Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Моздок » Церкви


Церкви

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Открытие Успенского собора в Моздоке в 1896 г. Вверху архиерей Владимир слева от него протоерей Орлов
http://s3.uploads.ru/t/8CzDg.jpg

0

2

Празднование церковного праздника в Успенском соборе г. Моздок 1917 г.
http://s2.uploads.ru/t/fyrt6.jpg

0

3

Осиротевший Моздок. 2 сентября 2012 г. Протоиерей  Дмитрий Смирнов.

Добрый день, дорогие братья и сестры! Хочу с вами поделиться радостной новостью. По времени она немножко запоздала, но актуальности своей никак не изменила.
Итак. В ночь с 23 на 24 августа в городе Моздоке, который, как вы, наверное, знаете, находится в Северной Осетии, была произведена девандальная акция. Там до 1958 года на площади стоял собор. Собор огромный, самый большой на Северном Кавказе. Этот собор имел высоту 72 метра. И вот его взорвали. Собор был построен в честь Успения Божией Матери, иконы Успенской, которая прославилась неоднократным явлением и чудес, и других явлений Божественной Силы как Моздокская.
И вот на этом месте, по обычаю большевистскому, был сооружен тоже самый большой на Кавказе памятник Ленину. И группа местных героев низвергнула этого идола. И когда он падал, его бронзовая башка отлетела. Местная власть, уже утром обнаружив это, засуетилась. Хотели это представить как некую хулиганскую выходку. Но эта выходка совсем не хулиганская, а наоборот - восстановление исторической справедливости. Потому что этих статуй по всей стране излишне большое количество, тем более, мы прекрасно знаем, как относился Ленин к кавказцам, особенно про чеченцев у него отвратительные высказывания, которые даже повторять неохота… И вот местные жители решили провести эту акцию справедливости.
Но местная власть, видимо испугавшись такой ситуации, нашла «козла отпущения». Как мне сообщили, нашли некоего парня, Анатолия Сухова, которому по этому поводу даже подложили на чердак гранату с целью его скомпрометировать. И ему предложили на выбор: либо он берет на себя ответственность за эту акцию, либо его, ну как это обычно бывает, посадят за хранение взрывчатых веществ и боеприпасов. Поэтому сейчас он находится, как мне сообщили, под домашним арестом. Ну уже Слава Богу, что хоть не в тюрьме, но человек, который, собственно, ни в чем не виноват, вот таким образом уже находится под подозрением, и существует реальная угроза. Поэтому я призываю всех, кто нас слышит, поддержать этого парня, который может мученически пострадать, пусть и за это правое дело, но, понятное дело, его виновность никак не установлена; как всегда в таких историях, довольно часто, могут брать первого попавшегося.
Вот такая новость, по которой мы видим, что народ наш, собственно, прозревает. И, так сказать, медленно, но верно коммунистическая оккупация отступает. Еще один пограничный идол-столб был низвергнут. С чем вас всех и поздравляю! Аминь.
http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-13732/

0

4

http://s6.uploads.ru/t/648LA.jpg

0

5

Владикавказская епархия, Моздокское благочиние на 1892 г.:

Благочинный, настоятель Моздокского Успенского собора протоиерей Феодор Трофимович Орлов
Священники церквей:
Того же собора Варфоломей Тимофеевич Синанов
Моздокской Николаевской Лука Ефимович Лукьянов
Моздокской Духосошественской Лев Иванович Миртов
Станицы Стодеревской  Семен Иванович Воскресенский
Станицы Галюгаевской Лев Федорович Ливанов
Станицы Ищерской Флегонт Иванович Орлинский
Станицы Наурской Владимир Семенович Воскресенский и Павел Иоаннович Пшеницын
Станицы Мекенской Павел Смирницкий
Станицы Терской Менандр Андреевич Исконицкий
Станицы Магомет-Юртовской Георгий Попов
Станицы Луковской (вакансия)
[Терский календарь на 1894 г. Вып.3 кн. 1. Владикавказ, 1893 г.]

+1

6

Инженер-архитектор Чижов телеграммой от 5 сентября 1878 г. донес Его Преосвященству, что сего числа совершена закладка в Моздоке собора, устраиваемого в память покорения Кавказа.
СЕВ  № 18 1878 г.

0

7

Голубев Федор Дмитриевич
Родился в 1871 г., Саратовская губ., сел. Шемелшейка; русский; священник Успенского собора г. Моздока.
Приговорен: Тройка при УНКВД Орджоникидзевского края 25 сентября 1937 г.
Приговор: расстрел
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.

0

8

Букин Михаил Борисович*)
Родился в 1885 г., Оренбургская губ., с. Каширино; русский; Монах.
Приговорен: тройка при УНКВД по Орджоникидзевскому краю 20 сентября 1937 г.
Приговор: расстрел
Источник: Книга памяти Республики Северная Осетия - Алания.
*) арестован в Моздоке

0

9

КЕВ № 4 1876 г. С. 135-139

О постройке храма в честь моздокской Иверской Божией Матери и в память покорения восточнаго Кавказа.

В Успенской церкви г. Моздока имеется древняя чудотворная икона Иверской Божией Матери, по преданию написанная при знаменитой в летописях Грузинского царства царице Тамаре. Икона эта почитается не только православным населением Кавказа, но и привлекает богомольцев из соседних русских губерний и земли войска Донского и даже уважается горскими племенами Кавказа, исповедующими  ислам. Между тем деревянная Успенская церковь, по ветхости и тесноте, далеко не соответствует такой драгоценной святыне и с каждым годом оказывается более и более недостаточной для вмещения богомольцев, преимущественно же в дни Успения Пресв. Богородицы и в день праздника в честь Иверской Ее иконы.

Местное духовенство и прихожане давно сознавали это несоответствие и еще в 1853 году постановили на место ветхого  деревянного храма воздвигнуть каменный с 3-мя престолами, на построение которого и начинали собирать сумму с того же года. В 1854 году готов был и проект нового храма и образован строительный комитет для наблюдения за постройкой, в состав коего были избраны прихожане Успенской церкви из черкесов и осетин; но частью по недостатку средств, частью по недостатку энергии в членах комитета, до 1859 года постройка не начиналась. В 1859 году местный благочинный протоиерей Орлов донес покойному преосвященному Игнатию, что не видно, чем заявил свое существование строительный комитет и просил о назначении новых членов в комитет. По образовании нового комитета, в состав коего назначены были, между прочим, моздокский воинский начальник, городской голова, один подполковник и протоиерей Орлов, в марте 1860 года предписано было консисторией приступить к постройке храма, по утвержденному проекту, и послана была в комитет храмозданная грамота.

Но в том же году дело о постройке храма приняло новый оборот: бывший Кавказский Наместник Князь Барятинский возымел мысль соорудить на месте ветхой Успенской церкви храм в обширных размерах, который, служа памятником эпохи покорения восточного Кавказа, был бы вместе с тем исходным благодатным местом проповеди евангельской для покоренных горцев, из которых многие питают глубокое уважение к чудотворной иконе Иверской Богоматери. По незначительности кошельковых сумм  Моздокской Успенской церкви, которых в 1860 году было собрано только 7143 рубля,  Наместник испросил Высочайшее разрешение на открытие повсеместной в империи подписки для сбора пожертвований на сооружение проектированного храма и, сверх того, чрез г. Обер-Прокура Св. Синода, испросил разрешение Синода на то, чтобы свечной доход моздокской Успенской церкви в течение 10 лет был отчисляем на постройку того же храма. В короткое время, благодаря усердию православного русского народа к  церкви (*) собрано было 100 тысяч руб., а в настоящее время сумма  пожертвований возросла до 160 тысяч рублей.
------
(*) В числе пожертвований на построение предполагаемого храма достойно замечания не по ценности, а по степени усердия,  пожертвование нижних чинов Лодвижской инвалидной полуроты, находившейся в деревне Тусбюкской в  Финляндии. В январе 1862 года они на свои последние гроши заказали для предполагаемого в Моздоке храма икону Св. Чудотворца Николая, которая была доставлена в Моздок в январе 1864 года, где и поставлена в Успенской церкви на приличном месте, по отслужении молебствия о здравии жертвователей.
------

В том же 1860 году, по соглашению покойного преосвященного Игнатия с губернатором, поручено было составить проект на построение храма старшему архитектору Министерства Внутренних Дел, Профессору Академии Художеств Горностаеву. Составленный им проект требовал для исполнения около 260 000 руб. и потому, когда проект был представлен Государю  Наместнику Кавказа,  Великому Князю Михаилу Николаевичу, в бытность Его Высочества в Моздоке, в ноябре 1863 года, то Его Высочество во внимание к тому, что смета, составленная Горностаевым, значительно превышает собранную сумму, простиравшуюся тогда до 110 000 рублей, соизволил лично приказать ставропольскому губернатору сделать распоряжение о составлении нового проекта на эту постройку.

Вследствие сего в марте 1864 года был представлен Его Высочеству составленный ставропольским Губернским архитектором Воскресенским проект, на выполнение которого требовалось только 150 000 р. По этому проекту храм предполагалось выстроить на довольно просторной, бывшей ярмарочной площади, вблизи существующей Успенской церкви, о 13 главах, с колокольней, соединенной с главным храмом галереей, назначаемой для вдохновения приходящих  на  поклонение чудотворной иконе из далеких мест богомольцев; длина и ширина храма, без притворов и алтарной части, предполагалась в 16 сажень, длина всего храма с колокольней и галереей в 40 сажень, высота храма с крестом в 251/3 саж., в главном сооружении предполагалось поместить три престола; в среднем во имя Иверской Божией Матери, а в боковых частях — во имя св. Александра Невского и св. Архистратига Михаила.

Но так как и этот проект превышал средства, собранные на построение церкви, то он не был утвержден, и в 1864 году поручено было составить новый проект состоявшему при Главном Управлении Наместника Кавказского архитектору Симонсону, с тем, чтобы для сокращения расходов, уменьшены были размеры проекта, но сохранен был вполне стиль и характер первоначального  проекта Горностаева. Не посчастливилось и проекту Симонсона: он был также оставлен без утверждения, главным образом, по недостаточности в проектировании фундамента здания.

Четвертый проект был составлен Терским областным инженером Сурмиевичем; но и этот проект, оказался не удовлетворительным. После того было признано необходимым командировать на место предполагаемой постройки архитектора для собрания всех необходимых данных  к составлению проекта, причем обратить особенное внимание на выборе места для постройки и имеющуюся сумму. Поручение это было возложено в 1874 году на тифлисского инженер-архитектора Чижова, который на месте исследовал грунт земли и собрал сведения о местных материалах для постройки. Составленный им проект, по которому стоимость сооружения простирается до 158 000 руб.,  рассмотренный и одобренный Императорской Академией  Художеств и Технической Канцелярией Дорожного Комитета Главного Управления Наместника Кавказского, утвержден Великим Князем Наместником 24-го декабря прошлого 1875 года, причем Его Высочество соизволил приказать, чтобы предполагаемая постройка храма в техническом отношении была подчинена ведению Строительного Дорожного Комитета Главного Управления, а самое производство работ было поручено автору проекта, г-ну Чижову, согласно данной ему инструкции, дабы чрез то достигнуть в постройке полной удовлетворительности проектированных частей храма, со строгим соблюдением прочности их, пропорции и изящества; в хозяйственном же отношении наблюдение за постройкою возложено на местный строительный комитет. В январе сего 1876 года проект г-на Чижова препровожден главным инспектором гражданских сооруженій на Кавказе на благословение Преосвященнейшего Германа, Епископа Кавказского, которым и сделано распоряжение об открытии работ в возможно скором времени.

Таким образом, в недалеком будущем (по проекту чрез  3 года) для драгоценной святыни Кавказа будет сооружен приличный храм, который будет служить и величественным памятником покорения Кавказа и, в тоже время, конечно, будет привлекать гораздо более как православных богомольцев, так и нехристиан-горцев, чем нынешняя Успенская церковь. Храм будет построен без отдельно стоящей колокольни, но с галереей вокруг для помещения до 1500 богомольцев, приходящих издалека и, по обычаю кавказскому, располагающихся на два и более дня вокруг  храма с семействами и походным имуществом.Формой сооружения избрана пирамида, которая, удовлетворяя более всего, устойчивости здания, в то же время придает ему монументальный вид.

Дай Бог, чтобы без замедления и препятствий совершилась эта важная постройка!

0

10

В гор. Моздоке четыре православных церкви: собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Духосошественская с приписной к ней Ильинской и Николаевская.

Моздокский собор, сооруженный на пожертвования, собранные по всей России в память покорения восточного Кавказа представляет собою выдающееся явление в архитектурном отношении среди всех церковных зданий Северного Кавказа. Снаружи он имеет вид пирамиды с пятью куполами и с громадною внизу вокруг всего собора галереей, а внутри поражает величественностью колонн, на которых покоятся своды храма. В этом храме имеет свое местопребывание святыня всего Северного Кавказа—Моздокская чудотворная икона Божией Матери, для поклонения которой по издавна установившемуся обычаю собираются богомольцы в громадном количестве в день Преполовения Пятидесятницы.

Церковь Духосошественская насчитывает уже более 100 лет своего существования, но чрезвычайно бедна и требует значительного ремонта. Среди утвари Духосошественской церкви есть немало предметов довольно древних, таковы например: Святое Евангелие, имеющее 3/4 арш. в длину, 2/4 арш. в ширину, в бархатной обложке с изображением из чистого серебра на верхней доске Спасителя, сидящего на престоле с четырьмя евангелистами, а на нижней - креста. Внутри евангелия, на первом листе собственноручная надпись красивым полууставом Высокопреосвященного архиепископа Тверского Платона: «В святейшую из язык в новособранную церковь, яже в Осетии, дал вкладом смиренный Платон, архиепископ Тверской и Кашинский и архимандрит Свято-Троицкой Сергиевы Лавры. 1771 года, 12 апреля. С.-Петербург.
Плащаница бархатная, шитая золотом с золотыми бахромами и кистями. На плащанице надпись: «Сия плащаница шита в городе Астрахани при Мефодии Епископе в крепость Моздокскую 1774 г. генваря».
Серебряный ковш, продолговатый, весом 88 золоти., внутри с изображением орла с короною, у которого вокруг изображения Георгия Победоносца надпись—«за вѣру и верность». Ручка ковша с короною Императрицы Елисаветы, а на противоположной стороне ручки опять изображение орла с короною и изображение самой Императрицы Елисаветы Петровны. С наружной стороны вокруг всего ковша надпись: «Мы Ели
савета Императрица и Самодержица Всероссійская, и пр., и пр. и пр., симъ ковшомъ пожаловали Легкой станицы атамана Клименя Миняева за многія и вѣрныя службы въ С.-Петербургѣ, 1761 года, мѣсяца Марта, 23 дня».

Источник: Протоиерей Григорий Максимов. Обозрение церквей Преосвященнейшим Владимиром, Епископом Владикавказским и Моздокским в апреле месяце текущего года.
ВЕВ 1904 № 16 стр. 300-301

0

11

Приказы по войскам Терской области №1-90 1861г. (РГВИА ф.14719, оп.9, д.242, л.376)

Приказ по войскам Терской области №5 от 1 февраля 1861г. г. Владикавказ.
Г.И., по ходатайству Наместника Кавказского, Высочайше повелел соизволил: открыть повсеместно в Империи подписку, для сбора в Военном, Гражданском и Духовном ведомствах, добровольных приношений, на сооружение в г. Моздок каменной православной церкви, для помещения в ней сохранившейся от древних времен Чудотворной иконы Иверской Божей Матери.
Прилагается экз. записки о Чудотворной иконы Божей Матери в Моздоке.

Записка о Чудотворной иконы Иверской Божей Матери в Моздокской Успенской церкви и необходимости деревянной церковь заменить каменной.

На Кавказе, в г. Моздок, расположенном на р. Терек, Ставропольской губ., находится деревянная церквь Успения Божей Матери. В этой церкви, за правым клиросом, киоте, присутствует древняя Чудотворная икона Иверской Божей Матери. Исторические сведения о сей иконе имеются следующие. В XII-ом столетии знаменитая Грузинская Царица Тамара, по кончине первого супруга, Русского Князя Георгия Андреевича- то был сын Андрея Боголюбского- вступила в брак с Князем Осетин. Вместе с рукою своею она доставила Князю и его народу Христианство. Царица не щадила ни трудов, ни издержек, для водворения и утверждение Святой Веры между осетинами. В стране их многочисленные развалины свидетельствуют о многочисленности прежде бывших в ней христианских храмов. Создание этих храмов приписывается преданием Тамаре. Предание, утверждает, что одним из развалин в Карталинском ущельи составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась икона Иверской Божей Матери, как драгоценейший дар боголюбивой Тамары осетинскому народу. Два раза храм был разрушен до основания пожаром и оба раза Чудотворной икону Божей Матери находили целою. Шестьсот лет икона пребывала в Карталинском ущельи. ………………………………………………………………………………………………………..
Наше Правительство в 1763г., пригласило горцев-христиан и горцев, желающих принять христианство, переступить через Терек и селиться близ Моздока. Вследствие приглашения в 1793г., партия горцев, на кануне Преполовения Пятидесятницы, прибыла к Моздоку, имея с собою икону Божей Матери. Икона ознаменовала чудесами и путь свой и прибытие в православный город. Преосвященный Гаий, Епископ Моздокский и Маджарский, узнав о прибытии знаменитой на Кавказе иконы, вышел к ней для поклонения с духовенством с крестами и хоругвями. Архипастрь нес Её в собор, предполагая здесь предоставить почетное место иконе. Но Богоматерь особенным чудом известила Епископа, что Она желает пребывать вне города, на том самом месте, на котором Она остановилась и провела ночь на смиренной черкесской арбе. Преосвященный Гаий поспешил соорудить часовню на указанном месте, впоследствии прихожане построили деревянную церковь во имя Успения Божей Матери. Икона имеет 1 аршин и 12 вершков вышины, 1 аршин и 7 вершков ширины. ……………………………………………………………………………………………
https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/977/t305270.jpg
«Точное изображение Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы Моздокской на Кавказе». Декабрь 1895 г. Хромолитография из архива библиотеки Георгиевского храма г. Георгиевска.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Моздокская_икона_Божией_Матери

0

12

МАРШРУТ следования Св. иконы Божией Матери „Моздокской" (см. https://forumupload.ru/uploads/0009/30/ … 305270.jpg ) из г. Моздока в г. Кизляр и окрестные станицы и села - и обратно в 1908 г.
Июнь.
2. После литургии Св. икона выступает в станицу Стодеревскую. Ночлег.
3. Ст. Галюгаевская и Ищерская. Ночлег.
4. Ст. Наурская. Ночлег.
5. Ст. Мекенская, Савельевская и Калиновская. Ночлег.
6. Ст. Николаевская. Ночлег.
7. Ст. Червленная. Ночлег.
9. Ст. Щедринская. Ночлег.
11. Ст. Шелкозаводская. Ночлег.
13. Ст. Новогладковская. Ночлег.
15. Ст. Старогладковская. Ночлег.
17. Ст. Курдюковская и Каргалинская. Ночлег.
19. Ст. Дубовская. Ночлег.
21. Ст. Бороздинская. Ночлег.
23. Город Кизляр.
27. Селение Малая Орешевка. Ночлег.
29. Большая Орешевка. Ночлег.
30. Станица Александрийская. Ночлег.
Июль.
4. Селение Суеткина Коса и хутора. Ночлег.
6. Хутор Троицкий. Ночлег.
7. Селение Брянское. Ночлег.
9. Селение Черный Рынок. Ночлег.
13. Коктюбей. Ночлег.
15. Селение Юрковка. Ночлег.
16. Селение Таловка. Ночлег.
20. Селение Раздолье. Ночлег.
22. Селение Тарумовка. Ночлег.
24. Ст. Александро-Невская. Ночлег.
26. Гор. Кизляр.
27. Ст. Каргалинская. Ночлег.
28. Ст. Шелкозаводская. Ночлег.
29. Станция железной дороги „Гудермес".
30. Проездом в станицу Слепцовскую. Ночлег.
Август.
1. Станица Вознесенская.
2. Гор. Моздок

Источник: Владикавказские епархиальные ведомости 1908 № 22.

0

13

МАРШРУТ  следования Моздокской иконы Божией Матери из г. Моздока в г. Владикавказ в 1908 г.

17 августа Воскресенье. После литургии Св. Икона выступает в станицу Вознесенскую.
18 » Понедельник. К поезду в  «Слепцовская»  в Хасав-Юрт; 19 и 20 там же.
21 » Четверг. Поездом через ст. «Гудермес»  в станицу Кахановскую.
22 » Пятница. В станицу Ильинскую и Петропавловскую.
23 » Суббота. В г. Грозный; 24 и 25 там же.
26 » Вторник. В станицу Грозненскую и 27 там.
28 » Четверг. Через нефтяные промыслы в станицу Ермоловскую.
29 » Пятница. В станицу Закан-юртовскую и Самашкинскую.
30 » Суббота. В станицу Михайловскую.
31 »  Воскресенье. В станицу Ассинскую.
1 сентября. Понедельник. В станицу Нестеровскую.
2 » Вторник. В станицу Фельдмаршальскую.
3 » Среда. В станицу Троицкую.
4 » Четверг. В станицу Карабулакскую.
5 » Пятница. В сел. Опьгинское.
6 » Суббота. В станицу Сунженскую.
7 » Воскресенье. К  4 час. пополудни в г. Владикавказ.
Источник: Владикавказские епархиальные ведомости 1908 № 31.

0

14

19-го мая 1884 г. Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (в миру Александр Косьмич Осецкий) выехал из Владикавказа и, обозрев церкви станиц Магомет-Юртовской и Терской, вечером прибыл в Моздок.
В Моздоке Преосвященный узнал, что, накануне его приезда, в этот город прибыли из Екатеринославской губернии пропагандисты секты баптистов (которых называют также и штундистами) и что даже в билете, выданном полицейским начальством одному изъ таковых врагов православной церкви, прописано о том, что он путешествует для распространения сектантства, именно сказано: „предъявитель сего, распространитель сектантства между православными, такой-то, следует и проч. Так как этому „распространителю сектантства давали свободный пропуск на пространстве нескольких сот верст, то, вероятно, он и в Моздоке и в разных станицах и селах Кавказской епархии будет также свободно разъезжать и сеять плевелы своего лжеучения.
В тот же вечер Преосвященный получил и другое неприятное донесение, именно, что ученик Моздокского духовного училища Архангельский, при иллюминации 15-го мая, от неосторожной шалости своей и товарищей, получил сильные ожоги на теле, от которых и умер.
20-го мая Преосвященный слушал в Моздокской Успенской церкви литургию, по окончании которой осматривал постройку проектированного собора, начатую уже несколько лет тому назад и доведенную до цоколя, но затем остановившуюся по причине неудачных действий лица, взявшего на себя эту постройку. 
Источник: Обозрение Преосвященнейшим Германом, Епископом Кавказским, церквей Терской области и частью Ставропольской губернии и Кубанской области, в апреле и мае 1884 г. // КЕВ 1884 № 16  с. 594 — 613

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Моздок » Церкви


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно