Святыни терской земли. №1
September 12th, 2012
Год за годом крепки были в вере своей казаки. Храня старинные иконы, святыни своей земли, нередко по бревнышку разбирали они и перевозили на место новых станиц дедовские церкви. Именно этот духовный стержень помогал нашему народу из века в век бороться с поработителями и захватчиками родной земли и подниматься, расцветать вновь, как расцветает по весне лазоревым цветом наше бескрайнее Дикое Поле. И рождались из века в век в станицах не только воины, труженики, но и святые подвижники, нередко несшие свет Веры далеко от Родины… Говорят, что в последние для Церкви времена оскудеет этот поток подвижников и духовная жизнь народа — но нет, времена эти не наступили! Один из примеров такого подвижничества — терский старец Стефан, житие которого, пришедшееся на самые трудные для казаков годы XX века, мы вспоминаем в дни Светлого праздника Пасхи.
На Терских горах
В 1886 году в Сунженском отделе Терской области, в станице Вознесенской, родился мальчик Дмитрий – третий ребенок у вышедшего на льготу казака Ивана Давидовича Игнатенко и его молодой жены Надежды1. «Ой Вознесенка промеж аулов», еще до недавних времен запевали в станице. Почти со всех сторон окружают ее ингушские, чеченские, кумыкские села: Сагопши, Инарки, Кизляр, Ногамирзин-Юрт… И только на север, за Терский хребет тянется до Моздока добротная мощеная дорога — «грейдер», а на юг, через Сунженский хребет, пыльный шлях до Троицкой и других сунженских станиц… Казаки жили здесь уже почти 40 лет. Из разных мест переселились они в стоявшую на крутом хребте Вознесенскую, призванную связать две линии, Терскую и Сунженскую, и крепко держать участок Военно-Груинской дороги между двумя важнейшими крепостями рождавшейся Терской области, Моздоком и Владикавказом. Казаки Игнатенко хорошо знали свои корни. Они происходили из черкас Лебединского уезда Полтавской губернии и были переселены на Терек во времена Екатерины II. Скорее всего, попав на Кавказ, семья прапрадеда будущего старца жила в станице Екатериноградской, так и не удавшейся столице Кавказа, одном из многих проектов предприимчивого Потемкина. Сегодня лишь Триумфальная арка — начало Военно-Грузинской дороги — да величественный собор напоминают о былом статусе этой небольшой станицы в Кабардино- Балкарии. В 1847 году Игнатенко вместе со многими другими семьями казаков «Старой Линии» подлежали переселению на Сунжу, и вместе с десятками семей хоперцев, верхнедонцев, однодворцев Воронежской губернии, черкас Херсонского и Полтавского полков образовали вновь созданную станицу Вознесенскую2. Завершалось формирование Терского казачьего войска…
Храм Вознесения
Станица Вознесенская не числилась в Войске в числе бедных или малоземельных. Главным недостатком ее было отсутствие реки — воду для домашних нужд жители лежащей на холмах станицы вынуждены были постоянно возить из устроенных у ее нижнего края колодцев. Зато славилась Вознесенская пахотными землями с невероятно плодородным, жирным навозом, разнотравьем лугов, богатыми пасеками, садами, виноградниками…
Дорого давался казакам-сунженцам этот зажиточный покой. Помимо отражения нередких попыток угнать отары, табуны, а порой и необходимости работать в поле с винтовкой за плечами, приходилось исполнять одну из нелегких ежедневных повинностей: сопровождать следовавшие по Военно-Грузинской дороге во Владикавказ и Тифлис подводы, охранять курьеров и знатных путников. Проходившая через лесистые Сунженские горы дорога часто подвергалась нападениям абреков. В одной из стычек в горах и погиб молодой Иван Игнатенко, оставивший сиротами старшего сына Василия, дочь Варвару и маленького Митю, даже не запомнившего отца3. После гибели кормильца семья, от мала до велика, жила тяжелым трудом, в основном огородничеством. Дети не бедствовали, но и не купались в достатке, родственников у Игнатенко было немного, и молодой вдове с сиротами помогала только станичная община. Неподалеку от церкви Вознесения Господня и майдана действовала церковно-приходская школа, куда ходил с братом будущий иеросхимонах (более позднее здание этой школы, 1900-х годов постройки, уцелело до наших дней, там расположена школа № 2 станицы Вознесенской). «Учили нас так», — рассказывал старец Стефан на закате лет, —«Сначала вели к утрени, а потом — завтракать, и во время завтрака читали нам жития святых. И запали мне в сердце особенно два жития: житие святого Алексия Божьего человека, и преподобного Антония Великого. И загорелось сердце любовью к монашеству»4.
У Моздокской Матушки
Важнейшим центом православия на Кавказе был в те годы Моздок, и епархия Русской Православной Церкви, окормлявшая жителей Терской области, так и называлась — Владикавказская и Моздокская. Самый ближний к Вознесенской город (всего 23 км) всегда притягивал станичников куда больше, чем даже Слепцовская, столица Сунженского отдела. Туда ездили, в основном по делам, оттуда же провожали казаков на службу, зато в Моздоке охотно посещали воскресные базары, здесь были сотни лавок ремесленников, купцов со всего Кавказа и даже с севера России, реальное училище, множество фотоателье, даже кинематограф действовал… Но главной достопримечательностью города были его 13 храмов, и самый главный, величественный Успенский кафедральный собор на майдане, возле базара. На десятки километров вокруг он был самым высоким зданием, и его золотые купола приветствовали вознесенцев, как только они выезжали на Терский хребет. Только один из 13 моздокских храмов, небольшая григорианская церковь, ставшая ныне православной, уцелела до наших дней… Но тогда, в 1898 году, когда двенадцатилетний Митя Игнатенко закончил курс церковно-приходской школы, Православие в терском городе процветало, и в недавно отстроенный собор тянулись со всей области вереницы паломников. Шли они поклониться Моздокской матушке — чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, дарованной в XII веке народам Северного Кавказа грузинской царицей Тамарой. Участвуя в крестных ходах, общаясь с паломниками, издалека приходившими поклониться терской святыне, мальчик узнавал от них о дальних краях, о подвигах православных подвижников и богомольцах, о многомесячных пеших переходах к Гробу Господню и на Святую гору Афон. Именно туда были устремлены его мысли, и он дал себе зарок однажды присоединиться к паломникам.
Появление иконы Божией Матери, именуемой «Моздокская», святыни терских казаков, православных осетин и кабардинцев, связывают с временами царицы Тамары (1166—1213). Правительница Грузии, ставшая ныне легендарной, вошла в память народа особым усердием в укреплении православной веры на Кавказе, и свидетельство тому — десятки храмов, монастырей, икон, ставших памятниками ее эпохе. Первым мужем царицы был русский князь Георгий, сын Андрея Боголюбского, вторым — князь Алании Давид Сослан. Сама дочь аланской княжны Бурдухан, Тамара всегда с симпатией относилась к северным соседям. В Куртатинское ущелье, в храм, сооруженный в честь Пресвятой Богородицы близ села Мариамкау (Майранакау) она даровала икону Богоматери, написанную благочестивым придворным иконописцем со знаменитого Иверского образа5. Веками осетины, потомки алан, хранили образ в Куртатинском ущелье, на берегах реки Фиагдон. Икона пережила нашествия монголов и Тамерлана, кровавые войны с турками, персами, крымскими татарами, насаждавшими у осетин и других народов Кавказа ислам. Но даже мусульмане продолжали чтить этот образ, почитавшийся чудотворным. Он трижды уцелел в пожарах, уничтоживших храмы, в которых хранилась икона. В конце XVIII века в Осетии началось возрождение Православия — но, ущемляемые соседями, многие православные осетины были вынуждены переселяться на равнину. В 1793 году было предписано переселяться и жителям Мариамкау. Со всем скарбом, забрав и чудотворную икону, они отправились на новое место. Направляясь в Кизляр вдоль Терека, путники остановились на ночевку в Моздоке. И всю ночь от арбы, в которой лежала икона, исходил необычный свет, а наутро волы, везшую эту арбу, несмотря на все понукания, не могли тронуться с места. К стоянке стали стекаться моздокские кабардинцы, казаки из соседней Луковской. Вышел с крестным ходом сам епископ Гаий, глава Моздокской епархии — и икона навеки осталась в городе. А на месте ее первого появления в окрестностях Моздока, где было велено оставить икону явлением самой Пречис- той, выросла трудами казаков станицы Луковской сначала небольшая часовня, потом Успенский монастырь, и, наконец, Успенский собор. В день явления чудотворного образа, 8 (21) мая и в праздник Успения проходили через Вознесенскую в Моздок особо торжественные крестные ходы из Владикавказа и сунженских станиц, в них шли и армяне-григориане, и даже мусульмане, ведь Моздокская Матушка была святыней и для них6. Когда на период с 15 сентября по 15 ноября икону особым крестным ходом переносили во Владикавказ, поклониться ей выходили осетины всех вероисповеданий. Пережив революцию и Гражданскую войну, собор пережил и опустошение в 1937 году, значительно пострадал во время тяжелых боев за город в 1942 году, и был окончательно уничтожен в 1958- м. А на рубеже 1942—43 годов пропала бесследно и сама икона… Вероятно, ее укрыли верующие, а может и унесли с собой, как главную святыню, ушедшие с немцами казаки. К счастью, уцелел чудотворный список иконы — он и хранится в не- большом Успенском храме Моздока (второй спи- сок есть в городе Прохладном). А время нового явления Матушки народам Кавказа, видимо еще не пришло. Наверное, потому, что царит на месте ее первого явления моздокским казакам мерзость запустения, хоть и заложен уже первый камень в фундамент возрождающегося собора…
Пятигорский Афон
Далек и труден был путь в никому не ведомую Грецию, и мать никак не давала своему двенадцатилетнему сыну благословение на паломничество. Но в том же 1898 году она внезапно умерла, будучи еще очень молодой. Дмитрий с братом и сестрой остались круглыми сиротами, но уже ничто не могло его удержать от исполнения мечты. Присоединившись к казакам-паломникам, он в том же году отправляется на Святую гору. Оставшись послушником в Пантелеймоновом монастыре, в те годы многолюдном, наполненном иноками и богомольцами со всех концов Российской Империи, Дмитрий Игнатенко, увы, не смог выдержать непривычного приморского климата. Тяжело переболев малярией, он был вынужден уже через 8 месяцев вернуться домой, в Вознесенскую. Там он продолжал трудиться, помогая брату и маленькой сестре, и готовиться к службе: вскоре ему предстояло проходить первые казачьи лагеря. Но духовное служение продолжало привлекать юношу больше, чем военное. Еще находясь на Афоне, Дмитрий узнал отрадную для себя новость: в неособо богатом на монастыри Терском крае было решено устроить обитель по образу Святой горы. Иеросхимонах Герасим (Попов), настоятель афонских монастырей святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, командировал для этого на родину отцов Сергия и Иоанна (Мирошникова). Поправляя здоровье в Пятигорске, иноки были просто зачарованы таинственной и торжественной горой Бештау, возвышающейся неподалеку от города. Увидев в ней дух Афонской горы, они укрепились в мысли устроить обитель именно здесь. И вот уже отец Сергий отправился в Петербург, и, получив благословение самого старца Иоанна Кронштадтского, добились разрешения на основание обители. Так в 1902 году и родился Второ-Афонский Успенский Бештаугорский монастырь. Его ктитором стал великий князь Дмитрий Конс- тантинович.
В 1904 году сюда выехал иеросхимонах Герасим с братией, вскоре были построены кельи и церковь. 28 ноября (11 декабря) 1904 года в день памяти святого Стефана Нового, обитель была освящена7. А через четыре года в обитель пришел издалека молодой, статный чернобородый казак. Дмитрию Игнатенко исполнилось 22 года. Давно жил своей отдельной жизнью старший брат, была выдана замуж в хутор Баксанский под Нальчиком сестра Варвара, а ему в этом 1908 году предстояло отправляться на трехлетнюю «действительную». Но Дмитрий окончательно выбрал свой путь: он хотел служить Богу и народу родного Терека не с оружием в руках, а в скромной иноческой рясе. Он навсегда покинул станицу Вознесенскую и остался послушником в Бештаугорской обители. В 1914 году, в десятилетнюю годовщину монастыря, он был пострижен в монашеский чин в честь преподобномученика Стефана Нового. Казак Дмитрий Игнатенко стал отцом Стефаном.
Второафонский Бештаугорский монастырь
Таинственная, живописная гора близ Пятигорска была выбрана для монастыря вовсе не случайно. Еще до нашей эры здесь существовали храмы и лагеря скифов, сарматов, потом готов и аланов, наконец, адыгов (пятигорских черкас). Здесь по их поверьям погиб во время богатырских игрищ герой адыгского эпоса нарт Сосруко, здесь же, археологи и историки нашли остатки дохристианского адыгского храма Солнца. А впоследствии, в годы расцвета христианской Алании и Тмутараканского княжества здесь находили приют православные пустынники8. Второафонский Бештаугорский монастырь пережил вместе с Терской землей все перепетии лихого ХХ века. Основанный в 1904 году, накануне первой всероссийской смуты, он был призван стать духовным центом Кавказа. А когда, пройдя через революции, Первую Мировую, Гражданскую, наконец, утвердился в своем высоком статусе, был закрыт и разрушен до основания новой безбожной властью. В 1926 году в монастыре прекратилось служение, в 1940-х были окончательно разрушены его корпуса, вырублены сады, перепахано кладбище. От обители не осталось буквально камня на камне, и только небольшое озеро, близ которой стояли ее корпуса, да бивший неподалеку святой источник, народ по-прежнему называл Монастырскими. В Советские годы был затруднен и доступ к этому месту, гора Бештау считалась режимным объектом, здесь добывали и обогащали уран. Но все вернулось на круги своя — и вот уже в 1990-х годах на пустынной поляне, где раньше стоял монастырь, начались богослужения, в 1999 году здесьразбили лагерь казаки Пятигорского отдела ТКВ и, по благословению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, кубанского казака станицы Новопокровской, начали строительные работы по восстановлению храма и корпусов. 28 августа 2001 года митрополит освятил монастырь и началась его вторая, современная жизнь. Владыка Гедеон до своих последних дней был обеспокоен судьбой возрождающейся обители, и взамен ставшего ныне жилым домом в центре Пятигорска бывшего монастырского подворья, распорядился передать Втооафонскому монастырю старинный храм Святого Лазаря Четверодневного, стоящий высоко над городом на горе Машук. У стен храма покоятся многие священники Кавминводского благочиния и жертвы большевицкого террора в Пятигорске — там же расположены скромные могилы генералов Радко-Дмитриева и Рузского, сыгравшего не последнюю роль в отречении Николая II. Пока это небольшая еще обитель, не из тех величественных, которые можно увидеть в центре России. Маленькая церковь Георгия Победоносца с зеленым куполом, дом настоятеля, кельи братии, подсобное хозяйство… Но год за годом мо- настырь растет и крепнет: сейчас здесь постоянно живут более 20 иноков с игуменом Силуаном. К монастырю из Пятигорска ведет удобная дорога, невдалеке, прямо под обителью, лежит возник- ший уже после войны город Лермонтов, а дух Святого Афона и прежних, именитых насельников и исповедников Бештаугорского монастыря, жив здесь и поныне.
Заветы старца Стефана
Те, кто будет исполнять свое правило ежедневно, несмотря на мирскую суету, будут перед Господом как пустынножители, где бы они не жили. Истинные ревнители о Боге скроют себя среди мира.
Если при умной сердечной молитве имеется сокрушение сердечное и самоукорение, то можно заниматься такой молитвой, Бог благословит вас
Старайтесь удерживать ум от рассеянности и заключать его в слова молитвы... Да поможет Вам Господь подвизаться в молитве и преуспевать в ней, а также в терпении скорбей, болезней, преуспеть в смирении и кротости...
Надо повести борьбу с самолюбием. Молитесь Богу, прося Его помощи, и Бог поможет вам избавиться от всяких страстей... Каждый раз, когда вам случится разгневаться, раздражиться, — как только опомнитесь, кайтесь в уме пред Богом и просите прощения у ближнего, если гнев был вынаружен в словах против ближнего…
Не падайте духом и не унывайте. Молитесь Богу с верой и полным упованием на Его милость. Для Бога все возможно, только мы со своей стороны не должны думать, что мы достойны особого попечения о нас от Бога. В этом заключается гордость. А Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Будьте внимательны к себе. Все испытания, постигающие нас болезни и скорби, не без причины. Но если потерпите все безропотно, то Господь не оставит вас без наград. Если не здесь, на земле, то всячески на небе.
Смиримся под крепкой рукою Божией и совершенно предадим себя в волю Божию и найдем себе успокоение душевное...
Грех раскола не смывается даже мученической смертью.
Пока есть возможность, ходите в храм. Придут времена, когда в церковь ходить будет нельзя(…) Начнется страшное смятение. Народ побежит в разные стороны, но вы дальше Пятигорска не уходите.
Примечания
1 Имя старца звучит в молитвах. — «Ставропольская правда», 22 февраля 2003. К сожалению, в известном труде «Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)» место рождения батюшки указано неверно как «село Вознесенское Владикавказского уезда», хотя ни такого села, ни уездов вообще в Терской области никогда не существовало.
2 Современная летопись и политика. Обзор военных действий на Кавказе // «Сын Отечества». — 1848 . № 9 — с. 5
3 Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). — М.: «Новая книга», «Ковчег», 2002. — с. 7
4 Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток. — Самара: «Самарский дом печати», 2008. — с.31
5 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в моздокской Успенской церкви. — Ставрополь, 186 0. wwwpravoslavie.ru
6 Высокопреосвященный Гедеон, Митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединений к России. Ч. II гл. 3. Владикавказская епархия. — Москва — Пятигорск, 1992. wwwpravoslaviei- islam.ru
7 Воскресенский А. Второ-Афонский Успенский мужской монастырь близ г. Пятигорска. Путевые впечатления паломника. // «Владикавказские епархиальные ведомости». — 1906. № 4. — с. 128. Интересно, что еще в 1875 году точно так же, прибывшими с Афона монахами, в Абхазии была основана Новоафонская обитель святого Пантелеймона. Возрождение Веры на Кавказе должно было вновь сделать его из окраин Православной ойкумены в один из духовных центров. Ведь христианство существовало здесь еще до возникновения Руси, его проповедовали предкам нынешних горских народов и казаков сами святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. И тогда, на рубеже XIX–XX веков, обители не возникали заново, а лишь возрождались на месте старых. Ныне же в Архызе, неподалеку от станицы Зеленчукской, действует самый старый на территории России православный храм, заложенный аланами и византийцами еще в IX веке. Наша вера
8 Савельев Е.П. Храм солнцепок лонников на горе Бештау. — Записки Ростовского-на-Дону общества истории древностей и природы. Т.2. — Ростов-на-Дону, 1914 . — с.128. Хлебников Велимир. Шествие осеней Пятигорска. — Хлебников В. Творения. — М.: Советский писатель, 1986 . — с.215
9 Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). — М.: «Новая книга», «Ковчег», 2002. — с. 69. Советов старца по Иисусовой молитве спрашивал архимандрит Наум, известный ныне всей России старец Троице-Сергиевой Лавры.
Автор: Дмитрий Ковалёв, терский казак ст. Вознесенской
Отредактировано львович (2016-08-10 21:46:39)