Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » казаки - историки, писатели, поэты, скульпторы, ра » Г.А. Вертепов - казак, историк, географ, археолог, гос. и общ. деятель


Г.А. Вертепов - казак, историк, географ, археолог, гос. и общ. деятель

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Григорий Абрамович Вертепов (род. 22 янв. 1862, Владикавказ, умер 1919, Новороссийск)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Раскопки, произведенные Г.А. Вертеповым,  в районе Урус-Мартана Грозненского округа. 200 предметов отправлены в Императорскую Археологическую Комиссию. Предметы принадлежат по чеченским преданиям народу «ани», жившему в этих местах задолго до их прихода.
Источник: Терские ведомости 1900 № 149 (17 дек.)

Отредактировано львович (2023-11-19 14:21:36)

0

2

В горах Осетии. Публичная лекция Г.А. Вертепова // Терские ведомости 1900
№ 38 (31 марта)
№ 39 (2 апр.)
№ 40 (5 апр.)
№ 42 (9 апр.)
№ 44 (16 апр.)
№ 45 (19 апр.)
№ 48 (26 апр.)
№ 49 (28 апр.)
№ 50 (30 апр.)
№ 51 (3 мая)
№ 52 (5 мая)

0

3

Г.В.  Новые люди (по поводу комедии П.Д. Боборыкина «Накипь») // Терские ведомости 1900 № 125 (22 окт.)
Примечание. Г.В. - псевдоним Григория Абрамовича Вертепова.

0

4

Г. В. Редкая семья // Терские ведомости 1900 № 83 (16 июля)

0

5

Фрагмент публикации «Г. В. (Григорий Вертепов — О.Л.) Поездка на ватаги // Терские ведомости 1892 № 146 (6 дек.)

«… После обычных приветствий, я стал расспрашивать приятеля о его житье-бытье в кумыкской деревне. Он рассказал мне свою историю с начала до конца, грустную историю русского пионера в дебрях азиатской окраины. Купив себе клочок земли около Карлан-Юрта, он поселился в этом селении с женой и ребенком, имея русскую семью годовых рабочих, состоящую из мужа, жены и двух девочек-подростков. Чувствуя на каждом шагу неприязненные отношения кумыков, он старался обеспечить себе спокойствие и безопасность расположением сельского старшины, которому оказывал всевозможные услуги, нередко жертвуя собственным самолюбием. Старшина охотно принимал услуги, как должную дань, и вскоре настолько привык к ним, что первый отказ моего приятеля в какой-то просьбе старшины поднял целую бурю. Карлан-Юрт заволновался; начались многозначительные намеки и угрозы, которыми хотели выселить русского помещика из селения. Застрельщиком был, конечно, старшина. Однако, помещик крепился и не уступал, хорошо понимая, что всякая уступка сделает его рабом бесконечных претензий старшины. И вот в один прекрасный день к нему являются сельские власти с установленными знаками на груди и подают для прочтения общественный приговор, которым приглашают его убраться из селения, предупреждая, что в противном случае, они ни за что не отвечают. Возмущенный, как человек, и оскорбленный, как русский гражданин, которого гонит из его собственного дома покоренная нация, помещик обращается к содействию и защите сначала начальника участка, затем в округ, но везде получает один и тот же ответ: «Убирайтесь, пока целы». Однако, решив ни перед чем не останавливаться, так как для него поставлен вопрос - «быть или не быть?», он обратился к начальнику области, и это спасло его. Старшину удалили, а местным представителям русских интересов сделано надлежащее «внушение».
- И знаете, говорил взволнованный воспоминаниями помещик,  - я обрадовался не так за себя, как за то, что в этом деле не пострадало наше русское достоинство. Для меня лично дело еще не окончено. Меня может в любую удобную минуту убить какой-нибудь наемник старшины из тех головорезов, которых здесь сколько угодно; а не то, как будут воровать скот, жечь хлеб, портить виноградники — мало ли чего они могут сделать! Но для русской политики такой конец важен. Кумыки должны видеть, что они не хозяева края, и чем чаще им это показывать, тем легче будет привести их, что называется в христианскую веру.
Теперь помещик переживает поистине трагическое положение: у него не хватает оросительной воды — ему не продают и за деньги, придет нужда в рабочих — к нему никто не нанимается. Даже детишки и те стараются влить лишнюю каплю горечив его существование: собираясь толпой, они неизменно встречают и провожают его на улице криками: «гяур, гяур!» и бросают каменьями.
- Верите, если бы не Мама и Дженетли, пришлось бы убраться отсюда, хотя это для меня вопрос жизни и смерти, - заключил мой приятель и дрожащими руками прижал к своим коленям кудрявую головку своего двухлетнего наследника, в счастливом неведении таскавшему по глиняному полу картонную игрушку.
Мама и Дженетли — это выходцы из Дагестана, прибитые нуждой к русскому помещику, у которого нашли кров, хлеб и человеческое обращение. Благодарные, они привязались к нему и не покидают его, несмотря на открытую вражду коренных жителей Карлан-Юрта, которые называют их «русскими собаками».
- Хозяин здесь чужой, я здесь чужой, мы поневоле братья, - заметил Мама на своем ломаном языке, прислушиваясь к нашей беседе.
Встречая в дальнейшем пути других русских помещиков, я везде слышал одно и то же. Все они добиваются права жить и работать без боязни за завтрашний день и не могут добиться. Времена Барановского прошли, а приемники его боятся всякого решительного шага и потворствуют кумыкам, в особенности влиятельным князькам их.
- Помилуйте, поселились вы в кумыкской деревне, пожалуй, еще свиней заведете, а это противно их обычаям и религии. Нельзя же так, ведь они тоже не собаки, а люди как и мы с вами… Вот обыкновенные фразы, которые приходится выслушивать русскому помещику в ответ на свои жалобы на притеснения кумыков.
Но конечно, культура, представителями которой мы являемся, не должна уступать место азиатскому невежеству и можно надеяться, что уже наступил конец этим непонятным уступкам дикому народу… Только при таких условиях становится ясно, зачем было проливать столько крови, сколько пролито ее в кавказские войны».

0

6

https://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/422/t41978.jpghttps://forumupload.ru/uploads/0009/30/38/422/t591062.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/oldvladikavkaz/39917544/1923026/1923026_original.jpg
Источник: https://oldvladikavkaz.livejournal.com/ … r458478043
https://ic.pics.livejournal.com/oldvladikavkaz/39917544/1923226/1923226_original.jpg
Источник: https://oldvladikavkaz.livejournal.com/ … r458478043

Отредактировано львович (2023-11-19 14:16:36)

0

7

Г.В. (Вертепов, Григорий Абрамович) Этюды об ингушах // Терские ведомости
1890 № 98 (6 дек.)
1890 № 99 (9 дек.)
1890 № 101 (16 дек.)
1891 № 20 (10 марта)

0

8

Г. В. Вдоль берегов р. Сулака (впечатления и заметки туриста) // Терские ведомости 1893 № 5 (10 янв.)
Г. В. Промысел «Кут» (впечатления и заметки туриста) // ТВ 1893
№ 23 (21 февр.)
№ 29 (7 марта)
Г. В. Граф Л. Н. Толстой на Тереке (впечатления и заметки туриста) // Терские ведомости 1893 № 32 (14 марта)
Г. В. Богатый край (впечатления и заметки туриста) // Терские ведомости 1893 № 41 (9 апр.)

0

9

19 апр. 1880. Стихотворение ученика Ставропольской гимназии, стипендиата Терского казачьего войска, уроженца ст. Прохладной, Григория Вертепова.
Г. Вертепов всемилостивейше пожалован золотыми часами по ходатайству Государя Великого князя Наместника Кавказского.

В память двадцатипятилетнего царствования
Его Императорского Величества Александра II.

Вот двадцать пять свершилось лет,
Как Ты на трон вступил Державный,
И царствовал среди побед,
Храня народ Свой православный.
О нем радел как о семье
Своей, Ты в царствовании долгом;
Жил для него, в его судьбе
Ты был хранителем и другом.
Ты Русь святую укрепил,
Границы твердые поставив;
Ты всех правами уравнил,
Благославлять Себя заставив.
С сынов Своих Ты иго снял,
Разрушив право крепостное;
Ты славу вечную снискал
И имя вечно — дорогое.
Ты голос веры услыхал,
Взывавший из трущоб Балкана,
И, взяв Свой крест, за веру стал.
Славян исторг из рук Османа.
Кавказ, своей земли красу,
Прорезал Ты путем железным,
Доселе дикую страну
Ты сделал краем вожделенным.
И вот за все Твои дела
Россия к Богу прибегает
С молитвой теплой за Царя, -
И Бог молитву принимает.
Взгляни: в убогий ветхий храм
Старушка бедная плетется,
И к лучезарным небесам
Молитва жаркая несется:
«Храни, Всевышний Судия,
Освободителя собрата,
Храни Державного Царя,
Отца народа и солдата!..»
Под ветхим кровом за столом
Старик сидит белобородый;
Толпа детей пред стариком;
Все голос слушают суровый.
Он детям говорит, как Царь
Им дал желанную свободу,
Как этот милостивый дар
Был дорог страждущему роду.
И, сняв с стены портрет большой,
Он детям показал с словами:
«Вот, дети, Царь наш дорогой,
Отец над вашими отцами!
Я был под ранцем и ружьем,
И за Него с врагом я дрался,
И был пожалован крестом…
Молитесь!» и не удержался:
Слеза скатилась по щеке;
С молитвой теплой обратился
Он к Богу: о своем Царе
Старик Всевышнему молился.
Молитве теплой внемлет Он,
Хранителя ниспосылает
И Твой величественный трон
Он неусыпно охраняет.
Уже не раз Тебе судьба
Опасной смертью угрожала,
И нечестивая рука
На жизнь не раз уж посягала.
Но Он опасности Твои
Святой десницей отвращает,
Для благ народа и земли
Тебя на троне охраняет…

Друзья, помолимся ж и мы,
Царя деянья прославляя,
И «Боже, Царя храни!»
С надеждой, верой, воспевая!

Г. Вертепов.
Источник: Терские ведомости 1880 № 28 (5 июля)

0


Вы здесь » Гребенские казаки » казаки - историки, писатели, поэты, скульпторы, ра » Г.А. Вертепов - казак, историк, географ, археолог, гос. и общ. деятель


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно