Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Грозненская станица » 200 лет г. Грозному


200 лет г. Грозному

Сообщений 31 страница 52 из 52

31

Определение Святейшего Синода.
Согласно ходатайству Преосвященного Владимира, Епископа Владикавказского и Моздокского, Святейший Синод указом от 26 февраля 1902 г. за № 1559 определил открыть при молитвенном доме на нефтяных промыслах Грозненского района самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика, с отнесением содержания последних на средства нефтепромышленных обществ в следующем размере: на содержание священника 125 руб., псаломщика 25 руб. и клира с регентом 35 руб. в месяц.

ВЕВ 1902 № 6 с. 36

Отредактировано львович (2022-05-30 07:36:48)

0

32

Молитвенный дом Грозненских нефтяных промыслов (отделен от Ермоловской станицы, туда послан для устроения прихода во второй половине 1911 г. свящ. Влад. Хрипунов, туда назначен и псаломщик), 3600 душ, причт - нет, земля - нет, жалование - 1500 р.; братских кружек - нет, кв. имеются.
Источник: ВЕВ 1912 № 13 Приложение. Список церквей и приходов Владикавказской епархии за 1911 г. по благочинническим округам.

Отредактировано львович (2022-05-30 07:47:26)

0

33

Перемещается священник Владимир Хрипунов, состоящий на псаломщической вакансии в ст. Павлодольской, для пользы службы, к соборной г. Грозного церкви сверхштатным священником, с откомандированием на Грозненские нефтяные Промыслы, 28 августа.
ВЕВ 1911 № 18 с. 615

0

34

Для удовлетворения религиозных потребностей имеются молитвенные дома на промысле о—ва Московского, Стандарт и больнице, в остальных же 4 местах, не считая о—ва Максимовского, где есть отдельная комната при складе, богослужения совершаются (2) в школе, (1) в электрической станции и (1) плотнической мастерской, согласно заранее составленному расписанию, а для говения в пост священник ездит почти по всем промыслам (12 пунктов).
В 1902 году здесь был открыт самостоятельный причт с определенным содержанием  от совета съезда Терских нефтепромышленников (высшее административное учреждение промысл.). Построен был дом для причта, давалось отопление, на разъезды и проч., но потом в силу сложившихся обстоятельств штат был в 1904 году закрыт (за это время на промыслах было два священника), свящ. дом отдан под квартиры учителей, а приход приписан к ст. Ермоловской.
Священник приезжал из станицы утром, в праздник, совершал литургию, или часы, отправлял требы и уезжал восвояси.

На Кузьминском участке имеются баптисты. Сектанты имеют молитвенные собрания и живут на уч. Неклепаева, Кузьмина, Стандарт, Максимова, Ахвердова и др.

Развлечения на промыслах состоят из представления заезжих балаганных актеров и своих любителей (домашние спектакли) и синематографа. Не смотря на то, что все это очень плохо обставлено и стоит ниже всякой критики, однако помещения, где бывают представления, всегда переполнены публикой, которая зачастую приходит за 3—5
верст, ночью и вдобавок по грязи.

Есть слух, что совет съезда думает выстроить храм на промыслах, который и будет объединяющим звеном для православных, местом для богослужений, проповедей и бесед. Только дай Бог, чтобы эго было скорей!

Итак, нужно пожелать, чтобы нефтепромышленники довели свои благие предприятия до конца, а к этому остается только прибавить храм и библиотеку-читальню. Будем же ждать и надеяться!

Источник: Свящ. В. Хрипунов. Грозненские нефтяные промыслы. ВЕВ 1911 № 24 с. 843-848

0

35

Первое общество трезвости на Кавказе было создано священником грозненского Космо-Дамиановского собора Николаем Шумовским при Михайло-Архангельской церкви во имя Св. Иоанна Златоуста 13 ноября 1894 года!  Главной задачей общества должна быть трезвая жизнь во всем.
Источник: ВЕВ 1895 № 7 с. 112-115

Отредактировано львович (2022-06-30 15:07:49)

0

36

Грозненским купцом Виссарионом Петровичем Чернявским пожертвовано на расширение Космо-Дамиановского собора гор. Грозного 20 тыс. шт. жженого кирпича и для Михаило-Архангельской церкви и того же собора на два священнических облачения и на два диаконских стихаря чистой серебряной высшего сорта парчи, стоящей 900 рублей.
ВЕВ 1908 №6 с. 107-108

Отредактировано львович (2022-10-10 14:58:27)

0

37

10 июня 1908 город справлял торжество 90-летней годовщины своего основания генералом А. П. Ермоловым. По звону в соборе и других церквах, в половине 10 ч., крестные ходы собрались в собор и отсюда общий крестный ход—духовенство всего города и народ—
прошли по Дундуковской и Ермоловской улицам к бюсту Ермолова.
ВЕВ 1908 № 24 с. 456

0

38

Из устава Грозненского церковно-приходского Совета:
Три приходских учреждения: "Церковно-приходской Совет", открытый в 1907 г., "Общество ревнителей православия", открытое в 1903 г. и "Общество трезвости", открытое в 1894 году - объединяются в одно учреждение, носящее название "Грозненский церковно-приходской Совет", по самому своему наименованию отвечающий не одной какой-л. специальной цели, а более широкой и разносторонней: в деятельности благотворительной выразится идея и характер Совета, в деятельности просветительной - «Общество ревнителей православия» и в деятельности нравственно-воспитательной -«Общество трезвости».
Устав был утвержден епископом Владикавказским и Моздокским  Агапитом по резолюции от 14 марта 1908 г. № 24.
Подтверждается, что общество трезвости было создано впервые на Северном Кавказе  в Грозном в 1894 г.
ВЕВ 1909 №9 с.287-295.

0

39

Грозненская община во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской//Изъ донесения ректора Ардонской духовной Семинарии, архим. Пимена Его Высокопреосвященству.
ВЕВ 1912 № 8 с. 242

Во время своей миссионерской поездки в г. Грозный я осмотрел и тамошнюю женскую общину во имя св. Анны Кашинской. Всего насельниц я нашел 23. Во главе их стоит рясофорная послушница сестра Евдокия. Город отрезал обители 3 десятины земли очень удобной для обработки и расположенной близь места, где предполагается строить станцию железной дороги Грозный 2-й. Община имеет очень практичный храм, в котором я видел сосуды, пожертвованные Ее Императорским Высочеством Великой Княгиней Елисаветой Федоровной. Насельницы размещаются в двух каменных одноэтажных корпусах, совершенно еще новых.

Сестры указанной Аннинской общины производят хорошее впечатление своею жизнерадостностью и миролюбием. Они не жалуются на свое тяжелое положение на скудость пустынную, хотя, по-видимому, еще многого самого необходимого у них нет в достаточной мере. Пока нет у них священника. Владикавказский Троицкий монастырь дал им одного иеромонаха,  а потом в течение марта месяца отправлял для них богослужение священник слободки Константиногорской. Обитель привыкают посещать горожане и жители соседней городской слободки, община дает священнику квартиру и 25 р. ежемесячно.

Грозненский Городской Голова Павел Григорьевич Котров письмом, от 2 апреля с.г. за № 1428, между прочим, сообщил Его Высокопреосвященству следующее: «По получении Вашего досточтимого письма от 23 февраля с.г. за № 742, мною внесен в очередное заседание Думы на 16 марта с.г. с благоприятным заключением Городской Управы,
вопрос об отводе в ведение женской общины в г. Грозном участка городской земли в количестве трех десятин, с выдачею на это удостоверения; ввиду же несостоявшихся подряд двух заседаний Думы, настоящий вопрос по 89 ст. Городского полож. представлен господину Начальнику Терской области на утверждение с благоприятным заключением Управы и по утверждении будет выдано надлежащее удостоверение».

0

40

Согласно Приложению к Владикавказским епархиальным ведомостям , 1912 г., № 13  «Список церквей и приходов  Владикавказской  епархии за 1911 г. по благочинническим округам» значатся:
Грозненская Всех-Святская кладбищенская церковь со священником на вакансии диакона;
Молитвенный дом  Грозненских нефтяных промыслов (отделен от ст. Ермоловской, туда послан для устроения прихода во второй половине 1911 г. свящ. Владимир Хрипунов, туда назначен и псаломщик).

Отредактировано львович (2022-11-26 14:00:23)

0

41

О храме станицы Грозненской.

Храм ст. Грозненской по своему объему, по внешнему и внутреннему виду считается лучшим из всех церквей гор. Грозного, о чем и говорил Высокопреосвященный Питирим  в своей приветственной речи.

О вместительности и приходе храма.

В храме есть хоры (числом четыре), где мог бы помещаться народ, но эти хоры даже на Пасху пустуют, что и говорит за вместительность его. В этом храме  поместились бы и железнодорожные служащие,  и служащие котельного завода, а также служащие мукомольной мельницы и просорушки. Но дело в том, что железнодорожные служащие составляют приход собора гор. Грозного, имеют на вокзале приспособленное помещение для богослужения, которое отправляет соборный причт; котельный завод находится в районе города и служащие этого завода отправляют свои требы в ближайших церквах; служащие мукомольной мельницы и просорушки вместе  с хозяевами - магометане. Промыслы, … находятся в 12 верстах от ст. Грозненской и имеют свой приход. Таким образом,  приход ст. Грозненской составляют коренные жители на 400 дворов и служащие двух заводов нефтеперегонных .

О постройке дома для диакона-псаломщика.

… а между тем средств нет для постройки дома для диакона-псаломщика, который они постановили приговором (лет 5 или 6 тому назад) выстроить.

Источник:  Причт ст. Грозненской. По поводу статьи «Необходимость второго прихода» (помещенной в № 6 от 15 марта  1914 г. на страницах Владикавказских Епархиальных Ведомостей)// Владикавказские епархиальные ведомости 1914 № 10 с. 197-198.

0

42

Священник Богуславский (Богусловский) Константин перемещен к Грозненской женской общине 7 мая 1915
ВЕВ 1915 №10.

Бывший помощник начальника  Петровского исправительного арестантского отделения рукоположен в свящ. еп. Гедеоном к молитвенному дому поселка Преображенского Темир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области 1 апр. 1906, переведен к ц. при станции Петровск-Кавказский 29 нояб. 1907, отчислен за штат 22 нояб. 1910, назначен согласно прошению заштатный свящ. на место псал. к Константино-Еленинской ц. Владикавказа 2 дек. 1910, переведен к ц. ст. Зольской на вакансию диак. 14 марта 1911, назначен настоятелем ц. ст. Фельдмаршальской 1913, уволен за штат согласно прошению 15 янв. 1915, определен свящ. в сел. Колюбакинское 31 марта 1915.
Источник: Владикавказские епархиальные ведомости.

0

43

14-го мая 1884 г. Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (в миру Александр Косьмич Осецкий) посетил церкви станиц Горячеводской, Джалкинской, Умахан-Юртовской, Петропавловской и города Грозного, в котором и ночевал.
В город Грозный Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (в миру Александр Косьмич Осецкий) прибыл около 6 часов вечера 14 мая 1884 г.
Когда, после встречи представителями местного управления, он проходил от ворот соборной ограды в самую церковь*), при чем по обеим сторонам дороги стояли густые массы народа, из среды народа выступила навстречу ему группа евреев, один из коих приветствовал его, от лица своих единоплеменников, с прибытием и высказал благодарность за поучения в защиту евреев, сказанные по поводу бывших еврейских погромов Преосвященным и Грозненским священником, а в заключение речи просил о продолжении на будущее время благосклонного отношения к евреям. В ответ на эту речь Преосвященный, поблагодарив за приветствие, сказал, что русский народ добр, а если раздражается и в состоянии раздражения доходит до жестоких действий, то к этому побуждается нехорошими делами тех лиц, которые раздражают его, что если евреи будут жить честно, то русские их не тронут.
Источник: Обозрение Преосвященнейшим Германом, Епископом Кавказским, церквей Терской области и частью Ставропольской губернии и Кубанской области, в апреле и мае 1884 г. // КЕВ 1884 № 16  с. 594 — 613
*) Соборная церковь в городе Грозном (постр. в 1851 г.) во имя Косьмы и Дамиана была приходской и для грозненских казаков до тех пор пока не была возведена станичная церковь во им Св. Николая в 1902 г.

Отредактировано львович (2023-06-23 05:57:08)

0

44

Староверческая церковь располагалась в правобережной части Грозного, на Тушиновке, где проживали староверы. Небольшая деревянная церковь староверов была разорена еще при царе. Поэтому староверы ездили к своим единоверцам в Ермоловскую станицу - важный центр раскола в Терской области.
https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/422/t212456.jpg
Источник: старообрядческий журнал "Церковь" 1914 № 5 с. 125

+1

45

https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/422/t602341.jpg

0

46

Фрагменты из статьи псевдонима П.Б. «Воспоминания о графе Н. И. Евдокимове. Г. Грозный, 20 августа» // Терские ведомости 1873 № 43 (22 окт.)

… В 1859 году граф заболел и, вероятнее, в видах утешения Шамиля, на днях перед тем потерявшего Ведень, кто-то из его же приближенных донес ему, что учкез (трехглазый) граф Евдокимов умер. Шамиль, окруженный в это время своим народом, сказал: "он был наш враг – но достоин сожаления; Царь, услыша эту весть, опечалится, а сердар заплачет».

На днях, нам случилось быть в одном из больших аулов Малой Чечни, где войдя в кружок стариков, стоявших праздно у мечети, после обычного приветствия, мы услышали следующие вопросы: «А правда ли, что Евдокимов умер? – Правда. – А где его схоронили? – В Пятигорске. – А почему не в Грозном? – В Пятигорске дом его, жена его, а может быть он сам пожелал там быть похороненным. – После наших ответов, один более других пожилой старик, опершись на палку и качая головой, начал такую речь: « Я помню Вельяминова, Граббе, Фрейтага, Нестерова, Козловского, князя Барятинского, барона Врангеля, Слепцова, Евдокимова. Из них, при Вельяминове, я потерял два сына и сам был ранен; при Граббе – убит мой брат; при Фрейтаге – убит племянник и ранен сын; при князе Барятинском – сам ранен, два сына и убит племянник; при Врангеле – брат убит, племянник и внук ранены; при Слепцове – сам ранен, брат убит и племянник взят в плен; при Евдокимове же я никого не потерял, так как граф Евдокимов на покорение края, влиял не столько оружием, сколько киркою и топором; умри Евдокимов прежде, а не теперь, тогда, быть может, борьба с горцами не кончилась бы и по настоящий день. Вот почему вам русским, из чувства благодарности к такому человеку, надо стараться почтить его заслуги возведением памятника в г. Грозном, откуда он умел ускорить покорение края и тем принес огромную пользу своему отечеству. В этом случае, даже мы, израненные в войне с русскими, из одной памяти к такому генералу, охотно готовы участвовать своим приношением на сооружением ему памятника».

Песни народные, или военно-казачьи, хотя и безыскусственные, но лучше всего выражают память благодарного люда к этому богатырю-человеку. Четыре такие песни помещаем здесь…

0

47

"В нашем городе две православные церкви: одна во имя Козьмы и Дамиана, а другая во имя Михаила Архангела. Первая празднует свой престол 1 ноября и в этот день справляет свои именины Грозненская станица, так как эта церковь считается станичной; вторая – 8 ноября. Так как последняя церковь признается городской, то день 8 ноября считается днем именин города. Из года в год именины станицы и города справлялись самым усердным образом…
Источник: Из гор. Грозного // Терские ведомости 1883 № 48 (26 нояб.)
Приведенная цитата интересна тем, что в 1883 г. церковь Михаила Архангела в г. Грозном существовала и действовала, хотя в разных источниках указываются более поздние даты постройки (1890, Попов) (1891, Головлёв).  По некоторым неподтвержденным данным церковь построена в 1868 году. Михаило-Архангельская церковь, "по словам старожилов, сначала была деревянной" (Головлёв).
Из  корреспонденции Аргус. Город Грозный // Терские ведомости 1884 № 42 (24 мая) узнаем, что 14 мая 1884 г. в Грозный прибыл епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман. 15 мая он побывал в Михайло-Архангельской церкви, которая названа корреспондентом  временной. В коротком поучении епископа, сказанном в этой церкви, слышался упрек горожанам за не сооружение постоянной церкви.

Отредактировано львович (2023-12-19 16:08:04)

0

48

28 февр. 1884 г. в г. Грозном по приглашению городского головы состоялось многочисленное собрание в зале городского общественного управления, на котором решались 35 вопросов, важных для города. В первый день рассмотрены 8 вопросов, в т.ч. ходатайство о награждении свящ. Михаила Орлова о награждении его камилавкой во внимание к его неусыпным и деятельным трудам на поприще пастырства, выдаче единовременного пособия причетнику Яковлеву  50 руб., избрании комиссии из трех лиц для проверки доходов поступивших в Михаило-Архангельскую церковь. В комиссию, между прочим, вошел купец Е.Т. Одинцов, известный честностью, опытом и знанием порученного дела. Горожане придают большое значение этому делу, поскольку речь идет о погашении долга, сделанного для покупки дома для этой церкви….
Аргус. Из гор. Грозного (От 6 марта) // ТВ 1884 № 26 (29 марта)

0

49

Недавно устроена церковь  Куринского полка.  При ней, командир полка П.А. Я – ов (полковник Пётр Александрович Яковлев, 08.01.1883—04.01.1888 - О. Л.), большой любитель музыки, основал певческий любительский  хор. Регент хора – офицер полка Г.Л. Ту - в. Служба в церкви 14 ноября 1886 г.  привлекла много интеллигенции, пришедшей послушать стройное пение. В местном соборе (Косьмы и Дамиана - О.Л.) поют казаки прилегающей станицы своеобразным тенорком, мало располагающим к молитве.
Источник: Око. Из гор. Грозного (От 14 нояб.) // Терские ведомости 1886 № 64 (23 нояб.)
В церкви Куринского полка поет хор любителей, состоящий из офицеров и дам. Пение его стройно и концерты вполне удачны.
Кто-нибудь. Из гор. Грозного (от 25 ноября) // Терские ведомости 1887 № 99 (10 дек.)

Отредактировано львович (2024-01-13 08:35:33)

0

50

В станичной церкви, которая за неимением в городе собора, именуется таковым, обновлен иконостас. Отделка его довольно красива и оставляет приятное впечатление. По этому поводу в станице  был праздник и даровое угощение бедняков.
Кто-нибудь. Истекший год в гор. Грозном // Терские ведомости 1888 № 4 (10 янв.)
Церковный староста Козьмо-Демьяновской церкви гор. Грозного, купец Павел Дмитрич Бешенцев выразил  благодарность  подрядчику иконостасных работ, проживающему в ст. Ессентукской, купцу Герасиму Кирилловичу Безпалову, за изготовление иконостаса в церковь г. Грозного по его заказу.
Терские ведомости 1888 № 6 (17 янв.)

0

51

В 200 саженях от крепости Грозной, основанной в 1818 году, располагалось кладбище русских воинов, участвовавших в Кавказской войне. В 1854 году кладбище было упразднено, в связи с его заполнением. В 1870 г. крепость Грозная вместе со слободами при ней преобразована в город. Кладбище оказалось в черте города. Тогда у грозненского священника Михаила Орлова возникла идея построить из каменных надгробий этого кладбища колокольню при церкви Св. Михаила Архистратига с условием, что все надгробные надписи  сохранятся в целости. Подобный прецедент имел место при сооружении  кладбищенской церкви в г. Кизляре. Для реализации этой идеи потребовалось разрешение Начальника Терской области и Владикавказского епископа.  Такое разрешение было получено: : «из снятых памятников построить колокольню при церкви Св. Михаила Архистратига  не иначе, как по плану предварительно для этого составленному». План был составлен, памятники перевезены на место постройки колокольни, мастера наняты  и в марте 1888 года приступили к постройке колокольни.
Источник: Гражданин Беллик. Письмо в редакцию // Терские ведомости 1888 №  16 (21 февр.)

0

52

Учитель Грозненской  церковно-приходской школы Николай Шумовский определен диаконом в Успенский собор г. Моздока в январе 1890 г.
Известия по епархии // Терские ведомости 1890 № 10 (1 февр.)

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Грозненская станица » 200 лет г. Грозному


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно