Сведения о первоначальной территории кабардинцев
Кабардинцы стали известны русской дипломатии в середине XVI века под названием «пятигорские черкассы». Но дело в том, что топонимическое определение «пятигорские» не подразумевает проживание кабардинцев в XVI веке в районе современного г. Пятигорск, Ставропольского края (здесь кабардинцы жили, но гораздо позже). Термин «пятигорье» применялся и совсем в другом регионе Кавказа – Причерноморье. Этому есть следующие доказательства, основанные на сведениях путешественников, историков, дипломатов того времени. Приведем всего несколько примеров:
1. Джорджио Интериано. В 1502 г. в сведениях этого итальянского путешественника, географа и этнографа сказано: «В это время черкесы (кабардинцы) занимали восточный берег Азовского моря».
2. Мартин Броневский. Видный польский дипломат и государственный деятель, дважды побывавший в Крыму, пишет:
«Что же касается Тамани, находящейся на самом краю Тавриды и смежной с обширной областью пятигорской, которую Птоломей и Страбон называют Колхидою...».
В главе «Пятигорская область и ее жители» он также пишет:
«Область пятигорцев, или Колхида...». Иными словами, имеется в виду территория, смежная с Абхазией.
3. Жан Шарден. Французский дворянин, посетивший в 1672 году Кавказ по пути в Персию и написавший работу «Путешествие господина дворянина Шардена в Персию и другие восточные страны». Он также описывает «пятигорскую страну»:
«От пролива Палус Меотийского (Приазовье) до Мингрелии тянутся на шестьсот миль гористые холмы. Эти горы очень красивы, покрыты лесами и населены черкесами. Турки называют эти народы «черкесами» или «керкесами». Древние называли их общим именем зиги, а также жителями гор; это соответствует определению «ченж даги», которое некоторые восточные географы дают этому народу, т. е. «пять гор». ...Корабли из Константинополя и Кафы, идущие в Мингрелию, бросают на своем пути якорь во многих местах на этих берегах...».
На основании этих и других сведений можно констатировать тот факт, что топонимическое определение «пятигорские» относилось к западной части Кавказа - районам современного Краснодарского края и Абхазии. Морское судоходство в районе современного г. Пятигорск, Ставропольского края, немыслимо по понятной причине. В конце XVI века, по каким-то неясным причинам, часть адыгов – кабардинцы, покидают западнокавказское Пятигорье. «В первой половине XVI века кабардинских поселений в Приазовье уже не было, - пишет А.М.Некрасов. Сохранившиеся реестры доходов и расходов всех османских владений в этом районе в 1542 г., позволяют сопоставить по некоторым пунктам бюджет колоний начала 40-х годов XVI в. Один из таких показателей - доходы с местностей Западного Кавказа...
В начале октября 1545г. в Крым прибыл русский гонец Беляк Кийков. Он сообщил в Москву, что «царя в те поры в Крыме не было, ходил на Черкасс на дальних на Хабартку на Пятигорских, и стоял в те поры идучи назад из Черкасс у перевоза против Керчи, затем что было возити нельзе, ветры великие». Таким образом, Сахиб-Гирей дважды за один год был в походе на адыгов- весной и осенью 1545г., в первом случае на западных адыгов(«ближних Черкасс»), во втором – на кабардинцев....
Некоторое время спустя, согласно рассказу Реммал-ходжи, В Крым приехал кабардинский правитель по имени Элбозду, имя этого князя хорошо известно по русским источникам. Кабардинский князь, по его словам, потерпел поражение в борьбе со своим двоюродным братом и вынужден был бежать из Кабарды. Теперь он обращался к хану с просьбой помочь ему вернуться к власти. Сам Элбозду вызвался быть проводником. Воспользовавшись случаем, Сахиб-Гирей вновь собрал войско в 60-70 тыс. человек, включавшие и янычар, и двинулся через Азов степями на Кабарду. Элбозду выбрал для нападения удобный момент – приближалось время жатвы, когда, как он рассказал, множество кабардинцев приходит под охраной войнов в определенный район собирать урожай. Кроме кабардинцев, сообщил князь, в этой местности собирают урожай со своих полей и люди племени бужадук. Речь идет о западноадыгском племени бжедугов. Около восьми дней потребовалось крымскому войску, чтобы дойти до указанной Элбозду местности. Кабардинцев удалось застать в расплох, но бжедуги, насчитывавшие 10 тыс. человек, узнали о нападении заранее и решили пойти на хитрость – начать переговоры с ханом, а ночью напасть на крымский лагерь. Войско Сахиб-Гирея расположилось, по словам Реммал-ходжи, у реки Белх. Свой план бжедугам осуществить не удалось, так как хан с помощью Элбозду разгадал замысел. Ночная атака на лагерь Сахиб-Герея закончилась разгромом бжедугов, хотя Реммал-ходжа особо отмечает их стойкость и отвагу. Как нам известно из сообщения русского гонца, возвращался Сахиб-Герей через с войском и пленными через Темрюк и Керчь, а значит, через западноадыгские земли, которые почти наверняка вновь подверглись разорению. Итак, 1545г. был нанесен сильный удар как по западным адыгам (жанеевцам и бжедугам), так и по кабардинцам» (52, с.108) Из этого сообщения можно сделать следующий вывод, что в XVI в. кабардинцы уже откочевали из районов Приазовья, ближе к западноадыгскими племенами бжедугов и жанеевцев, земли которых находились в Западном Кавказе.
