Будет ли на Кавказе казачий регион?
Лидеры современного казачьего движения даже не сомневаются в том, что казаки - это не сословие, а народ. Терское казачество, исходя из этой версии, - полноценный кавказский народ. Историки отмечают его особую роль на Северном Кавказе, согласно которой, "казаки представляли собой цивилизационный компромисс между Россией и горцами". Иными словами, терские казаки помогали продвигаться русским по региону, включить в сферу своего влияния многочисленные горские этносы. Есть мнение, что казачье присутствие в регионе обнаружено с IV века после Р.Х., в период расцвета Аланского царства. Официальная история называет другой период появления первых казаков на Тереке - конец XVI века. В любом случае, как убеждены подвижники казачества, их народ имеет не меньше прав на кавказские корни, чем любой другой в регионе. Существует ведь гипотеза о том, что вайнахские племена пришли на Кавказ из Передней Азии примерно в XII веке.
Казаки во все времена служили России, но после 1917 года встретили резкое неприятие к себе новой власти. Главного редактора "Русского геополитического вестника" и одного из лидеров современного казачьего движения в России Евгения Морозова это не удивляет, поскольку он воспринимает советскую власть как попытку "вестернизации России, её насильственного втягивания в европейскую цивилизацию". В целом, для казачьего мировоззрения она была чуждой. Применив на Северном Кавказе принцип национальности, то есть нарезав границы этнических образований, большевики нанесли по казакам серьёзный удар - автономии они не получили. Был учреждён только Сунженский казачий округ - ныне эта территория входит в состав Республики Ингушетии. Основные казачьи поселения вошли в Терскую губернию (область). Более того, советизация породила протесты и горских народов. Большевики отбирали у горцев родовую землю, ломали их традиционный жизненный уклад. И за это отвечать пришлось казакам, которых горцы считали русскими людьми. Оказавшись между молотом и наковальней, казаки столкнулись с жёсткой необходимостью - согласиться со своим "сословным" происхождением и с принадлежностью к русскому этносу. А русские люди, согласно советскому подходу, в своих автономных структурах не нуждались. Иначе этот процесс ещё называют расказачиванием.
В постсоветское время подвижники казачьего возрождения стали вновь отстаивать право казаков называть себя отдельным этносом. Дискуссии по поводу их происхождения возобновились с новой силой. Но к единому мнению в этом вопросе, как представляется многим наблюдателей, историки так и не пришли. Точка зрения государства на эту проблему стала ясна после того, как органы юстиции в 2003 году аннулировали регистрацию казачьей национально-культурной автономии в Моздокском районе Северной Осетии. Автономия просуществовала почти три года. Затем её основателям заявили, что казаков всё-таки на официальном уровне народом считать не принято. Лидеры терского казачества намерены оспорить это утверждение в судебном порядке. Возможный процесс грозит вылиться в длительный исторический спор в зале суда, к которому вряд ли сегодня готова российская Фемида.
Столкнувшись с позицией российского Минюста, лидеры общественного Терского казачьего войска руки не опустили. По большому счёту национально-культурная автономия их тоже не устраивала. В начале 2000 года в Москве был образован общественный Комитет по воссозданию Терской области. По задумке, этот субъект должен иметь территорию той самой советской Терской губернии (области), просуществовавшей до 1922 года. Затем его "разобрали" соседние субъекты. Казачьи образования - Сунженский округ, Баталпашинский, Казачий, Притеречный, Петропавловский районы исчезли с политической карты СССР уже к 1929 году. Нынешние казаки хотят вернуться к 1921 году. Согласно их планам, в новый субъект должны войти северные районы Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии и регион Кавказских минеральных вод Ставропольского края. Необходимость создания Терской области обосновывают выдавливанием казачьего населения из всех этих районов. В качестве примера приводится судьба казаков Чечни и Ингушетии - сегодня в обеих республиках проживает несколько тысяч в основном пожилых людей. До 1991 года в Чечено-Ингушетии было почти 400 тысяч славян, из них несколько десятков тысяч казаков. 90-е годы стали для терского казачества периодом тяжёлых испытаний, словно вернув их в период большевицкого передела Северного Кавказа. Руководители общественного комитета убеждены, что образование новой области способно решить множество проблем.
- Северокавказский регион оказался в глубоком кризисе, - говорит председатель координационного совета комитета Владимир Пархоменко. - Говорить о локальных мерах уже бессмысленно. Призывов к мирной жизни звучало на Северном Кавказе много, но на реальную жизнь они влияние не имели. С другой стороны, территориальное устройство России никогда не было догмой. Границы губерний, а затем республик, областей, округов и т.д. менялись часто под воздействием и политических, и экономических факторов. Терская область могла бы включить в себя только районы с преимущественно русским населением. По мнению наших юристов, правовых препятствий для этого нет. Мы отправили свои предложения в Государственную Думу и услышали там такое же мнение. Ведь появилось после 1991 года на политической карте Северного Кавказе такое образование, как Ингушетия!
Владимир Пархоменко предлагает лозунг - казаки должны жить рядом с горскими этносами, но не вместе. По его мнению, сегодня вполне реально компактное проживание представителей разных этносов в пределах той же Терской области. Даже по приблизительным подсчётам, на территории предполагаемой Терской области ныне проживает до 300 тысяч казаков. Во время последней переписи населения многие казаки записали себя русскими, поэтому точную статистику по этому "народу-сословию" привести сегодня затруднительно.
- Чеченцам в пределах Терской области будет жить выгодно, - подчёркивает геополитик Евгений Морозов. - Они ведь будут оторваны от полукриминальных структур, остающихся на территории Чечни.
Но реально ли сегодня образование подобного субъекта? Геополитик Евгений Морозов уверен, что реально, но он против поспешности. По его мнению, постепенно и неизбежно во власти будут утверждаться политики с русским национальным сознанием. Популярность идеи русского национального сознания, на его взгляд, растёт. Чем дальше будет развиваться этот процесс, тем ближе к реальному воплощению будет идея образования Терской области. А пока, по мнению Морозова, следует заниматься пропагандой самой идеи.
У лидеров Терского казачьего войска среди российских политиков и экспертов сегодня больше оппонентов, чем сторонников. Главный контраргумент заключается в том, что говорить об изменениях границ в кризисном регионе - это только усугублять кризис. Границы в регионе менялись очень часто, но это обстоятельство скорее играет против идеи "воссоздания" Терской области. По какому году определять границы? На этот вопрос разные северокавказские народы, по всей видимости, предложат и разные варианты ответов. Ведь звучат же сегодня даже в лояльной федеральному центру Северной Осетии призывы вспомнить о землях предков алан! А под ними подразумеваются очень большие территории Северного Кавказа и даже Причерноморья.
Проблем у терских казаков в сегодняшней реальной жизни предостаточно. Однако с позиций исторических их решить невозможно. Требуется реальный анализ сегодняшней ситуации и защита конкретных прав конкретных людей. Образование Терской области служит интересам, прежде всего, казачьего населения. Но на этих землях уже живут дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины, кумыки, кабардинцы, карачаевцы, которые не согласятся, чтобы проблема решалась за счёт их интересов. Основу федеративного государства составляет баланс интересов различных этносов. Попытка вернуться к авторитаризму в этнополитике грозит обернуться серьёзными осложнениями по всей территории страны.
Эксперты по кавказским проблемам убеждены, что федеральные власти отреагируют гораздо быстрее на конструктивные предложения и реальные дела. Пока же в действиях казачьих лидеров много эмоций, они чаще апеллируют к прошлому, чем думают о будущем.
В первых числах апреля руководство Чечни приглашает активистов Терского казачьего войска в Грозный на откровенную дискуссию о том, как вернуть славянское население в республику. Пока казаки скептически относятся к этой идеи чеченских властей. Но если они повезут в Грозный реальные предложения, а не проект "воссоздания" Терской области, дискуссия может получиться и даже со временем дать положительный результат. Решение проблем терских казаков сегодня зависит не только от них, но и в значительной степени от соседних кавказских народов.
Кумыкский мир
http://kumukia.ru/article-9153.html