Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Владикавказко-Сунженские полки » Церковь 1-го Сунженско-Владикавказского полка


Церковь 1-го Сунженско-Владикавказского полка

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Церковь 1-го Сунженско-Владикавказского полка Тер. каз. войска в память Преображения Господня.

Престольный праздник 6 августа.

Походная (при полку) церковь существует с 1894 г.

----- <427/428> -----

Расположена полковая церковь в центре уроч. Хан-Кенды. Заложена 16-м гренадерским Мингрельским полком, во время его стоянки здесь в 1864 г. и освящена в честь Преображения Господня 9 февраля 1868 г. По уходе Мингрельского полка в 1877 г. из уроч. Хан-Кенды, церковь была в ведении 2-го пешего пластунского батальона до 1896 г., а с этого времени и доныне состоит в ведении 1-го Сунженско- Владикавказского полка.

Зданием церковь - каменная, в виде креста, в связи с колокольнею. Вмещает до 1000 человек.

По штату при церкви положен: один священник.

ХАН-КЕНДЫ.

Ханкенды - урочище Шушинского уезда, Елисаветпольской губернии, в 95 вер. (шоссе) от станции "Евлах" Закавказской железной дороги. 3 тысячи населения (армяне, русские). 2-х классное училище. Церковь - при 1-м Сунженско-Владикавказском каз. полку.

0

2

http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t297907.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t374601.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t33875.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t72463.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t500939.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t839601.jpg
В 2010 ВО ВРЕМЯ строительства была обнаружена могила до сих пор не могу найти кто был там захоронен  возле церки и надгробие я поздно узнал и уже вместе с бойцами собрали что осталось и в дальнейшем перезахоронили могила на сегодняшний момент сохранена церковь увековечена благодаря русской общине Нагорного Карабаха и Министерства культуры НКР в 2010 фото прилагаю на данный момент это войсковой клуб так же как и при СССР был клубом 366 мсп !Мною благодаря помощи командира полка был создан маленький музей истории полка!http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t136585.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t712771.jpgКак известно на территории НКР есть памятники русской культуры
В 1805 году после победоносной войны России с Персией часть территории исторической Армении, в том числе и Карабах, входит в состав российской империи. В Карабахе почти сразу же появляются первые русские поселения. Российский этнический элемент еще более усиливается после того, как здесь, в частности, в Гадруте, Шуши и Степанакерте размещаются пограничные казачьи полки императорской армии. В местах концентрации русского населения строятся православные церкви, инженерные сооружения и др. Все эти сооружения строились по вековым канонам русской архитектуры, с использованием некоторых элементов местного традиционного зодчества.
Царские казармы Хан-Кенди
Пожалуй, наиболее примечательными сооружениями того времени являлись казармы 1 Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска, а также здание русской православной церкви в поселке Ханкенди (ныне-столица НКР г. Степанакерт), отличающееся красотой и архитектурным совершенством.
Церковь была заложена 16-ым гренадерским Мингрельским полком во время его стоянки здесь в 1864 году и освещена в честь Преображения Господня 9 февраля 1868г. Вмещающая до 1000 человек крестово-купольная церковь с колокольней построена из местного белого известняка. В годы Советской власти была перестроена и служила в качестве клубного здания для размещенного здесь воинского подразделения. Церковь, как и окружающие ее императорские казармы, сохранилась до наших дней, правда, после значительных реконструкций. На территории 8 омсбр АО НКР в качестве клуба,установлена мемориальная доска и неизвестное захоронение .Неподалеку от казарм расположено также красивое двухэтажное здание полкового управления, так называемый “Казенный Дом”, в котором в 1861 году останавливался император Александр Второй, приехавший в Карабах для “учинения досмотра войску”. Ныне это здание реконструировано под туристический центр с гостиницей.

Русская церковь Шуши
На одной из площадей Шуши, недалеко от центрального рынка, в 1840 году была построена русская православная церковь Святого Георгия, прихожанами которой являлись жившие в Шуши семьи императорских чиновников и военнослужащих русской армии, один из полков которой был расквартирован в этом городе. Внушительное своими размерами здание играло большую градообразующую роль и было центром сосредоточения русской культуры в Шуши. После развала Российской Империи и резни армян в Шуши в марте 1920 года, церковь лишилась прихожан и в советское время служила то в качестве склада, то кинотеатра. В 1960-е годы распоряжением руководства Азербайджана, русская церковь, как и остававшиеся до тех пор нетронутыми руины армянской части города, была снесена. На месте церкви и окружающего ее русского кладбища было сооружено административное здание. Однако на общественных кладбищах Шуши до сих пор сохранилось множество надгробных памятников с русскими именами.
Русская церковь Геворкаван
Единственной полностью сохранившейся по сей день русской церковью Карабаха является церковь Пресвятой Девы в местности Геворгаван, недалеко от города Мартуни, построенная в начале ХХ века в традиционном для православной архитектуры стиле. Прихожанами этой церкви били русские поселенцы, которые, жили здесь с давних времен. . При церкви действовала также небольшая школа. В 1989 году в церкви начались реставрационные работы, прерванные боевыми действиями. В период кратковременной оккупации территории подразделениями азербайджанской армии, церковь вновь была частично разрушена. В настоящее время правительство разрабатывает проект восстановления храма и ищет спонсора для начала реставрационных работ.

Русская топонимика Карабаха
Названия многочисленных родников, населенных пунктов и полевых станов Карабаха имеют русское происхождение.
Приведем в пример несколько наиболее известных памятных мест. В семи километрах от районного центра Мартуни - на месте гибели русского солдата, с правой стороны дороги, на высоком холме установлен памятник (камень) с надписью.
В честь неизвестного русского солдата памятники воздвигнуты также в Степанакерте, Гадруте, у подножия горы Чимак недалеко от деревни Хцаберд. Приведем названия нескольких памятных мест нашего края, которые непосредственно созвучны со словом "Русь". Это "Высота русского знамени" (севернее деревни Арпагядук Гадрутского района) или "Русский дом", который находится недалеко от села Бадара нынешнего Аскеранского района. Созвучны этим названиям также "Русское поле" или "Русская равнина" на территории села Хиздрстан Аскеранского района.
"Русский" или “Сунжинка”- так по-разному называют небольшой хутор недалеко от Степанакерта на берегу реки Тракет. Народ привык к названиям "Русская часовня" или "Русский родник", или "Куропаткино", недалеко от населенных пунктов Тагавард, Бердашен и Геворгаван. А если вы побываете на правом берегу реки Тартар Мардакертского района в дремучем лесу, то сможете утолить свою жажду из "Русского родника". Наши исторические названия видимо возникли по прямой причинности... "Солдатский камень" в карьере недалеко от села Хиндзристан Аскеранского района, "Русский мост", расположенный на территории деревни Марьямадзор Гадрутского района, "Русская вода" у деревни Магавуз, "Русский родник" у старинной деревни Бердадзора и т.д.
В пределах деревень Бердашен и соседней Ашан расположено ущелье. В начале XX века небольшой русский полк некоторое время дислоцировался на одноименной поляне. В честь русских солдат-казаков эта местность у жителей окружающих селений получила название "Поляна казаков".В районе крепости Гюлистан 7 ОР 3 мсб руси-урд где была палатка генерала Ртищева,знаменитое место русской воинской славы возле Шах булаг Тигранакерта ,где следует установить памятник .
Не учитывать и не использовать такое наследие в НКР в нынешних условиях было бы ошибкой,считаем ,что привлечение на государственном уровне в НКР представительства РПЦ как гаранта мира и открытием для русской общины  действующей церкви должно стать приоритетной задачей в ближайшем будущем .

Отредактировано владимир НКР (2021-01-24 00:16:01)

0

3

http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t758790.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t481863.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t537376.jpg
благодаря тому что территория 1 ВЛАДИКАВКАЗСКОГО СУНЖЕНСКОГО ГЕНЕРАЛА СЛЕПЦОВА полка до сих пор принадлежит военным на территории г СТЕПАНАКЕРТ все что связано с историей полка сохранено мной потомком донских казаков при содействии заинтересованных лиц оказавших мне помощь в этом святом для каждого человека деле
особая благодарность русской общине Карабаха и Министерству культуры
в дальнейшем будет сохранена как память о русском воинском присутствии на территории Нагорного Карабаха .
на фото торжественное перезахоронение останков неизвестного русского казака на территории возле церкви в присутствии верховного духовенства Карабаха во главе с руководителем АРЦАХСКОЙ ЕПАРХИИ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАРГЕВА ВМЕСТЕ С СОЛДАТАМИ ПОЛКА!http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t665296.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t94419.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t752047.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t823594.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/1722/t934935.jpgСоставитель описания русских поселений по Елизаветпольской губернии И. Сегаль писал: «Селение Хан-Кенди (скорее урочище) образовано из отставных солдат, а также из членов их семей, не пожелавших по отбытии срока службы вернуться на родину».

После 1898 года царским правительством Ханкенди был превращён в русский гарнизон (отсюда и частое именование «штаб»). Селение представляло собой казачий посёлок, который являлся стоянкой Сунженского полка. Здесь располагались казарменные корпуса, больницы, полковая церковь, а также несколько домиков, где проживали офицерские семьи и небольшое население, снабжавшее войсковые части продуктами.

Местное население состояло из армян и азербайджанцев.

В 1918—1920 гг. в Ханкенди размещались воинские части мусаветистов.

Степанакерт, бывший Ханкенди.
После установления советской власти указом ЦИК Азербайджанской ССР от 10 августа 1923 года селение Ханкенди было переименовано в город Степанакерт в честь руководителя Бакинской комунны Степана Шаумяна. Город стал центром вновь образованной Автономной области Нагорного Карабаха Азерб. ССР.

На момент образования НКАО Степанакерт представлял собой полуразрушенный населённый пункт, где число уцелевших построек едва достигало 10–15. Часть зданий была разрушена полностью, в других отсутствовали двери и окна, от ряда зданий остались только стены.

В течение первого года часть зданий была восстановлена, а также многие были построены заново, улучшены дороги, в город было проведено электричество и телефонная связь.

Отредактировано владимир НКР (2021-01-24 04:03:56)

0

4

Источник: Вестник военного духовенства № 5, 1902 г.

Свящ. Георгий Агниев. Торжество освящения церкви 1-го Сунженско-Владикавказского полка.

С благословения Высокопреосвященнейшего Флавиана, Экзарха Грузии и с разрешения Его Высокопреподобия О. Протопресвитера, 8 ноября 1901 г. было совершено освящение  капитально отремонтированной и обновленной церкви 1-го Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска, расположенного в урочище Ханкенды, Шушенского уезда, Елисаветпольской  губернии.

Интересна судьба этой церкви, а потому, прежде чем описать торжество освящения ее, считаю долгом познакомить с краткой ее историей (исторические сведения мной заимствуются из надписей на: а) медной доске, прибитой к правой передней колонне и б) деревянном кресте, вставленном под престолом).

Церковь сия заложена 16-м гренадерским Мингрельским полком, во время стоянки его здесь в 1864 г. и освящена в честь Преображения Господня  9 февраля 1868 г. протоиереем Франковским и священником Иоанном Лебединским при командире полка Иолшине.
Церковь имеет форму креста, посредине купол, а спереди, над западными дверьми, колокольню. Вместительностью рассчитана на пехотный полк и снаружи имеет красивый вид.

Мингрельский же полк поселил здесь несколько человек своих отставных  и тем положил основание поселению урочища Ханкенды, теперь насчитывающему дворов 50 и приписанному к полковой церкви.

По уходе Мингрельского полка  из уроч. Ханкенды, церковь переходила в ведение других пехотных полков, по очереди стоявших здесь, а в 1876 г. – 2-му пешему Пластунскому батальону, Кубанского казачьего войска, что ныне 2-й Кубанский пластунский батальон. Через 8 лет после прихода батальона, церковь сия от землетрясения 4-го декабря 1884 г. сильно пострадала и воинской комиссией служба в ней была признана опасной, а потому прекращена и временно под церковь был приспособлен бывший тоже полковой католический костел, теперь стоящий без крыши,  и приступлено было к ремонту церковного здания.

Как хорошо устраивались на Кавказе  старые штаб-квартиры полков видно из того, что они имели не только православные церкви при 2-х (старших и младших) священниках, но и костелы.

Ремонт церкви был закончен в два месяца и 26 февраля 1885 г. церковь была освящена батальонным священником о. Николаем Чиляевым, умершим и похороненным в уроч. Ханкенды в 1892 г.

В 1896 г. в марте месяце ушел на новую штаб-квартиру и 2-й Кубанский пластунский батальон, но, по распоряжению вр. командующего войсками округа, при церкви был оставлен батальонный священник о. Осипов c? церковной утварью и потребными вещами для совершения богослужений, и было передано около 300 рублей денег.

В октябре того же 1896 г. прибыл в Ханкенды с северного Кавказа 1-й Сунженско-Владикавказский полк Терского казачьего войска и принял казармы и церковь в свое ведение.

На основании приказа по военному ведомству 1894 г. № 186 и по заявлению воен. начальства, о. Протопресвитер назначил на должность полкового священника батальонного священника о. Осипова, а в пластунский батальон  был назначен другой священник.

О. Осипов, отправив имущество батальонной церкви, стал усердно заниматься устройством почти что оголенной церкви, так как кроме старого, оставленного Мингрельцами, иконостаса ничего не было в церкви, а тут, к несчастью, и здание церкви сильно пострадало от двукратного землетрясения, и алтарный свод стал грозить падением. По решению военной комиссии и с разрешения его Преосвященства, Экзарха Грузии, алтарь и 2/3 храма были оставлены, иконостас был приспособлен к задним колоннам, у паперти, и устроен временный престол, в марте 1900 г.

Здание, по усиленному ходатайству начальника дивизии князя Орбелиани отремонтировано военно-инженерным ведомством; а насколько это было трудно устроить начальнику дивизии можно уразуметь из того, что инженерное ведомство, ссылаясь на то, что казачьи полки богаты, раз и навсегда отказалось строить им неподвижные церкви и нанимать здания под церкви, а полки сами строят (Кубанский, Кавказский и Таманский) и нанимают здания под церкви (все прочие полки  Кубанского и Терского войск) на свои средства.

Когда стали ремонтировать церковь, то о. Осипов указал военному начальству, что новоотремонтированная церковь останется без иконостаса, так как старый холщевый не годится к употреблению.

Начальник дивизии и тут явился на помощь и предложил полку составить смету на устройство нового иконостаса  и обещался разрешить потребную сумму из экономического капитала полка, что скоро и выполнил.

Иконостас был заказан через духовное правление при о. Протопресвитере в Москве Епанечникову, и доставлен по железной дороге до ст. Евлах, Закавказской ж. д., по удешевленному тарифу.

На  приобретение, доставку и установку нового иконостаса и окончательное устройство церкви, полк затратил более 3000 рублей и Ханкендинское общество 200 рублей; затрачена также и вся церковная сумма, по частям, по мере построения и таким образом общими средствами к концу октября церковь была обновлена и приготовлена для освящения.

На освящение церкви и иконостаса были приглашены  начальник дивизии и командир 2-й бригады, кои по служебным обязанностям, не могли пожаловать, местный инженер и представители  5-го округа Закавказского Акцизного управления, квартирующего в Ханкендах, а из духовных лиц  дивизионный благочинный священник о. Агниев, священник военно-местной Шушинской  церкви о. Стратоновский с 2-мя своими диаконами и ближайший епархиальный священник о. И. Домнышев.

Накануне освящения  посреди церкви была совершена всенощная; на литию и величание вышли все священники. Почти весь полк и все поселяне  присутствовали при богослужении.

По окончании всенощной, за неимением особого помещения, у паперти церкви были произведены выборы председателя и чинов Ханкендинского Преображенского братства.

Председателем братства единогласно был выбран  командир полка генерального штаба полковник Баратов, симпатичнейший человек и красноречивый оратор, который по выборе членов правления и ревизионной комиссии, держал прекрасную речь к поселянам.

На другой день, 8 ноября, был  совершен чин малого водоосвящения, а в 9 часов утра – освящение иконостаса и церкви, а затем Божественная литургия и благодарственный молебен, закончившийся обычным многолетием.

По окончании всего торжества, командир полка послал телеграммы Его Высокопреподобию о. Протопресвитеру и Его сиятельству начальнику дивизии  и благодарил за их просвещенное внимание и содействие и 16-му гренадерскому Мингрельскому полку, офицеры коего поголовно состоят членами Ханкендинского Преображенского братства.

Подай Господи полковнику Баратову долголетнее житие и преуспевание, а русскому воинству по больше таких просвещенных и набожных командиров.
Поистине с таким командиром полк может поддержать  боевую славу терских казаков  и показать чудеса храбрости  и неустрашимости! Господь да благословит их всех поименно и да поможет им в дальнейшем верном служении престолу и отечеству!
2-й Кавказской казачьей дивизии священник Георгий Агниев.

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Владикавказко-Сунженские полки » Церковь 1-го Сунженско-Владикавказского полка


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно