Черкеска имеет тюркское (хазарское) происхождение. Прототип черкески возможно была распространённым видом одежды у хазар, от которых была заимствована другими народами населявшими Кавказ. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он был сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по канону Хазарской империи, в которой знать народов проживавших в ней, независимо от своей этнической принадлежности одевалась по хазарской моде.

Возможно первое изображение черкески (или точнее её прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах. На серебряном хазарском блюде в сцене единоборства двух богатырей можно увидеть хазарский костюмный комплекс. Он состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов, заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки (на одном из персонажей). Особое место в этом ряду занимает костюм как важнейший показатель единства материальной культуры разноязычных народов Хазарского каганата.

В могильнике Мощевая Балка, расположенной на Бескесском плато (бассейн реки Большая Лаба), найдены хорошо сохранившиеся кафтаны сшитые из иранских и китайских тканей, а также серебряные блюдца на которых показаны наряды отдалённо напоминающие черкеску. Костюм показанный на блюдце состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки. В сохранившихся кафтанах были пришиты различные амулеты, а в нагрудных карманах помещены грецкие орехи.

Население оставившее могильник, судя по антропологичным данным и этнографическим аналогиям одежде, вероятно включало аланов и местных горцев (предков адыгов). Мощевое городище связанное с могильником, было важным пунктом северо-кавказского участка Великого шёлкового пути, где происходили смена вьючных животных и отдых до и после перевалов. А привозные вещи (китайские, согдийские, иранские и византийские ткани и орудия) служили средствами натуральной оплаты местному населению за оказанные караванам купеч[5]. Говоря о могильнике Мощевая Балка важно отметить, что это скальный могильник VII—IX BB. в верховьях р. Большая Лаба (левый приток Кубани), у поселка Курджиново в Карачаево -Черкесии. Гробницы, сложенные из каменных плит в естественных или искусственно вытесанных нишах, располагались на террасах с навесами. Благодаря высокогорному климату с его чистым воздухом и отсутствием микроорганизмов в погребениях сохранились дерево, кожа, ткани, а умершие оказались естественным образом мумифицированными.

Описанию костюмных комплексов, найденных в вышеупомянутом могильнике, уделила в своей монографии доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН Доде З. В. В частности исследователь отмечает, что «покрой северокавказских кафтанов соответствовал крою тюркской плечевой одежды. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по тюркскому канону. Следует отметить, что могильник в Мощевой Балке связывается с адыгским этносом. Это подтверждает единство материальной культуры Хазарской империи, в которой знать независимо от этнической принадлежности одевалась по тюркской моде»[6]. Так же отмечается тот факт, что «…на широкой территории Евразии тюркоязычные кочевники носили одежду практически одинаковой формы: приталенный, расклешенный, распашной кафтан длиной до колен, с характерными отворотами ворота, образующими лацканы. Эти признаки, очевидно, характеризовали и хазарскую одежду. Вероятно, что, находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей верхушкой, аланская знать носила костюмы, принятые при хазарском дворе, как показатель социальной престижности. Имеющиеся на сегодняшний день материалы из могильников Подорванная Балка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др. позволяют с документальной точностью реконструировать именно аланский костюм и на основании изобразительных источников установить его соответствие не столько хазарскому, сколько общетюркскому средневековому комплексу»