Л.Ф. Бичерахов,
каз Терскаго Войска,ген.-майор,
Командующий войсками,действовавшими во время гражд.войны в Закавказьи.
Нахожу нужным предупредить,что в настоящей записке я не указываю казачеству путей и никуда его не зову.
Я отмечу лишь некоторыя положения,кои имели и имеют место,кои влияли на жизнь казачества в прошлом и могут повлиять на будущее его.Попутно намечаю возможные,на мой взгляд,пути.
Я думаю,что в наше время казачество стоит на грани-быть ему или не быть.
Если на территории России произошел бунт или смута,то нет причин задумываться о будущем казачества.Оно с небольшим изменением возстановится в прежнем виде.Но если в России произошла революция,то пути России,а с нею и казачества,сложны,и некоторые из них ведут казачество,как таковое,к исчезновению.
Я остановлюсь на рассмотрении условий и положений при условии,что произошла революция.
Чтобы быть понятным,я определю мое понимание понятия казачества в общем.
На мой взгляд.общепринятое слово казачество преломляет в себе,кроме рыцарского значения,три основных понятия,а именно:-казачье состояние,военно-служилое сословие и казачье право.
Я разсмотрю эти положения,вмещающиеся в понятие казачество,и отмечу,что,на мой взгляд,отжило и что жизненно.
Казачье состояние,его историческое оправдание и величайшая заслуга определяются следующими условиями:-колонизация юго-восточной Европы и части Азии,-борьба с кочевниками и соседним мусульманским миром,-борьба с Польшей против ея претензий на владычество в восточной Европе,-расширение,закрепление и охрана границ Московскаго государства,а позднее и империи.
Этот жертвенный этап казачьяго состояния казачеством пройден со славой и,насколько я понимаю,-безвозвратно .Рост государственной жизни изжил казачье состояние.Изменились географические условия.Предел казачьему состоянию положили также рост и значение материальной культуры в современной жизни.
Военно-служилое состояние в наше время могло осуществляться искусственно и фактически сводилось к состоянию военных поселян.
Это состояние,на мой взгляд,изжито условиями жизни,-современной техникой военнаго дела,-и,что важное,оно осуждено рядовым казачеством.В современных условиях военно-служилое состояние,если и не унизительно,то все же в высшей степени стеснительно и обременительно для хозяйственной жизни.
Рядовой массой казачества военно-служилое состояние изжито и осуждено.Искусственно это состояние поддерживалось жо последнего времени едва-ли после событий революции целесообразно и выгодно казачеству возвращаться в состояние военно-служилого сословия.
Казачье право,-третье понятие,преломляющееся в сущности наименования" казачества",а именно-особое правовое и социальное состояние.
На мой взгляд,в условиях революционного строительства жизни и государственного сожительства,этт приобретает особую жизненность и ценность,и оно,по справедливости;имеет все основания для осуществления в будущем.
Правовое и социальное состояние казачества выковывалось и накапливалось веками и имеет свои внешнюю и внутреннюю стороны,кои неразрывны.
В будущем слово "казачество",помимо рыцарского значения,будет определять сущность казачьяго народоправства и социальных условий.
Разсматривая внешнюю сторону казачьей жизни,как форму сожительства с Россией,мы видим,что казачество во внешних отношениях имело различныя формы сожительства,а именно:-независимое,вассальное,автономное и областное.Во все эти периоды казачество боролось за сохранение того внутренняго содержания жизни,за те правовыя и социальные положения,кои оно создавало в противоположность правовым и социальным нормам,осуществлявшимся в Московском государстве
Казачество и в Имперский период сожительства не прекращала борьбы за свой уклад жизни;и даже в самый последний период казачество сохранило часть форм и строя,но без соответствщаго содержания.
Казачество,на мой взгляд,входит в новую жизнь,борясь за осуществление правовой и социальной сущности своей жизни.Казачество,блестяще выполнив колонизаторскую миссию,доблестно отбыв многовековую и исключительно воинскую повинность,вступает в гражданскую жизнь с полным правом осуществить на своей территории свои привычныя социальные условия и свое народоправство.
Для общегосударственного же сожительства казачеству следовало бы установить такую форму,при которой вмешательство центральной власти и великодердавныя попытки поглощения со стороны интеллигенуии населения бывшаго Московскаго государства были бы невозможны.
Формой сожительства,вполне ограждающей казачество от внешних воздействий и посягательств,является федерация.
Дореволюционная областная форма жизни,сложившаяся под давлением центральной власти,казачество не удовлетворяло.
В период гражданской войны и строительства различныя степени областного и автономного самоуправления так-же не удовлетворили казачество,что красной нитью проходит во взаимоотношениях казачества с группой претендовавшей и олицетворявшей на юге обще-государственную власть.
В один из критических моментов периода гражданской войны была попытка перейти к федеративному построению государственной власти и жизни;но было слишком поздно.И,на мой взгляд,если бы с этого начали,в не кончили,то исход гражданской войны был-бы другой.
Все вышеизложенное касается казачества отдельно взятаго.Но казачество извне окружено не-казачьим населением подавляющей численности.Казачество на собственной территории имеет население не-казачьих мировоззрений,часто по численности своей превосходящее казачье население.И вся эта не-казачья масса,как и казачество,стоит на пути разрешения своих правовых и социальных вопросов в революционном порядке,вернее в порядке прямого активнаго действия.
Наличие указанных условий в будущем казачества сыграет свою роль,в особенности будет иметь значение не-казачье население казачьих областей.
И казачеству необходимо обратить особое внимание на наличие этих непреодолимых условий.
Следует остановиться на отношении не-казачьяго населения областей к казачеству.Оно до революции было несомненно враждебно:-и,действительно,не-казачье население,в сравнении с казачьим,было ограничено в правовых и социальных условиях.
В период революции казачество пошло на некоторыя уступки,но до полнаго поравнения дело не дошло.И если не вражда,то неудовольствие не-казачьяго населения к казачьему,продолжавшему и в революционных условиях быть привилегированным,оставалось.
Неравенство разъединяло население казачьих областей и ставило их во взаимное враждебное положение.Взаимоотношение казачьяго и не-казачьяго населения областей сыграет в будущем казачества громадное значение.
Мне кажется,что следует обратить внимание и учесть то трагическое условие,в каковом казачество вошло в револбцию.
Казачество вошло в революцию,как сословие,к которому все не-казачье население России относилось,если не очень враждебно,то все-же с большим недоверием.С социальной и правовой точки зрения казачество большинством населения разсматривалось,как привилегированное сословие.
На отрицательное отношение к казачеству влияла та роль,каковая была навязана казачеству.Казачество было использовано по преимуществу,как сила для подавления народных движений и,что еще хуже,для экзекуций.
Следует учесть и то,чтт казачество в период гражданской войны,выйдя из пределов своей территории для борьбы с красными силами,оказались невольным участником реставрационной программы русской общественности,пристроившейся к добровольческому и казачьему движению.
В тылу,за могилами и хребтами казачьих и добровольческих армий,осуществлялась программа,неприемлемая народу и,прежде всего,крестьянству.
Это,несомненно,вызвало сугубую враждебность народа к казачеству.
На мой взгляд,справедливость требует сохранения за казаками права устроится у себя по своему усмотрению Но к сожалению,казачество может оказаться подавленным.если оно не сумеет найти друзей и союзников и не сольется воедино с неказачьим населением областей.
Для того,чтобы создалось единство внутренних и внешних интересов населения казачьих областей,казачеству необходимо в правовой и материальной плоскости потесниться до полнаго поравнения в пользу своего не-казачьяго населения.В этом случае исчезнет вражда,создастся единство интересов и усилится сопротивляемость внешним воздействиям.
Несомненно и то,что казачье мировоззрение с большим трудом преодоевает мысль о необходимости поделиться,потесниться и поравняться с не-казачьим населением областей.
Конечно,у казачества на это есть свои основания.Но события выдвинули неизбежность поравнения и с этим казачеству необходимо не только примириться,но и освоиться.
При всех вероятных будущих возможностях казачеству надо учитывать и то,что оно не в тех благоприятных условиях встретит переход от коммунистических опытов к нормальной жизни;в коих вошло в революцию.
Тогда оно вошло военно,а отчасти,и граждански организованное,вооруженное,с большими материальными ресурсами и почти однородное.В будущем-же казачество предстанет перед событиями невооруженное,дезорганизованное,обобранное и обнищавшее и физически наиболее пострадавшее.