитростные формулы, которые легко усваивались доверчивым населением и давали возможность управлять им.
Генерал Ермолов, став российским наместником в Чечне, прекрасно понимал, что военный контроль за северокавказскими территориями является необходимым условием для развития взаимоотношений с Закавказьем. Именно этим обусловлены крутые меры Ермолова против набеговой системы. Но чисто военное решение проблемы набегов оказалось неэффективным. Практика карательных экспедиций результатов не давала. Поэтому жесткие меры все время сочетались с попытками умиротворения. Ермолов писал царю: “Надобно оставить намерение покорить их оружием, но отнять средства к набегам и хищничествам, соединив во власти своей все, что к тому им способствовало”.
Подавить горский бандитизм чисто военными средствами не удавалось даже несмотря на строительство генералом Ермоловым крепостей Форт Петровский, Грозный, Владикавказ, Нальчик и других. Поэтому, наряду с чисто военными акциями, России применила политику разделения чеченцев на “мирных” и “немирных”, наделения части горцев землей на равнине, укрепления административных органов. Но целенаправленной работе России на Кавказе противостояла вековая привычка к дикости, которая предопределяла поведение дагестанцев, чеченцев, представителей других северо-кавказских народностей.
Военная администрация пыталась сбить волну набегов и консолидацию “вольных обществ” в армию “священной войны” путем принуждения к присяге русскому царю. Обычно эти присяги соблюдались лишь до тех пор, пока в аулах стояли русские войска. Коран, как считалось, освобождал от ответственности за обман “неверных”. Например, попав в трудное положение после побед русской армии в 1837 г. Шамиль поклялся на Коране, что прекращает борьбу и выдал в залог аманатов (заложников). Но Шамиль не только пренебрег своей клятвой, но сумел представить дело так, что согласие русских вести с ним переговоры означало признание его в качестве “горного царя”, признание его силы. Когда в 1839 г. Шамиля блокировали в крепости Ахульго, он попытался снова затеять переговоры, заверяя генерала Граббе в своем чистосердечном раскаянии и готовности усердно служить интересам российского императора. На этот раз Шамилю не поверили, и он лишь чудом спасся из осажденной крепости, взятой штурмом русскими войсками.
Кавказская война показала, что набеги не могли прекратиться присягами, которые горцы с охотой давали русским властям. С легкой руки родоплеменной знати, эти присяги так же просто нарушались, как и давались. Поэтому уже в 1818 году русское военное командование на Кавказе приступило к установлению военно-экономической блокады. Блокада сопровождалась широкой практикой выдачи аманатов в качестве гарантов того, что выдавшее их общество не будет участвовать в набегах. Позднее систему аманатов применил и первый “герой священной войны” Кази-мулла, вынуждавший горские сообщества под угрозой уничтожения заложников к участию в движении мюридизма. Для сторонников Шамиля насильственное вовлечение в войну стало правилом.
Квазигосударственные структуры администрации Шамиля (налоговая система, система наибств, административная иерархия с соответствующей символикой, совещательный Верховный совет) лишь обслуживала систему устрашения, ставшую главным механизмом строительства этой квазигосударственности. “Жреческий” аппарат был настроен на выискивание прегрешений и воспитание комплекса вины. Социальные низы, поднятые на войну с прежней знатью призывами к уравниловке, оказались придавленными идеологией покорности, самоуничижения и постоянного приготовления к вечности.
Имам Шамиль выходил к народу в сопровождении палача с секирой, “ординарные” публичные казни проводились путем расстрела или закалывания. Прорусские настроения карались нещадно. Насаждалась атмосфера аскетизма — запрещена музыка, танцы, украшения в одежде, употребление вина и табака; преследовались легенды и сказания, напоминавшие о старинных обычаях. Вместо бежавшего преступника наказывались его родственники, товарищи, односельчане.
Известна “процедура пожатия рук”, которую муртазеки (тайная полиция Шамиля) применяли для казни истинных и мнимых врагов имама. Жертве протягивали руки сразу два мюрида, а когда по обычаю приходилось подавать обе руки, их заламывали за спину, довершая дело кинжалами.
Мюридизм порождал еще большую жестокость даже по сравнению с нормами адатного права, не отличавшимися гуманизмом. Например, Гамзат-бек, завоевав Аварское ханство, истребил всех, кто имел прямое или косвенное отношение к престолонаследию. Потом он отправился в мечеть возблагодарить аллаха за помощь.
Поначалу подобная жестокость населением не была воспринята, Гамзат-бек попал в изоляцию, а потом убит. В дальнейшем такие действия никого не удивляли и стали “законом войны”. Так, Шамилю удалось с максимальными политическими дивидендами казнить сначала организаторов убийства аварских ханов, а потом расправиться и с убийцами Гамзат-бека.
Репрессивный аппарат Шамиля строился на межплеменной розни. В Чечне порядок наводили лезгины, аварцы, тавлинцы; на усмирение в Дагестан Шамиль посылал чеченцев.
Милитаризация общества при Шамиле достигла невероятного размаха. Северо-восточный Кавказ содержал армию имама численностью до 5 тыс. конников и ополчение — до 50 тыс. В ополчение призывались мужчины от 16 до 60 лет, даже женщины обязаны были иметь пики с железными наконечниками.
Создав деспотическое протогосударство, Шамиль попытался резко расширить его экономическую базу, совершив в 1846 году масштабное вторжение в Осетию и Кабарду с целью соединиться с Черкесией, где успешно действовали его эмиссары. Стремясь к несбыточному, Шамиль пытался на практике совершить то, что в горячечном бреду замыслил его предшественник Кази-мулла: "Когда возьмем ее (Москву), я пойду на Стамбул; если хункар свято соблюдает постановления шариата, мы его не тронем, — в противном случае, горе ему! Он будет в цепях, и царство его сделается достоянием истинных мусульман".
Изоляция мятежных территорий во время Кавказской войны и предельная лояльность русских ко всем, кто отказывался от войны против них, позволили довести режим Шамиля до своего логического конца — до внутренних межфеодальных столкновений и обращения надежд на умиротворение к России. Террор, идеологическое насилие и экономическая разруха победили Шамиля быстрее, чем экспедиции русской армии. Внутренний конфликт в стане Шамиля вызрел и быстро разрушил имамат. Система наибства выродилась в родовую клановость, репрессивный аппарат довел систему доносительства до полного абсурда, “война с неверными” приобрела открыто стяжательский характер, а ислам стал лишь формой освящения военной добычи.
Сплошное превращение мужского населения в воинов подорвало экономическую основу горского хозяйства. Для компенсации экономических утрат требовались все более масштабные набеги. Но народы, соседствующие с подвластными Шамилю территориями, без особого труда использовали тот же метод мобилизации сил, а Россия пользовалась еще более эффективными средствами ведения войны — строила крепости, вела успешную дипломатическую интригу, поощряла перебежчиков. Шамиль со своей стратегией государственного строительства опоздал на сотни лет и был обречен на поражение.
Переход к позиционным боям, не сулившим добычи, быстро свел на нет авторитет Шамиля. Он уже не мог обеспечивать рост благосостояния знати и усмирять растущее недовольство “низов”. Первые начали осознавать, что только Россия обеспечит им защиту собственности (да и самой жизни), вторые — что только Россия вернет им спокойствие. Так, в 1851 году к русским вместе с подавляющим большинством аварцев возвращается один из выдающихся военных вождей Хаджи-Мурат. Потом бегство ближайших сподвижников Шамиля к русским приобретает обвальных характер.
В 1858 г. против Шамиля восстали чеченские сообщества, разгромив все, что напоминало им о власти имама. После массового избиения знати, служившей Шамилю, к русским были направлены депутации с изъявлением покорности.
В Кавказской войне русские смогли нащупать успешную стратегию и не дали Шамилю ни одного шанса на победу. Даже надежды Шамиля на изменение ситуации в связи с русско-турецкой войной (1853-1856 гг.) не оправдались, хотя и оттянули от кавказского театра военных действий значительные силы. В этой ситуации Шамиль попытался искать поддержки на Западе (письмо французскому послу в 1857 г.): “Улемы, равно как и почетные лица страны просили меня обратиться к державам с ходатайством, чтобы во имя человечности они положили конец этим беспримерным в истории жестокостям, чтобы во имя справедливости они освободили нас от этой тирании. <...> У нас нет ни оружия, ни всего необходимого для продолжения войны против неприятеля, столь превосходящего нас численностью и снабжением и ведущим войну такими варварскими способами”. Подобного рода послания встречали благосклонное внимание, но не имели перспектив, поскольку военная мощь режима Шамиля была к тому времени подорвана.
Кавказская война не была бы выиграна Россией, если бы русские не смогли не только перетянуть на свою сторону большинство северокавказских сообществ, но и начать “производство” нового управленческого слоя — кавказцев по происхождению, русских во всем остальном. Одним из таких людей стал сын Шамиля Джемалэддин, отданный русским в качестве аманата. Джемалэддин получил блестящее санкт-петербургское воспитание, а по возвращении к отцу умер от воспаления легких, так и не приняв его политики.
Генерал Барятинский начал восстанавливать прежние основы народной жизни, ограничивая их лишь в жестокости. Это стало разительным контрастом по сравнению с тираническими порядками имамата. Милосердие стало главным оружием русских на заключительном этапе войны. Чеченскому народу было гарантировано прощение за участие в войне, свобода ремесел и торговли, свобода вероисповедания, местное самоуправление по адату и шариату (за исключением обычая кровной мести), освобождение от рекрутского набора и пятилетнее освобождение от податей, каждому аулу предоставлены в вечное владения земельные угодья.
После пленения Шамиля, с ним обращались не как с бунтовщиком, а как с плененным главой государства. Публика Москвы и Санкт-Петербурга встретила Шамиля с огромным любопытством. К концу жизни Шамиль, проживавший в Калуге на содержании царской семьи, испросил разрешения на присягу русскому царю и завещал своим детям “принести новому отечеству ту пользу, которую оно ожидает от верных и преданных сынов своих”.
В дальнейшем советская историография, стремясь доказать, что царская Россия была “тюрьмой народов”, серьезным образом исказила смысл и итоги Кавказской войны. В связи с этим в сознании жителей Северного Кавказа надолго укоренилось представление о якобы имевших место жестокостях российских войск, о справедливости национально-освободительной войны против Российской Империи. Мифологизированная история в последующем дала в руки дудаевской пропаганде аргументы в пользу ответных жестокостей.
Причины и условия депортации
Чеченский бандитизм был подавлен Российской Империей, но глубинные его причины не были преодолены до конца. С новой силой бандитизм развернулся при большевиках, которые использовали историческую память чеченцев и их готовность вернуться к своим стародавним обычаям.
В 1917 году чеченцы стали одной из ударных сил большевиков на Кавказе. Среди сплошь безграмотного чеченского населения распространялись слухи о том, что солдаты убивают их соплеменников. Начались грабежи эшелонов на Владикавказской железной дороге, затем — нападения на нефтяные прииски Грозного, на которых преимущественно русские рабочие, обеспечивая пятую часть всей нефтедобычи в стране. Интриги периода двоевластия привели к выводу из Грозного боеспособных воинских частей, разрушению трубопроводов, остановке нефтедобычи, поджогу большинства промыслов (которые горели весь 1918 год и четыре месяца 1919), бегству населения и осаде города чеченскими бандами. Горские банды уничтожали казачьи станицы, крушили все признаки ненавистной им государственности. Большевики расплачивались с ними конфискованными казачьими землями, государственными постами.
Бандитизм на территории Чечено-Ингушетии, не усмиренный и в последующие годы, потребовал со стороны Советской власти применения войсковых соединений. В марте-апреле 1930 г. против бандитов был проведен ряд операций при поддержке артиллерии и авиации. Но окончательно изжить бандитизм в Республике не удалось.
С 1930 года в Чечено-Ингушетии действовала банда Саадулы Магомадова, которая за 10 лет совершила свыше 30 убийств военнослужащих и должностных лиц.
В 1932 г. произошло вооруженное восстание с участием свыше 3000 чел., которое охватило все аулы Ножай-Юртовского района и ряд других аулов.
Практически все 30-е годы Советской власти приходилось подавлять повстанческое движение в Чечне. Известны действия отряда Истамулова в 1931-1935 гг., восстания и выступления против властей в Ножай-Юртовском и Шалинском районах в 1932-1933 гг., В конце января 1941 г. в Хильда-Харой Итумкалинского района произошло выступление против Советской власти, в котором принимали участие местные жители.
В 1937 году Хасан Исраилов (Терлоев) в создал в Галанчожском и Итумкалинском районах, а также в Борзое, Харсинове, Даги-Борзой, Ачехне и других населенных пунктах вооруженные банды и группы. Кроме групп в Грозном, Гудермесе и Малгобеке, были организованы 5 повстанческих округов общей численностью около 25 тыс. человек.
В 1941 году Хасан Терлоев подготовил восстание, написал “Временную программу организации Чечено-Ингушетии”. К ноябрю 1941 им созданы антисоветские организации в 41 ауле. Общая численность повстанческой организации ОПКБ составили более 5000 человек. На учредительном собрании ОПКБ в Орджоникидзе 28 января 1942 года присутствовали представители 7 соседних областей, 11 секций ОПКБ.
В тылу Красной Армии образовалась группировка, имеющая на вооружении не только стрелковое оружие, но также артиллерию и минометы. В 1942 году был создан объединенный военный штаб повстанческого правительства. Весной 1942 года советская авиация уже вынуждена была бомбить территорию Чечни.
Чеченские банды активно участвовали в диверсионных и боевых действиях в тылу Красной Армии, принимали и обслуживали десанты гитлеровцев. Повстанческие группировки общей численностью до 40 тыс. человек наносили удары в тыл Красной Армии.
Оккупация Чечни фашистами с осени 1942 до января 1943 года показала, что чеченцы охотно и в массовом порядке сотрудничали с фашистами. Из перешедших на сторону врага чеченцев и местного населения был сформирован Северо-Кавказский легион, чечено-ингушский пехотный полк и карательные отряды.
Позднее правоохранительные органы обнаружили среди захваченных документов Терлоева списки членов повстанческой организации по 20 аулам Итум-Калинского, Галанчожского, Шатоевского и Пригородного районов ЧИ АССР, общей численностью 6540 человек. Там же найдены 35 билетов членов фашистской организации "Кавказские орлы", полученных им от гитлеровцев. Кроме того, была обнаружена карта Кавказа на немецком языке, на которой подчеркнуты населенные пункты, в которых имелись ячейки повстанческой организации.
Во время войны дезертирство со стороны чеченцев и ингушей приняло массовый характер (из одной национальной кавалерийской дивизии дезертировали сразу 850 человек). С июля 1941 г. по апрель 1942 г. из числа призванных дезертировало более 1500 чел., уклонившихся от военной службы насчитывалось свыше 2200 чел.
Учитывая массовое сотрудничество населения Чечни с противником, Государственный Комитет Обороны вынужден был принять решение о прекращении мобилизации в республике, а затем — о выселении причастных к пособничеству врагу. В феврале-марте 1944 г. на территорию Казахстана и Киргизии было переселено более 600 тыс. жителей Северного Кавказа (из них чеченцев и ингушей – около 500 тыс.). За время операции изъято огнестрельного оружия 20 072 единицы, в том числе винтовок - 4868, пулеметов и автоматов - 479.
Депортация оказалась жестоким испытанием для чеченцев. Но это испытание было ничем не тяжелее испытания войной для других народов. Понеся большие потери в результате депортации, чеченцы пережили войну, не участвуя в общем деле защиты Отечества. (Даже дудаевские источники указывают цифру в 4000 погибших, в которую, очевидно, включены и естественная убыль населения, и более 2000 арестованных за незаконное хранение оружия и пособничество фашистам.) Выселение чеченцев с Северного Кавказа в значительной степени сохранило их генофонда, а за послевоенные годы благоприятные условия жизни чеченцев позволили им увеличить свою численность втрое.
В 1953 поселены были сняты с учета и освобождены из-под административного надзора МВД. К 1956 свыше 6 тысяч человек вернулись на Северный Кавказ. В 1957 г. в республику возвратились 140 тыс. чеченцев и ингушей.
При всех негативных последствиях депортации, их зачастую преувеличивают. Между тем, в рамках возможностей военного времени переселение было обеспечено транспортом, продовольствием, медицинским обслуживанием. В Казахстане и Киргизии переселенцы получили в собственность отдельные дома (за счет нового строительства и покупки пустующих помещений у местного населения), либо были устроены на жительство по месту работы, каждой семье бесплатно выдан скот, отпускались долгосрочные ссуды. Все переселенцы были освобождены от обязательных поставок сельскохозяйственной продукции и от уплаты сельскохозяйственного и подоходного налогов, а задолженности по налогам и поставкам списаны.
В период разоблачения “культа личности” сочувствие к “репрессированным народам” привело к восстановлению Чечено-Ингушской АО в 1957 г. и присоединению к ней Наурского и Шелковского районов, изъятых из Ставропольского края. На эту подготовленную для жизни и освоенную равнинную часть будущей республики чеченцы переселялись с гор и предгорий, возвращались из ссылки. Но привычка к оседлой жизни и продуктивному труду формируется медленно. Поэтому чеченцы в период создания индустрии становились чаще всего торговцами или работниками сферы услуг, формируя в этой сфере собственные этнические кланы. До 40% чеченцев проживало вне территории Чечни, занимаясь “отхожим промыслом”.
Преувеличение бедствий периода депортации было использовано дудаевской пропагандой для разжигания ненависти к Российскому государству и русскому народу. Результатом соответствующей политики стали жертвы чеченского и русского народа, а также материальные потери, неизмеримо большие, чем жертвы депортации.
Попытка использовать ослабление российской государственности
Распад родо-племенного строя, происходивший на Северо-Восточном Кавказе в конце XVIII века, высвободил могучую энергию государственного строительства, разрывающую все прежние социальные связи, порождая варварскую стихию, стремящуюся прикрыть свое зверство достоинствами одной из мировых религий - ислама. В этот период, который в прошлом проходили многие народы, возникают беспрецедентные завоевания и военные катастрофы.
Нечто подобное повторилось в Чечне в конце XX века. Заторможенный силой исторических обстоятельств процесс был запущен вновь. Как и два столетия назад, идеологической основой войны стала извращенная и примитивизированная форма ислама, основанная на лозунге борьбы против “неверных”. Как и во времена имама Шамиля, основой протогосударства генерал Дудаев решил сделать систему террора, а консолидирующим символом — образ врага, который он видел в России.
Память о Кавказской войне, обида за депортацию, непричастность к общей для всей страны гордости за великую Победу 1945 года, недальновидная национальная политика КПСС (“фольклорная” концепция дружбы народов и курс на размывание русской культуры, концепция “выравнивания уровней” центра и окраин, курс на “воспитание национальных кадров”, мифология национально-освободительных движений в царской России и т.п.) – все это создавало благодатную почву для недоверия и вражды чеченцев по отношению к другим народам России. Как только пресс советской государственности был снят, затаенная ненависть прорвалась наружу. Воспользоваться плодами этой ненависти не постеснялись некоторые российские политики, заинтересованные в переделе власти на Северном Кавказе.
На ситуацию в Чечено-Ингушской Республике существенным образом повлияла позиция нового демократического парламента России, принявшего в законотворческой практике идею компенсации репрессированным народам за счет государства. В 1991 году ельцинский парламент России издал “О реабилитации репрессированных народов”, подогревший дух сепаратизма и межнациональную вражду.
Развязыванию войны в Чечне способствовали те же причины, что разрушили СССР. Но если центробежные силы поделили страну, не встретив серьезного сопротивления, то в случае с Чечней произошло отторжение части российской территории, предпринятое в условиях, когда в других регионах страны силы сепаратистов утратили инициативу или действовали достаточно осторожно. Сыграло свою негативную роль и отсутствие у российского руководства какой-либо стратегии в государственной и национальной политике. Кремль, не имея на тот период продуманной стратегии, ничего не смог противопоставить примитивной политической технологии Дудаева. Последний же интуитивно наследовал традиционную форму мобилизации населения на тотальную войну.
На руку чеченским сепаратистам играла историческая память чеченцев о Кавказской войне и сталинской депортации — память, обратившая реально происходившие события в миф, мобилизующий на борьбу с Россией и русскими. Эта память носила избирательный характер и отказывалась признавать разбойничий образ жизни за горскими чеченцами прошлого, активнейшее участие чеченцев в большевистской атаке на казачество, цепь бандитских восстаний 1930-1940 гг., активные боевые действия вооруженных формирований в тылу Советской Армии во время Отечественной войны.
В период между 1991-1994 население Чечни увеличилось на 100 тыс. человек. Примерно такое же число молодых людей вступило в этот период в пору активной самостоятельности и попало под влияние разбуженного “демократизацией” варварского стиля жизни. Именно из них сформировался тот социальный пласт, для которого война и бандитизм стали образом жизни. Формирование бандитской армии стало для чеченцев способом получения всеобъемлющей “реабилитации” - они вернулись к своему древнему набеговому ремеслу, ставшему источником материальных благ не только для самих бандитов, но и для многих “мирных” чеченцев. “Отхожий промысел” в виде примитивного криминального бизнеса, распространившегося на всю Россию, достаточно быстро сменился организованным расхищением средств и проведением масштабных криминальных операций (теневая торговля нефтью, оружием, наркотиками, операции с фальшивыми авизо и вышедшими из употребления денежными купюрами).
Если северокавказские имамы Кази-мулла, Гамзат-бек, Шамиль упорно стремились к захвату Аварского ханства со всей его социально-экономической инфраструктурой, то в преддверии Чеченской войны произошел криминальный захват госаппарата и имущества Чечни, позволивший развернуть крупномасштабные военные действия и выстроить репрессивные структуры новой феодально-деспотической власти. В этом смысле не только экономические причины двух войн, но и экономическая база для войны горцев с Россией, полностью совпадают.
В Кавказской и Чеченской войне идеологическое обеспечение оказалось полностью тождественным, основанным на некоторых постулатах ислама. Ислам в Чечне и в наше время воспринимался не в качестве глубокой духовной традиции, а в качестве источника агрессивной идеологии. Все, что составляло собственно веру, уходило на второй план. Главное в таком “параллельном исламе” виделось в том, чтобы воровство и грабеж назвать войной за веру, чтобы оправдать террор и унижение человеческого достоинства. Воспринимались в большей степени установки ислама, связанные с дележом добычи, и значительно реже — связанные с судопроизводством, управлением, бытовыми правилами.
Огромное значение для разжигания войны в Чечне имела политическая риторика средств массовой информации, которые восприняли свободу слова в качестве права беспрепятственно переносить вину за любые события в стране на центральные государственные органы. Характерно, что в Кавказскую войну официальная риторика соответствовала оценке социальной роли "героев" горских набегов. Горцы именовались в официальных донесениях "мерзавцами". В Чеченскую войну 1994-1996 не только журналистами, но и государственными деятелями использовался иной тип риторики, имевшей негативную направленность преимущественно по адресу российской армии. Политические верхи России в одностороннем порядке отказались от резких определений в адрес дудаевцев, а демократическая оппозиция и вовсе стремилась к признанию мятежников “борцами за свободу”. Только после унизительного поражения в 1996 и террористических актов 1999 положение изменилось, действия российских войск в Чечне стали называть “контртеррористической операцией”, “подавлением мятежа”.
Официальная российская сторона в 1994-1996 не смогла организовать не только экономической или военной, но и политической блокады режима Дудаева. При этом абсолютно неадекватными выглядели попытки чисто военной ликвидации этого режима, которая находилась в абсурдном сочетании с ничем не обеспеченными миротворческими акциями, тактикой заведомо невыполнимых соглашений с лидерами боевиков. В Кавказской войне Россия смогла локализовать конфликт в горных районах Дагестана и Чечни, фактически сведя большую войну к ограниченной. В Чеченской войне 1994-1996 недееспособное военное и политическое руководство по сути дела превратило локальный конфликт в большую войну, грозящую серьезными геополитическими последствиями. Тем более, что призывы дудаевских посланий к мировой общественности (поразительным образом схожие с посланиями имама Шамиля) встречали сочувственный отклик на Западе, осуществлявшим достаточно успешное давление на российское руководство.
Стратегия государственного строительства и борьбы с Россией была полностью скопирована Дудаевым и Масхадовым со стратегии имама Шамиля. Россия после нескольких неудачных попыток выработать какую-либо новую политику на Кавказе, постепенно пришла к пониманию опыта Кавказской войны, что и обеспечило в дальнейшем разгром чеченских бандформирований.
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА (1991-2000)
Положение Чеченской Республики и принципы российской политики в Чечне характеризуются несколькими периодами.
1-й период (лето 1991 - декабрь 1991). Вооруженный захват власти, возникновение режима Дудаева. Предоставление Чечни самой себе, использование режима Дудаева против сил, поддерживающих союзное правительство.
2-й период (январь 1992 - ноябрь 1994). Гражданская война в Чечне, геноцид русского населения. Нарастающая поддержка со стороны России оппозиции режиму Дудаева, в конце этапа – поставки вооружений и негласное участие российских военных в боевых действиях оппозиции.
3-й период (ноябрь 1994 – август 1996). Попытки силового подавления режима Дудаева путем проведения войсковой операции в сочетании со значительной финансово-экономической помощью населению. Периодический переход к попыткам договориться с лидерами боевиков. Провал войсковой операции в силу непоследовательности военной политики и неподготовленности политической и экономической изоляции режима Дудаева.
4-й период (сентябрь 1996 – август 1999). Фактическая независимость Чечни. Попытки закрепить мирный характер отношений с Грозным, умиротворить режим Масхадова за счет безвозмезной финансовой помощи и поставок энергоносителей и электроэнергии. Широкомасштабный террор на территории Чечни и захват заложников на сопредельных территориях. В конце этапа – агрессия чеченских бандформирований против Дагестана.
5-й период (август 1999 – март 2000). Пресечение разрастания террора на территории России, разгром крупных бандформирований, ликвидация тиранического режима. Проведение всесторонне подготовленной военной операции, отказ от соглашений с лидерами бандформирований, локальные миротворческие усилия в сочетании с масштабными гуманитарными акциями.
Вооруженный захват власти
1 июля 1989 г. первым секретарем Чечено-Ингушского обкома КПСС был избран Доку Завгаев — первый с царских времен чеченец, который стал “хозяином” на этой земле. При этом население Чечено-Ингушетии, составлявшее в 1989 году 1270 тыс. чел., более чем на 40 % (порядка 530 тыс.) было нечеченским (из них русских 239 тыс.). С этого момента года началось вытеснение нечеченских кадров с руководящих постов. В 1990 практически все ключевые посты в Чечено-Ингушетии были заняты чеченцами.
В Чечено-Ингушетии срочно, без учета сложившихся духовных потребностей населения насаждалась примитивизированная и идеологизированная форма ислама. За два года до сентябрьских событий 91-го года в республике построили боле 200 мечетей (то есть, почти в каждом втором селе), открыли два исламских университета (Курчалой и Назрань). Была создана материальная база для возрождения духовного рабства “учеников”, выполняющих наставления и приказы “учителей”, которые сами не могли представить образцов высокой духовности.
27 ноября 1990 г. Верховный Совет Чечено-Ингушетии под руководством Доку Завгаева по предложению Чеченского национального съезда (ЧНС) принял Декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики. В Декларации заявлялось о введении гражданства Чечено-Ингушетии, разработке Конституции Республики и других атрибутов государственной независимости, а также о готовности подписать Союзный договор с другими республиками СССР только после “возврата отторгнутых территорий Ингушетии” - Пригородного района, части Малгобекского района в пределах их бывших границ и правобережной части г. Орджоникидзе (Владикавказа).
Ни союзное, ни российское руководство не увидело опасности в нарастании этнического шовинизма и стихийной суверенизации. Более того, Верховный Совет РСФСР принял 26 апреля 1991 г. Закон “О реабилитации репрессированных народов”, после чего в Чечено-Ингушетии со своей предвыборной речью появился будущий президент России Б.Ельцин, предложивший “брать суверенитета столько, сколько сможете проглотить”. Эти слова были истолкованы как санкция на идущие в республике процессы перерождения власти.
В марте 1991 г. председатель Исполкома Чеченского национального съезда Джохар Дудаев потребовал самороспуска ВС ЧИР в связи с тем, что депутаты “не оправдали доверия народа”, а в мае 1991 объявил о переходе власти на переходный период в руки Исполкома ЧНС.
8-9 июня 1991 г. в Грозном Дудаев собрал часть делегатов первого съезда ЧНС, которые провозгласили себя Общенациональным конгрессом чеченского народа (ОКЧН) и избрали Дудаева председателем исполкома. ОКЧН провозгласил создание “Чеченской республики Нохчи-чо”, а ВС ЧИР объявил “узурпаторами”. Руководство РСФСР и СССР снова не предприняли никаких мер против сепаратистов.
3 сентября 1991 г. Дудаев объявил о низложении ВС ЧИР и обвинил Россию в проведении колониальной политики в отношении Чечни. В этот же день силами ОКЧН был захвачен телецентр, Дом радио и Дом политпросвещения.
6 сентября 1991 г. дудаевские боевики совместно с выпущенными из тюрьмы уголовниками взяли штурмом здание ВС ЧИР. Председатель грозненского горсовета был вышвырнут из окна и погиб, более 40 депутатов получили ранения или были избиты. В тот же день Дудаев заявил о необходимости полной независимости от России. 8 сентября дудаевцами захвачен аэропорт и ТЭЦ-1, блокирован центр Грозного, начался бунт в следственном изоляторе Грозного. В тот же период совершены несколько массовых побегов из мест заключения, включая колонию строго режима в г. Наур, начался массовый выезд русских из республики, происходят грабежи беженцев под предлогом возврата “нажитого в Чечне” и принадлежащего чеченскому народу.
Российский парламент не заметил опасности произошедшего. Его председатель Р.Хасбулатов даже прислал в Грозный поздравительную телеграмму о “свержении коммунистического режима”, а затем Грозный навестила делегация российских политиков во главе с Г.Бурбулисом (затем прибыл и Р.Хасбулатов), которая 10 сентября 1991 г. вынудила ВС ЧИР при отсутствии кворума принять решение о самороспуске. Вместо него был образован Временный высший совет Чечни, который должен был функционировать до всеобщих выборов, намеченных на 17 ноября 1991 г. Но вместо подготовки к выборам Совет начал издавать законы, утверждавшие ОКЧН в качестве высшего органа власти, а также разделение Чечено-Ингушетии на суверенную Чеченскую Республику и Ингушскую Республику в составе РСФСР. Попытки протеста против таких действий со стороны ряда членов Временного высшего совета вызвали решение исполкома ОКЧН о роспуске Совета “за подрывную и провокационную деятельность”. На официальное признание Временного высшего совета в качестве органа власти со стороны Президиума Верховного Совета РСФСР (8 октября 1991) Дудаев ответил объявлением мобилизации всех лиц мужского пола от 15 до 55 лет и приведением в боевую готовность Национальной гвардии, а также отзывом из Вооруженных сил СССР всех лиц чеченской национальности, перерегистрации в комитетах ОКЧН всех офицеров запаса, замене призыва в Вооруженные силы СССР призывом в Национальную гвардию, введением военной подготовки в вузах и старших классах школ, решением о приостановке деятельности прокуратуры и министерства юстиции. Наконец, Дудаев принял постановление с призывом к вооруженному захвату власти.
Сторонниками неограниченной власти Дудаева был произведен вооруженный захват здания Совмина, радио и телецентра, был разгромлен Верховный Совет Республики. Было также принято решение о проведении выборов 27 октября 1991 г. — через две недели с момента принятия захвата власти.
Дудаев сразу начал готовиться к тотальной войне с Россией. Уже к 1 ноября 1991 в Национальной гвардии числится около 62 тыс. человек, а вместе с народным ополчением – более 90 тыс. Непосредственно боевые отряды Национальной гвардии, образованные из бывших офицеров и лиц, прошедших службу в армии, составляли около 2 тыс. человек.
27 октября 1991 г. под контролем дудаевских бандитов состоялась инсценировка выборов президента и парламента Чеченской Республики. В них приняло участие около 10% избирателей. Фальсификации выборов даже не скрывали. Из избирательного процесса было выведено 6 районов, не согласных с предложенной схемой проведения выборов. Средства массовой информации жестко контролировались. Все противники Дудаева были объявлены “врагами народа”. Урны для голосования стояли на площади Грозного, где проходил митинг ОКЧН. Русские в выборах участия не принимали. Реально голосование проходило на 70 участках из 360.
Временный высший совет ЧИР признал выборы президента и парламента “несуществующей ЧР” антиконституционными и незаконными, а их результаты - сфабрикованными. Многодневный митинг противников Дудаева в Грозном обратился к президенту России с просьбой об оказании помощи в стабилизации обстановки в республике, но Кремль предпочитал не вмешиваться в сложившуюся взрывоопасную ситуацию.
2 ноября Съезд народных депутатов РСФСР признал выборы недействительными, что не помешало Дудаеву в тот же день объявить о государственном суверенитете Чечни. На это Ельцин ответил 7 ноября объявлением чрезвычайного положения на территории Чечено-Ингушетии, которое так и не было реализовано. Дудаевцы блокировали здания МВД и расположение полка ВВ в Грозном. На следующий день произошел вооруженный захват зданий силовых министерств и ведомств, разоружение частей, блокирование военных городков МО, прекращение железнодорожных и авиаперевозок. ОКЧН призвал чеченцев, проживающих в Москве, “превратить столицу России в зону бедствия”.
Попытка направить в Грозный спецчасти натолкнулась на противодействие союзных властей, которые еще действовали в тот момент. Кроме того, аэропорт Ханкала был блокирован дудаецами, не позволившими спецчастям использовать вооружение местного гарнизона.
11 ноября 1991 г. ВС РФ признал невозможным утверждение указа Ельцина о ЧП и выразил готовность урегулировать кризис политическими средствами. Правительству РСФСР поручено решить все вопросы путем мирных переговоров.
В ноябре-декабре нелегитимный парламент ЧР принял решение об упразднении в республике существующих органов власти и об отзыве народных депутатов СССР и РСФСР от ЧИР. Указом Дудаева было введено право граждан ЧР на приобретение и хранение огнестрельного оружия.
Таким образом, к концу 1991 года в Чечено-Ингушетии произошел вооруженный захват власти и образование агрессивного режима тоталитарного типа, имеющего целью отторжение Чечни от России и насильственное подавление инакомыслия. Высшие органы власти страны не были в состоянии вмешаться в ситуацию в условиях распада союзной государственности и острой конкуренции между союзным и российским центрами власти. Руководство России в этот период ограничилось лишь требованиями соблюдать законы и призывами к политическому урегулированию кризиса.
Гражданская война в Чечне
В последующий период наблюдается ужесточение режима Дудаева, применение им вооруженной силы против российских военнослужащих и оппозиции, разворачивается геноцид русского народа. С 1992 года создаются условия для расширения зоны конфликта, дудаевской пропагандой распространяются шовинистические настроения. В то же время противодействие режиму Дудаева со стороны России не могло быть более или менее последовательным и эффективным в силу масштабного экономического и политического кризиса, поставившего под вопрос существование России как независимого государства в целом. Только к середине 1994 года можно было говорить об относительной политической стабилизации и замедлении разрушительных процессов в экономике.
Зимой 1992 продолжается захват вооружений российской армии. 5 февраля происходит разгром военного городка внутренних войск, нападения на войсковые части Российской Армии. Захвачено более 1000 единиц оружия и 46 т боеприпасов. В беспорядках погибло 10 человек, ранено 14. К лету российская армия полностью эвакуируется из Чечне, оставляя Дудаеву оружие и снаряжение вплоть до десятков танков и самолетов.
В марте 1992 антидудаевская оппозиция предпринимает попытку вооруженным путем захватить телевидение и радио с целью отставки Дудаева и назначения новых выборов. Попытка сорвана Национальной гвардией Чечни.
В дальнейшем происходит закрепление власти Дудаева. Прекращаются выплаты в бюджет России, принимается Конституцию ЧР как “самостоятельного суверенного государства”, начинаются переговоры с Москвой об определении статуса Чечни (представители русского населения к переговорам не допускаются). Дудаев отказывается подписывать Федеративный договор.
Происходит милитаризация Чечни. По республике распространяется захваченное у Российской армии оружие, возникают самостоятельные вооруженные формирования, Дудаев получает от своего парламента чрезвычайные полномочия.
Наблюдается резкий рост преступности – волна бандитизма, грабежей, убийства, насильственное выселение из квартир. Происходит массовое бегство населения (прежде всего, русского) из ЧР. Промышленные предприятия, теряющие квалифицированные кадры, останавливаются.
Курс Дудаева был дискредитирован в глазах большинства политических сил Чечни. Исполком ОКЧН констатировал факты игнорирования Дудаевым решений парламента, усугубление криминогенной обстановки, нарушения Дудаевым Конституции в кадровых вопросах. Но власть Дудаева к этому моменту уже опиралась на вооруженную силу.
При непосредственном участии чеченской стороны произошло перерастание осетино-ингушского территориального спора за Пригородный район и г. Владикавказ Республики Северная Осетия в вооруженное противостояние двух республик. Претендуя на земли Ингушетии (Сунженский и Малгобекский районы), руководство Грозного не прекращало провокационную деятельность против сил правопорядка, размещенных в зоне чрезвычайного положения на территории Ингушетии, а также в приграничных с Чечней районах Дагестана.
В октябре-ноябре 1992 года введение частей российской армии на территорию Ингушетии для разъединения сторон во вспыхнувшем осетино-ингушском конфликте было использовано Дудаевым для разжигания антирусской истерии. Часть оппозиционно настроенных к Дудаеву сил перешла на его сторону, выразив готовность участвовать в создании антироссийских военных формирований. Дудаев ввел в республике чрезвычайное положение и издал приказ о создании единой мобилизационной системы.
Укрепление режима личной власти Дудаева позволило ему требовать на переговорах с представителями Российской Федерации признания Чечни субъектом международного права, а также утвердить своим решение новую Конституцию ЧР (19 февраля 1993), устанавливающую режим президентской республики. Для утверждения Конституции был организован опрос граждан, в котором, по данным дудаевцев участвовали 117 тыс. граждан ЧР. Утверждалось, что в результате опроса 112 тыс. поддержало новую Конституцию.
В ответ оппозиция 15 апреля 1993 начала бессрочный митинг в Грозном. Парламент, назначенное им правительство и муфтият ЧР обратились к гражданам с призывом “восстановить в республике законную власть” и назначил референдум о доверии парламенту и президенту Чечни на 5 июня 1993 г. Конституционный суд и парламент Чечни признали указы Дудаева о роспуске органов власти незаконными. Советом федерации профсоюзов Чечни проведена общереспубликанская предупредительная забастовка. Мэр Грозного, Б.Гантамиров объявил дудаевское правление “авторитарным режимом профашистского толка”. Совет Старейшин Чечни высказался за отставку Дудаева.
Дудаев пытается оттянуть время своего крушения, предлагая провести досрочные парламентские выборы в сентябре 1993 года. Но накануне объявленного референдума боевики Дудаева громят Центризбирком и уничтожают бюллетени, заготовленные для голосования. 4 июня расстрелян митинг оппозиции. 3-4 июня дудаевцы с применением танков штурмом взяли мэрию Грозного и здания ГУВД, убито около 50 человек. Дудаевым распущен Конституционный суд Чечни, парламент фактически прекращает действовать. Таким образом, Дудаев силовыми методами добивается превосходства над оппозицией, с которой он отказывается вести какой-либо диалог.
В июле-августе 1993 проходят непрерывные вооруженные столкновения между чеченскими группировками. С середины 1993 года оппозиция Дудаеву была вытеснена в северные районы республики, в которых сформированы альтернативные органы власти ЧР.
В конце 1993 Чечня отказывается принимать участие в выборах парламента России, чеченский парламент резко выступает против включения в новую российскую Конституцию положения о Чечне, как о субъекте Российской Федерации, МИД Чечни делает заявление о том, что Чечня никогда не входила в состав России. Между тем, в Чечне продолжается гражданская война, вооруженное противостояние различных группировок и увеличивается опасность распространения конфликта за пределы Чечни. В этих условиях Президент РФ принимает решение о закрытии административной границы ЧР (16 декабря 1993).
В первой половине 1994 г. режим Дудаева ослабляется внутренними противоречиями и распадом всех структур управления. Боевые командиры Дудаева ведут активные переговоры с оппозицией. Оппозиция создает Временный Высший Совет Чечни (У.Автурханов) и объединяется, создаются ее вооруженные формирования (Б.Гантамиров). В августе 1994 Российское правительство оказывает финансовую помощь Временному Совету и готовит операцию спецслужб по свержению Дудаева, одновременно предлагая ему уйти в отставку добровольно.
Дудаев отвечает на консолидацию оппозиции новыми репрессиями: лидеры оппозиции объявляются врагами чеченского народа, прокуратура дудаевского режима возбуждает уголовные дела против 22 ведущих деятелей оппозиции. В августе 1994 г. дудаевцы убили в Урус-Мартановском районе более 200 чеченцев-оппозиционеров, 10-17 сентября в Урус-мартановском и Шалинском районах дудаевцами разгромлены вооруженные формирования оппозиции. Мусульманское духовенство, поддерживающее Дудаева, принимает постановление об объявлении Чечни исламской республикой, во всех учебных заведениях Чечни вводится преподавание на чеченском языке. Разворачивается пропагандистская кампанию об опасности российской агрессии.
17-20 августа оппозиция неудачно пытается овладеть Грозным. 20 сентября глава Временного Совета Чечни заявляет, что мирные пути решения чеченской проблемы исчерпаны. 30 сентября боевые вертолеты Временного Совета наносят удар по грозненскому аэродрому, уничтожая авиацию Дудаева (Дудаевым был подготовлен план “Лассо” с целью “нанесения авиационных ударов о важным государственным и военным объектам инфраструктуры противника”). 15 октября 1994 г. северо-западный и восточный районы Грозного захвачены войсками оппозиции, но на следующий день они, не имея четкого плана действий и уверенности в поддержке России, отходят из города.
24-27 ноября 1994 г. происходит обстрел и штурм Грозного отрядами оппозиции. Поражение оппозиции было обусловлено различными целями составивших ее группировок, ограничением планирования военной операции захватом центра Грозного и привлечением режимом Дудаева больших сил для отражения штурма.
С утратой каких-либо перспектив свергнуть режим Дудаева вооруженным путем, оппозиция могла рассчитывать только на военное вмешательство России в гражданскую войну в Чечне, без которого невозможно было остановить массовые репрессии против оппозиции и геноцид русского народа. Вместе с тем, такое вмешательство требовало тщательной подготовки, включая подготовку общественного мнения, которое до сих пор формировало свое отношение к событиям в Чечне в условиях крайнего ограничения информации о реальной обстановке в этой республике и о массовых нарушениях прав человека со стороны дудаевского режима и тесно связанных с ним чеченских бандформирований.
Торопливость в подготовке военной акции против режима Дудаева не позволила учесть, что российским вооруженным силам в Чечне противостояло 20-30 тыс. хорошо вооруженных, обученных боевиков, значительная часть которых получила опыт ведения боевых действий не только против чеченской оппозиции, но и в Афганистане, Карабахе и Абхазии.
Собственно вооруженные силы Чечни включали в себя танковый полк, артиллерийский и зенитно-артиллерийский полки, два учебных авиаполка, мусульманский истребительный полк (200 чел.), горно-пехотную бригаду, два полка и батальон национальной гвардии (более 1100 чел.), батальон и несколько рот (баз) специального назначения, полк пограничной и таможенной службы, многочисленные тейповые формирования. Кроме того, в Чечне проходили службу до 6 тыс. наемников из Прибалтики, Таджикистана, Украины и других стран. Среди них в большом числе присутствовали уголовники-рецидивисты, укрывшиеся на территории Чечни от российского правосудия.
Стрелкового оружия в Чечне только российской армией и внутренними войсками было оставлено 41538 ед. В это число не входит разнообразное охотничье оружие, оружие иностранного производства, количество которого никто не подсчитывал. В Грозном также было налажено производство автомата “Борз” (“Волк”). В целом Дудаев смог вооружить и организовать на отпор российской армии и органам правопорядка более 60 тыс. боевиков.
Таким образом, к концу 1994 года попытки силами атидудаевской оппозиции изменить положение в Чечне, восстановить на ее территории соблюдение элементарных прав человека и действие российской Конституции зашли в тупик. Ограниченная военная помощь оппозиции со стороны России желаемого результата не принесла. В то же время именно к концу 1994 года в укрепление российской государственности и противоречия в чеченском руководстве обусловили реальные возможности навести порядок в Чеченской Республике с использованием комплекса военных и политических мер. К сожалению, планирование военной операции и ее политического сопровождения оказались для Кремля непосильной задачей. Россия вступила в военное противостояние с режимом Дудаева неподготовленной.
Период “странной войны”
“Странный” характер войны в Чечне связан со стратегией российских политиков, предполагавшей сочетать военные операции с проведением переговоров об условиях мирного урегулирования. Практика показала, что соглашения о прекращении огня дудаевцами никогда не выполнялись, и в течение каждого перемирия преимущества, достигнутые военным путем, в значительной степени утрачивались. Последовательное миротворчество российских властей начинается с момента введение частей российской армии на территорию Чечни в декабре 1994 года.
Неправильно оценив ситуацию, российское руководство предполагало возможным вести боевые действия только с грозненской группировкой Дудаева, демонстрируя уважение и миролюбие по отношению к остальным жителям Чечни и Ингушетии. Именно поэтому (а также в связи с медлительностью российского военного командования) уже в первые часы продвижения к границе Чечни (11 декабря) федеральные войска столкнулись с непредвиденными препятствиями. На территории Ингушетии группы мирного населения, не понимавшего задач российских войск, блокировали продвижение колонн. Военные вступали в затяжные переговоры с гражданами, срывая выполнение боевых задач, но стремясь избежать жертв среди мирного населения. Поэтому блокирование Грозного было завершено только 30 декабря. При этом южная окраина города была открыта для выхода из города мирных жителей. Боевики использовали эту “форточку” для своих целей – для обеспечения подкреплениями и боеприпасами и вывоза раненых.
Уже 9 января 1995 российское правительство объявило 48-часовой мораторий на ведение боевых действий, а 27 января президент РФ подписал указ, в котором поддерживалось создание Комитета национального согласия ЧР. 16-19 февраля вновь достигнута договоренность о прекращении огня для обмена раненными и пленными.
24 марта 1995 российским войскам удалось без применения силы взять под контроль Аргун. Наметившаяся возможность провести переговоры о перемирии (в которых согласился принять участие А.Масхадов) были сорваны заявлением командующего российской группировкой, который заявил, что предметом встречи может быть “только полная сдача оружия и роспуск незаконных вооруженных формирований”. В данном заявлении проявилась вся непоследовательность российского политического руководства, которое не могло выработать единой стратегии борьбы с режимом Дудаева. Уже через месяц (21 апреля) председатель правительства В.Черномырдин заявил о готовности к переговорам с командованием чеченских вооруженных формирований с целью прекращения боевых действий без всяких предварительных условий.
С 28 апреля по 12 мая действовало одностороннее перемирие, связанное с празднованием в России 50-летия Победы. Действия боевиков при этом не прекращались.
25 мая при участии ОБСЕ в Грозном начинаются переговоры по мирному урегулированию конфликта, сорванные широкомасштабными действиями боевиков.
14 июня происходит захват отрядом террористов Ш.Басаева роддома в г. Буденновск (Ставропольский край), российская сторона поддается требованиям террористов, вводит мораторий на ведение боевых действий, приступает к переговорам при участии ОБСЕ. 30 июля достигаются соглашения по блоку военных вопросов, которые тут же опротестовываются Дудаевым, как “принятые под давлением”. 6 августа подписан указ Президента РФ “О федеральной целевой программе по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики”.
Между тем, чеченская стороне была не в состоянии обеспечить условия прекращения огня. Уже 28-29 июня происходит сильная перестрелка в центре Грозного. 3 июля Дудаев отвергает “нулевой вариант”, согласно которому до выборов в ноябре формируется коалиционное правительство, а нынешнее руководство Чечни уходит в отставку. Россия со своей стороны отвергает постановку вопроса о выходе за пределы Конституции РФ, а Конституционный Суд РФ признает законность действий Президента и Правительства РФ в Чечне.
Невозможность достижения соглашения привела к тому, что чеченские боевики возобновили боевые действия 8-9 августа, атаковав аэродром Ханкала. Одновременно более жесткую позицию по отношению к Дудаеву заняла чеченская оппозиция. Депутаты ВС ЧИР заявили, что выборы в Чечне могут быть признаны незаконными, поскольку деятельность ВС ЧИР была насильственно прекращена осенью 1991. Мэр грозного Б.Гантемиров выступил против переговоров с представителями Дудаева и за продолжение боевых действий.
В конце 1995 года боевики предприняли попытку захватить город Гудермес. Наряду с российскими военнослужащими нападениям подвергались и международные миссии, в том числе сотрудники организации “Врачи без границ”, Международного красного креста, ОБСЕ. Все это вынудило российское руководство, при одновременном наращивании политических усилий, вновь вернуться к силовому решению.
15 декабря 1995 на фоне интенсивных боевых действий проводятся выборы главы ЧР. Распространено сообщение об участии в выборах 50% избирателей ЧР, из которых 90% проголосовали за Д.Завгаева. Затем происходит подписание соглашения о принципах взаимоотношений между РФ и ЧР с признанием необходимости установления особого статуса Республики. Тем временем идут тяжелые бои за Гудермес и Урус-Мартан.
9 января 1996 зять Дудаева Салман Радуев захватывает больницу в г. Кизляр (Дагестан). 15 января отряд Радуева с захваченными заложниками блокирован в селе Первомайское (Дагестан), а в Грозный вторгается большой отряд боевиков. Происходит захват в заложники 29 ставропольских монтажников на Грозненской ТЭЦ-2. Террористы группы “Внуки имама Шамиля” захватывают паром “Аврасия”.
7-11 марта 1996 происходит штурм Грозного чеченскими боевиками. Попытки наладить мирную жизнь вновь сорваны. Накануне президентских выборов российские войска ведут боевые действия по всей территории Чечни