Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Государственная станица » Георгиевский женский монастырь, что на реке Куре близ ст. Государствен


Георгиевский женский монастырь, что на реке Куре близ ст. Государствен

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

А. Воскресенский. В Георгиевском женском монастыре на реке Куре. (Из путевых заметок паломника).
Фрагменты статьи, опубликованной во Владикавказских епархиальных ведомостях, 1908 г. № 23.

21 февраля текущего года, около 10 часов утра, оставив многолюдную и торговую слободу Воронцовку Ставропольской губернии, с посохом странника в руках и молитвой в сердце, пешком направился я к Георгиевскому монастырю, находящемуся в Моздокском отделе Терской области и отстоявшему от названной слободы в 45-ти верстах.
……

Еще засветло увидел я издали главы соборного храма Георгиевского монастыря. Уже вечерний глубокий мрак опустился на землю; уже ничего не видно было в окрестностях; уже и сам хребет кавказский как бы погрузился в глубокую дрему; уже и Эльбрус надел свою ночную шапку, а я, одинокий, среди безбрежной степи, не разбирая дороги, держал свой путь на все еще заметный темный силуэт собора…
……

И вот картина за картиной, моему духовному взору предносилась вся история этой юной еще, но уже не юнейшей среди сестер своих, обители. И да позволено будет мне посвятить здесь несколько слов этой истории.
     Вначале войны 1877-1878 гг. в душе отставного подполковника  Михаила Спиридоновича Ласточкина, когда-то проливавшего кровь свою при взятии Кавказа, рождается желание – основать женскую обитель с тем, чтобы она в тоже время была и общиной подготовленных помощниц для сестер милосердия. В 1878 г. он, на свои средства, близ станицы Государственной, приобретает участок в 330 десятин земли и входит к преосвященному Герману, епископу Кавказскому и Екатеринодарскому, с ходатайством об открытии на жертвуемом им земельном участке женского общежительного монастыря с вышенамеченными целями. Подкрепляемое заключением преосв. Германа ходатайство Ласточкина  увенчалось полным и скорым успехом, так что определением Св. Синода в 1879 году монастырь разрешено открыть. Осенью того же года просв. Герман послал сюда для означенной цели из Ставропольского Иоанно-Мариинского женского монастыря монахиню Агафонику и послушниц Евдокию Кондратову и Параскеву Белову, с которыми она в предшествующую войну была в числе сестер милосердия. Быть может, и с печалью в сердце оставили они благоустроенную Ставропольскую обитель и отправились в дикую степь Терской области. Сырая и мрачная землянка – вот что единственно встретили здесь сестры. Над крутым спуском в широкую балку, по которой медленно течет топкий болотистый ручеек «Кура», вдали от всякого жилища человеческого остались пришелицы, как бы всеми заброшенные, забытые. А тут идет дождливая осень: денег ни копейки, хлеба ни куска. Впереди голод. Но чего не в состоянии сделать русская женщина, если она захочет посвятить силы свои известному роду деятельности, – при содействии благодати Божией, конечно. Так было и здесь. Сестры решили: одной поочередно ходить «по сбору» по станицам Терской области, а двум оставаться в степи и приводить в порядок жилище. Таково было многоскорбное начало нынешней обители!
     Миновала суровая бедственная зима, но и наступившая весна не радовала отшельниц: впереди не было никакого просвета, никакой надежды на лучшую будущность. И вот они решаются просить владыку Германа снять с них тяжелый крест непосильного послушания и возвратить их обратно в Ставрополь, как неожиданно в мае 1880 г. сюда приезжает сам архипастырь. Он ободряет их своею беседой, хвалит уютность землянки, а на опасение  за дальнейшее существование в этой пустыне, поднявшись с лавки на которой сидел, произносит с особой силой замечательное слово: «так говорит Господь Бог через пророка Исаию к малодушным и робеющим: укрепитесь и не бойтесь! Нечего опасаться за пустынность этого места: Господь так устроит, что возвеселится  эта пустыня жаждущая, возрадуется и процветет она яко крин и прозябнет, и вся возвеселятся.  (Ис. гл. 35). С этими словами владыка твердыми шагами вышел из землянки и, отойдя от спуска к реке по ровному месту саженей на 50, приказал поставить здесь крест, говоря: на этом месте будет храм во имя св. великомученика и победоносца Георгия, а вокруг него женская обитель, которая прославится в здешней местности». И мы воочию видим теперь, как дивно исполнились пророческие слова святителя Божия, давно почивающего уже телом своим на берегах далекой Невы, в столице Севера!
     Ободренные владыкой сестры принялись за постройку саманного помещения для временного храма, для служения в котором преосв. Германом прислан был престарелый священник Иоанн Модестов. Владыка не забывал возникающей обители. По его предложению от различных церквей Кавказской епархии стали поступать пожертвования, что дало возможность матери Агафонике увеличить число сестер.  Летом таких пожертвований собралось до 2000 рублей. И вот, настоятельница и ее помощницы решаются употребить эту сумму на приобретение деревянного дома для обращения его в храм. Такой дом нашелся было в станице Екатериноградской  у священника Краснопевцева, согласившегося уступить его за 2000 руб…. Но он оказался требовавшим капитального ремонта, на который у сестер денег не было И вот снова послушница Евдокия Кондратова (ныне казначея монахиня Нина) осенью 1880 г. отправляется по сбору, который оказался настолько плохим, что ей приходится возвращаться обратно едва не с пустыми руками. Однако Бог нечаянно послал ей  доброго человека, который пожертвовал монастырю не только необходимый для него лесной материал, но и свою лошадь с упряжью.
     Храм еще не был окончен постройкой, как скончался священник о. Иоанн Модестов. Заменить его для возникающего монастыря решительно было некем, так как последний все еще не имел для этого никаких средств. Тогда Михаил Спиридонович Ласточкин решается променять свой подполковничий мундир на скромную рясу священника, в каковой сан и рукополагается преосв. Германом 23 ноября 1880 г. Это было важное событие в жизни монастыря; так как отец Михаил, скончавшийся 9 октября 1890 г. на 70 году от рождения, был добрым помощником матери Агафонике, с 1885 г. и по настоящее время проходящей свое благоплодное служение в сане игумении. С освящением храма известность нового монастыря стала быстро возрастать. В окрестностях его поселилось несколько крупных землевладельцев, а на противоположном берегу р. Куры образовался даже значительный хуторянский поселок. Сюда стали стекаться богомольцы Ставропольской губернии и областей Кубанской и Терской, идущие на поклонение Иверской иконе Богоматери в Моздоке., и возвращающиеся оттуда. Явился значительный приток пожертвований, давших монастырю возможность выстроить несколько каменных корпусов для помещения Георгиевской церкви и покоев настоятельницы, гостиницы, домов священников, келий сестер и хозяйственных служб.
     Но венцом всех монастырских зданий является несомненно прекраснейший во всех отношениях Рождество-Богородицкий соборный храм, один из лучших в епархии. Не вдаваясь в подробное описание его, скажем, что он представляет собой копию храма Св. Владимира в Киеве. Место для него было освящено преосв. Владимиром, епископом Владикавказским и Моздокским, ныне Кишиневским и Хотинским; закладка храма была совершена 23 апреля 1896 года ректором Ардонской миссионерской семинарии, архимандритом Иоанном (епископом Пермским); освящение совершено было преосвященным Владимиром 18 апреля 1902 г.
     Обнесенный со всех сторон своих на громадном пространстве каменной стеной, монастырь имеет у себя ныне до 225 сестер, уподобляясь тому зерну горчишну, которое возрастает в великое древо. Основные законоположения обительской жизни – молитва и труд – выполняются  здесь с точностью…
     В заключение не могу ни сказать еще одного слова. Деятели, совершавшие великое дело созидания без всяких средств  в глухой степи прекрасного монастыря, еще живы. Дело их само говорит за них. Оно рассказывает, как русская женщина, простая, чуждая внешнего лоска, ведомая и питаемая только одной верой в Бога и Его помощь, умеет делать свое дело в тиши, без шума и криков о подвиге. Таких бы женщин побольше бы России, тогда и честных благонамеренных граждан было бы больше, а о бунтах, бесчинствах и т. п. прелестях  современной эмансипации даже бы и не слышали.
..................................................................................
https://www.pravinit.ru/upload/iblock/625/12.jpg

Последние исследования по истории монастыря, его местоположении, судьбе, фото и др. смотрите по ссылке
https://qps.ru/gocZS
https://www.pravinit.ru/upload/iblock/625/12.jpg
На фото запечатлена группа казачат из станицы Государственной во время визита в монастырь наказного атамана Терского казачьего войска генерала Колюбакина.
https://www.pravinit.ru/upload/iblock/48d/5.jpg
https://www.pravinit.ru/upload/iblock/48d/5.jpg

Храм Рождества Богородицы в Георгиевском монастыре на реке Куре
https://qps.ru/gocZS

Отредактировано львович (2019-06-04 14:30:19)

Подпись автора

    Не в силе Бог, а в правде.

0

2

Источник: Приказ по ТКВ № 41 от 4 марта 1898 г. Владикавказ

Казачка стан. Грозненской Кизлярского отд. Терской обл.  девица Варвара Болдырева, 42 лет, … исключается из войскового сословия ТКВ для поступления в монашество Георгиевского женского монастыря.

0

3

Источник: Приказ по ТКВ № 42 от 4 марта 1898 г. Владикавказ

Казачка стан. Александрийской Пятигорского отд. Терской обл. девица Дарья Малахова, 44 лет, … исключается из войскового сословия ТКВ для поступления в монашество Георгиевского женского монастыря.

0

4

Первой настоятельницей общины (Св. Троице-Серафимовская женская община в имении Хомяковой)  была вдова петербургского инженера, в постриге инокиня Владикавказского женского монастыря Сидония, ныне настоятельница Георгиевского (на Куре) женского монастыря.
Источник: ВЕВ № 15 1911 г.

0

5

Въ пользу Георгіевской женской обители, что на рѣкѣ Курѣ, близъ станицы Государственной, Терской области, поступили пожертвованія разными вещами отъ купцовъ Таврической губерніи: Наума Карпушина на 680 рублей, Никифора Карпушина на 250 рублей, Ивана Кравченко на 150 рублей и отъ неизвѣстнаго нѣсколько предметовъ церковной
утвари.
Источник: Кавказские епархиальные ведомости № 11 1881 г.

0

6

9-го апреля разрешено освятить новоустроенную в Георгиевской женской обители церковь во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца.
КЕВ № 9 1882 г.

0

7

Пятигорский потомственный почетный гражданин Николай Шумов пожертвовал в церковь Георгиевской иноческой женской обители иконостас ценою в 800 руб.
КЕВ № 9 1882 г.

0

8

24-го января объявлены признательность и благословение Его Преосвященства священнику станицы Государственной
Василию Сахарову и жителям сей станицы за пожертвование 153 рублей в пользу новоучреждаемой Георгиевской женской обители на реке Куре.
КЕВ № 4 1882 г.

0

9

Пострижены в мантию: рясофорная монахиня Георгиевскаго женского монастыря Анна Середина и указная послушница
Анаст. Сапунова. В рясофор: указные послушницы М. Камешокина, В Покровская, Мел. Вороновская, Кс. Найденова, Анаст. Малыхина, и Мар. Сиротина.
ВЕВ № 19 1904 г.

0

10

Георгиевский женский монастырь, близ ст. Государственной больше известен среди народа под именем Курского монастыря.
Источник: Георгиевского женского монастыря Священник Димитрий Ярош. Вести с Куры.
ВЕВ 1906 № 5 стр. 175.

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Государственная станица » Георгиевский женский монастырь, что на реке Куре близ ст. Государствен


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно