Я не первый в когорте исследователей Правды о Чингисхане и предлагая на Ваш суд свои исследования жду Ваших комментариев, которые помогут нам понять что же такое Чингисхан на самом деле, миф или реальность? «...Дело в том, что единственный исследователь, воспоминания которого о Чингисхане сохранились - Рашид ад Дин, записал родословную Чингизхана по отцовской линии до восьмого колена. Такую родословную без наличия письменности сохранить невозможно даже сегодня. Вы, уважаемый читатель, помните свою родословную хотя бы до четвертого колена, при наличии развитой письменности? Нет? А у Чингисхана такая родословная была, а значит, была не только система записи, но и система хранения записанных рукописей. Такими привилегиями в древности пользовались только потомки ведущих «китайских царских родов»(кавычки мои – Л.С.), потому можно заключить, что они не только имели массу писцов и хранителей документов, но и сами владели грамотой. После смерти Гиза (Гза) Хан-Чина появились разного рода записи о его происхождении и восхождении на престол. Но они столь противоречивы, что наводят на мысль о попытке разных народов династии «Сынов чистого неба» (тех же китайцев — Л.С.) присвоить себе этническое происхождение Гиза (Гза). Периодически объявляют его то татарином, то монголом, то казахом, то китайцем. Вместе с тем новые этимологические исследования показывают, что он был ТЮРКским императором и воевал в первую очередь для объединения разрозненной ТЮРКской империи, и только потом стал покорять соседние государства. Не случайно, несмотря на то, что он родился в северной части империи и первоначально столицу свою размещал в Каракоруме, после объединения земель он перенес столицу в её исторический центр – Пекин (никогда он этого не делал — Л.С.). Ещё одна загадка древней истории раскрыта, но при этом возникает ряд новых загадок...». Главное принять тот факт, что существующий в наших умах образ прошлых эпох не вполне достоверен – уже в силу насильственного смещения в прошлое (минимум, на 334-501 лет) колоссальных массивов информации. Едва же истинный образ эпохи проясняется, масса «белых пятен» исчезает, а история становится непротиворечивой. Главой Орды становился только тот, кто имел на это БЕЗУСЛОВНОЕ право – по крови. Ну, а поскольку никогда наверняка не известно, кто отец ребенка, и всегда известно, кто мать, пост передавался строго по материнской линии: от дяди к племяннику – сыну его сестры по матери. Собственно именно отсюда и происходит сила так называемой «порнократии», огромной власти женщин над Ханами Большой Орды. Матриархат в Орде начался еще до Есугая, его главная жена (Юлун-Ике)(термин придуманный авторами поздних эпох, когда вовсю существовал патриархат) на самом деле была старшей женщиной Орды и ее дети, племянники Гокчу, являлись наследниками первой очереди. Место Юлун-Ике заняла Борте. Место Борте заняла «дочь-племянница» Тэмуджина - Алагай-беги (Алангаа, Алагай, Алаха). В 1219 г. когда Тэмуджин отправился на войну с Хорезмом, он поручил ей вести государственные дела в свое отсутствие, поэтому ее называли также Тору дзасагчи гунджи (принцесса-правительница). Все наследники по мужской линии вынуждены были становиться фаворитами своих сестер, вдов своих братьев, которые по положению являлись главными матерями Орды (улусов Орды). Такой порядок наследования исключал возможность военных государственных переворотов с использованием силы, т.к. многочисленные царевичи никаких прав на престол не имели. Все эти церемонии избрания на царство, описанные вымышленными путешественниками (в период патриархата) были всего-навсего спектаклем, на котором, кстати, вместе с главной матерью поднимали на белом войлоке почета ее очередного фаворита. Понятие мужа при матриархате не существовало. Фаворит пользовался не только правом обладания телом женщины, но и занимал пост хана — военного руководителя, князя, в обязанности которого было защищать со своей дружиной своих домочадцев и свой род от врагов, в число которых часто попадали близкие родственники, а также захватывать рабов, земли, скот и т.д. С этим я думаю никто не станет спорить. Должность верховного правителя, хозяйки всего занимала — женщина, главная женщина в Орде. В патриархальной монархии, где власть передается строго от отца к сыну, народ с вероятностью 95% рискует получить на троне человека не подходящего (больного, неумного или слабого духом), уже потому, что вряд ли больше 5% людей отвечают ВСЕМ требованиям к хорошему правителю. А в матриархальной модели руки принцессы и власти (учитывая острую конкуренцию), добивается самый лучший, из числа этих самых 5%. Все справедливо: женщине почет принадлежит по ее материнской природе, а мужчине – только за доблести. Обычай, по которому попавших в плен женщин, особенно царского рода подвергали насилию не более чем стремление мужчины получить хоть какие-то, пускай иллюзорные права на пост хана в качестве фаворита. Ярким примером этому служит Екатерина II и ее фавориты. Такого в принципе не могло быть в обществе, построенном на принципах отцовского права. Любой «домострой» поставил бы возле Хана не его сестру или мать, а отца или старшего брата. И выходит так, что Орда жила и передавала власть по материнскому праву довольно долго – до XVII, а то и до конца XVIII века, яркий пример царевна Софья и стрелецкий бунт. Стрельцы - городовые казаки (ордынцы) хорошо помнили по какому праву происходит наследование в Орде, поэтому стремление Петра Алексеевича захватить престол встретило яростное сопротивление... Наследники Борте-Чингисхана становясь ханами улусов Орды не могли передавать свою власть своим наследникам по мужской линии, а только племянникам. В этом будет легко убедиться прочитав предлагаемый материал. Имя предков первого правителя Орды до нас дошло. Имя матери хорошо известно – Гоа-Марал, и она в огромном почете. Но самая интересная фигура в этой династии, даже не Тэмуджин, а Бату, человек, о котором НЕизвестно больше, чем обо всех остальных вместе взятых. И Бату принял престол не от отца, а из рук своего деда по имени Тэмуджина, то есть, налицо НЕПОТИЗМ! Но если приглядеться, то станет ясно, что он взял власть вовсе не потому, что он внучатый племянник правителя! Человеку XXI века разобраться в этом почти невозможно, но с точки зрения средневекового ордынца или тюрка все абсолютно логично, потому что на самом деле:
- Бату принял власть даже не из рук двоюродного или какого еще деда; он принял власть из рук его вдовы;
- Бату взял власть только потому, что сумел взять в жены дочь вдовы двоюродного или какого еще деда;
- Бату – брат и племянник вдовы своего двоюродного или какого еще деда, и здесь – МАТЕРИНСКАЯ ЛИНИЯ!
Когда Бату умер (погиб), НИ ОДИН из его сыновей даже не претендовал на трон. Власть передавалась ТОЛЬКО с его дочерьми (имен которых «история» до нас не донесла, даже скорее СПЕЦИАЛЬНО не донесла), давалась как приданное. И верховная власть была закреплена за его дочерью ?, имя которой не сохранилось (возможно специально). Причем и здесь кровь Бату НИЧЕГО не значит; важно, что ? – дочь его жены, а от нее – вверх по генеалогическому древу – она далекая правнучка основательницы династии Гоа-Марал. Поэтому правителями были Кара-Хулагу и Алугу, поочередно бравшие в жены Ургану-хатун.
Предки Чингисхана (согласно Рашид ад-Дина и Бек Суфи)
1 Борте-Чино (Буртэ-чинэ)(тюрк.)(?-?)(I колено) — согласно «Сокровенному сказанию», написанному в XVIII в. монахами инквизиторами - предок Чингисхана. Отец — ?, р. ? г. Мать - ?, р. ? г. Породнился с Гоа-Марал, которая была главной женщиной в роде и, поселился в Хэнтэе (центрально-восточная современная Монголия) вблизи горы Бурхан-Халдун (это все официальная версия). По предположению Рашид ад-Дина, написавшего свое сочинение на исходе XIV в. это событие состоялось в середине VIII в. «О подробностях начала их жизни «правдивые тюркские сказители историй» (кавычки мои) рассказывают, что все племена монголов происходят из рода [насл] тех двух лиц, которые [некогда] ушли в Эргунэ-кун.То, что ТАТАРЫ было собирательным именем, отмечал еще Рашид ад-дин: "Многие роды поставляли ВЕЛИЧИЕ И ДОСТОИНСТВО В ТОМ, ЧТО ОТНОСИЛИ СЕБЯ К ТАТАРАМ и стали известны под их именем, подобно тому, как... другие племена, которые имели каждое свое определенное имя, НАЗЫВАЛИ СЕБЯ МОНГОЛАМИ ИЗ ЖЕЛАНИЯ ПЕРЕНЕСТИ НА СЕБЯ СЛАВУ ПОСЛЕДНИХ". Дальше с китайскими татарами происходят какие-то фантастические превращения. Среди тех, кто оттуда вышел, был один почтенный эмир по имени Буртэ-чинэ (Борте-Чино), глава и вождь некоторых племен, из рода которого впоследствии был Добун-Баян, супруг Алан-Гоа, и происходит несколько других племен. Он имел много жен [хатун] и детей. От старшей жены по имени Коай-марал (Гоа-Марал) он имел сына, который был самым преуспевающим из его сыновей и достиг [потом] царской степени, его звали Батачи-каан (Бата-Чиган). Считать его основателем династии проблематично, вся наша хронология построенная на патриархате нуждается в поправках на матриархат, поэтому все что будет опубликовано ниже требует творческого осмысления.
Жена - Гоа-Марал, р. ? г. Сын — Бата-Чиган (Бата-Цагаан), р. ? г. (Л.С.)
II колено
Линия Борте-Чино
2/1 Бата-Чиган (тюрк.)(?-?)(II колено) - предок Чингисхана. Отец — Борте-Чино, р. ? г. Мать - Гоа-Марал, р. ? г. У него был сын по имени Тамач, который стал потом его заместителем (преемником на ложе главной женщины. Прим. мое). Этот Тамач имел пять сыновей; старший из них, по имени Коричар-мэргэн, стал его заместителем (см. выше)...».
Жена - ?, р. ? г. Сын — Тамача (Тамач, Тамачи), р. ? г. (Л.С.)
III колено
Линия Бата-Чиган
3/2 Тамача (Тамач-хан)(тюрк.)(?-?)(III колено) - предок Чингисхана. Отец — Бата-Чиган (Батачи-каан), р. ? г. Мать - ?, р. ? г. По предположению Рашид ад-Дина, «...У него был сын по имени Тамач, который стал потом его заместителем. Этот Тамач имел пять сыновей; старший из них, по имени Коричар-мэргэн (Хоричер-Мерган), стал его заместителем. Передают, будто бы те другие четыре сына пожелали уйти из своего становища [махам] и местности в другие области...Говорят, что племя дурбан происходит из их рода, потому что [слово] «дурбан» значит – четыре, и оно является [указанием] на связь и отношение [племени дурбан] к тем четырем [сыновьям] Тамач-хана...».
Жена - ?, р. ? г. Сыновья: Хоричер-Мерган (Хоричар, Коричар-мэргэн), р. ? г., ?, р. ? г., ?, р. ? г., ?, р. ? г., и ?, р. ? г. (Л.С.)
IV колено
Линия Тамача
4/3 Хоричер-Мерган (Хоричар, Коричар-мэргэн)(тюрк.)(?-?)(IV колено) - предок Чингисхана. Отец — Тамача, р. ? г. Мать - ?, р. ? г. Братья: Хоричер-Мерган (Хоричар, Коричар-мэргэн), р. ? г., ?, р. ? г., ?, р. ? г., ?, р. ? г., и ?, р. ? г.
Жена - ?, р. ? г. Сын — Аучжам-Бороул (Ууджим Буурал), р. ? г. (Л.С.)
5/3 ? (тюрк.)(?-?)(IV колено) - предок Чингисхана, из племени дурбан. Отец — Тамача, р. ? г. Мать - ?, р. ? г. Братья: Хоричер-Мерган (Хоричар, Коричар-мэргэн), ?, р. ? г., ?, р. ? г., и ?, р. ? г. По произведению Рашид ад-Дина, это событие состоялось в середине VIII в. Передают, будто бы те другие четыре сына пожелали уйти из своего становища [махам] и местности в другие области. Между был рукав реки. Они собрали множество хвороста и из него связали [нечто] вроде плота, который здесь [в Иране] называют «калак», сели на него и, переправившись через реку, вступили в другие области. Говорят, что племя дурбан происходит из их рода, потому что [слово] «дурбан» значит – четыре, и оно является [указанием] на связь и отношение [племени дурбан] к тем четырем [сыновьям] Тамач-хана...» (Л.С.)
6/3 ? (тюрк.)(?-?)(IV колено) - предок Чингисхана, из племени дурбан. Отец — Тамача, р. ? г. Мать - ?, р. ? г. Братья: Хоричер-Мерган (Хоричар, Коричар-мэргэн), ?, р. ? г., ?, р. ? г., и ?, р. ? г. (Л.С.)
7/3 ? (тюрк.)(?-?)(IV колено) - предок Чингисхана, из племени дурбан. Отец — Тамача, р. ? г. Мать - ?, р. ? г. Братья: Хоричер-Мерган (Хоричар, Коричар-мэргэн), р. ? г., ?, р. ? г., ?, р. ? г., и ?, р. ? г. (Л.С.)
8/3 ? (тюрк.)(?-?)(IV колено) - предок Чингисхана, из племени дурбан. Отец — Тамача, р. ? г. Мать - ?, р. ? г. Братья: Хоричер-Мерган (Хоричар, Коричар-мэргэн), р. ? г., ?, р. ? г., ?, р. ? г., и ?, р. ? г. (Л.С.)
V колено
Линия Хоричер-Мерган
9/4 Аучжам-Бороул (тюрк.)(?-?)(V колено) - предок Чингисхана. Отец — Хоричер-Мерган, р. ? г. Мать - ?, р. ? г.
Жена - ?, р. ? г. Сын — Сали-Хачау (Сали-Хаджау), р. ? г. (Л.С.)
VI колено
Линия Аучжам-Бороул
10/9 Сали-Хачау (тюрк.)(?-?)(VI колено) - предок Чингисхана. Отец — Аучжам-Бороул, р. ? г. Мать - ?, р. ? г.
Жена - ?, р. ? г. Сын — Еке-Нидун (Еке нюдэн), р. ? г. (Л.С.)
VII колено
Линия Сали-Хачау
11/10 Еке-Нидун (тюрк.)(?-?)(VII колено) - предок Чингисхана. Отец — Сали-Хачау, р. ? г. Мать - ?, р. ? г.
Жена - ?, р. ? г. Сын — Сим-Сочи, р. ? г. (Л.С.)
VIII колено
Линия Еке-Нидун
12/11 Сим-Сочи (тюрк.)(?-?)(VIII колено) - предок Чингисхана. Отец — Еке-Нидун, р. ? г. Мать - ?, р. ? г.
Жена - ?, р. ? г. Сын — Харчу, р. ? г. (Л.С.)
IХ колено
Линия Сим-Сочи
13/12 Харчу (тюрк.)(?-?)(IХ колено) - предок Чингисхана. Отец — Сим-Сочи, р. ? г. Мать - ?, р. ? г.
Жена - ?, р. ? г. Сын — Борджигидай-Мерган (Боржигидай-Мэргэн), р. ? г. (Л.С.)
Х колено
Линия Харчу
14/13 Борджигидай-Мерган (Боржигидай-Мэргэн)(тюрк.)(?-?)(Х колено) - предок Чингисхана. Отец — Харчу, р. ? г. Мать - ?, р. ? г. первый из могольских князей носивший фамильное имя Мон, получивший его от своей жены.
Жена — единственная дочь Хорилардай-Мэргэна, Монгол-чжин-гоа (Монголжин-гоа), р. ? г., (считать это имя подлинным не стоит, источник был написан в XVII в. или позже). Более того, в родоплеменной иерархии Хорилардай-Мэргэн стоял ВЫШЕ Борджигидай-Мергана. Поэтому едва он взял ее в жены, он получил титул Мон – мужа Монгол-чжин-гоа, а вместе с титулом – КОЛОССАЛЬНЫЕ юридические и династические права. Благодаря браку с ней Борджигидай и вступил в управление Моголистаном – с точки зрения самих тюрок абсолютно законно. Сын — Тороголчжин-Баян (Тороколджин-багатур), р. ? г. (Л.С.)
ХI колено
Линия Борджигидай-Мерган
15/14 Тороголчжин-Баян (тюрк.)(?-?)(ХI колено) - предок Чингисхана. Отец — Борджигидай-Мерган, р. ? г. Мать - Монгол-чжин-гоа, р. ? г.
Жена — Борохчин-гоа (Борочин-гоа), р. ? г., никогда наверняка не известно, кто отец ребенка, и всегда известно, кто мать, именно отсюда и происходит сила так называемой «порнократии». Сыновья: Дува-Сохор, р. ? г. и Добун-Мерган (Добун-Мэргэн), р. ? г. (Л.С.)
ХII колено
Линия Тороголчжин-Баян
16/15 Дува-Сохор (тюрк.)(?-?)(ХII колено) - предок Чингисхана. Отец — Тороголчжин-Баян, р. ? г. Мать - Борохчин-гоа, р. ? г. Брат — Добун-Мерган (Добун-Мэргэн), р. ? г.
Жена - ?, р. ? г. Сыновья: Доной, р. ? г., Догшин, р. ? г., Эмнэг, р. ? г. и Эрхэх, р. ? г. (Л.С.)
17/15 Добун-Мерган (Добун-Мэргэн, Добун-Баян)(тюрк.)(?-?)(ХII колено) - предок Чингисхана. Отец — Тороголчжин-Баян, р. ? г. Мать - Борохчин-гоа, р. ? г. Брат - Дува-Сохор, р. ? г. По предположению Рашид ад-Дина, это событие состоялось в середине VIII в. «О подробностях начала их жизни правдивые тюркские сказители историй рассказывают, что все племена монголов происходят из рода [насл] тех двух лиц, которые [некогда] ушли в Эргунэ-кун 12. Среди тех, кто оттуда вышел, был один почтенный эмир по имени Буртэ-чинэ 13, глава и вождь некоторых племен, из рода которого был Добун-Баян, супруг Алан-Гоа, и происходит несколько других племен. ...[Некто], по имени Тулун-Сакал20, ...однажды убил изюбря 21. Один человек из племени баяут, по имени Баялик 22, привел своего сына и продал [его] ему за некоторое количество мяса изюбря. Так как тот [Тулун] был родственником мужа Алан-Гоа, то он подарил этого мальчика Алан-Гоа. Большинство племен баяут, которые являются рабами уруга 23 Чингиз-хана, принадлежат к потомкам [насл] этого мальчика...».
Жена — из племени хори-туматов (согласно Рашид ад-Дину, она была «из племени куралас»), дочь Хорилартай-Мергена, р. ? г. - Алан-гоа, р. ? г., прародительница мо[н]голов-нирун. Сыновья: Бельгунотай (Бэльгунотай, Бэлгунутай), р. ? г., Бугунотай (Бугунутай), р. ? г. 2-й мужчина (возможно тот самый мальчик — прим.мое) - ?, р. ? г. Сыновья: Буху-Хадаки, р. ? г., Бухату-Салджи, р. ? г. и Бодончар (Боданчар), р. ? г. (Л.С.)
Хорилартай-Мерген
Род ?
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Хорилартай-Мерген
Смена имени Хорилартай
События
рождение ребёнка: ♀ Алан - Гоа [?]
Род ?
Пол женщина
Полное имя
от рождения Алан - Гоа
Родители ♂ [?] Хорилартай-Мерген
События
рождение ребёнка: ♂ Боданчар [?]
Род ?
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Боданчар
Родители ♀ Алан - Гоа [?]
♂ - святой дух (непорочное зачатие — прим. мое)
Комментарии
нуждаются в еще больших комментариях, т.к. искусственно продолжают запутывать нас глупых и доверчивых, * комментарии мои
1. Хитай (Хатай) – так назывался монголами, а вслед за ними и всеми завоеванными ими на западе народами (населением Туркестана, персами, русскими и т.д.) Северный Китай. Впоследствии это наименование было перенесено на всю территорию современного Китая. Название Хитай – Китай – происходит от племенного наименования Кидан. Кидане жили к востоку от Хинганского хребта и к северу от р. Шара-мурэн. В начале X столетия вождь одного из киданьских племен, по имени Абаги, сначала объединил под своею властью все остальные родственные племена, а затем и соседние народности и в 916 г. объявил себя императором. Киданьское царство, которое в китайской истории известно под названием государства Ляо, существовало до 1125 г., когда оно было завоевано джурджэнями. Под властью киданей находились современные Манчжурия, Монголия и небольшая часть территории застенного Китая вдоль Великой Стены*.
*Великая стена существовала в Европе в Валашском регионе и, контролировала наибольшую площадь от реки Олт на севере до реки Дунай на юге, «Железные ворота» Дуная на западе и Черное море на востоке, см. карту
** Следующая Великая стена, так называемый Дербентский проход...
2. Тюрк. юрт, мнг. письм. нутуг, – участок земель для кочевья и то пространство, по которому кочевала какая-либо хозяйственно-социальная единица (Б.Я. Владимирцов. Общественный строй монголов, Л., 1933, стр. 43 и сл.).
3. А, I, Б – аўткўх; С – аў?кўх; Р – аўнкўх. Речь идет о построенной Цзиньской династией стене. См. т. I, кн. 1, стр. 161, прим. 806. Приведенное в тексте название в других источниках не встречается. Чтение его не установлено. Имеющиеся варианты позволяют предложить два чтения: утку(х) и унку(х) (*онгу). Приведенное ниже в тексте летописи второе название стены бўкўркэ (В – тўкўркэ) также встречается лишь у Рашид-ад-Дина. В тексте книги первой – бўкўрк.
4. Мнг. письм. Хара-мöрэн – «Черная река», название, прилагавшееся монголами к реке Хуан-хэ, или Желтой реке.
5. Т.е. к Печилийскому заливу. Джурджэ – см. ниже, прим. 438 на стр. 77.
6. бандэ-и мухлис.
7. алакўш-тикин; термин тикин, тюрк. титул тэгин – царевич, в тексте Рашид-ад-дина встречается только как компонент при именах собственных лиц царского происхождения; ср. ниже мнг. чигин, стр. 37, прим. 187.
8. В тексте дўбўн-байан; Сокр. Сказ., § 3 – Добун-мэргэн.
9. алан-кўа; Сокр. Сказ., § 7 – Алан-хоа.
10. Династия Аббасидов – династия халифов, 750-1258 гг.
11. Такжикская династия (819-999 гг. н.э.), правившая Средней Азией. С 900 г., после победы Исмаила Саманида над Саффаридом ‘Амр ибн Лейсом, к владениям Саманидов был присоединен Хорасан. Столицей Саманидов была Бухара.
12. аргўнэ-кўн; ср. мнг. письм. Эргунэ, название реки Аргунь, вытекающей из оз. Далай-нор.
13. бўртэ-чинэ; Сокр. Сказ., § 1 – Бортэ-чино.
14. A, S – кўи-мрал; Б – кўа-мрал; Сокр. Сказ., § 1 – Хоай-марал.
15. т?джи-каан; S – итджи-киан; ошибочно вместо бтджи-каан; ср.: Сокр. Сказ., § 1 – Батачи-хан; Б – бтджи.
16. Сокр. Сказ., § 2 – Тамача.
17. Сокр. Сказ., § 2 – Хоричар-мэргэн; в тексте здесь и ниже, по-видимому, искаженное написание того же имени: А, С, L – киху; S, Р, В – киджу. Мэргэн – мнг. письм. «искусный стрелок». В тексте Рашид-ад-дина встречается как компонент при именах собственных.
18. калак – род плота на бурдюках.
19. Мнг. письм. дöрбэн – «четыре». Согласно Сокр. Сказ., § 11, поколение дöрбэн произошло от четырех сыновей Дува-сохора, старшего брата Добун-мэргэна.
20. тўлўн-сакал; С, L, Р, В, Б – кўлўн. Согласно версии Сокр. Сказ., §§ 14-16, мальчика выменял за выпрошенное мясо Добун-мэргэн, муж Алан-Гоа.
21. гав-и кўхи – букв. «горный бык». Об этом термине см.: Владимирцов. Общественный строй монголов, стр. 34, прим. 6. В Сокр. Сказ., § 12 – соответственно «олень трехлеток».
22. байалик; Сокр. Сказ., § 15 – Маалих-баяудай, т.е. Маалих из рода баяуд.
23. бандэ-и ўрўг – «раб рода». Перс. бандэ текста соответствует мнг. письм. бођол – личные подданные, рабы. Об этом термине см.: Владимирцов. Общественный строй монголов, стр. 64 и сл.
24. куджам-бўкрўл; С, L, Р, В, Б – ~ - бўгрўл; Сокр. Сказ., § 2 – Ауджам-Бороул.
25. иидўн; С, Р, В – бндун, Б – нидўн; Сокр. Сказ., § 2 – Екэ-Нидун.
26. см-саўчи; Б – сам-саўчи; Сокр. Сказ., § 2 – Сим-сочи.
27. кали-каджў; Сокр. Сказ., § 2 – Харчу. По Сокр. Сказ., § 3, сыном Харчу был Борджигидай-мэргэн, у которого родился сын Торохолджин-Баян, а Добун-мэргэн был вторым сыном последнего.
28. Реки Кэлурэн (Кэрулэн) и Онон берут начало в восточных склонах Хэнтэйских гор в северо-восточной части современной МНР.
29. тўглэ – река Тола, правый приток Орхона, берет начало в Зап. склонах Хэнтэйских гор. Название этой реки встречается еще в Орхонских надписях в форме Тула.
30. В тексте искаженное написание: бргадў; Сокр. Сказ., §§ 1, 89 – Бурхан-халдун. Место нахождения не установлено. Возможно, современный горный узел Хэнтэй.
31. Согласно Сокр. Сказ., § 8, Алан-хоа – дочь хоритуматского Хорилартай-мэргэна.
32. В ркп. миниатюра, изображающая этих супругов.
33. О термине ўрўг см. прим. 260 на стр. 48.
34. Коран, II, 111; III, 42, 52; VI, 72; XVI, 42; XIX, 36; XXXVI, 82; XL, 70.
35. Коран, XXII, 19; V, 1.
36. Коран, III, 30.
37. Тюрк.-мнг. тумэн – 10 000. Терминологически войсковая единица, а также единица административного деления: туман – округ, с которого должны были поступать 10 000 воинов (или средства на их содержание). Деление на туманы было введено при монголах в ряде стран, в том числе в Иране и в Средней Азии, где деление на туманы (тюмени) сохранялось почти до XX в. (В.В. Бартольд. Улуг-бек и его время, стр. 9; Б.Я. Владимирцов. Об отношениях монгольского языка к индо-европейским языкам Ср. Азии, Mongolica, I, стр. 312; А.А. Семенов. О чинах и званиях и об обязанностях носителей их в средневековой Бухаре, Сов. востоковед., т. V, стр. 151, 152).
38. Шари’ат – свод мусульманского права, основанного на Коране, хадисах и толкованиях авторитетных представителей духовенства, так называемых имамов. Его положения были обязательны для всех мусульман как в религиозной жизни, так и в гражданских взаимоотношениях. Тарикат (собственно, путь) – мистическое учение в исламе, суфизм.
39. Коран, XLIX, 12.
40. карачу, мнг. письм. харачу, племя (или человек, член племени), не принадлежащее к роду Чингиз-хана (то же, что мнг. хара-йасуту – принадлежащий к черной кости), впоследствии – простолюдин, собират. – простонародье, чернь, синоним ар.-перс. ‘амм, ‘аммэ (чаще мн. число а’вам). Об этом термине см.: Владимирцов. Общественный строй…, стр. 118; также D’Ohsson, II, р. 356.
41. бўкўн-к?ки; С, L – бўкан-кики; В – тўкўм-ктки; Б – бўкўн-ктги; Сокр. Сказ., § 17 – Буху-хатаги.
42. бўсфин; С – бўски; Р – иски; В – исги; Б – бўгў; чтение неясно; Сокр. Сказ., § 17 – Бухату-Салджи.
43. Сокр. Сказ., § 17 – Бодончар-Мунгхах.
44. В тексте ўсўн-~; у Березина бўгў-~; ср. выше, стр. 14, прим. 42.
45. В рукописях аўткў-бўгўл, где аўткў соответствует тюрк. отеку, мнг. отэгу – старый, древний; бўгўл – мнг. бођол [Сокр. Сказ. – боол] – раб, откуда аўткў-бўгўл – древние рабы, то же, что в монгольских источниках унађан-бођол – исконные рабы какого-либо рода или дома, потомственно ему служившие; о термине унађан богол см.: Владимирцов. Общественный строй..., стр. 64, 65.
46. рах-и ўткў-бўгўли.
47. Термин эмир нашего текста передает мнг. письм. нойан. Березин соответственно переводит тюрк. бек. О термине нойан см. ниже, стр. 23, прим. 88.
48. сахиб-киран – обладатель счастливого сочетания звезд, употреблялось как прозвание отдельных наиболее могущественных правителей на Ближнем Востоке.
49. В тексте перс. хиш-у биганэ, где биганэ соответствует мнг. письм. джад, – термину, обозначающему племена неродственные. О нем см.: Владимирцов. Общественный строй монголов, стр. 59.
50. бўка; Сокр. Сказ., § 43 – Барим-шиилату-хабичи или Хабичи-баатур; Юань-ши, цз. I, л. 2 recto: Ба-линь-си-хэй-ла-ту-хэ-би-чу ***; у Абул-Гази назван Тоха.
51. Буктай, в Сокр. Сказ., § 43 – второй сын Бодончара, родившийся от наложницы, именуется Чжаурэдай.
52. В Сокр. Сказ., § 45 – Мэнэн-тудун – сын Хабичи-баатура. По таблице – сын Бодончара.
53. По Сокр. Сказ., § 45 – Начин-баатур – седьмой сын Мэнэн-тудуна.
54. рах-и дамади.
55. алтан-дафтар – Золотой свиток, иначе говоря – ханский, или царский, свиток. Под этим названием имеется в виду история ханского рода Чингизидов, не дошедшая до нас и известная лишь по упоминанию в труде Рашид-ад-дина. (Ср. термин алтан-уруђ – золотой род, т.е. род Чингиз-хана, а также титул императора Хитая – Алтан-хан; о последнем титуле см. прим. 567 на стр. 92).
56. чркэ-линкўм; С, L, Б – линккўм; Сокр. Сказ., §§ 47, 180 – Чарахай-лингху.
57. дўтакўн, см. стр. 64.
58. По Сокр. Сказ., § 45, у него было семь сыновей.
59. Юань-ши, цз. I, л. 2 recto – Моналун. Ср.: Иакинф, монах. История первых четырех ханов из дома Чингисова, СПб., 1829, стр. 4-8, где приводится рассказ о Моналун и ее сыновьях.
60. нус (вар. нуш)-арки; С, L – муш-азки; В – буш-арки; Б – буарки; чтение не ясно; ср. мнг. письм. эрги – «обрывистый берег».
61. куран, мнг. письм. курийэн – как следует из объяснения в самом тексте, термином «курень» обозначалось стойбище кочевых дворов [аилов], состоящих из отдельных кибиток. О куренном способе кочевок см.: Владимирцов. Общественный строй монголов, стр. 37.
62. В рук. В – садд-и; в остальных – банд-и.
63. судусун; Сокр. Сказ., § 74 – судун. Ср. мнг. письм. суду – растение Sanguisorba alpina, корень которого недавно еще употреблялся в Сибири в пищу.
64. кнбут; С, L – ксут.
65. бурку джин-тукум; Сокр. Сказ., § 157 – Бархуджин-токум; см. стр. 111 прим. 711.
66. джрулум; С, L – джаулум; Р, В – храукум; Б – джарарулум; ср. тюрк. джар~яр («крутой берег») + мнг. письм. олум (брод, переправа).
67. В тексте буути; у Березина турки, и далее доб. «... что значит шестой предок». Ср. ниже, стр. 64, прим. 368.
68. В рукописях: мусулун-тргун; мнг. письм. таргун – жирный.
69. Коран, XCIV, 5, 6.
70. Коран, XII, 87.
71. Коран, III, 11.
72. Сокр. Сказ., § 47 – Байшингхор-дохшин.
73. Сокр. Сказ., § 47 – Чарахай-линху.
74. Сокр. Сказ., § 47 – Чаоджин-Ортэгай.
75. S – арткан; С, L, Р – ар? кан; В – азбкан; S – сиджиут; С, L, Р, В – с?-дж.?ут; Б – снджиут. Согласно Сокр. Сказ., § 47, к его роду принадлежат шесть племен: оронар, хонхотан, арула(т), сонид, хабтурхас, гэнигэс.
76. S, С, L – суркудуку-чинэ; Р – суркдуку-~; Б – суркдулу-чнэ. По Сокр.
Сказ., § 47, сыновья Чарахай-линху были Сэнкун-билгэ и Амбахай.
77. Ар. ку’дад или ку’дуд, производное с удвоением конечной согласной от корня ка’ада – он сел, со значением «близкий по генеалогической линии к главе, либо родоначальнику своего рода или племени» (Lane, т. VII, p. 2546).
78. тумбнэ-хан; В, Б – тумнэ-~; Сокр. Сказ., § 47 – Тумбинай-сэчэн. Мнг. сэчэн – «мудрый», в тексте встречается как компонент при именах собственных.
79. хамбакай; Сокр. Сказ., § 47 – Амбахай хахан.
80. В тексте стоит перс. хар-и чубин, букв. «деревянный осел»; об этом термине см. т. I, кн. 1, стр. 105, прим. 656.
81. кадан-тайши; Сокр. Сказ., §§ 48, 53 – Хадаан тайджи; мнг. письм. тайджи из кит. тай-цзы *** – наследник, наследный принц; см.: Pelliot, T’oung Pao, 1913, стр. 140.
82. Сокр. Сказ., § 48 – Бартан-баатур – сын Хабул-хана. Бахадур, мнг. письм. багатур, русск. богатырь. В летописи употребляется в двух значениях: 1) витязь, богатырь; 2) почетное наименование, впоследствии ставшее титулом, – компонент при именах собственных.
83. туда; В – будай; Б – буда.
84. тимур-йураки; тюрк. тимур-юраки – железное сердце.
85. джаган-татар; Сокр. Сказ., § 153 – чаан татар и чахан татар; мнг. письм. чаган – белый; белые татары.
86. каиркут-?у?рукут; Сокр. Сказ., § 53 – айриут буйруут – название племен. Обе формы представляют мн. число; возможно, что буйруут означает «буирцы», от названия озера Буир-нор, около которого эти племена жили. В тексте эти названия племен ошибочно даны как имя предводителя. Сокр. Сказ., § 53, дает другую редакцию этого рассказа.
87. Сокр. Сказ., § 48 – Тодойон-о(т)чигин; мнг. письм. одчигин, терминологически «младший сын», букв. «княжич огня»; о его этимологии и значении см.: Владимирцов. Монгольские титулы «beki и begi». Докл. АН СССР, 1930, стр. 164; он же. Общественный строй..., стр. 49, 54.
88. нуйан, мнг. письм. нойан. Общий титул, жалуемый, позднее переходящий по наследству, который носили представители монгольской кочевой знати, имевшие звание десятников, сотников и темников. О нем см.: Владимирцов. Общественный строй монголов, стр. 104, 105.
89. Мнг. письм. джэрдэ – «рыжий», масть лошади.
90. байат-дуклат.
91. Тюрк. той – пир, празднество, соотв. мнг. письм. хурим.
92. мунка-джауут-кури; ср. Сокр. Сказ., § 134 – джаутхури.
93. чарик бинашинад, мнг. письм. чэриг – «воин», «войско» (об этимологии этого слова см.: Владимирцов, ЗКВ I, стр. 326); чирик нишандан – букв. «сажать (на коней) войско», терминологически «выступать в поход».
94. куда, мнг. письм. худа – «сват». Общее название членов родов заключивших между собою договор о взаимном обмене девушками-невестами. См.: Владимирцов. Общественный строй..., стр. 48.
95. нукар, мнг. письм. нокур, букв. «друг», «товарищ»; терминологически «дружинник». О его значении и этимологии см.: Владимирцов. Монгольское nokur. Докл. АН СССР, 1929, стр. 281-288; он же. Mongolica, I, ЗКВ I, стр. 336, 337; а также «Общественный строй...», стр. 87.
96. Пропуск в рукописях.
97. В тексте сусэ. Согласно Сокр. Сказ., § 53, Амбакай-каан был отправлен к «Алтан-хагану Китадскому», т.е. к императору Цзиньской (мнг. Алтан) династии джурджэней, владевших тогда Северным Китаем, Манчжурией и Монголией. Слово сусэ не поддается здесь объяснению.
98. башламиши кардэ.
99. S – таркудай-кирилтук; С, L, Р, В – таркутай-крилтук; Б – таргутай-крлтук; Сокр. Сказ., § 72 – Тархутай-кирилтух. В приведенной в Сокр. Сказ., § 47, родословной тайджиутов ни его имени, ни имени Адал-хана, старшего брата Кадан-тайши, не встречается.
100. крил-~; С, L, Б – курил-~.
101. аджу ва хукуджу; Б – анкку-~. См. прим. 741 на стр. 116.
102. 6э рах-и инкэ.
103. кнду-чинэ.
104. уткчин, улкджин (Улукчин). Согласно Сокр. Сказ., § 47, сына Чарахай-линху от его снохи звали Бэсутай, от него пошло племя бэсуд.
105. Мнг. письм. чиноа, мн. ч. чинос – волк.
106. Мнг. письм. гэнду – самец хищных животных.
107. Мнг. письм. олугчин – самка собаки, самка волка, самка хищных животных.
108. каджиун-бики. Компонент бики, мнг. бэки. Пал. Кафаров возводит мнг. бэки к кит. бо, одному из наследственных почетных титулов. Владимирцов объясняет этот термин на материале тюрк. языков и этимологизирует его как «крепкий, прочный, твердый, сильный». У лесных племен меркит и ойрат, где было особенно развито шаманство, термин бэки обозначал волхва-предводителя. Впоследствии становится титулом. См.: Владимирцов. Монгольские титулы beki и begi. Докл. АН СССР, 1930, стр. 163-167; статья Pelliot в журнале «T’oung Рао» (XXII, 1930, 1, стр. 50).
109. В тексте унг-хан. Термин он происходит от кит. *** он>ван «князь». Этот титул был получен кераитским ханом от Цзиньского императора и присоединен к его ханскому званию. Об этом лице см. т. I, кн. 1, стр. 97, прим. 365.
110. анкку-хукуджу; см. стр. 116, прим. 741.
111. Хадан-тайджи упоминается в завещании Амбакай-хана, приводимом в Сокр. Сказ., § 53.
112. Сокр. Сказ., § 47 – Байшинхор-Дохшин.
113. Сокр. Сказ., § 47 – Чаоджин-Ортэгай, в тексте таблицы – хукр.
114. Так и в Сокр. Сказ., § 47. Березин добавляет: «племена хурикан и сайджиут происходят из потомков [насл] Чауджин-хукууза, и племя конкотан также [идет] от этого корня. Имя одного его сына было исуку, а другого дуруиту. В то время, когда эти юноши бежали, в пути из их носов текли..., по этой причине им и их детям положили наименование конкотан. Их толкование и перечисление вошло в [раздел] о ветвях [племени] конкотан. Ветви конкотан многочисленны. Большая их часть была верными друзьями [мухлис] и сторонниками Чингиз-хана и его детей. Что касается Чаракэ-линкума...»; в Сокр. Сказ., § 47, говорится, что от сыновей Чаоджин-Ортэгая произошли племена оронар, хонхотан, арула(т), сунит, хаптурхас и гэнигэс. Имена сыновей не упоминаются.
115. биркан, мнг. бэргэн – жена старшего брата.
116. Березин добавляет: «тайджиут называют всех, кто был с тайджиутами из племен и детей Чауджин-Хуркуза и его родичей и зависимых».
117. С, L, Р, В oп., Березин добавляет отрывок, который по S приведен выше, до родословной таблицы Кайду-хана, Амбакай, согласно Сокр. Сказ., § 47, был сыном Чарахай-лингума.
118. В тексте будэ-аукуу’, чтение не ясно.