Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » казаки - историки, писатели, поэты, скульпторы, ра » Евграф Савельев – историк казачества.


Евграф Савельев – историк казачества.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

«Едва ли можно встретить в Европе народ, который бы не знал своей истории, а Донские казаки, в большинстве, как это ни странно, истории своей не знают…»
Евграф Савельев, 1908 г.

0

2

Е. Савельев об этнониме гребенцов.
…Так, например, на требование царя Михаила Федоровича о принесении присяги на верность службы казаки в 1632г. отвечали: "Крестного целования на Дону, как и зачался Дон казачьи головами, не повелось; при бывших государех старые казаки им, государям, неизменно служивали не за крестным целованием; в которое время царь Иван стоял под Казанью и по его государеву указу атаманы-казаки выходили с Дону, и с Волги, и с Яика, и с Терека и атаман Сусар Федоров и многие атаманы-казаки ему государю под Казанью служили – не за крестным целованием…  При Михаиле Черкашенине во Пскове сидели в осаде… не за крестным целованием. Донской Атаман Ермак Тимофеевич покорил Сибирское царство… не за крестным целованием" и т.д. [ Отписка казаков царю 30 марта 1632г. Московск. Глав. Архив Мин. юстиции. Разрядный приказ. Белогородский стол, столбец № 39.]
Из приведенной отписки мы видим, что под Казань [1552 г.- взятие Казани Иваном Грозным] ходили казаки и с Дона, и с Волги, и с Терека и с Яика (Урала). Следовательно, и Урал, и Терек к половине XVI в. были уже заняты казаками. Первые поселения казаков на Урале относятся к концу ХIV и началу XV вв., занятие же устьев Терека следует отнести к концу первой половины XVI в., т.е. ко времени, предшествовавшему покорению Казани, а окончательное утверждение после покорения Астрахани, т.е. во второй половине XVI в.
К 80-м годам того же столетия следует отнести переселение некоторой части донских казаков за средний Терек. Поселенцы эти стали именоваться казаками Гребенскими. Многие наши историки и этнографы говорят, что название гребенские произошло будто бы от гребней, т.е. предгорий Кавказских гор. Но разве мало на Руси разных холмов, гор и предгорий, чтобы случайные пришельцы, поселившиеся среди них, стали именовать себя от такого ничтожного обстоятельства? В языке кавказских горцев, кабардинцев, кумык, лезгин и чеченцев, в соседстве которых поселились казаки, нет слова гребни, сами же Гребенцы, первое поселение которых некоторые историки относят к ущелью р. Акташе, в соседстве с Чечней, а другие (Ригельман) к самой Кабарде, не могли назвать себя этим случайным именем. Слово гребень есть чисто казацкое, означающее высшую линию водораздела двух речек или балок. На Дону очень много таких водоразделов, и все они называются гребнями. На Кавказе же еще больше, и многие из них, собственно в Терской области, носят такие же названия. От какого же гребня выселенцы с Дона стали именовать себя Гребенцами? Вывод невероятный. Поищем другое объяснение. Мы говорили, что на Дону в XVI в. был городок Гребни и что казаки этого городка и Сиротина, во время нашествия на Россию Мамая, оказали помощь Дмитрию Донскому и накануне Куликовской битвы, бывшей 8 сентября 1380 г., поднесли ему икону-хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребневской.
Следовательно, в то еще время на Дону жили казаки Гребенские, в городке Гребни. Где этот городок был – вопрос спорный. Рязанский митрополит Стефан в 1712 г. в сказании о Гребневской иконе Божией Матери говорит, что городок этот был на устье р. Чира. Наши археологи утверждают, что в том месте никаких следов древних городищ нет. Правда ли это? Ведь все древние казачьи городки селились на островах Дона, и следы многих из них снесены водой или занесены песком и илом. Другие доказывают, что городок Гребни был на Донце, под древними Гребенными горами, против устьев р. Калитвы. И это вероятно. Третьи указывают, что древний город Раздоры, при впадении Донца в Дон, на острове, раньше назывался Гребни или городок за Гребнями. Могло быть и так. Ведь Раздорами он мог быть назван уже после того, как в нем произошли раздоры разных казачьих партий, несогласия между собою и борьба кошевых атаманов. Каких же именно? Донские сторожилы, хранители казацких преданий, положительно утверждают, что Дон начался при устьях Донца, т.е. в том месте, где был древний городок Раздоры. Слово "начался надо понимать в смысле "закрепился", т.е. казаки там прочно осели станом. Далее: атаман Ермак заселял Дон… он шел вверх по Дону… кто ему покорялся, того он миловал, а кто супротивничал, того казнил. Предание это, упорно повторяемое на всем протяжении Дона от Раздор до Переволоки, ясно указывает на тогдашнее положение дел на Дону. Кого мог преследовать Ермак, идя вверх по Дону? Очевидно, другого атамана. Болтин, а потом Дебу и Татищев утверждают, что во второй половине XVI в. атаман Андрей (по Татищеву – Андрей Шадра) с 300 казаков ушел с Дона в Кумыцкие владения, за Терек, и при устьях р. Акташе основал городок, носивший название Андреев. [Описание Кавказской линии. Дебу, стр. 90;  История Российская. Н. Татищев. М., 1769 г. кн. I, ч. 2, стр. 363;  Акты Археогр. Ком., т. IV, стр. 330]
Поселенцы эти называли себя Гребенскими казаками, каковое название они принесли с собою с прежнего своего местожительства.
При раскопках на месте старого запустелого Андреевского города в 30 годах прошлого столетия найдено много серебряных крестиков, ясно показывающих, что там когда-то жили христиане.
К древним станам гребенцов относятся также станицы Щедринская, от атамана Андрея Шадры, Червленая и др.
[И. Попко в своей книге "Терское войско с стародавних времен. – Гребенское войско". (СПб., 1880 г., стр. 18) без всякого основания, с сомнительной подтасовкой исторических документов говорит, что будто бы Гребенцы переселились за Терек с Червленого яра, Рязанского княжества. Его, видимо, на такой вывод натолкнуло название древней гребенской станицы именем Червленой. Но автор этого исторического очерка не знал, что на Дону чуть ли не в каждой станице имеются урочища с этим названием и много хуторов. Название червленый или по местному выговору – черленый издревле знакомо донским казакам]
Что же заставило донского атамана Андрея Шадру, участника покорения Астрахани, с 300 казаками покинуть родной Дон и уйти в предгорья Кавказа, в далекий неприветливый край, в соседство враждебных, полудиких горских племен? Нелады, раздоры с другими атаманами. Ермак появился на Волге именно в то время, когда Шадра ушел за Терек. У Ермака вышли раздоры с Андреем. Партия его была сильней, и он гнал Андрея вверх по Дону до нынешней Ногавской станицы, где Дон делает поворот с северо-восточного направления на запад. Путь Андрея лежал по глухой степи через Сал, Маныч, Куму и Терек. На след такого направления указывают и существующие до сих пор в ногайской степи так называемые Андреевы курганы, по-ногайски Андрей-Тюбе.
[Гребенцы. Историческое исследование И.В. Бентковского. 2е изд. М., 1889 г.]
Почему курганы эти названы по имени атамана Андрея? Разве мало он на своем пути встречал разных холмов и курганов? Расположение самих курганов показывает, что там была битва, а путь, на котором они находятся, идет от нынешней Ногавской станицы на Куму. Следовательно, Андрей, проиграв в степи последнее сражение, ушел за Терек. Много данных говорит за то, что победитель Андрея был другой донской атаман – Ермак. Усиленный новыми партиями казаков, он пошел на Волгу. Это было в то время делом обыкновенным. Донские и волжские казаки составляли одно войско и часто переходили с одной реки на другую. О несогласиях Ермака с другими донскими атаманами говорит и А. Попов в своей истории о войске Донском, изданной в 1814–1818 гг., добавляя, что Ермак по поручению войска охранял границу со стороны Астрахани и нередко ходил на Каспийское море, разбивал персидские торговые и посольские суда, шедшие вверх по Волге, на что Грозный царь сильно гневался, так как очень дорожил торговыми сношениями с Персией и Бухарой.

0


Вы здесь » Гребенские казаки » казаки - историки, писатели, поэты, скульпторы, ра » Евграф Савельев – историк казачества.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно