Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » МЕНТАЛИТЕТ ГРЕБЕНЦОВ


МЕНТАЛИТЕТ ГРЕБЕНЦОВ

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

СВОЙ - ЧУЖОЙ

«Казак, по влечению, менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата. Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах и переселенцах-малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами».

«Я, бывало, со всеми кунак:  татарин — татарин, армяшка — армяшка, солдат — солдат, офицер — офицер. Мне все равно, только бы пьяница был. Ты, говорит, очиститься должен от мира сообщенья: с солдатом не пей, с татарином не ешь.
— Кто это говорит? — спросил Оленин.
— А уставщики наши».

«Вам вот смешно, — сказал Ванюша, — а вы подите-ка сами поговорите с этим народом: не дают тебе хода, да и шабаш. Слова, так и того не добьешься. — Ванюша сердито бросил к порогу железное ведро. — Не русские какие-то».

«Наш народ анафемский, глупый народ …они вас не за людей считают. Ты для них хуже татарина. Мирские, мол, русские».

«Мерный топот шагов на конце улицы прервал хохот. Три солдата в шинелях, с ружьями на плечо шли в ногу на смену к ротному ящику. Ефрейтор, старый кавалер, сердито глянув на казаков, провел солдат так, что Лукашка с Назаркой, стоявшие на самой дороге, должны были посторониться. Назарка отступил, но Лукашка, только прищурившись, оборотил голову и широкую спину и не тронулся с места.
— Люди стоят, обойди, — проговорил он, только искоса и презрительно кивнув на солдат».

ТРУД – ПРАЗДНОСТЬ  - ВОРОВСТВО

«Хотя он и твердо убежден, что труд постыден для казака и приличен только работнику-ногайцу и женщине, он смутно чувствует, что все, чем он пользуется и называет своим, есть произведение этого труда и что во власти женщины, матери или жены, которую он считает своею холопкой, лишить его всего, чем он пользуется».

«Хочешь быть молодцом, так будь джигит, а не мужик. А то и мужик лошадь купит, денежки отвалит и лошадь возьмет».

«… и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера».

« … на то воруешь, чтобы не скупым быть».

ДОВЕРИЕ – ОСТОРОЖНОСТЬ

«Верить - верь, а без ружья спать не ложись».

УБИЙСТВО - ГРАБЕЖ

«Твоя наша бьет, наша ваша коробчит. Все  одна хурда-мурда».

КАЗАК – БАБА – ДЕВКА

«На женщину казак смотрит как на орудие своего благосостояния; девке только позволяет гулять, бабу же заставляет с молодости и до глубокой старости работать для себя и смотрит на женщину с восточным требованием покорности и труда. Вследствие такого взгляда женщина, усиленно развиваясь и физически и нравственно, хотя и покоряясь наружно, получает, как вообще на Востоке, без сравнения большее, чем на Западе, влияние и вес в домашнем быту. Удаление ее от общественной жизни и привычка к мужской тяжелой работе дают ей тем больший вес и силу в домашнем быту. Казак, который при посторонних считает неприличным ласково или праздно говорить с своею бабой, невольно чувствует ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз. Весь дом, все имущество, все хозяйство приобретено ею и держится только ее трудами и заботами».

«В отношениях к мужчинам женщины, и особенно девки, пользуются совершенною свободой».

«Так на хорошую девку смотреть не грех. На то она сделана, чтоб ее любить да на нее радоваться».

РОДИНА –  ЧУЖБИНА

«Другой раз не сплю, подумаю о тебе, так-то жалею. Как песня поется: Мудрено, родимый братец, на чужой сторонке жить!»

ПЬЯНСТВО – ОБРЯД

« Вино у казаков у всех свое, и пьянство есть не столько общая всем склонность, сколько обряд, неисполнение которого сочлось бы за отступничество».

ДОСТОИНСТВО

«… он казак и знает себе цену не ниже настоящей».

ВЕРА –  БЕЗВЕРИЕ

«У нас, отец мой, в Червленой, войсковой старшина — кунак мне был. Молодец был, как и я, такой же. Убили его в Чечнях. Так он говорил, что это все уставщики из своей головы выдумывают. Сдохнешь, говорит, трава вырастет на могилке, вот и все. (Старик засмеялся.) Отчаянный был!»

ИЗУВЕРСТВО

«Или думаешь себе: «Может, абрек какого казачонка глупого убил». Все это в голове у тебя ходит. А то раз сидел я на воде; смотрю — зыбка сверху плывет. Вовсе целая, только край отломан. То-то мысли пришли. Чья такая зыбка? Должно, думаю, ваши черти солдаты в аул пришли, чеченок побрали, ребеночка убил какой черт: взял за ножки да об угол. Разве не делают так-то? Эх, души нет в людях! И такие мысли пришли, жалко стало. Думаю: зыбку бросили и бабу угнали, дом сожгли, а джигит взял ружье, на нашу сторону пошел грабить».

ЗНАНИЕ – УЧЕНЫЕ

«Он удивлялся, почему русские все просты и богаты и отчего они ничего не знают, а все ученые».

ОПРЯТНОСТЬ – ЧИСТОТА

«Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость их жизни».

«Вопреки обычной казаков заботливости о чистоте, горница вся была загажена и в величайшем беспорядке».

ЩЕГОЛЬСТВО – ПРЕЗРЕНИЕ

«Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски. Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на все же остальное смотрит с презрением».

0

2

ВОЛЬНОСТЬ – ЧИНОПОЧИТАНИЕ – ПРОИСХОЖДЕНИЕ

<Чинопочитания, которое в то время так строго спрашивалось у нас в кадетских корпусах, между ними совершенно не было; мне случалось видеть, как иногда офицер был в явной зависимости от подчиненного ему казака, который, даже на службе, не стеснялся его заслуженным званием, и обращался с ним запанибрата. — При таких обстоятельствах всякое требование дисциплины разрушило бы ту патриархальную связь, которая искони веков, как святыня, сохранялась в их кругу. Вследствие подобного укоренившегося обычая казаки смотрели и на постороннего офицера с таким же равнодушием и бесцеремонностью.

Кстати приведу этому живой факт: мне случилось один раз быть на тревоге. Я прискакал уже в то время, когда шла огнестрельная перепалка. Казаки были рассыпавшись по полю, и по одиночке подскакивали к ретировавшимся чеченцам и стреляли. Все это делалось без команды, можно даже сказать вроде игрушки, как бы на охоте. — Не слышавши еще свиста пуль, весьма естественно, я был ошеломлен подобным зрелищем в первый раз в жизни, и легко может быть даже во мне явилась робость, а потому я медленной рысью, вынув свою винтовку из чехла, подъезжал к цепи, где казаки заряжали ружья. — Вдруг лошадь моя понесла меня во весь карьер к неприятельской цепи; первым моим движением, конечно, были испуг и изумление; я старался было удержать ее, притянув к груди уздечку; но в это время раздался голос с боку, «не робейте, берите скорее винтовку на прицел и стреляйте в кого-нибудь». В это время сказавший мне это казак ловко проскакал еще шагов двадцать вперед меня в сторону, и мгновенно выстрелив, пронесся мимо меня, как ни в чем не бывало (казацкое выражение). Я тоже машинально выстрелил и, повернув лошадь назад, поскакал во весь карьер за ним. Оказалось, что казак, заметив мою первую нерешимость в бою, без церемонии подъехал тихонько сзади к моей лошади, ударил ее по заду несколько раз нагайкою, и, конечно, лошадь от боли прямо помчала меня вперед.

Подобная картина казачьей корпорации давала мне понять: чтобы найти какое-нибудь занятие для своей деятельности мне необходимо отбросить в сторону привычки полученного воспитания, забыть свои преимущества, свое родовое происхождение (которое в то время ценилось на вес золота), и, если я не желаю совершенно умереть от скуки и одиночества, искать сближения того общества, в который кинула меня судьба>.

Источник: «Воспоминания из кавказской военной жизни Горюнова. Рассказ 1-й» Опубликован в журнале «Историческая библиотека» № 8 1879 г. С.-Петербург

<… Здесь я по всей дороге уже встречал не то чинопочитание, которое существовало в прежнем моем полку (Гребенском – О.Л.). Дисциплина, уважение к офицерскому званию были развиты в этих казачьих полках, можно сказать, наравне с регулярными войсками. Видя это, мне стало как-то веселее, как будто я переехал в другой мир, или стал жить совершенно другою, новой для меня, жизнью.

Я начинал понимать, что и я что-нибудь значу на свете, что заслуженное мною звание офицера имеет свое значение и свои привилегии.

Различие это происходило вследствие привилегий, дарованных Гребенскому казачьему полку еще Императором Петром Великим.

Казаки эти, при патриархе Никоне, вследствие раскола, бежали из России и завоевали себе место, для поселения, на реке Тереке. Существующие между ними рассказы передают за достоверное, будто Император Петр Великий лично приезжал в станицу и выдал им свою царскую грамоту, которая хранилась у них даже в то время, в которое я служил между ними. Мне в то время очень хотелось прочитать ее, но нельзя было, по неприятным отношениям моим к местному начальнику. Так как казаки пользовались дарованными им привилегиями, совершенно в духе вольности, которою они дорожили, как святынею, то подобное чувство, переходя из рода в род, естественно, сохранилось в их кругу и в то время, в которое мне пришлось жить между ними (станица Червлённая, 1846,1847 гг. - О.Л.). Да и начальство не принимало, со своей стороны, мер к уничтожению, сохраняемых ими исстари, патриархальных обычаев, в виду их необыкновенного мужества и храбрости в делах с горцами. И действительно, имя этого казачьего полка пользовалось по целой России самою громкою известностью.

Всякий, чувствуя себя героем и, вследствие дарованных привилегий, вольным казаком, не придавал никакого значения чинам, которые иногда давались и не за военные отличия>.

Источник: «Воспоминания из кавказской военной жизни Горюнова. Рассказ 3-й» Опубликован в журнале «Историческая библиотека» № 12 1879 г. С.-Петербург

0

3

ЧЕСТЬ – ДОСТОИНСТВО – НАГРАДА

<Меня всегда поражала постоянная готовность казака к бою и к встрече опасности. Казака в этом случае руководит не желание получения за то награды, нет, в казаке нет подобного честолюбия; в его голове единственная мысль не отстать от товарища, и если придется сразиться или умереть, то в таком случае умереть не иначе, как в кругу своих товарищей. Не было примера, чтобы казаки бросили на поле битвы, тело убитого товарища и не привезли бы его домой в станицу.

В то время офицерских плечевых погонов не существовало. Кроме эполет, никаких других знаков отличия в чинах не существовало. А так как офицеры и казаки одеты были одинаково, в простых черкесках, то и различить: кто офицер, кто казак между ними, не было никакой возможности. Даже никто из офицеров не надевал на себя и других знаков отличия, т. е. крестов; это все принадлежало единственно мундирной одежде, которую преимущественно надевали при парадах, или представлении начальству, что случалось раз или два в год не более; а потому не являлось и никакой между ними зависти к заслугам других. Эта отличительная черта характера — исполнение долга службы, вследствие непременной обязанности, а не в виду получения за то какой-либо награды, и заставляла уважать каждого из них.

Да и вообще, несмотря на неполучение образования, обращение их, как между собою, так и с посторонними лицами, было спокойно-важно и отражалось некоторою гордостью; каждый из них был проникнут чувством собственного достоинства и дорожил более всяких наград своею собственною честью>.

Источник: «Воспоминания из кавказской военной жизни Горюнова. Рассказ 1-й» Опубликован в журнале «Историческая библиотека» № 8 1879 г. С.-Петербург

0


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » МЕНТАЛИТЕТ ГРЕБЕНЦОВ


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно