Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » Календарная обрядность гребенских казаков


Календарная обрядность гребенских казаков

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Терская Троица.

Одним из самых ярких праздников на Тереке была Троица. Она приходилась на период полного расцвета природы, перехода весны в лето. В гребенских станицах этот праздник широко отмечался старообрядцами, а православные, кроме посещения церкви, почти ничем его не отмечали.

Троицу праздновали три дня. Молодые — в домах, старые на площади или улице стелили «парус» и пировали в складчину. Каждый приносил закуски, вино, яйца, из которых тут же готовили яичницу. Веселье, песни, пляски, стрельба продолжались до утра.

На Тереке бытовал обычай вить («завивать») венки на Троицу. Девушки с песнями бросали их в воду и гадали: потонет или нет. Сюжет троицких песен, как и повсюду, был о любви, о неверности любимого, о милом, который служит «во матушке во Россеюшке»:

«В саду девушки гуляли,
Со травы цветочки рвали, Веночки плели,
Всякая себе.
На венках они гадали,
Венки в воду побросали,
Чей веночек восплывет,
Ту и милый вспомянет.

Девка росту небольшого Громким голосом кричит:

„Мой веночек тонет-тонет,
Мое сердце болит-ноет,
Мой веночек потонул,
Меня милый обманул"».
«...Я сорву со травушки цветок,
На головушку совью себе венок;
Выйду я на Терек, на песок,
И спущу с головушки венок.
Тонет ли, не тонет мой венок?
Тужит ли, не тужит мой дружок
На чужой далекой стороне,
Во матушке во каменной Москве,
Во матушке во Россеюшке?
Стал по Тереку веночек мой всплывать,
Стал меня мой милый вспоминать,
Во матушке во каменной Москве,
Во матушке во Россеюшке».

Самый большой и красивый венок помещали на «корабль» и пускали по воде. Обряд пускания «кораблей» по Тереку заслуживает особого внимания.

Троицкий «корабль» строили специально. В ст-це Курдюковской он представлял собой трехметровую лодку, окрашенную в красный цвет (каюк), в Червленой — маленькую модель корабля с мачтами и снастями78. В Гребенской это было четырехугольное сооружение, «как стол», или просто доска. По углам сбивались четыре «стрелки», пятая — самая высокая — посередине, на нее надевали венок. На корабль помещали кукол в казачьих костюмах (казачка и казачку, иногда только казака); для них накрывали на корабле стол с питьем и едой — жареным воробьем (или куском курицы), яичницей; иногда ставили и вино в маленькой бутылочке. Корабль украшали лентами, лоскутами и с песнями несли по станице к воде — к озерам, но чаще к Тереку. Шествие сопровождалось песней «Как по морю было, по морюшку» о червон-корабличке, который непогода заносила во иную землю, где царит-королюет девушка Маринушка (Марина Кайдаровна).

После того как «корабль» спускали на воду, в него начинали стрелять, стараясь попасть в кукол, в стрелку или венок, чтобы потопить его. Дети выхватывали из воды остатки «корабля», ленты, лоскуты и делили между собой. В таком виде обряд сохранился только на Тереке, в общерусской Троице ничего подобного нет, хотя отдельные элементы имеют параллели в других обрядах (культ воробья характерен для Поволжья; жертвы морю, темы сватовства близки новгородским; «корабль» на Масленицу строили в Сибири и др.)

Песни, сопровождавшие обряд пускания «кораблей», исполняли и на свадьбах. Например, в ст-це Старогладковской пели «Селезень, мой селезень» (селезень невеселый: утица подстрелена; молодец невеселый: девица просватана за другого).

Рассматривая обряд пускания «кораблей» в совокупности его элементов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в нем содержатся рудименты обряда жертвоприношений — воде или предкам, так как путь к последним лежал по воде. Об этом свидетельствуют «стол» на «корабле» (воробей-курица, яичница, вино как поминальная еда), куклы казака и казачки как замена живых людей. Во-вторых, этот обряд имел форму ритуального отправления на «тот свет» через потопление, о чем свидетельствуют древние формы похоронного обряда в ладье, а также ленты и лоскуты на корабле как замена полотенца — символа пути в загробный мир. И, в-третьих, обряд пускания кораблей имел несомненную связь со свадебным обрядом, на которую указывают характер сопровождавших его песен (мотив увоза девицы на «корабле»), их свадебные функции, а также древность обычая совершения браков у воды.

Таким образом, «пускание кораблей» в конце XIX — начале XX в. представляло собой сочетание разнохарактерных обрядов. Интересен и вариант, существовавший в ст-це Гребенской. Здесь «корабль» с чучелом проносили по станице и из каждого дома в него бросали с криком и шумом гнилые овощи, тухлые яйца, больных или дохлых кур. «Корабль» спускали на воду, отгоняли подальше от берега и потопляли, стреляя в него.

«Да вон наперед кораб бежит,
Да вон наперед кораб бежит,
Да вон стучит-гремит,
Да вон по-звериному,
Ой, да по-звериному етот червон кораб,
Сопит по-змеиному, сопит по-змеиному».

Подобный символ (своеобразный «козел отпущения») мог означать изгнание злых сил, смерти.

«Корабельная» тематика в фольклоре и обрядах гребенцов, по-видимому, не случайна и заставляет вспомнить гипотезу о новгородских ушкуйниках, отправлявшихся на своих стругах в дальние плавания.

В.Б. Виноградов.

Опубликовано: Этнографическое обозрение. 1996. № 2. С.50-63. Соавторы Е.М. Белецкая, Н.Н. Великая.

0

2

ПАСХА на Тереке

Собственно весенним праздником на Тереке была Пасха. Помимо Рождества и Масленицы в конце XIX — начале XX в. она была одним из наиболее почитаемых праздников. В христианстве — это Центральное торжество, связанное с евангельским преданием о воскресении Христа. Однако и в праздновании Пасхи на Тереке сохранились пережитки древних славянских верований. И здесь у каждой группы населения наблюдались свои особенности.

Под Пасху в казачьих семьях устраивали поминание покойников с круговой чашей (чапуркой), причем первый глоток выливался на стол. Этот поминальный обычай — отголосок «кормления» умерших, которые должны позаботиться о будущем урожае.
На Тереке, как и в других местах, «праздник праздников» начинался с посещения церкви. Выходя из нее, все поздравляли друг друга, шли домой разговеться после длительного поста.

К Пасхе обязательно пекли куличи, красили яйца, запасались новой одеждой. Яйца затем освящали в церкви. После обеда жители селений выходили на улицу, везде слышались возгласы «Христос воскрес». В каждом дворе, на площади устраивали качели. Кто-либо из станичников-умельцев делал и карусели: колесо от арбы насаживалось на ось, к нему подвешивались «люльки» — получалась карусель. Колесо по очереди крутили дети, подростки. Каждый катающийся давал устроителю крашеное яйцо. За праздник таких даров набиралось несколько ведер.

С Пасхи начинали «водить» хороводы. На Тереке хоровод приобрел свою специфику: девушки и парни становились в круг. Кто-то играл на гармонике, бил в медный таз, а пары по очереди танцевали лезгинку.

Гребенцы играли в лапту, горелки, другие игры. Проигравшие катали победителей на себе, перенося их через улицу,— на потеху станичникам. Гулянья устраивали на самой широкой улице.

Второй день Пасхи был особенно шумным. Тех, кто не был в церкви, обливали у колодца холодной водой. В ст-це Бороздинской этот обычай принесли с собой первые поселенцы.

Согласно другому обычаю, существовавшему на Тереке, пасхальное крашеное яйцо (как семейный талисман?) хранили в каждом доме в течение года. Современные информаторы уже не знают значения этого обычая. В аналогичных случаях пасхальные яйца хранились с лечебными целями, а также использовались для поминальных надобностей.
Таким образом, пасхальная обрядность также была наполнена земледельческой символикой. В частности, обливание водой известно в этнографии как магический обряд вызывания дождя, ритуального очищения. Древним обрядом было и катание на качелях. Ряд исследователей связывает его с семейно-брачной магией, другие рассматривают как средство отпугивания злых сил.

В.Б. Виноградов.
Опубликовано: Этнографическое обозрение. 1996. № 2. С.50-63. Соавторы Е.М. Белецкая, Н.Н. Великая.

0

3

МАСЛЕНИЦА НА ТЕРЕКЕ.

Промежуточное положение между зимними и весенними праздниками занимала Масленица. Время ее проведения приходилось в основном на февраль, однако обрядовые действия имели явно выраженную «весеннюю» направленность. К примеру, в ст-це Гребенской вокруг сох в сараях танцевали лезгинку и приговаривали: «Соха, соха, выходи».
На Тереке сложился своеобразный тип масленичного празднества, отличный от среднерусско-поволжского и лишь в некоторых чертах близкий северному. В конце XIX — начале XX в. Масленица оставалась одним из самых почитаемых народных праздников. Ее наступление встречали стрельбой, причем стреляли и стар, и млад. Во всех домах (а также в складчину) пекли блины, в ст-це Червленой — «бурсаки». В масленичную неделю, если зима была снежная, ездили на санях (в основном молодожены), рядились (например, в медведя). Ряженые могли заезжать в любой двор и брать, что понравится. Везде были слышны шум, смех, веселье.
На Масленицу устраивали скачки, во время которых всадник должен был сам заработать приз, т. е. на всем скаку поднять с земли деньги, табак, кусок ситца и пр., которые для этой цели специально выделяли местные лавочники. Устраивались и джигитовки: всадники на скачущих лошадях выполняли различные упражнения.
У дворов зажиточных казаков ставили столы. На общинные деньги покупали быков, резали их. Каждый приносил вина сколько мог. Здесь гуляли «сотнями», зазывали и прохожих.
Масленицу на Тереке сопровождал обряд, известный под названием «держать и брать города». Он совершался в гребенских и терских низовых станицах; либо в них самих (Бороздинская), либо где-нибудь в поле на возвышенном месте (Червленая). Судя по названию, обряд имеет связь со взятием «снежного городка» на Масленицу у уральских казаков, а также в Пензенской и Симбирской губерниях.
У гребенцов «брать город» означало следующее. Казаки на лошадях должны были прорваться сквозь строй девушек, которые стояли на скамьях или на возвышенности и, вооружившись длинными прутьями-палками, били казаков. При этом последние часто просили: «Нас бейте, только коней не надо!». Начало игры сопровождалось пением девушек. Обычно песня была о неразделенной любви. После каждой отбитой атаки песня возобновлялась:

«Ты кручинушка, кручинушка моя,
Ты кручинушка — несносная тоска! Никому свою кручину не скажу,
На ретивом на сердечке схороню.
Под окошком сиротинушкой сижу,
Сквозь стеколушко на милого гляжу:
Уж ты миленький, пригоженький ты мой, Уж ты миленький — лазоревый цветок!
Ты когда-то хаживал ко мне,
Ты и хаживал и любливал меня,
А теперь не стал ко мне ходить,
Перестал ходить, не стал меня любить»
.
Все жители станиц становились соучастниками праздника. На Масленицу атаки «на города» продолжались несколько дней и каждый день по нескольку раз, так как девушки сопротивлялись самым серьезным образом, били «в кровь». «Город» считался взятым, если всаднику удавалось дотронуться до девушки. В одних случаях она должна была поцеловать победителя, в других всадник имел право перецеловать всех девушек, что, однако, было практически недостижимо. Войсковые власти поддерживали этот обряд, который, по их мнению, развивал в казаках удаль и отвагу.

Завершающим обрядом масленичной недели было хождение в гости, называвшееся «просить друг у друга прощения». Оно начиналось в воскресенье к вечеру и продолжалось всю ночь. Родные, младшие шли в дом к старшим, зять — к тестю и теще, внуки — к деду. Посидев, младшие молились Богу и кланялись старшим в ноги, чтобы те простили их, затем целовались. Старшие отвечали: «Господь простит, нас простите, Христа ради». В конце «прощения» младшим раздавали орехи. По объяснению П. А. Вострикова, в этот день примирения и всепрощения шли к ближним и врагам и просили прощения, чтобы с облегченным сердцем приступить к говению в Великий пост56. По сведениям старожилов, Масленица отмечалась еще перед войной.
При анализе масленичной обрядности на Тереке бросается в глаза отсутствие проводов (сожжения, растерзания, потопления) чучела «масленицы», «костромы» и т. п., так хорошо известных славянской этнографии. Вместо этого у терцев происходило «взятие городов». По мнению ряда исследователей, в подобной борьбе двух партий также отразился мотив космической борьбы между зимой и летом. Возможно, игра связана с освоением окраин России — Приуралья, Сибири, Северного Кавказа. С течением времени ее смысловое значение было забыто, и она стала просто праздничным развлечением, весьма подходящим под военизированный быт казачества.
В терском варианте Масленицы сохранились черты некогда существовавшего культа предков. Ритуальный характер имело закрепление родственных связей в результате ежегодного посещения прежде всего старших родственников, одаривания. Преобладающим предметом одаривания в конце XIX — начале XX в. стали орехи (хотя в прошлом, как свидетельствуют данные русской этнографии, пищевые дары были гораздо разнообразнее и включали широкий ассортимент мучных изделий). Орехи же у многих народов ассоциировались с изобилием и. таким образом, такой дар должен был увеличить и урожай, и достаток семьи. Отсутствие же мучных изделий, возможно, свидетельствует и об утрате гребенцами многих земледельческих (зерновых) традиций. Ведь они специализировались в основном на виноградарстве.
Масленичная стрельба (как и шум, стук), по народным представлениям, отгоняла злые силы и тем самым способствовала плодородию. Такое своеобразное проявление шума, по-видимому, было заимствовано у местных горцев. То же самое можно сказать о скачках, джигитовках, которые придавали празднествам неповторимый колорит. Некоторые названия обрядовых кушаний перешли к казакам от соседних тюркских народов.
Если в зимних праздниках на первый план выступала семейно-бытовая обрядность, то в Масленице и последующих весенних празднествах главную роль играли общинные традиции. Поскольку жизненные интересы общины были связаны с демографической ситуацией, безоговорочно осуждалось нежелание или неумение вступать в брак. На Масленицу в ст-це Наурской «кумушки»-родственницы ходили к отцам, у которых были взрослые парни и девушки («на выданье»), не вышедшие замуж в истекшем году. Отцу вешали на ногу деревянную колодку. Он делал вид, что теперь не может ходить, просил ее снять. Кумушки требовали выкуп. И дело обычно заканчивалось застольем. Подобные обычаи были известны многим народам. Отсюда и наличие в масленичных обрядах эротических элементов, например, целование девушек после взятия «городов», исполнение свадебных песен. Причем «взятие» города как раз и осуществлялось там, где встречались симпатизировавшие друг другу парень и девушка. И в целом праздничные гуляния, посещения родных, знакомых, катание на лошадях, игры и пр., сам повышенный эмоциональный фон способствовали знакомству молодежи, возникновению определенных симпатий и любви.
Приведенные календарные обычаи и обряды запечатлели тот исторический период, когда сфера семейно-брачных отношений отнюдь не считалась частным делом заинтересованных лиц. Другой масленичный обычай — «просить прощения» в далеком прошлом, по-видимому, отражал ощущение перемен в природе (наступление нового сезона). И в этот новый период люди должны были вступить также обновленными.

В.Б. Виноградов.

0

4

Святочные гадания.

К святкам были приурочены различные гадания. Они мало чем отличались от общеславянских и были связаны с предсказанием судьбы. При совпадении средств гадания — предмета, с которым производилось действие,— варьировались способы гадания, объяснения результата. Например, в Гребенской гадали по колышкам в заборе: «Вот загадаем, что, мол, шестой али семой колушек — мой. Ну, если он ровный да целый — муж справный, а коли с надставкой — за вдовца пойдешь». И по баранам гадали: «Если баран лохматый, то муж будет богатый, а если худой да облезлый — то бедный». Если девушка приносила домой парные дрова — то в этом году ей замуж. Закидывали и чувяк. Куда носок покажет — оттуда и жених будет. Под Новый год снимали курицу с насеста. Если закудахчет в руках — свекровь у девушки будет злая и ворчливая. В полночь ставили на стол зеркало, чашу с водой, рассыпали угольки, пшеницу и выпускали петуха. Если петух подойдет к зеркалу — жених будет щеголем, если напьется воды — пьяницей, поклюет зерна — богатым, а если угольков — бедным.
Приурочивание гаданий именно к святкам было не случайным. Это были переломные дни, когда смешивались времена, будущее становилось настоящим. На это время приходились попытки не только узнать свою судьбу, но и повлиять на будущее — магия «первого дня».
К магии «первого дня» относились не только гадания, но и обычаи расплачиваться с долгами, возвращать чужие вещи, забирать свои. В этом была заложена идея: каким будет первый день (начало) года, таким будет и весь год.
Дохристианские святки не случайно отмечались 12 дней: считается, что каждый день означал месяц года. В Древней Руси до ХIII в. сохранялась традиция выкликать первый день каждого месяца. На наш взгляд, как отражение этого следует рассматривать сохранившийся у казаков обычай «кричать Святой вечер», т. е. выкликать Новый Год.
Приметы и гадания этого периода были призваны помочь земледельцу узнать, каким будет год в целом (урожайным, благополучным или нет, какая погода будет в предстоящие сезоны). Гадали о будущем семьи и каждого ее члена. Девушки гадали о замужестве. Этот вид гадания наиболее хорошо сохранился на Тереке. Как и у других народов, его цель была дать ответ на такие вопросы, как: выйдет ли девушка замуж в настоящем году? Кто будет суженым? С какой стороны он явится? Будет богатым или бедным? и т. п.

В.Б. Виноградов.

0

5

Крещение Господне.

Святки заканчивались днем Крещения Господня. Все спешили в церковь, чтобы посмотреть на торжество водоосвещения и взять святой воды, которая в дальнейшем использовалась как лечебное средство. К празднику также варили кутью из пшеницы.
Со священником ходили и на Терек, где он три раза окунал в воду крест, после чего освященную теречную воду набирали в посуду и уносили домой. Кто давал обет или болел, сам окунался в реку три раза.
Крещение считалось в станицах последним большим зимним праздником, поворотом к весне. У гребенцов даже существовала пословица: «Крещение пройдет — цыган шубу продаст».
Таким образом, заключительный момент святок — Крещение также сохранил древние представления, связанные с верой в очистительную, лечебную силу воды.
Согласно давней традиции, зимой станичная молодежь снимала комнату у какой-нибудь вдовы, одинокой женщины. Девушки приходили сюда прясть, шить, вязать, пели песни. Затем подходили и парни. Начинались танцы, игры, веселье. Таким образом, эти дома служили местом встреч и знакомств неженатой молодежи. В святочные вечера на таких «сиденках» не работали. Они были по-настоящему праздничными.

В.Б. Виноградов.

0

6

Новый Год

Вечер накануне Нового года назывался щедрым. В гребенских станицах под Новый год пелись «щедровки», молодежь ходила «щедровать», или, как говорили местные жители, «кричать Святой вечер». У каждого было по мешочку хлебных семян. При словах «Щедры, ведры, щедрый вечер, добрый вечер» или «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю! Уродися, боже, на всякую долю и горох, и чечевица, и пшеница» молодые рассыпали в доме овес, просо, рожь, ячмень, пшеницу. Щедрующим давали вина (если они приходили с ведрами), пирогов, конфет, орехов, денег и т. п. В день Нового года в комнатах «воскуряли» ладан, молились, накрывали стол .

Рождество

Рождественский праздник обычно начинался с заутрени. После нее в семьях происходил прием поздравителей. В одних станицах (Наурская) поздравителями были дети от 5 до 10 лет. Они пели религиозные песни, славящие Христа. И в целом славления были характерны главным образом для православных. Их колядки также были насыщены образами христианских святых. Так, в одной из колядок («Вышла Мария из монастыря») речь шла о деве Марии, Христе и Иоанне Крестителе, в другой Господь приказывал трем вдовам беречь сады виноградные. Зафиксирована и колядка с широко известным в украинском и белорусском фольклоре мотивом «Бог и святые участвуют в полевых работах»: «Во поле, поле плужочек ходэ, за плужочком сам господь ходэ», а дева Мария носит ему «йисты» и просит:

«Уроди, боже, во поле зерна!
Во поле зерна, во доме добра».

Заключительная формула («Он туда махнет — там жито растет») напоминает более архаический образ козы, влиявшей на плодородие («Где коза ходит, там жито родит») и т. п..
На Рождество устраивали ряжения в козу и лошадь. Козу обычно изображал парень, одетый в тулуп. Калядующие с козой пели:

«Го, го, го, коза!
Го, го, го, сира!
Де рога дала?
— На соль проила.
Дайте козе сала,
Чтоб коза встала,
Кусочек сала билого,
Чтоб коза побигла».

Парень в тулупе падал, и песня продолжалась как бы в ответ на слова: «Что, коза, упала?— Дайте козе сала...».
В старообрядческих станицах (Червленая) в роли поздравителей выступали не только дети, но и взрослые. Детей обязательно одаривали орехами, конфетами, пряниками, деньгами. Отпустить поздравителей без даров считалось тяжким грехом. Молодежь колядовала под окнами и в доме. Колядующих могли пригласить и за стол, особенно, если это были дети.
Следует отметить, что наиболее архаичные формы колядок (у православных и «щедровок») содержали требования угощения:

«Коляд, коляд, колядница,
С добрым маком поляница,
А без мака не така.
Дай, баба, пятака!...» .
«Вышла баронесса
Из новых сенец.
Соломку сечет,
Блинчики печет,
Наставил рожок:
„Дайте пирожок"».
«Щедрик-ведрик,
Дайте вареник» и т. п.

Под Рождество ходили со звездой, сделанной из цветной бумаги, с пением молитвы «Христос рождается» на церковнославянском языке. Параллельно существовал обычай петь «Леску», распространенный только у казаков-староверов. «Леска» — это колядка со специфическим зачином: «В леску, леску, на желтом песку». В этой колядке разработан мотив сокола, который сидит на дереве и видит в синем море корабль, на котором девица «шириночку ткет, рубашечку шьет» своему жениху (приводится имя). Подробно описан образ дерева:
«На леску, леску, да,
На желтом песку,
Святой вечер, святой вечер!
Стоит дерева, да,
Тонка, высока,
Корнем глубока.
Корнем глубока,
Листом широка.
На той дереве

Сам сокол сидит...» .
Связь «Лески» со свадебной обрядностью очевидна. Об этом говорит и анализ более ранних ее вариантов. В ст-це Старогладковской в начале века был записан текст, в котором рассказывается, что девица шириночку (широкое полотенце) шьет не для жениха, а для брата, который должен убить сокола-жениха, сидящего на дереве. По другому варианту (из ст-цы Наурской) в кораблях сидят свекор-батюшка, свекровь-матушка и жених. Мотив девицы (или молодца) на корабле широко распространен в песенном фольклоре гребенцов. Образ сокола на вершине дерева встречается в украинских и польских колядках, где сокол приносит «красную панну» как добычу для своего хозяина, что придает польским колядкам оттенок брачных пожеланий. Гребенская «Леска» почти дословно совпадает с галицкими и угорскими колядками, что позволило В. Г. Чеботаревой сделать вывод об их общем источнике. Указанный мотив («птица на вершине дерева») восходит к древнейшим индоевропейским представлениям, и в связи с этим гребенская колядка может служить примером сохранения архаического сюжета.
Если рассматривать «Леску» в системе святочных обрядовых действий-предсказаний, гаданий о судьбе, пожеланий благополучия, то ее смысл будет отличаться от свадебных величаний, сближаясь скорее с заговором, заклинанием. «Припевая» жениха к невесте силой магического слова, исполненного в «Святой вечер», колядующие желаемое будущее передавали как реальное настоящее, сулили скорый брак.

В.Б. Виноградов.

0

7

Святки.

Следует отметить, что на характере календарных обрядов отразилось существовавшее у терцев деление на староверов («батяков») — потомков наиболее ранних групп славянских поселенцев на Тереке и на православных, прибывших сюда позднее. У старообрядцев сохранились многие ритуальные действия и песни, не знакомые православным.

Святки широко отмечали и те и другие. За неделю до Святок девушки ночевали в домах подружек, по вечерам собирались на полатях и слушали святочные песни, исполнявшиеся взрослыми («отцы поют — нас учуть»). Затем девушки пели сами, а старшие проверяли, умеют ли молодые колядовать, славить и пр. Так обеспечивалась преемственность в выполнении обрядов.
В гребенских станицах накануне Рождества варили кутью из пшеницы (у православных — из риса), поливая ее медом. После освящения кутьи в церкви (или у уставщиков) приступали к поминанию умерших родственников. Аналогичное поминовение предков своей семьи существовало и у православных .

В.Б. Виноградов.

0


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » Календарная обрядность гребенских казаков


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно