Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ.


СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ.

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ.

В первый период заселение Терека здесь преобладали одинокие и малосемейные казаки. Возможно, они на первых порах брали себе жен из местного населения. Скорее всего, часть этих браков имела характер умыкания. В условиях постоянной военной опасности, при отсутствии прочного земледельческого базиса могла развиваться только малая форма семьи, способная прокормить всех своих членов.

В 18 веке численность населения на Тереке постепенно увеличивается. Однако военизированный уклад жизни казаков мало способствовал экономическому процветанию, снижал естественный прирост населения, увеличивал уровень смертности. Переселенцы неохотно селились в местах, разоряемых набегами и войнами, т. о., приток населения из других областей тоже был невелик. Видимо, в этот период все еще ощущалась нехватка женщин. Их похищали не только у горцев, но и у других казаков. Похищение женщины из станицы позорило всех казаков, и участие в ее поиске принимало все мужское население станицы. Подобное умыкание девушек часто практиковалось по отношению к староверам, которые жили замкнуто, мало общались с православными, имели большие многодетные семьи. Быстрой реставрации в старообрядческой среде больших патриархальных семей способствовала замкнутость их быта, жизнь спаянной религиозной общиной, подчеркнутое сохранение старинных традиций и обрядов.

С середины 18 и до начала 19 века на Тереке происходит процесс вторичного образование большесемейных казачьих коллективов. Государство, всячески поддерживая казачью общину, поддерживало и традиционные семейные институты в виде большой патриархальной казачьей семьи.

С 18 лет казак уходил на службу. Прослужив 5-6 лет, он возвращался в станицу и, обычно, обзаводился семьей. Но практиковались и более ранние браки. На стороне большой семьи оказывались и станичная администрация, и центральная войсковая власть, и общественное мнение, и сами родители – основатели большой семьи. Таким образом, во многих семьях число ее членов доходило до 25 человек и больше. Наиболее распространены были семьи, состоящие из трех, реже 4 поколений. Довольно редко встречались семьи, в которых наряду с женатыми сыновьями оставались замужние дочери со своими мужьями. Такие семьи назывались «с примаками». Казаки неодобрительно относились к примаку, даже презрительно. Его положение в большой состоятельной казачьей семье было довольно бесправным, мало чем отличавшимся от чужака – батрака.

Значительную роль в жизни большой семьи играл ее глава – отец или старший брат, если отец по состоянию здоровья не мог руководить семьей. Глава казачьей семьи распределял работу, следил за тем, чтобы она вовремя выполнялась, он был хранителем общей семейной казны, руководил отправлением различных семейных и религиозных обрядов. Глава, или старшой, в казачьей семье обладал единоличной властью. Он творил домашний суд и расправу (побои были обычной формой наказания), представлял семью при решении общественных дел станицы. Почти такое же значение имела в больших казачьих семьях и мать. Она вела все домашнее хозяйство, во время отсутствия мужа распоряжалась работами, получала и хранила деньги и т. д.

Особенно тяжелым в больших казачьих семьях было положение «чужеродцев» - примаков и снох. Сноха в такой семье – это вечная, безропотная работница, находившаяся в полном подчинении у главы семьи, свекрови, мужа, старшой снохи. Тяжесть положения невестки в семье усугублялась еще и тем, что единственный человек, к которому она могла бы обратиться за помощью – муж, часто отсутствовал, находясь на службе. Обособленность невестки в семье мужа сказывалась и в ее имущественном положении. Ее личное имущество состояло из приданного и свадебных даров. Приданное готовилось за счет общесемейного бюджета. Если девушка уходила в более бедную семью, то часть приданного оставалась в ее доме как гарантия для нее и ее детей, если брак окажется неудачным. Вероятно здесь прослеживается отголосок горского влияния, поскольку подобные мотивы встречаются и в их традиции. Народные песни, пословицы, поговорки распространенные в казачьей среде, ярко описывают бедственное положение невестки в доме мужа. Как правило, все снохи подчинялись в семье свекрови. Но непосредственно домашними работами в доме руководила старшая сноха. Ее положение, по отношению к другим было несколько привиллигированным.

Когда глава семьи умирал, его заменял старший сын или мать, но чаще всего сыновья делились. Делили все поровну. После смерти мужа, вдове выделяли ее имущество и 1/7 часть пая земли, после чего она могла выходить замуж вторично.

Свадебный обряд.

Свадебный обряд терского казачества отразил пестроту этнического многовекового наслоения. Даже в различных районах Терека заметны значительные различия в нем. Много общего свадебная обрядность терских казаков имела с великорусской и украинской традициями, но, выделяясь своими особенными чертами, развивалась и под влиянием местного населения.

У первых поселенцев на Тереке акт заключения брака состоял в объявлении на кругу о желании стать мужем и женой, в знак защиты и покровительства казак прикрывал женщину полой своего кафтана. Постепенно свадебная обрядность усложнялась.

Женились юноши в 17-19 лет. Церковь на Тереке официально не венчала юношей, не достигших 18 лет. О качествах невесты судили по ее родителям. До середины 19 века выбором невесты занимались родители жениха, но позже главная роль отводилась самому жениху. Казак старался отыскать себе невесту – ровню по материальному положению.

Мало было браков между казаками и иногородними. Казачка, выходя замуж за иногороднего, теряла свое привелигированное положение, а этому очень противились ее родители. Жены из иногородних не оказывали большого влияния на быт казаков, поскольку их положение в доме было вовсе бесправным. Редки были браки между старообрядцами и православными. Как правило, казаки брали себе жен из своей станицы.

Свадьбы у терских казаков устраивались в основном осенью и зимой. Свадьбе предшествовала длительная и сложная процедура сватовства. Обыкновенно в сваты приглашали кого-нибудь из наиболее уважаемых родственников или родственниц. Процедура сватовства одинакова во всех терских станицах и имеет аналогии с восточнославянскими обычаями. Порядок сватовства имел часто обрядовое значение. Сваты под видом купцов или странников входили в дом невесты и заводили иносказательную беседу. Если жених был совсем не по душе хозяевам дома, то они не предлагали даже сесть, и это означало отказ. Но если родители невесты и были рады сватам, то они все равно не давали сразу согласия – обычай требует, чтобы сваты приходили 3 раза. Когда родители невесты давали согласие на брак, вечером в их доме собирались родственники. Невесту и жениха отводили в другую комнату на «первое свидание». Родня жениха угощала будущих родственников, даже в доме невесты вином, «хлебом-солью». Когда родственники невесты выпивали по три стакана вина, они усаживали за стол родственников жениха. Выпив по три стакана вина, те приглашали всех идти «печи глядать», т. е. Осматривать хозяйство жениха. В доме жениха совершался обряд рукобития. Родители вступающих в брак договаривались, сколько должна будет заплатить виновная сторона в случае расстройства свадьбы (40-200 рублей). Договор закреплялся рукобитием: родители жениха и невесты клали руки на стол, сверху клали руки все присутствующие. В первое после рукобития воскресенье устраивали своды или пропой. Обряд сводов о пропоек во многом повторяет сватовство. В эти дни стороны окончательно договариваются об условиях и дне свадьбы, определяют ее церемониал, расходы, приданое. Изменение этих условий после сводов не допускалось. В день сводов на невесту одевали косник – повязка на голову из разноцветных лент, который невеста носила до дня свадьбы. Как только проходили пропойки, засватанная девушка официально объявлялась невестой. За день до свадьбы в доме молодых пекли из пшеничной муки вытушки (калачи), каравай, лежень и шиши (маленькие хлебцы), разливали вино. Все эти приготовления называли «лепить шишки». Особое значение имел процесс изготовления свадебного каравая. Для этого в доме невесты собирались замужние женщины. Старались позвать таких, у которых была благополучная семья. Каравай считался символом счастья и плодородия в новой семье. Накануне свадьбы у молодых устраивались вечеринки. В день свадьбы рано утром мать невесту, а та -  своих подруг. Часам к 10 утра от жениха к невесте приходила сваха и вместе с девушками, под их песни начинала «убирать невесту к венцу». У староверов невеста одевала алую шелковую, длинную до земли юбку, алую рубашку с длинными, узкими рукавами, черный или синий шелковый кафтан и серебряный поясок. Обязательно одевались серьги, бусы, браслеты. Крепко заплетали косу, чтобы свахе, которая должна была в церкви расплетать косу, пришлось повозиться. Невеста разбирала свой косник и давала подружкам по ленте. У староверов невеста шла венчаться с непокрытой головой. Во всех станицах с нестароверческим населением в наряд невесты входило длинное белое платье, украшенное с левой стороны красным восковым цветком, и длинная фата, прикрепленная к веночку из белых восковых цветов. После того как невеста была убрана, она просила благословения у родителей. Жених в это время наряжался в полную парадную казачью форму: брюки-галифе – темно-синие с кантами, легкие сапоги, белая рубашка, парадный бешмет с длинным узким рукавом. Поверх бешмета одевалась черная черкеска с козырями, в которые были вложены пустые гильзы. На черкеску с левой стороны прикалывался красный восковой цветок. Одевшись, жених просил у родителей благословения. После этого поезд жениха направлялся к дому невесты. Когда жених и невеста отправлялись в церковь, мать и отец невесты оставались дома и переносили приданое невесты в дом жениха. Приданое невесты состояло из сундука, постели, 6-15 подушек, одеяла, тюфяка и т. п. Свадебный кортеж совершал 3 объезда вокруг церкви, чтобы «закружить черта». В церковь первыми вступали жених и невеста. В углу сваха заплетала волосы невесты в две косы. После венчания все отправлялись в дом мужа. Во дворе молодых усыпали хмелем, мелкими деньгами, конфетами. Выпив по три стакана вина, отправлялись в дом невесты. Ее мать всем гостям повязывала на руки платки, а дружку и сваху крест-накрест через плечо перепоясывала рушниками. В конце свадебного пира присутствующие одаривали жениха и невесту. Кое-где на Тереке и в конце 19 века встречался обычай, когда под кроватью молодых всю брачную ночь лежал дружка. Специфика казачества, его военизированный быт отразились и в свадебном обряде.

Почти все ключевые моменты свадебной церемонии сопровождались скачками, ружейной пальбой. 

Сокрушаясь о том, что в станицах не хватает врачей, автор одного из исследований быта казаков 19 века8 замечает, что средств на содержание таковых можно было бы найти, если сократить некоторые расходы.

«…Такими затратами могут считаться, например, расходы не свадьбы (гулянья), не только убыточные для брачующихся, но и для всей родни жениха и невесты. Разорительные пьянства во время свадьбы бывают два раза, а именно: при сватаньи невесты гуляют с неделю и саму свадьбу более недели. Это происходит таким образом: вся родня жениха и невесты собирается каждая к своему свату (тот, кто женит и тот, кто отдает) и пьют там до обеда; после обеда идут к кому-нибудь из родни, а потом опять к свату «до чепа» и пьют там до самого света. С рассветом собираются у жениха и невесты и похмеляются, а отсюда снова идут по дворам к очередным из родни и так повторяется каждый день, пока не обойдут всю родню. Во время этих гуляний бывает безобразий в виде неприличных песен, ссор, драк и даже разврата. Через свадьбу многие впадают в большой долг, который приходится выплачивать много лет...»

Родильные обряды.

Казаки любили детей и были рады и мальчику, и девочки. Если казачка хотела, чтобы у нее родился сын, она некоторое время носила на себе сорочку той женщины, у которой рождались одни мальчики и т. п.

Роды обычно проходили в каком-нибудь темном чулане. Принимала их бабка-повитуха, и только в самом конце 19 века в станицах появляются акушерки. Все уходили их дома, оставались в помощь бабке-повитухе только 2-3 пожилые, замужние родственницы. Для ускорения родов женщину заставляли прыгать с сундука или печи на пол, перегибаться на рукоядке кочерги и т. п. При трудных родах развязывали все узлы в доме, открывали все запоры, разряжали ружья, расплетали у роженицы косы, зажигали венчальные свечи, если это не помогало, просили священника открыть Царские врата. Новорожденного стремились как можно скорее окрестить, т. к. боялись, что его может подменить дьявол. Это же поверие о подмене ребенка известно и среди местных народов Кавказа. Как правило, ребенку старались дать имя бабки или деда. В кумовья выбирали уважаемых соседей или родственников. Существовал обычай: если в семье до этого умирали дети, то в кумовья приглашали первых встречных.

В целом родильные обряды терских казаков похожи на подобные обряды всех восточных славян.

Смерть и похоронная обрядность.

Терские казаки верили, что человека со дня его рождения постоянно сопровождает злой и добрый духи. Чем бы ни заболел казак, считалось, что это козни нечистой силы, и вылечиться можно только православной молитвой. Однако знахарей и колдунов в станицах было немало. Для врачевания они использовали способы народной медицины, прежде всего, травы.

Приближение смерти терцы связывали с некоторыми приметами. Умрет глава семьи, если трещат, оседая стены дома, или когда икона упадет на пол, если завоет собака без причины, дерево расцветет дважды и т. п. Умирающему старались облегчить смерть, помочь душе выйти из плоти: открывали двери, окна, задвижки в печи. Перед смертью необходимо было причаститься. Покойника терцы хранили через 2 дня на третий. Все предметы и принадлежности туалета, употреблявшиеся при омывании и обряжении, сжигали потом на дворе, чтобы они не принесли вреда живым и чтобы ими не воспользовались для наведения порчи.

Покойника помещали на специально сделанную лавку, головой под образа, и священник читал над ним Евангелие или псалтырь. Во дворе, у сарая в это время делали гроб. Женщины готовили кушанья для поминального стола.

Старообрядцы-казаки хоронили покойников в чистой нательной рубахе саване. Членов семей казаков хоронили в обычной одежде, по возможности новой, но не яркой. Самого же казака хоронили торжественно, в полной парадной форме, с регалиями. Считалось, что казак, представший в полном параде на том свете, будет благосклонно встречен ангелами, узнан по одежде и лампасам своими товарищами и вместе с ними будет, если он праведный проводить время в развлечениях и дружеских пирушках. Девушек терцы при похоронах наряжали как невест, клали в могилу цветы, на голову одевали венок из цветов, заплетали косы, ибо были уверены, что каждая умершая девушка находит мужа-юношу, умершего неженатым.

В день похорон у старообрядцев покойника просто несли на кладбище. У православных его сначала несли в церковь, отпевали, затем родственники и знакомые прощались с ним, и все шли на кладбище, которое располагалось за станицей. После похорон все возвращались в станицу, и желающие шли в дом покойного справлять помин. Последующие поминки православные устраивали на 3, 6, 9, 40-й дни, затем ежегодно в день смерти отмечали очередную годовщину. В «родительские дни» устраивали на кладбище поминки по всем усопшим в семье.

Казаки полагали, что особенно плохо приходится на том свете самоубийцам и колдунам. Колдунов хоронили наравне со всеми, на кладбище, т. к. не знали наверняка каких он дел сделал больше – плохих или хороших. Самоубийц хоронили отдельно, вне кладбища.

Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили юношей к службе. Особое внимание уделялось умению хорошо ездить на коне, владению в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умению метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы. Живя в окружении горских народов, казаки не могли не перенять у них некоторые игры, в то же время, передавая им свои. Например, у осетин они восприняли такие игры, как «Перетягивание каната», «Кюри», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», «Наездники и кони». Ряд игр казаки переняли у кабардинцев.

Игры и состязания проходили на праздники и иногда продолжались несколько дней. Одна из наиболее популярных у казаков игр – «Чижик». В игре участвуют две команды. Для игры требуется 4-х гранная палочка длиной 10-15 см. Эта палочка – «чижик»     - ставится на палку, вбитую в землю вертикально. По жребию определяют команды: которая водит и которая бьет. После этого частник второй команды ударяет по «чижику» палкой. Игроки водящей команды стараются поймать летящего «чижика». Если им это удается, то партия считается оконченной в их пользу, и команды меняются.10

На праздниках казак показывал свою силу, ловкость, выносливость и выдержку (при этом часто использовалась лошадь). Трусость для юноши-казака считалась позором. Характерным моментом казачьих игр были хороводы, песни, пляски. Казацкие спортивные состязания представляли собой интересные массовые зрелища и развлечения.

0

2

Гребенички
Гребенички составляют не только лучшее украшение семейной жизни гребенца-казака, но и главную экономическую силу его хозяйства и домашнего достатка.
По внешнему своему виду гребенички представляют два типа: татарско-русский и русско-чеченский. Оба эти типа имеют свои характерные особенности, но и много общего, сложившегося под влиянием одинаковых условий жизни. Вообще все гребенички красивы, грациозны, смелы, симпатичны и энергичны. Разговор их нежно певуч и они очень словоохотливы и остроумны. Забота о сохранении своей миловидности и некоторая кокетливость составляют одно из характерных свойств гребеничек. Для сохранения кожи лица и рук, они и на работе в поле, и в доме всегда кутаются, т.е. обвязывают лицо платком, а на ночь, после умыванья, натирают лицо и руки козлиным или иным жиром, а иногда спуском своего приготовления, отчего цвет лица и рук у них всегда нежный и прозрачный, несмотря на ту египетскую работу, которую они несут с мотыгою в виноградных садах и с серпом на жатве.
Вот перечень их работ.
Весною гребенички убирают виноградные сады, т.е. выкапывают из земли мотыгой виноградные кусты, набивают таркалы около кустов, подвязывают мочалом кусты к таркалам, сажают рассаду, огурцы, арбузы, дыни, тыквы, лук, чеснок, поливают каждодневно рассаду, ходя для этого за 3 и 4 версты от дома; варят пищу, пекут хлеб и делают всё прочее по хозяйству, а по субботам моют драчем (песчаниковым камнем) пол, перед пасхой скоблят ножами потолки и другие в доме неокрашенные и неоклеенные обоями места.
Летом: Полют (подчищают) мотыгою в садах, сажают и поливают капусту, жнут рожь в просо, сгребают сено (гребенички в редких случаях косят сено), перевозят хлеб и сено на загоны (базки), свозят арбузы домой, и между всеми этими работами успевают обшивать семейства.
Осенью: порят арбузы (вынимают семечки), обрезают виноград, давят (мнут) его руками в плетёных носилках над кадушками, сливают чихирь в бочки, когда он скисает в кадушках; обрезывают в садах лишние ветки, зарывают виноградные кусты мотыгою в землю, свозят капусту, рубят её и солят вместе с арбузами, сбирают в лесу дикие яблоки, груши, мочаг их, сушат в печках виноград, яблоки и груши; варят мёд из винограда и арбузов, перевозят из садов домой виноградные плётки (ветки) и старые негодные таркалы, а за неимением быков переносят всё это на плечах.
Зимою: приготовив обед, садятся шить до вечера, вечером убирают загоны (чистят навоз), накладывают скотине сено и, вернувшись домой, садятся при сальных свечах снова за шитьё и просиживают до 12 часов ночи.
Таким образом, гребеничка круглый год не выходит из железного круга труда - тяжёлого и не вполне вознаградимого. Несмотря на этот труд, они постоянно чистоплотны и опрятны, белолицы и почти всегда нарядны. Трудно заметить, чтобы гребеничка, даже идя в сад на работу, была плохо одета. Когда они идут в сад, первым делом, приведя в порядок голову, надевают чистую ситцевую рубашку, лучшие чулки и черевики или ботинки козловые, лучшую фуфайку или бешмет; рабочее же бельё увязывают в узелок и таким образом, взяв в подмышку бельё и провизию, а на плечо вскинув мотыгу, идут в сад, точно куда-либо в гости или на гулянье.
Придя в сад, они снимают с себя весь свой наряд и свёртывают его в безукоризненный порядок, а затем надевают толстую холщёвую или старую ситцевую рубашку и прочее тряпьё и начинают без разгибу и устали сгребать или разгребать мотыгою землю, вплоть до самой ночи. Кончив работу и захватив свой наряд, они идут к колодцу и здесь моются и, одевшись в свежий костюм, идут домой, полные веселья, с говором и песней, расспрашивая соседок и прочих о том, сколъко кто наработал и проч.
   Разумеется, не обходится при этом и без пересудов, острот и хохота. Гребенички не умеют унывать. Это богатыри-женщины, полные жизни, кокетливости и грации. Они, никем и никогда не стесняемые, говорят свободно и безразлично, со старым и малым; все им ровня: и генерал, и простой казак.
В силу исторически сложившейся жизни гребенских казаков, гребенички, оставаясь единственными хозяйками домашнего очага, приобрели полную независимость в своих действиях и, таким образом, стали с мужчинами в совершенно равные отношения; даже можно сказать, не преувеличивая, они поставили мужчин даже в более зависимое положение к себе.
Оно я понятно. Не может же, в самом деле, мужчина иметь преобладающее влияние на женщину, находясь постоянно на службе и не получая от казны ни обмундирования, ни прочего необходимого для жизни, и в тоже время не принося никакой существенной пользы семье - ни трудами, ни разумными указаниями, а напротив, являясь всегда в семью навроде какого-то паразита.
Гребенские казаки
При таких условиях мыслима ли претензия на преобладание? Жена для гребенца - это главное его богатство, откуда он получает и обмундирование, и вооружение, и коня. Чем казак удалее и отважнее, чем он более предан службе, тем он более плохой хозяин. Жена в хозяйстве и доме - дли него архимедов рычаг, и её сила чувствуется и видится ему везде. И горе казаку, который не имеет такой жены! Тогда и в доме, и в поле - везде у него плохо.
Нравы и образ жизни гребеничек
Несмотря на полную зависимость казака от начальства и, в частности, от своего офицера на службе и в частной жизни, гребенички ухитрились стать в совершенно иные отношения к офицерам и их жёнам. Здесь мы видим те же равноправные отношения. Жена казака дружит с женою офицера и с офицером обращается, как и со всяким казаком. Она в нём не заискивает, хотя ей приходится иногда обращаться к офицеру с просьбой о муже, но всё это она делает как будто между прочим, не отступая от своих прав равенства. Если бы простая гребеничка встретила в семье офицера какое либо "великательство" (важничанье), то не задумалась бы тотчас же поставить это на вид офицерше или офицеру и при том самым нецеремонным образом, кольнув острым словечком в самое больное место.
Отношения эти установились и поддерживаются потому более, что простые казачьи девушки часто выходят замуж за детей офицеров, а казачьи сыновья женятся на дочерях офицеров. Дворян же у гребенцов никогда не было, благодаря их старообрядческой вере. У них тот получал чин офицера, кто был более достоин, не разбирая - сын ли он офицера или простого казака, и нужно сознаться, что дети простых казаков по большей части выходили лучшими офицерами. Многие дети простых казаков, не говоря уже о чинах обер-офицерских, получали чины полковников и генералов, тогда как этого мы не видим у детей офицеров.
В последние годы многие офицеры стали своих дочерей держать немного иначе, т.е. стали их наряжать в полуевропейские костюмы, несколько удаляя от казачьих дочерей, чрез что простые казачки, видя в них барышень-белоручек, стали обегать их в сватовстве, и получился тот результат, что дочери таких офицеров, не получив никакого образования, стали застаиваться в девах, и таких дев от 25 до 35 лет можно видеть в любой станице до десятка. И кто знает, очень может быть, что так просидят они и до старости, не выйдя замуж - да а трудно им выхо-дить замуж, не имея образования и хорошего приданного. Будь последнее за ними, всё же бы нашлись женихи хоть из пехотных офицеров. В виду этого надо полагать, что офицеры-казаки переменят политику по необходимости и станут воспитывать дочерей или в прежнем духе, или начнут их образовывать в средних учебных заведениях, у кого для этого хватит средств.
Хотя я и хотел говорить особо об офицерах-гребенцах и их семействах, a также об их бытовой жизни, но признаюсь, не нахожу отличий, на какие можно было бы указать в их жизни от простых казаков. Вся разница между казаком и офицером - в одних эполетах, всё же остальное зависит исключительно от средств. Богатые офицеры, конечно, всегда живут шире и лучше богатого казака. Хозяйство офицерских семейств ведётся тем же способом, как и у простого казака, обстановка та же самая, если не считать лишней комнаты в доме офицера, обставленной несколькими стульями, диваном и круглым столом, вместо обыкновенного четырёхугольного стола и лавок по стенам.
Боевую славу гребенцов могут вполне разделить с ними и их жёны: они принимали самое деятельное участие в их боевых схватках с чеченцами. Конь казака, когда он был дома, всегда оставался на попечении жены: она его кормила, поила и подчас чистила, а во время тревоги седлала и держала под уздцы у порога дома в ожидании мужа, одевавшегося в боевые доспехи. Провожая его, она напоминала ему его долг и семейную славу, которые ей были так же дороги, как и богатырю казаку.
Женщины гребенички всегда были настолько отважны и смелы, что не было примера, чтобы гребеничку когда либо, во время работы в виноградном саду с мотыгой в руках, чеченцы взяли в плен. Они крадучись воровали у гребеничек их наряды, лежащие где-нибудь под кустом, или уносили дневную провизию, но никогда не осиливались нападать на них безнаказанно. Стрелять же по женщинами - у горцев-чеченцев не было в обычай.
Урядник и кавалер муж составлял всегда гордость гребенички. Не один казак положил свою голову для того, чтобы доставить своей красавице жене честь щегольнуть перед подругами своим героем мужем.
Гребеничка никогда не была рабом своего мужа, но это нисколько ей не мешало оставаться его работницей - в виду беспрерывной его службы. Она всегда готова была жертвовать тяжёлым трудом, лишь бы видеть своего джигита мужа на лихом коне, обвешанного оружием, окованным в серебро с чернью. Ей всегда казалось, что этот боевой наряд мужа столь близок ей, что и она делается от него и красивей и горделивей.
Вообще гордость и достоинство присуща характеру гребенички так же, как и гребенцу, и эти качества дают им силы мужественно и с достоинством переносить все невзгоды жизни. При последних громадных пожарах, от которых три раза выгорала станица Червлёная, каждый раз наполовину станицы (некоторые семьи выгорали по два и по три раза); во время тяжких неурожаев сряду по несколько лет винограда и хлеба - ни одна гребеничка не позволила себе опозорить своей руки, протягивая её за подаянием или милостынею. Она скорее предпочтёт голодную смерть, чем унизительное попрошайничество. Нищих у гребенцов нет; но бедные люди умеют мириться со своею нуждою и выносить её без ропота и с достоинством.
Несмотря, однако, на все прекрасные качества гребенички, к  крайнему сожалению, надо сознаться, что они не пользуются особенно прочною репутацией по отношению к супружеской верности. Конечно, в семье не без урода, но обобщать такие отзывы и подрывать репутацию гребеничек с такой щекотливой стороны - по меньшей мере, грешно. Немалая доля отзывов и рассказов подобного рода вызывается просто врождённою бойкостью и кокетливостью гребенички, её красотою, словоохотливостью и щеголь-ством одежды.
Одежда гребеничек
Лучший наряд молодой гребенички-девушки составляет канаусовая кpaсная рубашка, атласный бешмет или фуфайка и "ширинка" (шёлковый цветной большой платок), да янтари с припайками - вот её идеал, к которому она стремится с малолетства. Мать, пережившая уже в своё время эти стремленья, понимает их хорошо и старается по мерe возможности удовлетворить своё милое дитя.
  И вот, в один из праздничных дней, она подводит дочку к разукрашенному сундуку, открывает его и достаёт свою былую гордость: сатиновый бешмет (атласный), канаусовую рубашку, ширинку и припайки с янтарями, и всё это примеряет на дочку, сама полная восторга, как и дочь. Что в пору и идёт к лицу, то сейчас же и даётся дочери, а что не в пору, то нетрудно где нужно поушить (убавить) и т.п.
   Вообще же гребенички носят: кафтан (он же называется бешметом), фуфайку, которая отличается от бешмета тем, что рукава её делаются только по локоть, бешмет же имеет рукава длинные, по кисть, с отворотами. Дорогие бешметы (атласные и другие шёлковых материй) обшиваются узким галуном и серебряным с чёрными нитками снурком; ситцевые же носят без того и другого. На дорогих бешметах и фуфайках пришиваются вместо застёжек серебряные с чернью азиатские петли от 6 до 10 пар, которые бывают разной величины и формы. Петли нашиваются на бархат, плис или на красный козловый сафьян, обшитый кругом серебряным галуном. Цвет бешмета и фуфайки предпочитается ради прочности чёрный, но носят также голубого, коричневого и иногда зелёного цвета.
Шуба носится зимою и вообще в холодное время. Меха шубы преимущественно бельчатые и кошачьи, а также бараньих лапок (называемые лапчатыми), верх шубы атласный или шерстя-ной. Шуба опушается вокруг груди, подола и по рукавам мехом речной выдры шириною в полтора вершка. На шубах также носят серебряные петли. Вся верхняя одежда кроится в талию.

Рубашки шьются длинные, по самые щиколки с весьма широкими рукавами: будничные - ситцевые, а праздничные из персидского канауса, цвета кpаcногo, малинового или жёлтого. Чулки зимою предпочитаются шерстяные, синие с красными стрелками, а в прочее время - белые нитяные; черевики и ботинки носят местной работы из сафьяна, носят и привозные из Москвы прюнелевые.
Для украшенья головы женщины заплетают две косы, которые на темени свертываются в кружок, а на него накладывается "подкосок" (род кренделя, набитого ватой); на него надевается канаусовая или ситцевая "сорочка" (род чепца); на сорочку повязывают "стягаш" (шёлковый или ситцевый небольшой платок), концы которого завязываются на затылке. Затем на всё это сверху навязывается ширинка или большой батистовый платок с загибом на середине (загибка делается зубами или утюгом по середине свернутого угол на угол платка).
Девушки голову убирают гораздо проще: они плетут одну косу, которая спускается к талии, голову увязывают стягишником прямо на волосы, сверх которого повязывают ширинку или платок, как и женщины. На стягишник больше употребляют красный шёлковый платок. Сверх бешмета или фуфайки девушки носят серебряный галунный пояс. На шею вешают палевые янтари, крупные и мелкие, a также коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет; носят также цепочки серебряные, старинные с большим восьмиконечным крестом.
В ушах носят серьги тоже старинные, большие серебряные с чернью, а также и более новой европейской работы. Фуфаек и бешметов бывает у каждой казачки шёлковых два, а ситцевых и других два и четыре, рубашек канаусовых одна, шуба всегда одна праздничная и одна рабочая, последняя овчинная.
Вообще гребенички любят одеваться, но зато и берегут свою одежду. Нередко можно встретить гребеничку, одетую в прабабушкину фуфайку, бешмет или шубу; разумеется, каждая успевает и сама выработать деньги на атласную фуфайку. Гребеничка желает нравиться, любит чистоплотность и хороший наряд, но это нисколько ей не мешает работать за двоих. Вот почему гребенички несравнимы с другими русскими рабочими женщинами - ни но развитию умственному, ни по своему труду.
Домашняя жизнь гребенички
Семейные отношения гребенички-снохи к свёкру, свекрови, деверям и золовкам не представляют тех особенностей, какие мы видим вообще в русских семьях. Здесь всё основано на умственном и нравственном превосходстве человека: умная свекровь управляет домом и детьми, а нет её - управляет всем сноха, сохраняя, конечно, притом должное уважение к свекрови. Здесь все равны, и не равен только тот, кто не умеет себя держать. Если золовка дружна со снохой, то последняя часто обряжает её в свой костюм: на свадьбу, вечеринку или хоровод, а деверь холостой при добрых отношениях может рассчитывать на сноху, что она его обошьёт; - дальше этого трудно провести грань отношений.
Весёлым препровождением времени для молодиц в праздничные дни служат хороводы, летом в заповедном лесу (роще), а в остальное время года - в станице у забора домов, на перекрёстках улиц. Сюда собираются разряженные молодайки - женщины и девицы всех возрастов, а также молодые парни и молодые служилые казаки. Развлечения их состоят в грызении арбузных семечек, игрании на гармонике, пении песен протяжных и скоморошных, танцев лезгинки под гармонику или медный таз, а иногда, за неимением всего этого - под звуки медного блюда и обтянутого сомовой кожей бубна.
   Хороводы собираются в 3 чaсa пополудни и расходятся из рощи в 8 часов вечера, а станичные в его время расходятся по домам для замены дорогого наряда простым ситцевым. К 9 часам они снова собираются в хоровод и веселятся до 12 часов ночи.
   Гребенички
Женщины гребенички при мужчинах не расчёсывают своих волос; причёсывать головы при мужчинах считается большим стыдом, и если женщина, расчёсывая голову, заметит мужчину, сейчас же закрывает её платком.
  Женщины при встрече с мужчинами наклоняют голову, обязывая таким образом и мужчину приподнять свою шапку; если же она заметит идущего ей навстречу мужчину, то останавливается, не переходя ему дороги и, пропустив его мимо себя, продолжает идти своим путём.

0

3

у гребенских староверов сохранялись обряды. Скажем, на Троицу — «пускание кораблей». Такие «корабли» делались сообща, украшались цветами, лентами, на них сажали стилизованные куклы «казака» и «казачки», торжественно, всей станицей несли к Тереку и пускали на воду. После чего «корабль» требовалось потопить выстрелами, и начиналось всеобщее гулянье с плясками, песнями. У гребенцов сохранилась из неведомых глубин времени и особая форма казачьего «причастия» — прикусить кончик собственной бороды. И современники-офицеры с удивлением отмечали, что в любой момент, взяв в рот бороду и считая себя причастившимися, гребенские казаки «на явную смерть идут без размышления».

0

4

Вопрос следующего характера, с чего взята, что служба начаналась с 18 лет? Служивый состав делился на три разряда : приготовительный , от 20до 21; строевой,  от 21 до 33 лет; запасный, от 33 до 38 лет. Действительная служба длилась 4 года, это в мирное время естественно

0

5

Пускание кораблика по Тереку, возможно связано с воспоминаниями о новгородских ушкуйниках /ушкуй - лодка, ладья/. Возможно, что и первооснова гребенцов имеет новгородские корни, с 1480-е гг.

0

6

по поводу ушкуйников, как гриться документальная информация расскопки в Старой Русе

антропология первых расскопок Стара Руса

0

7

Гребенский угол.

С того дня, как у невесты начинается "угол", подруги ее собираются у нее в доме и все время песнями стараются заглушить печаль, которую та испытывает, расставаясь с девичьей волей и домом родителей. С распущенными косами, без платка, невеста на подушках, обыкновенно на нарах, садится в видный угол, из которого она в течение семи дней не может выходить; она не должна ничего делать, ибо никакие дела ей на ум не идут, и только в горьких слезах, под подобранныя к этому случаю песни подруг, она оплакивает свою девичью волю. И спит она, и есть в "углу" и три раза в день утром на заре, в полдень и вечером, падая на подушки, плачет заунывно протяжными стонущими нотами, приговаривая:Простите тятенька и маменька, не губите ранешенько, или я вам нагрубила, или я вам досадила и т.д.

В то время когда девушка истерически плачет, ее подруги, не испытывая, повидимому, никакой горести, ударяя в "бубешок" или "медный таз", поют сооттветствующие свадебные песни, стараясь заглушить слова, приговариваемые девушкой, так как часто случается, что девушка, плача, несет такую чушь, что просто "уши вянут".

Я не сомневаюсь, что девушка в "углу" всегда плачет искренне: ее заранее пугает мысль о замужестве с нелюбимым мужем-мальчиком и его детскими придирками. А ведь плакать надо. Хоть слез нет, а плачь, чтобы люди не сказали дурного, ибо так установлено веками.

Далеко по улицам из конца в конец разносятся "причитывания" девушки, и я всегда склонен думать, что не напрасно плачет она: в самых редких случаях такая свадьба бывает счастлива для брачущихся: обыкновенно через две недели "молодайка" бросает своего мужа и уходить, если примут родители, к ним, а в противном случае отправляется в Кизляр "на заработки".
Какова жизнь может быть новобрачных, если мужу 15 лет, а жене 24, или тому и другой 16 и 14 лет? Она две недели тому назад бросила играть в куклы, а злощастный муж, может быть только год тому назад одел штаны; и часто приходится видеть такие картины, что женившиеся через два часа после свадьбы подерутся, как малые дети, и идут жаловаться каждый к своей матери.
В продолжение шести дней по 3 раза в день девушка принимается плакать, а накануне венчания вечером в доме ее закатывается вечеринка, куда сходятся как парни, так и девушки. Жених не может быть на этой вечеринке.

"Из быта гребенских казаков"
Ф.С. Гребенец
1909 г.

P.S. На примере статьи Новогладковской. В то время, по словам автора жители ст. Червленная уже не соблюдали некоторые традиции, ориентировавшись на городскую жизнь.

http://s020.radikal.ru/i716/1406/bb/b4776ae3c979.jpg

0

8

В гребенских станицах существовал обычай устраивать проводы казаков в поход, когда все население выходило в степь за станицу, принося с собой обильное угощение. Походные казаки, выстроенные во фронт, спешивались и начинался общий разгул: ведра чепурки с чихирем переходили из рук в руки, и при этом был обычай, что казак, которому казачка подносит чашку с вином, имеет право три раза поцеловать ее. Проводы обыкновенно также заканчивались джигитовкой... Наконец, звук трубы собирал казаков и сотня выступала. А станичники с музыкой и песнями возвращалсь по домам. Таковы был нравы и быт казачьего населения, не лишенные своей поэтической прелести.

Сергей Чекалин
"Куда несетесь вы, крылатые станицы ?"

http://s020.radikal.ru/i718/1406/dd/b7f69df58d1e.jpg
на фото предположительно казаки Лачиновы

0


Вы здесь » Гребенские казаки » культура гребенского казачества » СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно