Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Архонская станица » род Мормыль


род Мормыль

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

http://www.stsl.ru/media/iblock/5f8/045.jpg
Архимандрит Матфей (в миру – Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 года в станице Архонская бывшей Терской области (ныне — Пригородном районе Северной Осетии-Алании), в семье терских казаков с потомственными музыкальными традициями. В 1956 году окончил среднюю школу и намереваясь стать священником поступил в Ставропольскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 году. В классе церковного пения обучался у известного регента, знатока и любителя обиходных мелодий — В. П. Пестрицкого, последователя традиции певческой школы знаменитого хорового дирижёра и педагога К. К. Пигрова (1876—1962). С 1957 года, по окончании первого класса семинарии, нёс послушание псаломщика и регента левого клироса в Никольской церкви г. Есентуки, где познакомился с известным на Северном Кавказе регентом диаконом Павлом Звоником (ум. 1964), оказавшим на него огромное влияние и положившим начало в формировании в молодом семинаристе собственного регентского стиля.
С 1959 по 1963 гг. обучался в Московской духовной академии.
Весной 1961 года подал прошение в Троице-Сергиеву Лавру, а 21 июня 1961 года принимается в число её послушников и назначается уставщиком и старшим регентом монастырского хора.
С 1961 года — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединённого хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии.
В декабре 1962 года пострижен в монашество с именем Матфей (в честь апостола и евангелиста Матфея). 30 марта 1963 года рукоположен во иеродиакона, а 29 марта 1964 года — во иеромонаха. В 1963 году успешно защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов».
С 1963 по 2005 гг. — преподаватель МДАиС и регентской школы (Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета и Литургика).
В 1968 году возведён в сан игумена, а в 1971 году — в сан архимандрита.
С 1969 по 1974 гг. — преподаватель Регентского класса. В марте 1984 года присвоено звание доцента. В январе 1988 года утверждён в звании профессора. В 2004 году ему присвоено звание заслуженного профессора Московской духовной академии.
Скончался в ночь на 15 сентября 2009 года, похоронен 18 сентября, за алтарем Церкви Св. Духа в Троице-Сергиевой лавре.

0

2

Мормыль Константин Васильевич
Родился в 1888 г., ст. Архонской; единоличник.
Приговорен: тройка при ОГПУ СКК 28 апреля 1930 г.
Приговор: к 3 годам ИТЛ условно
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.

0

3

Мормыль Максим Константинович
Родился в 1888 г., ст. Архонской; единоличник.
Приговорен: тройка при ОГПУ СКК 28 апреля 1930 г.
Приговор: к 5 годам ИТЛ
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.

0

4

Мормыль Василий Максимович, 1903, ст. Архонская, пропал без вести в апреле 1943. Жена Мормыль Анна Ясонтьевна.
http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=62305668

0

5

Его (архимандрита Матфея) дедушка по матери, Троценко Лев Григорьевич, начал петь в местном станичном церковном хоре, затем попал в хор наместника Кавказа генерал-губернатора Воронцова-Дашкова, прошел школу Шаляпина по постановке голоса, закончил Тифлисскую консерваторию и стал оперным певцом. В 1913 г. он пел Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя» Глинки на сцене тифлиссой оперы. За это исполнение ему был подарен от Государя хрустальный бокал, который хранится в семье сестры о. Матфея. После революции был в ссылке, вернулся и остался церковным регентом. В 1937 г. в возрасте 49 лет его расстреляли. Через полгода после его кончины родился будущий о. Матфей.
Дедушка по отцу был взят на Беломоро-Балтийский канал и не вернулся. И по отцовской линии в роду также были монашествующие. Отец о. Матфея  вместе с тремя своими братьями погибли в Великую Отечественную войну.
Бабушки о. Матфея были глубоко религиозными. Очень огорчались, что были неграмотными но, обладая феноменальной памятью, приходя из храма, дома пересказывали Евангелие и проповедь священника дословно.
Мама о. Матфея – Анна Леонтьевна, до последних дней своей жизни, умерла она в 2000г. в возрасте 93 лет, пела на клиросе в своем приходском храме.

http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-be … mylj-.html

0

6

ГК 3 ст. № 165317
МОРМЫЛЬ Максим 2 Сунженско-Владикавказский каз. полк, мл. урядник. За то, что 7.06.1916, в составе сотни, сначала в пешем строю, а затем в конном, атаковал г. Радауцы, который и был взят. Было много зарублено и заколото и 47 взято в плен.

ГК 4 ст. № 192463
МОРМИЛ Максим — 2 Сунженско-Владикавказский каз. полк, казак. За то, что при наступлении и при переходе р. Прут, первый бросился на занятые противником дома, с криком «ура» окружил их и взял 10 человек в плен.

[С.Б. Патрикеев. Сводные списки кавалеров Георгиевского Креста. 1914-1922 гг. М., «Духовная нива», 2015]

0

7

«Я МОрмыль, МОрмыль, запомните это, а не МормЫль»
Фрагмент статьи «Пою Господеви дондеже есмь...» Георгий  Поляченко,  05.03.2013
К 75-летию со дня рождения архимандрита Матфея (Мормыля; +2009)
https://ruskline.ru/analitika/2013/03/0 … dezhe_esm/

«Показателен для колючего характера отца Матфея и такой случай, который мог бы закончится весьма печально, учитывая атеистические времена и нравы, если бы не его, можно сказать, магическая могучесть личности, сочетающаяся с безобидным детским озорством. Помимо обширного собрания церковных песнопений отец Матфей собрал большую библиотеку, состоящую из духовных творений святых отцов Церкви: Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и других православных светочей-Учителей. В тяжкие советские годины испытаний - строжайшего религиозного табу на религиозную тематику - он не только предоставлял возможность брать у него эти книги почитать в самой Лавре, что, скрепя сердце, властями не возбранялось, но и возил сей «золотой запас» всегда с собой с целью просветительского окормления - распространения «пищи духовной», что было уже весьма небезопасно. Так вот, однажды, когда отец Матфей пересекал государственную границу, таможенники по обыкновению задали формальный вопрос: Везёте ли Вы какие-нибудь наркотики и драгоценности?» «А как же», - к пребольшому, пучеглазному удивлению таможенников отвечает отец Матфей, - «Целый чемодан, и, причём, битком!». «Тогда откройте», - естественно следует приказательная просьба. Отец Матфей открывает поклажу и предъявляет религиозную литературу, а также богослужебные ноты, при этом комментируя: «Вот смотрите, опиум для народа, как это у Вас там называется! И к тому же всё это на вес золота!». Такое мог себе позволить только отец Матфей со странной, этимологически непонятной фамилией Мормыль, кстати сказать, с ударением на первом, а не последнем слоге. И на этом хотелось бы застолбить читательское внимание. Как-то в застольной беседе с отцом Матфеем в Германии я построил фразу с упоминанием его фамилии. Помнится, я сказал: «Многие сейчас пытаются ориентироваться на хоровую методику отца Матфея МормылЯ, да только такого же как у Вас результата добиться не могут, ибо в Вас самом заключена созидающая сакральная сила». Отец Матфей резко оборвал мою, начавшуюся было панегирическую тираду и, неудовольственно поморщившись, неожиданно для меня ответил совсем по другому поводу: «Георгий Георгиевич, моя фамилия происходит не от слова «мормыжка», хоть все так упорно производно именуют!». Я, по правде сказать, не то что недопонял, а вообще не понял: куда это он клонит. Но тут же последовало разъяснение: «Я МОрмыль, МОрмыль, запомните это, а не МормЫль!»

0

8

Мормиль Василий из малоросских казаков Черниговская губ. переселен в Архонская ст. 1841

0

9

Ф.С. Киреев

Из истории рода великого регента хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Матфея (Мормыля)

5 марта 2018 г. исполнилось 80 лет со дня рождения приснопамятного архимандрита Матфея (Мормыля), постриженника и многолетнего насельника обители Преподобного Сергия, профессора Московских духовных школ, а также легендарного регента лаврского братского хора.
Архимандрит Матфей (в миру – Лев Васильевич Мормыль) родился в станице Архонской в Северной Осетии в казачьей семье. Крещен был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 г. он поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 г. с оценками «хорошо» и «отлично». С 20 июля 1955 г. по 25 июля 1956 г. Лев Мормыль был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы Архонской[1].
В 1956 г. он поступил в Ставропольскую духовную семинарию и начал творческий, духовный путь, наполненный большими трудами, начинаниями и свершениями.
С архимандритом Матфеем связана целая эпоха в истории русского богослужебного пения. Не имея специального образования, он не только максимально развил свой талант, но и сумел воспитать как первоклассных регентов и певцов студентов, которые впоследствии стали архипастырями и пастырями нашей Церкви. Нотные сборники песнопений, составленные отцом Матфеем, имеются ныне во многих православных храмах и монастырях Русской Церкви, а также и зарубежья.
Более 40 лет отец Матфей управлял лаврскими хорами Троице-Сергиевой Лавры, но при этом никогда не забывал родные места – станицу Архонскую, куда регулярно приезжал, общался с родными и близкими.
В советское время на долю его семьи выпали все невзгоды казачьих семей, но именно в казачьих корнях следует искать истоки большого таланта отца Матфея.
Род Мормыль в станице Архонской обосновался в числе первых поселенцев в 1838 г., когда из бывших Малороссийских казачьих полков, начали обустраивать Владикавказскую линию.
Василий Григорьевич Мормыль 1809 г.р., происходил из казаков села Ядуты Борзнянского уезда Черниговской губернии, и он был среди 82 казачьих семейств первоначально поселенных в Архонской при ее основании[2, 40].
В 1848 г. Василий женился на Анне Потаповне Довгаль (1829 г.р.) и стал жить в семье тестя. Их дети: Мария - 30 января 1849 г., Анна – 1851 г., Ефимия – 1854 г., Евдокия – 1856 г. и Константин – 1860 г.
Вскоре после рождения Константина Василий Григорьевич скончался и Анна Потаповна вышла замуж за Михаила Ивановича Еременко, который и воспитал ее детей от первого брака. Анна на много пережила Василия и скончалась 30 декабря 1897 г. оставшись под фамилией Мормыль.
Дальнейший род Мормыль продолжился от Константина, а дочери вышли замуж – Анна – 28 января 1869 г. за казака Ивана Ивановича Моисеева, Мария – 2 февраля 1869 г. за казака Якова Максимовича Руденко, Ефимия – 6 февраля 1872 г. за казака Матвея Ивановича Кулика и Евдокия – 2 февраля 1875 г. за казака Стефана Филипповича Висича[3].
28 января 1879 г. Константин Васильевич женился на дочери казака Варваре Романовне Бец. 4 января 1880 г. у них родился сын Василий, а 15 января Варвара скончалась от родов. После этого Василий прожил недолго и скончался 6 мая того же года.
17 февраля 1880 г. Константин Васильевич женился на дочери казака из станицы Ардонской Стефаниде Игнатьевне Заболоцкой.
6 мая 1881 г. у них родился Николай, 28 ноября 1883 г. – Варвара.
10 августа 1887 г. Степанида Игнатьевна скончалась от болезни и 28 сентября того же года. Константин Васильевич вновь женился. На этот раз его супругой стала вдова урядника Агафья Ивановна Артеменко.
Дети Константина и Агафьи: Максим – 13 августа 1888 г., Евдокия – 1 марта 1893 г., Анастасия – 9 декабря 1895 г., Дарья – 4 марта 1898 г.[4].
В дальнейшем Варвара 19 января 1903 г. вышла замуж за казака Герасима Павловича Куриленко, а 12 мая 1919 г. Дарья вышла замуж за казака Николая Филипповича Носалевского.
Николай Константинович 23 января 1900 г. женился на дочери казака Ефимии Дмитриевне Куница.
Их дети: Григорий 27 января 1902 г., Анна 1915 г., Георгий 1916 г. Кроме того скончались детьми Алексей, Андрей, Василий, Варвара, Николай.
***
Максим Константинович 21 января 1907 г. женился на дочери казака Ирине Максимовне Кийко.
Их дети:
Василий 7 марта 1908 г.
Иван, 1915  г.
Федор, 16 февраля 1919 г.
Михаил, 18 мая 1921 г.
Максим отслужил срочную службу в 1-м Сунженско-Владикавказском казачьем полку. Вернувшись домой занялся хозяйством. В 1914 г. с началом Первой мировой войны он был мобилизован во 2-й Сунженско-Владикавказский казачий полк, который с другими вторыми полками составил Терскую казачью дивизию.
Почти все войну Терская дивизии действовала в районе Карпат и в Румынии. Максим Мормыль воевал храбро, отважно. Был награжден двумя георгиевскими крестами, стал младшим урядником.
Георгиевский крест 4-й степени № 192463 он получил «За то, что при наступлении и при переходе р. Прут, первый бросился на занятые противником дома, с криком «ура» окружил их и взял 10 человек в плен»[5, 904].
Георгиевский крест 3-й степени № 165317 «За то, что 7 июня 1916 г., в составе сотни, сначала в пешем строю, а затем в конном, атаковал г. Радауцы, который и был взят. Было много зарублено и заколото и 47 взято в плен»[6, 355].
После окончания Гражданской войны Максим Константинович с семьей проживал в Архонской. С ним проживали и его родители. Брат Николай Константинович жил отдельно, тоже в станице.
Когда началась коллективизации, против казаков начались репрессии. Максим и его отец Константин были арестованы вместе с другими станичниками. 28 апреля 1930 г. они были осуждены. Константин был приговорен к 3-м годам условно, а Максим получил 5 лет ссылки, из которой уже не вернулся[7, 184].
Его дети выросли без отца, а в дальнейшем их ожидали еще более тяжкие испытания.
Началась Великая Отечественная война. 24 июня 1941 г. Василий Максимович был мобилизован в ряды 165-й стрелковой дивизии, которая в составе 64-го стрелкового корпуса в начале июля отбыла на Украину и должна была обеспечить оборону переправ через Днепр. Наспех сформированному корпусу нелегко пришлось в боях с сильным противником. В ночь на 31 июля части 64-го корпуса под напором четырёх немецких дивизий, поддерживаемых авиацией, понеся большие потери, отошли на частично подготовленный рубеж. 165-я дивизия с наступлением на неё противника начала отход с занимаемых позиций, утратив связь со штабом корпуса и «допустив хаос в тылах».
Командующий Юго-Западного направления С. Будённый в приказе №034/оп от 1 августа 1941 года отмечал: «Уже продолжительное время 64-й стрелковый корпус показывает низкую боеспособность. Обе дивизии этого корпуса и особенно 165-я при первом появлении противника оставляют поле боя»[8].
Остановить бегство и привести дивизию в порядок удалось лишь в районе Хотова, для чего применялись самые жёсткие меры, вплоть до расстрела. К началу сентября 165-я дивизия продолжала оборонять днепровский берег.
15 сентября подвижные соединения 1-й и 2-й танковых групп противника соединились в районе Лохвицы, завершив окружение значительной части войск Юго-Западного фронта. 37-я армия, в которую на этот момент входила 165-я сд, вместе с другими армиями оказалась в котле. Вместе с другими частями 37-й армии 165-я сд начала 17 сентября отступление на восток, стремясь вырваться из кольца. Войска двигались в общем направлении на Яготин и Пирятин. В двадцатых числах сентября немцам удалось ликвидировать котёл. 165-я стрелковая дивизия полностью погибла в окружении, было утрачено знамя и штабные документы. 27 сентября под Березанью в плен попал и командир дивизии И. В. Захаревич.
Где-то в этих сентябрьских боях и погиб Василий Максимович Мормыль[9].
Брат Василия – Михаил Максимович, был в Красной Армии с 1943 г. Будучи младшим лейтенантом командовал взводом 7-й стрелковой роты 755-го стрелкового полка в 217-й стрелковой дивизии. 1 февраля 1944 г. он погиб в бою при освобождении Белоруссии и был похоронен в братской могиле северо-западнее д. Какель Паричского района Полесской области. Ныне прах Михаила Мормыля покоится в Гомельской области, Светлогорского района, в братской могиле в деревне Чирковичи[10].
Также не вернулись с фронта и другие братья – Федор Максимович и Иван Максимович, судьбы которых до сих пор не известны.
До войны Василий Мормыль женился на Анне Леонтьевне Троценко. 1 июля 1931 г. у них родился Иван, 2 ноября 1935 г. - Дмитрий, а 5 марта 1938 г. - Лев, будущий великий регент лаврского братского хора.
Отца Лев не помнил, его воспитанием много занималась мама и обе бабушки. Мать отца - Ирина Максимовна прожила долгую жизнь, скончалась в 1970 г. Она была глубоко верующим человеком, и хотя читать не умела, знала по памяти Евангелие[11].
Долго прожила и другая бабушка Елена Ивановна Троценко (Шаталова) (10 мая 1886 – 19 февраля 1972). Ее муж - Леонтий Григорьевич Троценко, до революции пел в хоре наместника на Кавказе. Все его звали Львом из-за прекрасного баса. Он прошёл школу Шаляпина по постановке голоса. В 1913 г., в год 300-летия дома Романовых, он пел Ивана Сусанина в «Жизни за царя» Глинки на сцене тифлисской оперы. Именно его талант и передался отцу Матфею, хотя дедушку он не застал. Леонтий Троценко неоднократно арестовывался. 29 мая 1924 г. его выслали на три года в Сибирь, а 22 сентября 1937 г. он был расстрелян.
Певческий дар был и у мамы отца Матфея – Анны Леонтьевны (1907 – 2002). Она много лет, фактически до смерти, пела в церковном хоре станицы, у неё был очень хороший второй альт. Она обучала теноров и всех мужчин.
С детства находясь на клиросе церковного хора, отец Матфей почерпнул напевы, которые потом перенес хору Лавры, придав ему особое, архонское звучание.
Почил отец Матфей 15 сентября 2009 г. после продолжительной болезни. «В строю» он оставался до самого конца: последний раз управлял смешанным хором за всенощным бдением накануне престольного праздника обители и любимого им собора – Успения Пресвятой Богородицы 27 августа.
Хотя в наши дни в станице Архонской не осталось представителей фамилии Мормыль, но память об этом достойном, славном роде сохранилась. В станице есть улица архимандрита Матфея (Мормыля), две мемориальные доски в его честь, создается духовно-просветительский центр его имени. Но самая главная память в сердцах станичников и многочисленных учеников и последователей отца Матфея, которые его вспоминают с благодарностью.

Использованные источники и литература

1. Древо. Открытая православная энциклопедия. Матфей Мормыль // https://drevo-info.ru/articles/13693.html
2. Центральный Государственный архив РСО-Алания (ЦГА РСО-А) ф.53, оп.1, д.23.
3. Составлено на основе метрических книг Архонской станичной церкви. ЦГА РСО-А ф.296, оп.1, д.256-272.
4. Там же.
5. Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914-1922 гг. Т.5, М., 2012.
6. Патрикеев С.Б. Т.3.
7. Книга памяти жертв политических репрессий РСО-Алания. Т. 1, Владикавказ, 1999.
8. Исаев А.В. От Дубно до Ростова. М., 2004.
9. Центральный архив министерства обороны (ЦАМО) ф. 58, оп. 977520, д. 492.
10. ЦАМО ф. 33, оп. 563784, д. 39.
11. Архимандрит Матфей (Мормыль). «На чужом основании никогда ничего не строил» // http://www.pravmir.ru/arximandrit-matfe … ne-stroil/

+1


Вы здесь » Гребенские казаки » Архонская станица » род Мормыль


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно