Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Червленная станица » Религиозные распри в станице


Религиозные распри в станице

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Корреспонденция.
Сила старообрядцев— окружников.

„Блажени изгнаны
Правды ради (Матѳ. V. 10).

Есть между старообрядцами люди благонамеренные, хотя их очень немного, почти что единицы. Таковым в ст. Червленной является урядник Филипп Фоков Янхотов, принадлежащий к обществу приемлющих священство от Греко-Российской Церкви приходящее, попросту сказать, „беглопоповцев".

Вникая в Священное Писание и писания святых отцов, не пренебрегая объяснениями местного православного „единоверческого" духовенства, Янхотов в отношении понимания религиозных вещей, в сравнении даже с „австрийскими" наставниками, стоит выше на целую голову.

Такой начитанный и по-своему преданный религии человек естественно тяготеет к Православной Церкви и не дружит с прочими старообрядческими толками в том числе и с толком австрийцев, многочисленным в нашей станице, за что не пользуется с их стороны должным уважением.

На днях, 27 сентября, помянутый г. Янхотов  был вызван к Судебному следователю Владикавказского Окружного Суда по важнейшим делам, Л. Н. Петалас, к допросу.

Повестка эта и название лица, вызывающего – «следователь по важнейшим делам» - вселили трепет и ужас вызываемого. Эта история вызывает и у нас, посторонних,  омерзительное отвращение к приемам  г.г. старообрядцев и окружников, употребляемым по отношению к своим старообрядцам только „инакомыслящим", каковым в данном случае является помянутый Ф. Янхотов.  Эта история указывает насколько грубы, насколько человеконенавистны и насколько сильны административно старообрядцы нашей станицы.

Дело беглопоповца Янхотова возгорелось из-за того, что он отказался принять присягу наставника старообрядцев и „окружников", именуемого у них  священником. В числе троих г. Янхотов  был избран в должность станичного судьи. 8-го мая урядник Ис.  Козм. Палашкин, Митр. Варл. Кулябякин - окружники, и Фил. Фок. Янхотов должны были принять присягу на вступление в должность судей. Когда первые двое пришли в свою церковь в сопровождении Пом. атам. ст. урядника Петра Бирюкова, тоже окружника, то были спрошены их священником Иваном Левкиным: «А где же у вас третий?» т.е. Янхотов. Палашкин и Кулебякин ответили: „Янхотов не хочет в нашей церкви присягать и говорит, что старообрядческая церковь хуже всех".

Оскорбленные таким отзывом г.г. Палашкин, Кулебякин и Бирюков заявили атаману станицы претензию, а чтобы усилить вину Янхотова, припомнили за ним другой отзыв об их церкви, высказанный месяца два тому назад. Именно: около 10-го марта Янхотов с некоторыми старообрядцами случайно ехал в лесные паи, причем был заведен, между прочим,  разговор о религии. Случайные спутники Янхотова оказались „окружниками" и между ними сын многоговорящего Малафея Лабзеева, Павел.
Янхотов говорит Лабзееву: „Покойный отец ваш был очень хороший старик, прочитывал божественные книги (рожденный в беглопоповстве) и почему-то не узнал, насколько погибельна австрийская иерархия, заставил и тебя пребывать там. Лабзеев ответил: „Если бы австрийская иерархия была несправедлива и погибельна, то не было-бы в ней столько народу". На это Янхотов сказал: „в вашем поганом корыте многим хватит места". Этот отзыв Янхотова об австрийщине собеседникам не понравился...
Беседа все-таки продолжалась. Янхотов, желая сгладить впечатления, указал, что истина на стороне православных, имеющих свое начало от Христа чрез Апостолов, а ваша белокриницкая иерархия появилась на свет Божий в 1846 году, а в старых книгах писано, что позднейшее от окаянного. Вот этот-то случай и припомнили и поставили в вину нашему ревнителю правды Янхотову, как-бы в отместку за то, что он уничижил их старообрядческого «священника»  Левкина, а предпочел ему единоверческого священника Н. Милованова, при котором без всякого колебания принес установленную законом присягу.
По заявлению помянутых лиц, атаман станицы донес куда следует, а 27 сентября Янхотов дал свои показания г-ну следователю по важнейшим делам. Что будет в результате нетерпимости окружников к беглопоповцу - Бог весть. А сколько поношений со стороны окружнических начетчиков и заурядных лиц, сколько изрыгается скверных похулений на православную Церковь в старообрядческо-раскольнической литературе, и все это им прощается. Прошли столетия, а раскольствующие старообрядцы не умягчились в своей злобе на православных, и на тех, кто их, православных, не хулит.

Аввакум, родоначальник нынешнего церковного раскола, умел выразиться так: „если-бы мне дали волю, я распластал-бы Никона, как собаку". Принимая во внимание эту историю с Янхотовым, приходишь к мысли, чем-же лучше червленские старообрядцы Аввакума, хотя и стали во враждебное отношение к православной иерархии и Церкви только с 1745 года.

Если только г. Янхотов будет признан виновным за выражения в полемическом  спор произнесенные, то нам придется с древним пророком сказать: „Вскую, Господи, путь грѣшныхъ спѣется".
Православный.
ВЕВ 1916 № 20 с. 877-880

0

2

Корреспонденция ТВ от 16 авг. 1881 г.
Червленец. Современное старообрядчество в ст. Червленной // Терские ведомости 1881 № 37 (12 сент.)

Изначально гребенцы держались  религии старообрядческой, приемлющей священство. Священников привозили из России, от господствующей церкви, и подвергали их какому-то исправлению. Религия связывала гребенцов в течение 300 лет в одну семью, напоминающую патриархальные времена.

Так было до 1863 г. В этом году религиозный склад гребенцов, начиная со станицы Червлённой, потряс  старообрядческий епископ из казаков Донского войска Иов, который пожелал ввести  между гребенцами Австрийское священство (Белокриницкое согласие). Епископу удалось склонить на свою сторону 40-50 семейств, преимущественно офицерских. Была освящена церковь, снабжена всем необходимым,  поставлены священник, диакон,  чтецы из казаков.

Разделение веры породило разделение в семьях. Образовалась  третья секта – поморцев, которые видя своих казаков священниками, вовсе отказались верить священству. Остальная часть станицы, самая большая,  осталась  верна старому толку.

Расходы по содержанию австрийской церкви взяли на себя  два червлёнских туза, нажившие большие деньги: Г. М. Ф. и К. Ф. Ф. Сначала тузы заменили  диакона на родственника Г.М.Ф., затем вздумали сместить священника Венедикта, достойного и любимого прихожанами старика,  и на его место продвинуть нового диакона. Донесли епископу, что « священник, мол, их не слушает и требы исправляет не аккуратно, а потому просим  отрешить его от церкви, а на место его поставить во священники диакона». Епископ согласился и отправил предписание на имя Венедикта, которое было доставлено в руки Г.М.Ф.

14 августа, священник, не зная о предписании, взял из церкви  необходимое для совершения таинства причащения над умирающим, и, по пути к умирающему, встретил диакона, который стал отбирать у священника взятые вещи. Произошла драка…

15 августа, по окончании богослужения, священник доложил приходу о случившемся. Прихожане выслушали священника, окружили диакона и стали его трепать. На защиту  диакона встал Г.М.Ф., но против него направилась разъяренная толпа женщин, и Г.М.Ф. ретировался.

Отрешение священника, если оно состоится, повлечет за собой новое разделение на секты, отчего пестрота верований еще больше усилится, что не приведет ни к чему хорошему в станице Червлённой.

P.S. Кто же скрывается под псевдонимом Червленец? Кто такие Г.М.Ф и К.Ф.Ф.? Священник Венедикт?

Отредактировано львович (2023-12-09 09:04:19)

0

3

львович написал(а):

P.S. Кто же скрывается под псевдонимом Червленец? Кто такие Г.М.Ф и К.Ф.Ф.? Священник Венедикт?

Возможно один из них Г.М.Ф. - Григорий Максимович Филиппов.

...Родной отец нашего священника о. Назария Пузина, Семен Павлович, познав пагубу в старообрядческом расколе белокриницкого согласия, старец 70-ти лет, приезжал из России к своему сыну и при наших глазах, в нашем храме присоединился к православной церкви через святое миропомазание. Таинство миропомазания совершали два священника: о. Иоанн Жуков ст. Калиновской и его родной сын о. Назарий. [u]Восприемником был отставной полковник, благолепный старец, Григорий Максимович Филиппов. Матери же в то время у о. Назария уже не было на свете...
Акт прихожан Старо-Никольской церкви ст. Червленной Владикавказской епархии//ВЕВ 1910 №1 с. 2-4.

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Червленная станица » Религиозные распри в станице


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно