Корреспонденция.
Сила старообрядцев— окружников.
„Блажени изгнаны
Правды ради (Матѳ. V. 10).
Есть между старообрядцами люди благонамеренные, хотя их очень немного, почти что единицы. Таковым в ст. Червленной является урядник Филипп Фоков Янхотов, принадлежащий к обществу приемлющих священство от Греко-Российской Церкви приходящее, попросту сказать, „беглопоповцев".
Вникая в Священное Писание и писания святых отцов, не пренебрегая объяснениями местного православного „единоверческого" духовенства, Янхотов в отношении понимания религиозных вещей, в сравнении даже с „австрийскими" наставниками, стоит выше на целую голову.
Такой начитанный и по-своему преданный религии человек естественно тяготеет к Православной Церкви и не дружит с прочими старообрядческими толками в том числе и с толком австрийцев, многочисленным в нашей станице, за что не пользуется с их стороны должным уважением.
На днях, 27 сентября, помянутый г. Янхотов был вызван к Судебному следователю Владикавказского Окружного Суда по важнейшим делам, Л. Н. Петалас, к допросу.
Повестка эта и название лица, вызывающего – «следователь по важнейшим делам» - вселили трепет и ужас вызываемого. Эта история вызывает и у нас, посторонних, омерзительное отвращение к приемам г.г. старообрядцев и окружников, употребляемым по отношению к своим старообрядцам только „инакомыслящим", каковым в данном случае является помянутый Ф. Янхотов. Эта история указывает насколько грубы, насколько человеконенавистны и насколько сильны административно старообрядцы нашей станицы.
Дело беглопоповца Янхотова возгорелось из-за того, что он отказался принять присягу наставника старообрядцев и „окружников", именуемого у них священником. В числе троих г. Янхотов был избран в должность станичного судьи. 8-го мая урядник Ис. Козм. Палашкин, Митр. Варл. Кулябякин - окружники, и Фил. Фок. Янхотов должны были принять присягу на вступление в должность судей. Когда первые двое пришли в свою церковь в сопровождении Пом. атам. ст. урядника Петра Бирюкова, тоже окружника, то были спрошены их священником Иваном Левкиным: «А где же у вас третий?» т.е. Янхотов. Палашкин и Кулебякин ответили: „Янхотов не хочет в нашей церкви присягать и говорит, что старообрядческая церковь хуже всех".
Оскорбленные таким отзывом г.г. Палашкин, Кулебякин и Бирюков заявили атаману станицы претензию, а чтобы усилить вину Янхотова, припомнили за ним другой отзыв об их церкви, высказанный месяца два тому назад. Именно: около 10-го марта Янхотов с некоторыми старообрядцами случайно ехал в лесные паи, причем был заведен, между прочим, разговор о религии. Случайные спутники Янхотова оказались „окружниками" и между ними сын многоговорящего Малафея Лабзеева, Павел.
Янхотов говорит Лабзееву: „Покойный отец ваш был очень хороший старик, прочитывал божественные книги (рожденный в беглопоповстве) и почему-то не узнал, насколько погибельна австрийская иерархия, заставил и тебя пребывать там. Лабзеев ответил: „Если бы австрийская иерархия была несправедлива и погибельна, то не было-бы в ней столько народу". На это Янхотов сказал: „в вашем поганом корыте многим хватит места". Этот отзыв Янхотова об австрийщине собеседникам не понравился...
Беседа все-таки продолжалась. Янхотов, желая сгладить впечатления, указал, что истина на стороне православных, имеющих свое начало от Христа чрез Апостолов, а ваша белокриницкая иерархия появилась на свет Божий в 1846 году, а в старых книгах писано, что позднейшее от окаянного. Вот этот-то случай и припомнили и поставили в вину нашему ревнителю правды Янхотову, как-бы в отместку за то, что он уничижил их старообрядческого «священника» Левкина, а предпочел ему единоверческого священника Н. Милованова, при котором без всякого колебания принес установленную законом присягу.
По заявлению помянутых лиц, атаман станицы донес куда следует, а 27 сентября Янхотов дал свои показания г-ну следователю по важнейшим делам. Что будет в результате нетерпимости окружников к беглопоповцу - Бог весть. А сколько поношений со стороны окружнических начетчиков и заурядных лиц, сколько изрыгается скверных похулений на православную Церковь в старообрядческо-раскольнической литературе, и все это им прощается. Прошли столетия, а раскольствующие старообрядцы не умягчились в своей злобе на православных, и на тех, кто их, православных, не хулит.
Аввакум, родоначальник нынешнего церковного раскола, умел выразиться так: „если-бы мне дали волю, я распластал-бы Никона, как собаку". Принимая во внимание эту историю с Янхотовым, приходишь к мысли, чем-же лучше червленские старообрядцы Аввакума, хотя и стали во враждебное отношение к православной иерархии и Церкви только с 1745 года.
Если только г. Янхотов будет признан виновным за выражения в полемическом спор произнесенные, то нам придется с древним пророком сказать: „Вскую, Господи, путь грѣшныхъ спѣется".
Православный.
ВЕВ 1916 № 20 с. 877-880