Известный писатель, номинант литературной премии "Русский Букер" Герман Садулаев – о том, почему чеченца можно вывезти из аула, но невозможно вывезти аул из чеченца.
Сегодня в прессе опубликовано интервью чеченского писателя Г. Садулаева. Предлагаем вашему вниманию некоторые фрагменты из этой публикации.
- Грозный был городом и перестал им быть. Раньше, приезжая из родного Шали, ты попадал в другой мир, с другими законами жизни. Где рядом живут люди разных национальностей и все должны как-то друг с другом сосуществовать. В Грозном жило очень много русских, евреев, азербайджанцев, и он был достаточно интеллигентным городом. Это был научно-исследовательский и учебный центр Северного Кавказа. Но сейчас в этом смысле в Чечне нет ни одного города.
- Чечня стала мононациональной республикой! Сейчас там больше 90% жителей - этнические чеченцы. И это... плохо. Моноэтнизм территории - это симптом ее болезни. Признак наличия фобий. Это залог того, что эта территория проиграет в конкурентной борьбе - она не диверсифицирована, она не пластична, не адаптивна! В Дао дэ цзин говорится: «потрогай младенца, он мягкий и гибкий, потрогай мертвеца - он твердый. Твердое - это то, что умирает».
- Невозможно развивать республику, исповедуя принцип моноэтнизма. Если вам нужны специалисты по нефтехимии, вы не найдете этих спецов, чтобы они были только чеченцами по национальности. Отбор должен быть таким: «Нам нужны лучшие специалисты по нефтехимии!» Отбор должен быть полиэтничным. Если мы хотим, чтобы город Грозный был большим аулом, в нем должны жить люди только одной национальности. Но только в полиэтничном городе появляется слой интеллигенции. Когда мне говорят «национальная интеллигенция», то всегда лукавят. Национальной может быть аристократия, но не интеллигенция. Интеллигенции нужны открытые окна и двери.
- В СССР был культ знаний, образования, культ книги. Был культ интеллекта и знаний, и в том числе и в Чечне. Многие чеченцы учились хорошо, старались учиться. Изучали русский язык, читали книги наших национальных чеченских писателей Лермонтова и Толстого. Поступали в институты и старались там учиться. Студент, приехавший в родной Шали, сразу же получал высокий статус. И он сам был до невозможности горд и мотивирован на хорошую учебу. А сейчас... Раньше в Шали был роскошный книжный магазин. Я там покупал Гумилева, Борхеса, «Махабхарату» в переводе Семенова. А сейчас книжной полки не купить. Потому что не читают люди книги.
Советский чеченец был готов к трансформации и был готов выйти за рамки узконационального мышления. Сейчас чеченцы, выезжающие из республики, малообразованны и не готовы вылезти из скорлупы. К ним в большей мере применима пословица: «Можно вывезти чеченца из аула, но куда ты вывезешь аул из чеченца?» Вот они так и приезжают в Москву, а аул из них никуда не уезжает...
- Существует внутренний конфликт в традиционном обществе в стадии разложения. Декларируются семейные ценности, а на деле молодежь эмэмэсками друг другу пересылает порнуху. Бабушка учит, как быть настоящим чеченцем, а потом юноша включает МТV, а там, мягко говоря, учат другому.
Опять же, как я ее называю, есть «турецкая проблема». В номинально светской Чечне жесткие моральные правила насчет взаимоотношений полов. Что остается делать мужчинам? С одной стороны, секс вне брака невозможен. С другой стороны - спутниковое телевидение, Интернет. Как это можно совместить в одном месте? В результате молодые люди накачаны сексуальным желанием под завязку, эта сексуальная энергия выхода нормального не находит. У чеченского мужчины нет шансов удовлетворить свои сексуальные желания вне брака.
Неудивительно, что он постепенно начинает сходить с ума. Мужчин при виде женщин начинает мелко трясти, особенно тех, кто не выезжает в Россию. Это грозит расцветом гомосексуализма.
- По турецкому сценарию - и он меня напрягает, потому что в противном случае нужно принимать строгий арабский сценарий фундаменталистских стран: запрет Интернета, уличной рекламы, MTV, спиртного - и никакого секса. Сейчас все идет по какому сценарию? Отсекать все возможности удовлетворять желание, при этом не отсекать возможности возбуждать желание. Это создает дикое напряжение в мужском обществе. Чечня - это последнее оставшееся на территории России настоящее мужское общество. Это мир мужчин. Женщины там рожают мужчин. Их функция начинается с этого и заканчивается этим.
Сейчас главный вопрос в Чечне - вопрос секса.
- Только в 5% случаев воровство невест - действительно похищение человека, которое должно караться по закону. В большинстве случаев это обычай, правовая фикция, которая снимает проблему несогласия родителей и формальные запреты. Когда есть давняя вражда между родами. Или траур в семье еще не прошел. В большой семье постоянно траур, состаришься ждать, когда можно жениться... Но любовь между ними есть, они договариваются. Через два дня родственники жениха приходят с повинной головой. Они извиняются. Те сначала не прощают. Потом прощают. Потом девушку приводят. Она молчит, как будто обижена. Ей дарят подарки. После самого большого подарка она начинает говорить. Красивый кавказский обычай. Основа его - брак по любви. А сейчас хотят, запрещая воровство невест, чтобы брак был по-арабски. Он заключается между родителями. Имам Шамиль однажды уже пробовал так сделать. Пришли старики и сказали: тогда мы от вашего имамата отделимся. Вы в своем Дагестане устанавливайте эти порядки, а мы всегда женились по любви. Как молодые выберут друг друга, если они друг друга не видели? Родители уже старые, пусть занимаются своими делами. Мы, чеченцы, гордый, сильный, смелый народ, потому что каждый из нас рожден в любви. Тогда Шамиль подумал, что полный шариат - очень заманчиво. Но видя вдаль, он понял, что получит трусливых зачуханных рабов вместо воинов. И вот вторая попытка ввести шариат в брачно-семейные отношения в Чечне.
- По той же причине в Чечне так и не прижилось многоженство. Чеченских чиновников чуть ли не обязали привести в дом вторую-третью жену. А то у нас женщин много, мужчин мало, особенно богатых. Что делать? Они пошли жениться по второму-третьему разу. А на самом деле вторую жену в дом привести они не могут. Первая жена не разрешит. Жена для чеченца - это святое. Он ее бережно и нежно любит. Это для него и солнце, и свет.
- Решили так, что брали каких-то вдов, разведенных женщин, делали с ними формальный брак. Чтобы только отчитаться. Но реально вторую жену никто не завел. И это не руководства Чечни даже была инициатива. Это на мозги муфтий капает. Ему нужно ислам внедрить. Ему нужно показать, что он больший мусульманин, чем все мусульмане, вместе взятые. Они соревнуются в следовании догмам ислама с салафитами. Салафиты сожгут винный магазин, светское руководство запретит продажу алкоголя. Салафиты девушек расстреляют, одетых не так, подручные чиновников тоже их расстреляют.
- Куда мы хотим прийти? В арабский Восток? А мы там нужны? У нас нет с ними общих границ. Через Грузию будем дружить с ними? Кому мы там нужны? СССР был проявлением этой единственной возможной геополитической реальности. Все советские народы должны были жить в одном Союзе не по прихоти Ленина или партии. Потому что история свела их вместе на одной земле. Дала им общий путь, общую жизнь. Когда Союз распался, все остальные образования оказались химеричны. А жить маленькому государству экономически невозможно. Оно должно куда-то входить.
- Попытки чеченского суверенитета были попытками провозгласить суверенитет в пустоте. Государственность в отношении с кем? Кто маленькая матрешка, кто большая? В рамках какого мира ты хочешь жить? Независимое отдельное Чеченское государство где, с кем? Единая северокавказская реальность? Не знаю. Мы же собачимся даже с ингушами. С Дагестаном вообще никак. Осетин вообще другой веры. Какое тут объединение Северного Кавказа? Что у нас общего? Лезгинка, черкески - и все. К Закавказью? А что там? Они сами не знают, к кому приткнуться. Есть Россия.
Если провести сейчас плебисцит на территории Чечни, 99% выскажутся за то, чтобы оставаться в составе Российской Федерации, совершенно искренне.
- Сейчас чеченцы утверждают, что якобы жениться на русской - последнее подлое дело. Якобы это древняя чеченская традиция - жениться только на чеченке. Думаю, эта «древняя традиция» возникла года три назад. У нас была только одна традиция - жениться на самых красивых девушках, которые попадали в поле твоего зрения. Увидел, влюбился, смог договориться с родителями или украл, как угодно. У чеченцев родство считали строго по отцам, а в жены брали всех. А сейчас эту идеологию, чтобы брать только чеченских девушек, поддерживают чеченские девушки. Потому что им запрещено выходить замуж за русских. А если еще свои мужчины начнут на других жениться, тогда у них вообще не будет женихов.
- В советское время мы изучали русский язык по русской литературе. В Чечне был русский язык даже чище, чем во многих русских регионах, он был лишен жаргонных пластов. Чеченские дети, читая русскую литературу, могли понимать русских как людей, как цивилизацию. Поэтому они были готовы к контакту. Если человек прочитал Достоевского, нельзя сказать, что он ничего не понимает о русском народе. Что может Чечня предложить адекватное взамен? У нас есть два великих чеченских писателя - Лермонтов и Толстой. Других нет. Они писали на русском языке, но очень чеченские по духу писатели. Особенно Лермонтов. Именно чеченцам нужно изучать русский язык и русскую литературу. Это же мы совершаем экспансию в Россию! Перед тем как высадиться в Англии, викинги не ждали, пока англичане выучат их язык. Высаживались - а там уже по ходу дела общались, дружили и воевали, но всегда с открытым сердцем, готовым к переменам.
Герман САДУЛАЕВ. Родился в 1973 году в селе Шали Чечено-Ингушской АССР. Отец - Умарали Алиевич, чеченец. Мать - Вера Павловна, терская казачка.
В 1989 году поехал поступать в Ленинградский университет на журфак, но в последний момент решил стать юристом. Живет в Санкт-Петербурге.
Первое произведение - повесть «Одна ласточка еще не делает весны» - было написано в 2001 году и распространялось автором в Интернете. В 2006 году в издательстве «Ультра. Культура» вышла автобиографическая книга «Я - чеченец!», посвященная чеченским войнам. Вышедший в 2008 году автобиографический роман «Таблетка» вошел в шорт-лист литературной премии «Русский Букер». Роман «AD» признан журналом GQ книгой месяца. Работает юристом, книги пишет для души.