Кавказские ЕВ №1 1881 г. C.26-35
Очерк старообрядчества в станице Калиновской Терской области с 1840 до 1880 г. Автор: псаломщик Трифон Василихин.
Примечание ред.
В этом очерке, составленным бывшим старообрядческим священником, довольно подробно изображена религиозно-нравственная и общественная жизнь старообрядцев станицы Калиновской и, отчасти других станиц, Терской области за последние 40 лет. Как написанный очевидцем и участником изображаемых событий, очерк этот представляет особенный интерес для исследователей раскола и православных миссионеров, а по разнообразию и занимательности изображаемых в нем фактов он представляет немало интереса и для всякого читателя. Некоторые из описанных автором его событий заслуживают серьезного внимания правительства и общества, как очевидное доказательство той истины, что в расколе доселе живут те противогосударственные стремления, которые обнаружились при самом возникновении раскола и многократно проявлялись в течение его двухвековой жизни.
Состояние религиозной жизни Калиновских старообрядцев в период беглопоповства.
Старообрядцы станицы Калиновской составляют две трети общего числа жителей станицы. В 1840 году, с которого начинается мой очерк, они составляли одно согласие беглопоповское и для богослужения имели у себя часовню во дворе одного отставного казака. В 1841 году часовня эта сгорела и они стали собираться для молитвы в доме казака Ивана Растеряева, между тем ходатайствовали перед местным военным начальством о позволении вновь построить молитвенный дом. Получив словесное разрешение, они в 1844 году выстроили себе новый молитвенный дом, неподалеку от православной церкви, на пустопорожнем месте между домами казаков Ф. Черникова и С. Горина. В этом доме отправляли богослужение уставщики Галактион Василихин, Меркул Саламатин и Козма Ремезов. Кроме церковной службы уставщики эти отправляли требы по домам, именно: напутствовали умирающих, отпевали панихиды, молебны и совершали обряд погребения. Таинства же, как-то: крещение, браковенчание, исповедь и елеосвящение, совершали для старообрядцев беглые от православной церкви священники, посещавшие станицу Калиновскую временно; а в отсутствие их старообрядцы оставались при одних уставщиках, которые над вновь родившимися младенцами совершали погружение и приобщали их, а также и взрослых, находившихся при смерти, запасными дарами, доставлявшихся преимущественно из Иргизских монастырей.
Иргизские монахи посещали калиновских старообрядцев часто, почти ежегодно, для сбора пожертвований на монастыри; при этом снабжали их запасными дарами и миром, которое, как они говорили, было освящено Павлом, епископом Коломенским, до отпадения Никона патриарха, и хранилось у них. Старообрядцы им верили, а между тем в привозившемся им мире не было и запаха св. мира, а одно деревянное масло. Кроме того, монахи привозили разного рода рукописные книги, певчие и учебные псалтири, часовники и церковно-служебные книги, разрешительные молитвы и венчики, отпечатанные в неизвестной типографии. В числе привозимых книг были тетрадки, наполненные хулениями на православную церковь, каковы: об антихристе, о последнем времени царствования антихриста и о втором пришествии Христове. За такие тетрадки в особенности хватались старообрядцы, для поддержания и усиления раскола. Иноки, при собирании милостыни на монастырь, золотой и серебряной монетой, не упускали виду брать и приношения вещами и собирали золотые кольца и перстни с камнями, браслеты, серебряные ложки и дорогие платья, будто на священнические облачения, а между тем такие платья, как оказалось после, поступали в продажу. Так, одна богатая старообрядка ст. Калиновской признала свое дорогое платье и браслет на одной сотнице станицы Червленной. За даваемые дары старообрядцы подавали монахам поминания, в которых записывали множество имен о здравии и за упокой с тем, чтобы имена эти вносились в книгу для вечного поминовения. Таким образом, зловредные иргизские монахи возвращались восвояси с богатой добычей. Из посещавщих станицу Калиновскую иноков наиболее известен Иоакинф. Он славился у старообрядцев за искусного проповедника и вошел в такое доверие, что всякое его слово считалось непреложным: что скажет отец Акинф, так тому и быть. Между тем, он был человек притворный и только казался набожным; зато он хорошо умел искривлять на свой лад тексты св. писания по своему зловредному учению и в угоду старообрядцам, которые в то время любили особенно «преподобного Ефрема Сирина о последних днех и о антихристе», также и в книге «о правой вере» о том же предмете. Акинф, разъясняя уставщикам тексты св. писания, все прелести антихристовы относил к православной вере, указывая в особенности на трехперстное сложение и другие обряды. За проповедание его старообрядцы подавали ему щедрую милостыню, и так внимательно его слушали, что, когда распустит свое баснословное учение, то они готовы были вручить ему свою душу, а уставщики провожали его при отъезде версты за три от станицы, с пением. В 1844 году Акиф попался в руки полиции: начальник Калиновской станицы нагнал его с казаками верстах в двух от станицы, остановил и потребовал паспорт. Акинф показал паспорт; но начальник приказал ему воротиться в станицу. Тогда Акинф стал кланяться и упрашивать; но начальник оставался непреклонным и приказал казакам везти его на резервный двор, поставить около его повозки часовых и не допускать к повозке никого, даже самого Акинфа, а лошадь отдать под караул. Урядник с командой из казаков сопровождал Акинфа в станицу, а начальник станицы отправился по дистанции проверять посты. Перед вечером начальник воротился и прямо в резервный двор, где осмотрел все вещи, находившиеся в повозке, между коими были книги и медные иконы, а самого Акинфа посадил под арест. Узнав об этом, старообрядцы собрались и упрашивали начальника станицы освободить Акинфа. Сперва он не хотел слышать никаких просьб, но потом освободил Акинфа, при чем, как рассказывали после, хорошо подогрел руки около Акинфа. С тех пор этот проповедник более не показывался в Калиновскую станицу.
В 1845 году, когда, по сформировании Гребенского и Кизлярского полков, станица Калиновская отошла к Гребенскому полку, старообрядцы Калиновские стали пользоваться исправлением духовных треб у попа станицы Щедринской Алексея Щедринского. Будучи заштатным православным священником, он прельстился на уговоры старообрядцев и согласился поступить к ним; тогда его повезли в Москву, где и "исправили“ его, т. е. совершили над ним чиноприятие чрез миропомазание. Чиноприятие это совершил инок Иларий. Из Москвы «исправленный» отец Алексей возвратился в Калиновскую станицу 14 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, каковой праздник у Калиновских старообрядцев храмовый. В течение некоторого времени Алексей отправлял богослужение торжественно и открыто, особенно же во время холеры в 1847 году. В этом году он совершал крестный ход на реку Терек, где совершено было водоосвящение; потом был крестный ход вокруг станицы и затем ход направился в поле верст за семь от станицы на колодезь, под названием Васильев, где был отслужен молебен с водоосвящением, после которого крестный ход с торжеством возвратился в станицу. Алексей беспрепятственно и открыто совершал богослужение и требы до самой смерти своей, последовавшей в 1854 году.
«Пустыновщина» и бегство к Шамилю.
В 1850 году среди старообрядцев станицы Калиновской и других Терскихъ станиц появилась секта под названием „Пустыновщина". Она произошла от беспоповского схимонаха Софрония, который проповедовал в станиц Калиновской и по всему Тереку, что антихрист уже царствует. Он проповедовал, для удобнейшего распространения своего зловредного учения и для придания ему таинственности и заманчивости, большею частью по ночам и секретно. В доказательство своего лжеучения он приводил свидетельства в особенности из книги преподобного Ефрема Сирина, из
слова его об антихристе. Между прочим, он приводил следующее место: «тогда во время антихристово святыи побегнут со тщанием великим в пустыни и скрыются в горах и в вертепах, со страхом, и посыплются землею и пеплом, со слезами Богу молящеся день и нощь, со множим смирением: и дастся им помощь от Бога, и наставит их в места нарочита , и спасутся тамо, крыющеся в пропастех и в вертепах земных, ненавидяще знамения антихристова и страха». При этом он указывал слушателям на Кавказский хребет гор и говорилъ: вот, у вас есть горы и вертепы, где можно укрыться от прелести антихристовой и печати скверной его (антихриста он признавал в лице Императора, а в деньгах видел печать антихристову); вы уже сами видите, что сии горы Бог устроил для христиан, чтобы укрыться им от прелести антихристовой; видите уже вы и то, что антихрист явно царствует; сказано в писании, что во время царствования его будут частые землетрясения и моры человеческие поместом; это все уже сбылось и нам не на что более надеяться: вот вам—земля тряслась и мор был в 1847 году; скоро послет антихрист своих слуг и будут пригонять вас к скверной его печати, т. е. щепоти (трехперстному сложению); которые не послушают его, скверной прелести, тех будут предавать велию мучению, и много тогда будет мучеников; а некоторые не стерпят тех мук и покорятся скверной воле его; тем он даст на десную руку скверную печать свою, сиречь щепоть, и те все погрузятся в озеро огненное со антихристом и со слуги его. При этом он добавил: уже есть распоряжение от царя пригонять к щепоти всех христиан. Тогда, действительно, носились слухи между старообрядцами, что вот-вот будут пригонять к щепоти; передавая эти слухи, старообрядцы уговаривались твердо стоять за крест Христов, т. е. за двуперстие. Как только проезжал кто либо из начальственных лиц, в особенности из высоких особ, старообрядцам чудилось, что едет слуга антихристов, для укрытия от которого многие поделали в домах тайники, а некоторые уходили в лес, где проводили несколько суток в чаще без хлеба и воды. Когда же проедет начальственное лицо, то одни приходят из леса, а другие выходят из тайников и спрашивают тех, которые были при встрече начальника: «что там было, когда проезжал сатана?». Те отвечают: „ничего не было; начальник обошелся с нами ласково". Фанатики на это отвечают: „в писании сказано, что он будет сначала ласковый, милостивый, а после примет на себя образ звериный..." В таком тревожном положении старообрядцы были несколько лет. Лжепроповедник Софроний был человек высокого роста, худощавый, с большой белой бородой, лет около 70. Я его лично видел и слушал. Старообрядцы сочли его за Илию пророка, который будет послан пред вторым пришествием Христовым для обличения антихриста, и так увлекались его словами, что в короткое время он набрал много последователей, которые стали собираться по ночам для бесед секретно; иногда такие собрания продолжались целые ночи. Я несколько раз присутствовал на таких собраниях и слышал все, что на них говорилось, причем относился с полною доверчивостью к проповедуемому и даже подтверждал вышесказанное лжеучение Софрония из книги „о Вере" и из слова Ефрема Сирина. У Софрония была, кроме этих книг, книжка, доставленная Иргизскими монахами, по которой он разъяснял некоторые недоуменные места тех книг. Из последователей его наиболее ревностным оказался один из Калиновских уставщиков, который советовал слушателям своим не тратить времени, а поскорее продавать имение и уходить от прелести антихристовой в горы и пустыни, а деньги вручать ему, за что он обязывался править за них сорокоустие, т. е. прочитывать сорок псалтирей. Корыстолюбие его при этих убеждениях проглядывало так резко, что в одно время один старик сказал ему: «немного повремени! когда уйдем, все твое будет». На собрании, бывшем 30 июня, последователи Софрония и преданного ему уставщика порешили все продавать и идти в пустыню, дабы не постигло время, когда уже будет поздно; затем оставили полевые работы и даже созрелый хлеб несжатым; начали продавать дома, сады виноградные, скот и другое имущество, а некоторые дарили свое имение родственникам и приближенным. На вырученные от продажи имущества деньги решившиеся на уход в пустыню покупали воск для свечей, ладан, деревянное масло и холст для белья. Собрались таким образом из станицы Калиновской 17 душ, из станицы Мекенской 4, из станицы Червленной 5 и из станицы Старогладковской 3, а всего 29. Иные из этих беглецов шли со всею семьей, а иные оставляли жен и детей; были, в том числе и женщины, оставлявшие мужей и детей. Я также намеревался уйти вместе с ними, но был удержан матерью, которая отправила меня на полевые работы верст за 35 от станицы в степь и просила родного своего брата наблюдать за мною. Мне было в то время 16 лет от роду. Побегу и путешествию к Шамилю вышесказанных пустынников содействовал один отставной хорунжий, который имел знакомых среди черкесов по разным черкесским аулам. Эти знакомые хорунжему черкесы сопровождали пустынников на всем протяжении их пути к Шамилю, но не без приключений: один из путников, Федор Коробов, с женой своей, во время ночлега в одной черкесской деревне у знакомого чеченца, был убит. Прочие 27 душ, в сопровождении черкесов, благополучно достигли укрепления Ведено, где в то время заседал Шамиль. Этот знаменитый басурманин был доволен тем, что русские поступают в его подданство, и приказал отвести нашим беглецам самое удобное для богомолья место, неподалеку от Ведено. Там пустынники построили себе плетневые хаты, а иные выкопали себе в ярах землянки на подобие пещер и там жили. Для общих молитвенных собраний пустынники построили себе часовню из самана. В ней они отправляли Богослужение по церковно-служебным книгам, принесенным с собою; а книг таковых, равно и учительных и певчих, захватили с собою много. Для пропитания пустынники сначала покупали на вырученные от продажи имущества деньги кукурузную муку, а впоследствии сами вскапывали землю мотыгами, засевали кукурузу и тем питались. После отправления их из Терских станиц, вслед за ними собирались и другие последователи Софрония, но остановились за неполучением от первых выходцев никаких известий, а затем наказный атаман назначил комиссию для розыска и остановки собиравшихся фанатиков; подозреваемые в намерении бежать были арестованы, а другие попрятались в потайные места и таким образом дальнейшие побеги были остановлены. Но и ушедшие пустынники недолго пользовались спокойствием на новом месте жительства. Чрез некоторое время своего пребывания под властью Шамиля они узнали, что в 20 верстах от их жилищ есть озеро Таузень, в котором водилось много рыбы; некоторые из них пошли на то озеро, поймали в нем немного рыбы и принесли в свои землянки; потом сходили вторично и принесли рыбы побольше; это побудило троих из отшельников отправиться за добычею рыбы в третий раз; но эта партия не возвратилась и погибла от руки татар. Тогда отшельники послали двоих из товарищей на Терек с известием, что пустынникам стало плохое житье, и с целью разведать, простит ли беглецов начальство, если они возвратятся; но эти посланцы были убиты Черкесами на пути. Тело одного из них, именно Ивана Глухова, чеченцы вывезли по просьбе родственников и получили за то 25 рублей; несчастного похоронили в 4 верстах от Калиновской станицы, чтобы не слыхал колокольного звона. Недолго прожили после этой попытки и остальные пустынники в своих пещерах, а вынуждены были бежать обратно на родину. Причиною этому послужило следующее обстоятельство: верстах в 5 от жилищ наших пустынников было небольшое селение из русских беглых солдат, которые исправляли у Шамиля артиллерийскую службу; большая часть этих солдат были холостые и потому легко могли убежать от Шамиля. Чтобы привязать их к месту службы крепче, Шамиль приказал им жениться. Они сделали предложение женщинам из числа пустынниц, бросивших мужей, на вступление в супружество, но получили отказ. Тогда Шамиль приказал тем солдатам брать жен из русских беглянок насильственно, и две были взяты. Остальные, чтобы избежать насильственного замужества, тайком убежали на родину. Это обстоятельство побудило к обратному бегству и всех мужчин пустынников. Пред оставлением своих пещер они вырыли глубокую яму и выложили ее камнем; туда сложили они церковно-служебные и другие книги, накрыли склеп большой каменной плитой и засыпали землей. Таким образом, чрез пять лет их жизни под властью Шамиля опустели пещеры и хижины, где они пребывали, и неизвестно, целы ли до сего времени заложенные в склепе Книги, или кем-либо откопаны и взяты. Возвратившиеся выходцы три месяца содержались в полковой тюрьме, откуда были выпущены без всякого наказания, но со строгим приказанием оставить вредную секту, которая и прекратила свое существование в Калиновской станице. Женщины, которые были взята в замужество солдатами, после покорения Шамиля и всего Дагестана, возвратились на родину: одна с мужем и четырьмя детьми, а другая вдовою с двумя сыновьями. Вот какие бедственные последствия имело зловредное учение Софрония и его корыстолюбивого помощника, уставщика, у коего страсть корыстолюбия не угасла и после таких тяжелых жертв его ложной проповеди!