Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Калиновская станица » Очерк старообрядчества в станице с 1840 по 1880 Трифона Василихина


Очерк старообрядчества в станице с 1840 по 1880 Трифона Василихина

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Кавказские ЕВ №1 1881 г. C.26-35

Очерк старообрядчества в станице Калиновской Терской области с 1840 до 1880 г. Автор: псаломщик Трифон Василихин.

Примечание ред.
В этом очерке, составленным бывшим старообрядческим священником, довольно подробно изображена религиозно-нравственная и общественная жизнь старообрядцев станицы Калиновской и, отчасти других станиц, Терской области за последние 40 лет. Как написанный очевидцем и участником изображаемых событий, очерк этот представляет особенный интерес для исследователей раскола и православных миссионеров, а по разнообразию и занимательности изображаемых в нем фактов он представляет немало интереса и для всякого читателя. Некоторые из описанных автором его событий заслуживают серьезного внимания правительства и общества, как очевидное доказательство той истины, что в расколе доселе живут те противогосударственные стремления, которые обнаружились при самом возникновении раскола и многократно проявлялись в течение его двухвековой жизни.

Состояние религиозной жизни Калиновских старообрядцев в период беглопоповства.

Старообрядцы станицы Калиновской составляют две трети общего числа жителей станицы. В 1840 году, с которого начинается мой очерк, они составляли одно согласие беглопоповское и для богослужения имели у себя часовню во дворе одного отставного казака. В 1841 году часовня эта сгорела и они стали собираться для молитвы в доме казака Ивана Растеряева, между тем ходатайствовали перед местным военным начальством о позволении вновь построить молитвенный дом. Получив словесное разрешение, они в 1844 году выстроили себе новый молитвенный дом, неподалеку от православной церкви, на пустопорожнем месте между домами казаков Ф. Черникова и С. Горина. В этом доме отправляли богослужение уставщики Галактион Василихин, Меркул Саламатин и Козма Ремезов. Кроме церковной службы уставщики эти отправляли требы по домам, именно: напутствовали умирающих, отпевали панихиды, молебны и совершали обряд погребения. Таинства же, как-то: крещение, браковенчание, исповедь и елеосвящение, совершали для старообрядцев беглые от православной церкви священники, посещавшие станицу Калиновскую временно; а в отсутствие их старообрядцы оставались при одних уставщиках, которые над вновь родившимися младенцами совершали погружение и приобщали их, а также и взрослых, находившихся при смерти, запасными дарами, доставлявшихся преимущественно из Иргизских монастырей.

Иргизские монахи посещали калиновских старообрядцев часто, почти ежегодно, для сбора пожертвований на монастыри; при этом снабжали их запасными дарами и миром, которое, как они говорили, было освящено Павлом, епископом Коломенским, до отпадения Никона патриарха, и хранилось у них. Старообрядцы им верили, а между тем в привозившемся им мире не было и запаха св. мира, а одно деревянное масло. Кроме того, монахи привозили разного рода рукописные книги, певчие и учебные псалтири, часовники и церковно-служебные книги, разрешительные молитвы и венчики, отпечатанные в неизвестной типографии. В числе привозимых книг были тетрадки, наполненные хулениями на православную церковь, каковы: об антихристе, о последнем времени царствования антихриста и о втором пришествии Христове. За такие тетрадки в особенности хватались старообрядцы, для поддержания и усиления раскола. Иноки, при собирании милостыни на монастырь, золотой и серебряной монетой, не упускали виду брать и приношения вещами и собирали золотые кольца и перстни с камнями, браслеты, серебряные ложки и дорогие платья, будто на священнические облачения, а между тем такие платья, как оказалось после, поступали в продажу. Так, одна богатая старообрядка ст. Калиновской признала свое дорогое платье и браслет на одной сотнице станицы Червленной. За даваемые дары старообрядцы подавали монахам поминания, в которых записывали множество имен о здравии и за упокой с тем, чтобы имена эти вносились в книгу для вечного поминовения. Таким образом, зловредные иргизские монахи возвращались восвояси с богатой добычей. Из посещавщих станицу Калиновскую иноков наиболее известен Иоакинф. Он славился у старообрядцев за искусного проповедника и вошел в такое доверие, что всякое его слово считалось непреложным: что скажет отец Акинф, так тому и быть. Между тем, он был человек притворный и только казался набожным; зато он хорошо умел искривлять на свой лад тексты св. писания по своему зловредному учению и в угоду старообрядцам, которые в то время любили особенно «преподобного Ефрема Сирина о последних днех и о антихристе», также и в книге «о правой вере»  о том же предмете. Акинф, разъясняя уставщикам тексты св. писания, все прелести антихристовы относил к православной вере, указывая в особенности на трехперстное сложение и другие обряды. За проповедание его старообрядцы подавали ему щедрую милостыню, и так внимательно его слушали, что, когда распустит свое баснословное учение, то они готовы были вручить ему свою душу, а уставщики провожали его при отъезде версты за три от станицы, с пением. В 1844 году Акиф попался в руки полиции: начальник Калиновской станицы нагнал его с казаками верстах в двух от станицы, остановил и потребовал паспорт. Акинф показал паспорт; но начальник приказал ему воротиться в станицу. Тогда Акинф стал кланяться и упрашивать; но начальник оставался непреклонным и приказал казакам везти его на резервный двор, поставить около его повозки часовых и не допускать к повозке никого, даже самого Акинфа, а лошадь отдать под караул. Урядник с командой из казаков сопровождал Акинфа в станицу, а начальник станицы отправился по дистанции проверять посты. Перед вечером начальник воротился и прямо в резервный двор, где осмотрел все вещи, находившиеся в повозке, между коими были книги и медные иконы, а самого Акинфа посадил под арест. Узнав об этом, старообрядцы собрались и упрашивали начальника станицы освободить Акинфа. Сперва он не хотел слышать никаких просьб, но потом освободил Акинфа, при чем, как рассказывали после, хорошо подогрел руки около Акинфа. С тех пор этот проповедник  более не показывался в Калиновскую станицу.

В 1845 году, когда, по сформировании Гребенского  и Кизлярского полков, станица Калиновская отошла к Гребенскому полку, старообрядцы Калиновские  стали пользоваться исправлением духовных  треб у попа станицы Щедринской Алексея Щедринского. Будучи заштатным православным священником, он прельстился на уговоры старообрядцев и согласился поступить к ним; тогда его повезли в Москву, где и "исправили“ его, т. е. совершили над ним чиноприятие чрез миропомазание. Чиноприятие это совершил инок Иларий. Из Москвы «исправленный» отец Алексей возвратился в Калиновскую станицу 14 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, каковой праздник у Калиновских старообрядцев храмовый. В течение некоторого времени Алексей отправлял богослужение торжественно и открыто, особенно же во время холеры в 1847 году. В этом году он совершал крестный ход на реку Терек, где совершено было водоосвящение; потом был крестный ход вокруг станицы и затем ход направился в поле верст за семь от станицы на колодезь, под названием Васильев, где был отслужен молебен с водоосвящением, после которого крестный ход  с  торжеством  возвратился в станицу. Алексей беспрепятственно и открыто совершал богослужение и требы до самой смерти своей, последовавшей в 1854 году.

«Пустыновщина» и бегство к Шамилю.

В 1850 году среди старообрядцев станицы Калиновской и других Терскихъ станиц появилась секта под названием „Пустыновщина". Она произошла от беспоповского схимонаха Софрония, который проповедовал  в станиц Калиновской и по всему Тереку, что антихрист уже царствует. Он проповедовал, для удобнейшего распространения своего зловредного учения и для придания ему таинственности и заманчивости, большею частью по ночам и секретно. В доказательство своего лжеучения он приводил свидетельства в особенности из книги преподобного  Ефрема Сирина, из
слова его об антихристе. Между прочим, он приводил следующее место: «тогда во время антихристово святыи побегнут со тщанием великим в пустыни и скрыются в горах и в вертепах, со страхом, и посыплются землею и пеплом, со слезами Богу молящеся день и нощь, со множим смирением: и дастся им помощь от Бога, и наставит их в места нарочита , и спасутся тамо, крыющеся в пропастех и в вертепах земных, ненавидяще знамения антихристова и страха». При этом он указывал слушателям на Кавказский хребет гор и говорилъ: вот, у вас есть горы и вертепы, где можно укрыться от прелести антихристовой и печати скверной его (антихриста он признавал в лице Императора, а в деньгах видел печать антихристову); вы уже сами видите, что сии горы Бог устроил для христиан, чтобы укрыться им от прелести антихристовой; видите уже вы и то, что антихрист  явно царствует; сказано в писании, что во время царствования его будут частые землетрясения и моры человеческие поместом; это все уже сбылось и нам не на что более надеяться: вот вам—земля тряслась и мор был в 1847 году; скоро послет антихрист своих слуг и будут пригонять вас к скверной его печати, т. е. щепоти (трехперстному сложению); которые не послушают его, скверной прелести, тех будут предавать велию мучению, и много тогда будет мучеников; а некоторые не стерпят тех  мук и покорятся скверной воле его; тем он даст на десную руку скверную печать свою, сиречь щепоть, и те все погрузятся в озеро огненное со антихристом и со слуги его. При этом он добавил: уже есть распоряжение от царя пригонять к щепоти всех христиан. Тогда, действительно, носились слухи между старообрядцами, что вот-вот будут пригонять к щепоти; передавая эти слухи, старообрядцы уговаривались твердо стоять за крест Христов, т. е. за двуперстие. Как только проезжал кто либо из начальственных лиц, в особенности из высоких особ, старообрядцам чудилось, что едет слуга антихристов, для укрытия от которого многие поделали в домах тайники, а некоторые уходили в лес, где проводили несколько суток в чаще без хлеба и воды. Когда же проедет начальственное лицо, то одни приходят из леса, а другие выходят из тайников и спрашивают тех, которые были при встрече начальника: «что там было, когда проезжал сатана?».  Те отвечают: „ничего не было; начальник обошелся с нами ласково".  Фанатики на это отвечают: „в писании сказано, что он будет сначала ласковый, милостивый, а после примет на себя образ звериный..."  В таком тревожном положении старообрядцы были несколько лет. Лжепроповедник Софроний был человек  высокого роста, худощавый, с большой  белой  бородой, лет около 70. Я его лично видел и слушал. Старообрядцы сочли его за Илию пророка, который будет послан пред вторым пришествием Христовым для обличения антихриста, и так увлекались его словами, что в короткое время он набрал много последователей, которые стали собираться по ночам для бесед секретно; иногда такие собрания продолжались целые ночи. Я несколько раз присутствовал на таких собраниях и слышал все, что на них говорилось, причем относился с полною доверчивостью к проповедуемому и даже подтверждал вышесказанное лжеучение Софрония из книги „о Вере" и из слова Ефрема Сирина. У Софрония была, кроме этих книг, книжка, доставленная Иргизскими монахами, по которой он разъяснял некоторые недоуменные места тех книг. Из последователей его наиболее ревностным оказался один из Калиновских уставщиков, который советовал слушателям своим не тратить времени, а поскорее продавать имение и уходить от прелести антихристовой в горы и пустыни, а деньги вручать ему, за что он обязывался править за них сорокоустие, т. е. прочитывать сорок псалтирей. Корыстолюбие его при этих убеждениях проглядывало так резко, что в одно время один старик сказал ему: «немного повремени! когда уйдем, все твое будет».  На собрании, бывшем 30 июня, последователи Софрония и преданного ему уставщика порешили все продавать и идти в пустыню, дабы не постигло время, когда уже будет поздно; затем оставили полевые работы и даже созрелый хлеб несжатым; начали продавать дома, сады виноградные, скот и другое имущество, а некоторые дарили свое имение родственникам и приближенным. На вырученные от продажи имущества деньги решившиеся на уход в пустыню покупали воск для свечей, ладан, деревянное масло и холст для белья. Собрались таким образом из станицы Калиновской 17 душ, из станицы Мекенской 4, из станицы Червленной 5 и из станицы Старогладковской 3, а всего 29. Иные из этих беглецов шли со всею семьей, а иные оставляли жен и детей; были, в том числе и женщины, оставлявшие мужей и детей. Я также намеревался уйти вместе с ними, но был удержан матерью, которая отправила меня на полевые работы верст за 35 от станицы в степь и просила родного  своего брата наблюдать за мною. Мне было в то время 16 лет от роду. Побегу и путешествию к Шамилю вышесказанных пустынников содействовал один отставной хорунжий, который имел знакомых среди черкесов по разным черкесским аулам. Эти знакомые хорунжему черкесы сопровождали пустынников на всем протяжении их пути к Шамилю, но не без приключений: один из путников, Федор Коробов, с женой своей, во время ночлега в одной черкесской деревне у знакомого чеченца, был убит. Прочие 27 душ, в сопровождении черкесов, благополучно достигли укрепления Ведено, где в то время заседал Шамиль. Этот знаменитый басурманин был доволен тем, что русские поступают в его подданство, и приказал отвести нашим беглецам самое удобное для богомолья место, неподалеку от Ведено. Там пустынники построили себе плетневые хаты, а иные выкопали себе в ярах землянки на подобие пещер и там жили. Для общих молитвенных собраний пустынники построили себе часовню из самана. В ней они отправляли Богослужение по церковно-служебным книгам, принесенным с собою; а книг  таковых, равно и учительных и певчих, захватили с собою много. Для пропитания пустынники сначала покупали на вырученные от продажи имущества деньги кукурузную муку, а впоследствии сами вскапывали землю мотыгами, засевали кукурузу и тем питались. После отправления их из Терских станиц, вслед за ними собирались и другие последователи Софрония, но остановились за неполучением от первых выходцев никаких известий, а затем наказный атаман назначил комиссию для розыска и остановки собиравшихся фанатиков; подозреваемые в намерении бежать были арестованы, а другие попрятались в потайные места и таким образом дальнейшие побеги были остановлены. Но и ушедшие пустынники недолго пользовались спокойствием на новом месте жительства. Чрез некоторое время своего пребывания под властью Шамиля они узнали, что в 20 верстах от их жилищ есть озеро Таузень, в котором водилось много рыбы; некоторые из них пошли на то озеро, поймали в нем немного рыбы и принесли в свои землянки; потом сходили вторично и принесли рыбы побольше; это побудило троих из отшельников отправиться за добычею рыбы в третий раз; но эта партия не возвратилась и погибла от руки татар. Тогда отшельники послали двоих из товарищей на Терек с известием, что пустынникам стало плохое житье, и с целью разведать, простит ли беглецов начальство, если они возвратятся; но эти посланцы были убиты Черкесами на пути. Тело одного из них, именно Ивана Глухова, чеченцы вывезли по просьбе родственников и получили за то 25 рублей; несчастного похоронили в 4 верстах от Калиновской станицы, чтобы не слыхал колокольного звона. Недолго прожили после этой попытки и остальные пустынники в своих пещерах, а вынуждены были бежать обратно на родину. Причиною этому послужило следующее обстоятельство: верстах в 5 от жилищ наших пустынников было небольшое селение из русских беглых солдат, которые исправляли у Шамиля артиллерийскую службу; большая часть этих солдат были холостые и потому легко могли убежать от Шамиля. Чтобы привязать их к месту службы крепче, Шамиль приказал им жениться. Они сделали предложение женщинам из числа пустынниц, бросивших мужей, на вступление в супружество, но получили отказ. Тогда Шамиль приказал тем солдатам брать жен из русских беглянок насильственно, и две были взяты. Остальные, чтобы избежать насильственного замужества, тайком убежали на родину. Это обстоятельство побудило к обратному бегству и всех мужчин пустынников. Пред оставлением своих пещер они вырыли глубокую яму и выложили ее камнем; туда сложили они церковно-служебные и другие книги, накрыли склеп большой каменной плитой и засыпали землей. Таким образом, чрез пять лет их жизни под властью Шамиля опустели пещеры и хижины, где они пребывали, и неизвестно, целы ли до сего времени заложенные в склепе Книги, или кем-либо откопаны и взяты. Возвратившиеся выходцы три месяца содержались в полковой тюрьме, откуда были выпущены без всякого наказания, но со строгим приказанием оставить вредную секту, которая и прекратила свое существование в Калиновской станице. Женщины, которые были взята в замужество солдатами, после покорения Шамиля и всего Дагестана, возвратились на родину: одна с мужем и четырьмя детьми, а другая вдовою с  двумя сыновьями. Вот какие бедственные последствия имело зловредное учение Софрония и его корыстолюбивого помощника, уставщика, у коего страсть корыстолюбия не угасла и после таких тяжелых жертв его ложной проповеди!

0

2

КЕВ № 2 1881 г.
С.44-56

Ливанов—последний из беглых попов в ст. Калиновской.

В 1856 году появился у старообрядцев станицы Калиновской некий Григорий Ливанов, бывший священником православным, а потом запрещенный и, наконец, вовсе лишенный сана. Явился он без всякого вида, в желтой казачьей черкеске из сукна домашнего изделия. Он был привезен одним отставным хорунжим из станицы Алхан-Юртовской, где исправлял требы для старообрядцев. Сначала хорунжий поместил его в своем доме, потом перевел в дом сестры своей.

Калиновские старообрядцы, узнавши, что прибыл к ним священник из России, весьма обрадовались, так как, после смерти вышеупомянутого священника, некому было у них совершать требы. Дабы не лишиться его, они сохраняли его под строжайшим секретом. Прежде всего, они попросили его окрестить детей. Тот обещался и попросил уставщика, чтобы принес ризы и другое священническое облачение, требник и прочее, нужное для крещения, что и было принесено. Я был кумом у некоторых и присутствовал при крещении.

Когда стали рассматривать пузырьки и разбирать, в каком был елей и в каком миро, то оказалось, что мира ни капли не осталось, елея же было с полчернильницы. Это привело Ливанова и уставщика в большое затруднение, которое, однако, скоро устранилось. Ливанов, указав на пустой пузырек, спрашивает уставщика: что тут было? миро? Уставщик отвечает: было. Тогда Ливанов, недолго думая, взял чернильницу с елеем и половину отлил в ту пустую чернильницу, где было якобы миро, и сказал: такое же будет св. миро, какое было и прежде в этом сосудце. Это он сказал, конечно, не без цели: он этим дал знать старообрядцам, что у них двести лет нет св. мира, а вместо того помазуют новокрещеных елеем.

По окончании крещения все разошлись, а Ливанова заперли в особую комнату на замок. Ночью были еще крестины, некоторые же приходили исповедоваться,  так что Ливанову почти всю ночь не давали покоя. Наутро, из опасения, перевели его в скит и поместили в  хату, построенную в саду и отстоящую от станицы в версте. Здесь Ливанов провел три недели и совершал крещение, венчал браки и отправлял другие  требы, большею частью по ночам. Так как, несмотря на всю секретность местожительства Ливанова, о пребывании его в станице Калиновской дошли сведения до ушей полиции, то из сказанного убежища перевели его в дом И—ва; но и здесь ему пришлось мало пробыть, так как народ постоянно тревожил его требами и слухи о его пребывании опять дошли до полиции.

Неожиданно нагрянула полиция и чуть не схватила Ливанова, если бы не предупредил один из полицейских, старообрядец. Благодаря его предупреждению, народ с детьми ушел, а Ливанова пересадили чрез плетневый забор к православному соседу этого дома, где он под сараем спрятался в конные ясли и пролежал до рассвета. Полиция сделала обыск, но ничего не нашла и ушла ни с чем. В течение дня Ливанов опять был заперт в том же доме И—ва под замком, а с наступлением ночи отправили его с калмыком в калмыцкой арбе, укрыли полостью и завалили вещами; в этой арбе привезли его в Крючков хутор, отстоящий от станицы верстах в 20, и поместили в доме одного старообрядца, где он пробыл две недели. Старообрядцы ездили и туда для исправления треб.

Снова полиция проведала о Ливанове и начальник станицы отрядил казаков под командою православного урядника с тем, чтобы арестовать Ливанова и представить в штаб-квартиру полка; но старообрядцы вовремя узнали об этом предприятии и сумели и тут выручить своего попа: один хорунжий, в сообществе с двумя стариками, взявши с собою водки, вина и разной закуски, догнал на пути команду казаков, остановил и начал угощать, не подавая виду о цели этого угощения; между тем распорядился послать другой дорогой подводу, на которой Ливанова до прибытия команды увезли в дальний хутор. Прибыв на место, команда казаков обступила тот дом, где находился Ливанов, произвела самый тщательный обыск, но не нашла ни малейшего следа пребывания Ливанова и возвратилась в станицу.

Чрез несколько времени, как только замолкли слухи про Ливанова, старообрядцы взяли Ливанова с дальнего хутора и перевезли в станицу в дом  того же хорунжего, где он пребывал и прежде. Сам хорунжий в это время был опасно болен. Ливанов напутствовал его запасными дарами и совершил над ним елеосвящение. Так как,  в доме этого хорунжего, как больного, неудобно было совершать требы для других старообрядцев, то Ливанова перевели опять в скит, но уже не в ту хату, где он проживал прежде, а в другую.

В это время у старообрядцев был самый развал свадьбам и Ливанов, невзирая на крайнюю тесноту хаты, венчал в ней браков по пяти зараз. Я был в это время за псаломщика и участвовал в совершении этих браковенчаний, которые отправлялись весьма спешно, да и, можно сказать, смешно. Ливанов не делал никакого обручения и не читал молитв, касающихся обручения, а только прочитывал молитвы пред возложением  венцов. Вместо венцов, у старообрядцев ставят на головы брачующихся иконы: на голову жениха - икону Спасителя, а наголову невесты - икону Божией Матери. По обведении с этими иконами брачующихся вокруг столика трижды, с первой пары снимали иконы и ставили на другую, которую также обводили; затем—на третью и т.д. На столике лежал один требник в кожаном переплете, притом избитый так, что из него выпадали листы, да еще лежал  медный небольшой крест. После обведения всех пар, следовала эктения и отпуст; не читали ни Апостола, ни Евангелия, ни молитв на снятие венцов, а также не подавали брачующимся чаши.

Три месяца, после возвращения с дальнего хутора, Ливанов пробыл в станице Калиновской и каждый день был пьян; все требы совершал в пьяном виде, так что иногда не мог читать некоторых молитв, которые в таких случаях читались  уставщиками. За требы наибольшую плату получали уставщики, а Ливанову доставались мало.

Чрез три месяца он был отправлен в станицу Ищорскую и сколько времени там пробыл, неизвестно; в Калиновскую же станицу он более не появлялся.

Собрание Терских старообрядцев в ст. Червленной.
Голос офицерства за Единоверие; сопротивление сему простого казачества. Приглашение полкового священника из крепости Чир-Юрт.
Отправка депутации в Россию для приискания беглого священника.
В  Астрахани депутация склоняется на принятие Австрийского священства.
Сношения ее с лжеепископом Афанасием в Хвалынске, с лжеархиепископом Антонием в Москве.
Прибытие казанского лжеепископа Пафнутия ни Кавказ, первое и второе.

В 1857 году старообрядцы Гребенского и Кизлярского полков сделали общее собрание в станице Червленной, для общего совета о том,  где найти им себе священника. На собрании этом были подаваемы разного рода голоса: одни говорили, что нужно приискать  по-прежнему от ереси приходящих (т. е. беглых попов от православной церкви); другие подавали мнение, чтобы взять священника от австрийской иерархии; офицеры же настаивали на принятии единоверия на законном основании; в особенности же эту мысль поддерживали четыре подполковника (из коих двое ныне генералы), один ротмистр, гвардии и три сотника. Собрание продолжалось три дни, и во все три дня  не пришло к единогласному решению. Этому разногласию способствовало то обстоятельство, что офицеры не могли по делам службы бывать каждый раз на собрании. Простые казаки упорно отказывались от единоверия и настойчиво требовали приискания священника или из числа от ереси приходящих, или австрийского  посвящения. Ввиду несогласия на единодушное решение, положено было чрез восемь месяцев повторить собрание.

По прошествии этого срока собрание состоялось, но при неблагоприятных обстоятельствах: большая часть офицеров, подававших на первом собрании голос за единоверие с православною церковью, были командированы в разные места, а другие хотя оставались при полках, но заняты были безотлагательными делами по службе.

Однако же,  один подполковник настойчиво проводил в собрании мысль о принятии единоверия и ему старался помочь командир одного драгунского полка. Этот последний пригласил из крепости Чир-Юрт полкового священника, старика набожного, представил его собранию старообрядцев и предложил принять его, как священника, который совершал бы у них Богослужение и все требы по старым книгам.

Старообрядцы не отказывались принять этого священника, когда он согласился совершать все церковные службы и требы по их обрядам, по при этом потребовали, чтобы он согласился на присоединение к их старообрядческому согласию вторым чином через миропомазание, чтобы крестился и благословлял  двуперстным сложением, чтобы крещающихся помазывал миром, хранящимся у них якобы от времен древнего благочестия, приобщал запасными дарами, привезенными из Иргизских  скитов и все службы совершал бы по указанию их уставщиков.

Священник на все эти пункты изъявлял согласие, но только отверг присоединение чрез миропомазание и не согласился сам переменить трехперстное сложение на двуперстие; даже вступил по этому предмету в препирательство с ними, которое закончилось решительным несогласием священника на присоединение чрез миропомазание и вообще чрез какое бы то ни было чиноприятие.

После такого отказа священника, оставившего в след затем станицу, старообрядцы порешили отправить двух депутатов от общества в Россию, чтобы там где-нибудь приискать заштатного православного священника, „исправить" его и привезти; а если нигде таковой не найдется, то чтобы обратиться к австрийской иерархии.

В депутаты старообрядцы избрали одного урядника из станицы Калиновской, человека бывалого и ловкого, и уставщика из станицы Червленной. По просьбе старообрядцев, командир полка выдал этим депутатам билет для проезда в Тулу и Москву и для закупки оружия и сукна на обмундировку казаков. Из полковой казны им было отпущено на этот предмет 3000 рублей.

Вскоре депутаты эти отправились в путь и заехали сначала в Астрахань, где пробыли с неделю. Тут они познакомились с одним купцом, приемлющим австрийское священство, и открыли ему настоящую цель своей поездки. Купец этот сказал им, что едва ли где они могут  отыскать подходящего священника из числа от ереси приходящих и посоветовал обратиться в Хвалынск, к лжеепископу Афанасию, который, но его словам, даст им нужного священника. Следуя этому совету, послы наши отправились по Волге в Хвалынск, по прибытии туда остановились в гостинице.

На другой день они познакомились тут с неким Калапчатовым, которому после неоднократных бесед открылись в своем намерении и просили его указать им епископа Афанасия. Калапчатов сначала стеснялся, а потом уверился в действительности их предприятия и обещался показать. Предварительно же он сходил к  Афанасию и рассказал, что гребенского полка старообрядцы послали депутацию для отыскания себе священника из числа от ереси приходящих, причем прибавил, что нельзя ли будет убедить их остановиться на иерархии австрийской. Афанасий был этому случаю рад и приказал Калапчатову представить к себе депутатов, которые вслед затем и представились.

Принял их Афанасий очень ласково и пробеседовал с ними почти целый день; в заключение беседы он посоветовал им из гостиницы перейти на квартиру поближе к его квартире. Целых три недели послы наши пробыли в Хвалынске. Афанасий расположил их ходить в его церковь молиться Богу и служил собственно для них три литургии соборне, чего они прежде никогда не видели и не слышали.

После трехнедельной жизни в Хвалынске послы наши захотели повидать Москву и Петербург; благо, было на что попутешествовать. По прибытии в Москву, они по адресу, данному Афанасием, отыскали дом И. П. Бутикова, а Бутиков направил их в дом Свешникова, где  в то время находился лжеархиепископ Антоний. Они представились Антонию и объяснили ему цель своей поездки в Москву. Антоний задержал их в Москве три недели, пока посоветовался с Московскими попечителями и сделал сношение с Пафнутием Казанским, которого вытребовали в Москву по этому делу.

По прибытии Пафнутия в Москву, ему предложена была поездка на Кавказ, на что он изъявил согласие. Больше нашим депутатам не оставалось ничего делать в Москве, и они отправились обратно на Кавказ. На обратном пути они опять заехали в  Хвалынск, где пробыли у Афанасия три недели, дожидаясь Пафнутия, заезжавшего в Казань за нужными вещами. И теперь Афанасий отслужил для них три соборных литургии, на одной из коих посвятил уставщика станицы Червленной, бывшего депутатом, в диаконы. По прошествии трех недель прибыл в Хвалынск и Пафнутий, с которым послы и отправились на Кавказ.

По прибытии Пафнутия к гребенским старообрядцам, его потребовал командир полка к себе на квартиру, беседовал с ним довольное время, при чем пересмотрел его документы и затем предложил ему приступить к делу, но с тем условием, чтобы он не посвящал никого в священный сан и чтобы без ведома его, командира, не выезжал из старицы Червленной. Согласно этим условиям, Пафнутий служил в качестве священника и совершал требы для старообрядцев Кизлярского, Моздокского и Сунженского полков, соборне же не служил.

Недолго, однако же, старообрядцы пользовались услугами Пафнутия: чрез шесть месяцев он был выслан из Терских пределов по предписанию командовавшего левым крылом Кавказских войск, графа Евдокимова, и старообрядцы около года оставались без священства.

Потом из Хвалынска был прислан Афанасием поп Иван Чернов, который пробыл только два месяца; покрестил детей, повенчал браки и уехал.

В 1860 году Терские старообрядцы выпросили позволение у своего полкового начальства привезти снова Пафнутия Хвалынского, с тем только условием, чтобы привезти и держать его секретно. Пафнутий приехал весною после Пасхи и по-прежнему стал отправлять требы для старообрядцев, а воспользовавшись отъездом командира полка, стал служить и литургии, для совершения коих Червленские старообрядцы устроили моленную на краю станицы около леса, в которой была поставлена походная церковь.

Кроме Червленской станицы, где была торжественно отслужена литургия в Вознесение Господне, Пафнутий служил литургии и в других станицах: в станице Калиновской в день сошествия Св. Духа, в Щедринской на Петров день 29-го июня, в Новогладковской в день св. пророка Илии. Во время этих служений Пафнутий посвятил для старообрядцев стан. Червленской священника и диакона, для старообрядцев ст. Щедринской и Новогладковской - священников, для стан. Калиновской—иеромонаха; в это же время и я был поставлен в стихарные псаломщики. Рассадив таким образом по Терским станицам гнилых плодов рассадник, Пафнутий отправился в Казань 8 ноября 1861 года.

Новопоставленные попы не приступали однако к священнодействию, потому что боялись показать свое неумение. По этому случаю послан был в Москву тот же урядник из станицы Калиновской, который и в первый раз туда ездил, с просьбой о присылке опытного священника для научения службе новопоставленных. Антоний Московский назначил для сей цели попа из Гуслиц Александра Леонтьевича Куликова, который, по прибытии в Терские станицы, занялся приучением поставленных Пафнутием попов к совершению служб и сам совершал церковные службы и требы в продолжение двух лет, по прошествии коих отбыл в Москву.

Двукратная поездка на Терек и Сунжу Иова лжеепископа Кавказского и Донского; рукоположение им различных лиц во священники и диаконы и освящение молитвенных домов на церкви.

Весною 1862 года проезжал но Тереку и Сунже в первый раз казак станицы Кавказской, Кубанской области, Иов Зрянин, выдававший себя за епископа Кавказского и Донского.

Так как Терские старообрядцы его не знали, то им пред приездом Иова были письма из Москвы от Антония и из Казани от Пафнутия, в каковых письмах пояснялось, что когда де будет у вас епископ Иов Зрянин из станицы Кавказской, то примите его беспрекословно, ибо де он ваш настоящий и коренной епископ, под названием Кавказский и Донской. Сначала он посетил станицу Алхан-Юртовскую, где освятил моленную как церковь; отсюда проехал он в станицу Червленную, где общество его не приняло и  даже поставленный Пафнутием Казанским поп не явился к нему.

Из Червленной станицы Иов проехал в станицу Калиновскую, общество которой приняло его радушно. Здесь он служил лирургию соборне; общество просило его побыть до тех пор, пока оно изберет себе достойного кандидата во священники; ибо хотя в скиту Калиновском и был иеромонах, посвященный Пафнутием, но Калиновские старообрядцы пожелали иметь и приходского священника. Иовъ не захотел дождаться, а сказал: когда вы изберете себе достойного человека, то представьте его в станицу Кавказскую; там я поставлю его во священники.

По отъезде Иова, Калиновские старообрядцы многократно собирались для избрания себе священника и выбрали, наконец, 1-го августа трех кандидатов, в числе коих и меня; затем метнули жребий, и пал жребий на меня. Тогда они собрали деньги на проезд, написали приговор, выправили мне билет, и вместе с одним стариком отправили меня к Иову 16 августа 1862 года.

Прибыв в станицу Кавказскую, мы не застали здесь Иова, который был в это время на Дону. Прождав без пользы целую неделю, мы отправились на Дон и 9-го сентября прибыли в станицу Аксайскую, где узнали, что Иов в Новочеркасске, куда последовали и мы. По указанию посланного с нами из Аксайской станицы старообрядца, мы отыскали Иова в Новочеркасске в доме одной вдовы.

Здесь, в походной церкви, 24-го сентября я был поставлен во диаконы, а 15-го во священники и потом в продолжение двух недель обучался церковной службе. По прибытии, 4 октября, в стан. Калиновскую, я вступил в священнослужение и совершал оное до самого присоединения моего к православной церкви, до 30-го августа 1879 года. Хотя Иов и именовался епископом Кавказским и Донским, но я, как и другие Терские старообрядческие священники, не знал никакой зависимости от него, а находился в зависимости от стариков и попечителей прихода, которые у старообрядцев заправляют церковными делами.

В 1867 году Иов вторично посетил Терские станицы. В станице Калиновской он, по просьбе общества, освятил молитвенный дом на церковь, а также и в скиту молитвенный дом освятил на церковь. При этих служениях он посвятил одного казака в диаконы к Калиновскому скиту, одного в иподиаконы и двух в стихарные псаломщики для Алхан-Юртовской станицы. Из Калиновской станицы он отправился в Червленную; по тамошние старообрядцы не допустили его к освящению молитвенного дома на церковь, о чем просили офицеры из старообрядцев; мужчины и женщины обступили молитвенный дом и караулили его дотоле, пока Иов уехал из станицы. Не ограничившись этим, Червленские старообрядцы отказались даже совсем  от Белокриницкой иерархии и от своего священника, поставленного Пафнутием Казанским, а остались при беглопоповстве; при выезде же Иова нанесли ему оскорбление. Впрочем, офицеры и несколько семейств простых казаков остались при Белокриницкой иерархии. После такой истории Иов более не посещал Терека до самой смерти своей.

Разделение Калиновских старообрядцев на три секты и восстание некоторых из них против правительства.

По отъезде Иова Калиновские старообрядцы, подобно Червленским, разделились на три части: одна осталась при Белокриницкой иерархии, другая держалась беглопоповства, а третья перешла в беспоповство.

Безпоповский наставник, пользуясь колебанием старообрядцев и разделением их, постарался склонить на свою сторону немалую часть старообрядцев, действуя и сам лично, и чрез своих сотрудников. Свой собственный дом он обратил в часовню, куда беспоповцы собирались на молитвословия, а для погребения умерших беспоповцы заняли себе отдельное от австрийцев кладбище, и так продолжалось дело до 1870 года.

В этом году между беспоповцами станицы Калиновской, а также Щедринской, Умахан-Юртовской и Закан-Юртовской возникло, под влиянием учения об антихристе, противоправительственное движение. Беспоповские наставники этих станиц со своими помощниками делали секретные съезды для совещаний о делах секты и, между прочим, решили: приходящих к ним от австрийцев и беглопоповцев принимать третьим чином с проклятием ересей. Сверх того, они объявили всем беспоповцам, чтобы они в четверг страстной недели везли всю домашнюю и кухонную посуду на реку Терек для обмытия и для освящения. Беспоповцы исполнили это в точности и наставники их обмытую начисто посуду освятили, а также и все дома, как оскверненные общением с поповцами.

Главным наставником в этом и возбудителем против правительства был какой-то монах. Монах этот участвовал во всех беспоповских съездах и проповедовал, что царство антихриста продолжается от лет Петра Первого в лице императоров, и кто им служит, тот есть слуга антихристов. Эти мысли послужили поводом к продолжительным совещаниям между беспоповцами о том, как им отказаться от службы антихристовой.

Отказаться от этой службы, то есть, от службы Государю, они решились публично и выбрали из среды себя четырех депутатов, которые явились в дом станичного начальника во всей форме и заявили, что не желают служить Государю, считают его в лице антихриста, а все правительство - слугами антихристовыми. Начальник станицы спросил: а меня как считаете? Они ответили: „тоже слуга антихристов“. Начальник стал их увещевать, но они не только не слушали его увещаний, а даже нанесли ему много дерзостей и сложили с себя оружие на его дворе, а один из них, имевший орден св. Анны и медаль за взятие крепости Ахульго, сложил и эти знаки отличия, сказав притом: „на, вот, печати антихристовы!" После того начальник станицы уговорил их, чтобы они взяли сложенное оружие и знаки отличия и заявили о своем нежелании служить Государю в станичном правлении. Фанатики тотчас, забрав оружие и знаки отличия, явились в станичное правление и там подтвердили свой отказ от царской службы и сложили оружие и ордена. Составив протокол, начальник станицы отправил их к полковому командиру, которому они говорили тоже, что в станичном правлении, и прибавили, что нас много; в тоже время к командиру полка привели пятерых беспоповцев из станицы Щедринской, которые говорили: „время теперь антихристово; царь - антихрист и мы не будем ему служить".

После напрасных увещаний со стороны командира, виновные были отправлены под конвоем во Владикавказ к командующему войсками. И ему они говорили тоже, что и прежде. Три месяца пробыли они в тюрьме под увещанием, но остались непреклонны в своем заблуждении и потому сосланы были в сибирские пределы на вечное поселение. С ними добровольно отправились и женщины из их семейств, выражая желание разделить венец якобы мученичества.

Подобным образом решились поступить и прочие беспоповцы, которые также заявили станичному начальнику о своем нежелании служить Государю. Для вразумления их начальник созвал всеобщий сход, на который пришли и беспоповцы числом до 30 человек. Они стали посредине прочих жителей станицы, которые окружили их со всех сторон. В виду всей станицы фанатики эти поснимали с себя знаки отличия со словами: „нате, печати антихристовы и отошлите их антихристу!" Женщины, из подражания мужчинам, поснимали с себя кресты и с невообразимым ожесточением топтали их ногами, приговаривая: „и мы желаем за Христа мучиться!" Долго фанатики упорно стояли на своем и только благодаря внушительным увещаниям всей станицы, на другой уже день, также при поголовном сходе, отказались от своего намерения и согласились продолжать службу Государю.

Такое же возмущение было и в станице Щедринской; но и там оно было усмирено домашними мерами. После того, от возмущавшихся  были отобраны подписки в верности службы Государю и они устранены от участия в общественных делах.

0

3

КЕВ № 3 1881 г. с. 100-107

Перестройка молитвенного дома старообрядцев, с пристройкой приделов и колокольни; сбор подаяний на эту перестройку по России; торжество старообрядцев по случаю окончания этой перестройки, сопровождавшееся целодневным звоном в колокола.
Раздоры, возникшие между старообрядцами по случаю перестройки молитвенного дома и приведение его в прежний вид.

В 1869 году старообрядцы станицы Калиновской Белокриницкого согласия задумали произвести ремонтировку своего молитвенного дома, приходившего в ветхость, для чего обратились к окружному начальнику с просьбой о дозволении произвести работы. Дозволение им было дано, с тем, однако, условием, чтобы не изменять прежнего фасада и плана здания. Старообрядцы неудовольствовались данным снисхождением, а порешили распространить молитвенный дом двумя приделами с южной и северной сторон и пристройкою с западной стороны колокольни, с постановкой притом купола над срединой дома и с водружением крестов. Вскор они приискали подрядчика на задуманные работы, составили условие с ним и приступили к постройке. Так как на постройку эту собранной суммы оказалось недостаточно и требовалось еще до двух тысяч рублей, то они, не теряя времени, за благо рассудили послать двух выборных для сбора подаяний в городах и селах России, с тем, чтобы посланные побывали в Москве у Антония, именуемого архиепископом, и испросили его благословеия на предпринятую постройку. Для сего старообрядцы избрали того же урядника, который был ходоком по делу о приискании священника, и одного из уставщиков. Урядник изъявил полное согласие потрудиться для блага старообрядцев и говорил, что он рад послужить на общую их пользу, а между тем радовался собственно тому, что опять представился ему случай пополнить свой кошелек, в который немало финансов попало при первой его поездке за попами.

Послы эти отправились в путь, а между тем постройка молитвенного дома продолжалась безостановочно, ибо Калиновские старообрядцы забирали у старообрядцев же материалы и деньги в кредит в ожидании сбора.

Чрез несколько недель посланные возвратились и привезли с собою денег  две тысячи рублей и вещей тысячи на полторы. В это время постройка уже приходила к концу, а вскоре и совсем завершилась. Тогда старообрядцы, отслужив молебен Божией Матери и Честному Кресту, водрузили кресты на главе, венчающей купол и на колокольне, на которую подняли четыре колокола. Первый из этих колоколов, весом в  26 пудов, пожертвован в России; второй, весом в 14 с лишком пудов, пожертвован есаулом Кузнецовым; третий в 6 пудов, приобретен покупкой на общественную сумму и четвертый, в 2,5  пуда, пожертвован есаулом Богаевским.

Великое торжество было у старообрядцев по водружении крестов и поднятии колоколов: весь день был трезвон во все колокола, и приготовлена была обильная яствами и питиями трапеза на общественный счет; за обедом было провозглашено множество тостов.

Отпраздновав постройку церкви с колокольнею и не встречая никаких препятствий к открытому и торжественному со звоном отправлению Богослужения, Калиновские старообрядцы утверждались в мысли о полной свободе; но им пришлось только два года иметь храм в виде церкви и колокольню. Вид старообрядческой церкви, похожей по архитектуре и наружному виду на православную, возбудил зависть в старообрядцах, живших в Калиновском скиту, которые начали внушать прочим старообрядцам, что станичная старообрядческая церковь построена по еретической архитектуре и что ходящие в эту церковь старообрядцы приняли единоверие.

Скитские монахи огласили в своей церкви, чтобы скитские прихожане не совокуплялись со станичными ни в ядении, ни в питии и что, если кто из их прихожан пойдет в станичную старообрядческую церковь, то будет сочтен за еретика, который обратно может быть принят в общение не иначе как третьим чином, с проклятием ересей. Такое внушение повлияло на старообрядцев, которые разделились на две партии и стали осыпать друг друга укоризнами: скитные старообрядцы называли себя старинными, а станичных - колокольниками и даже еретиками; мало по малу раздор между теми и другими дошел до того, что при встречах они отворачивались один от другого, даже и родственники не говорили друг  с другом.

Станичные старообрядцы в свое оправдание указывали на примеры древних церквей и говорили, что архитектура их церкви ведет начало от лет первого царя христианского Константина; но скитные не переставали смотреть на дело по-своему и, благодаря случаю, восторжествовали.

В январе 1873 года проезжал чрез станицу Калиновскую начальник округа и, увидев старообрядческую церковь с возвышенным куполом и колокольней, спросил атамана станицы: что это за церковь? Атаман отвечал, что это - церковь старообрядческая. Начальник округа спросил: кто разрешил старообрядцам построить такую церковь? Атаман ответил: вы разрешили. На это начальник сказал: я разрешил только ремонтировать старообрядческий молитвенный дом в прежнем виде, но не давал дозволения на устройство купола и колокольни. После того начальник потребовал к себе попечителей Калиновского старообрядческого общества, которые сознались, что на постройку они решились с согласия общества, без всякого разрешения начальства. Тогда начальник приказал, чтобы купол и колокольня были сняты, как устроенные противозаконно.

Старообрядцы долго упорствовали, но, наконец, должны были исполнить законное распоряжение. Скитные торжествовали, а станичные - приуныли. 15-го февраля 1873 года купол был разобран, а также и колокольня, а вскоре была исправлена крыша, и молитвенный дом, таким образом, принял прежний вид.

Тот урядник, который был ходоком по сбору пожертвований на церковь, уговорил старообрядцев сделать совет и найти виновников происшедшей потери, с которых бы можно взыскать сумму, потраченную на устройство купола и колокольни. К этому совету присоединились и скитные старообрядцы и положили общим советом взыскать убытки с меня, одного уставщика и старика, как будто мы от себя только заставили подрядчика сделать купол и колокольню. Для  доказательства было потребовано условие с подрядчиком, какового условия не оказалось, ибо оно было истреблено тем же самым урядником, который поднял вопрос о взыскании и вел себя двоедушно во всем этом деле, как родственник скитных монахов.

Несмотря на неимение документа, совет старообрядцев положил, в возмещение убытков, продать с аукционного торга имение мое, уставщика и одного старика и вырученной суммой пополнить утрату; но станичный атаман не допустил исполнить этого распоряжения, как не законного.

После скитные старообрядцы присоединились к Калиновским и произвели общий кутеж - одни с радости, другие с горя, и таким образом прекратилась между ними вражда; скитные отменили чиноприятие с проклятием ересей, установленное ими для станичных.

После приведения молитвенного дома в прежний вид, колокола были повешены на перекладинах, утвержденных на четырех столбах, с северной стороны молитвенного дома. В  таком виде он остается и доныне.

0

4

Появление скопца в станице Калиновской и переход некоторых старообрядцев в скопческую секту.
Увещания старообрядческого священника скопцам и ослабление этой секты.

Скопчество занесено в станицу Калиновскую из далеких стран Сибири. В 1846 году сосланы были в Сибирь на поселение два казака из станицы Калиновской; один из них, старший, вскоре умер, а
младший сделался скопцом. Этот скопец писал в стан. Калиновскую родственникам своим письма, в которых выдавал себя за старообрядческого иеромонаха, а потом - за великого человека, за апостольского наместника.

Нашлись старообрядцы, которые поверили его письмам и внушили жене его, чтобы она хлопотала о возвращении, мужа ее на родину; написали от ее имени прошение на Высочайшее имя Государя Императора о возвращении ее мужа в ст. Калиновскую; прошение это было удовлетворено и в 1866 году скопец прибыл в станицу.

Сперва он поместился у своих родственников, а не у жены, и скрывал свое оскопление под предлогом болезни. Потом выстроил свой дом частью при пособии родственников, частью с помощью сибирских скопцов, присылавших ему деньги. В этот дом он начал собирать поклонников своих, и как старообрядцы склонны ко всему таинственному, то мало-помалу присоединилось к скопческому лжеучителю человек до двадцати обоего пола. Они ходили в дом скопца на богомолье и беседы, которые происходили по ночам.

Долго скопец не открывал своим приверженцам своего секрета, пока они не утвердились в преданности ему. Убедившись в полной доверенности своих  последователей, скопец понемногу начал открывать им тайны скопчества и себя называл Христом, а из последователей избрал 12 казаков, назвав их апостолами, из  женщин выбрал несколько жен мироносиц. Все избранные им апостолы считались равными по достоинству и назывались братией, а мироносицы - сестрами.

Всем последователям ересиарх строго заповедовал никому не открывать тайны скопчества, заповедовал не есть мяса и не иметь супружеских сношений с  женами.  На собраниях пелись скопческие  песни, в которых часто упоминается имя Петра Федоровича Ш-го.

Как говорят, ересиарх оскопил трех мужчин и пять женщин. Полиция долго  следила за ним и старалась застать его со своими последователями на месте преступления; но это не удалось.

Узнавши о вредной секте, я со своей стороны, при удобных случаях, старался увещевать как самого главу скопчества, так и последователей его. В доказательство своих увещеваний я приводил свидетельства из Кормчей книги, именно: правила св. Апостол  21-е, 22, 23, 24, первого Вселенского собора правила 1-е, 9 и 12 и другие, в  „Соборнике большом" – о скопцах и в „Благовестнике." Большая часть последователей вскоре оставила вредную секту, в которой пребывают теперь только лица, которых ересиарх  успел оскопить.

Отношения Калиновских и других Терских старообрядцев к православной церкви и православным христианам.

С того времени, какое я могу припомнить, и до сего дня Калиновские и другие Терские старообрядцы весьма отвратительно смотрели и смотрят на православную церковь, православных священников и православных христиан. Такое враждебное отношение усиливалось в особенности в те времена, когда Калиновцев посещали корыстолюбивые старообрядческие монахи с безпоповскими выписками. Мне часто случалось видеть, что когда православные совершают крестный ход для водоосвящения или ходят  со  св. иконами в праздник Пасхи, то старообрядцы при встречах не отдают чести св. иконам и не снимают папах, а иные над пением и чтением православных насмехаются с разными выражениями хульных слов; иные затыкают уши, чтобы не слышать пения. Если когда старообрядцу по нужде случится ночевать у православного, в доме коего находятся иконы живописного изображения, то, отходя ко сну, старообрядец ни за что не станет молиться в доме, а выходит на двор и здесь молится, обращаясь к востоку. Если у православного соседа случится поминальный обед или свадебный пир и будет нужда в посуде или мебели, то старообрядцы ни за что не дадут посуды или стола, или чего-нибудь подобного, считая осквернением, если православный священник будет кропить дом св. водою и попадет хоть капля ее на принадлежащую им  вещь.

У одного старообрядца квартировал православный офицер, который однажды, по случаю своих именин, попросил православного священника отслужить в его квартире молебен. Священник отслужил, причем покропил св. водою и иконы, принадлежавшие хозяину, старообрядцу. После того мать хозяина носила иконы на реку, где вымыла их и принесла ко мне, бывшему старообрядческим священником, освятить эти иконы, а также и посуду, которая была в употреблении у офицера, говоря, что еретический священник осквернил иконы и посуду кроплением и что хотя она до чиста вымыла их в Тереке, но необходимо освятить их. Я сказал
ей, что осквернения тут никакого нет и что грешно произносить такие хульные слова. Она же в ответ  мне сказала: „стало быть, правду говорят про вас, батюшка, что вы с еретиками заедино", забрала иконы и посуду и с досадой и злобой на меня ушла.

Подобных случаев было в моей практике много, и за здравый взгляд на дело старообрядцы жаловались на меня бывшему лжеепископу Кавказскому Иову. Проходя мимо православной церкви в то время, когда в ней совершается служба, иные из старообрядцев затыкают  уши, чтобы не слышать еретического пения. Враждебное отношение к православным поддерживают  в особенности скитные монахи. Если старообрядцу случится, во время пути, есть и пить за одним столом с православным, то, по прибытии в дом свой, он уже не ест вместе с семейными, а в отдельной посуде, и дотоле его кормят отдельно, пока не сходит к уставщику или священнику принять молитву и не выполнит епитимию в 50 поклонов земных.

Если у православных случится храмовой праздник и приглашаются знакомые старообрядцы, то эти последние не гнушаются поесть и попить дарового обильного угощения, но только до прихода православного священника; а когда придет священник и покропит дом и яства св. водою, то ни за что не будут есть. В основание такого гнушательства старообрядцы приводят правило 37-е Лаодикийского собора: „с иудеи и с  еретики никтоже да празднует и да не приимет яже глаголется от них праздничное." Таким образом,  неблагорассудные старообрядцы причисляют христианские праздники к жидовским и тем обнаруживают свое невежественное понятие о правиле Лаодикийского собоpa.

Гвардейцев, прибывших co службы, которым обязательно брадобритие, старообрядцы не допускают  в молитвенный дом целых три года, по истечении коих гвардеец должен идти к уставщику и принимать проклятие ересей и молитвы от осквернения, после чего может быть опять допущен к хождению в молитвенный дом. Если придется гвардейцу вторично отправиться на службу, то по возвращении с ним опять поступают также, так что пока он не выйдет в чистую отставку, ему не приходится побывать в молитвенном доме. Я всегда был противником фанатизма и крайностей и отклонял старообрядцев от таких крайностей, указывая на примеры св. мучеников: великомученика Георгия, великомученика Димитрия Солунского, мученика Евстафия и Андрея Стратилата и говоря, что воины, служившие при языческих царях, исполняли их волю во всем, кроме исповедания веры, за которую и приняли мученическую смерть. Но старообрядцы восставали против меня за это и говорили, что я потакаю еретикам. Много укоризн перенес я от старообрядцев в течение 17 лет, пока состоял у них священником, за то, что восставал против фанатизма и хулы на православную церковь.

Псаломщик Трифон Басилихин.
(Окончание в следующ. №).

0

5

КЕВ № 4 1881 г. С. 129-138
(Окончание).

Религиозно-нравственная жизнь старообрядцев, отношение их к церковным делам и духовенству; семейная жизнь.

Старообрядцы, если по наружности смотреть, народ набожный и скромной жизни; но если разобрать в сущности, то окажется у них много фальшивости, притворства, лукавства и фарисейства, отчасти и буйства. На всенощное бдение старообрядцы собираются с полночи и оно начинается в первом часу полуночи и продолжается до света; но зато многие выходят из церкви и разговаривают про разные житейские дела. По окончании службы всякий раз попечитель прихода останавливает народ и делает какое-либо предложение; тут начинается шум, переходящий мало-помалу в крик, слышатся зачастую ругательства, укоризны одного против другого, осуждения и т. п. Шум этот слышится далеко и происходит почти после каждой церковной службы в  праздники. Таким образом, церковная служба не производит умиротворяющего действия на сердца старообрядцев, большею частью грубые и жестокие.

Каждый старообрядец хочет быть начальником и управителем церкви и в церковные дела вмешиваются, большею частью без всякого права и вида законности, не только мужчины, но и женщины, которые, по заповеди Апостола, должны в церквах молчать. Если священнику старообрядческому предстоят после службы какие-либо требы и он, посему случаю, начнет службу раньше обыкновенного, то прихожане после службы не преминут сделать священнику замечание: зачем рано начал службу? Равным образом, если до службы случится совершать несколько неотложных треб и чрез то служба начнется немного позже обычного часа, то опять священнику делаются замечания. Вообще старообрядцы считают своих попов священниками только в то время, когда они совершают службу, но не считают их пастырями; скорее, у них поп оказывается пасомым,  а прихожане - пастырями. Это я говорю не только относительно себя, но и относительно других старообрядческих священников: спросите любого из них об отношении к нему прихожан, поп скажет  тоже самое, что и я сказал.

Церковные дела у старообрядцев решаются попечителями, которые собирают для совета стариков и с ними решают также и мирские общественные  дела. На таковых  советах попечители и старики прежде всего выпивают с ведро терского красного вина и тогда уже начинают вести разговоры о каком-либо предмете. Нередко при этом происходят ссоры, каковые иногда оканчиваются тем, что ссорящиеся расходятся и по нескольку дней носят в себе вражду друг к другу, а иногда завершаются мировой, причем всегда выпивается еще ведерко вина. Совещания иногда продолжаются дня три кряду с выпивкой соответствующего количества вина. Примеру стариков  попечителей в винопитии подражают и другие старообрядцы, из коих некоторые пьянствуют в высшем размере.

Из преступлений между Калиновскими старообрядцами довольно нередко встречаются следующие: воровство, иногда со взломом, в особенности воровство лошадей и другого скота; ограбление на пути, покушения на убийство, поджоги, бегство к горцам и участие в их злодействах (последнее – до покорения горцев). Мне известны следующие случаи обнаруженных судом преступлений: К.  X—н был пойман на злодеянии с партией горцев и расстрелян; П. Ч—в был пойман на пути к горцам, куда бежал, представлен по начальству и, по решению военного суда, был проведен сквозь строй трех рядов батальона и затем сослан в военно-исправительные роты, где и умер; Л. К—в тоже был пойман на злодеянии с горцами и расстрелян; а из православных только один А. Д—в за воровство и побег к горцам был расстрелян. С 1865 года до 1880 года из старообрядцев станицы Калиновской пойманы в преступлениях следующие: И. П—в за воровство со взломом, сослан в Сибирь на поселение; С. Т—в за воровство скота и других вещей сослан на поселение с семейством; Ф. Г—в, судимый за воровство со взломом, умер во Владикавказской тюрьме; Ф. Р—в,  Е. К —в и Г. Т—в сосланы в Сибирь с семействами за воровство со взломом и нанесение  смертельных ран женщине; Е. К—в содержался в Грозненской тюрьм за воровство лошадей, где и умер; И. С—в содержался в той же тюрьме за поджоги и воровство, где и умер. Все эти лица из старообрядцев, между тем как из православных за означенное время преступников не было ни одного. Кроме указанных случаев, обнаруженных судом преступлений, гораздо больше совершалось в станице Калиновской преступлений, виновники коих не открыты, в особенности часто совершалось воровство со взломом. Если бы правительство не удерживало старообрядцев, то из них образовались бы целые шайки разбойников; но спасибо правительству, что оно следует в этом случае словам порфироносного пророка: „броздами и уздою челюсти их востягнеши.“
Впрочем, говоря о значительном числе преступлений между Калиновскими старообрядцами, я не хочу сказать этим, чтобы все они были заражены склонностью к преступлениям, а только привожу действительные факты, которые служат только подтверждением той истины, что в расколе живет дух своеволия, каковое нередко и ведет к преступлениям. Между старообрядцами есть люди хорошие, трезвой жизни, честные и трудолюбивые хозяева, занимающиеся садоводством, хлебопашеством, скотоводством, в особенности с успехом иные занимаются продажей арбузных семян, которых в урожайный год продается из станицы Калиновской до 30 000 пудов.

Семейная жизнь Калиновских старообрядцев тоже незавидная: распутство мужчин и женщин встречается очень нередко. Старообрядцы женят сыновей своих, большею частью не достигших зрелого возраста, на взрослых девушках; мальчики лет 15 и даже 14 делаются у них мужами. Для совершения браков у них нет ни метрических, ни обыскных книг, и хотя из окружного управления ежегодно высылают книги для записи старообрядческих браков, но эти браки не вписываются в книги по причине малолетства брачующихся. Большей частью старообрядческие браки совершаются так: родители брачующихся позовут в свой дом попечителей и стариков, угостят их  до зела и подарят чем-либо; после того попечители являются к священнику и докладывают, что они порешили повенчать брак в такой-то день. Если священник  укажет на незаконность лет жениха, то они ссылаются на Кормчую, где  дозволено венчать четырнадцатилетних, и говорят священнику: если мы решаем повенчать, то вы не имеете права отказывать; мы приказываем, мы и отвечаем. Священнику остается только исполнить волю попечителей. Такие браки малолетних ведут за собою следующее: повенчавшиеся, обыкновенно, проводят вместе месяца три или четыре, после чего молодая супруга, видя, что ее муж-мальчик не в состоянии вести семейную жизнь, оставляет его и уходит или к своим родителям, или в город Грозный, или в другой какой-либо, где проводит с солдатами и казаками распутную жизнь. Такие случаи в станице Калиновской повторяются весьма часто, а в Червленной станице можно насчитать более сотни таковых браков, кончающихся распутством. Родители молодых заводят между собою ссору: родители мужа требуют у родителей жены возвращения затраченных на свадьбу денег; те не дают, ссылаясь на неспособность мужа к супружеской жизни; тогда начинается драка и потом дело доходит до суда. Суд требует документов, а их-то и нет; почему истцам отказывают, а ссоры между тем продолжаются. Года чрез два или три дело оканчивается или тем, что муж и жена дают друг другу разводные подписки и вступают в новые браки, или примирением супругов. Но это примирение не ведет к супружескому счастью, так как постоянно муж упрекает жену в распутстве, а жена упрекает мужа. Такие неурядицы, существующие у старообрядцев с давних времен, не взирая на многочисленные опыты несчастной жизни, не прекращаются, а даже год от году увеличиваются, и таким образом, исполняется пророческое слово: „безначалие всюду зло".

0

6

Старообрядческий скит в станице Калиновской.

Старообрядческий скит в станице Калиновской, получивший начало в 1830 году, сперва был в таком виде: для караула фруктовых садов, принадлежащих жителям Калиновской станицы и находящихся в некотором отдалении от станицы, было устроено пять небольших хат; в этих хатах, сверх караульщиков, мало-помалу стали поселяться называвшие себя старообрядцами беглые солдаты и бежавшие от помещиков крестьяне, под предлогом удаления от мира для спасения души. Владельцы садов укрывали их под своими фамилиями, так как они, бродяги, приносили им
некоторую пользу своими работами. Вскоре в хатах этих появились и раскольнические монахи, которые дни проводили в скиту, а по ночам ходили по домам станицы с проповедью и обучали старообрядческих детей грамоте.

В  1842 году переселился сюда из станицы один отставной урядник с женою и один хорунжий, также с женою; переселенцы эти построили для себя по хате и, таким образом, стало семь хат. Переселившийся урядник управлял за уставщика и к нему стали ходить для богомолья некоторые старообрядцы из станицы; некоторые же из стариков и старух переселились на жительство. Урядник обучал грамоте приходивших детей.

В 1850 году этот урядник переселился в скит станицы Червленной, а на место его в уставщики поступил  российский бродяга Е. Ч—в, который пробыл уставщиком два года, по прошествии коих
был взят полицией, как беглый солдат. На место Ч—ва поступил в скит бывший уставщик Калиновских старообрядцев Г.  При нем скит стал увеличиваться новыми пришельцами из станицы Мекенской и Савельевского поселка, так что число хат возросло до 20. Для богомолья была построена часовня, где  Г. отправлял церковную службу, к которой приходили многие старообрядцы и из станицы.

В 1861 году Г. был поставлен в иеромонахи Пафнутием, лже-епископом Казанским, с переменою имени на другое. Сделавшись сам монахом, Г. стал посвящать в монашеский чин  и других обитателей и обитательниц скита.

С увеличением населения скита умножилось и число хат, которые теперь стали именоваться кельями; вместе с тем, по тесноте моленной, была выстроена новая моленная с алтарем, а старая обращена на братскую трапезу. Чрез три года, во второй проезд Иова, лже-епископа Кавказского, моленная эта была освящена на церковь, причем родной сын уставщика-иеромонаха был посвящен в диаконы. За эту благостыню Иов был усердно одарен и даже бывший с ним иеродиакон получил два сотенных билета, которые он показал мне, будучи под хмельком. После освящения церкви, в скиту происходило трехдневное торжество, с обильным возлиянием вина. Под предлогом спасения в скит переселилось и несколько молодых девиц, из коих некоторые постриглись в монашество. Так как некоторые из поселившихся в скиту Калиновских жителей имели виноградные и фруктовые сады, то они не только привозили в скит вино целыми бочками для своего употребления, но и продавали его другим. Таким образом, скит, где обитатели и обитательницы мнили обрести спасение души, обратился в притон пьянства и разврата. Слух об этом пьянстве дошел до сведения раскольнического благочинного, который донес о том Иову. Этот лже-епископ, вследствие донесения благочинного, запретил скитского диакона за пьянство на шесть месяцев; но пьянство и разврат чрез это не уменьшились и продолжались в особенности в долгие осенние и зимние ночи.

К  вящему соблазну, в скит прибыла из Владикавказа одна женщина, ушедшая от мужа по прошествии трех месяцев со времени вступления в брак и во Владикавказе жившая у одного полковника содержанкой в течение нескольких лет. Эта женщина успела нажить от своего содержателя порядочный капитал. По прибытии в Калиновский скит, она явилась к настоятелю его в пышном одеянии и просила позволения поселиться в его обители с тем, чтобы впоследствии поступить в монашество. Настоятель был очень рад пострижению новой обитательницы, которая вскоре и постриглась в иноческий чин, за что пожертвовала на церковь 100 рублей и настоятелю 50. Эта новая монахиня вскоре купила для себя в станице порядочный дом о 4-х комнатах с сенцами и кладовой и перенесла его в скит на удобное место, обставила дорогою мебелью и устлала коврами. Для огорода настоятель отвел ей достаточную часть земли около ее кельи. Как почетная скитница, монахиня эта часто приглашала к себе настоятеля, диакона и певцов сначала на чай, потом на обед, затем и на ужин. Вскоре к этой монахине стали являться для бесед молодые офицеры и юнкера из прежних ее знакомых и другие поклонники женской красоты и келья ее, мало-помалу превратилась в притон распутства.

В 1868 году в Бозе почивший Преосвященный Феофилакт, Епископ Кавказский и Екатеринодарский, в проезд свой по Терским станицам, посетил и Калиновский скит, где осматривал кельи монахов и монахинь, заходил и в келью  этой самой скитницы, причем обратил внимание на фотографические карточки прежних ее знакомых и, при виде убранства кельи, сказал: «это не по-скитному, а по-городскому" *).

*) Об этом  посещении раскольнический благочинный доносил своему лжеепископу Иову, между прочим, следующее: „.Ставропольский епископъ Феофилакт в скиту Гавриила называл женатым игуменом, а скит назвал великим соблазном христианства и выказывал доводы о иночестве самые сущие от писания и выставлял права из кормчии по ряду, и указывал за допущение такого соблазна, что будут истязаны пред Богом именно: Вы и  Гавриил и самое общество Калиновское и приказал своему благочинному непременно настоять местное начальство разделить мужский пол от женского".... См. Кавказ. Епарх. Ведомоети за 1876 год № 5-й стр. 167.

В том же году весной прибыл на Сунжу, в станицу Алхан-Юртовскую, лже-епископ Иов, который, по жалобе общества станицы Калиновской, вызвал настоятеля скита Калиновского со всеми монахами в Алхан-Юртовскую станицу и велел ему остаться в скиту этой станицы навсегда, а также приказал выслать из Калиновского скита монахиню, бывшую наложницу. Тогда она продала свой дом и переселилась на родину в станицу Мекенскую. Сын настоятеля Калиновского скита, диакон был перемещен из скита к старообрядческой приходской церкви той же станицы, а в  настоятельницы скита была определена одна монахиня из Алхан-Юртовского скита.

Такое состояние Калиновского скита продолжалось однако недолго: по смерти Иова, иеромонах Г., бывший прежде настоятелем мужско-женского Калиновского скита, а потом сделанный игуменом Алхан-Юртовской обители, опять переселился на старое место в Калиновский скит, где в течение двух месяцев проживал без всякого священнодействия, а потом, посоветовавшись со своими родственниками и знакомыми решился отобрать церковь и весь скит у монахинь в свое ведение. В один вечер он, с целой толпой старообрядцев, приходит в скит, прямо в церковь, где в то время совершалась вечерня: лишь только кончилась вечерня, он с приверженцами выгнал монахинь из церкви и запер оную своим замком; утреню служил он сам, иеромонах, с сыном и своими прихожанами, а игуменья с монахинями стали молиться в своей келье. Вскоре в скиту водворились прежние порядки, или, лучше сказать, беспорядки: станичная молодежь стала свободно ходить в скит и возобновились прежние соблазны, так как те личности, у которых свое вино, остались на стороне иеромонаха.

Видя эти беспорядки, игуменья, при помощи Калиновского общества, отгородилась от мужчин и задумала устроить для себя и монахинь особую часовню. Общество Калиновских старообрядцев отнеслось к этой мысли сочувственно и отправило депутацию в Москву к Антонию с просьбой разрешить постройку молитвенного дома. Просимое разрешение было дано, причем  Антоний приказал прислать в Москву какую-либо из монахинь для сбора денег на постройку этого храма. В это время в Калиновский скит прибыли из Астрахани две монахини, которые посоветовали игуменье обратиться с просьбой о пособии на построение храма к Астраханскому купцу, старообрядцу Андрею Шульгину, торгующему лесом в больших размерах.

Этот купец оказал значительное пособие; сверх того, посланная со сборной книгой в Москву монахиня привезла достаточное количество денег, так что чрез год на собранные пожертвования был построен довольно просторный молитвенный дом с алтарем. Таким образом, женский
персонал скита получил возможность существовать независимо от мужчин.

Иеромонаху было прислано чрез благочинного из Москвы предписание оставить Калиновский скит под угрозой запрещения в священно-служении в случае ослушания. Получив это предписание, иеромонах переселился в Алхан-Юртовский скит, а вместо него, по его ходатайству, в скитные священники был поставлен в Москве Антонием родной его сын, за каковую милость благочинный получил с иеромонаха 100 рублей, с дяди его 50 рублей, да коня в 80 рублей. Новопоставленный священник прослужил в скитной церкви только два года: летом 1876 года, по его неосторожности, прежняя скитная церковь сгорела до основания и он, по сему случаю, был перемещен к Калиновской станичной старообрядческой церкви.

Та же церковь, которая была выстроена монахинями при пособии Шульгина и на сборные деньги, освящена только в прошлом году новым лже-епископом Силуаном, который поставил к ней и нового священника.

В настоящее время в Калиновском женском скиту считается 42 обитательницы, именно: игуменья, 20,монахинь, 12 престарелых женщин и 9 послушниц.

Псаломщик Трифон Василихин.

0

7

Сила мести старообрядческих раскольников в ст. Калиновской.

28 и 29 мая 1897 г. в г. Грозном в заседании Владикавказского окружного суда разбиралось дело по обвинительному акту о священнике Владикавказской епархии Калиновской станицы Марке Ефимове, уряднике Василии Исаеве, казаке Евпле Черникове и священнике, состоящем на должности причетника, Мартыне Баранове, обвиняемых в убийстве семьи урядника ст. Калиновской Игната Ефимова с целью ограбления.

Зверское убийство этой семьи в свое время наделало немало шуму и породило множество нелепых сплетен, исходивших главным образом из  уст вожаков Калиновских старообрядцев. В конце концов, сплетни эти вылились в более определенную форму, явились лжесвидетели и в результате — появление на скамье подсудимых  двух  лиц  в священническом сане, виновных, кажется, единственно в том, что они, будучи раньше  старообрядцами, оставили раскол и присоединились к истинной православной церкви, чем и возбудили против себя преследование своих же бывших  собратьев-старообрядцев.

6 ½  месяцев тому назад обвиняемые были взяты и под конвоем как преступники доставлены в грозненскую тюрьму.

По первым двум - трем свидетельским показаниям уже выяснилась подкладка дела в отношении к обвиняемым.  Достаточно иметь отзывчивое русское сердце, чтобы сразу же понять, что подсудимые не что иное, как жертвы злостной клеветы.

29 мая судьями всем четырем обвиняемым был вынесен оправдательный приговор.

Источник:  Сотник Дереглазов. Г. Грозный. ВЕВ 1897 № 12 с. 197-200.

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Калиновская станица » Очерк старообрядчества в станице с 1840 по 1880 Трифона Василихина


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно