Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » Официальное православие и гребенские казаки


Официальное православие и гребенские казаки

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

В последние годы произошла беспрецедентная трансформация общественного сознания. Усилился интерес специалистов к изучению роли конфессионального фактора в региональной истории, в том числе и среди казачества. В литературе можно встретить утверждения о господстве у казаков именно официального православия, его определяющей мировоззренческой роли и т.п. Однако, о бытовании у ранних групп казачества старообрядчества зачастую даже не упоминается. Это при том, что старожилы Терека - гребенцы оставались старообрядцами на протяжении всего дореволюционного периода, несмотря на усиленные попытки светских и духовных властей привить им официальное православие. Наиболее ранние источники, повествующие о гребенских городках в Затеречье, ничего не сообщают о наличии в этих поселениях культовых зданий. Их сооружение в силу ряда факторов (прежде всего «кочевой» образ жизни) было невозможно. Руководили религиозной деятельностью наиболее нравственные, знающие  казаки. К началу ХVIII в. относится сообщение войскового начальства о том, что «в гребенских городках не имеется ни одного попа» .
Таким образом, церковная организация у вольного гребенского казачества отсутствовала, а культовой деятельностью руководили выборные лица из числа казаков. У отдельных групп гребенцов - старообрядцев выборность так называемых уставщиков сохранялась до конца ХХ в. 

Первые православные церкви на Тереке появляются в русских городках и острожках в ХVI-ХVII вв. Их посещали и казаки. Известно, что в 1645 г. в Соборной церкви Терского города к присяге Алексею Михайловичу были приведены «дворяне, дети боярские, новокрещены, всяких чинов русские люди, терские и гребенские атаманы и казаки» . Православные священнослужители Терека в этот период подчинялись Астраханской епархии, учрежденной в 1602 г. .

Во второй половине ХVII в. внимание центральной власти к региону временно ослабело. Гребенцы продолжали придерживаться старохристианских верований и культов, видя в этом один из факторов сохранения собственной идентичности.

В начале ХVIII в., когда позиции российского государства на Тереке усилились, выяснилось, что казаки выполняют обряды не так, как это стало принято в официальной церкви. В этот период встал вопрос об отношении к старообрядцам - старожилам. Петр I приказал не тревожить старых верований гребенцов, так как служат они государю верно и без измены, «удерживаются» в мусульманском мире, не идут против церковной власти, не нарушают государственного порядка . Таким образом, для светской власти главными были вопросы обороны и покорности государству, а не веры.

С основанием в 1735 г. Кизляра, который стал административным центром региона, начинается сооружение здесь православных храмов. Однако удаленность астраханских иерархов от своей паствы (за весь ХVIII в. они посетили Притеречье всего четыре раза) привела к назначению в Кизляр в 1738 г. так называемого «закащика» - доверенного лица епископа, который наблюдал за церковной жизнью на определенной территории (заказе) и управлял духовенством. Первым заказчиком на Терском левобережье стал священник Федор Иванов. Он получил самые широкие полномочия. Атаманам гребенских городков указывалось, чтобы ему «никакого помешательства не чинилось» . 

С появлением заказчика религиозная обстановка на Тереке резко обострилась (конфликт получил отражение в документах, опубликованных И.Д. Попко, В.А. Потто, П.Л. Юдиным ). Федор Иванов вместе с сыном попом Афанасием принялись искоренять раскол. Последний, по их мнению, проявлялся в том, что гребенцы крестились двумя перстами, ходили «по солнцу», творили двойную аллилуйю и т.п. 
Гребенское войско 18 мая 1738 г. было вынуждено обратиться за помощью к Астраханскому епископу Иллариону, утверждая, что «как отцы наши и деды жили в православной вере, так и мы в том же стоим, не прибавливаем и не убавливаем» .

В тот период во всем  Гребенском войске была только одна церковь во имя св. Николая в Курдюковском городке, в остальных (Старогладковском, Новогладковском, Червленном и Щедринском) - существовали молитвенные дома без алтарей, ничем не отличавшиеся от обычных домов, за исключением креста на них. В ответ на обращение казакам предписывалось пристроить алтари, говеть и причащаться, попам совершать «правильные» литургии (12 священников были подвергнуты штрафам ). В Астрахань была направлена делегация, которая заявила, что казаки выполнят все требования, кроме троеперстия. Епископ согласился.

Поскольку пристройка алтарей задерживалась, в 1740 г. священники из казачьих городков были вызваны в Кизляр и арестованы, пока-де церкви не достроят. После того, как это требование было выполнено, 8 января 1741 г. Гребенское войско обратилось к Иллариону с просьбой освободить священников (из числа гребенцов) и освятить церкви. Священники были отпущены, церкви снабжены утварью и освящены. В новых храмах все казаки продолжали креститься двумя перстами. Как и у других групп старообрядцев, обрядовая сторона для них была наиважнейшей.

В 1744 г. на гребенцов последовали новые доносы о том, что «казаки состоят в немалом расколе и противности святой церкви, имянно изображение креста знаменуют на себя двоеперстным, а не троеперстным сложением» . После этого епископ Илларион заявил следующее: если казаки «в своем двоеперстии и упрямстве будут, то не токмо духовным, но и гражданским наказанием наказаны будут» . Гребенцы вновь хотели послать делегатов в Астрахань, но Кизлярский комендант не позволил. Тогда они дали подписку о покорности святой церкви, но с соблюдением двоеперстия, ссылаясь на прежнее разрешение Иллариона. Креститься тремя перстами они категорически отказывались, даже если бы им пришлось пострадать и «умерети». Гребенцы грозились покинуть Терек .

В 1745 г. в «доношении» Кизлярскому архимандриту Мефодию казаки вновь поясняли, что «...в нашем гребенском войске расколу не имеетца, ибо как отцы наши, деды, прадеды издревле состояли в православной вере христианской и крестились двоеперстным крестом, так же и мы, нижайшие... от мала  до велика в том состоим и доныне не убавливаем и не прибавливаем» . Такое же  донесение было направлено и Астраханскому епископу.
Приведенные документы показывают, что гребенские казаки осознавали себя истинными христианами, не собирались конфликтовать с церковью, готовы были идти на ряд уступок, кроме одной, которая для них имела принципиальное значение. Это двоеперстие. На наш взгляд, в условиях специфического образа жизни казаков, когда каноническая обрядовая служба была невозможна, для них главным христианским таинством являлось крещение. Его совершение было равносильно причислению к казачеству. Старохристианские верования и культы прочно утвердились в сознании и поведении казаков, без них они себя не представляли. Хорошо известно, что в сознании людей ХVII-ХIХ вв. понятие «русский» было равнозначно понятию «православный» . На Тереке такими равнозначными понятиями стали «гребенец» и «старовер» (истинно православный). В рассматриваемый период гребенцы выступали единым старообрядческим монолитом и утверждали только одно: мы сохраняем обряды, доставшиеся от отцов и дедов, ничего «не убавливаем и не прибавливаем». Таким образом, старообрядчество на Тереке, в отличие от организованных старообрядческих толков, сформировалось естественно - историческим путем. Оно явилось не результатом раскола, а результатом сохранения верований раннего христианства .

Церковное давление вызвало побеги казаков на Кубань, Куму, так как «здесь житье несносно: принуждают к кресту» . Как и в других регионах, на Тереке гонения лишь усиливали дух взаимопомощи и поддержки, укрепляли, консолидировали гребенскую субэтническую группу.

В этот период действия официального духовенства положительным результатом не увенчались. Основные усилия  были направлены на борьбу с прибывавшими на Терек «классическими раскольниками», проповедовавшими о пришествии Антихриста, близкой кончине мира, «неправости» никонианской церкви и т.п. Астраханская Духовная консистория собирала сведения о таковых и неоднократно просила Кизлярского коменданта усилить соответствующие полицейские меры (аресты, выдворение и пр.), ссылаясь на соответствующие указы Петра I и распоряжения Святейшего Синода. При этом назывались и имена «укрывателей». Наибольшее количество документов о поимке беглых расколоучителей на Тереке относится ко второй трети ХVIII в., когда борьба с расколом приобрела невиданный размах. В это время с неисповедовавшихся взимали штрафные деньги, осуществляли допросы и следственные дела над попами, отправлявшими службу по старопечатным книгам, отбирали иконы старого письма и пр. Однако атаман И. Иванов предупреждал, что, если давление усилится, то гребенцы от страха и принуждения разбегутся . Казаки ставили вопрос о смещении священнослужителей, «поставленных без согласия народа». Дело доходило до избиений и убийств, по-видимому, присланных священнослужителей .

Уступки властей предотвратили новые волнения и побеги. С одной стороны, Сенат, исходя из пограничного положения гребенцов, распорядился не принуждать их в вопросах веры, такую же позицию отстаивал и Кизлярский комендант . В этих условиях епископ Илларион счел возможным вернуться к прежнему своему мнению (с которым Синод не был согласен) и повелел священникам гребенских городков в троеперстии казакам «принуждения не чинить», нападкам не подвергать, «понеже у них, кроме креста иного расколу никакого нет». Но это решение пришло поздно. По словам И.Д. Попко, казаки отшатнулись от священников и обратились к самозванным пастырям . Более того, в конце ХVIII в. старообрядческие скиты и церкви стали возводиться открыто. В 80-х гг. деревянные храмы в честь Николая Чудотворца появились в станицах Новогладковской, Щедринской, Червленной, в 1801 г. - в Курдюковской .

Построенные же ранее православные церкви опустели, выбывшие православные священники не замещались, а те, что остались, ходатайствовали перед Синодом о выделении денежного и хлебного жалования православным причтам, поскольку едва ли не все гребенские казаки впали в раскол и в церковь не ходят. Обращения направлялись и к Астраханскому епископу. Один из священников гребенских станиц просил предоставить хлебное и денежное жалование и «не дать умереть с женою и детьми голодной смертью», так как «дохода никакого нет» . Войско стало выбирать собственных церковнослужителей - уставщиков. По мнению И.Д. Попко, своего пика этот процесс достиг в начале ХIХ в. .

Причин здесь несколько. С одной стороны, толерантная правительственная политика, прежде всего Екатерины II, которая ликвидировала раскольничью контору, разрешила старообрядцам не брить бороду, носить любое платье, отменила двойной оклад, наименование их раскольниками , дала возможность старообрядцам действовать открыто и не опасаться преследований со стороны официальной церкви. С другой - обширность епархии, удаленность региона от епархиального центра, отсутствие дорог, сложная внутри- и внешнеполитическая обстановка, бедность и малочисленность приходов создавали многочисленные трудности в деятельности официального духовенства. Желающих вести здесь проповеди было явно недостаточно. Наконец, казаки оказывали пассивное и активное сопротивление попыткам официальной церкви вмешиваться в их религиозную практику.

В начале ХIХ в. глава Астраханской епархии Платон Любарский сообщал, что на Тереке распространяется раскол, появляются беглые попы и монахи из Иргизских скитов. В помощь Кавказскому духовенству были отправлены православные книги, в Моздоке и Кизляре открыты школы грамотности, а затем и духовные училища (17, л. 29 об.). Однако эти энергичные начинания не имели продолжения. В 1829 г. Кавказская линия перешла в ведение Донской епархии. Но  деятельность ее иерархов не оставила заметного следа в регионе.

Посетивший в 1834 г. Терское левобережье штабс-капитан И. Бларамберг отмечал, что в гребенских станицах (Червленной, Щедринской, Новогладковской, Старогладковской, Курдюковской) все жители - старообрядцы (18, лл. 17 об. - 64 об.). Священнослужителями обстановка на Тереке в это время характеризовалась следующим образом: «Раскольники открыто строили молитвенные дома, открыто держали беглых попов, заводили скиты, в начальники станиц назначались явные раскольники, даже между командирами Гребенского и других полков встречались иногда раскольники. Дерзость раскольников дошла до того, что во многих станицах уничтожены были православные храмы» .

Православие на Тереке переживало трудные времена, и это не могло не волновать официальное духовенство. По представлению Синода, в январе 1843 г. состоялось открытие Кавказской епархии. Возглавивший ее епископ Иеремия свидетельствовал, что православные храмы в станицах Гребенского полка разобраны, «материал храмов Божиих, кроме станицы Старогладковской, растрачен, и неизвестно, где находятся Св. Антиминсы, книги, утварь, несколько икон из иконостаса находятся в домах раскольников» . Иеремия поднял вопрос о строительстве новых храмов, об открытии семинарий и духовных училищ, о борьбе с расколом.

В 1844 г. Иеремия, рьяно принявшийся исполнять свои пасторские обязанности, оказался причастен к выдворению беглого попа из Червленной . Это вызвало недовольство гребенцов, которые написали жалобу на архиерея. Кавказский наместник М.С. Воронцов доложил царю, что епископ теснит гребенских казаков, запрещает разрешенное в 1836 г. богослужение по их обряду, не позволяет чинить их молитвенных домов и пр. Против религиозных притеснений гребенцов выступил и  Наказной атаман линейного войска. В условиях военных действий на Кавказе раздражать и притеснять гребенских казаков, боевые заслуги которых были неоспоримы, никто не желал. Это было и рискованно, о чем свидетельствовали примеры некрасовцев и тех староверов, которые переходили на сторону Шамиля. Даже те российские императоры, которые занимали ярко выраженную «официально-православную» позицию и издавали указы о преследовании «раскольников» (например, Николай I), допускали исключения в отношении терских староверов. Ведь казачье старообрядчество не содержало «хулы» на государство и церковь, а двоеперстие не мешало присягать российскому престолу и верно нести службу. Именно военная функция казачества считалась главной, и ради ее сохранения правительство шло на уступки. По мнению митрополита Гедеона, казачье линейное духовенство в этот период не находило ни нравственной, ни материальной поддержки, становилось жертвой произвола военных властей и станичного руководства .

Противостояние гребенцов и епископа Иеремии закончилось тем, что в 1845 г. все православное духовенство линейных казачьих станиц было отделено от Кавказской епархии и подчинено обер - священнику Кавказского отдельного корпуса Лаврентию Михайловскому, который находился в Тифлисе. Эта мера усилила позиции старообрядчества на Тереке. По данным, собранным в терских станицах в 1846 г., «нераскольников» в Курдюковской не было вообще, в Новогладковской - 2, Старогладковской - 7, Червленной - 12, Щедринской - 16 человек (21, лл. 60-81).

В первой половине ХIХ в. положение православного духовенства продолжало оставаться достаточно сложным. В старообрядческие станицы хотя и назначались священнослужители, но они не имели здесь средств к существованию. Спасало их лишь наличие «поземельного довольствия» (22, л. 41). 

В пореформенный период старообрядцы не испытывали серьезных притеснений, поповщина была признана безвредным, чисто религиозным течением . А именно казаки - поповцы составляли у гребенцов к тому времени большинство. Они относились к белокриницкой («австрийской») церкви, возникшей в 1846 г. Поскольку переход православного духовенства в старообрядчество происходил крайне редко (известен случай уклонения «в раскольнические заблуждения» дьякона Георгия из станицы Щедринской, за что он был «запрещен от священнослужения»  - 24, л. 22 об.), все меньше приверженцев становилось у беглопоповцев. Деятельность Русской Православной Церкви, расколоучителей разных толков, сектантов привела к усложнению религиозной жизни на Тереке. Однако основная масса казаков - гребенцов сохранила приверженность местному варианту старообрядчества (о его особенностях см.: ). Для представителей разных толков и течений обрядово-религиозная сторона жизни оставалась практически одной и той же, только в одних случаях ею руководили выборные уставщики-казаки, в других - священники, направленные на Терек белокриницкими иерархами, в третьих - православные попы (при единоверии) и т.п.

