В начале XVI столетия днепровский казак Ермолай, находившийся в Туле, «на болотистом месте» нашел икону Николая Чудотворца. В честь найденной иконы вблизи тульского кремля был построен храм «Николы, что на Площади». Найденная икона Святителя Николая весьма почиталась казаками, которые при проезде через Тулу служили молебны в храме «Николы, что на Площади».
В 1552 г., когда великий князь Иван Васильевич пошел с войском покорять Казань, крымский хан Девлет-Гирей с целью отвлечь русское войско от Казани предпринял поход на Москву. Путь к Москве лежал через Тулу. Город был осажден, но защитники его не только не сдали Тулы татарам, но под руководством царского наместника князя Г. В. Темкина-Ростовского обратили хана в бегство («...скоро с срамом побеже, воеводы ж наши гнаше его, и многих побита»,— свидетельствует летопись).
22 июня 1552 г.- день разгрома татарских орд у стен тульского кремля - вошел в летопись героических побед русского народа и славных подвигов жителей города Тулы. В этой победе защитники Тулы видели чудесную помощь святителя Николая, образ которого находился в храме, посвященном его имени, в непосредственной близости от места наиболее ожесточенного сражения.
Молва о небесном заступничестве Николая Тульского распространилась повсюду, не минула она и Москвы. После покорения Казани в 1552 г. там одной из первых была построена церковь во имя Николы Тульского. Во вновь сооруженном храме была поставлена точная копия иконы Николая Чудотворца, привезенная из Тулы.
В народном понимании святой Николай Мирликийский явился поборником православия, сохранившим Тулу от разгрома татар и приведшим казанцев к христианской вере.
Летописные сведения, сохранившиеся в Прологе, сообщают, что в 1579 г. в Казани был пожар «близ церкви Святого Николая, иже зовется Тульским». Найденная на месте пожарища 8 июля 1579 г. икона Божией Матери (названная впоследствии Казанской) была поставлена в находящейся вблизи церкви «Святого Николая, иже зовется Тульским».
Священником казанской церкви Николы Тульского был Ермолай, по преданию, из казаков. По принятии монашеского пострига священник Ермолай был назван Ермогеном, стал митрополитом Казанским, а в 1606 г. -Патриархом всея Руси. Святитель Ермоген - великий патриот русской земли. Он отдал свою жизнь за благо Родины в борьбе с польскими интервентами (уморен голодом в подземелье московского Чудова монастыря 17 января 1612 г.).
Из приведенных выше сведений видно, как переплетаются судьбы икон Тульской Святителя Николая и Казанской Божией Матери, казака Ермолая и Патриарха Всероссийского Ермогена. Память и любовь народная бережно сохранили следы русской истории, которые вели от Тулы в Казань и далее до сердца России - Москвы.
Гипотеза об идентичности «благочестивого днепровца» (то есть казака), нашедшего в Туле икону святителя Николая Чудотворца, с казанским священником церкви Николая Тульского, ставшего впоследствии Патриархом Всероссийским, была выдвинута тульскими историками Н. И. Троицким (см. в книге Н. И. Троицкого «Тульский Успенский женский Монастырь» (Тула, 1913. С. 14)) и Н. Ф. Андреевым (см. статью в книге «Святые храмы города Тулы» (Тула, 1888. С. 202)
Патриарх Ермоген родился около 1530 г. (протоиерей Л. Лебедев. Москва патриаршая. М., 1995). Существует версия, что он происходил из рода князей Голицыных.
Немногие города России в своем историческом прошлом, в народной памяти были связаны с особым почитанием святых и их икон.
В качестве исключительного примера можно привести полюбившегося русским людям святого из далекой Малой Азии, области Ликии, города Миры - святого Николая Мирликийского (родился около 280 г., скончался в середине IV в.).
Еще в XIII в., в домонгольский период, в пределах нынешней Московской области особенно почитали образ святого Николая в Зарайске; в XIV в., во время нашествия монголов, в Можайске особенно чтили резное изображение святого Николая. С этими иконами, ставшими историческими реликвиями, связаны многие мрачные страницы русской истории и надежда русского человека на лучшее будущее.
Тула также имела свой образ - Николы Тульского. История тульского образа восходит к началу XVI в. Найденный казаком Ермолаем, он долгое время находился во вновь сооруженной церкви «Николы на Площади», невдалеке от восточной стены кремля. В грозные дни осады Тулы крымским ханом Девлет-Гиреем народ молился перед этой иконой, и святому Николаю было приписано освобождение города 22 июня 1552 г. от осаждавших его татар. Уверенность в чудесной помощи святого Николая тулякам была столь велика, что даже в далекой Казани вскоре построили церковь в честь Николы Тульского и в ней поставили копию, снятую с тульского образа.
Храм «Николы на Площади» был первоначально приходским, а с 1723 г. принадлежал женскому монастырю и был включен в число монастырских зданий. К середине XIX в. здание храма пришло в ветхость, и на его месте в 1842 г. построили Преображенскую церковь с приделом в честь Святого Николая (левый придел нижнего храма). В историко-археологическом очерке Н. И. Троицкого дан фотоснимок с иконы Николы Тульского.
Святитель изображен стоящим в рост, облаченным в фелонь-поли-ставрион и омофор, на голове митры нет, в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. По сторонам святого Николая два серебряных медальона, в которых в облаках видны Христос и Богоматерь в рост. На правой стороне оклада изображение преподобного Симона в рост (длина 11,25 см). Преподобный Симон, вероятно, тот святой, которому был тезоименит днепровский казак, нашедший икону Святого Николая. В 1870 г. икона была покрыта окладом из серебра с чеканным травчатым орнаментом по краям. Риза, венец и корона серебряные, вызолоченные.
Размер доски иконы 117 х 51,75 см. После закрытия монастыря (3 сентября 1920 г.) местонахождение иконы неизвестно.
В настоящий момент, копия чудотворной иконы Николы Тульского находится в Свято-Никольском (на Ржавце) храме г. Тулы.
Патриарх Гермоген
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12015-01-30 14:48:56
Страница: 1