Каргалинских -фазаны. Потому что много рыжих
Курдюковских - талалаи. Говорливые
Старогладовские - чугунки. Смуглые очень
Червленские - башечники. Любили рыбьи головы
Калиновские - багры. Рыба по Тереку когда шла они ее баграми, от туда и прозвище
ПРОЗВИЩА СТАНИЧНИКОВ
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться12010-04-01 21:37:58
Поделиться22010-09-13 00:02:04
Петропавловских- бугоятниками. Бык провалился в погреб и всей станицей вытягивали.
Ильиновских-желтопузами. Ужака залез в опару.
Поделиться32010-09-21 08:36:29
Прозвище станичников Каргалинской было "сурки", а присказка о них бытовала, что они "семь лет каргу воевали, у кундрючан порох занимали". "Карга" - ворона, в переводе с тюркских языков.
Поделиться42011-10-24 18:42:02
Закличка станицы Мекенской - "Тыквачи".
Также по не проверенным данным. Или Ищёрская или Галюгаевская - "Чувячники" или "Тапочники".
Поделиться52012-11-08 21:30:03
«Я помню А-Невских называли кагоками, а Калиновских баграми».
Сообщение Надежды Кузнецовой (Бойко), потомственной казачки станицы А-Невской (Сасаплы).
В сообщении Надежды речь идет о хуторе Калиновском при станице А-Невской (теперь село Калиновка), который основали выходцы из станицы Калиновская.
Поделиться62016-08-04 10:58:41
… «Но, кроме личных прозвищ еще давали прозвища и всей станице.
Например, жителей станицы Новощедринской, называли “хохлами”, из-за того, что они приехали в терские земли примерно в годы укрепления оборонительной Линии из Харьковской губернии, а там, всех (и не только запорожских) казаков называли “хохлами”. Жителей станицы Старощедринской называли “батяками”. Казаков из станицы Петропавловской почему-то называли “бугаятниками”, а казаков из станицы Калиновский – “баграми”. Казаков станицы Червлённая, называли “червлёнчиками” или “бошечниками. Но кроме прозвища “батяки”, казакам станицы Старощедринской прилипло прозвище “шыдрики-выдрики” из-за того, что часто и густо они страдали от подтоплений во время летнего разлива Терека. При наводнениях и разливах, по улицам они плавали на лодках или ходили по пояс в воде, спасая своё добро – словно плавают в реке речные выдры. Почему “бугаятниками” называли казаков станицы Петропавловский – для многих осталось загадкой, но видимо, были на то причины. Но возможно, так их называли из-за крепкого телосложения и высокого роста, коими качествами они в большинстве своём и обладали. Казаки из станицы Червлённой, получили прозвища “бошечники” потому, что кто-то из них когда-то давно в походе не привале, сказал: «Эх, сейчас бы чапурку чихиря… да таранью бошечку посмоктать…».
Калиновские же казаки получили такое обидное, и даже позорное прозвище “багры”, наверное, потому что однажды, кто-то из казаков станицы Калиновской, возвращаясь, домой из Кизляра, решил переночевать у своих знакомых в станице Старощедринской, и своровал багор. Проснувшись утром, хозяин накормил гостей и сказал: «Ну, что кум? Счастливого тебе пути. Заезжай, ежели что...». «Кум, а можно я сена с собой коню в дорогу возьму» - спросил калиновский казак. «Конечно же, можно. Возьми багор и надёргай себе сена, сколь нужно…» - ответил радушный хозяин. Но, когда они отъехали от двора, то хозяин заметил, что багор, которым кум выдирал сено из скирды, пропал. Калиновский казак, умышленно прихватил и увёз его с собой, не спросив на то, разрешения хозяина. Вот с того самого дня, скорей всего, и пошло то прозвище данное всем калиновским казакам, из-за поступка лишь одного нерадивого и вороватого казака. Но есть и другая версия данного прозвища. Якобы, влюбился однажды калиновский казак в казачку, а ответной любви нет. И казачка, не зная как от его ухаживания отвязаться, сказала: «Если достанешь мне луну с неба – выйду за тебя замуж». Дождался казак полнолуния, взял длинный багор и полез на крышу дома. Долго прыгал, стоя на гребне крыши, пытаясь зацепить багром луну. Прыгал он, прыгал, пока не свалился с крыши. Ну а казачка со своими подружками, спрятавшись за плетнём, в это время за его глупыми проделками наблюдала, едва сдерживаясь от смеха. Видимо с тех пор ко всем калиновским казакам и прилипло прозвище “багры”» …
[Александр Федюшкин. Главы из романа Чужой. Глава 13. Мужички]
http://www.proza.ru/2016/04/17/1585
Поделиться72021-12-17 15:58:28
Калиновских – багры, Николаевских – хохлы, Савельевских - лягушатники (за расположенность в болотистой пойме Терека), Червлёнских – башечники (любили головы воблы. Вариант: вино пили из поллитровых баночек, а закусывали рыбьей головой).
Инф. Мишутушкин Василий Александрович, 1937 г.р., станица Червлённая.
Бороздинских – огуречники.
Инф. вокальный коллектив «Дубовчанка», ст. Бороздинская.
Мекенских – тыквачи, Ищерских – чесночники (здесь воды не было, урожая никакого не было, и они все чесноком засаживали огороды и везли в Грозный, продавали. А огороды у них были туда ближе к Тереку. А чеснок же поливать не надо, осенью сажали, а весной молодой чеснок выкапывали и вывозили).
Инф. Ермакова Светлана Петровна, 1955 г.р., станица Ищёрская.
Источник: О.В. Матвеев. Особенности исторической памяти и этнокультурной идентичности русского старожильческого населения Чечни (по полевым наблюдениям 2018 г.)//Кавказский сборник, т. 11 (43), 2019 г.
Поделиться82021-12-25 14:28:25
<Нам называли и неофициальное наименование наурцев — борщаники, борщечники, однако, сегодня в исторической памяти русских Чечни сохраняется лишь смутное объяснение такого прозвища: «борщечники — они борщом обливали кого-то» (30).
Можно лишь предполагать, что изначально прозвище, по-видимому, увязывалось в представлениях соседей со знаменитой обороной Наурской, когда на головы наступавших татар и горцев лили не только кипяток и смолу, но и приготовленный борщ из чугунков. По крайней мере, дореволюционный исследователь терского казачества В.А. Потто отмечал: «Сохранилось предание, что даже праздничные щи, готовившиеся в тот день к обеду, пошли у них на дело защиты <…>. “Это бабий праздник”, — говорят о нем казаки, вспоминая славное участие, которое приняло в бою женское население станицы. <…> Кабардинцы <…> старались не встречаться с моздокским казаком, боясь насмешек на счет того, “как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими бабами”. Когда же приходилось встречать кого-нибудь из них с обожженным лицом, то казак и казачка уже, наверное, не пропустят, бывало, случая позубоскалить над злополучным джигитом: “А что, дос (приятель), не щи-ли в Науре хлебал?”», — спросит, бывало, казак и провожает добродушием и смехом угрюмо молчащего кабардинца» (31).>
30) Инф. Ермаков Виктор Степанович, 1951 г.р., Ермакова Светлана Петровна,
1955 г.р., станица Ищерская
31) Потто В.А. Два века терского казачества (1577–1801). Ставрополь, 1991. С. 265–267.
Источник: О.В. Матвеев. Особенности исторической памяти и этнокультурной идентичности русского старожильческого населения Чечни (по полевым наблюдениям 2018 г.)//Кавказский сборник, т. 11 (43), 2019 г.