Вадим БАСКАЕВ

Откуда и куда скачут аланские "казаки"?

«Закатилось «наше солнце Терское», - так когда-то написал Георгий Ткачев после гибели Атамана Терского казачьего войска Михаила Караулова. Теперь впору говорить, что в закате уже само Терское казачье войско. И очень горько и больно сознавать, что самый большой гвоздь (возможно решающий) в крышку гроба Терского войска забивается в Северной Осетии, нами осетинами, которые всегда были главными союзниками терских казаков. Некоторые могут сразу же возразить, что такое быть не может, что Терское казачество начало возрождаться во Владикавказе, что осетины всегда помогали казакам и т.д. В этом есть доля правды, но начнем по порядку. Я сам был свидетелем и непосредственным участником первых лет терского возрождения, лично был знаком с первым Атаманом ТКВ Василием Коняхиным и многими другими казаками, инициаторами возрождения. Я видел, с каким воодушевлением все это начиналась, сколько было ярких личностей, светлых замыслов и идей. Все это меня радовало, вселяло уверенность в хорошем будущем, как для казаков, так и для моего народа, так как, лишь при сильной России (неважно Империя это или Союз), сильном казачестве, осетинский народ процветал. В противном случае, он оказывался один на один с экстремистки настроенными силами, ничего хорошего от которых ждать не приходилось.
Тогда, в начале 90-х, властям Осетии Терское казачество было нужно, как сильный союзник для противодействия назревающий конфликтной ситуации и руководством республики ему была оказана всяческая помощь. Нужно сказать, что на первом круге участвовало руководство республики во главе с Ахсарбеком Галазовым. В те годы терским возрождением занимались в большинстве своем потомственные казаки, пусть не все у них получалось, не всегда они правильно поступали, но их помыслы были чистые, они искренне пытались возродить Терское казачество. Увы, всем этим замыслам было не суждено сбыться. И в этом вина не только самих казаков. После известных событий осени 1992 года, на них махнули рукой, выживайте, как хотите. И с этого времени ситуация в Терском казачестве только ухудшается. Положение усугубил и так называемый «реестр», который расколол войско на два лагеря – «общественников» и «реестровых». Последние находятся в привилегированном положении, так как государственные структуры поддерживают только их. Доходит до того, что «общественникам» порой даже священника на свои мероприятия с трудом удается пригласить, так как в епархии дана установка сотрудничать только с «реестровыми казаками». Думается со временем, «общественники» и «реестровые» найдут общий язык и как-то договорятся между собой. Но несовершенство российского законодательства оказало существенное влияние на возрождение казачества. Если первоначально казачьи структуры образовывались лишь потомственными казаками, то теперь казаками становятся все желающие.
Печально, что зачинателем этого процесса стала Осетии. Примерно в 1993-1994 годах в республике было образовано Аланское казачье войско. Трудно сказать, чем руководствовались его организаторы, создавая эту структуру. Если им хотелось стать казаками, то ничто не мешало организовать казачью общину в составе ТКВ. Но как видно, кому-то хотелось погреть руки на казачьем имени. В отличие от других казачьих структур, аланские казаки получили поддержку со стороны правительства РСО-А. Им выделялись кредиты, предоставлялись льготы. В 1996 году Аланское казачье войско вошло в состав «реестрового» ТКВ в качестве Аланского республиканского казачьего округа (АРКО). Постепенно АРКО подобрал под себя все другие реестровые структуры на территории Северной Осетии. Последним (примерно в 2005-2006 гг.) в состав АРКО вошел Моздокский особый казачий округ. В начале уже этого года был образован Ирафский отдел АРКО. Немного ранее был образован отдел АРКО в Южной Осетии. Таким образом, Аланский республиканский казачий округ стал единственной реестровой казачьей структурой ТКВ в Осетии. Здесь сосредоточены внушительные силы. Еще в 2001 году Атаман АРКО покойный генерал Марат Козаев заявлял, что в его подчинении 9 отделов, насчитывающих 21 700 человек, а всего в общины АРКО входит 68 тыс. человек. При этом никто не задумывается, что из этих почти 70 тыс. казаков, потомственных едва ли наберется один процент, а то и меньше. Чтобы как тодоказать свое право именоваться казаками, члены АРКО начинают придумывать собственную историю. Кто-то доказывает, что гребенские казаки являются потомками аланов, кто-то утверждает, что у всех осетин до революции был казачий образ (иначе говоря, все они были казаками)… От псевдо историков не отстают лидеры АРКО. В их выступлениях звучат утверждения, что генерал Козаев - потомственный казак, что он участвовал в возрождении казачества с 1991 года. В биографии нынешнего Атамана АРКО Харитона Едзиева написано, что он в казачестве с 1990 года.
Таким образом, оттеснив потомственных казаков, члены АРКО стали теснить их идеологически, переписывать историю. Удивительно, что все это делается на глазах у всего Терского войска. Но как видно, настоящие казаки настолько слабы, что не в силах противостоять напору членов АРКО. Намечаются опасные перспективы. Если так будет продолжаться и дальше, то Терское войско будет состоять лишь из членов АРКО. Судите сами. В Чечне, Ингушетии и Дагестане потомственных казаков сегодня фактически нет. В Осетии одни АРКОвцы, в Кабарде позиции реестрового казачества весьма слабые. Остается Ставропольский округ. На недавнем Войсковом круге ТКВ, прошедшем во Владикавказе подтвердились эти печальные мысли. Из всех делегатов половина представляли члены АРКО.
Подчеркну, что я не против того, чтобы осетины становились казаками. Я знаю историю, и знаю, что в числе казаков были и проходили службу осетины и другие народы России. Но здесь идет подмена понятия. Во-первых, зачем именоваться «аланскими казаками». Такого термина не было, зачем выдумывать то, чего не было, а затем все это еще обосновывать. Во-вторых, если кто-то захотел стать казаком, то нужно ведь как раньше, придти в общину потомственных казаков, изучить, перенять их обычаи, традиции,соблюдать образ их жизни. И если ты все делаешь правильно, принимаешь казачий образ жизни, то тебя примут в казачью общину, и ты станешь полноправным казаком. Увы, все этого нет. Более того, новоявленные «аланские казаки», зовут к себе потомственных казаков.
Но какой настоящий казак в здравом уме пойдет в подчинение к Едзиевым, Аветисянам, Хубуловым... Все эти «аланские казаки» пусть хоть сто раз обвешаются казачьими наградами и наденут генеральские погоны, но настоящими казаками никогда не станут. Они до сих пор так и не поняли саму сущность казачества, да и вряд ли поймут, да и не только они. Для них главное погоны, казачья «корочка» и так называемая «государева служба». Они даже не знают, что «удостоверения казака» никогда не существовало, что казаки никогда не были служивым людом. На службе были лишь те, кому пришел срок служить (как и сейчас призыв в армию), в остальное время казаки занимались своими делами. Никогда они не сидели на шее государства, как нынешний «реестр». А нынешние «аланские казаки» потому и стали казаками что им это выгодно. Сначала они получали кредиты (на якобы казачье фермерство и т.д.), затем вошли в «реестр» и стали получать деньги из бюджета за якобы свою службу. И им дела нет до возрождения казачьей культуры, традиций (а что это такое?), потомственные казаки в станицах (а кто это?), все это далеко от них. Потомственные казаки добиваются признания себя народом и здесь аланцы им не союзники, ведь как мы были осетинами, так ими и останемся. Смешно видеть, как аланцы возмущались созданием в Ингушетии казачества из ингушей, а в Чечне из чеченцев. Как он писали грозные письма и делали громкие заявления по этому поводу. Но позвольте, мои дорогие господа аланцы, но ведь вы такие же «казаки», как и ингуши или чеченцы, или они не имеют право на такую «этикетку». Да, в ТКВ были две станицы из казаков-осетин, но только они, все остальные осетины к казачеству никогда не имели отношения. Так же как никогда не имели отношение к казакам аланы.
Абсолютно!
Кто-то в моих рассуждениях может усмотреть разжигание межнациональных отношений, но на самом же деле само существование Аланского казачества наносит огромный вред межнациональной ситуации в Осетии и за ее пределами. Оно ставит под вопрос само существование Терского казачества. Вдумайтесь, руководство Северной Осетии пытается удержать русское население в Осетии, а в это время аланцы вытесняют потомственных казаков. Какие бы не были наши потомственные казаки, но казачество это было то поле деятельности которое было занято русскими (казаками). В этом была их духовность и образ жизни. А теперь у них отняли это поле. Фактически им было заявлено- если вы не с нами, вы не казаки. Каково это было услышать казакам из Архонской, Николаевской, Змейской и др. Да их деды и прадеды в гробах перевернуться, если они станут аланскими казаками.
Власти республики всячески поощряя деятельность аланских казаков игнорируют развитие ситуации, которая приведет к тому, что в Осетии не останется потомственных казаков (русских). А может быть в этом и есть смысл существования аланцев… Господа, аланские казаки как осетины, подумайте. Куда вы идете? Ведь потомственный казак всегда останется казаком, где бы он ни жил, с удостоверением он или нет, «реестровый» или «общественник». А кто вы? Что вы будете делать, если завтра отменят реестр и снимут вас с бюджетного финансирования? Мне обидно, что своими действиями вы разрушаете Терское казачество и тем самым способствуете вытеснению русских из республики. История нам, осетинам, этого не простит. Игра в казаки-разбойники никак не делает чести солидным, чувствующим ответственность за спокойствие на земле Осетии, ее гражданам. Я просто призываю подумать о последствиях, которые повлекут игры в аланские казаки.
То, что делается, это политика, но весьма опасная политика во всех сферах нашей сегодняшней жизни и особенно в сложившихся межнациональных отношениях, которая требует ответа на вопросы; а дальше что, для какой цели, целесообразность создания Аланского казачьего войска и каковы его духовные установки?
История свидетельствует, что казаки в России были сословием в российском обществе, имевшие свой стойкий образ жизни и духовную культуру. Ни аланы, ни их потомки в это сословие не входили, а образ жизни казаков им был чужд, за исключением осетин проживавших в станицах Черноярской и Новоосетинской. Спрашивается, стоит ли в XXI веке осетинам формировать так называемое аланское войско и какова цель создания этой чуждой для осетин общественной прослойки и кому это выгодно?
Это вопрос, на который обязаны сегодня ответить северо-осетинские власти и те, кто всяческими путями пытается сделать для себя удобную нишу под крышей власть предержащих. Завтра будет поздно! Завтра виновных не найдут!

http://cossac-awards.narod.ru/Zametki/Z … ssaks.html