ЕЩЕ РАЗ О РАСКАЗАЧИВАНИИ
Термин "расказачивание" получил широкое распространение в исторической литературе применительно к политике Советской власти. Одни авторы подразумевают под ним десословизацию, связанную с террором и геноцидом казачества (С.А.Кислицын), другие - дополняют такое понимание мнением о целенаправленных действиях властей, направленных на ликвидацию казачьего уклада жизни, всех этнических черт (В.П.Трут). Однако процесс разрушения этнических и сословных границ, отделявших казачество от русского народа, начался гораздо раньше 1917 года (А.И.Козлов) и определялся многими причинами. Рассмотрим их на примере терского казачества. В 1-ой половине XIX в. государство придает казачеству сословный характер, четко определяя в законах его права и обязанности. В то же время А.П.Ермолов поставил своей задачей "усилить русский элемент" в терских станицах, для чего к казакам в массовом порядке приписывались переселенцы-крестьяне из Центральной и Южной России. Формирование войсковых единиц из равного числа жителей привело к тому, что гребенцы, например, были разделены по двум полкам - Кизлярскому и Гребенскому. Масштабные переселенческие мероприятия, перекройка административных границ приводили к "размыванию" старых казачьих групп, утверждению представлений о социальной, а не этнической природе казачества. "Обрусению" казаков способствовал и приток иногородних, которые в коште XIX века составили 12% населения терских станиц. Во 2-ой половине XIX в., когда заканчиваются военные действия на Северном Кавказе, казаки перестают быть стражами границ. Военный быт уходит в прошлое, сроки службы сокращаются, на первый план выступают сельскохозяйственные занятия. По мере того, как сфера прежнего военно-промыслового хозяйственно-культурного типа сужалась, казачество теряло важнейшую этническую черту, приведшую к его вычленению из русской народности, превращалось в особую группу русского земледельческого населения. Система управления казачеством все более приближалась к крестьянской. В пореформенный период укрепляются позиции православной церкви в регионах, где проживали казаки-старообрядцы. Через православие их самосознание постепенно переводилось в "русское русло", теряло свою этноконфронтационность. Традиционные празднества на Масленицу (взятие городов),. Троицу (пускание кораблей) и пр., часто далекие по своему смыслу от христианской обрядности, подвергались не только упрощению, но и полному забвению. Во 2-ой половине XIX века во всех станицах по Тереку были открыты светские школы, которые стали играть огромную роль в процессе социализации молодежи. Они способствовали распространению знаний, которые не могли дать представители старшего поколения. Авторитет последних падал. Школы давали и навыки производительного труда, не считавшегося в прошлом престижным. Школьное образование вело к деэтнизации казачества. Русский литературный язык постепенно вытеснял местные диалекты. Рост образованности оказывал определенное влияние на трансформацию традиций в труде, общении, всей духовной культуры казачества. Прежняя система социализации теряла свою устойчивость, поскольку изменились условия хозяйствования и существования казачества на Тереке (социальной потребностью стал не казак-воин, а казак-земледелец). В пореформенный период под влиянием городской культуры уходят в прошлое традиционные обычаи и обряды, нивелируется материальная и духовная культура, происходит утрата прежних этнокультурных особенностей. Так, изменяется материал и конструкция жилищ. Во внутреннее убранство их проникают городские вещи. Появляются новые блюда и напитки (чай, кофе). Казачки одеваются "по-русски", "по-городскому". Традиционные костюмы сохраняются для праздников, свадеб. Масса нововведений (орудия труда, сельскохозяйственные культуры, одежда и пр.) приносились на Терек иногородними. Повидимому под их влиянием у казаков появились новые привычки (здороваться за руку), образцы фольклора (в том числе музыкального). Главным образом в пореформенный период в результате правительственной политики, умиротворения региона, развития связей с другими областями России, притоком русского населения, развития школьного образования и других процессов происходит утрата казачеством многих прежних этносоциальных черт, к числу которых относим прежде всего военно-промысловый хозяйственно-культурный тип, старообрядчество, диалект, особенности материальной и духовной культуры. Нивелировка по общероссийским стандартам была характерна для всех этнографических групп (например, уходило в прошлое деление на северно- и южнорусских). Те же самые процессы происходили и с субэтносами. Однако последним было присуще стойкое самосознание, которое оставалось практически неизменным. Процесс постепенного расказачивания, который при эволюционном развитии мог растянуться еще на столетие, был прерван в 1917 году. Революционное расказачивание, преследующее ярко выраженные цели достижения социокультурной однородности общества, также не было завершено. Оно было непоследовательным, противоречиво сочетало периодические репрессивные методы и благоволение к казачьей этнографии. Самосознание значительной части казаков было поколеблено и приобрело двойственный харакеер (я - русский и одновременно я - казак). Но именно оно послужило основой для современного возрождения казачества.
Н. Н. Великая. “Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: Материалы Третьей международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции”. Под ред. В.Б.Виноградова, С.Н.Лукаша. - Армавир, 2002.

Отредактировано львович (2014-12-18 07:55:28)