СВОЙ - ЧУЖОЙ
«Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата. Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах и переселенцах-малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами».
«Я, бывало, со всеми кунак: татарин — татарин, армяшка — армяшка, солдат — солдат, офицер — офицер. Мне все равно, только бы пьяница был. Ты, говорит, очиститься должен от мира сообщенья: с солдатом не пей, с татарином не ешь.
— Кто это говорит? — спросил Оленин.
— А уставщики наши».
«Вам вот смешно, — сказал Ванюша, — а вы подите-ка сами поговорите с этим народом: не дают тебе хода, да и шабаш. Слова, так и того не добьешься. — Ванюша сердито бросил к порогу железное ведро. — Не русские какие-то».
«Наш народ анафемский, глупый народ …они вас не за людей считают. Ты для них хуже татарина. Мирские, мол, русские».
«Мерный топот шагов на конце улицы прервал хохот. Три солдата в шинелях, с ружьями на плечо шли в ногу на смену к ротному ящику. Ефрейтор, старый кавалер, сердито глянув на казаков, провел солдат так, что Лукашка с Назаркой, стоявшие на самой дороге, должны были посторониться. Назарка отступил, но Лукашка, только прищурившись, оборотил голову и широкую спину и не тронулся с места.
— Люди стоят, обойди, — проговорил он, только искоса и презрительно кивнув на солдат».
ТРУД – ПРАЗДНОСТЬ - ВОРОВСТВО
«Хотя он и твердо убежден, что труд постыден для казака и приличен только работнику-ногайцу и женщине, он смутно чувствует, что все, чем он пользуется и называет своим, есть произведение этого труда и что во власти женщины, матери или жены, которую он считает своею холопкой, лишить его всего, чем он пользуется».
«Хочешь быть молодцом, так будь джигит, а не мужик. А то и мужик лошадь купит, денежки отвалит и лошадь возьмет».
«… и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера».
« … на то воруешь, чтобы не скупым быть».
ДОВЕРИЕ – ОСТОРОЖНОСТЬ
«Верить - верь, а без ружья спать не ложись».
УБИЙСТВО - ГРАБЕЖ
«Твоя наша бьет, наша ваша коробчит. Все одна хурда-мурда».
КАЗАК – БАБА – ДЕВКА
«На женщину казак смотрит как на орудие своего благосостояния; девке только позволяет гулять, бабу же заставляет с молодости и до глубокой старости работать для себя и смотрит на женщину с восточным требованием покорности и труда. Вследствие такого взгляда женщина, усиленно развиваясь и физически и нравственно, хотя и покоряясь наружно, получает, как вообще на Востоке, без сравнения большее, чем на Западе, влияние и вес в домашнем быту. Удаление ее от общественной жизни и привычка к мужской тяжелой работе дают ей тем больший вес и силу в домашнем быту. Казак, который при посторонних считает неприличным ласково или праздно говорить с своею бабой, невольно чувствует ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз. Весь дом, все имущество, все хозяйство приобретено ею и держится только ее трудами и заботами».
«В отношениях к мужчинам женщины, и особенно девки, пользуются совершенною свободой».
«Так на хорошую девку смотреть не грех. На то она сделана, чтоб ее любить да на нее радоваться».
РОДИНА – ЧУЖБИНА
«Другой раз не сплю, подумаю о тебе, так-то жалею. Как песня поется: Мудрено, родимый братец, на чужой сторонке жить!»
ПЬЯНСТВО – ОБРЯД
« Вино у казаков у всех свое, и пьянство есть не столько общая всем склонность, сколько обряд, неисполнение которого сочлось бы за отступничество».
ДОСТОИНСТВО
«… он казак и знает себе цену не ниже настоящей».
ВЕРА – БЕЗВЕРИЕ
«У нас, отец мой, в Червленой, войсковой старшина — кунак мне был. Молодец был, как и я, такой же. Убили его в Чечнях. Так он говорил, что это все уставщики из своей головы выдумывают. Сдохнешь, говорит, трава вырастет на могилке, вот и все. (Старик засмеялся.) Отчаянный был!»
ИЗУВЕРСТВО
«Или думаешь себе: «Может, абрек какого казачонка глупого убил». Все это в голове у тебя ходит. А то раз сидел я на воде; смотрю — зыбка сверху плывет. Вовсе целая, только край отломан. То-то мысли пришли. Чья такая зыбка? Должно, думаю, ваши черти солдаты в аул пришли, чеченок побрали, ребеночка убил какой черт: взял за ножки да об угол. Разве не делают так-то? Эх, души нет в людях! И такие мысли пришли, жалко стало. Думаю: зыбку бросили и бабу угнали, дом сожгли, а джигит взял ружье, на нашу сторону пошел грабить».
ЗНАНИЕ – УЧЕНЫЕ
«Он удивлялся, почему русские все просты и богаты и отчего они ничего не знают, а все ученые».
ОПРЯТНОСТЬ – ЧИСТОТА
«Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость их жизни».
«Вопреки обычной казаков заботливости о чистоте, горница вся была загажена и в величайшем беспорядке».
ЩЕГОЛЬСТВО – ПРЕЗРЕНИЕ
«Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски. Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на все же остальное смотрит с презрением».