Власть статистическими махинациями пытается лишить казаков этничности
Казачий вопрос
При проведении Всероссийской переписи населения в 2002 году решением Правительства РФ было дано разрешение желающим в графе «национальность» писать «казак», таким образом, впервые в послереволюционную эпоху на официальном уровне определялось право казаков на этническую самоидентификацию. Хотя не все было так просто. Переписчики отказывались записывать желающих «казаками», настаивая, что надо писать – «русские». А многие даже не знали, что можно назваться казаком. И, несмотря на все препоны со стороны властей, на территории Терского казачьего войска определили себя казаками 4 949 человек, из них:
- на Ставрополье – 3902;
- в Северной Осетии-Алании – 722;
- в Кабардино-Балкарии – 307;
- в Дагестане – 11;
- в Чечне – 4;
- в Ингушетии – 3[1].
Для того чтобы было понятно о чем собственно идет речь необходимо внести некоторые справки о положение дел в терском казачестве на тот период. Итак, на 2002 год Терское казачье войско, входящее в Государственный реестр (в котором строго ведется фексирование его членов) состояло из Ставропольского округа (21 отдел, в том числе 3 из них на территории Чечни), Аланского округа (9 отделов), Кизлярского округа (3 отдела) и Моздокского особого приграничного отдела. Общая численность Терского казачьего войска (без учета членов семей казаков) составила 53 тысячи человек, из них 27 180 – в Ставропольском округе, и около 20 тысяч – в Аланском округе[2].
При этом следует учесть, что в начале 2000-х годов продолжился наметившийся в конце 90-х годов процесс, связанный с существенным уменьшением численного состава казачьих обществ Терского казачьего войска. Одной из причин этого, на наш взгляд, является то, что социально-экономические изменения пореформенного периода принесли в некоторую часть казачьей среды проявление апатии к каким-либо общественно-политическим действиям, сделав приоритетным для человека принцип элементарного личного выживания в условиях общего затяжного кризиса. Второй причиной явилось выдавливание казачьего и славянского населения из некоторых Северокавказских республик. Третьей причиной, не менее важно, стало то, что казачество еще в середине 90-х годов покинула творческая и научная интеллигенция, а ее место пришли всевозможные дельцы и демагоги, алчущие наживы, власти и почестей. Именно вторая причина оттолкнула большое количество потомственных казаков от участия, в каких либо общественных делах.
Наиболее благоприятные условия для развития казачьих обществ существовали в Ростовской области и в Краснодарском крае. Однако и на Ставрополье был сделан прорыв в вопросе решения правового статуса реестрового казачьего движения. Так 17 июля 2003 года Государственная Дума Ставропольского края приняла (при отсутствии федерального закона) Закон Ставропольского края «О казачестве в Ставропольском крае». Закон определял основные направления деятельности казачьих обществ, финансирование которых теперь возможно было осуществлять из краевого бюджета.
К этому времени в Северной Осетии помимо Аланского республиканского казачьего (реестрового) общества Терского казачьего войска действовали следующие казачьи организации: Владикавказский округ Терского казачьего войска (общественного) во главе с А. П. Кабаковым, казачья организация, возглавляемая В. П. Сизовым, Северо-Осетинский округ Международного объединения казачества России под руководством полковника А. В. Лозневого.
В создавшейся ситуации потомственные терские казаки, проживающие в Северной Осетии и не входящие в государственный реестр, решили воспользоваться последней возможностью для получения хоть какого-то финансирования для возрождения традиций и обычаев терских казаков и в июле 2001 года зарегистрировали «Казачью национально-культурную автономию» (КНКА). Но уже в 2003 году Министерство юстиции РСО-А подало иск в суд на ликвидацию «КНКА». Заочно приняв решение, суд ликвидировал «КНКА» с формулировкой: «Довод о том, что казачество является этнической общностью не состоятелен, поскольку этническая общность представляет собой исторически сложившуюся общность людей, относящихся к происхождению какого-либо народа (народности, племени). Казачество же исторически определяется как военно-земляческая община вольных поселенцев на окраине государства, крестьяне, потомки таких поселенцев, бойцы кавалерийской воинской части, состоявшие из этих крестьян, бойцов. Казачество не относится к определенной нации, этнической группе».
Представители казачества не были проинформированы о судебном процессе. Попытки опротестовать данное решение в Верховном суде РСО-А ни к чему не привели. Притом, что на запрос в Академию наук РФ был получен ответ за подписью академика В.А.Тишкова, где было сказано: «В Российской Академии наук нет единого мнения кто такие казаки, но, несмотря на это ликвидация КНКА незаконна и идет в нарушение Конституции РФ». В течение двух лет неоднократно подаваемые надзорные жалобы в Верховный Суд РСО-А оставались без рассмотрения под разным предлогом.
На территории Кабардино-Балкарии (где до этого были наиболее сильными позиции казачьих общественных организаций) был создан реестровый Терско-Малкинский казачий округ, который расколол некогда единое казачество округа на «общественных» казаков - поддержавших атамана И. А. Логвиненко и «реестровых» - избравших своим атаманом Н. Г. Любуню.
Примерно в это же время казачьи отделы Ставропольского округа, находящиеся на территории Чеченской республики, были выделены в самостоятельный Терско-Гребенской округ, на диалог, с руководством которого пошел тогдашний Президент Чечни А. Алханов. Сам же Ставропольский казачий округ Терского войскового казачьего общества после отделения трех отделов в самостоятельный Терско-Гребенской округ составил 18 отделов, в которых насчитывается 178 первичных казачьих станичных и хуторских обществ. Следует также заметить, что на Ставропольской земле помимо реестрового округа ТВКО функционирует и Ставропольское казачье войско Союза казаков России и общественный Пятигорский казачий округ. Само Ставропольское казачье войско было образовано еще 27 августа 1994 года из Ставропольского краевого Союза казаков.
Что же касается итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, то она вызывает сомнения. Так согласно итогам проведенной переписи в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Чечне и Ингушетии казаков вообще не стало. В Ставрополье количество казаков сократилось до 3006 человек, в республике Северная Осетия-Алания до 297 человек. Исконно казачий Краснодарский край дал стране 5261 казака. Волгоградская область – 18452 казака. Ростовская область – 29682 казака. Карачаево-Черкесская республика – 465 казаков. Остальные казачьи территории (Урал, Оренбуржье, Сибирь, Забайкалье и т.д.) оказались вообще без казаков.
Таким образом, количество казаков в стране со 142 тысяч согласно переписи 2002 года сократилось до 67 тысяч. В целом же фальсифицированные результаты Всероссийской переписи населения вызвали недовольство в среде казачества. «С чем связаны подобные катастрофические изменения численности народа, у которого традиционно силен культ семьи, причем в семьях нормальным считается количество 3 и более детей»[3]? Еще во время Всероссийской переписи населения некоторые информационные агентства сообщали о грубых нарушениях переписчиками конституционного права граждан. Так, сайт СКФОnews сообщал, что "В Кабардино-Балкарии грубо нарушается конституционное право на самоопределение. При проведении переписи населения в графе национальность переписчики отказываются указывать «казак», ссылаясь на инструктаж, полученный от вышестоящих органов.
Подобные случаи зафиксированы в исконно казачьих станицах Котляревской, Александровской, в селении Ново-Ивановском, Посёлке Октябрьском, городе Майском. Замечены подобные нарушения конституционных прав граждан и в Прохладненском районе». Кабардино-Балкарская республика в этом плане была не одинока.
За год до обнародования официальных результатов переписи, Минрегионразвития опубликовало карту народов России, на которой впервые после многих десятков лет указаны казаки как субэтнос русских. Карта составлена по результатам переписи 2010 года и четко показывает, на какой территории проживают сегодня казаки, рассеянные среди представителей других народов[3]. О том, что результаты сфальсифицированы, говорит и тот факт, что еще за полгода до официального оглашения результатов переписи Председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества Александр Беглов в одном из интервью, озвучивал цифру, согласно которой в стране начитывается более 7,5 миллионов казаков, из которых 750 тысяч изъявили желание взять на себя государственную службу. Игра, идущая вокруг казачьей этничности сегодня, не может не волновать казаков.
На этом фоне победа Волгоградских казаков отстоявших свою Национально-культурную автономию выглядит как огромный прорыв. Так, Министерство Юстиции по Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации Региональной Национально-культурной автономии казаков Волгоградской области. Представители Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области мотивировали своё желание тем, что казаки не входят в перечень народов проживающих на территории РФ и не имеют права называться этносом.
10 декабря 2010 года состоялся Областной суд, под председательством судьи Гайдарова М.Б. Суд постановил: в удовлетворении требования Управления Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации Общественного объединения - Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области, отказать.
Управление Министерства Юстиции по Волгоградской области направило Кассационную жалобу в Верховный суд, мотивируя своё требование о ликвидации Казачьей Автономии тем, что казаки не национальность и не имеют своего языка. Состоявшийся в Москве, 15.02.2011 года Верховный суд не удовлетворил просьбу Министерства Юстиции по Волгоградской области, ликвидировать РНКА, но и отменил решение областного суда от 10.12.2010 года, рекомендовав новому суду провести судебную экспертизу.
Волгоградский областной суд определил назначить по настоящему делу этнологическую экспертизу, производство которой поручить кандидату исторических наук по специальности «этнология» Степанов Валерию Владимировичу (ООО «Этноконсалтинг», 119991, г. Москва, Ленинский проспект 32-а).
В июне 2011 года была получена экспертиза, где на всё заданные судом вопросы был получен один ответ - «ДА», а именно:
1. Относятся ли казаки к этнической общности? – «Да»
2. Допустимо ли определение в отношении казаков термина «национально-культурное самоопределение? – «Да»
3.Допустимо ли употребление в отношении казаков термина «национальное меньшинство»? – «Да»
4. Находятся ли казаки на территории Волгоградской области в ситуации национального меньшинства? – «Да»
5. Допустимо ли употребление терминов «сохранение самобытности, развитие языка, образования, национальной культуры» в отношении казаков? - «Да».
Однако Министерству Юстиции этого показалось недостаточным и, написав Ходатайство, оно направило его в Министерство регионального развития РФ.
Полученные Разъяснения из Министерства регионального развития РФ ввело в штопор Управление Министерства Юстиции Волгоградской области. В разъяснениях, полученных из Министерства регионального развития, упоминались такие понятия как: Национальная и Традиционная одежда, Родовые и Потомственные казаки и т.д.
1 августа 2011 года было вынесено очередное Решение областного суда под председательством судьи Кубасовым И.Г. об отказе в удовлетворении Управления Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области.
Выигранный в Волгограде суд стал прецедентом, который вряд ли обрадовал власти заинтересованные в превращение казаков, в послушное управляемое стадо, состоящее в Государственном реестре, и лишенное какой либо самостоятельности.
http://www.apn.ru/publications/article27076.htm