Единоверие возникло в России в 1800 г. Согласно утвержденным правилам, священники единоверческих церквей ставились православным епархиальным архиереем и подчинялись ему. Однако служба должна была отправляться по старообрядческим канонам и книгам. Специально оговаривалось, чтобы не было «хулы ни с единой стороны» . Единоверие, представлявшее собой попытку поставить под контроль официального православного духовенства старообрядческие общины, соединить православие и старообрядчество, приживалось крайне плохо. Некоторые его успехи на Тереке относятся к последней трети ХIХ в. Важную роль в распространении единоверия у гребенцов сыграл приезжий поп Назарий (Пузин), в честь которого построенная в станице Червленной церковь именовалась назаровской. Однако, как отмечали современники, единоверцы считали себя теми же старообрядцами, но только «с настоящим попом, а не с самоставленником» .

В пореформенный период на Тереке развернулось церковное строительство, открывались церковно-приходские школы. Этому способствовал и приток православного населения из центральных районов России. Православные церкви финансово поддерживались государством, получали суммы и от Терского войска  (28, л. 1; 29, л. 4). Статистические данные за 1889 г. свидетельствуют о том, что в гребенских станицах действовали: 2 старообрядческие и 1 единоверческая церкви в Червленной, по 1 старообрядческой церкви в Курдюковской, Щедринской, Новогладковской, Старогладковской. В трех последних населенных пунктах  появились и новые православные храмы .

С 1885 г. православное духовенство Терека перешло в подчинение Владикавказской епархии. В целом, постоянные переподчинения (с конца ХVIII до конца ХIХ вв. они происходили 7 раз, и Терское левобережье входило, иногда по несколько раз, в Астраханскую, Моздокско - Маджарскую викарную, Донскую, Кавказскую, Владикавказскую епархии), смена архипастырей не могли не нанести ущерб распространению православия на Тереке.
В пореформенный период изменились формы идеологической работы православного духовенства, стало меньше администрирования. Для бесед со старообрядческими «начетчиками» в терские станицы командировались священники из других регионов для ведения духовно-назидательных бесед. В наставлениях им рекомендовалось выступать принародно в духе «евангельского мира и той любви, которая долго терпит и превозносится, не бесчинствует и все переносит» (31, лл. 5-5 об.).

Епископ Владикавказский и Моздокский Агапит в начале ХХ в. предписывал местному духовенству отправлять службу «уставно и истово, дабы богослужение производило впечатление искренней и сознательной молитвы», использовать в церквах общенародное пение, распространять листки и брошюры с разъяснением церковных служб, проводить внебогослужебные собеседования, разъяснять содержание Евангелия, священных книг, житий святых, устраивать миссионерские съезды по округам для обмена опытом и знаниями, курсы, заниматься приходской благотворительностью и др. (31, лл. 3-3 об.).

Усилившаяся проповедническая деятельность православных священников давала свои результаты. По данным Начальника Терской области за 1900 г., число «раскольников» в области уменьшилось на 0.9 % за счет обращения их в православие . Сами старообрядцы объясняли это тем, что некоторые казаки  и казачки пытались подобным образом решать свои семейные проблемы. Переход в православие облегчал развод, т.к. браки старообрядцев церковь считала недействительными. При выходе замуж, женщины чаще всего изменяли конфессию, поскольку в православных семьях быт был менее суровым. Отмечались и случаи перехода в православие мужчин, которые брали себе новых жен. Подобные акции резко осуждались. Казаки говорили: «Отступнику спасения нет» . В каждом жилище на видном месте висели картины страшного суда, которые должны были остановить «перебежчиков» в иную конфессию.

В пореформенный период удельный вес старообрядцев в общей массе  населения Терека неуклонно сокращался. Это было связано и с предшествующими военными  действиями, и с переселенческой политикой царизма. Проведение церковной реформы активизировало деятельность официальной церкви, в том числе и по борьбе с расколом. Даже в гребенских станицах, например, в Новогладковской, старообрядцами оставалась лишь половина жителей станицы (все «австрийцы») (34, л. 8 об.). Здесь также проживали «хохлы» - православные (38 %) и  казанские татары-мусульмане (9 %) .

Наиболее напряженные отношения (враждебные, как писали некоторые дореволюционные авторы) складывались у старообрядцев с православными, как правило, более поздними переселенцами. Лишь в конце ХIХ в. старообрядцы стали принимать православных у себя, но предоставляли им особую посуду. Ходили и к ним в гости, после чего очищались молитвой у уставщиков. Гребенцы по-прежнему считали себя хранителями древнерусских обычаев и порядков, верными сынами древнехристианской церкви .

В начале ХХ в. оплотом старообрядчества на Тереке по-прежнему были  гребенские и часть низовых станиц. Крупнейшим центром старообрядчества оставалась Червленная, казаки которой длительное время не допускали поселения в станице православных.

В 1915 г. в Кизлярском отделе насчитывалось 25 200 старообрядцев и раскольников, что составляло 73.4 % всех  таковых, живущих на Кавказе . Позиции старообрядчества на Тереке и в ХХ в. были столь сильны, что многие старообрядческие церкви существовали и в годы Советской власти.

В заключение отметим, что взаимоотношения старожилов Терека с православной церковью в дореволюционный период были достаточно сложными и неоднозначными. Старообрядчество гребенцов объективно выступило формой религиозной оппозиции официальной церкви, хотя сами казаки, понимая невыгодность своего пограничного положения, всячески старались не доводить дело до открытого конфликта, внешне демонстрировали уступчивость, умело использовали силу государственной власти, которая в отдельные периоды защищала их от нападок духовенства.

Православной церкви так и не удалось «подобрать ключ» к местным старообрядцам. Попытки в ХVIII в. силой, административными методами заставить казаков отказаться от «раскола» встретили их единодушное сопротивление, что заставило духовные власти отступить. Тем не менее, генеральная линия на распространение православия у всех казачьих групп сохранялась , и гребенцы не стали исключением.

Пока шли военные действия, православная церковь вынужденно закрывала глаза на то, что происходило в регионе. Среднее Притеречье, где проживали гребенцы, выпадало из церковной статистики. Религиозная обстановка на Тереке обострялась, главным образом, в связи с активностью отдельных представителей православного духовенства.

В пореформенный период позиции Русской Православной Церкви на Тереке упрочились, открылись новые храмы, церковно-приходские школы, методы работы  стали более разнообразными и эффективными. Деятельность духовенства облегчалась появлением в гребенских станицах больших групп православного населения. Однако основная масса гребенцов до конца дореволюционного периода сохранила приверженность старообрядчеству.

0

2

Моздокский казачий полк. По данным штабс-капитана Камберга (Иогана Бларамберга). Считается, что составлено в 1834 году, хотя некоторые данные указывают на возможно более ранее время, начало 30-х годов 19 века.
Станица Стодеревская - "Жители оной станицы большая половина старообрядцы и раскольники, которые имеют часовню, из своей братии казаков."
Станица Галюгаевская  - "Большая половина жителей ста-рообрядцы или раскольники, кото-рая имеет попов (из беглых солдат или дворовых людей, что в недав-нее время и доказано)."
Станица Ищёрская  - "Все почти старообрядцы или раскольники, имеют часовню и священника, которые дознано, что большею частию бывают из беглых разтриженных священников или беглых солдат, что в недавнем вре-мени открылось."
Станица Наурская - "жители наполовину старообрядцы или раскольники, которые также собираются в зборную избу и слушают поучение от уставщика, который выбран из малограмотных отставных урядников."
Станица Мекенская - "жители более, нежели на половину имеют старообрядцы или рас-кольники. Должность священника исправляет казак, выбранный из сво-его общества и называется уставщик. Служба их совершается в обыкновенной избе, которую называют молитвенным домом."
Хутор Савельевский  - "Жители оного хутора старообрядцы, которые имеют выбранного из самих себя уставщика и отправляет службу в замену священника."
Станица Калиновская  - "жители более наполовину старообрядцы или раскольники".

Отредактировано Есаул (2011-10-24 19:15:37)

0

3

Гребенское казачье войска. По материалам штабс-капитана Камберга (Иогана Бларамберга).
"Вероисповедание данного войска, вообще старообрядцы или раскольники, кои в некоторых станицах имеют Часовни и священников, выбранных из самих себя, которыя и отправляют богослужение. Священники ихния большею частию из беглых или расстриженных священников, которыя не найдут себе нигде убежища и приюта. То является к ним и проповедуют, что он изгнан из миру за истинную христианскую веру, то есть за ту, которой старообрядцы и придерживаются."

0

4

Фрагмент статьи
Автора Г. М. Исторические сведения о расколе среди терских (гребенских) казаков во второй половине XVIII столетия.  КЕВ № 2 1877 г.
Стр. 63-65
Въ 1756 году представленъ былъ въ Астраханскую духовную консисторію одинъ изъ пропагандистовъ раскола среди терскихъ казаковъ, Ѳедоръ Степановъ, раскаявшійся въ своемъ заблужденіи и откровенно сознавшійся предъ начальствомъ; съ нимъ вмѣстѣ былъ представленъ и одинъ изъ его товарищей. Расколоучитель этотъ былъ по происхожденію татаринъ, и похожденія его настолько интересны и важны для характеристики раскола, что мы за нужное считаемъ передать читателямъ весь разсказъ объ этихъ похожденіяхъ словами самаго разскащика. Въ отвѣтахъ на вопросные пункты, предложенные ему комендантомъ Кизлярской крѣпости, и въ прошеніи, поданномъ имъ въ Астраханскую духовную консисторію, онъ говоритъ слѣдующее: „Ѳедоромъ меня зовутъ, Степановъ сынъ; сколько отъ роду будетъ лѣтъ, не помню; природы я—кубанской орды татаринъ; съ малыхъ лѣтъ меня калмыки плѣнили и, привезя въ Кизляръ, продали кизлярскому купцу Степану Иванову, который меня въ вѣру греческаго исповѣданія окрестилъ и крестнымъ отцемъ моимъ былъ; сколько лѣтъ я жилъ унего, не знаю. Хозяинъ мой однажды послалъ меня до Червленаго казачьяго гребенскаго городка для покупки чихиря; дорогою меня между Щедринымъ и Червленымъ наѣхавшіе на степи невѣдомые два человѣка изъ татаръ взяли и отвезли на Кубань, откуда чрезъ Крымъ въ Бендеры, и продали тамошнимъ жителямъ; тамъ я находился лѣтъ съ шесть; оттуда меня вывезли пріѣхавшіе для торгу малороссіяне изъ Польши и привезли въ Могилевъ, гдѣ былъ недѣли съ двѣ, и пошелъ по Подолью чрезъ Немировъ и прочія мѣста, пришелъ на Вѣтку и тутъ былъ года съ полтора; потомъ пошелъ въ Стародубскую слободу, а оттуда въ Харьковъ, изъ Харькова съ донскими казаками въ Пятиизбейскую станицу, а оттуда въ Дубовскую станицу волгскаго войска. Отсюда прибывъ въ Астрахань, явился въ 1751году въ Астраханскую губернскую канцелярію и въ оной допрашиванъ же и отправленъ до Кизляра съ купцомъ Алексѣемъ Диковиннымъ; по привозѣ сюда, допрашиванъ же, а по допросѣ данъ мнѣ изъ Кизлярской гражданской канцеляріи указъ для довольнаго житья; по взятіи указа, находился при Кизлярской крѣпости малое время; тутъ пришелъ ко мнѣ живущій въ казачьемъ гребенскомъ Щедринѣ городкѣ неслужащій казакъ Иванъ Леонтьевъ; взявъ меня и поговоря, привезъ въ Щедринъ къ живущему тутъ сходцу (бѣглецу) съ Дона Кириллѣ Никифорову; обще трое отъѣхали мы въ урочище Шевелеву Луку, въ сдѣланную тамо келью. Тутъ мы остались и пребывали до половины 1753 года, молились по раскольнически, и тамо,  въ кельѣ, я службу производилъ по раскольнически и при смерти случившихся человѣкъ до трехъ казаковъ, которые уже померли, причащалъ данными мнѣ отъ раскольническихъ поповъ запасными дарами. Въ монашество постриженъ я былъ по раскольнически во время выхода изъ полону на Днѣстрѣ, въ Могилевѣ, тамо обрѣтающимися раскольническими чернецами, а именно—іеромонахомъ діаконова согласія Игнатіемъ и прочими многими, коихъ весьма состоитъ тамо много. Имя мнѣ наречено Ѳеодосій и платье чернеческое дано, которое нынѣ взято при мнѣ подъ караулъ.
Казаки никакого противнаго раскола не имѣютъ, токмо крестомъ, имѣя нижніе два перста прижаты къ большему, молятся. Ко мнѣ прихаживали казаки къ слушанію книгъ, во время чтенія моего, щедринскіе: Илья Антоновъ съ женою, Алексѣй Ванжинъ съ женою, Иванъ Исаевъ, Павелъ Марковъ, Евдокимъ Павловъ, съ женами своими, женки вдовыя—Матрена Иванова, Пелагея Харитонова, да въ Щедринѣ жъ находящійся Ѳедотъ Ивановъ хромой. Какъ товарищъ мой Иванъ Леонтьевъ отлучился, (уповаю, не куда, какъ въ Стародубскую слободу къ раскольникамъ), а Кирилла Никифоровъ умре, то я, уже опасаясь въ кельѣ, чтобъ не пронеслось эхо, а особливо форпостными бъ пойманъ не былъ, жить пришелъ въ Щедринъ; имѣющіяся у меня книги и посуду, изъ которой причастіе производилъ, чарочку, ложицу деревянную, ящичекъ, въ коемъ имѣется причастіе, данное мнѣ отъ имѣющихся священниковъ раскольническихъ при томъ мѣстѣ, гдѣ былъ я постриженъ, пелены, образа и кресты отдалъ казаку Ивану Исаеву; книги: Благовѣстникъ, Часословъ, Маргаритъ, Іоанна Лѣствичника, Апокалипсисъ, Минея общая отданы старогладковскому казаку Григорію Ушейкину (Ушинкину - О.Л.); Ирмологъ—въ Щедринѣ, у казака Петра Лихонкова, Прологъ—Щедринскому казаку Родіону Жмурину. Потомъ, мало же поживъ въ Щедринѣ, нанимался у разныхъ казаковъ во всѣхъ городкахъ въ разныя работы даже до нынѣшняго 1756 года; а тутъ, пришедши въ Кизляръ и оставя тотъ свой монашескій чинъ, женился на падчерицѣ Кизлярскаго жителя Григорія Миняева Марѳѣ Евсеевой, въ февралѣ мѣсяцѣ; живучи съ оною женою, въ разныхъ мѣстахъ торговалъ и между людьми слыша поученія и самъ читая многія поученія, раскаясь и на истинный путь желая обратиться, написалъ доношеніе въ Кизлярское духовное правленіе и, спрятанное у меня платье отъискавъ, положилъ подъ головы, гдѣ спали, и то платье присланными караульными вынуто и представлено. На исповѣди и у св. причастія я, по бытности моей въ расколѣ, не бывалъ и въ церквахъ нигдѣ божественнаго писанія не слушивалъ, а всегда отъ того удалялся; токмо въ послѣднюю четыредесятницу здѣсь, въ Кизлярѣ, у троицкаго священника, первой разъ на духу былъ, а причастія неудостоенъ, и ему, священнику, о расколѣ, содержимомъ мною, не каялся и утаилъ." Вотъ каковы были проповѣдники раскола среди терскихъ казаковъ!
Стр. 66
23 мая 1758 года Кизлярское духовное правленіе доносило консисторіи, что въ приходѣ священника Старогладковской станицы Димитрія Маркова „проявился знатный по всему гребенскому войску раскольникъ  Иванъ Беззубовъ, къ коему изъ другихъ городковъ для исповѣди порасколънически и причастія многіе пріѣзжаютъ, и оный Беззубовъ то съ ними и чинитъ, ибо онъ грамотѣ умѣющій, а самъ онъ, уповательно, никогда на исповѣди не бываетъ и живетъ подъ укрываніемъ поповымъ изо взятковъ; оный же священникъ Марковъ, по увѣдомленію отъ форпостныхъ, стоящихъ въ томъ городкѣ военнослужителей, нынѣшняго 1758 года почти чрезъ весь великій постъ службы Божіей въ церкви не отправлялъ, также и въ день свѣтлаго воскресенія обѣдни, за пьянствомъ его, не было."

0

5

Г. М. Сведения о расколе и раскольниках в пределах Кавказской епархии. КЕВ № 10  1875 г. стр. 324-337
5. Состояние раскола среди Терских казаков в 1-й половине XVIII столетия.

По свидѣтельству Преосвященпаго Макарія, автора Исторіи русскаго раскола, начало раскола на Кавказѣ положено еще въ 1688 г. инокомъ Досиѳеемъ, а среди Терскихъ или иначе Гребенскихъ Казаковъ начало раскола восходитъ къ 1698 году, когда значительное число раскольникоѣ, преслѣдуемыхъ Гражданскою властію, населились за р. Терекомъ, въ гребняхъ т. е. въ горахъ и ущельяхъ большой и малой Кабарды. Насколько сильно распространенъ былъ между этими піонерами сѣвернаго Кавказа расколъ въ первое время ихъ жительства въ горахъ, къ какой именно изъ раскольническихъ сектъ они принадлежали и всѣ ли они состояли въ расколѣ или между ними были и вѣрные сыны православной церкви, объ этомъ въ имѣющихся у насъ подъ руками дѣлахъ нѣтъ никакихъ свѣдѣній.

Заключающіяся въ этихъ дѣлахъ данныя относятся уже къ тому времени, когда означенные казаки переселись изъ горъ и ущелій Кабарды на лѣвую сторону р. Терека и обжились въ устроенныхъ здѣсь городкахъ или станицахъ: Старогладковской, Новогладковской, Червленской, Каргалинской и другихъ.

Из дѣлъ .этихъ (1738—1745 г.г.) видно, что въ каждой изъ станицъ или городковъ гребенскаго войска были устроены молитвенные домы, гдѣ Богослуженіе совершалось священниками, поставленными Астраханскимъ Епископомъ по просьбѣ самихъ казаковъ и находившимися въ ближайшемъ подчиненіи Кизлярскому  благочинному, называвшемуся по тогдашнему закащикомъ. Этотъ фактъ неопровержимо свидѣтельствуетъ о томъ, что Гребепскіе казаки, по крайней мѣрѣ въ первой половинѣ XVIII столѣтія, не были раскольниками въ собственномъ смыслѣ. Можно предполагать только, что они подчинялись православному Епископу вслѣдствіе тѣхъ строгихъ мѣръ, какія употреблялись противъ раскольниковъ въ XVII и первой половинѣ XVIII столѣтія; но и это предположеніе не имѣетъ достаточной силы въ виду того, что Казаки Гребенскіе жили на самомъ краю Россіи и могли не бояться преслѣдованій, потому что сами составляли не малую силу.

Такъ какъ священники для новоустроенныхъ городковъ Гребенскаго войска были посвящены, за недостаткомъ способныхъ лицѣ, изъ числа казаковъ этихъ самыхъ городковъ, то они не стѣсняли своихъ прихожанъ касательно совершенія крестнаго знаменія и даже сами, при совершеніи крещенія, браковъ и въ другихъ случаяхъ, ходили посолонь. На это отступленіе отъ общецерковнаго обряда обратилъ вниманіе благочинный Кизлярскій и побуждалъ какъ священниковъ, такъ и всѣхъ казаковъ, слѣдовать во всѣхъ обрядахъ церковныхъ правиламъ православной церкви, т. е. креститься троеперстнымъ сложеніемъ и ходить противъ солнца. Но казаки, желая остаться при соблюденіи двуперстнаго крестнаго знаменія, обратились къ тогдашнему Астраханскому Епископу Иларіону, 18-го мая 1738 года, съ слѣдующею просьбою: „Великій Господинъ преосвященный Иларионъ Епископъ Астраханскій и Ставропольскій; Вашего архипастырскаго благословенія нижайшіе раби гребенскаго войска войсковой атаманъ Данила Аука и всего гребенскаго войска старшины и казаки. Ибо блаженные и вѣчно достойные памяти Его императорское величество Петръ Первый Імператоръ и самодержецъ всероссійскій какъ изъ Россіи слѣдовалъ въ Дербентъ, і изъ Дербента возвратно пошелъ; и тогда на насъ нижайшихъ всякое поносили люди что мы збородами и вплатие и двоеперстнымъ крестомъ молимся; и в другомъ протчемъ и его Императорское величество имъ сказалъ что де дѣло маломочное ибо де ихъ самихъ имѣется всего згорсть; и живутъ де они въ пограничномъ мѣсте; и какъ де ихъ Богъ управляетъ отъ неприятелей и служатъ де мне Государю въ вѣрности и без измѣны. И по отшествіи его императорскаго величества по повелительскому указу остались при крепости Святаго креста Господинъ Генералъ артемей Григорьевичь Загряжской ; и при немъ полковникъ і маіоръ и приводили насъ к присяге за втораго Императора; двоеперстнымъ крестомъ такоже по указу его императорскаго величества присланъ былъ к намъ в гребенскне городки Господинъ полковникъ василей ивановичь чириковъ и приводилъ насъ к присяге за предбудущаго двоеперстнымъ крестомъ; и ныне вашего архипастырскаго благословенія всепокорно просимъ я войсковой атаманъ и старшины и все гребенское войско. Ибо ныне имѣющейся в кизлярской крепости Господинъ закащикъ попъ Ѳедоръ Ивановъ и на насъ нижайшихъ имѣется отъ него налога какъ всему войску такъ и нашимъ священникам; а наипаче ему возмущаетъ сынъ ево попъ афанасей Ѳедоровъ въ крестѣ и в молитвѣ и что попы ходятъ в служеніи и в бракахъ і в крещеніи по солнъцу, а мы нижайшие какъ отцы наши и дѣды жили в православной вѣре такъ и мы в томже стоимъ неприбавливаемъ і не убавливаемъ; о томъ ваше архипастырское благословеніе самъ извѣщенъ; такожде которые прежде сего выходили изъ орды русские и разныхъ вѣръ люди и оженились у насъ и служатъ ея императорскому величеству снами вравенствѣ; а дѣло наше украйное; а отъ оной налоги много людей пропадетъ и мнѣбъ войсковому атаману в томъ не остатца. Вашего архипастырскаго благословенія нижайшіе раби гребѣнской войсковой атаманъ Данила Аука и старшины и все гребенское войско благословения просимъ і должны за ваше архипастырcкое  благословение вѣчно Бога молить.

Вскорѣ по полученіи этой просьбы  Астраханскій епископъ Иларіонъ послалъ указъ на имя гребенскаго войсковаго атамана, всѣхъ старшинъ и казаковъ, въ которомъ убѣждалъ ихъ полагать на себѣ крестное знаменіе тремя перстами, ссылаясь въ доказательство истинности такого  перстосложенія на древній всеобщій обычай православной церкви, на троеперстное сложеніе креста въ правой рукѣ св. апостола Андрея Первозваннаго, присланной въ Москву въ 7152 г. цареградскимъ патріархомъ Парѳеніемъ царю Михаилу Ѳедоровичу при патріархѣ Іосифѣ и разъяснивъ, что двуперстное сложеніе есть   подражаніе еретику Мартину Армянину; при этомъ онъ ссылался также на указъ Императрицы  Анны Іоанновны, которымъ повелѣно поступать безѣ  послабленія съ тѣми, которые послѣ пастырскаго увѣщанія останутся непослушными церкви касательно совершенія крестнаго знаменія. Что касается до ссылки казаковъ на то, что они присягали на вѣрность государямъ двуперстнымъ сложеніемъ, то Преосвященный Иларіонъ объясняетъ, что поднятіе руки вверхъ при присягѣ не есть крестное знаменіе, а имѣетъ другое значеніе. «Что же вы пишите, говоритъ онъ, что присягали двоеперстнымъ крестомъ, когда при всякой присяге поднимаютъ вверхъ руку съ простертыми двумя большими пальцы, уповая на то якобы таковымъ и креститися повелено і оное ко изображенію на себѣ  крестнаго знаменія не слѣдуетъ, понеже по воинскому уставу, какимъ образомъ присягу или обѣщаніе чинить отъ Генераловъ и доѳендріха повелеио положить лѣвую руку на Евангеліе а правую руку поднять вверхъ с простертыми двумя большими персты а солдатомъ (понеже ихъ множество) правую только руку поднять предъ предлежащимъ евангеліемъ, и то поднятіе знаменуетъ такую силу:  первое- присягаю какъ Богу такъ и Государю  второе знаменуетъ поднятіе тѣхъ же двухъ пальцовъ  вѣрою и правдою присягаю, а не ради крестнаго знаменія».
Въ заключеніе Преосвященный снова убѣждаетъ атамана и всѣхъ казаковъ быть послушными святой церкви и посылаемому указу и прислать подписки въ томъ, что они будутъ поступать согласно этому указу, а въ противномъ случаѣ угрожаетъ донести на нихъ Святѣйшему Сѵноду и присовокупляетъ что «попы за означенную святой церкви противность по жестокомъ наказаніи «имѣютъ быть розстрижены и отосланы въ каторжную работу». Въ этомъ же указѣ архипастырь убѣждаетъ казаковъ, чтобы они непремѣнно исповѣдывалисъ и причащались каждогодно, а такъ какъ въ молтвенныхъ домахъ ихѣ не были устроены алтари, кромѣ одной Курдюковской станицы, глѣ была Николаевская церковь, то подтверждаетъ  прежнее свое повелѣпіе, чтобы къ наступленію будущаго великаго поста устроили но всѣхъ молитвенныхъ домахъ алтари, чтобы въ каждой станицѣ можно было совершать литургію и причащаться всѣмъ Тѣла и Крови Христовой.

Въ тоже время (27 іюня 1738 года) Преосвященный послалъ въ Св. Сѵнодъ доношеніе, в коемъ прописалъ какъ содержаніе просьбы казаковъ, такъ и содержаніе посланнаго къ нимъ увѣщательнаго указа, обѣщаясь о послѣдствіяхъ этого указа донести Сѵноду. Прописанное въ указѣ Преосвященнаго Иларіона повелѣніе относительно, устройства алтарей при молитвенныхъ домахъ въ гребенскихь станицахъ выслушано было казаками съ покорностію; чрезъ нѣсколько мѣсяцевъ войсковымъ атаманомъ, отъ лица всего гребенскаго войска, донесено было Преосвященному, что казаки во всѣхъ станицахъ охотно обѣщаются пристроить алтари въ молитвенныхъ домахъ и уже начали готовить потребные для того матеріалы; что же касается до крестнаго знаменія, то казаки не отвѣчали на указъ архіерейскій письменно, а послали въ Астрахань нѣсколько депутатовъ, которые передали Преосвященному словесно отъ  лица всѣхъ казаковъ, что они съ полною готовностію будутъ исполнять всѣ правила святой церкви и всѣ таинства, что если многіе изъ нихъ до сего времени не пріобщились св. таинъ, то единственно по неимѣнію церквей, а съ устройствомъ церквей они непремѣнно будутъ исполнять этотъ христіанскій долгъ; только бы непрннуждали креститься ихъ троеперстнымъ крестомъ. Принимая во вниманіе такую покорность   казаковъ, Преосвященный отвѣчалъ указомъ на имя войсковаго атамана и всего войска, отъ 24 ноября 1738 г., въ коемъ прописалъ, что онъ въ двуперстномъ крестѣ уступаетъ имъ впредь до разрѣшенія вопроса объ этомъ Святѣйшимъ Сѵнодомъ; эта уступка высказана въ слѣдующихъ выраженіяхъ: «присланные отъ всего гребенскаго войска Курдюковской станицы старшины Андрей Ивановъ, Иванъ Петровъ, да казакъ Анисимъ Іларіоновъ просятъ насъ словесно, дабы всѣмъ гребенскимъ казакамъ уволить въ одномъ крестѣ двоеперстномъ, а въ протчихъ де таинствахъ святѣй апостольской церкви противитися изъ васъ никто не будетъ; но будете творити какъ по преданію святыхъ апостолъ и святыхъ отецъ святая великороссійская церковь содержитъ, такъ и вы содержать будете и священникомъ ни въ какихъ таинствахъ указывать и принуждать не будете. I мы, Преосвященный Іларіонъ, епископъ астраханскій и Ставропольскій, нынѣ вамъ въ двоеперстномъ крестѣ до указу Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода уступаемъ, а о томъ Святѣйшему Правительствующему Сѵноду со мнѣніемъ своимъ предлагать будемъ, ибо оного мнѣ  самому учинити не возможно".

Въ слѣдующемъ 1739 году Святѣйшимъ Сѵнодомъ было предписано, чтобы для увѣщанія казаковъ отстать отъ двуперстнаго сложенія былъ отправленъ въ гребенскіе городки искусный человѣкъ; во исполненіе каковаго предписанія Преосвященный распорядился послать для сказанной цѣли священника Астраханской Рождественской церкви Артемія Гаврилова, которому приказалъ обрѣтающихся въ гребенскихъ городкахъ какъ атамановъ, такъ и казаковъ, отъ прившедшаго имъ раскольническаго суевѣрія и заблужденія изъ священнаго писанія и изъ преданій церковныхъ о догматѣхъ вѣры и протчихъ таинствахъ и обрядахъ церковныхъ, какъ нынѣ святая великороссійская церковь содержитъ, увѣщевать съ преподаяніемъ довольнаго имъ наставленія і поступать тебѣ втомъ употребляя кроткаго и терпѣливаго духа и не искій своихъ, си есть временныхъ корыстей, но яже Господа Іисуса со искреннего Бога и ближняго любовію, сохраняюще при томъ всякое благочиніе і не употребляй ни какихъ сваръ и раздоровъ, и по увѣщаніи оныхъ всѣхъ какъ мужеска такъ и женска полу велѣть обрѣтающимся тамо въ коемждо городкѣ попамъ исповѣдавъ пріобщить святыхъ тайнъ не взирая на ихъ суевѣрныя отговорки, и взять тебѣ снихъ казаковъ за руками ихъ вѣрныя подписки въ сілѣ слѣдующей, дабы они впредь суевѣрства и разврату церкве божия ни какова не имѣли, а содержали всѣ таинства церковныя по древнему апостольскому и отеческому „преданію" и проч.  Священникъ, которому дано было это порученіе, не могъ его исполнить вслѣдствіе постигшей его болѣзни и послѣдовавшей за ней смерти, но, вѣроятно, кто лпбо другой былъ посланъ для увѣщанія казаковъ. Въ имѣющихся у насъ подъ руками дѣлахъ нѣтъ прямыхъ свидѣтельствъ о послѣдствіяхъ увѣщанія, но можно предполагать, что казаки отнеслись недовѣрчиво и даже враждебно къ увѣщателю. Предположеніе это мы основываемъ на томъ, что, спустя нѣсколько времени послѣ  дѣланныхъ Астраханскимъ Преосвященнымъ распоряженій касательно увѣщанія казаковъ оставить двѵперстіе, они остановились постройкою церквей, которыя въ 1740 году приводились къ окончанію (вмѣсто постройки алтарей въ существовавшихъ молитвенныхъ домахъ, во всѣхъ станицахъ казаки строили новыя церкви, по причинѣ ветхости молитвенныхъ домовъ), такъ что для побужденія казаковъ къ окончанію устройства церквей Астраханское Епархіальное Начальство прибѣгло къ слѣдующей крутой мѣрѣ: священники изъ всѣхъ станицъ были забраны въ Кизляръ, при чемъ казакамъ было объявлено, что дотолѣ не будутъ возвращены имъ попы, пока они не окончатъ постройки церквей.  Какъ благовидный предлогъ къ вызову всѣхъ священниковъ въ Кизляръ, выставлялось то, что они должны пріучиться къ надлежащему совершенію литургій, которыя не совершали по неимѣнію въ молитвенныхъ домахъ алтарей. Мѣра эта хотя произвела неудовольствіе среди казаковъ, однакожъ возъимѣла свое дѣйствіе: къ началу слѣдующаго 1741 года во всѣхъ станицахъ церкви были достроены и казаки обратились съ просьбою къ Астраханскому Преосвященному о присылкѣ необходимыхъ священныхъ сосудовъ и антиминсовъ и освященіи устроенныхъ церквей; вмѣстѣ съ тѣмъ просили и о возвращеніи взятыхъ отъ нихъ священниковъ, что ясно свидѣтельствуетъ, что они, казаки вовсе нежелали отдѣляться отъ православной церкви.

Отъ 8 января 1741 г. войсковой атаманъ Иванъ Петровъ, отъ лица всего гребенскаго войска, между прочимъ, писалъ къ Преосвященному Иларіону: „рабски и всенижайшие прошу, дабы отъ вашего архипастырскаго благословенія повелено было, милостивно отпустить изъ Кизлярской крѣпости нашихъ поповъ кнамъ вгородки понеже мы нижайшие имѣемъ втомъ великую нужду, и живемъ безъ поповъ, аки скоты безъ пастыря. И дабы мы, нижайшие, отъ вашего архипастырскаго  благословенія не оставлены были, за что должны за ваше архипастырское благословеніе вѣчно Бога «молить». Вслѣдствіе этой просьбы вскорѣ священники были возвращены изъ Кизляра во всѣ стаиицы;  за тѣмъ въ томъ же 1741 году церкви во всѣхъ станицахъ снабжены были церковною утварью и антиммнсами и освящены по чиноположенію церковному нарочито командированнымъ для того протопопомъ Астраханскаго успенскаго, собора Андреемъ Григорьевымъ, которому вмѣстѣ съ тѣмъ поручено было увѣщевать, казаковъ, чтобы оставили двуперстіе. Къ тому же, какъ видно изъ нѣкоторыхъ документовъ,, стали увѣщевать ихъ, и возвратившіеся изъ Кизляра ихъ приходскіе священники, которые, вѣроятно, въ Кизлярѣ были убѣждены духовными властями въ истинности треперстнаго сложенія.

Казаки всѣхъ станицъ послѣ этихъ. увѣшаній дали отъ себя подписки въ томъ, что они ни въ чемъ не будутъ противиться святой церкви, но въ тоже время ни слова не упомянули въ этихъ подпискахъ относительно двуперстiя.  Можетъ быть, нѣкоторые изъ нихъ и оставили этотъ способъ совершенія крестнаго знаменія, но большинство, какъ видно изъ послѣдующаго хода дѣлъ, стояло за двуперстіе и въ доказательство законности этого обряда ссылалось, между прочимъ, на позволеніе епископа Иларіона, о которомъ упомянуто выше, хотя это позволеніе было не окончательное, а дано было только до указа Св. Сѵнода. Въ теченіе трехъ послѣдующихъ лѣтъ не было ни какихъ доносовъ духовному начальству о расколѣ среди казаковъ вышеназанныхъ станицъ; но въ концѣ 1744 года отъ священниковъ  этихъ самихъ  станицъ послѣдовало донесеніе къ Киздярскому благочинному о томъ, что казаки  состоятъ „въ немалом расколѣ и противности святой церкви, имянно изображеніе креста знаменуютъ на себѣ  двоеперстнымъ, а не троеперстнымъ сложеніемъ исказываютъ якобы они имѣютъ о томъ отъ Его преосвященства указъ.  Благочинный донесъ объ этомъ немедленно преосвященному, который отъ 24 декабря 1744 г. предписалъ Астраханской духовной Консисторіи  послать указы во. всѣ гребенскіе городки къ атаманамъ, чтобъ казаки церкви святѣй не противились, но во.всемъ послушны якоже сынове святѣй церкви, какъ и сами они въ 1741 году въ доношеніи ото всѣхъ городковъ за руками атамановъ и старшинъ прислали повинную, чтобъ, имъ ни въ чемъ святѣй церкви противнымъ не быть… Если жь паки въ своемъ двоеперстіи и упрямстве будутъ, то не токмо духовнымъ но и гражданскимъ наказаніемъ наказаны будутъ».

Вмѣстѣ съ симъ Преосвященный Иларіонъ распорядился; чтобы изъ консисторіи была послана премоморія въ Кизлярскую гражданскую канцелярію съ таковымъ подтвержденіемъ, чтобы консисторскій указъ во всѣхъ городкахъ прочитанъ былъ при унтеръ-офицерахъ, (которые должны развозить экземпляры этого указа) при священникахъ и при собраніи всѣхъ казаковъ. Исполнители этого распоряженія сдѣлали болѣе, нежели требовалось: не ограничиваясь торжественнымъ прочтеніемъ увѣщательнаго указа, унтеръ-офицеры, которымъ поручено было развести по станицамъ  указы, стали требовать отъ казаковъ, чтобы тѣ дали подписки въ томъ, что будутъ впредь креститься троеперстнымъ, а не двоеперстпымъ сложеніемъ. Казаки упорствовали и не хотѣли давать ни какихъ подписокъ, а просили коменданта Кизлярской крѣпости, князя Василія Оболенскаго , чтобы позволилъ имъ отправить въ Астрахань депутатовъ для ходатайства ,о не принужденіи ихъ креститься троеперстнымъ  сложеніемъ и давали за это князю 100 руб.; но князь не согласился исполнять ихъ просьбу, послѣ чего они дали подписки  въ  которыхъ, сказавши о выслушаніи консисторскаго указа, объявили, что между ними не было, и нѣтъ никакого раскола, что они и впредь обѣщаются быть во всемъ покорными снятой церкви и соблюдать правила святыхъ апостолъ и св. отецъ, но что двоеперстнаго сложенія не могутъ измѣнитъ, такъ такъ чинили присягу двоеперстнымъ крестомъ Императорамъ Петру Великому и Петру второму, Императрицамъ: Екатеринѣ Алексѣевнѣ, Аннѣ Іоанновнѣ и Елисаветѣ Петровнѣ и такъ какъ имѣютъ на то дозволеніе въ указѣ Астраханскаго Преосвященнаго Иларіона.

Не ограничиваясь этимъ заявленіемъ въ отобранныхъ отъ нихъ въ апрѣлѣ 1745 года подпискахъ, они въ маѣ мѣсяцѣ того же года подали донесеніе предсѣдательствующему въ Кизлярскомъ духовномъ правленіи архимандриту Меѳодію, слѣдующаго содержанія: …Великому Господину Преосвященнѣйшему архимандриту Меѳодию отъ гребенскаго войска всепокорнейшее донесеніе. В нынѣшнемъ 745 годе марта 6 дня прислапо къ намъ отъ вашего архимандритцкаго благословенія изъ Астраханской духовной консисторіи въ наше гребенекое войско пять указовъ в каторыхъ написано по доносу поповъ щедринскаго Алексея Кононова, Кордюковскаго Николаевской церкви Василия Ларионова, Старогладковскаго Троицкой церкви Архипа Васильева будто мы состоимъ в великомъ расколе и все наше гребенекое войско, и оной ихъ доносъ при семъ доношеніи объявляемъ в нашемъ гребѣнскомъ войске расколу не имеетца ибо какъ отцы наши, дѣды, прадѣды издревле состояли въ православной вѣре христіянскои и крестились двоеперстннмъ крестомъ такоже и мы нижайшія гребѣнскаго войска войсковой атаманъ Іванъ Петровъ і есаулъ Ѳедоръ Яковлевъ и все станичныя атаманы и все гребѣнскаго войска старшины и казаки отъ мала і до велика в томъ стоимъ и до нынѣ не убавливаемъ и не прибавливаемъ. Ибо и въ вѣрной службѣ блаженныя и вечно достойныя памети Петру первому Императору и отцу отечествия, Петру второму Імператору, самодержъцамъ всероссійскимъ, такожде Государыне Імператрице Екатерине Алексѣевне, Государыне Імператрице Аннѣ Иоанновне и всемилостивеишеи Государыне Імператрице Елизавете Петровне самодержицамъ всероссійскимъ присягали мы нижайшия двоеперстнымъ крестомъ в томъ и ныне состоимъ и служимъ Ея Імператорскому величеству вверности и бѣзъ измены а нынѣ насъ нижайшихъ принуждаютъ креститца троеперстнымъ крестомъ, а понеже дѣло наше украиное і на имя Ея Імператорскаго величества выходятъ изъ горъ і съ протчихъ местъ изъ плену разныхъ вѣръ люди і принимаютъ вѣру греческаго Ісповѣдания и оныя окрестились і оженились, і живутъ у насъ в гребѣнскихъ городкахъ домами какъ и мы нижайшія состоимъ тако і они служатъ Ея Імператорскому величеству в верности і получаютъ Ея Императорскаго величества депежное і хлѣбное жалования съ нами в равенствѣ.Того ради вашему архимандритцкому благословению всепокорно доносимъ гребѣнскаго войска войсковой атаманъ Іванъ Петровъ и войсковой ісаулъ Ѳедоръ Яковлевъ і все станичныя атаманы і все нашего гребѣнскаго войска старшины что дѣло наше украиное и отъ оноя налоги люди не стерпятъ разбредутся а я войсковой атаманъ в томъ великое имѣю опасеніе, штобъ мнѣ нижайшему в томъ не остатся что подали мнѣ войсковому атаману станичныя атаманы с каждой станицы по доношенію объ оныхъ лю„дехъ і о всехъ казакахъ какъ бы не розбрелись отъ великой налоги. Оныя доношенія я войсковой атаманъ принялъ и с оныхъ доношеніи учинилъ вашему архнмандритцкому благословенію доношеніе, дабы повелено было на оное учинить милостиваю резолюцию. I со онымъ доношеніемъ к вашему архимандритцкому благословенію послали три старшины Егорея Кирикова Аѳанасия Петрова Матѳея Кузмина майя 20 дня 1745 году."

Понятно стало послѣ сего какъ для духовенства, такъ и для гражданскихъ властей, что отучить Терскихъ казаковъ отъ двуперстнаго сложенія невозможно, въ особенности мѣрами принужденія, отъ каковыхъ казаки дѣйствительно разбрелись бы врозь, если бы начальство продолжало настойчиво дѣйствовать въ пользу отмѣны двуперстія. Опасаясь возмущенія казаковъ, комендантъ Кизлярской крѣпости, князь Оболенскій, въ промеморіи, посланной въ Астраханскую Консисторію отъ 10 мая 1745 г., извѣстивъ о послѣдствіяхъ прочтенія казакамъ вышеупомянутаго консисторскаго указа, съ препровожденіемъ данныхъ казаками подписок, между прочилъ, высказываетъ такое мнѣніе съ своей стороны: «Хотя оные подписки съ нихъ  взяты, только отъ того расколу- они отвратитца никакъ не могутъ, развѣ не благоволитъ ли духовная консисторія для лутчего отвращенія ихъ отъ того расколу прислать кого изъ духовныхъ достаточно ученаго человѣка, которому нѣсколько времени здѣсь и пожить надобно и всячески ихъ увѣщевати здовольнымъ временемъ. Можетъ бы оные казаки отъ того расколу и отвратились а безъ того по такой ихъ мерской закоснелости отвратить ни какъ не возможно. Чего ради духовной консисторіи и мое мнѣніе преподаю, а ежели за чемъ прислать не возможно, то не благоволено ли будетъ и насыланіемъ о томъ указовъ оставить чтобъ темъ наиболѣе ихъ не привести въ развращеніе и въ дальние замыслы».  Когда Преосвященный Иларіонъ получилъ донесеніе изъ Консисторіи о послѣдствіяхъ обнародованія вышеупомянутаго указа, то, желая поскорѣе успокоить смущенную совѣсть казаковъ, немедленно послалъ изъ своей походной канцеляріи, отъ 25-го іюня 1745 года, указъ на имя консисторіи, въ которомъ высказавъ, что такъ какъ въ гребенскихъ станицахъ раскола не имѣется и казаки этихъ станицъ только желаютъ сохранить употребленіе двуперстнаго крестнаго знаменія, а также упомянувъ, что указомъ, даннымъ въ прошломъ 1745 году, онъ вовсе не предписывалъ отбирать отъ казаковъ подписки въ обѣщаніи соблюдать троеперстное сложеніе крестнаго знаменія, предложилъ Консисторіи, чтобы казаки во всѣхъ, гребенскихъ городкахъ отнюдь не были принуждаемы къ троеперстному сложенію.

Такъ какъ около того же времени Преосвященный Иларіонъ получилъ и донесеніе отъ войсковаго атамана, написанное въ тѣхъ же самыхъ выраженіяхъ, какъ и вышепрописанное донесеніе на имя архимандрита Меѳодія, то особыми указами предписалъ священникамъ гребенскихъ станицъ, чтобы они въ изображеніи троеперстнаго сложенія креста принужденія и нападковъ не чинили и взятковъ бы ни какихъ съ нихъ не брали, понеже у нихъ кромѣ креста  иного расколу никакого нѣтъ, къ томужъ множественное число и кроме ихъ казаковъ Россійскій народъ крестятся двоеперстным сложеніемъ в чемъ находится не весьма великий „расколъ".

Этим  распоряжением и оканчиваются имѣющіяся у насъ подъ руками дѣла Астраханской духовной Консисторіи о расколѣ вѣ Терскихѣ станицахѣ, свидѣтельствующія несомнѣнно, какъ мы выше сказали, что въ первой половинѣ ХVIII столетия среди Терскихъ казаковъ не было раскола въ собственномъ смыслѣ. Знакомство съ вышеизложенными фактами, по нашему мнѣнію, не безполезно было бы для современныхъ намъ раскольниковъ изъ числа Терскихъ казаковъ, которые, какъ и всѣ вообще раскольники, въ оправданіе свое любятъ ссылаться на примѣры отцовъ, дѣдовъ и прадѣдовъ: изъ вышеприведенныхъ документовъ они могутъ убѣдиться, что предки ихъ, родоначальники Терскаго войска, были въ послушаніи православной Церкви и ея пастырямъ и только отличались отъ другихъ православныхъ христіанъ двуперстнымъ сложеніемъ крестнаго знаменія, что они были не только защитниками русской земли отъ хищныхъ горцевъ, но и распространителями православной вѣры въ новомъ краѣ, такъ какъ многихъ изъ приходившихъ къ нимъ людей разныхъ вѣроисповѣданій обращали въ православную вѣру. Если удастся намъ достать свѣдѣнія о дальнѣйшей судьбѣ Терскихъ казаковъ, въ отношеніи ихъ къ церкви, то сообщимъ читателямъ и эти свѣдѣнія.

0


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » Официальное православие и гребенские казаки


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно