О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Отрывок из его истории.
ЗАПОРОЖСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО существовало с самых отдаленных времен. Разные историки указывают разные годы закладки первой Запорожской Сечи. По истории Военного министерства надо считать 1500-й год. История Запорожского казачества в течении 225-летнего его существования настолько сложна и пространна, как в смысле организации Войска, так и его военной истории, что уместить ее в рамки краткого исторического очерка не представляется возможным.
5-го июня 1775 г. войска ген. Текелия заняли Сечь. Запорожское казачество, как Войско, перестало существовать: 3-го августа 1775 г. Екатерина 2-ая издала указ, который официально объявил об его упразднении.
Изучению его истории посвящены многие труды, специальные и популярные, исторические и литературные произведения, драматургия, музыка, устное народное творчество и т. д.
Первую попытку изложить отдельные моменты истории Запорожского Войска предприняли уже в 16-17 столетиях польские историки — Мартин Вельский, Павел Пясецкий, Самуил Твардовский и др.
Особый интерес представляет хроника М. Вельского (1494-1575).
Современник основания Запорожской Сечи, Вельский оставил нам ряд важных заметок и наблюдений. Вельский видел в казаках крестьян-«хлопов», стремившихся к уничтожению крепостных порядков. В его трудах, как и в произведениях других польских писателей, сказалась ненависть польского панства к показачившемуся украинскому крестьянству и мещанству, боровшемуся против национального и социального гнета.
Версия о «хлопском» происхождении, высказанная польскими историками, не могла, конечно, встретить сочувствия у украинских авторов — идеологов казачьей старшины и украинского шляхетства. Украинские авторы, писавшие свои труды по истории казачества уже после присоединения Украины к России, писали о нем в своем духе и понимании.
Одним из первых трудов такого рода была летопись Григория Грабянки (умер в 1734 году). Грабянка ведет происхождение казаков от «козар», некогда по его словам обитавших в Средней Азии, а во время монголо-татарского нашествия перешедших на Украину. Примечательно, что Грабянка считает козар не столько отдельным народом, сколько сословием. Козары, замечает он, проводили время не в труде, а в постоянных воинских упражнениях и со времени переселения на Украину стали называться казаками. После захвата Украины польскими и литовскими магнатами, казаков стали принуждать к отбыванию разных непривычных работ и повинностей. Но казаки предпочли удалиться за днепровские пороги. Так Грабянка объясняет происхождение запорожского казачества, под которым, однако, понимает реестровое казачье войско. Увидев храбрость запорожцев, польские короли начали приглашать их на государственную службу. Более того, даже самые родовитые шляхтичи стали считать честью для себя предводительствовать храбрыми казачьими отрядами.
Последователем Грабянки был П.И. Симоновский (родился в 1710 году). Свое произведение «Краткое описание о казацком малороссийско-народе» Симоновский закончил в 1765 году. Казаков Симоновский считает, как и Грабянка, потомками особого издревле существовавшего славянского народа, известного во времена Киевской Руси под названием «касогов», или русским произношением назвать — «казаков». Казаки, утверждает Симоновский, были известны уже в 1021 году князю Мстиславу Владимировичу. После захвата Киева Литвой в 1320 году, пишет Симоновский, казаки вынуждены были «оставить дома свои и искать поселения себе в Низу на Днепре».
На первых порах казаки жили в Южном Поднепровье в виде малоорганизованной массы. Однако вскоре в низовья Днепра стала переселяться также украинская шляхта, подвергшаяся притеснениям со стороны литовских захватчиков. Украинская шляхта, по словам Симоновского, была тем элементом, который содействовал окончательному оформлению казачества, как военного сословия. Отныне казачество, подобно западно-европейским рыцарским орденам, всецело посвящает себя борьбе с «неверными» — турками и татарами. В то время, уверяет Симоновский, казачество было строго однородным сословием, не знавшим социальных различий в своей среде. Исключительные заслуги казачества в его борьбе побудили польского короля Сигизмунда 1-го взять на службу «оттуда некоторую часть того вольного народа». Отобранные правительством казаки были поселены в центральных частях страны по среднему течению Днепра, получив при этом земли и шляхетские привилегии. Казаки, т. е. привилегированная верхушка реестра, верой и правдой служили Литве и Польше. Предводителями казаков, их гетманами, были всегда, утверждает Симоновский, люди знатного происхождения.
Свое дальнейшее развитие взгляды на происхождение казачества получили в известном анонимном произведении второй половины 18 века — «Истории Русов». В отличие от Грабянки и Симоновского, автор «Истории Русов» считает, что казаки — это славянские воины и что от козар они заимствовали не более, как свое название. Этим автор стремится обосновать мысль об исконном существовании казачества: «сие название, — читаем в «Истории Русов», — получили наконец и все воины славянские». Казаками, иначе славянскими воинами, или рыцарями, уверяет автор этого труда, могли быть лишь «избранные», причем звание это передавалось по наследству. Мысль о принадлежности казаков к классу феодалов автор «Истории Русов» стремится подкрепить ссылкой на то, что они, подобно другим разрядам привиллептрован-ных служилых людей в Речи Посполитой, владели землями и крепостными с правом передачи их по наследству. Эти права подтверждались каждым из польских королей немедленно после вступления на престол.
Через всю «Историю Русов» проходит идея о независимости украинского «рыцарства» — казачества, свободно, по своему желанию, служившего либо литовскому великому князю, либо польскому королю, либо русскому царю. Причину восстаний против Речи Посполитой в 16-17 веках автор «Истории Русов» видит не в угнетении народных масс польскими и литовскими феодалами, а в утеснении, прежде всего религиозном, старшины реестрового казачества польскими феодалами.
Автор «Истории Русов» приветствует воссоединение Украины с Россией, как важный исторический акт. Но тут он сосредоточивает свое внимание на том вопросе, который является основным стержнем его труда: принимая Украину под свою власть, царь, уверяет он, уравнял в правах казачью старшину и украинское шляхетство с русским боярством и дворянством, подтвердил те привилегии, которыми они пользовались при польских королях.
Г. Грабянка, П. Симоновский и автор «Истории Русов», несмотря на частичные различия во взглядах на происхождение и роль казачества, сходны в одном — в стремлении утвердить мысль о том, что казачество, под которым они разумели главным образом старшину, является древним рыцарским украинским сословием. В период после воссоединения Украины с Россией эта «теория» должна была обосновать право казачьей старнги-ны и украинского шляхетства на все феодальные привиллегии, т. е. на уравнение в правах с российским дворянством. Этот вопрос приобрел для старшины и украинского шляхетства особую остроту после уничтожения гетманства на Украине в 1764 году.
К концу 15 века исконные украинские земли, в течение двух с половиной столетий находившиеся под игом монголо-татарских завоевателей, оказались поделенными между разными феодальными государствами.
Правое и отчасти левое Поднепровье, Восточная Волынь и южные степи находились под властью Литвы. Галицкая земля, Западная Волынь и Подолия были захвачены Польшей. В Закарпатье господствовали венгерские феодалы. Буковиной владели молдавские бояре.
Восточная Европа, совсем недавно освободившаяся от тяжкого татарского ига, шла по пути экономического и политического прогресса. Однако ликвидация феодальной раздробленности и образование централизованных государств имели в Восточной Европе свои особенности, в результате чего судьбы восточно-европейских стран складывались далеко не одинаково. Так например, в то время, как Россия превращалась в могучую централизованную многонациональную державу, в Литве и Польше продолжали долго оставаться губительные остатки феодальной раздробленности.
Остатки феодальной раздробленности и анархии задерживали социальное и политическое развитие Литвы и Польши. Стремление феодалов приспособиться к новым экономическим условиям имело своим ближайшим следствием рост эксплуатации крестьян и усиление их зависимости, что нашло отражение в феодальном законодательстве. 2-го мая 1447 года великий князь Казимир издал закон (привилей), распространявший крепостное право на значительную часть крестьянства Литвы. Этим законом был запрещен переход частновладельческих крестьян в великокняжеские имения. Кроме того, что очень важно, феодалу предоставляется право суда над своими крестьянами.
Тяжкий гнет, которому подверглось украинское крестьянство и широкие слои городского населения, усугублялся жестоким национальным угнетением и религиозными преследованиями. Поляки стремились насильственно ополячить и окатоличить украинский народ.
В западных украинских землях преследование украинской народности началось уже в 14-ом веке. Католическая церковь, польские магнаты и шляхта попирали обычаи и культуру украинского народа. Жестоким гонениям подверглась православная религия. Показателем жестокого национального гнета являлись разного рода притеснения и ограничения, которые терпело украинское мещанство. Во Львове, например, одном из крупнейших городов Украины, украинские мещане не допускались в цехи, ограничивались в правах на торговлю сукном, спиртными напитками, а также в правах на занятие должностей в городском самоуправлении и др. Проживать и приобретать недвижимую собственность им разрешалось только в определенном районе города, называвшемся «Русской улицей». Запрещалось публичное исполнение православных обрядов. В таком же положении находилось украинское мещанство Перемышля, Каменца и других городов.
Социальное и национальное угнетение украинского народа в Литве и Польше усугублялось царившей в этих странах феодальной анархией, произволом магнатов и шляхты. В княжестве Литовском государственная власть сосредоточивалась в руках приблизительно десяти магнатских фамилий. Крупные магнаты, собиравшие огромные доходы с подвластного сельского и городского населения, имели свои собственные войска, крепости и т. д. Значительная часть магнатских служащих состояла из мелкой и средней шляхты, которым магнаты, под условием отправления службы, в их пользу давали земли с крестьянами. Эта шляхта находилась в полной зависимости от своих патронов. Магнаты являлись, по существу, неограниченными властителями в своих владениях. Стремясь сохранить и расширить свои привилегии, они упорно боролись за всемерное ограничение власти главы государства — короля и великого князя.
Такое же положение, как в Литве, сохранилось и в Польше. Здесь король также всецело зависел от всесильных вельмож-магнатов, которые, захватив в свои руки власть, использовали ее в своих интересах.
Большую роль в деле сохранения остатков раздроблённости в Польше сыграл Ватикан, некоторые западно-европейские державы, заинтересованные в политической слабости Польского государства. Остатки феодальной раздробленности тяжело сказывались на обороноспособности Литвы и Польши, южные границы которых часто подвергались опустошительным набегам турецких и татарских феодалов.
Крым и Турция того времени были особенно опасными соседями.
Во главе Крымского государства стоял хан. Крупные татарские феодалы, стремясь удержать свою независимость, часто вступали с ханом в вооруженную борьбу. Господство татарских феодалов имело тяжелые последствия для экономической и культурной жизни Крыма.
Местное население, состоявшее из украинцев, русских, армян и т. д., изнывало под ненавистным татарским игом. Беспрерывной междоусобной борьбой крымских феодалов не преминула воспользоваться Турция. В Крым турки вторглись в 1475 году. Крымское ханство попало в зависимость от Турции, стало ее вассалом. Ханский трон стал замешаться по воле султана членами крымской династии Гиреев. Во всех важных стратегических пунктах были сооружены крепости и размещены турецкие гарнизоны.
В конце 15-го века, со времени установления турецкого господства на северном побережье Черного моря, набеги татар и турок стали страшным бедствием для украинского и русского народов. В России для защиты от этих набегов и их предотвращения были предприняты серьезные меры. В первой половине 16-го века на южных окраинах страны стали возникать оборонительные линии, так называемые «засечные черты». Они состояли из целой системы городов, острожков и сторожевых башен, а также из сплошных завалов подсеченных деревьев. В дно рек на месте бродов для затруднения прохода татарской конницы вбивались колья.
Для наблюдения за врагом далеко в степь посылались конные «сторожи» и «станицы». Последние, устраивая наблюдательные вышки и объезжая отдельные участки, давали знать в город о появлении татар. Борьба с татарами требовала огромного напряжения сил всего государства.
Совсем другим было положение в Польше и Литве. Польские и литовские магнаты, озабоченные лишь тем, чтобы удержать в повиновении своих подданных и расширить свои владения, почти ничего не делали для организации обороны юго-восточных границ от татарских набегов.
Пользуясь этим, татары безнаказанно по нескольку раз в году вторгались в пределы Украины. Во время набега татарская орда, разделившись на несколько отрядов, охватывала большие пространства и достигала самых дальних районов Польши и Литвы. В 1527 году татарское войско, двинувшись на Литву по приказу турецкого султана, дошло до Пинска на севере и до Люблина на западе.
Жестокость насильников не знала пределов. Они без разбора убивали взрослых и детей, грабили и сжигали поселения, вытаптывали посевы. Больше всего от татарских набегов страдали народные массы. Магнаты и шляхтичи отсиживались за толстыми стенами своих замков и крепостей, охраняемых вооруженными отрядами. Пути, по которым проходила орда, освещались зловещим заревом пожаров и устилались трупами убитых и замученных людей. Тысячи и десятки тысяч людей татары угоняли в Крым. Дороги оглашались стонами и воплями несчастных. Многие пленники от голода, жажды и побоев умирали в пути.
Литовское и польское правительства не могли защитить ни свои земли, ни захваченную ими Украину от татарских набегов. Они сами платили ханам унизительную дань. Кровавая татарская и турецкая агрессия задерживала хозяйственное и культурное развитие Украины. Юго-восточные пределы Ки-евщины, Волыни и Подолии, чаще других подвергавшиеся набегам, почти совсем обезлюдели. По словам современника, эти богатые и живописные местности могли быть цветущим краем, если бы не набеги и вторжения татар.
Тяжкий социальный и национальный гнет, которому подвергали население Украины литовские и польские феодалы, а также опустошительные набеги татар и турок ставили под угрозу самое существование украинского народа. Все это вызывало мужественный протест со стороны населения Украины. В связи с ростом крепостничества в Польше, крестьяне и мещане все чаще и чаще стали отказываться выполнять феодальные повинности. Участились случаи нападения крестьян на феодалов и убийства последних. Протест крестьян принимал порой форум волнений, охватывавших часто целые округа. В 1469 году в Галиции, по словам польских летописцев, вспыхнуло большое восстание крестьян.
Повстанцы громили шляхетские имения и замки, изгоняли и убивали ненавистных польских панов. Волна восстания докатилась до Галича и затем захлестнула левый берег Днепра. Однако вскоре феодалы нанесли им тяжелое поражение. Восстание было подавлено.
Протест населения Украины против социального и национального гнета проявлялся и в других формах. Одной из них, получившей наиболее широкое распространение, было бегство крестьян от феодалов. Посредством бегства они, разумеется, стремились избавиться от феодальной зависимости. В России и на Украине бегство крестьян, в связи с усилением крепостного гнета, приняло, в особенности со второй половины 15-го века, широкие размеры. Украинские крестьяне и мещане, группами и семьями, а нередко целыми селениями, уходили в почти безлюдные восточные и южные окраины Подолии, Брацлавщины, Киевщины.
Феодалы, стремясь воспрепятствовать уходу своих подданных, не останавливались ни перед чем. Они отправлялись за ними в погоню с погонщиками. Пойманных беглецов подвергали пыткам, вешали, сажали на кол. Борьба с беглыми крестьянами велась и средствами государственной власти. Согласно «Судебнику» великого князя Казимира Ягеллона от 1467 года, лица, подстрекавшие крестьян к побегу, подлежали смертной казни через повешение. Все эти законы преследовали единственную цель: лишить беглых возможности найти пристанище и заставить их отказаться даже от мысли о побеге. Однако бегство крестьян не только не прекращалось, но, напротив, с каждым годом усиливалось.
Порывая с феодальной зависимостью и оседая на новых местах, беглые считали себя вольными людьми — казаками. Слово «казак» тюркского происхождения и означает «вольный человек». С. Грондский (середина 17-го века), останавливаясь на вопросе о возникновения казачества, писал: «Те из украинского народа, которые не хотели терпеть ярмо и власть местных панов, уходили в далекие края, к тому времени еще не заселенные, и присваивали себе право на свободу... Основывали новые колонии и чтобы отличаться от подданных, принадлежащих польским панам, стали именовать себя казаками».
Во второй половине 15-го и в начале 16-го века в верховьях Южного Буга, у Соби и Синюхи, на Роси, Тясмине, а также на левом берегу Днепра — по Трубежу, Суле, Пслу и т. д. — появляется немало слобод и хуторов. Население их считало себя казаками. Вскоре казачьи поселения заняли значительную полосу восточного украинского пограничья — от днепровского Левобережья до Днепра. Современник (16-й век), описывавший заселение пограничных украинских земель беглыми крепостными, подчеркивал, что «в то время, как многолюдные некогда земли, местечки и села серединных областей страны совсем запустели, необитаемые прежде пространства украинные наполнялись жителями к неисчислимому вреду их прежних помещиков».
Самые ранние данные о казаках на Киевщине относятся к 1492 году, а еще более выразительно — к 1499 году. В грамоте великого князя Литовского Александра от 1499 года о взимании пошлин киевским воеводой, читаем: «Которые козаки з верху Днипра и с наших сторон ходят водою на низ до Черкасс и далей и што там здобудут, с того со всего воеводе киевскому десятое мают давати». Хотя сведения о казаках, как видим, относятся лишь к концу 15-го века, однако, разумеется, возникновение казачества на Украине нужно отнести к более раннему периоду.
Появление казаков в пограничных землях оживило малолюдные, пустынные, хотя и богатые своими естественными ресурсами, южноукраинские степи. Ценою огромных усилий казаки отвоевывали у природы ее дары: они распахивали целинные земли, заросшие густой травой и терновником, прокладывали дороги, строили мосты, основывали поселения, разводили сады и т. д. Казаки положили начало развитию земледелия в степном крае. Наряду с этим, в местах, заселенных казаками, успешно развивалось скотоводство и промыслы — рыболовство, звероловство и т. д.
Основная масса казаков занималась земледелием, а также и промыслами. Однако среди казаков было немало и ремесленников — кузнецов, бондарей, скорников, шорников, ткачей и т. д. Ремесленники селились у редких степных замков — Брацлава, Винницы, Переяслава, Черкас и т. д., основывая местечки. Даже гораздо позднее, в 17-ом веке, значительная часть населения этих городов считала себя казаками.
Наряду с сельским хозяйством и ремеслами, казачье население местечек и городов занималось также торговлей продуктами сельского хозяйства. Черкасские и каневские казаки, например, возили в Киев мед, воск, кожи, меха, сало, солод и т. д. Заметное место занимала торговля рыбой — свежей, вяленой, соленой.
В социальном отношении казачество не было однородным целым. Экономическое неравенство в среде казачества возникло одновременно с его появлением, ибо от крепостнической зависимости в казаки бежали различные по своему имущественному положению элементы: с одной стороны масса бедного, часто лишенного всяких средств к существованию, сельского и городского люда, а с другой — крестьяне и ремесленники, обладавшие средствами производства и надеявшиеся найти на новых местах более благоприятные условия для развития своего хозяйства.
Крестьяне и мещане часто бежали со своими семьями и имуществом — скотом, лошадьми, сельско-хозяйственным инвентарем и т. д. Среди крепостных, особенно тех, кто владел средствами производства, было известное число зажиточных и богатых. Наиболее зажиточные из крестьян, даже отцы семейств, накопив известное имущество, забирали его и, не спрося разрешения у своих панов, устремлялись в казаки, откуда их было невозможно вернуть. Таким образом бегство крестьян с имуществом было дело не столь уже редким. Более того, богатые крестьяне и ремесленники нередко бежали вместе со своими наймитами.
На новых местах социальное неравенство в среде казачества не только сохранялось, но и получало свое дальнейшее развитие. Пользуясь экономической несостоятельностью бедняков, богачи и здесь продолжали эксплуатировать их в своих хозяйствах.
Подводя итоги сказанному, нужно отметить следующее. В странах Западной Европы беглые крестьяне служили источником пополнения городского населения и, следовательно, содействовали развитию городов. В России, Литве и Польше бегство крестьян в города, ввиду относительной малочисленности последних, не могло приобрести такого значения, как на Западе. К тому же в Литве и Польше значительная часть городов находилась во владении отдельных феодалов. Другими словами, города Восточной Европы не могли поглотить всю массу беглого сельского люда. Зато здесь перед беглецами открывались такие пути, каких не знала Западная Европа: возможности освоения обширных пространств на южных и юго-восточных окраинах Литвы и Польши.
В процессе борьбы с феодалами казаки выработали своеобразные формы организации и управления. Горожане объединялись в общины, которые управлялись выборными лицами, имели свой суд, финансы и войско. В войске участвовало, как правило, все взрослое мужское население. Необходимость борьбы с феодалами, не говоря уже о мотивах, подсказываемых хозяйственными интересами, заставила казаков с самого начала объединиться в общины. Эти общины были одновременно самоуправляющимися и вооруженными организациями. Создание военной организации казачества ускорялось тем, что казаки вынуждены были защищать себя от непрерывных набегов со стороны турецких и татарских феодалов. В системе организации городского и казачьего самоуправления существовали однако и заметные различия. Казачество занимало сплошные районы, целые области. Это способствовало тому, что оно могло сравнительно быстрее объединиться в целях организации отпора наступающим феодалам. Городские общины всегда, или почти всегда, сохраняли какую-то степень зависимости от феодалов. Казачество же, если иметь в виду особенно начальный период его существования, порывало всякую зависимость от феодалов и даже в известном смысле от феодального государства.
Феодалы, понятно, не могли без опасения смотреть на усиление казачества, которое близко примыкало к угнетенным массам крестьянства и всегда могло выступить им на помощь. Они стремились во что бы то ни стало уничтожить казаков и вернуть их в крепостное ярмо.
Не последнюю роль, конечно, играло тут стремление магнатов захватить обработанные казачьи земли и другие обработанные ими угодья. Для этой цели польские и литовские магнаты не жалели сил и средств. В казачьи местности они отправляли свои отряды. Последние вторгались в казачьи слободы, грабили население, убивали тех, кто сопротивлялся панскому произволу.
В конце 15-го и начале 16-го столетия польским и литовским магнатам удалось присвоить себе значительную часть казачьих земель на Подолии, Брацлавщине, Киевщине. Стараясь закрепить за собой захваченные земли, превратить их в наследственную собственность, захватчики испрашивали на них у правительства жалованные грамоты, и в разное время такие грамоты были выданы королем и великим князем их просителям. Точные границы пожалований в грамотах не указывались: их предоставлялось определять самим магнатам «посредством своих сабель».
Примечание. Материалом для этого очерка послужили следующие данные:
1. В.А. Голубоцкий. «Запорожское казачество». Киев. 1957 год.
2. Др. В.Д. Синеоков. «Государственное значение казачества». Белград. 1939 год.
3. С.В. Болдырев. «Казачий Исторический Календарь за 1955-1957 гг.».
Нью Иорк. США.
М. Черныш.
(Продолжение следует)
(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 68. Январь-февраль 1967 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av. de la Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 17-22).