Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » антропологическое происхождение казаков » Записки Лазаря Бичерахова по федерализации России и о статусе казаков


Записки Лазаря Бичерахова по федерализации России и о статусе казаков

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Л.Ф. Бичерахов,
каз Терскаго Войска,ген.-майор,
Командующий войсками,действовавшими во время гражд.войны в Закавказьи.

Нахожу нужным предупредить,что в настоящей записке я не указываю казачеству путей и никуда его не зову.
Я отмечу лишь некоторыя положения,кои имели и имеют место,кои влияли на жизнь казачества в прошлом и могут повлиять на будущее его.Попутно намечаю возможные,на мой взгляд,пути.

Я думаю,что в наше время казачество стоит на грани-быть ему или не быть.
Если на территории России произошел бунт или смута,то нет причин задумываться о будущем казачества.Оно с небольшим изменением возстановится в прежнем виде.Но если в России произошла революция,то пути России,а с нею и казачества,сложны,и некоторые из них ведут казачество,как таковое,к исчезновению.
Я остановлюсь на рассмотрении условий и положений при условии,что произошла революция.

Чтобы быть понятным,я определю мое понимание понятия казачества в общем.

На мой взгляд.общепринятое слово казачество преломляет в себе,кроме рыцарского значения,три основных понятия,а именно:-казачье состояние,военно-служилое сословие и казачье право.
Я разсмотрю эти положения,вмещающиеся в понятие казачество,и отмечу,что,на мой взгляд,отжило и что жизненно.

Казачье состояние,его историческое оправдание и величайшая заслуга определяются следующими условиями:-колонизация юго-восточной Европы и части Азии,-борьба с кочевниками и соседним мусульманским миром,-борьба с Польшей против ея претензий на владычество в восточной Европе,-расширение,закрепление и охрана границ Московскаго государства,а позднее и империи.
Этот жертвенный этап казачьяго состояния казачеством пройден со славой и,насколько я понимаю,-безвозвратно .Рост государственной жизни изжил казачье состояние.Изменились географические условия.Предел казачьему состоянию положили также рост и значение материальной культуры в современной жизни.

Военно-служилое состояние в наше время могло осуществляться искусственно и фактически сводилось к состоянию военных поселян.
Это состояние,на мой взгляд,изжито условиями жизни,-современной техникой военнаго дела,-и,что важное,оно осуждено рядовым казачеством.В современных условиях военно-служилое состояние,если и не унизительно,то все же в высшей степени стеснительно и обременительно для хозяйственной жизни.
Рядовой массой казачества военно-служилое состояние изжито и осуждено.Искусственно это состояние поддерживалось жо последнего времени едва-ли после событий революции целесообразно и выгодно казачеству возвращаться в состояние военно-служилого сословия.

Казачье право,-третье понятие,преломляющееся в сущности наименования" казачества",а именно-особое правовое и социальное состояние.

На мой взгляд,в условиях революционного строительства жизни и государственного сожительства,этт приобретает особую жизненность и ценность,и оно,по справедливости;имеет все основания для осуществления в будущем.
Правовое и социальное состояние казачества выковывалось и накапливалось веками и имеет свои внешнюю и внутреннюю стороны,кои неразрывны.
В будущем слово "казачество",помимо рыцарского значения,будет определять сущность казачьяго народоправства и социальных условий.

Разсматривая внешнюю сторону казачьей жизни,как форму сожительства с Россией,мы видим,что казачество во внешних отношениях имело различныя формы сожительства,а именно:-независимое,вассальное,автономное и областное.Во все эти периоды казачество боролось за сохранение того внутренняго содержания жизни,за те правовыя и социальные положения,кои оно создавало в противоположность правовым и социальным нормам,осуществлявшимся в Московском государстве
Казачество и в Имперский период сожительства не прекращала борьбы за свой уклад жизни;и даже в самый последний период казачество сохранило часть форм и строя,но без соответствщаго содержания.

Казачество,на мой взгляд,входит в новую жизнь,борясь за осуществление правовой и социальной сущности своей жизни.Казачество,блестяще выполнив колонизаторскую миссию,доблестно отбыв многовековую и исключительно воинскую повинность,вступает в гражданскую жизнь с полным правом осуществить на своей территории свои привычныя социальные условия и свое народоправство.
Для общегосударственного же сожительства казачеству следовало бы установить такую форму,при которой вмешательство центральной власти и великодердавныя попытки поглощения со стороны интеллигенуии населения бывшаго Московскаго государства были бы невозможны.
Формой сожительства,вполне ограждающей казачество от внешних воздействий и посягательств,является федерация.

Дореволюционная областная форма жизни,сложившаяся под давлением центральной власти,казачество не удовлетворяло.
В период гражданской войны и строительства различныя степени областного и автономного самоуправления так-же не удовлетворили казачество,что красной нитью проходит во взаимоотношениях казачества с группой претендовавшей и олицетворявшей на юге обще-государственную власть.
В один из критических моментов периода гражданской войны была попытка перейти к федеративному построению государственной власти и жизни;но было слишком поздно.И,на мой взгляд,если бы с этого начали,в не кончили,то исход гражданской войны был-бы другой.

Все вышеизложенное касается казачества отдельно взятаго.Но казачество извне окружено не-казачьим населением подавляющей численности.Казачество на собственной территории имеет население не-казачьих мировоззрений,часто по численности своей превосходящее казачье население.И вся эта не-казачья масса,как и казачество,стоит на пути разрешения своих правовых и социальных вопросов в революционном порядке,вернее в порядке прямого активнаго действия.
Наличие указанных условий в будущем казачества сыграет свою роль,в особенности будет иметь значение не-казачье население казачьих областей.
И казачеству необходимо обратить особое внимание на наличие этих непреодолимых условий.

Следует остановиться на отношении не-казачьяго населения областей к казачеству.Оно до революции было несомненно враждебно:-и,действительно,не-казачье население,в сравнении с казачьим,было ограничено в правовых и социальных условиях.
В период революции казачество пошло на некоторыя уступки,но до полнаго поравнения дело не дошло.И если не вражда,то неудовольствие не-казачьяго населения к казачьему,продолжавшему и в революционных условиях быть привилегированным,оставалось.
Неравенство разъединяло население казачьих областей и ставило их во взаимное враждебное положение.Взаимоотношение казачьяго и не-казачьяго населения областей сыграет в будущем казачества громадное значение.

Мне кажется,что следует обратить внимание и учесть то трагическое условие,в каковом казачество вошло в револбцию.
Казачество вошло в революцию,как сословие,к которому все не-казачье население России относилось,если не очень враждебно,то все-же с большим недоверием.С социальной и правовой точки зрения казачество большинством населения  разсматривалось,как привилегированное сословие.
На отрицательное отношение к казачеству влияла та роль,каковая была навязана казачеству.Казачество было использовано по преимуществу,как сила для подавления народных движений и,что еще хуже,для экзекуций.

Следует учесть и то,чтт казачество в период гражданской войны,выйдя из пределов своей территории для борьбы с красными силами,оказались невольным участником реставрационной программы русской общественности,пристроившейся к добровольческому и казачьему движению.
В тылу,за могилами и хребтами казачьих и добровольческих армий,осуществлялась программа,неприемлемая народу и,прежде всего,крестьянству.
Это,несомненно,вызвало сугубую враждебность народа к казачеству.

На мой взгляд,справедливость требует сохранения за казаками права устроится у себя по своему усмотрению Но к сожалению,казачество может оказаться подавленным.если оно не сумеет найти друзей и союзников и не сольется воедино с неказачьим населением областей.
Для того,чтобы создалось единство внутренних и внешних интересов населения казачьих областей,казачеству необходимо в правовой и материальной плоскости потесниться до полнаго поравнения в пользу своего не-казачьяго населения.В этом случае исчезнет вражда,создастся единство интересов и усилится сопротивляемость внешним воздействиям.
Несомненно и то,что казачье мировоззрение с большим трудом преодоевает мысль о необходимости поделиться,потесниться и поравняться с не-казачьим населением областей.
Конечно,у казачества на это есть свои основания.Но события выдвинули неизбежность поравнения и с этим казачеству необходимо не только примириться,но и освоиться.

При всех вероятных будущих возможностях казачеству надо учитывать и то,что оно не в тех благоприятных условиях встретит переход от коммунистических опытов к нормальной жизни;в коих вошло в революцию.
Тогда оно вошло военно,а отчасти,и граждански организованное,вооруженное,с большими материальными ресурсами и почти однородное.В будущем-же казачество предстанет перед событиями невооруженное,дезорганизованное,обобранное и обнищавшее и физически наиболее пострадавшее.

0

2

В течение последних восьми лет,а возможно и еще нескольких лет,жизнь на территории России протекала и будет протекать в ненормальных условиях.Между населением,стремящимся,к установлению нормальной жизни,и коммунистической властью идет непрестанная борьба.Эта борьба может привести к различным формам перехода к нормальным условиям жизни. 
Типичными формами перехода я считаю:эволюцию,интервенцию и революцию. 
Конечно,нельзя ожидать,что указанныя мною формы перехода будут протекать в чистом виде.Несомненно,во всех случаях будет некоторая степень интервенции и во всех случаях революция,т.е.акт прямого вооруженного действия.Надо учесть то,что под прессом коммунизма на территории России не разрешен ни один из коренных вопросов населения-ни социальные,ни правовые,ни национальные,ни религиозные.И для меня несомненно,какая бы форма ни привела к переходу в нормальные условия,этим нормалтным условиям жизни будет предшествовать борьба освободившихся от комм.власти за осуществление своих мировоззрений. 
Я усматриваю неизбежность периода активной борьбы. 
И даже в этой борьбе выработаются основы жизни и сожительства населения территории России,а в нем и казачества. 
Выше я указал наиболее типичные выходы из коммунизма . 
Многие разсчитывают,что переворот в центре решит все,но я придаю этому значение только сигнала к свержению коммунизма в стране,после чего начнется борьба за осуществление идеалов. 
Бонапартизма обще-российскаго масштаба я не ожидаю.Бонапартизм местный и временный может иметь место,но без серьезных последствий. 

Я указал на три основных типа перехода к нормальной жизни,вернее к переходу в состояние борьбы за нормы и формы жизни и сожительства на территории России. 
Предположив возможным безболезненный эволюционный переход,нельзя не заметить,что казачество в этом случае войдет в общерусскую жизнь в том виде,в каком оно находится сейчас,обезличенное,подавленное,перекроенное. 
И оно получит в этом виде новое общероссийское социальное и правовое положение.А войдет в сожительство,как провинциальная губерния.Наименование казак будет влачиться наравне с кличками:москаль,хохол.И казачество в этом случае осуждено на исчезновение. 

В случае интервенционнаго решения вопросов России,надо ожидать разрыва России на части,и в этом случае казачество,в частности юго-восточное,может оказаться в условиях возможности и необходимости самостоятельнаго государственнаго существования.И тогда казачество полностью сможет осуществить свои идеалы социальной и правовой жизни.В чистом интервенционном порядке едва-ли разрешаться вопросы России,но известная степень интервенции при всех условиях будет иметь свое влияние на течение событий на территории России. 

В случае революционнаго,т.е вооруженнаго действия,перехода к осуществлению норм и форм жизни,казачество в общем,как население наиболее сознательное и наиболее способное к самоорганизауии,скорее других оправится и представить организованную силу.В этом случае казачество сможет устраиваться у себя по своему усмотрению,если казачество добровольно по-братски разрешит вопрос жизни со своими не-казачьим населением областей и соседями. 

Я отметил,что основные возможные пути устранения комм.власти неизбежно приведут к моменту,когда население России прямым вооруженным действием станет осуществлять основы жизни и сожительства. 
На мой взгляд,это неизбежно.Казачеству к этому времени надо усвоить мысль о необходимости полнаго поравнения с не-казачьим населением областей.Если это не будет усвоено,то казачество в борьбе будет подавлено,и в свою очередь,будет поравнено в правовом и социальном положениях с остальным населением России.Казачество должно усвоить мысль,что свою внутреннюю и внешнюю жизнь необходимо строить так,чтобы она могла протекать без посторонних гарнизонов. 

В результате предстоящей борьбы Россия на новых жизненных и правовых базах может принять строй и Монархии и Республики.Я думаю,что никому не известно,как выскажется русский народ.А поперек решения рксскаго народа казачеству не идти. 
В зарубежном казачестве существуют оба течения и как будто-бы разъединяют казаков.На мой взгляд,в этом общероссийском вопросе казачеству не следует выходить за пределы симпатий.Этот вопрос не является для казачества коренным,а только одной из внешних форм сожительства,и разъединять казаков не должен. 

Резюмируя сказанное мною,свожу к следующему:-казачеству надо бороться и осуществить казачье право.Осуществление казачьяго права возможно при условии полнаго поравнения с не-казачьим населением областей.Казачеству необходимо бороться и осуществить федеративное сожительство в России.Для осуществления федеративнаго сожительства необходимо у себя на территории и с ближайшими соседями установить жизнь,устраняющую причины вражды и исключающую необходимость наличия чужих гарнизонов.Мною отмечена также возможность случая независимого государственнаго существования.Это может быть временным,а может и длительным. 
И еще раз напомню,что не исключена возможность исчезновения казачества,как такового. 

Я позволил себе высказать свои взгляды,но я должен предупредить,что я оторван от казачества,живущаго в условиях СССР,и не знаю истинных устремлений казачьих масс.Я не знаю устремлений и зарубежнаго казачества.Не знаю и путей намечаемых верхами казачества.В силу всего этого я не могу сказать,идет и ведется-ли казачество к славному будущему или оно отходит отводится в историю прошлаго. 

"Казачество.Мысли современников о прошлом,настоящем и будущем казачества.1928."

0

3

О Лазаре Бичерахове написана книга:
Алексей Юрьевич Безугольный.
Генерал Бичерахов и его Кавказская армия. Неизвестные страницы истории Гражданской войны и интервенции на Кавказе. 1917–1919
http://bookz.ru/authors/aleksei-bezugol … -_512.html

… Лазарь Бичерахов, несмотря на то,  что прожил в эмиграции долгую жизнь, к сожалению, не пожелал взяться за перо и оставить потомкам собственную версию своих похождений, порой походящих на сюжет приключенческого фильма.
... Отсутствие у главного героя книги мемуарного наследия или воспоминаний, зафиксированных в иной форме, кроме двух малозначительных интервью*,  несколько компенсировали изыскания первого его биографа – русского офицера-артиллериста Б.М. Кузнецова, присоединившегося к бичераховскому отряду в Дагестане в 1918 г., а в эмиграции тесно общавшегося с ним в течение нескольких лет.
*) Первое из них было дано автору-составителю солидного по составу участников и объему сборника «Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества», изданного в Париже в 1928 г. генерал-лейтенантом А.П. Богаевским. Интервью Бичерахова лишний раз оттенило его эмигрантскую неприкаянность и неосведомленность о текущей жизни Русского зарубежья. Сформулировав в своем довольно пространном (с. 86–94) интервью идею «федеративного сожительства» казачества с Россией, Бичерахов как бы дезавуировал собственные размышления такой сентенцией: «Я позволил себе высказать свои взгляды, но я должен предупредить, что я оторван от казачества, живущего в условиях СССР… Я не знаю и устремлений зарубежного казачества… Я не могу сказать, идет  казачество к славному будущему или отводится в историю» (с. 94).

0


Вы здесь » Гребенские казаки » антропологическое происхождение казаков » Записки Лазаря Бичерахова по федерализации России и о статусе казаков


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно