Кавказ, 1856 г. № 78
ВОСПОМИНАНИЯ о Гребенских Казаках и Кавказской линии.
Автор не указан. Текст воспроизведен в газете Кавказ №78-79 1856 г. со ссылкой на Моск. Вед.
«Все вышеприведенные известия собраны мною на месте во время (1840-е годы – О.Л.) довольно долгого пребывания между Гребенцами, из рассказов старых казаков. Известия эти не имеют, конечно, важности исторических документов, но зато не имеют и сухости обыкновенных материалов»
Литературное произведение интересно тем, что вышло ранее повести 1852 г. Л.Н. Толстого «Казаки», впервые опубликованной в 1863 г.
Неизмеримой степью, простирающейся от Дона и Волги до Каспийского и Черного морей, тянулся некогда обоз. Медленно, с жалобным скрипом подвигались телеги, высоко накладенные всяким домашним добром; на многих из них покачивались домашние птицы, привязанные за ногу; коровы и овцы брели вокруг, пощипывая жирную траву; мужчины и женщины шли вслед. На многих из числа первых были цветные кафтаны и высокие шапки стрельцов; некоторые, были вооружены пищалями и ружьями; сабли были почти на всех. Эти боевые доспехи не отнимали однако же у каравана его вида домовитости и патриархальности; дети наполняли воздух своими восклицаниями, овцы блеянием; иногда торжественно и звучно раздавались церковные напевы... Кто могли быть эти путники? Какая цель их
следования?...
Без дорог, голою степью, иногда придерживаясь течения ручьев, руководствуясь положением солнца или звезд, направлением ветра, медленно, но неуклонно подвигался с северо-запада на юго-восток описанный нами обоз. Испуганные его приближением, стада стрепетов шумно выпархивали из травы и отлетали, табуны диких коней с косматыми гривами уносились вдаль, дико озираясь на невиданное зрелище: вот все, что было из числа живых существ в этих пустынях. Изредка разве, но дну оврага, где струится мелководный ручей и где влажность берегов возбуждает растительную силу, можно было заметить какое-нибудь жилье, спрятанное в зелени. Скоро и эти признаки обитаемости исчезли; нигде ни кустика, ни струйки. И посреди этих печальных пустынь, как зловещий призрак, вырезывался иногда черный силуэт калмыцкого всадника на тощей лошаденке, который с высоты кургана, как ястреб, караулит добычу.
Много дней следовали наши путники этими и теперь еще почти безлюдными степями, днем страдая от жара, ночью опасаясь нападений со стороны хищных Калмыков и диких зверей, не находя воды, чтоб утолить жажду, ни деревца, чтоб развести огонь. Но вот вдали, на самом краю горизонта, показалась синяя полоса леса, а над нею гряды беловатых, розовых облаков. Обрадовались близости леса странники, но чудно им показалось, что замеченные ими облака имеют все одни и те же очертания, — как вчера, так и нынче, и завтра так же, как сегодня. И догадались, наконец, уроженцы северных равнин, что это горы, высокие горы: Кавказ.
— Теперь близко! сказали они, и стали бодрее подвигаться.
Наконец, перед ними раскинулась лесная чаща; но что это за лес, что за невиданные деревья! Дубы, клены, липы в несколько обхватов; по несокрушимым их стволам взбегает хмель и дикий виноградник, перекидывается с одной ветви на другую, спускается к земле легкими, колеблющимися нитями. А вот исполинские деревья, отягощенные огромными орехами; вот другие, которые стройно возносятся к небесам, как колокольни православных церквей. Кусты розанов, жимолости и дикого жасмина наполняют воздух раздражающим ароматом: шелковистая трава пестреет как ковер цветами, между которыми не менее яркими цветами мелькает радужный хвост Фазана. Чудный край! Точно будто вся жизнь из пожженных солнцем степей удалилась в окаймляющие их леса.
Скоро послышался шум живой воды, и в невысоких, но крутых берегах сверкнула быстрая, сердитая река.
— Это Терек-река: здесь конец земли русской! сказали старики.
При этом многие боязливо взглянули вперед и тоскливо оглянулись. Стали рассуждать, советоваться: идти ли дальше, или основаться здесь? Наконец, решились перебраться на ту сторону Терека.
Верстах в 15 от этой реки, — иногда несколько ближе подходя к ней, иногда от нее удаляясь, — тянется по правому ее берегу невысокий горный хребет, или гребень, составляющий водораздел Терека и Сунжи. Подошва и скаты этого хребта богаты лесом и водою; лес и равнина полны всякого рода пернатой и четвероногой дичью, почва почти не требует труда для прокормления человека.
— Здесь и поселимся! сказали путники. Земля здесь вольная, а Россию видеть будем с порогов наших.
Отпрягли телеги, разгрузили их, священник отслужил молебен. Топоры застучали, повалились вековые деревья, сошник вонзился в девственную почву.
Так совершилось, по свидетельству местного предания, переселение русских выходцев на Староюртовский хребет, или гребень; такова первая глава истории знаменитых на Кавказе Гребенских казаков, — племени воинственного, расторопного, красивого, оригинального по своим обычаям и положению.
Но когда произошло это переселение? Положительных данных об этом я не мог разыскать, да вряд ли они и существуют. Но с одной стороны известно, Гребенские казаки—раскольники, следовательно, переселение их не могло случиться ранее поверки духовных книг, то есть ранее 1654 года, или даже последовавших затем преследований раскольников; с другой, местное предание говорит, что они вновь возвратились на русскую землю, где живут и теперь, в 1723 или 24 году; а приняв во внимание, что горские обычаи сильно внедрились между Гребенцами, - на что потребно, конечно, не менее 50 лет,— должно прийти к заключению, что вышеописанное переселение должно было совершиться приблизительно в семидесятых годах XVII столетия.
Около этого же времени другое предание определяет начало чеченского племени.
«Отцов (т. е. поколений) за 9 или за 10, — говорит оно,—с высоких гор Ичкерии переселилось племя Начхай (Нохчи - О.Л.) в долины, орошаемые Сунжей и Аргуном. Начхай было тогда мирное, пастушеское племя; обычай, адат, заменял им законы; старший родич был начальником, судьей и первосвященником, — и старики, прибавляет предание, жили долго и были мудры».
Страна, в которую эти мирные люди пришли, была изобильна всякими дарами природы, и человек проник тогда в первый еще раз в девственное ее уединение; но свидетельству того же, не раз слышанного мною предания, зайцы и олени сбегались взглянуть на никогда невиданного ими человека.
Кто-бы подумал, что эти патриархальные, буколические Начхаи суть предки нынешних Чеченцев,— самого сурового племени из всех воинственных племен Кавказа? Обстоятельства, историческая судьба произвели эту перемену. Хищные Кумыки, около того же времени распространившиеся от Каспийского моря по рекам Сулаку и Эксой, кочевые Калмыки-Ногайцы, ныне лишенные всякой доблести, Кабардинцы, искони воинственные, со всех сторон теснили Начхай, обижали их, грабили. Начхай сначала могли, вероятно, только оплакивать свои бедствия, но, наконец, принуждены были подумать и о средствах к защите. И у них явились мало помалу луки со стрелами, кольчуги, шашки, кинжалы. Тукумы (семейства, роды) их увеличивались, и не могли уже оставаться в первобытной своей форме самоуправления; каждый из этих тукумов, не разрывая еще связи с прочими, составил отдельное население, отдельный аул, или деревню, и по имени одного из них, аула Чечен, — богатого и недалеко от русской границы расположенного, все племя стало нам известно под именем Чеченцев, с которым неразлучно понятие о грубой суровости, о грязной бедности и о храбрости, имеющей что-то зверское.
Но в то время, когда прибыли на Гребень русские переселенцы, Чеченцы находились еще в первобытном состоянии золотой невинности нравов. Русские, хотя по свидетельству предания они и были стрельцы, родившись в государстве более или менее благоустроенном, разумеется, не могли принести с собой воинственного духа, свойственного разбойническим племенам Кавказа. Общая опасность естественно должна была сблизить новых соседей; она же должна была одновременно принудить их прибегнуть к защите оружия; потомки идиллических пастухов Ичкерии и выходцы мирных равнин русских стали чаще браться за лук и стрелы или винтовку, выходили на покос или пашню вооруженные, научились владеть шашкой и конем, стянули бедра ременным поясом, по горскому обычаю, нарядились в черкеску и косматую папаху (*), и Кабардинцы и Кумыки скоро перестали презирать их, а Калмыки и Ногайцы стали их бояться.
-----
(*) Меховая шапка, употребляемая всеми горцами.
-----
Под влиянием этих обстоятельств, многое, естественно, должно было измениться в самых основных элементах быта маленькой русской колонии, почти затерянной между чужими племенами; в самый язык вкралось немало чеченских и еще более татарских слов: так кожу они называют сафьяном, ворону каргой. Что же касается до отношений между Гребенцами и Чеченцами, то они сделались совершенно те же, как и все взаимные отношения соседственных между собою горских племен. Продолжая водить хлеб-соль, они не упускали случая поживиться один насчет другого; похищение вызывало сопротивление, насилие требовало отплаты; начинались наезды, похищение стад, пленниц, затем родственные связи, и в то же время грозные последствия кровомщения, ханлы. Это время было героической эпохою Гребенцов; о нем живо сохранились между ними предания, и, повторяя их, старые казаки приговаривают: славное было время!
Прошло, таким образом, много лет, с полвека, может быть. Те, которые пришли на Гребень взрослыми людьми, перемерли; бывшие тогда детьми приближались к старости; молодое племя знало Россию только по рассказам, но между ним и ею существовала та таинственная, кровная связь, которую не прерывает и продолжительная разлука. И вот по горам пронеслась однажды молва, что Русский Царь идет к Кавказу с войском; что имя тому царю Петр Алексеевич, а рати его несть числа, что она тянется на конях степью от Астрахани, а пешие люди плывут морем на кораблях; что Белый Царь хочет добраться до персидского шаха. Встрепенулись наши выходцы: русское сердце в них сказалось!
Закопошились в горах; внимание всех навострилось, и новости не успевали следовать одни за другими. Говорили, что Кумыки осмелились было сопротивляться царю и за это были строго наказаны; славный их аул Эндери, Андреева деревня по-русски, обращен в пепел, а лихие наездники Сурхай и Дауд-бег (Дауд-Бек?), разбитые на голову, принуждены были бродить по горам, укрываясь как шакалы, из страха быть выданными царю. Из земли Кумыков царь Петр - Грозные очи пошел, говорили, в Дагестан, и сам шамхал тарковский принужден был ему покориться. Дербент пал перед могучим царем, и персидский шах дрожал уже на своем золотом престоле... Надо знать страсть кавказских горцев к новостям, чтоб вообразить, с какою жадностью эти известия выслушивались и с какою быстротой передавались!
Потом вдруг заговорили, что Русские возвращаются; но зачем? кому угрожает новая опасность? И вдруг зашумела весть, что Царь русский, узнав о целебном свойстве горячих Староюртовских ключей, пожелал сам испробовать чудесное их могущество.
Тогда-то, сказывают, узнал он и о существовании в неприятельском краю русского населения. Гребенцы ударили ему челом; Царь не прогневался на них за своевольное, не ими впрочем, а отцами и дедами совершенное оставление отечества и предложил возвратиться на русскую землю, где и пожаловал им угодья по Тереку, верст на 60 повыше, считая по течению реки, существовавшего уже Терского казачьего войска, где они живут и поныне.
Все вышеприведенные известия собраны мною на месте во время довольно долгого пребывания между Гребенцами, из рассказов старых казаков. Известия эти не имеют, конечно, важности исторических документов, но зато не имеют и сухости обыкновенных материалов. В изустном предании, живо сохраняемом, и побудительные причины, подвигнувшие некогда наших земляков переселиться на чужбину, и затруднительность их положения между иноплеменниками, и происходивший под влиянием обстоятельств переворот в нравах и обычаях выходцев. По этому обращику можно заключать и о других подобных явлениях, и если мы дадим себе труд вглядеться в нынешний их быт, то воображению нашему яснее представится все великое явление казачества, — явление совершенно самобытное в нашей истории, важное и в полной мере заслуживающее участия. Как, в самом деле, не сочувствовать этим передовым людям, утверждающимся на отдаленных украинах, обреченным постоянному труду и опасности, да процветают в мире прикрываемые ими области общего отечества!...
Казак только что не родится вооруженный и на коне. Возвращаясь из похода и слезши с лошади у своего порога, он бросает поводья своему сыну, мальчишке лет шести, а грудного ребенка, которого выносит ему хозяйка на встречу, сажает на седло, придерживая его за пояс рукою. Оружия хороший казак не отдаст, чтобы повесить на стену, никому кроме жены, и конечно его не надобно, как солдата, заставлять чистить оружие: он не доспит, а протрет и смажет жиром свою винтовку, не доест сам, а накормит своего коня. Без кинжала казак не выйдет за порог; хороший ствол, старинная шашка хранятся в семействах как драгоценности, и истый казак не расстанется с ними, в какой бы крайности он ни был; чтоб достать настоящий волчок (*), он отважится и на обман и на воровство, а иногда, может быть, и на убийство. Один старик, давно уже находившийся в отставке и бездетный, предлагал мне купить у него шашку. Говоря о ней, он оглядывался, как будто боясь, чтоб его не подслушали; потом, заперши двери накрепко, вынес откуда-то заветную вещь, молча подал ее мне и отошел в сторону, с видимым торжеством улыбаясь. Клинок был прекрасный Н. М. (**) и рубил гвоздь как сахар.
- Как же тебе не стыдно продавать такую шашку? - спросил я казака.
- А кому ее передать? Детей у меня нет, да и близких родных тоже, а держать такую вещь мне, одинокому старику, не безопасно: я пустил славу, что сбыл ее на правый фланг (***), да все как-то не верят, все как будто присматривают за мною: долго ли до греха!...
При этом он рассказал длинную и, конечно, не очень достоверную историю этой шашки.
----
(*) Весьма редкие клинки, на которых изображен какой-то зверь, принимаемый за волка.
(*) Полагают, что это суть начальные буквы Нenry Моnmоrency: вещь не невозможная; много европейского оружия могло в старину разойтись по Кавказу чрез Генуэзцев. Только этих Н. М., как и других славных клейм, есть множество поддельных.
(***) Правый фланг Кавказской Линии на Кубани, левый при устье Терека.
----
(Оконч. в след. №)