4. Жан де Люка. Итальянский монах Доминиканского ордена в своем труде «Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин, Жана де Люка, монаха Доминиканского ордена (1625 год)» пишет о Черкессии и Кабарде:
«По их стране протекает две значительные реки, из которых одна, впадающая в море, Кубань, называется Пси, а другая (Терек) проходит недалеко от Кабарды».
Это сообщение, составленное в 1625 году, прямо указывает на то, что река Терек находится недалеко от Кабарды, а не течет по ее территории.
В. Н. Кудашев, зная народные предания, писал:
«Из всех разнообразных рассказов можно сделать, таким образом, одно только заключение: кабардинцы не были исконными жителями Кабарды, а откуда-то сюда переселились» (1, ст. 6).
В БСЭ, издание 1936 года, указано, что кабардинцы появились на территории их современного проживания в начале XVI века, но там же приведена оговорка, что «по некоторым сведениям, еще позже». Наиболее вероятная дата прихода кабардинцев на территорию Пятигорья начало XVII века, но в виду постоянных нападений крымского хана пребывание их в этом районе было не долгим.
В книге воспоминаний кабардинского князя К. Атажукина сказано, что когда кабардинцы пришли в Малую Кабарду, там еще жили ногайцы, это также подтверждается археологическими памятниками, ногайскими курганами датируемые XV-XVII в.
В исторической памяти кабардинского народа сохранилась предание о первом переселении с Западного Кавказа. В 1881 г. было опубликовано записанное К.Кашежевым историческое предание о переселении Кабарда Тамбиева. В этом предании рассказывается о том, что кабардинцы прежде жили на Северо-Западном Кавказе. Кабард Тамбиев был тлякотлеш князя Болотокова. Из-за непомерных требований князя он со своими людьми уходит, и поселяется на левом берегу Малки. В это время, как говорится в предании, эти земли принадлежали калмыкам. Кабард Тамбиев вступает в соглашение с ханом калмыков, и тот уходит с этих земель со своей ордой. Владельцем земель якобы остается К.Тамбиев, и постепенно сюда стали прибывать новые группы адыгов и образуется кабардинский народ. («Фольклор адыгов». Нальчик, 1990г. с.197-202.).
Следует отметить, что калмыки появились за Волгой в XVII веке, а на Кавказе еще позже.
Гораздо более ясную и последовательную картину дают русские документы. В кратком описании истории кабардинского народа, составленном бывшим комендантом крепости Св. Креста Д. Ф. Еропкиным в 1732 году (очевидно, на основе расспросов князей и старожилов) говорится:
«В древних летах (а, сколько тому назад, никто не знает) перешли немногое число людей черкасс и с польских малоросцов своевольно в горские места, и тогда назывались горские черкесы и первоначально их житье было в верховье двух Кум близ пяти гор. И во времени бытия их в тех местах приходили к тем черкесам из разных стран и из России всякого звания люди, которых оные черкесы принимали к себе в холопья. И в тогдашние ж времена съезжали те черкесы в разные места на воровство и приводили, брав в полон, мужеской и женский пол; и чрез несколько лет по размножении оного народа прежде вышедшие малороские черкесы старики, у кого размножились холопья, назывались узденями (то-есть дворяне)».
И далее: «И кочевали оные черкесы в давные лета переходя по рекам Терку, по Куме, по Кубани и близ тех мест, где были турецкие городы Темрюк и Тамань». (КРО, т. 2, с. 78).
Как видим, и здесь речь идет не о территории нынешней Кабардино-Балкарии, а о степях Ставрополья и Приазовье. Это подтверждается сведениями современного историка А.М.Некрасова:
«Весьма любопытно сообщение Ремал-ходжи о ежегодном приходе бжедугов в Кабарду для ведения полевых работ. Согласно более поздним данным, бжедуги жили в горах южнее хатукаевцев, т.е. на значительном расстоянии от Кабарды». («Международные отношения и народы Западного Кавказа», М., с. 108, 1990г.).
В данном случае требуется комментарий. Каким образом бжедуги, жившие в устье Кубани, дважды в год отправлялись в Кабарду за 600 км. для весенней вспашки, сева и сбора осеннего урожая ? В то время автотрасс на Кавказе не было. Возникает другой вопрос: как они доставляли урожай домой ? Ответить на эти вопросы с традиционной позиции о расположении Кабарды в Центральном Кавказе невозможно. Кабарда находилась недалеко от земель бжедугов, только в этом случае они могли арендовать земли у кабардинцев. Это подтверждается и другими сведениями. В русских источниках этноним «бжедуги» появляется лишь в XVIII в. Документ 1718 г. сообщает, что «позади Кабарды есть шесть городков, в которых живут черкесы ж иного языку; и из тех в Хатукае да в Жаду жителем он, Бахты-Гирей, отчасти верит». ( КРО, т, II, с.19) Это же племя названо и в русских документах 40-х годов того же столетия – бжедухи (бжедуги). (Н.Г. Волкова «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М., с.39, 1973г.)
Эти данные согласуются с документом №12. Из статейного списка русского гонца в Турцию И.П. Новосельцева о переговорах с турецким пашой Мааметом в 1570г.: «И Иван сказал. – От Кабарды до Бесленей верст с 500, и та земля далеко отошла от черкас (приблизительно это дельта Терека,- Н.Б.), которые вашему государю приклонились и служат, а не владел тою землею, где город Терка стал, опричь Темгрюка нихто» (КРО, Т.1, с.23).
Отписка терского воеводы И.А.Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведках залежей серебряной руды в 1629г. Одно из первых упоминаний балкарцев в ущелье Ташлы-тала, в русских документах. Судя по ответу (послать ратных людей), балкарцы были не под государевой рукой.
« ...да из Балкар, и тем местом Балкары владеют его, Коншов-мурзы, племянник Абшита Взреков, да промеж тех же, государь, кабаков с пустого места Хазыни (Хызны-суу)... И Коншов-мурза нам, холопем твоим, сказал, что немец к той руде послати без ратных людей немочно, и опричь дей его тое руды достать некому и нихто не знает» (Т.1, с,122)
Из отписки терского воеводы И.А.Дашкова в Посольский приказ в 1630г.: «...И мы де, холопы твои, к ним писали, что князь Пшимаховы недруги, Шелоховы братья и племянники, Илдар-мурза з братьею (будущая Малая Кабарда.-Н.Б.), тебе, государю, непослушны, а живут от Терека в пяти днищах» (Т.1,с130)
Из расспросных речей в Терской приказной избе новокрещен Трофима и Марка Уручева, ездивших к мурзам Казыевой Кабарды в 1630г.: «Покочевали де Алегук и Ходождук мурзы Казыевы со своими людьми с старых своих кочевных мест в сход к Малому Ногаю за Кубань реку под Абазы.
...воюют де их со всех четырех стороны русские люди и черкасы и кумычане и ногайцы, и они де обиды с прежнего своего кочевья идут за Кубань реку к Абазам» (Т.1,с,208)
В 1633 г. служивший в Терском городе кабардинский мурза Татархан с братьями просил, чтоб его людям дали разрешение ловить рыбу в протоках Терека, «соопча с городскими с терскими русскими людми». (Т. 1, с.169). Из контекста данного документа можно утверждать, что в этот период времени кочевье кабардинцев находились в устье Терека. Более того, исходя из сведений последующих событий, можно считать это очередным перекочеванием кабардинцев в район реки Кумы и Пятигорья.
Из челобитной мурзы Муцала Сунчалеевича о награждении его за приведение к присяге Казыевой Кабарды в 1643г.
«...И кабардинские, государь, Алегука и Ходождука мурзы и Малого Ногаю мурзы ему сказали, что они к твоей государской милости ехать ради без ослушанья, а ныне им ехать стало невозможно, что кочуют вдали, а турские и крымские ратные люди в большом заборе, и только они (кабардинцы,-Н.Б.) поедут на Терек, и они де их, пришод, развоюют и разорят. И чтоб де, государь к ним выехать с Терека для договору на река Куру мне, холопу твоему Муцалке, и ис кабаков своих выехати к Пяти Горам.
...И я, холоп твой, от казачья с Верхнева Черленского городка ездил Алегуку и Ходождуку мурзам на реку Куру» (Т.1, с.236-237).
Из отписки терского воеводы М.И. Волынского в Посольский приказ о приведении к шерти (присяге) Казыевой Кабарды. Данный документ примечателен тем, что там упоминаются карачаевцы в районе Пятигорска в 1643г.
«...мы, холопы твои, посылали в Кабарду в провожатых с новокрещеном с Петрункою Ондреевым. А в роспросе нам, холопем твоим, сказали, что де их на дороге на Куме реке на Моджарском городище погромили донские казаки, лошадей отогнали и их всех побили, а новокрещена Петрунку взяли в полон жива и повели с собою, а он де, Чувайко, сам третий с того бою у них ушол в лес; и шли до Кабарды по Куме рекам ночьми. И в Кабарде, государь, под Пяти Горами взяли их карачаевские черкесы, а у тех карачаевских черкес взял их Алегук мурза Шагануков к себе в кабаки и держал у себя. И как де, государь, приехали с Терека к Алегуке и Ходождуке мурзам в кабак сын боярский Ондрей Сенин да толмач Гришка Ортемьев, и он де, Алегука-мурза, с ними их отпустил на Терек»
Этот документ важен тем, что в нем впервые упоминаются карачаевцы –карачаевские черкесы, которые жили возле Пятигорска в 1643 году. Об этом пишет Б.Б.Пиотровский: «В местности Бештау, к западу от территории басивбиев, бывали весенние базары, куда приезжали торговые люди из разных мест».(109, с.356). Как известно этнонимом басиан, басианбии называли балкарцев.
Из отписки терского воеводы М.П.Волынского о переговорах с мурзами Казыевой Кабарды о переводе их кабаков ближе к Терскому городку в 1644г.
«А мы, холопы твои, послали с Муцалом-мурзою с Терека до Кабарды в провожатых терского конного сотника стрелецкого Михаила Молчанова с конными стрельцами и с новокрешены и с окочаны. И с ним в Кабарду и в Малый Ногай писали, чтобы они однолично шли на прежние свои кочевья ближе к Терскому городу безо всякого мешканья...» (Т.1, с.248-250)
Из отписки М.П. Волынского:
«И Алегука и Ходождука мурзы ему, Муцалу, сказали, что де они холопи твои государевы, а ныне де до ево, Муцалова, приезду за Кубаном рекою на Крымской стороне попахали они пашни и идти де им кочевать ближе к Терскому городу не уметь...
...И по многое де, государь, время, Алегука и Ходождука мурзы отговаривались, чтоб им кочевать за Кубаном-рекою, а на прежние свои кочевья ближе к Терскому городу не ити...
Кабардинские Алегука и Хотождука мурзы Казыевы с кабаками своими и мурзы Малого Ногаю с улусы своими с Крымские стороны из-за Кубана реки перешли на прежние свои кочевья ближе Терскому городу на Куму-реку. (Таким образом, прежние кочевья кабардинцев, откуда они, под предводительством Алегуки Ходождуки перешли на Крымскую сторону, за Кубань, находились не в нынешней Большой Кабарде, а на реке Куме,-Н.Б.).
...он, Муцал-мурза, тебе, государю, служил, и кабардинских Алегуку и Ходождуку мурз и мурз Малого Ногаю, которые с ним в одиночестве, наговорил и привел на то, что они с кабаками своими и со всеми улусными людьми, со всем своим владеньем, с Крымские стороны ис под Бесланей из-за Кубана-реки перешли кочевать к твоей государевой отчине к Терскому городу и стали кочевать с улусы своими по Куме-реке и подле старого своего кочевья, от Терского города всего в четырех днищах.
...И взяв он, Муцал, того аманата привез в Терский город и брата де своего Алегуку-мурзу и Будайчееву жену и детей и кабаки свои со всеми своим владением у Алегуки-мурзы взял и посадил по Сю сторону Кумы реки, от Алегукиных и Ходождукиных кабаков с полднища ближ к городу, в крепи на речке Бьюхухуке до твоего государева указу, покаместа по ево, Муцалову, челобитью ты, государь, для переводу кабаков их на Суншу-реку...» (т.1, с.248-250).
Память из приказа Казанского дворца в Посольский приказ (1674).
«И крымский хан писал к Мусосту (Казыеву, кабардинскому князю; Н.Б.) з братьями и племянники, чтоб они шли кочевать на старые свои кочевья на Куму-реку и на Балк да на Бештов» (Т.1, с.334)
Выше уже цитировался документ, в котором сказано, что от «Кабарды до Бесленей – т.е. до Кубани «верст с 500»; таким образом, Кабарда в тот период времени находилась где-то в районе нынешней равнинной части Чечни, Ингушетии и Северного Дагестана, близ низовьев Терека, Кумы и Сунжи. Эти данные подтверждаются также при анализе сведений о соседних народах. К примеру, карачаевцы и сваны упоминаются лишь один раз, балкарцы и осетины два раза, в то же время наиболее периодично говорится о казаках, кумыках, ногайцах (больших и малых), калмыках, дагестанцах, чеченцах и ингушах (окочане, мичики, шато, шубут). Кабардинцы кочевали в степях между дельтой Терека, Кумы и Пятигорьем, переход от полукочевого образа жизни и оседание их на нынешней территории началось в 1720 годы.
КРО, Том II.
Следует отметить, что документов, относящихся к периоду 1689-1711 гг. т.е., именно к тому времени, когда кабардинцы, теснимые с севера калмыками и ногайцами, с востока кумыками и чеченцами, с запада - крымцами, были вынуждены отойти на нынешнюю территорию, в двухтомнике почему-то нет.
Из письма кабардинского князя Арсланбека Петру I (1723г.).
«Из давних лет отцы вашего величества и деды нашим позволяли жить в Терках, а кумыкам тут никогда жить позволено не было; покорно просим, дабы по прежнему наследству быть из наших родственников на Терке, а чтоб кумыкам тут присутствия не было» (Т.2, с.38).
К 1732 году относится и другое изъяснение о кабардинцах, составленное на показаниях нескольких кабардинских дворян:
«...назад де тому немалое время якобы жили кабардинцы по Куме реке и служили российским государем, и в город Терек давали аманатов с переменою, а кого не помнят, и в то время был у них, у кабардинцев, старшей князь Масаус Казиев сын, а по нем Тензбей, Бек-Мурза, Казий Масаусов и прочие; а посыловали де от себя часто в Москву к российским государем послов за жалованьем; и в то ж время, боясь кубанцев (ногайцев), чтоб их не разорили, давали в Крым кабардинцы ясырей вместо дани в год по десяти человек, а потом поссорясь между собою кабардинцы и один из них, Бек-Мурза, убив двух владельцев, Танбеевых детей, ушел в Крым и выпрося там от крымского хана войска, при котором был командир Сават-гирей салтан, пришед, черкеских всех князей и с их подвластными побрали в полон и перевели на Орб реку (совр. Уруп. – прим.) и там их поселили»; и далее:
«...и пожив де кабардинцы по взятии их в полон на Орбе реке несколько перешли на Кубань реку, а с Кубани по ту ж сторону Кубани на реку Чилчик, а с Чилчика перешли по сю сторону Кумы реки на речку Пургусат (совр. Бургустан. – прим.), а с речки Пургусату перешли сами собою на Бештоу (к Пяти Горам), где бывало и прежде сего их жилище, и поселясь там домами жили несколько время; а потом, услыша, что идет на них крымское войско, и убоясь, они, черкесы, перешли в крепкое место, в горы на реку Баксан» (т. 2, с. 64).
О том же рассказывал в Коллегии иностранных дел кабардинский посол Магомет Атажукин, в марте 1732 года:
«...приходил он, Бек-Мурза, с крымским Шахбаз-Гирей ханом для взятья их, пятигорских владельцев, со всем владением в Крым. И тогда оные владельцы все ушли; одни в калмыцкие улусы к Аюке хану, а протчие в Кумыки; а подлой народ весь крымской Шахбаз-Гирей хан взяв, отвез на Кубань, а потом и их, пятигорских владельцев к себе на Кубань призывал. И оныя владельцы с совету калмыцкого Аюки-хана, как от него, так и ис кумыков все на Кубань перешли. А сколько лет тамо жили он, Махомет-бек, того не упомнит. Потом, как началась у России с турками и с крымцами война, в то время войско Аюки-хана калмыцкого пришед на Кубань оных пятигорских владельцев со всем их владением взяли и до Баксану препроводили» (КРО, т. 2, с. 59).
Подтверждаются эти сведения о кабардинцах и в документе, поданном российским резидентом И. И. Неплюевым правительству Турции в 1731 году: что вначале они жили по Куме в урочище у Пяти гор:
«...и хотя они, черкесы, потом, чрез сильное на них нападение крымского Шахбас-Гирея со многи крымскими и кубанскими войсками, побраны все в плен и приведены были на Кубань, где они насильно в магометанство обращены, однако ж, по некоторых летех, усмотря оные удобный случай, с Кубани паки в российскую сторону перешли на прежнее жилище к Пяти Горам. Но по прошествии малых лет паки на них, черкес, кубанцы чинили частые и жестокие нападения, хотя их по-прежнему на Кубань перевесть, от которого беспокойства они, черкесы, перешли от Пяти Гор для жития ближе к Терку на землю российскую к реке Баксану» (КРО, т. 2, с. 44). Если бы Неплюев хотел доказать древнее подданство кабардинцев России, он прежде всего сослался бы на то, что они издавна жили на российской земле, на берегах Баксана. Но он указывает, что они перешли туда только в конце – XVII в начале XVIII века, во время правления калмыцкого хана Аюки. Стало быть, до той поры кабардинцев на Баксане не было. Шахбаз Гирей был калгой, т.е. наследником крымского престола в годы правления хана Давлет Гирея Второго (1699-1702 гг.).
Из Указа Коллегии иностранных дел коменданту крепости Св. Креста Д.Ф. Еропкину 1732г.
«...присланы ныне сюда от кабардинских владельцев Махомет-бек (Атажукин.-Н.Б.) по вопросу объявил, что их предки родились, будто в Малой России и перешли оттуду на житье сперва к Тереку и назывались черкасы, или по их языку черкесы, и потом от Терку отошед дня з два езды, поселились на Куме реке в Урочище Пятигорском, где пять гор великих (следовательно, кабардинский посол подтверждает то, что годом раньше писал Неплюев, - Н.Б.), и та земля тогда де была Российская, и были они все христианского греческого закону, и потому назывались Пятигорские черкесы. А потом при державе царя Ивана Васильевича напали на них, черкес, незапно кубанцы и всех побрали на Кубань в плен и обратили насильно в махометанский закон. И жили они с того принужденного случая на Кубани года три.
А после того, как при царе ж Иване Васильевиче началась у России война с турками, тако ж с Крымом и с кубанцы, то они, черкесы, с Кубани все ушли в российскую сторону, в прежнее свое жилище к Пяти горам, но по проишествии малых лет кубанцы паки чинили на них, черкес, жестокия нападения и непрестанно обеспокоивали, хотя их попрежнему к себе на Кубань перевесть. И они, черкесы, от такого неспокойства перешли от Пяти гор для житья ближе к Тереку на землю Российскую, к реке Баксан. (Т.2, с.44)
В данном документе обнаруживается интересная фраза «или по их (кабардинцев-Н.Б.) языку черкесы», но кабардинцы на своем языке называют себя адыга. Более того, этноним черкес у адыгских народов отсутствует, и никогда не употреблялся в качестве этнонима. Возможно, Махомет-бек имел в виду свое тюркское происхождение.
В исследуемых документах наблюдается, одна тенденция - совпадения этнических территорий проживания и кочевания ногайцев и кабардинцев. Ногайцы с середины XVII в. и до второй половины XVIII в. занимали всю северокавказскую равнину от Азовского до Каспийского морей. По свидетельству Гильденштедта, «страну от впадения в Меотийское болото и до Терека занимают ногайцы» (Гильденштедт, Указ, соч., с.15). По словам С. Броневского «бештаугорские» ногайцы «частью кочуют, частью живут домами около бештовских гор» (с. Броневский, ч.2, с.213, 215) Пейсонель указывал, что прикубанские ногайцы кочевали от Кабарды до Керченского пролива. Видимо и не случайны совпадения - Казыева Кабарда и Казыев Улус. В какой-то мере кабардинские историки правы, они действительно кочевали вместе с Большими и Малыми ногаями «от моря до моря».
Из протокола расспроса кабардинского посла Магомета Атажукина (1732г.): «...Когда кабардинские владельцы жили в Пяти горах, и тогда ушел от них Эльмурзы Бековича (который ныне обретается при крепости Святого Креста) отец Бекмурза в Крым, откуда приходил он, Бек-Мурза, с крымским Шахбаз-Гиреем ханом для взятия их, пятигорских владельцев, со всем владением в Крым. И тогда оныя владельцы все ушли; один в калмыцкие улусы к Аюке хану, а протчия в Кумыки; а подлой народ весь крымской Шахбаз-Гирей взяв, отвез на Кубань, а потом и их, пятигорских владельцев, к себе на Кубань призывал. И оныя владельцы с совету калмыцкого Аюки хана, как от него, так и ис кумыков все на Кубань перешли. А сколько лет тамо жили, он Махомет-бек, того не упомнит. Потом, как началась у России с Турками и с крымцами война, в то время войско Аюки хана калмыцкого пришед на Кубань, оных пятигорских владельцев со всем их владением взял и до Баксану препроводили...
...Во время бытности их, кабардинских владельцев, на Пяти горах и потом под крымским владением, тогда с принуждением у них, владельцов и узденей их, крымцы и кубанцы дочерей засебя брали. А после того как стали они, кабардинские владельцы, жить при Баксане, то от них, владельцов, никто дочерей своих и из своих фамилий девок за них, крымцев, не выдавали....» (Т.2, с.59-62).
Из изъяснения о кабардинском народе, присланном из крепости Святого Креста (1732г.)
«Кабардинские владельцы здесь аманаты и сверх того под видом секретно о кабардинцах разведывал я от своих старожилых терских дворян, мурз, и от протчих, ис которых обретающиеся при крепости Святого Креста во услугах е.и.в. терские, новокрещоной ротмистр Иван Татаров, мурза Бай-Мурза Батырев, кои природою кабардинцы, да ротмистр терских мурз Ах-Мурза Шейдяков, да аульной нагайской старшина Акау Абазин по нескольку, что могут паметовать, о кабардинцах объявили: назад де тому немалое время якобы жили кабардинцы по Куме реке и служили российским государем, и в город Терек давали аманатов с переменою, а кого не помнят, и в то время был у них, кабардинцов, старший князь Масаус Казиев сын, а по нем князь Танзбей, Бекмурза, Казий Масаусов и прочие; и посыловали де от себя часто в Москву к российским государем послов за жалованьем; и в то ж время боясь кубанцов, чтоб их не разоряли, давали в Крым кабардинцы ясырей вместо дани в год по десяти человек, а потом поссорясь между собой кабардинцы и один из них, Бек-Мурза, убив двух владельцев, Танбеевых детей, ушол в Крым и выпрось там от крымского хана войска, при котором был командир Сават-Гирей салтан, пришед, черкесских всех князей и с их подвластными побрали в полон и перевели на Орб реку(Уруп.-Н.Б.) и там их поселили, а во время того их взятья в полон в Терке были от черкес в аманатах Бек-Мурзы сын Давлет-Кирей (которому после крещении дано было имя Александр) и пожив де кабардинцы по взятии их в полон на Орбе реке несколько перешли на Кубань реку, а с Кубани по туж сторону Кубани на реку Чилчик, а с Чилчика перешли по сю сторону Кумы реки на речку Пургусат (Бургустан.-Н.Б.), а с речки Пургусату перешли сами собою на Бештоу, где бывало и прежде сего их жилище, и поселяясь там домами жили несколько время; а потом, услыша, что идет на них крымское войско и убоясь, они, черкесы, перешли в крепкое место, в горы на реку Баксан, и поселяясь домами жили...
От Большой Кабарды до речки Кубани три дня езды, а от Кумы реки, по которой прежде кабардинцы жительство имели, полтора дни езды; и потому признавается, також и от разных народов из разговоров слышно, что та земля, где ныне кабардинцы живут, принадлежащия к Российской империи..»(Т.2, с.64)
Из краткого описания кабардинского народа, составленного бывшим комендантом крепости Св.Креста Д.Ф.Епрокиным по расспросам старожилых знатных кабардинцев (1732г.)
«...И кочевали оные черкесы в давние лета переходя по рекам Тереку, по Куме, по Кубани и близ тех мест, где были турецкие города Темрюк и Тамань» (Т.2,с.77-78)
Из письма кабардинских князей Арслан-бека Кайтукина и Батукабека императрице Елизавете Петровне с жалобой на бригадира Кольцова (1745г.). «...просили ево, чтоб он, бригадир, перешол стоять к Баксану; и того он не ученил, и места наши нам не отдал; для того принуждены были мы на старинное дедовское место к реке Куме перейти, где и поныне пребываем» (Т.2, с.127)
Из письма кабардинских кязей Хаджигирея Булатова и Аслануки Арсланбекова канцлеру А.П. Бестужеву-Рюмину (1745г.).
«В Кашкатов выгнаны были Салиг-Герей солтаном и года два будучи тамо в осаде, как лошади так и весь скот наш поморили, того ради просим ваше графское сиятельство, в Кашкатове нам жить не приказать, а повелеть нам жить на Чегеме и в Шалушке, в котором месте мы в прошлом году жили; ибо помянутый Кашкатов – место необширное и для того в том месте нам никак жить невозможно, а жительство там имели мы только в те времена, когда неприятели на нас нападении чинили, и то с великою нуждою томо дни свои препровождали». ( т. II, с.130)
Из ответов кабардинского князя Бамата Кургокина капитану Барковскому (1747г.)
«Они, кабардинцы, издревле подданные Российской империи, а назад де тому лет с сорок (т.е. как раз в начале XVIII века, когда кабардинцы были угнаны крымцами на Уруп из Пятигорья, а затем с помощью калмыков вернулись обратно, и уже оттуда переселились на Баксан.- Н.Б.) были и турка в подданстве по усильном их нападении несколько времени, точию де деды и отцы наши тайно уехали в Россию, и просили госудоря, чтоб им попрежнему быть в российском подданстве, почему де и переведены сюда и доднесь находимся в российском подданстве, и впредь ненарушимо находиться будем.
Из рапорта кизлярского коменданта И.Л. Фраудорфа в 1753 г.
«Промеж рек Черной и Терека имеется способное место для строения крепости или ретранжемента, по обеим сторонам устья реки Курпа, которое имеет быть для закрытия от Кубанской стороны и от набегов горских татар, (т.е. балкарцев и карачаевцев, - Н.Б.). (Т.2, с.197)
Выписка из дел кабардинских, «1760г. Рапорт в коллегию Астраханского губернатора и Кизлярского коменданта, от 27-го мая, 1-го и 20-го июня». В этом рапорте говорится о письме Крымского хана Крым-Гирея посланное кабардинцам через Баамата Кургокина, сына Темрюка.
«...что как кабардинцы издревле были подданные турецкие и на нынешних местах поселены бывшим напредсего крымским же ханом Салат-Гиреем, почему и подати им ханам платили; а посему и он, хан Крым-Гирей, требовал от кабардинцев такого же исполнения, с тем чтобы наперед они переселились на Кубань; в противном же случае угрожал принудить их к тому силою» (81, с.75). В данном документе важно отметить, что по крымским сведениям кабардинцев переселил на территорию Центрального Кавказа в XVII веке хан Салат-Гирей.
Из записи о кабардинцах по материалам Коллегии иностранных дел (1776г.)
«Хан крымский Шахбас-Гирей, получа сведение о сем народе и быв недоволен таким соседством, возглавил против их войною, пленил и перевел для жительства на Кубань, где принудил принять закон магометанской. Они, оставаясь там довольно время по смерти хана, так помешались с магометанами, что потомки их, возвратясь паки к Тереку на прежние места свои, забыли отечественной язык свой (?) и прежнее христианское исповедание, и с того времени поныне остаются в магометанском законе.
...Такое положение их продолжалось до учереждения линии Кавказской, пока все земли, занимаемые ныне оною, принадлежали взаимно им и другим российским подданным, и коими все невозбранно пользовались; а кабардинцы, как сами о том уверяют, гоняли стада свои, для подножного корма, вплоть до Кизляра и слободы Прохладной; ныне же как построен город Моздок, лишились они всего того изобилия и богатства, особливо когда открылась линия Кавказская и все прежние места их отошли под слободы и селения россиян» (Т.2,с.318-319). К сожалению, в документе не указывается, в каком месте соседствовали крымские татары и кабардинцы, и какой «отечественной свой язык» они забыли на Кубани. Чтобы бы забыть родной язык требуется довольно продолжительное время.
Из рапорта Астроханского губернатора И.В.Якоби (1777г.)
«...пока кабардинцы на своих местах жили и не позволено им перехода на зарешную сторону Малка, то в то время черного народа, как и выше я упомянул, имели они самую малую часть и против нынешнего разве третью долю. Когдаже присвоили себе места Кумы, Куры, Малк, Тумузлов, Бейвалу, Калаус и Золку речки, то со всех сторон армяне крымские, жиды и всякой народ начали приходить на оныя и составили сие многолюдство, чему я сам очевидной свидетель...» (Т.2,с.326).
Очередное переселение отмечено в исторических известиях о Кавказе, собранных С.Броневским:
«Не более 40 лет как кабардинцы перешли из Пятигорского урочища далее на полдень за Малку, о чем пространно будет сказано в своем месте». («Кавказцы», Москва, 1823г.)
И таких свидетельств, спорить с которыми трудно, немало. Полагаем, что данные этих документов красноречивы сами по себе, и приводят к ясному выводу: кабардинцы утвердились на нынешней территории только XVIII веке. До той поры в этом не было нужды – перед ними были широкие пространства для кочевания в кавказских степях – от дельты Кубани, Кумы и до Каспия. В данном случае интересные сведения сохранились в фольклоре кабардинского народа. В эпической песне о «Нарте Айдемиркане» записанной в 1885г. С. Стрелецким, есть фрагмент, где отражается заветная мечта кабардинцев освободится от ига татар, и после этого «возвратятся времена наших предков, когда молодежь наша по-прежнему будет разгуливать свободно по прикумским степям. Вот какие блестящие времена ожидают нас! Вот тогда черкес может сказать в утешение своему отцу-старику: «Я твой достойный сын! ...» (114, с.110). Выходит, что в народной памяти кабардинцев земля обетованная находилась не в Пятигорье и не в нынешней КБР а в прикумских степях. Что характерно, в КРО река Кума - наиболее часто встречаемый гидроним.
Опять-таки, в тщетных усилиях избежать обвинений в необъективности, обратимся к мнению самих кабардинских историков и археологов. В.Н. Кудашев в работе «Исторические сведения о кабардинском народе» говорит, что у кабардинцев существует предание, согласно которому они переселились с берегов Черного моря под начальством некоего Кабарда Танбиева, но в котором не указывается время их переселения. «По этому сказанию, - пишет Кудашев, - кабардинцы встретили на новых местах татарские поселения (т.е. балкарцев и карачаевцев.- Н.Б.), отодвинули их в степи или заперли в горных ущельях, а сами поселились на их местах» (с.31).
«На морской карте Средиземного и Черного морей, составленной в 1497году Федуцием Анконским, название кабардинского народа выставлено красною краской несколько на запад от того места, где теперь находится г. Таганрог, а также на Кизиль-таше. Здесь кабардинцы жили недолго. Под начальством Инала, которого предание считает родоначальником всех кабардинских князей, они передвинулись на восток и расселились по Кубани и теперешней Кабарде, подчинив себе другие черкесские племена. Во времена Георгия Интериано, писавшего около 1502 года, черкесы занимали еще восточный берег Азовского моря от Дона до Босфора Киммерийского. Оттуда они были впоследствии вытеснены татарами и русскими» (с.33)
В начале XIX века один из общественных деятелей Кабарды – Измаил Атажукин в своей «Записке о жителях Кавказа» сообщал о происхождении кабардинцев от двух мифических братьев, Чера и Кеса, выходцев из Аравии, поселившихся сначала в Крыму, «владением еще цесаря тогда бывшим». Автор далее говорит, что они, спасаясь от татар, «поселились на берегу Черного моря, на устье реки Кубани при урочище Кызылташа, чему последовали разных вер народы и жилища свои в кавказских горах основали, получа от того и наименование свое; но, будучи жестокими своими мучителями несколько сот лет преследуемы и спасаемы бегством уходить далее в горы, встречали перед собою соседей своих равную участь ожидающих, а через то составляли единомыслящее общество, были иногда в силах сделать всеобщему врагу своему сопротивление, но со всем тем принужденными находились уступать превосходной силе и нестерпимым мучениям, уходили далее в горы от запада к востоку по берегу Черного до Каспийского морей. Влача, таким образом, несчастную жизнь, иные оставались на своих местах под жестким игом татар, а последователи Чера и Кеса дошли, наконец, до реки Баксана в то уже благополучное время, когда царь Иван Васильевич покорил Казань и Астрахань» (К.Ф.Дзамихов «Материалы к наследию и общественно-политической деятельности Измаила Атажукина. Новые разыскания. – В сб. : Актуальные проблемы феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1992г., с.159-160).
Цитированное выше сообщение Магомеда Атажукина о том, что кабардинцы происходят из Малой России, Кудашев считал не более чем предание, не обращая внимания на только что им самим же приведенные сведения о карте Федуция Анконского, где «название кабардинского народа выставлено красной краскою несколько западнее от того места, где находится Таганрог». К тому же, как читатель мог убедиться, об этом говорит не только Атажукин, но и другие известные старожилы кабардинского народа.
Подробно исследует вопрос о времени переселения кабардинцев на нынешнюю территорию археолог Р.Ж. Бетрозов. Цитируем: «На основе древнеадыгской народности, сложившейся в X в., происходило обособление адыгских этнических групп». «...где бы ни проживали и какую бы территорию не занимали группы адыгов, формирование их связанно с Северо-Западным Кавказом, здесь происходило становление их как этноса» («Происхождение и этнокультурные связи адыгов», Нальчик,1991г., с.134)
Касаясь вопроса о переселении кабардинцев на нынешнюю территорию, Р.Ж.Бетрозов говорит: «Что удивительно, фольклор кабардинцев не содержит достоверных данных об этих событиях» (с.134). Далее Р.Ж. Бетрозов дипломатично заключает: «Впоследствии, по ряду причин, территория, занимаемая кабардинцами, постепенно сузилась до современных границ» (с.142). «Ряд причин», о которых говорит археолог – это неуклонное продвижение России на юг, выразившееся в возведении Кавказской линии и появлении многочисленных казачьих станиц.
Но фольклор и не может сохранять таких достоверных сведений, как, например, хроника, у него свои законы и свои пределы достоверности. В нем, например, не может быть дат или точного изложения событий в хронологической последовательности. Но суть событий в фольклоре почти всегда сохраняется. И поэтому странно выглядит утверждение Р. Бетрозова, когда он двумя страницами ниже цитирует записанное И.Ф. Бларамбергом черкесское предание, по которому одно из адыгских племен в VI в. по мусульманскому летоисчислению (в XII в. по современному летоисчислению) оставило свои поселения на берегах Кубани, и продвинулось на север до Дона; однако вскоре они покинуло и эти места, отправилось далее и обосновалось на южном побережье Крыма и на равнине между реками Кач и Белбик; это место получило от татар название «Черкес тус» (Черкесская долина); в VII веке по мусульманскому летоисчислению кабардинцы снова покинули Крым и обосновались на острове, образованном двумя рукавами Кубани при ее впадении в море; но кабардинцы и там долго не оставались, а, став могущественным племенем, направились под предводительством Инала на восток – в земли за Кубанью и вплоть до нынешней Кабарды» (с. 137).
Сказанное отнюдь не означает, что до XVIII века кабардинцы вообще не появлялись на территории Пятигорья. Полностью проследить пути их кочевания вряд ли возможно, но примерно это выглядит так - Дон, Крым, дельта Кубани, Кума, Пятигорье, Сунжа, дельта Терека. Затем обратно.
Неискушенный читатель может подумать при чтении последней цитаты, что расселение кабардинцев напоминало современное состояние. Между тем, из исторических материалов можно понять, что это был в то время кочевой народ, который долго на одном месте не задерживался, и когда тот или иной участок земли истощался, переходил на другое место. Этим же объясняется полное отсутствие на территории современной Кабарды архитектурных памятников относящих к кабардинскому народу.
На наш взгляд, предания, приведенные Кудашевым, и Бларамбергом, вполне подтверждают данные, которые опубликованы в двухтомнике и которые мы процитировали выше. И жаловаться на их историческую недостоверность нет никаких оснований.
Будаев Н.М.