Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » общий форум » Сказки терских казаков


Сказки терских казаков

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Баранов Е. Сказки терских казаков. Рисунки художника В. Комарова. М. Издание Т-ва И.Д. Сытина. 1914 г. 230 с.
http://www.alib.ru/5_baranov_e_skazki_t … 430ae.html
http://s2.uploads.ru/t/H5r8n.jpg
http://s2.uploads.ru/t/ej6tF.jpg
http://s3.uploads.ru/t/6qvWb.jpg

+1

2

львович написал(а):

Баранов Е. Сказки терских казаков. Рисунки художника В. Комарова. М. Издание Т-ва И.Д. Сытина. 1914 г. 230 с.
http://www.alib.ru/5_baranov_e_skazki_t … 430ae.html

Цена такая кусачая

0

3

дядя Коля написал(а):

Цена такая кусачая

Не подумайте, что это я продаю или рекламирую. Это не мой профиль. В рунете много сказок выложено донских, яицких, кубанских, некрасовских. Я стал искать терские и нашел... Книжка - раритет. Автор - русский фольклорист, род. в Нальчике. Сборник терских сказок не переиздавался с 1914 г.

0

4

львович написал(а):

Не подумайте, что это я продаю или рекламирую. Это не мой профиль. В рунете много сказок выложено донских, яицких, кубанских, некрасовских. Я стал искать терские и нашел... Книжка - раритет. Автор - русский фольклорист, род. в Нальчике. Сборник терских сказок не переиздавался с 1914 г.

Да не все нормально , это книга уже давно весит в инете на продажу, связывался с этим продавцом, чтоб отфотографировать страницы, ну че то не соглашается....

0

5

дядя Коля написал(а):

Да не все нормально , это книга уже давно весит в инете на продажу, связывался с этим продавцом, чтоб отфотографировать страницы, ну че то не соглашается....

Да это и понятно, иначе - не продаст вообще.

0

6

львович написал(а):

Да это и понятно, иначе - не продаст вообще.

Да и без него обойдемся, она же не в единственном экземпляре то

0

7

Держал сегодня в руках такую книгу, издания 1914 года, сделал фотокопии каждой страницы, теперь осталось весь текст перепечатать...

0

8

дядя Коля написал(а):

теперь осталось весь текст перепечатать...

Нужна помощь в наборе текста?

0

9

львович написал(а):

Нужна помощь в наборе текста?

Да конечно, помощь очень нужна, одному долговато придется

0

10

дядя Коля написал(а):

Да конечно, помощь очень нужна, одному долговато придется

Готов помочь в меру своих сил.

0

11

Программа FineReader умеет распознавать дореволюционные тексты.
Все-таки лучше исправлять, чем все набирать заново.

Программа FineReader   (платная, но как всегда можно найти ломанный вариант).

Тип Оптическое распознавание символов
Разработчик ABBYY
Сайт http://www.abbyy.ru/finereader

FineReader — система оптического распознавания символов, разработанная российской компанией ABBYY.

Позволяет извлекать текстовые данные из цифровых изображений (фотографий, результатов сканирования, PDF-файлов). Полученное в результате распознавания может быть сохранено в различных форматах файлов: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Powerpoint, Rich Text Format, HTML, PDF/A, searchable PDF, CSV и текстовые (plain text) файлы.
Поддерживает распознавание текста на 188 языках и имеет встроенную проверку орфографии для 45 из них.

Проблема распознавания дореволюционных текстов обсуждается на форуме http://finereader.abbyy.ru/forum/actual … &pg=-1

Отредактировано wat (2013-01-30 18:23:30)

0

12

Качество низкое, не распознаёт ...

Львович, скиньте свой адрес в личные

0

13

Здравствуйте!
Тоже искала книгу Баранова, нашла alib, фонды РГБ и этот форум, чему очень обрадовалась. Скажите, нужна ли еще помощь с перепечаткой? Готова всячески посодействовать, книга очень нужна для дипломной работы, а в Москву выбираться далековато. Заранее спасибо!

0

14

Сказки, записанные в ст. Бороздинской.
Жена-спорщица *)

     Один казак женился, и ему попалась жена – такая спорщица, такая «противная» **), что хуже да и не надо: чем больше он живет с ней, тем «противнее» она делается.
     Муж ей скажет: «неси дров – печку топи», а она воды принесет; скажет ей муж: «пойди -  воды принеси», а она травы принесет; муж скажет: «пойдем картофель огребать», а она серп возьмет, да и жать пойдет.
     Муж и думает, как бы от жены отделаться, и придумал, наконец. Раз сидит он утром с женой и говорит: «на той стороне речки да и малина хорошая! – только ты не ходи рвать её: я не хочу, а лучше возьми кошёлку да ступай – грибов набери».
      А протекала речка возле их дома, напротив которого был мост через неё, а вверх по течению лежала «кладка», но уже очень плохая – ходить было опасно по ней.
     Жена и говорит: «пойду за малиной».
     - «Я же тебе говорю – не ходи, а то ты пойдешь, да, пожалуй еще, через «кладку»! Уж идти – так хоть через мост».
     - «Вот нарочно пойду через кладку!»
     - «Ну, хорошо, - только ты не вздумай на кладке подпрыгнуть».
     - «Нарочно подпрыгну – это уж мое дело!»
     - «Да ты утонешь!» - говорит ей муж.
     - «Утону – так утону!» - отвечает жена.
     Взяла она кошёлку и скорей из хаты, да к реке; но не пошла через мост, а через кладку; дошла до середины реки, да как прыгнет: кладка переломилась, а баба пала в воду и утонула.
     Видит мужик, что жена утонула, - взял багор и пошел жену искать вверх по реке. Встречаются люди – спрашивают:
     - «Что делаешь?»
     - «Жену ищу; утонула недавно».
     - «Где утонула?»
     - «На кладке стояла: кладка переломилась, а жена в воду упала».
     - «Да зачем же ты её ищешь здесь? Тебе нужно искать вниз по течению, а ты против течения».
     - «Эх, да ведь она у меня «противная» была, - все напротив делала: наверно, она вверх поплыла».

*) А.Н.Афанасьев издал под таким заглавием три сказки. Если его сказки под литерами «а» и «с» сходны с печатаемой здесь сказкой только по идее, то сказка под литерой «в» имеет общее с последней и в фактической стороне; но наш вариант обстоятельнее и цельнее, по крайней мере, относительно мотивов, в силу которых муж решил отделаться от жены. – «Народные русские сказки» Книга III стр. 446 – 448; кн. IV стр. 529 – 530. Изд. 2. М. 1873 г. Ред.
**) «Противная» - в смысле: « склонная противоречить», спорщица. Ред.
     
Про коня-молодца *).

     Жили старик со старухой; у них был сынок. Старик повел сына отдать кому-нибудь в учение. Шел-шел – пристал и сел под кустик отдохнуть; откуда ни возьмись колдун и говорит старику:
     - «Отдай мне своего сына, - я буду учить его; отдай на три года и каждый год приходи сюда: узнаешь своего сына – будет твой, а не узнаешь – будет мой».
     Старик согласился. Колдун взял мальчика за руку и повел его, а старик за ним пошел. Тут колдун говорит мальчику:
      «Пойди – отца проводи, да скорее сюда воротись».
Мальчик пошел отца проводить и говорит ему:
      «Когда через год ты придешь меня узнавать, то мы будем голубями: нас будет двенадцать голубей, и я своего товарища ущипну».
     Отец ушел, а колдун провалился с мальчиком под землю. Через год приходит отец и видит: сидят на лугу двенадцать голубей. Сын стариков ущипнул товарища; старик и говорит колдуну:
     «Вот мой сын!»
     Колдун велел ему опять через год придти. Сын пошел отца провожать и говорит:
     - «Когда ты придешь, мы все будем на озере утями сидеть: я встрепенусь – ты и узнаешь меня».
     Через год приходит старик: видит – громадное озеро, и сидят двенадцать утей. Сын его встрепенулся; старик и говорит колдуну:
     - «Вот мой сын!»
     Колдун приказывает, чтобы он пришел через год. Сын пошел отца провожать и говорит:
     - «Когда ты через год придешь, мы будем одномастными жеребцами стоять; я лягну товарища, ты и узнаешь меня».
     Приходит старик через год. Колдун выводит двенадцать одномастных жеребцов; один из них лягнул товарища; старик и говорит:
     - «Вот мой сын!»
     Колдун отдал сына старику; старик повел его домой. Дома сын сделал недоуздок и говорит отцу:
     - «Я обернусь  жеребцом; ты надень на меня недоуздок и иди в город меня продавать, - только с недоуздком не отдавай, а то больше не увидишь меня».
     Сын обернулся конем; отец надел на него недоуздок и повел продавать; пришли, - купцы дают 300 руб., а отец просит 400; наконец, поладили – отец получил деньги, снял недоуздок и пошел домой. Купец, который купил коня, оседлал его, сел, проехал шагом – хорошо идет; поехал рысью – хорошо; ударил его – хотел проскакать, - глядь, сидит на одном седле на земле: уздечка в руках, а лошади нет; а сын стариков обернулся воробьем, прилетел к отцу и опять обернулся лошадью.
     Отец надел на него недоуздок и повел продавать; пришли, - купец дают 500 руб; продал старик жеребца. Сел купец на лошадь, проехал шагом – хорошо; проехал рысью – хорошо, хотел проскакать, - глядь, сидит на одном седле: уздечка в руках, а коня нет; конь же обернулся в голубя и улетел к старику; здесь опять обернулся конем, да таким, что любо посмотреть. И говорит он старику:
     - «Веди меня продавать, да когда продашь – не забудь уздечку снять».
     Отец повел сына; как раз подходит к ним тот колдун, у которого жил сын старика; узнал он своего ученика, подошел к старику и дает ему 1000 руб. Старик продал жеребца, да с радостей, что много денег дали, забыл уздечку снять. Старик ушел, а колдун сел на коня, взялся за недоуздок и ну – скакать: скакал, скакал колдун – конь весь в мыле; тут он подъехал домой, завел коня в конюшню и привесил его к матице вверх ногами, а сам ушел. Жена колдуна вышла, заходит в конюшню – видит: лошадь висит; она сама себе и говорит:
     - «Вот умотал лошадь! Где бы покормить, а он повесил ее!»
     Она отвязала лошадь, а эта обернулась в голубя и улетела. Пришел колдун, заходит в конюшню, а коня  уже нет, - поругал жену  пошел искать его. Голубь же летал-летал, да упал у колодца и сделался перстнем.
     Пришла к колодцу одна красивая девушка, подняла перстень, надела его на руку, почерпнула воды и пошла домой; дома перстенек  и говорит ей:
     - «Когда на двор придет петух, ты сними меня, ударь оземь, - я рассыплюсь пшеном, а ты на одно зернышко наступи ногой».
     Приходи на двор петух;  девушка ударила оземь кольцо, -  оно рассыпалось пшеном, а девушка наступила на одно зернышко; только петух начал пшено клевать, как из-под ног девушки вылетит ястреб: он убил петуха, а петух-то колдун был; ястреб же обернулся добрым молодцем, женился на девушке, и вот они живут себе -  поживают, да добра наживают.
-------------------------------------------
*) У Афанасьева приведено пять сказок на подобную тему, под заглавием «Хитрая наука». Наш вариант так же, как и сказки Афанасьева, вполне удержал основную идею языческого верования в чудесное искусство превращений в птиц, зверей и т. п., а также вполне выразил юридический обычай, состоящий в том, что продавец должен вместе с животным, передать покупщику и ту веревку или узду, на которой оно приведено на базар, в знак действительной и окончательной продажи. – «Народные русские сказки». Кн. II стр.463-485; кН. IV стр. 329-332.
     Подобная же сказка, под заглавием «Про коня-сапожника», помещена в предыдущем выпуске «Сборника мат. для опис. мест. и плем. Кавказа». Вып. VI, отд. II стр. 197-200.

Источник: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Вып. 7, Тифлис, 1889.
Бутова Е. Станица Бороздиновская, Терской обл., Кизлярского округа.

Отредактировано львович (2014-06-03 16:29:12)

0

15

Сказки, записанные в ст. Бороздинской.
Несчастный сад *).

    В некотором царстве, в некотором государстве жил один царь; у него было три дочери. У этого царя был «несчастный» сад: кто входил или въезжал в него, сию же минуту поднималась сильная буря, и, попавшего в сад, уносило неизвестно куда. Прежде было много охотников ходить в этот сад, а потом, когда ни один из ходивших туда не возвращался, о саде и вспоминать боялись.
    Когда у царя выросли дочери, стали невестами, старшая дочь просит у отца позволения поехать в сад. Царь и царица и просили, и плакали, чтобы она не ездила в сад, но не соглашается дочь, говорит: «хоть и не пустите, все равно умру». Тут царь приказал ей одеться в самую лучшую одежду, посмотрели на нее в последний раз и отправили в сад. Только царевна въехала в сад, как поднялась буря и унесла ее.
    Царь с царицей поплакали-поплакали, искать негде; стали уж понемногу и забывать дочь, как через год просит отца вторая дочь, чтобы он отпустил ее в сад. Царь и царица стали говорить, что и сестра её пропала в саду; но дочь плакала – просила до тех пор, пока её не отпустили. Одели её в самую лучшую одежду, посадили в золотую карету и отправили в сад. Как доехала она до середины сада, поднялась сильная буря и унесла ее.
    Через год третья дочь плачет – просит, чтобы ее отпустили посмотреть сад и попытать счастья: может быть она и останется. Царь с царицей не соглашаются ее отпустить – говорят, что и так две дочери пропали, а если и она пропадет, то им уж не будет никакого утешения  в жизни. Но дочь говорит: «если меня не отпустите, то я с горя умру».
    Царь собрал всех своих сенаторов на совет. Те придумали сделать железную кровать, положить на нее царевну, приковать ее к кровати и покрыть пологом железным, - только оставить отверстие для дыхания, а поставить это в саду, в комнате, с двенадцатью железными дверями, и замкнуть каждую дверь двенадцатью железными замками. Так и сделали: отвезли царевну в сад и заперли.
    Ночью поднялся сильный вихрь: прилетел змей о двенадцати головах, выбил все двери, подхватил царевну вместе с кроватью, поднялся на воздух и полетел; но кровать была тяжелая, и змей очень высоко подняться не смог, - кровать касалась верхушек высоких дерев, и все верхушки поломала.
    Царь и царица после исчезновения третьей дочери, чуть было не ослепли от слез: так они плакали.
    Недалеко от этого царства было другое, и у царя того царства был сын, Иван-царевич. Услышал он о пропаже царских дочерей и захотел отыскать их; надел он плохонькую одежу и пошел в соседское царство. Прибыл он в город, где жил царь. Здесь он зашел на двор к самой бедной старухе, подошел к окну и говорит: «пусти, бабушка, переночевать»; он назвался портным.
    Старуха пустила царевича, собрала ужинать и за ужином разговорилась с гостем о том,  о сём, и о пропаже царских дочерей. Иван-царевич и говорит ей: «ты, бабушка, сходи к царю и скажи ему, что я берусь отыскать его дочерей». Старуха, поужинав, легла спать, но ей не до сна: ждет не дождется утра, чтобы пойти к царю и сказать, что нашелся человек, который берется отыскать его дочерей; думает, конечно, старуха, что царь наградит ее за известие. Рано утром старуха побежала к царю с известием. Царь обрадовался и тотчас поехал со старухой к ней домой за мнимым портным; царь увез его во дворец.
- «Правда ли, что ты берешься отыскать моих дочерей?». Иван-царевич подтвердил, что правда.
- «Что нужно – бери все, только отыщи моих дочерей», приказывает царь.
    Иван-царевич потребовал, чтобы дали ему трех молодых генералов в помощники, подзорную трубу и провианта на три года для четырех человек. Царь исполнил это требование, и Иван-царевич со своими помощниками пошел в путь-дорогу.
    Как шли они мимо «несчастного» сада, Иван-царевич заметил в подзорную трубу, что верхушки у деревьев посломаны. Вот он со спутниками и отправился по тому направлению, как были сломаны верхушки. Шли они в том же направлении два с половиной года и, наконец, пришли к проходу в подземное царство; остановились они недалеко от отверстия. Иван-царевич и говорит: «нас четверо, и мы должны сегодня ночь не спать, а по очереди караулить проход; я буду последний стоять на часах». Поставил он часовым одного генерала, а сам с двумя ушел играть в карты – играет и думает, как бы часовой не заснул, - бросил он карты, сменил часового, приказал генералам играть в карты, а сам стоял всю ночь на часах за всех. В самую полночь он увидел, что вылетел из прохода, сначала змей о двенадцати головах, потом о девяти и о шести. Утром он подошел к товарищам и видит, что они сидят и все в карты играют; он и говорит им:
- «Вы дремали за картами, - ничего во сне не видели?»
- «Ничего», отвечают ему.
- «А я, как начну дремать, так мне все работа снится». Те его спрашивают: «какая же работа?» Он им и говорит: а вот закусим, выпьем хорошенько и пойдем в лес лыко драть, да канат вить». Так и сделали.
    Лыко драли, драли они целый месяц; затем навили из него веревок и свили из них канат. Иван-царевич и говорит своим помощникам: «несите канат к проходу в подземное царство». Те взялись, было, за канат, но не могли его поднять. Тогда Иван-царевич сам поднял канат, донес его к проходу и один его конец привязал к себе у пояса и говорит генералам: «поклянитесь ждать меня здесь шесть месяцев; если я за это время не вернусь, то можете идти к царю и сказать, что я пропал, а если через 6 месяцев я дерну канат, тогда тащите: значит, я выручил царских дочерей». Генералы съели по горсти земли и поклялись ему ждать его 6 месяцев, а потом, в случае его смерти, идти к царю и сказать ему, что нужно. Ивана-царевича опустили в проход.
    Вот и пошел Иван-царевич искать царских дочерей по подземному царству. Заходит он в одну землю и видит: сидят там в одном городе все портные и шьют. Спрашивают они Ивана-царевича: «что он, по воле или по неволе к ним попал?» Иван-царевич говорит: «не все ходят по неволе, заходят и по воле». Они стали сожалеть, что он зашел в подземное царство, потому что из него никто не выходил. Иван-царевич и говорит: «а может быть, я выйду и других выведу»; потом спросил их, не знают ли они, где находятся царские дочери. Портные рассказали ему, что царские дочери унесены змеями, и что каждая живет в своем дворце; затем дали ему клубок ниток, велели бросить клубок впереди себя: куда клубок покатится, туда ему идти. Иван-царевич так и сделал.
    Долго клубок катился и, наконец, остановился у одного дворца. Дворец был очень красивый: такого Иван-царевич не видел на земле. Взошел он на крыльцо, а на крыльце стоит красивая женщина – умывается: это была царевна, старшая дочь того царя. Увидела она Ивана-царевича и спрашивает: «зачем ты пришел сюда, добрый молодец? Видно, тебе жизнь надоела? Как ты сюда попал: по воле или по неволе?» Иван-царевич отвечает ей: «не все ходят сюда по неволе, - приходят и по воле – других выручать из неволи». Она спрашивает у него:  «кого же ты пришел выручать?»  Он рассказал ей от кого, как и зачем он попал сюда, - только промолчал о себе, кто он. Обрадовалась царевна и говорит ему: «жаль мне тебя, добрый молодец, - как бы тебя не разорвал мой муж – шестиглавый змей; но делать нечего, заходи в комнату – я тебя спрячу».
    Иван-царевич зашел в комнату, а в комнате, у правой и у левой стены, в углах стоит по кадушке воды: у правой – сильная вода, а у левой – бессильная. Иван-царевич спрашивает у царской дочери: «что это за вода стоит в кадушках?» Она объяснила ему. Тогда он подошел к кадушке с сильной водой, взял корец, почерпнул воды, выпил и почувствовал в себе силу; потом кадушку с сильной водой поставил на место бессильной, а кадушку с бессильной на место сильной. Тут он спрашивает у царской дочери: «где лежит меч-кладенец?» Она  подала ему меч и посадила его за печь.
    Только Иван-царевич уселся за печью, как поднялась сильная буря, поднялся гром, пошел дождь: это прилетел шестиглавый змей, ударился о косяк и стал человеком.
    -«Что это русским духом мертвит?» спрашивает он у жены; а она ему отвечает: «это ты все по свету гулял и набрался русского духу, мне и то слышен запах».
    Муж-змей кинулся в правый угол, напился воды, потерял силу и лег на кровать. Иван-царевич вылез из-за печи и бросился к нему, а на кровати уж не человек, а шестиглавый змей лежит; Иван-царевич размахнулся и сразу отрубил ему все шесть голов. Так одна царевна была спасена от змея. Теперь спрашивает Иван-царевич у нее:  «где твоя вторая сестра?» Она подала ему клубок ниток и говорит: «брось его впереди себя – куда он прикатится, там и сестра моя». Иван-царевич так и сделал.
    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… 
    Дошел, наконец, Иван-царевич до одного дворца: клубок остановился. Дворец этот был еще лучше прежнего. Зашел Иван-царевич на двор и видит, что на балконе стоит красивая женщина – умывается. Он взошел на крыльцо; она увидела его и спрашивает:
    - «Ты как сюда попал, добрый молодец, - по воле или поневоле?»
    - «Не все сюда попадают поневоле, ходят и по воле – других выручать из неволи: я пришел выручить тебя», он ей в ответ. Обрадовалась царевна и вместе с тем испугалась, и говорит Ивану-царевичу:
    - «Жаль мне тебя, добрый молодец, - прилетит мой муж, девятиглавый змей, - разорвет он тебя».
    - «Не бойся», говорит Иван-царевич: «я твою сестру уж выручил».
    Царевна провела его в комнату. Здесь, как и у первой царевны, Иван-царевич напился сильной воды и переставил кадушки; а царевна дала ему меч-кладенец и спрятала его за печь. Только он сел туда, как прилетел змей, ударился о косяк, стал человеком и говорит: «что это русским духом мертвит?» Царевна отвечает ему: «это ты все рыскал по белу свету, набрался русского духу, и мне даже слышно». Муж царевны тогда напился в правом углу бессильной воды, совсем потерял силу и лег на кровать. Иван-царевич кинулся к нему, а уж вместо человека лежит змей; но он сразу отрубил ему все девять голов. Так спас Иван-царевич от змея и вторую сестру. Тут он спрашивает:
    - «Как я могу найти и младшую вашу сестру?» И эта царевна, как и старшая, дала Ивану-царевичу клубок ниток.
    - «Куда он прикатится, там и есть наша младшая сестра», сказала она: «да только вряд ли ты, добрый молодец, освободишь ее: у ней муж – о двенадцати головах змей, и свекор тоже о двенадцати головах, слепой; свекор-то закован сыном в подвале за двенадцатью железными дверями, на двенадцати железных замках». Иван-царевич говорит ей:
    - «А может, и выручу; ты ожидай меня: я и первой сестре сказал – как выручу третью, зайду за ней и за тобой и выведу вас на белый свет». Взял Иван-царевич клубок, кинул его впереди себя и пошел.
    Клубок долго катился и, наконец, остановился перед хрустальным дворцом. Дворец до того был красив, что Иван-царевич, чуть было не ослеп. Зашел он на двор и видит, что на балконе стоит красавица, каких он и не видывал еще; он вошел на крыльцо; она стояла – умывалась. Увидела он его и спрашивает:
    -  «Ты зачем сюда пришел, добрый молодец: по воле или поневоле?» Иван-царевич говорит ей:
    - «Не все здесь поневоле, - ходят сюда и по воле – других выручать из неволи; я пришел тебя выручить». Она заплакала и говорит:
    - «Напрасно ты пришел, - меня выручить трудно: муж мой – змей о двенадцати головах, да и свекор такой». Иван-царевич и говорит:
    - «Ничего, может быть и выручу».
    В комнате Иван-царевич напился сильной воды и переставил кадушки с водой, а царевна дала ему меч-кладенец и спрятала за печь. Вдруг поднялась сильная буря: прилетел змей, ударился о косяк, стал человеком и говорит: «что это у тебя русским духом пахнет?» Царевна отвечает ему: «это ты летал по свету да набрался русского духу, я и то слышу». Он кинулся к кадушке с бессильной водой, напился, потерял всю силу и говорит: «как я устал», и лег на кровать. Иван-царевич вылез из-за печи и кинулся, а он уж стал змеем. Иван-царевич размахнулся, ударил мечом и отрубил девять голов: змей начал так сильно рычать и биться, что его отец услыхал гром и стук, рванулся на цепях и оборвал их шесть. Иван-царевич и говорит царевне: «беги к свекру соре; если он спросит, что это за шум, ты скажи, что поднялась сильная буря, выворотила с корнем большой дуб, который стоял у окна: этот дуб ударил-де о дворец и побил все стекла; да возьми вилы железные, горячие; когда свекор  скажет: «подыми мне веки вилами, я посмотрю, что делается», ты и коли вилами  в глаза, а я приду тебе помогать».
    Царевна взяла вилы и побежала в подвал, а Иван-царевич отрубил змею остальные три головы, взял меч и побежал в подвал. А змей-свекр уж выбил шесть дверей. Царевна отомкнула первые двери и вошла, а он ее спрашивает: «что это за шум?» Она отвечает ему, как научил Иван-царевич.
    - «Возьми вилы, да подними мне веки, я посмотрю, что делается», сказал ей свекр-змей; а царевна горячими вилами как ширнет ему в глаза: змей еще не успел опомниться, как Иван-царевич прибежал и убил его. Так и младшая царевна была спасена.
    Теперь надо отправляться в путь-дорогу. Пошли они, но Ивану-царевичу стало жаль, что такого дворца он не увидит на земле; царевна догадалась, дала ему шелковый платок и говорит: «махни им, я дарю тебе этот дворец». Иван-царевич махнул платком, и у него в руке очутилось золотое яйцо. Он спрятал платок и яйцо, бросил впереди себя клубок ниток и пошел с царевной ко второй сестре.
    Закусили они там, взяли запасов в дорогу и пошли. А Иван-царевич жалеет, что больше не увидит на земле такого дворца. Вторая царская дочь дала ему шелковый платок: он им махнул, и у него в руке очутилось серебряное яйцо; завязал он его в платок и спрятал в карман. Затем Иван-царевич бросил клубок ниток впереди себя и пошел с обеими царевнами к их старшей сестре.
     Как пришли сюда, закусили, отдохнули, взяли на дорогу запасов и отправились в путь. Ивану-царевичу жаль стало и этого дворца; тогда царевна дала ему шелковый платок: он тряхнул им, и у него в руке очутилось медное яйцо; спрятал он и это яйцо в карман, и отправились они в путь-дорогу.
    Долго они шли, наконец, добрались до прохода, который вел из-под земли. Иван-царевич привязал к канату старшую царевну и дернул канат; видят генералы, что дернули канат, обрадовались и побежали тащить; вытащили царскую дочь и говорят: «вот невеста!» Старший прибавил: «это - моя». Канат опустили, и Иван-царевич привязал вторую царевну и дернул канат: генералы вытащили вторую царевну. Средний генерал и говорит: «это – моя невеста».
    Наконец, Иван-царевич привязал третью царевну, взял царевну за руку попрощаться и снял с ее руки перстень именной. Генералы по знаку вытащили и третью царевну; а младший из них сказал: «это – моя невеста».
    Тут генералы порешили не вытаскивать Ивана-царевича, а сказать царю, что они сами спасли его дочерей,  и попросить царя выдать царевен замуж за них, а про портного сказать, что он пропал, и искать им царевен не помогал. Пока они совет держали, времени прошло немало. Почуял беду Иван-царевич, сел на камень и думает себе: «эх, как я глуп! Мне бы нужно привязать себя первым: вытащили бы меня, а уж бы царевен вытащил; это они оттого долго не вытаскивают меня, что советуются, верно, погубить меня».
    Догадался, оказалось, Иван-царевич: он привязал к канату камень; генералы видят, что канат дернули, а потому потащили, но дотащили до середины и разом опустили: камень ударился оземь и разбился в дребезги.
    Генералы думали, что Иван-царевич погиб теперь. Вот они и направились с царевнами домой к царю; прибыли и сказали, что они выручили его дочерей. Две старших дочери держали сторону генералов – своих женихов, а младшая не согласилась идти замуж за третьего генерала: она любила Ивана-царевича; она и отцу говорила, что их спас портной, которого генералы бросили в подземелье. Царь, конечно, не поверил ей одной против пятерых;  но все-таки отложил свадьбу до тех пор, пока младшая дочь не согласится выйти замуж за третьего генерала.
    Иван-царевич, когда камень разлетелся в дребезги, ударяясь оземь, сказал себе: «верно, судьба мне здесь пропадать!» Надел он на плечо ружье и пошел скитаться по подземелью. Скитался он не день и не два, не месяц и не шесть, а ровно два года с половиной. Весь он оборвался: от верхней одежи у него только и осталось, что воротник, да одна пола. Кормился он травой да землей, а стрелять боялся в чужой земле.
    Раз был Иван-царевич в лесу. Шел сильный дождь, и ветер был до того холодный, а дождь крупный и сильный, что Иван-царевич думал, что или дождь забьет его, или он от холода замерзнет. Сидит он под деревом и видит, что недалеко от него на высоком дереве громадное гнездо. Он и говорит себе: «влезу я на дерево, сяду в гнездо – может быть, там теплее».  Влез он на дерево и сел, было, в гнездо, а в гнезде три птенца Гриф-птицы, да так они жалобно пищат, что у Ивана-царевича слезы выступили из глаз. Он своей последней полой накрыл птенцов и обогрел их. Когда перестал дождь, он слез с дерева и сел под то, где сидел раньше. Вдруг, видит он, летит громадная птица; испугался Иван-царевич, прижался к дереву и сидит. Птица и спрашивает у детей:
    - «Как вы, деточки, спаслись от дождя да от холода? Вы сами не могли этого сделать, - скажите мне: кто вас спас?» Они и говорят:
    - «Мы бы сказали, да боимся, как бы ты не съела нашего спасителя». Гриф-птица говорит им:
    - «Глупые вы, дети, - я буду благодарна целый век тому, кто вас спас».
    Тут дети указали на Ивана-царевича. Гриф-птица подлетела к нему и спрашивает:
    - «Как ты попал сюда, добрый молодец, - по воле или поневоле?» Он и говорит:
    - «Сначала – по воле; а теперь сижу поневоле», и рассказал ей, как он выручил царских дочерей, и как его бросили генералы. Гриф-птица и говорит:
    - «Хочешь, я тебя вынесу на белый свет?» Иван-царевич обрадовался:
    - «Как не хотеть!»
    - «Ну, добрый молодец, ты должен заготовить мне провианта; у тебя, я вижу, есть ружье: набей ты дичи 12 бочек и налей воды 12 бочек и связывай бочку с бочкой; воду повесь на меня с правой стороны, бочки с дичью с левой стороны: как я гляну налево, ты отрежь кусок мяса и бросай мне, а гляну направо – воды корцем плесни в рот, да так рассчитывай бросать мясо, чтобы до места хватало, а то я тебя проглочу».
    Иван-царевич набил дичи 12 бочек, налил воды столько же бочек, связал бочку с бочкой, нагрузил их на Гриф-птицу, взял нож и корец в руки, сел сам на птицу, и они полетели. Как глянет птица направо, он воды ей плеснет; глянет налево – кусок мяса бросит.
    Летели они три месяца, а света все еще не видать. Наконец, свет завиднелся далеко-далеко, как звездочка, а мяса уж мало осталось. Гриф-птица и говорит Ивану-царевичу: «бросай мне мяса по фунту, а то еще далеко до места». Иван-царевич стал бросать по фунту, потом, по приказанию птицы, по полфунта, по четверти и по восьмой, а света все еще нет.
    Вот и мясо кончилось! Что делать? Иван-царевич отрезал у себя с ноги икру и бросил Гриф-птице, потом отрезал и другую икру: она проглотила, вылетела на свет и опустилась на землю. Иван-царевич слез; она его спрашивает: «что это за мясо было, что ты бросал в последние разы? Очень уж вкусное!» Иван-царевич сказал, что он, лишь бы вылететь на свет, отрезал икры на ногах.  Гриф-птица велела ему лечь наземь, а сама отхаркнула икры и приложила их к ногам Ивана-царевича:  они мигом приросли.
    Иван-царевич встал, поблагодарил Гриф-птицу за спасение свое и спросил, как ему попасть в царство к тому царю, у которого он спас дочерей. Гриф-птица и говорит: «иди кругом – хотя пройдешь больше, зато жив будешь; а прямой дорогой пойдешь – никогда не дойдешь».
    Иван-царевич отправился в путь. Долго он шел; но, наконец, пришел в тот город, где жил царь со спасенными дочерьми. Иван-царевич зашел опять к той старушке, где в первый раз ночевал, и просится ночевать. Старушка впустила его в хату, поставила на стол, что было, и сели они ужинать. Она не узнала Ивана-царевича: сильно он оборвался и похудел. Разговорились они со старушкой; Иван-царевич и спрашивает:
    - «Что нового в их царстве?» Старушка говорит:
    - «Пропали было у нашего царя три дочери в «несчастном» саду; прошло немало времени, как выискался один человек отыскать их: царь дал ему трех генералов в помощники. Пошли они все вместе, - только человек тот пропал, а генералы нашли и привезли царских дочерей;  теперь они посватали за себя замуж: две старшие дочери согласны, а третья – нет; царь же назначил все свадьбы вместе, и вот он  все ожидал, пока младшая дочь согласится; но она уверяет отца, что их спас тот человек,  и что генералы бросили его в подземелье. Царь все-таки  настоял на своем, принудил и младшую дочь идти замуж, и сегодня у отца «вечеринка», а завтра будут венчать всех трех дочерей». Иван-царевич и говорит:
    - «А что, бабушка, можно мне пойти к царю на вечеринку?» Она отвечает ему:
    - «Иди, батюшка, там много людей, и подарки раздает всем младшая дочь».
    Иван-царевич поужинал и пошел во дворец, протеснился к балкону и стал. Выходит младшая дочь – несет на подносе подарки: Иван-царевич протянул, было, левую руку через перила – хотел взять себе подарок, а придворные ударили его по руке. Вышла в другой раз царевна с подарками; но Ивана-царевича так же, как и в первый раз, ударили его по руке. Когда вышла она в третий раз, Иван-царевич протянул правую руку; а на его руке было царевнино кольцо! Она узнала кольцо, вскрикнула от радости: подхватили Ивана-царевича под руки, завели в комнаты; царевна позвала отца и говорит ему: «вот наш спаситель, и кольцо мое у него!»
    Царь позвал генералов, а те стали белее снега – испугались сильно. Царь приказал привязать генералов к конским хвостам и пустить по полю, а младшую дочь отдал замуж за Ивана-царевича. Иван-царевич махнул шелковыми платками, и стало три дворца; один он отдал старшей царевне, другой – второй царевне, а в третьем живет сам с молодой женой.

*) Содержанием данной сказки вызывается другое заглавие, настоящее же заглавие относится только до точки отправления рассказа, до его завязки. Настоящей сказке соответствует у Афанасьева сказки под заглавием: «Три царства – медное, серебряное и золотое».  Из трех вариантов, помещенных в 1 кн. «Народных русских сказок»,  ближе к данной сказке второй, под литерой «в»; существенная же разница между ними в том, что Ивану-царевичу, по последнему варианту, приходится подниматься на горы, а по нашему варианту спускаться в подземное царство. В этом отношении настоящая сказка сходствует с вариантом под литерой «а»; соответственно этому и выбирается Иван-царевич на Русь: его выносит орел, как здесь Гриф-птица. Со всеми тремя вариантами наша сказка имеет некоторые общие подробности в обстановке или средствах, или в обстоятельствах, при которых Иван-царевич достигает цели. Кн. 1, стр. 264-289; сравн. сказку: «Норка-зверь», 1. 293-299. Кн. 4 стр. 87-97. Ред.

Источник: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Вып. 7, Тифлис, 1889.
Бутова Е. Станица Бороздиновская, Терской обл., Кизлярского округа.

Отредактировано львович (2014-06-03 16:35:52)

0

16

http://sf.uploads.ru/t/FjwfQ.jpg
Книга «Сказки седого Терека»  2014 г.
Составитель сборника Ирина Щербакова. Иллюстрации Василия Полякова (60 рис.).
Издатель: Комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества. 
Тираж 1500 экз. В свободную продажу не поступит.
Презентация в конце февраля 2015 г.
В издании 50 сказок и легенд.
В первую часть вошли сказки сборника Е. Баранова, а также сказки, записанные учителями в терских станицах: Наурской, Архонской, Слепцовской, Бороздинской.
Вторую часть составили легенды, собранные ставропольским поэтом и писателем терским казаком Витиславом Ходаревым.
Третий раздел – это кубанские сказы, которые уже издавались в постсоветские годы.

0

17

Правнук терца помнит казачьи сказки

Интернет делает мир маленьким, сужая пространство до размера лавки-завалинки. Некоторое время назад мне довелось познакомиться в социальной сети с Александром Ильиным из г. Саратова. Он байкер, увлекается мотоциклами, но и с большим интересом следит за развитием казачьего движения в стране и на Юге России. Особенно заинтересовался выходом в свет книги «Сказки седого Терека». Александр попросил выслать ему книгу, я это сделала, а после Саша написал мне длинное письмо, в котором рассказал о своем прадеде – терском казаке и поделился воспоминаниями детства.

«…Родился я в Саратове. Наша семья сюда приехала году в 1992-м примерно, а прадед, Яков Лукич, умер в 95-м. До этого мы в Ставрополе жили, куда дед демобилизовался после армии - он служил прапорщиком в Грузии под Рустави. Отец родился в Грузии, учился уже в Саратове.
Я не очень хорошо свой род знаю, к стыду своему. Дальше прадеда Якова Лукича мне ничего о предках не известно. Он был откуда-то из терских станиц Чечни. И фамилия до 1930-х годов у него была другая, не Ильин. А после его смерти и вовсе не удается что-то разузнать: его вещи забрала дедова сестра, а мы с ними никогда не роднились и не ладили. Фотографии его у меня тоже не сохранилось.
Я с прадедом, увы, не особо много общался. Они с дедом были в контрах, постоянно ругались. Дед вообще считал, что казаки - враги народа. Хотя, детство мое все-таки связано с прадедом, довольно суровым человеком. Если описать его в трех словах, то больше всего подходят такие: мудрый, сердитый и нелюдимый. Когда Яков Лукич злился, то переходил сразу с русского на чеченский (и женат был на чеченке, моей прабабке).
Слово «мужик» у прадеда, помню, было бранным, прямо матерным. А казаков он называл не иначе как «казуни». Больше ни от кого такого названия я не слышал. Но говаривал так: мол, мужики – те люди, а свои «казуни» сдали с потрохами… Вообще мы не знаем при каких обстоятельствах семья прадеда покинула Терскую область, но знаем, что они не смогли взять из дома ничего. Как задумываюсь, почему-то представляется дом, фотографии на стене, одежда в сундуке, посуда на полке и никого... Насколько я помню, он был старообрядец. И всегда говорил мне: уважай врага.
В Великую Отечественную войну Яков Лукич служил артиллеристом и закончил ее по ранению в звании лейтенанта, хотя, как я помню, начал не офицером. На каждый случай, когда я «косячил» у него находилась сказка, заканчивающаяся каким-то выводом молодому казаку. Его сказки очень похожи на те, что в книге.
К сожалению, в силу моего возраста, его жизнь мне в детстве была не интересна. Я и не расспрашивал. Задавал только вопросы про войну, но он только говорил, что там было страшно.
Суровый был очень. Когда он спускался постоять к подъезду, то соседи боялись мимо него в подъезд заходить. Помню такой случай. Проходил я как-то мимо этого дома, где прадед жил. Смотрю, а он сидит на лавочке, и подхожу поздороваться. Сел рядом. Тут мимо идут два взрослых парня лет наверно по двадцать и громко матерятся. Прадед ткнул в них палкой (он ходил, опираясь на обрезок черенка от лопаты) и окликнул:
- Молодые люди!
Они обернулись с явной агрессией и один из них спросил что-то типа:
- Чего тебе, старикан?
А прадед резко оборвал его:
- Нохчо ву?
Те опешили, и тот, что заговорил, ответил:
- Ву.
И тут прадед сильно взволновался, раскраснелся начал стучать палкой по асфальту, что-то им кричать, наверное, по-чеченски. А те стояли, как будто им на голову кирпич упал, смотрели в землю и друг на друга, лишь изредка поднимая глаза. А когда прадед замолчал, то другой из них, тот, что до этого молчал, вдруг начал что-то говорить. Но прадед цикнул и махнул палкой: мол, уходите! И они ушли молча. Прадед какое-то время бубнил себе под нос, а потом вспомнил про меня. Ткнул палкой в сторону ушедших ребят и сказал:
- Как шакалы. Запомни, Сашко, прилично вести себя нужно везде, а не только дома.
Сказки у него были своеобразные и всегда заканчивались одинаково: «Отсюда наука молодому казаку…» – после чего следовала некая мораль. Не факт, что я все правильно помню, но тем не менее. Самую первую я меньше всего помню, но она мне больше всех нравится...

Казак и Муравей
http://s3.uploads.ru/t/C7Qce.jpg

«Ехал казак вдоль Терека. Видит - в луже муравей тонет. Он соломинку положил в лужу, и муравей по ней вылез. Вылез и говорит:
- Спасибо, казак.
А он:
-Да что такого, я всего лишь соломинку положил.
-Тебе соломинка, а мне – жизнь, - ответил муравей.
Поехал казак дальше. Вдруг, когда под деревьями проезжал, что-то навалилось сверху. Это абреки напали и скрутили казака. Связали и в горы повезли. Уже ночью, в предгорьях, казак умудрился развязаться и убежал. Днем отсыпается в укромном месте, ночью бежит. А есть хочется, аж «жувот» свело. Сейчас, думает, ослабну и схватят опять горцы. Точно тогда уже не уйду. Тут смотрит - муравей.
-Ты чего, казак, такой грустный?
-Да ослаб с голоду.
Муравей убежал, и вскоре целая куча их приползла и каждый притащил по зернышку. Казак поел и говорит:
- Спасибо, муравьи!
А первый «мураш» отвечает:
- Да за что? Каждый всего лишь одно зернышко принес. Нам не трудно было.
- Вам зернышко, а мне – жизнь!
Отсюда наука молодому казаку: не ленись делать даже маленькое добро! То, что для тебя пустяк, другому сильно поможет.

О волках и шакалах

Один шакал прикинулся волком и пришел в волчью стаю. Приняли его там, не разобрались сразу, кто он на самом деле такой. И вроде бы все шло хорошо. Но однажды на ту землю, где жила и охотилась эта стая волков, пришла другая. Обе они столкнулись, и пошла драка не на жизнь, а на смерть. У шакала не волчье сердце. Испугался он драки, и стал прятаться за спины волков, наблюдая, каков же будет исход сражения. И вот, когда его стая победила, бросился трусливый шакал догрызать израненных врагов.
Увидели это волки и прогнали его прочь с великим позором. Отсюда наука молодому казаку: сколько не рядится волком шакал, суть свою он не спрячет.

Два брата «Знаем-знаем» и волшебные бурки

Служили в одном полку два брата. Такие они были разудалые, да умелые, что их постоянно все хвалили. И решили они, что все умеют и все знают.
Что им только не начнут рассказывать - они сразу:
- Знаем, знаем!
Так их и прозвали: братья «знаем-знаем». К примеру: вон «знаем-знаем» поехали! Или спрашивают:
- А кто в секрете?
- Да «знаем-знаем».
И вот дали им как-то задачу: муллу из мирного аула сопроводить. Ну те честь по чести: сами не доедят, подмерзнут, но зато мулла сыт и в тепле.
И когда добрались, мулла подарил им по бурке. И говорит:
- Бурки эти не простые. Скажете волшебное слово и взлетите на конях до неба, а скажете другое...
Но не дали ему братья договорить. Как обычно затараторили:
- Да знаем-знаем!
И уехали. А в пути решили проверить. Надели бурки, сказали волшебное слово и взлетели. А как спуститься-то и не знают! Так и болтаются в небе до сих пор. И если на луну посмотреть, то видно их...
Отсюда наука молодому казаку: дослушай старшего, не кричи «знаю-знаю»!

Как казак со службы возвращался

Ехал со службы казак и увидел, как несет в реке человека течением. Ну казак спешился, в реку прыгнул и вытащил человека. Оказалось, на купца абреки напали, и он раненый угодил в реку. Дал он казаку за спасение денег.
Казак купил по пути коня доброго на все деньги, а потом едет и думает: «А на кой он мне? Служба ж кончилась».
И обменял коня на барана. Едет баран, упирается. Подумал казак и сменял его на петуха. Потом едет и думает: «А накой мне петух?» И сменял его на иголку. Да заколол ее за край рукава.
Приехал к дому молодец, перескочил через плетень, а иголка выскочила и потерялась. Выбежала жена, обнимает его, а казак рассказывает:
- Так мол и так, человека из реки спас.
А жена:
- Да ты всегда у меня лихой молодец был!
Он далее:
- Дал мне человек денег за спасение.
А жена:
- Вот и хорошо, хозяйство поправим. А то пока ты на службе был, пообеднели слегка, да и справа вышла дорого.
А казак дальше:
- Купил я коня.
Жена же ему:
- Ну так скоро сыну старшему на службу! Молодец.
А казак:
- Да сменял коня на барана.
А жена:
- Вот и хорошо, отметим что вернулся. Зажарим его, соседей позовем.
А казак свое:
- Сменял барана на петуха.
А жена:
- Вот и славно, и курям радость, и нам часы!
А казак:
- Сменял петуха на иголку.
А жена:
- Вот ведь и меня вдали не забыл! Подарок вез!
А казак дальше:
- А иголку-то я потерял...
А жена заплакала в платочек, прижалась к нему сильнее:
- Да главное, что живой вернулся. Вон сколько нынче со службы-то не приехало!
И понял казак, что не тогда он был дурак, когда менялся с убытком, а когда расстроился.
Отсюда наука молодому казаку: главное в жизни – семья.

***
В завершении своего рассказа, хотел бы задать вопрос со страницы газеты, возможно, кто-то поможет с ответом. Прадед мой иногда играл песню одну. Поскольку я его только в раннем детстве застал, помню только второй куплет. Сколько я ни спрашивал, больше этой песни никто почему-то не слышал. Начиналось что-то про вольные да лихие свободы казачьи. Яков Лукич исполнял ее на мотив известной песни «Как на Чернай Ерик» (он так называл):

…В атаманы знали, кого выбирали.
Караулов был для нас опорою во всем.
Но его сгубили, вороги убили.
Сотня наша в скач, да не успели казаки.
А про то прознавши горцы налетели.
Горцы налетели, саранчей на Терский край…

Хотелось бы восстановить эту версию текста, может кто-то помнит. По смыслу выходило, что выбрали атаманом Караулова, возлагали на него большие надежды, но тут его убили и одновременно начались внутренние распри и Гражданская война. Слышал я ее последний раз от прадеда лет двадцать назад…
С уважением, Александр Ильин».

Опубликовано впервые: газета «Казачий Терек», 2016 г.
Наталья Гребенькова

http://kazachestvokavkaza.com/news/prav … 7-06-28-60

Отредактировано львович (2017-07-24 08:50:02)

0

18

http://sd.uploads.ru/t/NDZdL.jpg
Два брата и судья
Жили в станице два брата: богатый и бедный.
У богатого были и лавка с красным товаром, и дом под железной крышей, и сады фруктовые и виноградные, но не было ни жены ни детей, и жил он очень скупо — над каждой копейкой дрожал.
А у бедного были и жена, и куча детей, но жил он в старой хатенке, терпел во всем тяжкую нужду. Правда, когда-то покойный его родитель и на его долю оставил наследство, но им завладел старший брат-богач и не думал возвратить его.
Мыкал бедняк горе, работал изо дня в день, кое-как кормил семью, а за помощью к брату ни разу не обращался, потому что заранее знал, что тот откажет в ней. Но пришло такое тяжёлое для него время, что он решил пойти поклониться ему.
Пришел в лавку, шапку перед ним снял и попросил выручить его из беды — дать немного денег.
Если бы богач был один в лавке, то он не стал бы много разговаривать с братом и выгнал бы его, но так как в ней были и посторонние люди, то он только поморщился.
— Что ж, брат, — сказал он, — я готов помочь тебе, но, сам знаешь, родство родством, а деньгам — счет. Поэтому и ты взамен денег дай мне расписку, в которой обозначь срок, когда уплатишь свой долг. Скажи по совести, если только она у тебя есть, когда заплатишь?
— Думаю, братец, что как только опадет лист со всех деревьев, — отвечал бедняк.
— Это, выходит, осенью, что ли?
— А не знаю, братец. Ты уж так и напиши: когда лист со всех деревьев опадет.
— Что ж, — засмеялся богач, — так и обозначим по-твоему, по-дурацки.
Написал богач расписку, а бедняк вместо своей подписи крест в ней поставил, а посторонние люди вызывались в случае надобности свидетелями быть.
Получил бедняк немного денег, поблагодарил брата и пошел домой.
Наступила осень, деревья давно уже оголились, а бедняк и не думал платить долг.
Подождал-подождал богач и пожаловался станичному атаману, а тот послал за бедняком двух казаков, которые подхватили его под руки и притащили в правление.
Напустился на него атаман — закричал, ногами затопал.
— Ты, что же это, голубчик сизокрылый, разве в мошенники записался? А? По какой причине долг не платишь брату?
— А по такой, — отвечал бедняк, — что еще срок не подошел. Извольте прочитать расписку — там срок ясно обозначен…
Показал богач расписку; атаман прочитал ее.
— Тут написано: когда лист со всех деревьев опадет, — сказал он. — Ну, теперь и осыпался.
— Не со всех деревьев еще осыпался, — сказал бедняк. — В лесу найдется еще тысячи деревьев в листве.
— Что ты миру голову морочишь, шарлатан?! — рассердился атаман, но, подумав, проговорил: — Ладно, пусть будет по-твоему: мы пойдем в лес, посмотрим эти тысячи деревьев и, если окажется, что ты врешь, то не проси тогда у меня милости. Эй, писарь, понятые, гайда в лес: надо, чтобы все было на законном основании.
И целой гурьбой пошли из станицы два брата, атаман с своими подчиненными да любопытных человек десять набралось.
Пришли в лес, и куда не глянуть — всюду стоят голые деревья и листья желтые лежат на земле. Но бедняк не унывал и вел дальше.
Подошли к горе; весь склон ея покрыли зеленыя елки.
— Ну, господа, смотрите! — сказал он.
— Молодец! — воскликнул атаман. — Ловко же ты своего братца любезного обошел, даром что дураком притворяешься! Ха-ха!
— Именно, обошел, господин атаман! — подтвердил писарь. — Теперь жди, когда с елок листва осыплется! Хе-хе…
Засмеялись и понятые и прочий народ.
Богачу стало стыдно, что брат так обошел его, но он и виду не показал, что обижен им.
— Хе-хе-хе! — рассмеялся. — Это, действительно, ловко придумано. Хе-хе… Я и позабыл про то дерево.
Атаман отошел с писарем в сторонку, о чем-то перекинулся с ним словом-другим и сказал богачу:
— Что же это такое, господа: вы тут дурака валяете, а начальство ради вас хлопочи? Хоть и не купленныя у нас ноги, но все же даром утруждать их как будто бы и не приходиться? А? Какое ваше мнение будет, господин купец?
— А мое мнение такое, — проговорил богач, вынул из кармана серебряный рубль и как будто нечаянно уронил его, потом поднял и опять спрятал. — Мое мнение, — продолжал он, — такое… да не лучше ли, господин атаман, пройтись по лесочку? Елочками так прелестно пахнет!
— Это вы верно говорите! — согласился атаман и моргнул писарю. — Пойдемте, прогуляемся, будто бы весной.
Пошел атаман с богачом, а писарь — следом за ними и, как гусь, шею вытянул, прислушиваясь, о чем те разговаривают.
Неизвестно, какой разговор был у них во время прогулки, но только, возвратившись с нея, атаман начал кричать на бедняка.
— Ты, голубчик, и не подумай, что ты прав, — сказал он. — Раз взял деньги, то плати, не будь мазуриком, но по-честному поступай. А нет денег, то отработай свой долг. И вот тебе моя резолюция: быть тебе у брата в работниках до погашения долга, если не согласен, то для тебя превосходнейшее место в остроге найдется.
И понял бедняк, что богач подкупил атамана.
— Что ж, — сказал он, — сила и солому ломит: приходится и мне покориться ей.
Вернулись в станицу, и с того дня поступил бедняк в работники к брату.

II
Пришла весна.
Как-то раз приказал богач брату-работнику зарезать к празднику барашка, а сам спрятался и стал следить за ним, не украдет ли он часть бараньей тушки, чтобы отнести своей семье.
И точно — случилось именно так, как он предполагал. Прибежал во двор сынишка батрака, а последний и дал ему баранью голову.
— Отнеси домой! — сказал он.
— Стой! — закричал богач, выскочив из-за засады и схватив мальчика за руку. — Караул! Грабеж! Разбой!
На крик сбежался народ и помог богачу притащить бедняка в станичное правление.
— Ага-а, попался-таки, голубок! — засмеялся атаман. — Воровством начал промышлять? А? Хорошо же, я тебя, сокола яснаго, заморю в холодной!
— Что значит холодная для человека потерянной совести, господин атаман? — сказал богач. — Посидит, и выйдет — руки в боки и станет посвистывать, и опять же я в дураках останусь. Я еще не забыл, как братец всенародно меня осрамил… Помните, господин атаман, как в лесу ходили?
— Как не помнить? У меня до сих пор ноги побаливают: ревматизм я тогда захватил.
— На счет ревматизма вы, господин атаман, не беспокойтесь — у меня найдется лекарство, только бы постарались составить настоящую бумагу касательного неблагодарного братца. Пусть в городе судья нас рассудит…
— За этим дело не постоит. Писарь, постарайся-ка… да смотри, чтобы того… позабористее!..
В тот же день была написана бумага и с нарочным отослана в город, а через неделю богач и бедняк были вызваны в суд.
Богач поехал в город на тарантасе, а бедняк пошел пешком.
Переночевал он на постоялом дворе, а утром отправился в суд.
Дорогой увидел он, что в глубокой грязи на улице завязла лошадь с бочкой.
Бочка была большая, полна воды, а лошадь — старая и худая кляча.
Водовоз и кричал на нее, и бал палкой по ея костлявым бокам; она головой мотала, а тронуться с места не имела сил.
Тут же собралась толпа зевак.
Жаль стало бедняку водовоза, и он сказал ему:
— Возьми-ка лошадь под уздцы, а я возьму ее за хвост: может быть, вдвоем стронем ее с места, а там она сама пойдет.
— А ну, попробуем, согласился водовоз и взялся под уздцы, а бедняк схватился за хвост, потянул что есть силы и упал. Глянул, а на руках у него был лошадиный хвост.
— Разбойник! — завопил водовоз и схватил его за шиворот. — Ты нарочно коня моего искалечил! Пойдем к судье — пусть он нас рассудит!
И поволок он его, а за ними повалила уличная толпа.
Тоска взяла бедняка.
«Боже мой, Боже мой! Какой я несчастный, — думал он. — Жизнь моя хуже каторги!»
Вырвался он из рук водовоза, побежал и бросился с кручи, упал на пастуха, который под кручей пас свиней, и до смерти задавил его.
Прибежал водовоз, прибежали хозяева свиней, схватили его, потащили к судье.
А праздный народ и кричал:
— Разбойника ведут судить! Душегуба ведут судить!
Привели его к судье, а там уж стоит богач и посмеивается.
— Господин судья! Самый справедливый на свете господин судья, начал водовоз, но хозяева свиней перебили его.
— Мудрейший из судей! Разумнейший из судей, — заговорили они, но богач во все горло закричал:
— Где же есть на свете справедливость? Где есть на свете правда?
— Замолчать! — крикнул судья и застучал кулаком по столу. — Мо-олчать!!
И когда все замолчали, он сказал:
— Каждый должен говорить по порядку, но не кричать подобно торговкам на базаре. Ну, начинай ты, обратился он к богачу.
http://s2.uploads.ru/t/hyn63.jpg
Тяжело вздыхая, богач принялся пространно рассказывать, как брат обидел его: замошенничал деньги, осрамил при всем народе и вдобавок украл баранью головку.
— Все? — спросил судья.
— Нет, еще не все… Я хотел бы, чтобы этого неблагодарного человека заковать в кандалы.
— Мало ли чего бы ты хотел! — возразил судья. — Это — дело суда: как он рассудит… Следующий!.. Эй, кто там?
— Я, — отозвался водовоз. — Я, господин судья, тот самый человек, который доставляет вам и прочим благородным господам такую светлую, такую чистую и вкусную родниковую воду, которая…
— Сорока! — крикнул на него судья. — Что ты разболтался о воде? Ты зачем в суд пришел? Жаловаться? Ну, так вот и говори свою жалобу, да, смотри, как можно покороче…
Охая, ахая и размахивая руками, водовоз рассказал, как будто бедняк ни с того, ни с сего взял да и оторвал хвост у его лошади. Хотел был он еще что-то сказать, но судья погрозил ему пальцем.
— Барабан! — сказал он. — Помолчи, ради собственной пользы помолчи и не испытывай моего терпения… Эй, кто еще там?
— Мы, — вступило вперед человек десять хозяев свиней.
— Помолчите, помолчите! — замахал на них руками судья. — Пожалуйста, пусть говорит кто-нибудь один из вас, а иначе вы такой крик поднимите, что мне придется бежать.
Один из хозяев, почтенный старик, откашлялся, погладил бороду и начал с восхваления убитого пастуха, который, по его словам, был самым честным, самым исправным, самым трудолюбивым пастухом на свете.
— И вот нашелся такой злой человек, которому помешал этот благородный труженик, — продолжал он, вздыхая. — Злодей, разбойник и кровопийца предал его мучительной смерти, прыгнув на него сверху, когда тот сидел под кручей. Как дикий зверь, как ядовитая змея…
— Довольно! — воскликнул судья, — Очень довольно, старик! Стой, молчи и слушай!
Затем он обратился к бедняку, который стоял с поникшей головой и плакал:
— Ну что скажешь, бедняга? Правду ли говорят твои обвинители?
— Правду, судья,— отвечал бедняк, — прикажи наказать меня…
Ну, — сказал судья, — наказать-то еще успеем, а ты расскажи, отчего ты такой несчастный?
И бедняк начал рассказывать про свою горькую жизнь, про нужду, голод, холод, которые он терпит, про обиды, унижения.
Рассказал он, как занимал у брата деньги и обманул его, как батраком отрабатывал эти деньги и как украл головку, потом рассказал обо всем, что случилось с ним в городе.
— Ну, не плачь, не плачь! — сказал судья и затем обратился к богачу.
— А скажи-ка, добрый человек: откуда у тебя взялось богатство? Нашел ли ты его или же кто-нибудь подарил его тебе?
— После смерти родителя мне остались деньги, земля, сады, потом и сам я много нажил, — отвечал богач.
— А брату твоему родитель что-нибудь завещал?
— Завещал и ему, но он свою часть промотал.
— А когда отец умер, брат был уже взрослым?
— Нет, он был малышом…
— Кто же это позволил малышу проматывать деньги? Кто выдал их ему?
— Ему никто не выдавал их. Я был назначен его опекуном, они у меня и находились.
— Ага, понимаю! — воскликнул судья. — Ты, значит, прикарманил денежки брата? Ведь так? Ну, так вот что я тебе, милый человек, скажу: выдай сию же минуту брату тысячу рублей, иначе прикажу заковать тебя в кандалы. Слышишь!
Богач чуть было не упал в обморок, взвыл, заохал и заплакал, но все же вытащил из пазухи толстый засаленный бумажник, отсчитал тысячу рублей и снова заплакал.
— Поплачь, поплачь, милый человек: ты ведь раньше только и знал, что смеялся, — сказал судья, проверил деньги. — Возьми свою часть, — сказал он бедняку. А тому казалось все это сном, однако, деньги он поспешил взять и спрятать в карман.
«Эге-е, — подумал водовоз, — я теперь с тебя, голубчика, за свою лошадь сдеру изрядную сумму.»
— Господин судья, сказал он, — пусть виновный отдаст мне точно такую же лошадь как моя, а именно, чтобы она была сильная, буланой масти, с белой звездочкой на лбу, с длинным хвостом, чтобы на передней правой ноге копыто у нее было белое, чтобы звали ее Буланкой, чтобы грива у нея была на правую сторону, чтобы…
— Э-э, приятель, — засмеялся судья, — я знаю, куда ты целишь, да, смотри, не промахнешься ли? Но сначала рассмотрим твою жалобу. Ты вот утверждаешь, что будто обвиняемый ни с того ни с сего взял да и оторвал у твоей лошади хвост. Ведь так?
—  Святую правду изволите говорить, господин судья, именно так и произошло!
— Но, во-первых, обвиняемый не сумасшедший, чтобы мог здорово-живешь оторвать у лошади хвост, а, во-вторых, дело обстояло иначе, а именно: он, по доброте своей души, хотел помочь тебе — хотел вытащить увязшую в грязи лошадь, но, схватив ее за хвост, очень поусердствовал. Тем не менее, он все же должен вознаградить тебя. А так как точно такую лошадь, какую ты требуешь, найти очень трудно, а бесхвостой лошади тебе, ты говоришь, не надо, то пусть она и останется у обвиняемого до тех пор, пока не вырастет у нее хвост.
— Нет, нет! — вскричал водовоз. — Я на это не согласен, уж лучше я буду возить воду на куцей лошади!
И он побежал из суда.
— Отлично! — сказал судья. Две жалобы разобраны, приступим к третьей. — Слушайте вы, почтенные люди, — обратился он к хозяевам свиней. — Я нахожу, что обвиняемый виновен в убийстве пастуха, за что приговариваю его к такой же смертной казни: он сядет под кручей, а вы все разом бросьтесь на него сверху.
— Нет, нет! — закричали хозяева. — Пастух совсем не стоил того, чтобы из-за него губить человека; он был лентяй, грубиян и нечестный человек. Нет, уж лучше обойтись без казни. Нет, уж…
И, не договорив, они поспешно вышли из суда.
— Ну, — сказал судья бедняку и богачу, — можете идти, куда вам будет угодно — суд окончен.

0

19

Сказки терских казаков (12 сказок).Баранов Е. З.
Завершение торгов
02.01.23, 19:59:09
840 ₽

Купить сейчас

Москва
300 ₽
Россия
200 ₽
Оплата
Наличные, Банковская карта, ЮMoney
Книгу можно забрать при личной встрече по договоренности или получить по почте(стоимость отправки 200 рублей)
Оплата на карту Сбербанка,яндекс деньги.
Удачи на аукционе!
Состояние товара
Новое
В наличии
1 шт.
https://meshok.net/item/282422810_Сказк … аранов_Е_З

0

20

Сказки терских казаков
Баранов Евгений Захарович
1914
https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_0000 … heme=white

+1

21

Дорогие друзья!
Предлагаем вашему вниманию книгу «Сказки терских казаков», любезно предоставленную к размещению благотворительным фондом «Хопёрцы».

В книге собраны сказки терских казаков, которые были записаны в конце XIX – начале XX века в станицах бывшей Терской области. В нее входили территории нынешней Чечни, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии – Алании, Ингушетии и частично Ставрополья и Дагестана. В этой книге вас ждут не только мудрые поучительные притчи, но и смешные истории, а также рассказы о заморских странах и необыкновенных чудесах.

Книга издана при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Добро пожаловать в сказочный мир терских казаков!

Электронный вариант доступен по ссылке.

http://skbs.ru/index.php/novosti/60-nov … kh-kazakov

0


Вы здесь » Гребенские казаки » общий форум » Сказки терских казаков


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно